«Маленьким детям — большие права». Конспект занятия НОД по правовому воспитанию детей подготовительной группы


Казанцева Лариса Дмитриевна
МБДОУ «ЦРР детский сад №39 «Росинка»
2016 год
НОД в подготовительной группе «Наши права»
Цели: Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
Задачи:
-Закрепить представления детей о семье; о важных международных документах «Декларация прав» «Конвенция прав ребёнка»
- развивать умение дифференцировать понятия «права» и «желания», рассуждать, сопоставлять, делать выводы -Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей
-Воспитывать чувство уважения к другим людям
Методические приёмы: чтение стихов, дидактическая игра, игра с мячом, песня «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!», сюрпризный момент
Словарь: Декларация, Конвенция
Индивидуальная работа: отвечать на вопросы полным предложением
Дифференцированный подход: выкладывание желаний (картинки, написанные слова)
Предварительная работа: чтение сказки Алексея Толстого «Золотой ключик»
Оборудование: книга, картинки, сказочный герой – Буратино, слова, мяч
Ход:
Дети здороваются с гостями.
-Посмотрите, а у нас сегодня ещё один гость – это Буратино! Буратино принёс конверт с письмом. Посмотрим, что внутри?!
1.«Здравствуйте, ребята! «Мы живём у злого Карабаса Барабаса, нам очень плохо у него. Он нас обижает, заставляет работать, бьёт палкой, кричит. У нас много желаний, но нам ничего не даёт. Он говорит, что он наша семья. Мы не знаем, что нам делать! Нам нужен ваш совет» Поможем, разобраться!? Мы расскажем всё Буратино, а он объяснит своим друзьям. Давайте сначала разберёмся, что такое семья. Послушайте внимательно шуточное стихотворение, которое Катя выучил втайне от вас.
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня и братишка,
И щенок лапоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щётка,
Мяч - сестричке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
-Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, то есть родня? Да, нет
-Назовите персонажей стихотворения, которые являются одной семьёй?
–Верно, членами этой семьи являются Мама, Папа, брат и сестра. Серёжа просто друг, а не член семьи. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, они живут у нас в доме, иногда считаем их членами семьи, но они не люди, поэтому не являются родней герою стихотворения.
-Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
-А как вы думаете, что такое семья? Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
-А у Буратино есть семья? Конечно, это папа Карло
-У каждого в семье есть свои желания, обязанности, интересы
-Какие желания у вас? (телефон, бусы, торт, красивое платье, собаку, машину, дом, здоровье, учиться в школе, имя, отдыхать, быть свободным, не хочу, чтобы меня обижали).-Да желания как у всех! Я думаю, что у друзей Буратино такие же желания?!
-Буратино, у тебя какое желание? Я хочу золотой ключик
- Все желания можно разделить на две группы. Одни – просто желания, когда очень чего-то хочется, но без них можно прожить. Другие желания, которые должны быть у каждого – без них нельзя жить никому. Как их называют? Права
Дидактическая игра «Желания и права»
- Я предлагаю на красный поднос выложить все ваши желания, кто умеет читать, может выбрать написанные желания, кто не умеет читать может использовать картинки. А на синий поднос выложите права, без которых нельзя прожить.
- Я думаю, если очень сильно хотеть, то ваши желания все исполнятся. А теперь давайте создадим книгу «Имею право». И расскажем Буратино о их правах!. В книге уже существуют картинки, только к ним надо подклеить написанные права.
Дети встают полукругом около синего подноса. По одному предлагают право и приклеивают к соответствующей картинке.
-Зачем нам нужен дом, квартира?
-Зачем нужна семья?
-Зачем учиться в школе?
-Зачем нам имя?
-Зачем нам право на отдых?
-Как вы думаете, что самое важное?
-Вот мы и создали книгу «Имею право» для сказочных героев, Буратино обязательно покажет книгу своим друзьям!
-А сейчас я предлагаю отдохнуть потанцевать, потому что у нас есть право на отдых.
Музыкальная пауза «Большой хоровод»
-Несколько лет тому назад женщины и мужчины из разных стран собрались обговорить все права необходимые человеку. И все страны подписали очень важный документ для взрослых.
-Какой? Декларация прав человека.
-В Декларации сказано о правах всех людей. Каких? Взрослых
-А через несколько лет вспомнили, что есть ещё люди, о которых нужно заботиться. Это кто? Дети
-Вся жизнь ребёнка зависит от взрослого и государство обязано позаботиться о своих маленьких гражданах. Так появился ещё один документ.
-Как называется? Конвенция прав ребёнка
-И наше государство тоже подписалось под этим документом, а значит, дало слово заботиться о своих детях.
-Кто защищает вас в стране?
-Кто защищает вас дома?
-Кто поможет вам, когда вы больны?
-Кто поможет вам, когда кто-то сделает больно?
А как мы поможем друзьям Буратино? Подарим книгу
-Они будут знать, что у них тоже есть права!
-Куда им обратиться за помощью? Папа Карло, полиция, учителю
-Вот Буратино тебе и твоим друзьям наш подарок, сам будешь знать и другим подскажешь!
-Кроме прав есть ещё и обязанности, которые нужно выполнять. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом перед семьёй.
Игра с мячом «Обязанности»
Дети встают в круг и бросают мяч по очереди друг другу. Кому бросили мяч, тот называет обязанность, которую необходимо соблюдать.
-Я обязана помогать маленьким
-Я обязан помогать родителям
-Я обязан беречь природу
-Я обязан прибирать игрушки
-Я обязан не обижать малышей
-Я обязана помогать маме
-Я обязан уважать взрослых
- Давайте повторим, какой важный документ защищает права детей? Буратино теперь ты всё знаешь, спеши к своим друзьям и расскажи, что ты узнал у нас на занятии. Как вы думаете, эта книга поможет друзьям Буратино?
-Как она поможет?
-Они прочитают и узнают о своих правах и могут обратиться за помощью к другим.
-Вам понравилось помогать другим?
-Делать людям хорошее, хорошеть самому!

