Виды социальных норм их взаимосвязь и специфика. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

Социальные нормы в современном мире

Возникновение новых видов отношений, в которые вступает человек (межличностные на основе экономических, политических и духовных связей) привело к выводу о том, что эти отношения не могут формироваться, и, что самое главное, регулироваться без определенных социальных норм.

Замечание 1

Социальная норма выступает в качестве одного из ключевых аспектов, который исследуется в социологической науке уже в течение продолжительного времени. Таким образом, в социологии норма – это четко определяемые и строго санкционируемые высшими органами власти способы, которые помогают человеку думать, быть и действовать в соответствии с требованиями, которые выдвигает общество без вреда как самому себе, так и окружающим.

Безусловно, социальные нормы играют очень большую роль в современном мире. Они направлены на регулирование социальных и межличностных отношений, на оценку человеком самого себя, своей роли в обществе, а также своих действий и поведения. Также социальные нормы очень важны, поскольку они помогают человеку в его социализации, то есть способствуют успешному функционированию личности в обществе на всех этапах его жизни (во время первичной и вторичной социализации).

Признаки социальной нормы

Определение 1

Как мы уже упомянули ранее, социальная норма – это предписанное и обоснованное правило (модель) поведения, которое регулирует общественные отношения на каждом их уровне: экономическом, политическом, социальном и духовном.

Социальная норма обладает рядом признаков, которые выступают в качестве регулирующих и обосновывающих норму как исключительное понятие:

  • Первый признак социальной нормы – ее нормативность. Он выражается в том, что норма – это правила поведения субъектов в определенной ситуации. Ежедневно человек совершает очень много действий, а также потребляет или генерирует большой объем информации, и, чтобы действия или информация несли исключительно положительный эффект, человеку необходимо придерживаться социальных норм, которые регулируют его поведение.
  • Второй признак – общеобязательность. Несмотря на то, что мы указали о наличии особых социальных норм, которые регулируют поведение более узких слоев населения, которые отличаются по конфессиональному и этнонациональному признаку, все же подавляющее количество социальных норм выступают в качестве общеобязательных для каждого человека, независимо от его пола, возраста, религиозных предпочтений и прочих отличий.
  • Третий признак – социальная обусловленность. Наше общество меняется и развивается, но оно может подвергаться различным конфликтным ситуациям. Очень важно, чтобы социальные нормы, регулирующие поведение, соответствовали уровню развития общества и его общему состоянию.
  • Четвертый признак социальной нормы – системность. Это значит, что все нормы, нормативно-правовые документы и правила поведения тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют из себя систему связанных элементов, где один аспект не может существовать без другого.

Также к признакам социальной нормы относятся следующие: регулятивность (социальные нормы носят роль регулятора общественных отношений) и обеспеченность (реализация социальных норм напрямую зависит от уровня обеспеченности всеми необходимыми для этого средствами, которые присущи конкретному виду социальных норм, главенствующих в современном обществе). каждый признак обладает рядом своих отличительных черт, что делает социальную норму еще более интересным явлением для исследований в разных научных областях.

Особенности социальных норм

Поскольку социальные нормы занимают большую часть жизни человека, они не могут не обладать определенными особенностями. Одна из них – происхождение социальных норм, а также их достаточно широкая вариативность.

Многие социальные нормы возникли не по инициативе властных органов, а в быту человека. Придерживаясь им, было проще организовывать свою ежедневную деятельность, быт, а также досуг и трудовое время. Многие из таких норм до сих пор существуют, особенно в сообществах или более узких социальных образованиях (например, в семьях), где их бережно хранят и передают из поколения в поколение.

Некоторые нормы появились в связи с распространением религиозных и других учений. Человеку было необходимо объяснять все загадочные и сверхъестественные проявления, которые возникали в его жизни. Но это объяснение должно было придерживаться конкретных рамок, чтобы не задевать интересы и мировоззрение других людей. Именно такие нормы помогли избежать большого количества религиозных и этнонациональных конфликтов. Их особенность также заключается в том, что они существуют и сегодня, в тех сообществах, где к ним относятся с особым уважением и трепетом, а также передают от старшего поколения младшему.

