Правила проверки пожарных на предприятиях. Проверка противопожарной безопасности на предприятии: виды, кто освобожден, что проверяют и какие основные нарушения

Проходим проверку пожарной безопасности – пошаговая инструкция

Проверка пожарной безопасности - неотъемлемая составляющая любого вида предпринимательской деятельности, без разницы - связана она с производством или с обслуживанием клиентов. Если у вас есть помещения, использующиеся в бизнесе, то пожарный инспектор обязательно нанесет вам визит, а в ряде случаев от его решения будет зависеть сам факт осуществления вашей деятельности в качестве ИП, ООО или ОАО. Поэтому перед началом регистрационных действий обязательно ознакомьтесь с действующими противопожарными нормами и постарайтесь их соблюдать уже на этапе создания производства или организации обслуживания клиентов.

Законодательное обеспечение проверок пожарной безопасности

Проверки пожарной инспекции регламентируются принятым в 2004 году №820-ФЗ «О государственном пожарном надзоре». Этот нормативный акт устанавливает порядок проведения проверок, полномочия инспекторов, права и обязанности проверяемого лица или организации, периодичность проведения проверок. В соответствии с этим законом пожарная инспекция обязана

  • заблаговременно уведомить проверяемого о факте предстоящей проверки,
  • а саму проверку проводить не чаще одного раза в 2 года , с продолжительностью не более 1 месяца (увеличение этих сроков возможно только в исключительных случаях).

Более частый визит проверяющего допускается при условии контроля за исполнением предписаний инспекции по ранее выявленным нарушениям.

Основываясь на другом нормативном акте - №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…» органы государственной власти, а именно - Генеральная прокуратура и сама контролирующая организация - не только направляют в адрес проверяемого уведомление о проверках, но и публикуют во всеобщем доступе план их проведения, в том числе и план пожарных проверок.

В частности, по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ размещен план проверок контролирующими организациями юр. лиц и ИП на 2018 год. Любой предприниматель может ввести наименование своей организации (или ИП), ИНН и в результате узнать будет ли проведена проверка пожарной безопасности в предстоящем году.

Мораторий на плановые проверки для субъектов малого бизнеса

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.

Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например:

  • здравоохранение,
  • образование,
  • социальная сфера,
  • электроэнергетика и другие.

В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.

Несмотря на мораторий, всем организациям без исключения, нужно неукоснительно выполнять все правила пожарной безопасности, начиная от проектирования и строительства зданий и оборудования помещений и заканчивая наличием огнетушителей в должном количестве и заправленных, проверенных на работоспособность. Огонь не прощает халатности, расхлябанности и упрощений всего и вся! Тому есть немало трагических примеров с массовыми человеческими жертвами.

Шаг 1: Начало пожарной проверки

Итак, начало проверки пожарной безопасности - это получение уведомления о дате визита проверяющих, сроках и порядке проведения проверки. В указанную в уведомлении дату к вам придет пожарный инспектор и первое, что он должен сделать - предъявить вам письменное распоряжение начальника пожарного управления (или его заместителя).

Без предъявления этого документа никакой проверки пожарной безопасности проводиться не может.

В этом документе обязательно должна присутствовать

  • информация о дате проведения проверки,
  • ее виде,
  • наименовании проверяемой организации (или ИП)
  • и самое главное - о Ф.И.О. и звании инспектора.

Всю эту информацию вам необходимо проверить самым тщательным образом и при обнаружении несоответствий потребовать замены документа на достоверный (например, к вам пришел другой инспектор). Кроме этого, проверяющие не вправе превышать сроки проверки, заявленные в данном распоряжении.

Не лишним будет снять ксерокопию распоряжения о проверке пожарной безопасности, чтобы вы могли всегда обратиться к его содержанию и проконтролировать действия инспектора на предмет нарушения.