Конспект НОД по правовому воспитанию "Знакомство детей с Конвенцией прав ребенка"

Конспект НОД "Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка"

Цель: познакомить детей с основными правами ребенка
Задачи : знакомить детей с основными правами ребенка,отраженными в Конвенции о правах ребенка";
формировать у детей представление о правах через литературные произведения;
учить отвечать на вопросы, аргументируя свои ответы;
формировать в детях такие качества,как отзывчивость, сострадание, справедливость;
развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания другим людям.
Ход НОД:
Воспитатель вносит в группу глобус.
Воспитатель :Дети,что это?(Глобус-модель Земли).
Воспитатель :На нашей Земле,во всех ее уголках, живут разные люди,а чтобы они жили дружно и мирно,придумали документ "Декларация прав человека" и "Конвенция о правах ребенка".(Показывает эти книги). Сегодня мы познакомимся с основными вашими правами.(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель :Давайте вспомним с вами сказку "Цветик - семицветик". Каким волшебством обладал цветок?(Исполнял желания девочки Жени). У нас с вами тоже распустится волшебный цветок,но мы должны с вами выяснить,какими правами обладают дети.
Воспитатель :Самое главное право ребенка-право на жизнь.(На доске выставляем соответствующую картинку). И никто не может его нарушать. Как вы это понимаете?(Каждый человек хочет жить и никто не должен у него жизнь забирать).
Воспитатель :Вспомните сказки, в которых это право нарушалось? ("Красная Шапочка","Колобок","Волк и семеро козлят"). Дети,найдите лепесток,на котором изображено это право.(Дети находят соответствующий лепесток и выкладывают его на фланелеграф). Воспитатель :Второе основное право дают при рождении малышу его родители.Что это?(Имя).-Молодцы!У нас у всех разные имена,давайте послушаем,как они звучат ласково.
Игра "Назовите друг друга по имени ласково" (игра проводится в кругу.Дети,называя ласково имена друг друга,звонят в колокольчик и передают его тому,чье имя произнесли).
Воспитатель: Как красиво звучат ваши имена.И недопустимо давать друг другу клички и прозвища-этим вы нарушаете право на имя!Найдите лепесток,соответствующий этому праву.(Дети выполняют).
Воспитатель :Дети,благодаря кому,вы появились на свет?(Благодаря нашим родителям). Семья- самое дорогое,что есть у человека.Произнесите слово "семь-я",как вы думаете,что оно значит?(Много людей живут вместе,заботятся друг о друге.Они родственники). А зачем люди создают семью?(Помогать друг другу,растить и учить детей).
Воспитатель :Да,дети, в народе говорится:"Не нужен клад, коли в семье лад". Как вы понимаете эту поговорку?(Объяснения детей).
Игра "Добрые дела".(Используя мимику и пантомиму,дети изображают действия,характеризующие хорошие поступки:помощь маме,папе,забота о близких и т.д.).(Выставляют очередной лепесток с соответствующим правом).
Воспитатель :Дети,как вы понимаете следующее право- право на охрану здоровья?(Ответы детей). Хорошо ли быть здоровым?Почему?(Ответы детей). Поэтому в народе говорят:" В здоровом теле, здоровый дух".
А что же помогает людям быть здоровыми?Зарядка,сон,витамины).
Физкультминутка . Руки вверх,руки вниз,
На носках приподнимись.
Вправо,влево наклонись,
Повтори наклон раз пять.
А теперь,дружок,присядь!
(Дети выставляют соответствующий лепесток).
Воспитатель :Посмотрите на картинку,как вы думаете, о каком праве она нам говорит?(Игры,веселье,отдых).