Чуть позже социальные нормы стали частью законодательного процесса в образующихся государствах. Сегодня невозможно представить свою жизнь без правил, которые предписаны в высших документах. В России такие правила, нормы, права и свободы гражданина описаны в Конституции как в главном законодательном документе нашей страны. Опираясь на нее, человек может заявить о своей правоте или обвинить другого в несоблюдении правил и норм, что повлечет уголовную или административную ответственность.

Замечание 2

Таким образом, именно благодаря социальным нормам и их многообразию сегодня жизнь человека регулируется сразу на нескольких уровнях: экономическом, социальном, политическом и духовном. Все они взаимосвязаны, и нельзя представить один уровень без другого. Нормы также переплетены, их условия и формулировки зачастую заимствуются, но именно это позволяет человеку легче усваивать и запоминать их, и, соответственно, придерживаться им на протяжение всей своей жизни. Причем, нормы могут быть как формальными, то есть описанными в законодательных документах и актах, так и неформальными (например, правила в семье, распорядок дня, личный календарь по тайм-менеджменту, расписание и другое).

В обществе, наряду с правом, действуют и другие виды соци­альных норм - моральные, нравственные, корпоративные, эстети­ческие, религиозные и т. д.

Социальные нормы представляют собой те основные формы к" средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведе­ния и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упо­рядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социч альные нормы выступают в качестве мощного фактора сознатель-;

ного и целенаправленного воздействия социальной общности на об­раз, способ и формы жизнедеятельности людей.

Историческое развитие и смена различных типов и форм об-, щественной жизни сопровождались существенными изменениями, также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возни­кали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаи­мосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных,

" Подробнее освещение этой темы дано в IV разделе.

религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.),их ре­альное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средст­ва их защиты и т. д.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало игратьправо. При всей своей относительной само­стоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуще­ствляет свои специфические регулятивные функции не изолиро­ванно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодейст­вии с другими социальными регуляторами.

Выявление специфики различных социальных норм является вместе с тем необходимой предпосылкой для уяснения смысла, со­держания и характера соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими функций социальной регуляции, объ­ективных оснований и критериев известного "разделения труда" и "сфер влияния" между ними и т. д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих над­лежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жиз­недеятельность общества, - это определенный синтезих своеобра­зия,их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски опти­мальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регу­лятивными возможностями других социальных норм являются од­ной из центральных задач всей социальной политики.

В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных ви­дов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религи­озных и т. д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами со­циальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

Так, отличительная особенность всякойрелигии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религи­озных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и за­претов, каких божественное происхождение (их данность непо­средственно богом или пророками, служителями культа и т. д.), религиозные средстваих защиты (посредством сверхъестествен­ных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. п.).

Видовое отличиеэстетических норм заключается в том, что" они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному). *

Сложившиеся в данной культуре формы, типы и образы пре-" красного и безобразного (по преимуществу - в области искусства, но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике,

морали, праве и т. д.), приобретая нормативное значение (в качест­ве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспита­тельное и регулятивное воздействие на чувства, вкусы, представ­ления, поступки и взаимоотношения людей, на весь строй и, образ их личной и публичной жизни. Эстетически одобренные вкусы, цен­ности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включая и правовую) образуют в рамках сложившейся куль­туры то "поле прекрасного", которое в качестве притягательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бы­тия и реализации иных социальных норм, на способы функциони­рования других видов соционормативной регуляции.

Отличительная особенностьморали состоит в том, что она вы­ражает внутреннюю позицию индивидов,их свободное и самосоз­нательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.

В этических явлениях присутствуют два момента: 1)личност­ный момент (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

2) объективный,внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Пер­вый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй -нравственности. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравствен­ности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззре­ниях, отношениях, нормах и установлениях).

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Там, где индивид при­нял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллектив­ные нравственные представления, ценности, нормы и руководству­ется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласован­ное действие обоих регуляторов - морального и нравственного.

Особым видом социальных норм являютсякорпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединениях, которые состоят из уча­стников и не имеют членства).