Шаг 2: Проверка документов

После того, как пожарный инспектор подтвердит свои полномочия, он в первую очередь попросит вас предъявить документы, которые необходимы для соблюдения режима пожарной безопасности контролируемого объекта. Перечень таких документов может варьироваться в зависимости от вида осуществляемой деятельности, опасности производства, размеров помещения, количества работников и так далее. Тем не менее в этот перечень обязательно войдут:

  • внутренние приказы о противопожарных мероприятиях (назначении ответственных лиц, о проведении инструктажей, указании и оборудовании мест для курения);
  • план эвакуации сотрудников на случай пожара (на следующем шаге проверки пожарной безопасности инспектор обязательно сравнит предъявленный план с реальным планом здания);
  • журнал проведения противопожарных инструктажей (необходимо, чтобы в журнале были отражены факты регулярных инструктажей всех работников);
  • договоры с организациями, устанавливающими и проводящими техническое обслуживание средств пожарной сигнализации и систем пожаротушения (в большинстве случаев у вас также спросят и копии лицензий этих организаций, которые вы должны затребовать до подписания соответствующих договоров);
  • акты проверок пожарных гидрантов или водопроводов (если они, конечно, есть в вашем здании).

Необходимость наличия в помещении средств пожарной сигнализации и пожаротушения зависит от площади и специфики использования здания. Уточнить подпадает ли используемое вами здание или помещение под действующие нормы можно в так называемом НБП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а скачать его - в конце данной статьи.

Шаг 3: Проверка пожарной безопасности помещения

После контроля документов инспектор приступит к непосредственному осмотру здания (или помещения), в ходе которого проконтролирует:

  • соответствие плана эвакуации реальной конфигурации помещений;
  • материалы отделки стен, полов и потолков;
  • наличие, правильное расположение и состояние аварийных выходов;
  • состояние решеток на окнах - они должны обязательно открываться изнутри, если все окна в помещении зарешечены;
  • наличие, количество, состояние и правильное расположение огнетушителей и противопожарного оборудования;
  • общее состояние помещения, проходов и эвакуационных путей на предмет захламления;
  • наличие информационных табличек о путях эвакуации, пожарных выходах, обозначении огнетушителей и указание номера телефона при пожаре;
  • наличие и состояние систем оповещения о пожаре (для тех помещений, где работают более 10 человек);

Шаг 4: Составление акта проверки пожарной безопасности


По итогам проведенных контрольных мероприятий инспектор должен составить акт о проведенной проверке пожарной безопасности. Еще в процессе осмотра помещения и проверки документов, он может попросить дать объяснения о каких-либо выявленных нарушениях или недочетов в организации противопожарной безопасности. Учитывая эти комментарии, а также основываясь на общепринятой практике, составляется Акт пожарной проверки. Как правило, его составление занимает 2-3 дня, после чего пожарный инспектор предъявляет его руководителю проверяемого юр. лица или ИП под подпись.

В Акте пожарной проверки содержится:

  • информация о составителе (инспектор) и проверяемой фирме, дате проведения проверки;
  • описание текущего пожарно-технического состояния проверенного помещения;
  • перечень выявленных нарушений с апелляцией к действующим нормам противопожарной безопасности;
  • меры воздействия на нарушителя, возложенная на него ответственность;
  • объяснения ответственных за выявленные нарушения лиц;
  • отметки об ознакомлении проверяемого лица (или его представителя) с актом, а также о согласии или несогласии с его содержанием и информацией о нарушениях;
  • в случае выявления серьезных нарушений, к акту прикладываются протоколы, составленные в ходе проверки на ответственных за противопожарную безопасность лиц.

Если вы не согласны с содержанием Акта пожарной проверки, в нем не зафиксированы ваши объяснения, вы считаете нарушения или меры воздействия необоснованными, то обязательно в форме акта указывайте «Не согласен» и подробно аргументируйте свою позицию.

Из существующей практики можно утверждать, что проверка пожарной безопасности дело серьезное, но редко приводящее к серьезной ответственности в случае первоначального обнаружения несерьезных нарушений. В большинстве случаев пожарный инспектор ограничивается предупреждением и составляет соответствующее предписание с рекомендациями по устранению нарушения, а также с указанием сроков проверки соблюдения этих предписаний. Если же вы злостно нарушаете противопожарные нормы, либо не соблюдаете предписания пожарных инспекторов, то вам не избежать административной ответственности, а в крайних случаях - и возбуждения уголовного дела.