Молодцы!Эта картинка рассказывает о праве на отдых и развлечение.
Игра "Что мы видели не скажем,а что делали -покажем!" (Выставляют соответствующий лепесток).
Воспитатель: -Молодцы,ребята!Вот и распустился наш волшебный цветок.


Что же спрятано под его серединкой?

Картинки). Давайте их рассмотрим:какие права нарушены?(Ответы детей).
-Молодцы,ребята!


Воспитатель:
Как хорошо,что есть права!
Закон нас строго охраняет!
И в нем важны нам все права...
Они великой силой обладают!

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом.
  2. Учить определять права детей по отрывку из песни, по содержанию дидактических игр, по отрывку из сказки.
  3. Развивать умение соотносить сюжетную картинку с соответствующим правом.
  4. Закрепить понятие «Конвенция о правах ребенка»
  5. Совершенствовать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.
  6. Активизация словаря: конвенция, права.

Материал. Макет Конвенции о правах ребенка Сюжетные картинки Клей.

Фломастеры. Мяч. Цветные овалы. Проигрыватель.

Предварительная работа: Знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка» , чтение сказок, беседы о правах детей, разучивание игры «Динь Дон»

Вступительная беседа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах детей. Ой! Подождите! А может у детей нет прав? Какие же права есть у детей? Откуда же люди знают об этих правах? Сколько прав записано в Конвенции о правах ребенка?

Мотивация:

Посмотрите, ребята, что у нас на доске? На рекламу не похоже, вроде бы и не картина…Предположения детей

Что это за книга?

Это Конвенция о правах ребенка

О чем эта книга?

В ней записаны права детей.

Это интересно, мы сейчас полистаем «Конвенцию о правах ребенка» , узнаем все ваши права…

Начинаем листать книгу и видим что она совершенно пуста

Что случилось? В нашей книге ничего нет…

Надо заполнить книгу.

Хорошо, ребята, но для начала садитесь на стульчики и отгадайте ребус, в котором зашифровано одно из прав детей.

Это жизнь.

Как вы можете объяснить это право?

- (ответы детей)

- (имя ребенка) выбери картинку, которая символизирует право на жизнь почему ты выбрал эту картинку? Наклей ее, пожалуйста на первую страничку нашей Конвенции о правах ребенка. Спасибо.

А сейчас поиграем в игру «Дин Дон»

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй. Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

О каком праве напомнила вам эта игра?

Каждый ребенок имеет право на имя.

Как же мы можем изобразить это право в нашей книге?

Варианты детей

А можно написать свои имена на овалах и выложить цветы? А как эти цветы зафиксировать в кгниге? На столах для вас приготовлено все необходимое.

Какие замечательные цветы с именами у вас получились!

Присаживайтесь на стульчики и послушайте пословицу, которую я вам скажу:

Дружная семья гору сдвинет.

О чем эта пословица?

О семье.

Кто еще знает пословицы о семье?

В родной семье и каша гуще.

В дружной семье и в холод тепло.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Зачем человеку семья? Какое право нам надо поместить в нашей

Конвенции о правах ребенка? - Каждый ребенок имеет право на семью.

Молодцы. (имя ребенка) наклей картинку, символизирующую право на

семью в нашу книгу. Почему ты выбрал эту картинку?

Ответ ребенка.

Молодец.

Послушайте отрывок из песни. (звучит песня «Всем на свете нужен дом» )

О каком праве напомнила вам эта песенка?

Каждый ребенок имеет право на жильё.

Молодцы. Почему всем детям необходимо, чтобы у них было право на жилье?

Ответы детей.

(имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на жилье на следующую страничку нашей книги.

Скажите, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?

Мы играем.

А нужна ли ребенку игра? Зачем?

В игре дети развиваются.

Правильно, а раз игра так важна для детей в Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на игру, (имя ребенка) наклей нужную картинку на следующую страницу нашей книги. Молодец!

А сейчас встанем, возьмемся за руки и поиграем в игру. Называется она «Есть или нет» . Воспитатель объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и говорят «ДА» , если не согласны, то опускают руки и говорят «НЕТ» .