Закрепленные в уставе и иных документах общественного объ­единения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы (о порядке формирования и полно­мочиях руководящих органов, порядке внесения изменений и до­полнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников

Глава 8. Право в системе социальных норм

объединения и т. д.) распространяются лишь на членов и участни­ков данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечет применение со­ответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и об­щезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути, корпоративные нормы - это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, при­чем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и право­вой формы общественных отношений (соблюдение принципа пра­вового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанно­стей и т. д.).

Показательно в этой связи, что, согласно Федеральному зако­ну Российской Федерации "Об общественных объединениях" (при­нят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.), члены и участники общественных объединений - физические и юридические лица- имеют равные права и несут равные обязанности. Нарушение об­щественным объединением этих и целого ряда иных требований закона может повлечьза собой (по решению суда) приостановление его деятельности и даже его ликвидацию.

Все эти социальные регуляторы (право, мораль, нравственность, религия и т. д.) нормативны, ивсе социальные нормы имеют свои специфические санкции. Причем специфика этих санкций обуслов­лена объективной природой и особенностями этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) соци­альной регуляции.

Таким образом, не особенности санкций исходно определяют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различия разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.

Специфика права, его объективная природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной ре­гуляции представлены в принципе формального равенства. С пози­ций такого юридического подхода, именно объективная специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определяет своеобразие санкции закона (его обще­обязательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальная принудительность обусловливает и порождает

Раздел I. Общие проблемы философии права

эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.

Развиваемая намитеория различения права и закона (пози­тивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравст­венностью и другими видами неправовых социальных норм. Здесь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость - это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нрав­ственности, религии и т. д. Это особенно важно подчеркнуть пото­му, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учения о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, напри­мер, считают требования справедливости, свободы, равенства мо­ральными, нравственными, религиозными требованиями.

Именно в русле такого подхода легисты сводят право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличи­тельную особенность. По такой логике получается, что посредством принуждения (принудительной санкции) официальная власть мо­жет неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по сво­ему усмотрению и произволу превратить в право. С помощью принуждения (приказа власти), согласно легизму, решаются, та­ким образом, задачи не только субъективного характера (формули­рование норм законодательства), но и объективного плана (форми­рование, создание самого права), а также собственно научного про­филя (установление и выяснение специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).

Прошлые и современные приверженцы юридико-позитивист-ского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему соци­ального смысла и роли права к вопросу о принудительно-регуля­тивном значении норм законодательства. Праву при этом придает­ся узкое технико-инструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контро­ля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, результатом во­левого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм - волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции со­циальной инженерии.

Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к выяснению действительного места и роли права в соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общест­венно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д.

Слово "норма" давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и используется во многих областях знаний.

Норма (от лат. norma) – руководящее начало, правило, образец; признанный обязательный порядок.

При употреблении понятия "норма" всегда имеется в виду определенная мера, масштаб, обязательное общепринятое правило поведения людей. Норма в таком понимании – образец, модель поведения личности, деятельности коллективов.

Социальные нормы необходимы обществу, способствуют координации, упорядочению сложных социальных связей и отношений.

В научной, учебной и справочной литературе нормы (правила поведения) подразделяются на технические и социальные. Здесь слово "социальные" используется в подлинном (буквальном) смысле, т.е. нормы, регулирующие поведение людей, их деятельность в различных сферах жизни общества.

1. Технические нормы – это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами: правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, нормы расходования материалов, топлива и т.д. или использование технических средств. Нарушение таких правил может вызвать существенные негативные последствия.

Например, нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами нередко приводит к такому бедствию, как пожар. В современный период, в эпоху научно-технического прогресса, усложнения производственных, технологических процессов, возрастания остроты экологических проблем роль технических норм особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила спортивных игр, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы.

Одно обстоятельство при этом имеет существенное значение. Нередко технические нормы закрепляются в нормативных правовых актах, приобретая в связи с этим юридическую силу. Именно в таком качестве они называются техникоправовыми или технико-юридическими нормами. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспортной энергетики, госстандарты и т.д.

Очевидно, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой определенные юридические последствия, которые могут быть административноправовыми или уголовными мерами воздействия.

