Презентация для начальных классов "конвенция и права детей". Презентация на тему "конвенция оон о правах ребенка" Презентации тему конвенция о правах ребенка

Слайд 2

Эпиграф

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. (Всеобщая декларация прав человека. Ст. 1)

Слайд 3

Цели и задачи:

углубить первоначальное представление учащихся об основных правах человека формировать стремление активно содействовать защите прав человека. расширить кругозор учащихся

Слайд 4

Давным-давно, более двух тысяч лет назад, на Земле появились люди.

Слайд 5

Одновременно с ними возникли и главные вопросы: - Что люди могут и чего не могут делать? - На что они имеют права и на что не имеют?

Слайд 6

И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров.

Слайд 7

В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

Слайд 8

А есть ли какие-нибудь права у детей?

Слайд 9

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей.

Слайд 10

Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.

Слайд 11

Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.

Слайд 12

Однако декларация (лат. Declaratia- провозглашение)- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

Слайд 13

Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября1990г. после ратификации ее двадцатью государствами. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Слайд 14

Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Слайд 15

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Слайд 16

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Слайд 17

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отметим такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22)

Слайд 18

защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36),

Слайд 19

наркомания (Статья 33)

Слайд 20

детская преступность (Статья 40)

Слайд 21

межгосударственная практика усыновления (Статья 21)

Слайд 22

дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39)

Слайд 23

потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Слайд 24

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей 27 и 28

Слайд 25

Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Слайд 26

Органичная сила новой Конвенции состоит в ее гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем

Слайд 27

Слайд 28

Первая часть Конвенции

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Слайд 29

Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

1 слайд

Презентация на тему « Конвенция о правах ребёнка» Подготовила ученица 10 а класса Кожинова Елизавета

2 слайд

Что такое конвенция ООН о правах ребёнка? «Конвенция» - это, по-русски, международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны.

3 слайд

4 слайд

Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.

5 слайд

Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.

6 слайд

7 слайд

Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.

8 слайд

9 слайд

Статья 7 и статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

10 слайд

Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.

11 слайд

Статья 10 и статья 22. Всем детям-беженцам должна быть предоставлена защита, гуманитарная помощь и помощь в воссоединении с семьёй. Дети-беженцы имеют право на особую защиту.

12 слайд

Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание. Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.

13 слайд

Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.

14 слайд

Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.

15 слайд

16 слайд

Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Конвенция о правах ребенка, других международных актов получили свое подтверждение и развитие в российском законодательстве. Эти документы дают ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Зачастую дети просто не знают о самом существовании Конвенции, текста Конституции РФ. Огромное значение в процессе осознания прав человека и прав ребенка в частности имеет правовое просвещение. Этот урок является пусть небольшим, но вкладом в дело просвещения и образования в области прав человека и его основных свобод.

Цели: Познакомить учащихся с основными положениями о Конвенции, научить применять полученные знания о своих правах в реальных жизненных ситуациях.

Ход урока

  1. Объявление темы и задачи урока.
  2. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.
  3. Обсуждение статей Конвенции о правах ребенка.
  4. Практическая работа учащихся.
  5. Подведение итогов.

2


Конвенция о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. ООНСШАСомали ООНСШАСомали 3


Конвенция о правах ребёнка Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. Конвенция вступила Конвенция вступила в силу для РСФСР в силу для РСФСРРСФСР 15 сентября 1990 года. 15 сентября 1990 года.15 сентября1990 года15 сентября1990 года 4


Основные положения Конвенции 1 часть Статьи часть Статьи часть Статьи


Первая часть Конвенции Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.ребенок Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. Статьи излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Статьи излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Статьи определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. Статьи определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.особых категорий детейособых категорий детей Статьи закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. Статьи закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. Статьи устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Статьи устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Статьи определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн. Статьи определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн. 6


Вторая часть Конвенции Статьи упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 12 лет Статьи упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 12 лет 7


Третья часть Конвенции Статьи указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан. Статьи указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан. 8


Права ребёнка Права ребёнка свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. Права ребёнка свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.правКонвенции о правах ребенка ребенокправКонвенции о правах ребенка ребенок 9