Видео по теме

В настоящее время значительно активизировалась деятельность государственных органов в части контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей. В настоящей статье мы попробуем рассмотреть основные действия представителей юридического лица при проведении проверки пожарной инспекцией, дадим юридическую справку относительно подобных проверок. Полученная информация может быть полезна не только при проверке органами МЧС, но и при проведении контрольных мероприятия иными государственными структурами.

Для начала, предлагаю определиться, какие бывают виды проверок, иными словами, на основании чего на предприятие может прибыть инспекция. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определил виды и процедуры проверок, а также меры ответственности по их результатам. Согласно данному документу, мы можем столкнуться с плановыми и внеплановыми проверками, которые также могут подразделяться на документарные и выездные.

Предметом плановой проверки является соблюдение предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Срок проведения проверок, кроме исключительных случаев, не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Законодатель устанавливает следующие основания для поведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление заявлений о фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Исключением из общего правила являются субъекты малого и среднего предпринимательства, внеплановые выездные проверки в отношении которых могут проводиться только в двух случаях:

  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры, либо по их непоследственной инициативе, по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений ГПН МЧС.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований норм пожарной безопасности.

Итак, определившись с видами проверок, мы можем сделать вывод (и получить тому документальное подтверждение) о цели прибытия пожарной инспекции. Проверка осуществляется на основании Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ №517 от 01.10.2007г.

При прибытии на предприятие для проверки инспектор обязан:

  • предъявить служебное удостоверение;
  • ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
  • вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется только должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Другими словами, осуществлять надзор и проверку противопожарного состояния могуть только представители ГПН, а не начальники пожарных отрядов, как это бывает зачастую в связи с ростом коррупции.

Инспектора ГПН имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей проверки, входят:

  • правоустанавливающие документы на здания, сооружения, строения, территорию (свидетельство регистрации права собственности на недвижимое имущество (земельный участок), договоры аренды и иные документы, подтверждающие право пользования или распоряжения земельным участком, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, оборудованием, подобными объектами, транспортными средствами, в том числе договоры лизинга;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), банковские реквизиты организации;
  • заверенная копия устава юридического лица, решения о назначении руководителя;
  • документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов защиты, документы по организации обучения работников предприятия мерам пожарной безопасности, в т.ч. журналы инструктажей работников, журналы учета огнетушителей);
  • копии планов территории, объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений);
  • техническая документация на системы противопожарной защиты;
  • договоры на обслуживание систем противопожарной защиты (с приложением лицензий и планов работы на год);
  • акты проверки наружнего и внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (весений и осенний);
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности предприятия;
  • акты приемки выполненных огнезащитных иных работ в области пожарной безопасности, выполнение которых предполагает наличие лицензии МЧС России;
  • расчёты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по ПУЭ производственных и складских помещений, зданий.

Попробуем разобраться с задачами проверки фактически и юридически, а также с регламентами проведения оной, которые могут быть нам полезными. Юридически задачами проверки пожарной инспекцией являются:

  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности;
  • предотвращение возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. растениям;
  • систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности.

Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:

  • Наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности (и о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ).
  • Наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).
  • Наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки).
  • Наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).
  • Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.
  • Наличие инструкции по пожарной безопасности.
  • Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.
  • Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).
  • Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).
  • Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.
  • Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.
  • Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)
  • Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

Техническое состояние электросетей:

  • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
  • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
  • договор на обслуживание электросетей;
  • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
  • наличие времянок;
  • наличие скруток в проводах;
  • наличие некалиброванных плавких вставок;
  • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
  • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

Наличие табличек на дверях с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

При наличие противопожарных дверей – сертификат на них.

При осуществлении строительных работ - сертификаты на строительные материалы, сведения о проведенной огневой защите и пр.