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть пещера у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли рифма у стиха?

Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей) Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей) . Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

- (Имя ребенка) наклей, пожалуйста, картинку символизирующую это право на следующую страницу.

Молодец.

Ребятишки послушайте отрывок из известной вам сказки Корнея

Чуковского:

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу».

О каком праве вы подумали, когда слушали отрывок из сказки?

Каждый ребенок имеет право на лечение, если он заболел.

Молодцы. (имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на медицинское обслуживание

Конечно мы не все права поместили в нашу книгу, но мы обязательно продолжим эту работу.

1. Пусть дети живут,
Смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом

2. Пусть солнышко светит,
Пусть птицы поют
Пусть дети взрослеют
и в школу идут.

3. Пусть мамы и папы
Их любят всегда,
И пусть разрешают
Шалить иногда.

4 Знать права детей хотите?
В детский сад к нам приходите.
Конвенцию мы изучаем,
И вас к тому же призываем.

Рефлексия.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Давайте еще раз рассмотрим нашу «Конвенцию о правах ребенка» - на этой страничке право на (перелистываем каждую страничку, Вам нравится наша книга? А для чего она может пригодиться?

Ответы детей.

Правильно, давайте сначала покажем нашу книгу родителям, а потом дадим посмотреть ребятам другой группы, чтобы они тоже знали свои права.

Рыбалкина Марина Викторовна Воспитатель МБДОУ Детский сад № 50 г. Иркутск

" Ваши права, дети"

Казанцева Лариса
Конспект НОД в подготовительной группе «Наши права»

НОД в подготовительной группе «Наши права »

Цели : Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях .

Задачи :

Закрепить представления детей о семье; о важных международных документах «Декларация прав » «Конвенция прав ребёнка »

Развивать умение дифференцировать понятия «права » и «желания» , рассуждать, сопоставлять, делать выводы

Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей

Воспитывать чувство уважения к другим людям

Методические приёмы : чтение стихов, дидактическая игра, игра с мячом, песня «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!» , сюрпризный момент

Словарь : Декларация, Конвенция

Индивидуальная работа : отвечать на вопросы полным предложением

Дифференцированный подход : выкладывание желаний (картинки, написанные слова)

Предварительная работа : чтение сказки Алексея Толстого «Золотой ключик»

Оборудование : книга, картинки, сказочный герой – Буратино, слова, мяч

Дети здороваются с гостями.

Посмотрите, а у нас сегодня ещё один гость – это Буратино! Буратино принёс конверт с письмом. Посмотрим, что внутри!

1.«Здравствуйте, ребята! «Мы живём у злого Карабаса Барабаса, нам очень плохо у него. Он нас обижает, заставляет работать, бьёт палкой, кричит. У нас много желаний, но нам ничего не даёт. Он говорит, что он наша семья. Мы не знаем, что нам делать! Нам нужен ваш совет» Поможем, разобраться? Мы расскажем всё Буратино, а он объяснит своим друзьям. Давайте сначала разберёмся, что такое семья. Послушайте внимательно шуточное стихотворение, которое Катя выучил втайне от вас.

Мама с папой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня и братишка,

И щенок лапоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щётка,

Мяч - сестричке, конфета – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серёжа мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, то есть родня? Да, нет

Назовите персонажей стихотворения, которые являются одной семьёй?

–Верно, членами этой семьи являются Мама, Папа, брат и сестра. Серёжа просто друг, а не член семьи. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, они живут у нас в доме, иногда считаем их членами семьи, но они не люди, поэтому не являются родней герою стихотворения.

-Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные , родственники, родня.

А как вы думаете, что такое семья? Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

А у Буратино есть семья? Конечно, это папа Карло

У каждого в семье есть свои желания, обязанности, интересы

Какие желания у вас? (телефон, бусы, торт, красивое платье, собаку, машину, дом, здоровье, учиться в школе, имя, отдыхать, быть свободным, не хочу, чтобы меня обижали).

Да желания как у всех! Я думаю, что у друзей Буратино такие же желания!

Буратино, у тебя какое желание? Я хочу золотой ключик

Все желания можно разделить на две группы . Одни – просто желания, когда очень чего-то хочется, но без них можно прожить. Другие желания, которые должны быть у каждого – без них нельзя жить никому. Как их называют? Права

Дидактическая игра «Желания и права »

Я предлагаю на красный поднос выложить все ваши желания, кто умеет читать, может выбрать написанные желания, кто не умеет читать может использовать картинки. А на синий поднос выложите права , без которых нельзя прожить.