Права ребёнка Ребенок имеет право на семью. Ребенок имеет право на семью. Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей. Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей. Ребенок имеет право посещать школу и учиться. Ребенок имеет право посещать школу и учиться. Ребенок имеет право на равенство. Ребенок имеет право на равенство. Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребенок имеет право на собственное мнение. Ребенок имеет право на собственное мнение. Ребенок имеет право на имя и гражданство. Ребенок имеет право на имя и гражданство. Ребенок имеет право на получение информации. Ребенок имеет право на получение информации. Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения. Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения. Ребенок имеет право на медицинское обслуживание. Ребенок имеет право на медицинское обслуживание. Ребенок имеет право на отдых и досуг. Ребенок имеет право на отдых и досуг. Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями). Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями). 10


Дополнительные права ребёнка Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. 11


Дополнительные права ребёнка Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. 12




Дополнительные права ребёнка Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. 14


Дополнительные права ребёнка Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния. Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния. 15


Дополнительные права ребёнка Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей. Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей. 16


Дополнительные права ребёнка Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. 17


Дополнительные права ребёнка Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права. 18




Дополнительные права ребёнка Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию. 20


Дополнительные права ребёнка Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. 21


Литературно-правовая викторина «Найди нарушения» «Найди нарушения» 1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? 22






(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Статья 15.)? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Статья 15.)? 25






Литературно-правовая викторина 4. Маугли не умеет 4. Маугли не умеет говорить человеческим говорить человеческим языком. Он может лишь языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животными? 28


(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.) (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.) 29




(Статья гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».) (Статья гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».) 31




(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.) (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.) 33


Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы. Ситуация 1 Ситуация 1 В лютый мороз ребенка не пустили в школу из-за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, переходите в другую школу. В лютый мороз ребенка не пустили в школу из-за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, переходите в другую школу. Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие? Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие? 34


Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы. Ситуация 2. Ситуация 2. Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на пере­мене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться». Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на пере­мене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться». Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав? Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав? 35


Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы. Ситуация 3. Ситуация 3. Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят. Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят. Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените дей­ствия родителей. Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените дей­ствия родителей. 36


Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы. Ситуация 4. Ситуация 4. Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь. Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь. Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей. Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей. 37

Конвенция о Правах ребёнка Установила минимальные стандарты
благополучия детей имея статус международного
закона
Является рамочным законом для всех участников
правоприменения в отношении детей
Используется как единый инструмент в
применении к гражданским, политическим,
экономическим, социальным и культурным правам
Применимо во все времена ко всем детям в любых
ситуациях
Ратифицирована большинством стран
2

Структура Конвенции

Четыре части:
Преамбула представляет контекст принятия
Конвенции.
Часть Первая (статьи 1 - 41) устанавливает
права всех детей.
Часть Вторая (статьи 42 - 45) представляет
механизм мониторинга (контроль за исполнением)
и осуществления Конвенции.
Часть Третья (статьи 46 - 54) отражает процесс
ратификации и вступления в силу.
3

Основные принципы КПР

Защита детей от любых
форм дискриминации (Ст. 2)
Наилучшее обеспечение
прав ребёнка (Ст Ст.3)
Право на Жизнь,
Выживание и Развитие (Ст. 6)
Уважение к
самовыражению мнению
ребёнка (Ст. 12)
4

Недискриминация

Все Дети
Некотрые дети
Имеют одни и те же права на
развитие своего потенциала
независимо от расы, цвета
кожи, пола, касты, языка,
мнения, особенностей,
инвалидности, рождения и
любых других характеристик
Нуждаются в большем
внимании чем другие в
заботе, утверждении
равенства возможностей
5

Приоритет интересов

Всегда принимать решения в интересах
ребёнка
Поддерживать подходы, когда ребёнок
будет в центре внимания
Придерживаться принципов примирения
Основа для Оценки
закон
практика
6

Право на жизнь, Выживание и Развитие

Физическое, ментальное,
духовное, моральное и
социальное развитие
Государства должны принимать
позитивные действия
Обеспечение доступа к основным
службам
7

Уважение к мнению ребёнка

Мнение ребёнка
должно быть услышанным,
уважаться, принимая во внимание
всё, что влияет на ребёнка
весомость мнения учитывается
исходя из возраста и развития
ребёнка
8

Статья 6

1. Государства-участники
признают, что каждый ребенок
имеет неотъемлемое право на
жизнь.
2. Государства-участники
обеспечивают в максимально
возможной степени выживание и
здоровое развитие ребенка.
9