Действие при проверке

Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать. При прибытии на объект пожарной инспекции следует убедиться в полномочиях проверяющих лиц. Напоминаю, что надзор за деятельностью юридических лиц осуществляют только подразделения ГПН МЧС. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа). Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю Компании или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом Компании), одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего (за исключением внеплановых проверок по инициативе прокуратуры). Проводить проверку может только инспектор, данные которого указаны в постановлении. Данный инспектор обязан представиться и предъявить служебное удостоверение, распоряжения о проведении проверки. На основании распоряжения проверяются только те факты и основания, которые записаны в самом постановлении.

Практика свидетельствует, что Закон № 134-ФЗ дает руководителям организации эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. В соответствии с ней: «В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись».

В свою очередь, требование внести запись в «Журнал учета мероприятий по контролю» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», пункт 62.

В дальнейшем, вы обязаны предоставить доступ к помещениям и/или документам, согласно заявленным в распоряжении о проведении проверки. Общий их список приведен в статье. Следует предоставлять доступ только к тем сведениям, которые запрашивает инспектор. Его задача выявить максимум нарушений, а ваша - пройти проверку с минимальными потерями.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юрлица при проведении проверки (плановой и внеплановой) имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать от органа ГПН и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии сними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

На основании проведенной проверки, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, а также ему может быть передано предписание на устранение выявленных проверкой недостатков, с указанием срока контроля исполнения предписания.

Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Какие компании освобождены от проверок

Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:

  • Образовательные учреждения.
  • Субъекты здравоохранения.
  • Цеха, промышленные предприятия.
  • Места организации культурно-массовых мероприятий.

Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.

Что проверяется при проверке пожарной безопасности

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.

Перечень проверяемых документов

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

Противопожарные требования к помещениям

К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:

  • Наличие инструментов для тушения возгораний.
  • Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
  • Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.

Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.

Требования к прилегающим участкам

Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:

  • Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
  • Незагороженные эвакуационные выходы.
  • Качественное освещение.

На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.

Длительность контрольных мероприятий

Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.

Результаты контрольных мероприятий

По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:

  • ФИО инспектора.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Дата мероприятия.
  • ФИО участников проверки.
  • Список обнаруженных недочетов.

Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.

Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки

Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:

  • Наличие в помещениях взрывоопасных и огнеопасных веществ.
  • Хранение бумаг около потенциальных очагов возгорания.
  • Курение в неположенных местах.
  • Загораживание эвакуационных выходов.

Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.

Пожарная инспекция - это компетенция Государственной противопожарной службы. Пожарные инспекторы проводят проверки в разы чаще других контролеров, так как несоблюдение или недолжное выполнение установленных норм пожарной безопасности может стать причиной материального ущерба, или, что еще хуже, причинить вред жизни и здоровью людей.

На какие нормативные акты ссылается пожарная инспекция

Государство диктует нормы и проводит контроль за мерами пожарной безопасности предприятий в любой стране.

В Российской Федерации пожарная безопасность регламентируется органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и непосредственно гражданами. Это ключевое понятие места и роли предприятия как одного из уровней системы обеспечения пожарной безопасности.

Иначе говоря, государство уполномочило компании всеми правами в этом вопросе и доверило им возможность принимать необходимые меры по предотвращению пожаров и установлению противопожарной защиты.

Существует ряд ключевых документов в области пожарной безопасности, предусмотренных законом и функционирующих в настоящее время на территории РФ:

  • Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.;
  • Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.

В указанных выше нормативных документах содержится информация о правилах поведения с огнем и огнеопасными материалами, чтобы предотвратить возможные возгорания.

Генпрокуратура обновила план проверок на 2019 год

Узнайте дату, вид проверки и другие детали по компании с ИНН в специальном обзоре журнала «Генеральный Директор».

Нужно беспрекословно соблюдать и специальные правила, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ, например, Свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009 г.), плюс ряд строительных правил (СНиП) и норм пожарной безопасности (НПБ), действующих до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ.

По-прежнему действуют, например:

  • СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», установлены и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7;
  • НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», установлены приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 315;
  • НПБ 253-98 «Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость», утверждены приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 г. N 39.

Безусловно, сложно учитывать огромное количество нюансов, оговоренных в многочисленных актах, но, тем не менее, необходимо опираться на ключевые правила.