Приведенные положения позволяют отметить следующее: технико-юридические нормы – это нормы, в которых в качестве диспозиции (регулятивного предписания) предусмотрено техническое правило, содержащее определенные права и обязанности, а в качестве санкции – негативные правовые последствия, наступающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных юридических обязанностей.

2. Социальные нормы – необходимый элемент нормативного социального регулирования. Норма в социальной сфере – предписание, образец поведения или действия, мера оценки.

Если рассмотреть эти нормы с позиции их особенностей, очевидно следующее:

  • – социальные нормы – это культурно-исторический феномен, правила, являющиеся универсальным регулятором общественных отношений;
  • – они опосредуют характер жизнедеятельности людей, как индивидуальной, так и коллективной;
  • – социальные нормы – изменчивый социокультурный институт, правила, эволюционирующие, изменяющиеся в связи с развитием, совершенствованием общественных отношений;
  • – они – основание соизмерения, оценки различных действий и поступков людей.

В перечисленных содержательных компонентах социальных норм раскрывается их универсализм, подтвержденный мировым опытом человеческого существования. Следовательно, социальная норма – это правило общежития людей, сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между ними или установленное определенными структурными образованиями (общественными и др.).

Социальные нормы имеют своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений, их реализация обеспечивается различными убеждающими и иными средствами. Таким образом, социальная норма – это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам, наряду с отмеченными выше, присущи следующие общие признаки:

  • – они возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
  • – потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами;
  • – эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества; в них "преломляются" исторические и национальные особенности жизни страны, регионов;
  • – главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения;
  • – они отличаются общим характером, абстрактностью адресата ("относятся к тем, кого это касается"), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.);
  • – социальные нормы опосредуют широкий спектр отношений, характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее нс фиксированных случаях;
  • – один из важнейших показателей этих правил поведения – обязательность исполнения, возможность реализации организационных или иных санкций в отношении нарушителя установленного порядка.

Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально значимого поведения людей (нравственное – безнравственное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи – это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате длительной общественной практики вошедшие в привычку.

Обычаи – исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Именно в таком изначальном качестве обычаи имели наибольшее значение на первоначальных ступенях развития человечества, когда отношения между людьми были наиболее устойчивыми, не противоречивыми.

Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм, по своей природе они консервативны. В них могут находить закрепление бытующие предрассудки, пережитки прошлого. Обычаи выступают в основном в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения, зависят от социальной сферы, исторических условий, в которых они сложились.

Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой нс ставится.

С учетом приведенных положений можно назвать следующие характерные черты обычаев:

  • – "коренятся" в общественном сознании (точнее – в общественной психологии);
  • – проникают в сферу индивидуального сознания, в связи с чем с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, т.е. предписывающее, регулирование;
  • – складываются в результате повторения одних и тех же актов поведения;
  • – отличаются формализованным содержанием, т.е. конкретностью, детализированностью, поскольку представляют собой точные модели тех отношений и актов поведения, которые нормативно обобщают;
  • – каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Вместе с тем обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;
  • – имеют, как правило, локальную (но кругу субъектов, по местности) сферу действия;
  • – в качестве средств обеспечения используются сила привычки и общественное мнение;
  • – в масштабе общества не представляют собой целостного образования – системы, что обусловлено их локальным характером, стихийностью их формирования, длительностью этого процесса.

Нетрудно заметить, что обычаи занимают особое положение в системе социальных норм, что подтверждают их свойства, названные выше.

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, которые в качестве правил поведения, так же как и обычаи, известны людям с глубочайшей древности.

2. Традиции. Латинское слово traditio означает передачу чего-то, повествование о чем-то. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий) .

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру, боязнь осуждения со стороны окружающих.

Вместе с тем эти социальные регуляторы отличает следующее: обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции – в более короткое время. Их формирование (создание) не обязательно связано с длительным существованием определенного фактического отношения. Традиции нередко возникают на основе распространения какого-либо примера поведения, воспринимаемого тем или иным коллективом либо обществом в целом.

Здесь уместно назвать застолье как форму празднования определенных событий (успешная защита диссертации) или памятных дат. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

3. Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) – правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы и др.