Статья 7

– 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с
момента рождения имеет право на имя и на приобретение
гражданства, а также, насколько это возможно, право знать
своих родителей и право на их заботу.
–2. Государства-участники обеспечивают осуществление
этих прав в соответствии с их национальным
законодательством и выполнение их обязательств согласно
соответствующим международным документам в этой
области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не
имел гражданства.
10

Статья 8

– 1. Государства-участники обязуются уважать право
ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая
гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается
законом, не допуская противозаконного вмешательства.
–2. Если ребенок незаконно лишается части или всех
элементов своей индивидуальности, государства-участники
обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для
скорейшего восстановления его индивидуальности.
11

Статья 9

– 1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не
разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за
исключением случаев, когда компетентные органы,
согласно судебному решению, определяют в соответствии с
применимым законом и процедурами, что такое разлучение
необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое
определение может оказаться необходимым в том или ином
конкретном случае, например, когда родители жестоко
обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда
родители проживают раздельно и необходимо принять
решение относительно места проживания ребенка.
12

Статья 12

– 1.
Государства-участники обеспечивают
ребенку, способному сформулировать свои
собственные взгляды, право свободно
выражать эти взгляды по всем вопросам,
затрагивающим ребенка, причем взглядам
ребенка уделяется должное внимание в
соответствии с возрастом и зрелостью
ребенка.
13

Статья 14

1. Государства-участники уважают
право ребенка на свободу мысли,
совести и религии.
14

Статья 15

– 1. Государства-участники признают право ребенка на
свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
–2. В отношении осуществления данного права не могут
применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые
применяются в соответствии с законом и которые
необходимы в демократическом обществе в интересах
государственной безопасности или общественной
безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны
здоровья или нравственности населения или защиты прав
и свобод других лиц.
15

Статья 16

– 1. Ни один ребенок не может быть объектом
произвольного или незаконного вмешательства в
осуществление его права на личную жизнь,
семейную жизнь, неприкосновенность жилища или
тайну корреспонденции, или незаконного
посягательства на его честь и репутацию.
–2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого
вмешательства или посягательства.
16

Статья 17

– Государства-участники признают важную роль средств
массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел
доступ к информации и материалам из различных
национальных и международных источников, особенно к
таким информации и материалам, которые направлены на
содействие социальному, духовному и моральному
благополучию, а также здоровому физическому и
психическому развитию ребенка. С этой целью государстваучастники:
17

Статья 19

– 1. Государства-участники принимают все необходимые
законодательные, административные, социальные и
просветительные меры с целью защиты ребенка от всех
форм физического или психологического насилия,
оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или
небрежного обращения, грубого обращения или
эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со
стороны родителей, законных опекунов или любого другого
лица, заботящегося о ребенке.
18

Статья 27

– 1. Государства-участники признают право каждого
ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального
развития ребенка.
–2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка,
несут основную ответственность за обеспечение в пределах
своих способностей и финансовых возможностей условий
жизни, необходимых для развития ребенка.
19

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с
целью постепенного достижения осуществления этого права на основе
равных возможностей они, в частности:
–a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
–b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так
и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и
принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и
предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
–c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе
способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
–d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования
и профессиональной подготовки для всех детей;
–e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и
снижению числа учащихся, покинувших школу.
20

Статья 30

– В тех государствах, где существуют этнические,
религиозные или языковые меньшинства или лица
из числа коренного населения, ребенку,
принадлежащему к таким меньшинствам или
коренному населению, не может быть отказано в
праве совместно с другими членами своей группы
пользоваться своей культурой, исповедовать свою
религию и исполнять ее обряды, а также
пользоваться родным языком..
21

Статья 31

– 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и
досуг, право участвовать в играх и развлекательных
мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
–2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка
на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и
содействуют предоставлению соответствующих и равных
возможностей для культурной и творческой деятельности,
досуга и отдыха.
22

Статья 39

– Государства-участники принимают все необходимые меры
для того, чтобы содействовать физическому и
психологическому восстановлению и социальной реинтеграции
ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения,
эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое
восстановление и реинтеграция должны осуществляться в
условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и
достоинство ребенка.
23

Статья 42

Государства-участники обязуются,
используя надлежащие и действенные
средства, широко информировать о
принципах и положениях Конвенции как
взрослых, так и детей.