Инспекция пожарного надзора – это та инстанция, которая инициирует и организует проверку пожарной безопасности. Проверка пожарной инспекцией – процедура необходимая, но не самая приятная. Следует учитывать основные нюансы и документацию, которые становятся предметом внимания пожарных инспекторов, тогда их появление не будет неприятной неожиданностью.

Как владельцы, так и арендаторы объекта должны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

  • Компания потеряла документы: как избежать миллионных штрафов

Проверка пожарной инспекции

Бывает два типа проверок: плановые (детальные) и внеплановые, которые подразделяются на:

Детальные и контрольные проверки. У любого инспектора существует график детальных проверок на каждый месяц, где прописаны дни и компании, где будет проведена проверка.

График согласуется с главным государственным инспектором города (начальником управления) или района (начальником районного отдела) по пожарному надзору (или их заместителями) и ими утверждается.

В ситуации плановой инспекции необходимо присутствие непосредственно предпринимателя или одного из сотрудников фирмы (предпочтительнее, чтобы это был представитель руководящего звена или ответственный за пожарную безопасность). Инспектор, чаще всего, созванивается с компанией за пару дней, согласуя удобное для проведения инспекции время. Плановые проверки не могут быть внезапными.

Если в момент плановой проверки пожарными были обнаружены нарушения и были выписаны предписания, то они могут явиться вторично, чтобы проверить факт исполнения предписания. Это контрольная проверка. В ходе такой проверки пожарные имеют право контролировать те аспекты, которые стали причинами замечаний во время детальной проверки, предшествующей контрольной.

Оперативные проверки. Бывают случаи, когда закон разрешает инспекторам проводить незапланированные проверки. Например, в том случае, если пожарная инспекция получила сведения о нарушениях правил пожарной безопасности на предприятии или в компании, причем эти нарушения могут повлечь за собой пожар, инспекторам необходимо санкционировать проверку по факту полученных сведений. Тогда будет осуществлена оперативная проверка как в той компании, на которую была подана жалоба, так и в компаниях с подобной сферой деятельности (допустим, в автомастерских города).

Если пожар уже был, то инспекторы обязательно придут с оперативной проверкой и к нарушителям, и на предприятия, выбранные, исходя из анализа статистики возгораний. Такой анализ составляется региональными управлениями ГПС каждый квартал.

Решение о проведении оперативной проверки утверждается начальником управления или районного отдела (или их заместителями).

Проверки по жалобе. Каждый гражданин или компания могут подать жалобу в пожарную инспекцию на нарушения правил пожарной безопасности. В том случае если информация, указанная в жалобе, заслуживает внимания, инспекторы будут проводить проверку.

Допустим, жители дома в Рязани подали жалобу на то, что расположившийся на первом этаже их дома магазин бытовой техники заставил лестничные площадки и проходы первого и второго этажей картонными коробками. Внеплановая проверка подтвердила данную информацию. Директор фирмы был оштрафован на 1500 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), плюс было вынесено предписание об устранении нарушения в ближайшее время.

Нужно, однако, помнить, что инспекция не имеет права проводить проверки, основываясь на информации из жалоб от анонимов.

Детальная (плановая) проверка проходит один раз в два года и не чаще. Тем не менее, пожарные инспекторы иногда нарушают данное правило. Поэтому, в том случае когда пожарная инспекция вписала вашу компанию в график проверок раньше утвержденного срока, вы имеете право запретить проход на территорию предприятия.

Контрольная проверка, как правило, осуществляется приблизительно через месяц после плановой. Обычно месяц – это тот период, за который требуется ликвидировать выявленные нарушения. В случае невыполнения предписания пожарных инспекторов, пожарный имеет право составить протокол о нарушении и направить его районному или мировому судье.

Но случается так, что пожарные инспекторы устраивают детальную проверку, а не контрольную и снова проверяют все заново, обнаруживая новые нарушения, выписывая предписания об их устранении и через месяц (или другой срок, утвержденный предписанием), после чего возвращаются для проведения контрольной проверки. Такая ситуация может обернуться замкнутым кругом и повторяться бесконечное количество раз.

Не стоит забывать, что таких полномочий пожарная инспекция не имеет: роль контрольной проверки заключается именно в факте проверки исполнения предписания и не больше.