Я думаю, если очень сильно хотеть, то ваши желания все исполнятся. А теперь давайте создадим книгу «Имею право » . И расскажем Буратино о их правах !. В книге уже существуют картинки, только к ним надо подклеить написанные права .

Дети встают полукругом около синего подноса. По одному предлагают право и приклеивают к соответствующей картинке.

Зачем нам нужен дом, квартира?

Зачем нужна семья?

Зачем учиться в школе?

Зачем нам имя?

Зачем нам право на отдых ?

Как вы думаете, что самое важное?

Вот мы и создали книгу «Имею право » для сказочных героев, Буратино обязательно покажет книгу своим друзьям!

А сейчас я предлагаю отдохнуть потанцевать, потому что у нас есть право на отдых .

Музыкальная пауза «Большой хоровод»

Несколько лет тому назад женщины и мужчины из разных стран собрались обговорить все права необходимые человеку. И все страны подписали очень важный документ для взрослых.

Какой? Декларация прав человека .

В Декларации сказано о правах всех людей . Каких? Взрослых

А через несколько лет вспомнили, что есть ещё люди, о которых нужно заботиться. Это кто? Дети

Вся жизнь ребёнка зависит от взрослого и государство обязано позаботиться о своих маленьких гражданах. Так появился ещё один документ.

Как называется? Конвенция прав ребёнка

И наше государство тоже подписалось под этим документом, а значит, дало слово заботиться о своих детях.

Кто защищает вас в стране?

Кто защищает вас дома?

Кто поможет вам, когда вы больны?

Кто поможет вам, когда кто-то сделает больно?

А как мы поможем друзьям Буратино? Подарим книгу

Они будут знать, что у них тоже есть права !

Куда им обратиться за помощью? Папа Карло, полиция, учителю

Вот Буратино тебе и твоим друзьям наш подарок, сам будешь знать и другим подскажешь!

Кроме прав есть ещё и обязанности, которые нужно выполнять. Каждый человек имеет не только права , но и обязанности перед обществом перед семьёй.

Игра с мячом «Обязанности»

Дети встают в круг и бросают мяч по очереди друг другу. Кому бросили мяч, тот называет обязанность, которую необходимо соблюдать.

Я обязана помогать маленьким

Я обязан помогать родителям

Я обязан беречь природу

Я обязан прибирать игрушки

Я обязан не обижать малышей

Я обязана помогать маме

Я обязан уважать взрослых

Давайте повторим, какой важный документ защищает права детей ? Буратино теперь ты всё знаешь, спеши к своим друзьям и расскажи, что ты узнал у нас на занятии. Как вы думаете, эта книга поможет друзьям Буратино?

Как она поможет?

Они прочитают и узнают о своих правах и могут обратиться за помощью к другим.

Вам понравилось помогать другим?

Делать людям хорошее, хорошеть самому!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа из коллективного опыта «Наши повара» Конспект Н. О. Д. по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказа из коллективного опыта «Наши повара» Цель: Формирование.

Конспект НОД «Моя семья. Мои права» Конспект НОД по социально–коммуникативному развитию с детьми подготовительной группы с ТНР. Тема: “Моя семья. Мои права. ” Интеграция образовательных.

ЦЕЛЬ: формирование представлений о перелётных и зимующих птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные: уточнить знания детей о зимующих.

Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Наши помощники - электроприборы» Конспект НОД в логопедической подготовительной «Наши помощники - электроприборы» Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах,.

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему: «Права ребенка»

Цели:

    упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

    развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

    учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

    воспитывать чувство уважения к другим людям;

    корригировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

    картинки с изображением прав детей;

    клубок ниток;

    волшебный сундучок;

    выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход НОД:

Воспитатель:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

А что же такое право?

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем какой - то документ « Свидетельство о рождении».

Что это за документ?

Воспитатель: Это свидетельство о рождении - Первый документ каждого человека. Выдается он сразу после рождения.

Воспитатель: Первое право, какое есть у каждого ребенка и человека, это право на имя, фамилию, отчество. Именно в этом документе они написаны: имя, фамилия, отчество.

Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра «Клубок знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас давать этот клубок, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. Дети рассматривают её. О каком праве она говорит?

Это- право на семью.

Воспитатель: Как вы думаете, что оно означает?

(У каждого человека должны быть семья: папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.

В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

(Дети загадывают движения)

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

- Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках?

Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

    Золушка (Право на отдых)

    Буратино (Право на безопасные условия жизни)

    Колобок (Право на жизнь)

    Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она говорит?

( О праве на жилище.)

Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о Праве на медицинский уход

Вопросы Ребенку:

Кто изображен на рисунке?

Что он делает?

О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!