Периодичность оперативных или основанных на жалобах проверок нигде не оговаривается. Их проведение связано непосредственно с наличием оснований для их инициирования. Максимально возможный срок проверки – один месяц, хотя в реальности инспектор может ограничиться 1-2 днями. Чем больше помещений занимает компания, тем дольше будет проходить проверка (бывает, что она длится порядка 2-3 недель).

  • Меры пожарной безопасности в офисе: как защититься от огня

Каковы сроки и регламенты проверки пожарной инспекцией

Двадцать рабочих дней – это тот общий период, который требуется для любой ревизии. Период проверки малого предприятия не может быть более 50 часов в год, а микропредприятия – только 15 часов в год. В том случае если детальная проверка предполагает сложные и долгие исследования, испытания, специальные экспертизы или расследования, то срок может быть увеличен максимум на те же 20 рабочих дней. Если речь идет о малых предприятиях или микропредприятиях, то срок может быть продлен максимум на 15 часов.

Инспектор, пришедший с проверкой, должен иметь служебное удостоверение и заверенную копию распоряжения о проведении инспекции, которую уполномоченному представителю компании необходимо будет подписать. Лишь эти два документа дают возможность засвидетельствовать его полномочия.

Если хотя бы один из них отсутствует, то у компании есть полное право не пропустить инспекцию на территорию предприятия до того момента, пока он не предъявит нужные документы. Когда инспектор предоставляет правильно оформленные документы, то компания не может затруднять проведение инспекции.

  • Ответственность за нарушение пожарной безопасности: КоАП РФ и УК РФ

Какие документы проверяет государственная пожарная инспекция

Со своей стороны, компания тоже должна предоставить инспектору некоторые документы, перечень которых можно взять из постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (ред. от 06.04.2016 г.), где утверждены правила противопожарного режима. Данное постановление регламентирует необходимую документацию для любого предприятия, опираясь на информацию о сфере его деятельности и численности сотрудников.

Список общих для всех предприятий документов:

  1. Инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
  2. Приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.
  3. Приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.
  4. Инструкции. В них фиксируются нормативы проведения осмотра и закрытия помещений по завершении работы, прописывается алгоритм действий персонала в случае возгорания, упоминаются правила содержания и применения огнетушителей и прочих средств пожаротушения и т.п. Положения можно прописать и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но в этом случае может быть затруднена работа с ними, а также могут возникнуть сложности в поддержании их в актуальном состоянии и ознакомлении с ними персонала.
  5. Журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141 (ред. от 30.09.2016 г.)), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и пр.

Документация должна быть оформлена должным образом, после чего руководитель утверждает ее, сотрудники заполняют и ставят подписи (когда в этом есть необходимость), после чего собранные документы оставляются на хранение в безопасном месте.

Что проверяет пожарная инспекция

Поскольку в ходе проверки помещений компании инспектор обычно находит довольно большое количество нарушений, то компании нужно регулярно проводить свою проверку соблюдения требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и пр.

Принципиальные нормы для содержания помещений утверждены в Правилах пожарной безопасности. Например, план эвакуации должен совпадать не только с планом здания, но и с действительной конфигурацией пространства, плюс на плане должны быть обозначены места расположения огнетушителей.

Инспекция учитывает наличие и состояние средств пожарной защиты, табличек с номером телефона для вызова пожарных и знаков, фиксирующих расположение огнетушителей. Также они проверяют общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и пр. Большое внимание инспекторы обращают на состояние электросетей.

В момент проверки пожарные имеют право производить отбор образцов продукции. Рекомендуется, чтобы либо непосредственно руководитель компании, либо другое должностное лицо были рядом с пожарным инспектором во время проведения проверки, потому что когда инспектор обнаруживает недочеты, есть возможность задать ему вопросы или потребовать объяснений того, что именно – какие нормативы или акты законодательства – нарушены. Это необходимо для облегчения устранения этих недочетов.

  • Пожарные проверки организаций: к чему готовиться, чтобы не получить штраф

Какую информацию содержат предписания пожарной инспекции

Потенциальные итоги:

1. Предписание об устранении выявленных недочетов.

2. Невыполнение предписаний спровоцирует еще одну инспекцию с, возможно, более строгими мерами.

3. Распоряжение о прекращении выпуска и приостановке продажи товаров или предоставлении услуг, которые не нарушают требования пожарной безопасности.

4. Возбуждение дела об административном правонарушении. Граждане получают предупреждение, предприятиям выписывается штраф до 200 тыс. рублей, либо их деятельность приостанавливается на срок порядка 90 дней. В некоторых случаях возбуждается уголовное дело (когда нарушение правил пожарной безопасности стало причиной тяжкого вреда здоровью человека или его гибель). Обвинению подвергнется лицо, которое было ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности (как правило, согласно должностной инструкции).

Пожарная инспекция: штрафы

Нарушение

Санкции

Статья

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение требований пожарной безопасности

Предупреждение или штраф 6000 –15 000 рублей

Предупреждение или штраф 150 000–200 000 рублей

Пункт 1статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение требований при особом противопожарном режиме

Штраф 15 000 –30 000 рублей

Штраф 400 000 –500 000 рублей

Пункт 2 статьи 20.4 КоАП РФ

Отсутствие свободных подъездов к зданию

Штраф 7000 –10 000 рублей

Штраф 120 000 –150 000 рублей

Пункт 8 статьи 20.4 КоАП РФ

Неверное хранение или отсутствие первичных средств пожаротушения, неисправная система противопожарного водоснабжения

Штраф 6000 –15 000 рублей

Штраф 150 000 –200 000 рублей

Пункт 3 статьи 20.4 КоАП РФ

Неполадки с сигнализацией, системами оповещения и пожаротушения, ненадлежащее состояние эвакуационных выходов

Штраф 15 000 –20 000 рублей

Штраф 150 000 –200 000 рублей

Пункт 4 статьи 20.4 КоАП РФ

Повторное нарушение требований пожарной безопасности

Штраф 20 000 –30 000 рублей

Штраф 200 000 –400 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 5 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью человека

Штраф 40 000 -50 000 рублей

Штраф 350 000 –400 000 рублей

Пункт 6 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью или гибель человека

Штраф 600 000 - 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью человека

Штраф до 80 000 рублей, ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет с дисквалификацией

Пункт 1 статьи 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью человека

Принудительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет с дисквалификацией

Пункт 2 статьи 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью двух и более лиц

Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет с дисквалификацией

Пункт 3 статьи 219 УК РФ

Что следует сделать до прихода пожарной инспекции в вашу компанию

Совет 1. Кто отвечает за пожарную безопасность. Логичнее доверить разработку мер пожарной безопасности в офисе сотруднику с профильным образованием, который имеет опыт работы в государственных органах.

Сотрудник, имеющий опыт, как правило, рекомендует оптимальное для предотвращения пожара в офисе решение. С большой вероятностью можно быть уверенным, что с таким начальником работа службы пожарной безопасности в офисе не скатится к формальному «проконтролируй и доложи, когда появится начальник», для того чтобы в нужный момент выключить телевизор и принять деловой вид.

Совет 2. Как выбрать систему безопасности . Большинство руководителей относится к мерам пожарной безопасности в офисе как к неким формальностям, нужным для соблюдения закона, чтобы впоследствии не столкнуться с проблемами в ситуации проверок контролирующих органов.

При таком подходе можно установить бюджетную неадресную сигнализацию, которая формально соответствует ГОСТу и СНиП. Стоит она примерно на 30–40% дешевле, по сравнению с более технически сложной и информативной адресной сигнализацией.

Каким образом можно оборудовать офис:

  1. Пожарная и охранная сигнализация, которая бывает двух типов: адресная или неадресная. Адресные извещатели имеют ряд достоинств: информативность, надежность, более низкие затраты на кабели. Когда раздается сигнал «Тревога», то можно достаточно точно распознать, какой извещатель сработал. В неадресных системах определяется только шлейф, к которому подключено некоторое количество извещателей. Адресные охранные системы имеют и ряд минусов: нет единого протокола, совмещение с оборудованием разных производителей невозможно; высокая стоимость.
  2. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  3. Система контроля и управления доступом в помещение.
  4. Система телевизионного видеоконтроля.
  5. Системы дымоудаления, вентиляции и кондиционирования, аварийного освещения.

Монтаж системы безопасности должен проходить с учетом всех требований специалистов. Допустим, существуют нормативы, по которым торговые залы должны быть оснащены средствами пожаротушения и шкафами с внутренними пожарными кранами, причем размещаться они должны в строго отведенных для этого местах.

Совет 3. Выберите компанию, которая установит в офисе комплексную систему безопасности. Когда вы занимаетесь поиском компании, то больше акцентируйте свое внимание на конкретных исполнителей, хотя и на клиентскую базу, которая обычно есть на сайте, тоже обратите внимание.

Роль исполнителя крайне важна, поэтому он должен иметь документы, подтверждающие квалификацию. Хорошо, если специалисты имеют опыт в вопросах установки систем безопасности. Но в команде должны быть и молодые работники, поскольку им проще переключаться на новые технологии и приборы.

Стоит заранее уточнить, оборудование каких брендов использует компания. Например, если компания работает только с техникой какой-то конкретной марки, то это сигнал о негибкости, из-за чего страдает функциональность.

Совет 4. Учтите особенности офиса . Более продуктивным вариантом будет привязка плана эвакуации в случае пожара в офисе к этажу. Не следует заканчивать пути эвакуации у коридорных дверей, а лучше доводить до выходов на улицу или, если речь идет о верхних этажах, до лестничных клеток.

Пусть на плане эвакуации будет присутствовать и схема запасного варианта. На плане должны быть помечены места расположения ручных пожарных извещателей (так называют средства оповещения о пожаре, которые обычно устанавливают рядом с выходами с этажа или на лестничных клетках).

В том случае когда организация арендует не один этаж, то планы эвакуации стоит согласовать с арендодателями, чтобы в случае пожара основные и запасные выходы использовались персоналом офисов с одинаковой нагрузкой.

Совет 5. Проведите учения. Следует помнить о том, что невозможно продумать и спрогнозировать все заранее, ведь идеальная система оповещения и управления эвакуацией не учитывает человеческий фактор, а поведение человека в стрессовой ситуации диктуется инстинктами самосохранения.

В момент пожара обычно возникает паника, во время которой на планы и таблички на стенах никто не обращает внимания. Чтобы хотя бы отчасти подготовить людей к организованному спасению, рекомендуется несколько раз устроить учебную эвакуацию.

И если хотя бы несколько человек в момент пожара будут с уверенностью перемещаться по эвакуационным путям, то остальные последуют за ними, а это как раз то, к чему нужно стремиться.

Совет 6. Разработайте план аварийного восстановления работоспособности предприятия. За образец можно принять План устранения последствий ЧП (англ. Disaster Recovery Plan, DRP) – документ, подготовленный Национальным институтом стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology, NIST).

В плане должен быть зафиксирован детальный список процедур и манипуляций, которые следует осуществлять до, во время и после возникновения чрезвычайной ситуации (пожара). Порядок уведомления руководителей и ответственных работников должен быть установлен заблаговременно, а инструкции для персонала должны быть максимально подробно расписаны.

Будет хорошо, если вы введете классификацию степени работоспособности предприятия, учитывая последствия для нее в случае кратковременной и в случае длительной приостановки деятельности.

Варианты градации: кратковременная неработоспособность –2 - 6 часов, неработоспособность средней длительности –6 - 24 часов, длительная неработоспособность – более 1 суток.

Нужно разработать собственный план восстановления для всех трех случаев. Должен быть назначен ответственный человек, который будет отвечать за работоспособность компании в случае ЧС. Как правило, когда речь идет о производственных организациях, таким человеком оказывается главный инженер.

27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.

Зачем понадобились эти изменения?

Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.

Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?

Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.

Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам? Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:

  • для категории высокого риска - один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?

При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек - объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как долго может продолжаться проверка?

По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора - на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).