Особенности корпоративных норм таковы:

  • – они распространяются на членов определенной организации;
  • – закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.);
  • – определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию;
  • – обеспечиваются определенными организационными мерами.

Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, – это нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общеобязательности подобно нраву, закону.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

Вместе с тем основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений.

4. Политические нормы – нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни (классов, наций и др.), отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти.

В этих нормах отчетливо проявляется такое их свойство, как регулирование отношений между отдельными элементами политической системы, в частности, отношения государства, партий, общественных движений и др.

Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем:

  • – закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений;
  • – служат основой для достижения определенных целей в политике;
  • – могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.);
  • – содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.);
  • – эффективность их реализации во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

К важнейшим проблемам политического регулирования в настоящее время в России относятся: создание политической стабилизации в обществе; поиск путей обеспечения равноправия политических структур, политических партий и др. с учетом многообразия их интересов; недопущение сращивания политики и бизнеса и др.

5. Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Предмет морального (нравственного) регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, как это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм морали (нравственности) входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей.

Примечательно то, что мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо). Действие этих норм именно и состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.

Как видно, мораль выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение по поводу того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

Однако необходимо одно уточнение.

Термины "мораль" и "нравственность" используются в основном в одном значении, как слова-синонимы. Они равнозначны в прикладном смысле с точки зрения ценностной оценки личности и свойственных ей представлений: о добре и зле, о постыдном и похвальном, о совести, долге, справедливости.

Вместе с тем некоторые специалисты усматривают различия, полагая, что нравственные нормы в отличие от норм морали – это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Речь идет о том, что здесь имеет место "согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного" .

И еще одно важное обстоятельство.

Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения. Система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали, резко с ними расходиться. В связи с этим мы, например, говорим об антисоциальной морали коррумпированных чиновников ("оборотней в погонах"), криминальных слоев общества и др.

Мораль – это не только взгляды, представления людей об определенных ценностях, но и нормы, принципы поведения, основанные на таких взглядах, а также соответствующие чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности. По-видимому, моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей.

Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако, руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой "не укради", он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

6. Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, т.е. на вере в сверхъестественное начало.

Религия на первых стадиях человеческой истории выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил.

На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI–V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Как видно, они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Важнейшая отличительная особенность таких мировых религий, как христианство и ислам, проявляется в том, что им свойствен монотеизм (вера в одного бога).

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм.

Религиозные нормы – правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих.

Такие нормы регулируют отношения верующих к богу, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозные нормы содержатся в религиозных книгах (Библия, Коран, Талмуд, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, в постановлениях соборов, в актах собраний духовенства или высших священнослужителей церкви, в комментариях религиозных книг.

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы, о чем свидетельствуют следующие ее черты:

  • – такая норма выступает как образец для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.;
  • – ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии;
  • – такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова "воздаяние" в следующем смысле: "Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано";
  • – религиозные нормы нередко отличаются нравственным содержанием (например, заповеди из Ветхого Завета – почитай родителей своих и т.д.);
  • – любая религия и, следовательно, ее нормы ссылаются на волю сверхъестественных сил. В связи с этим человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся "божественной воле и власти".

Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Усвоение (признание) религиозного нормативного предписания "преобразует" его в ценностную ориентацию верующего, побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или не исповедующими религию.

Субъекты религиозных отношений – это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы.

По характеру предписываемого поведения религиозные нормы могут быть:

  • позитивными (обязывающими), т.е. указывающими на необходимость совершения тех или иных действий (например, крещение ребенка, покаяние);
  • негативными, запрещающими определенные поступки: "не убий", "нс укради" и др.

Примечательно, что средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. Среди россиян есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.

Всем социальным нормам свойственны два момента:

  • – предмет регулирования здесь сугубо социальный - общественные отношения;
  • – "субъектный" состав связан только с людьми (индивиды, организации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).

  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 807.
  • Нерсесянц В. С. Право в системе социального регулирования // Проблемы общей теории права и государства: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 207.

Под социальными нормами понимаются такие нормы или правила по­ведения, которые регулируют отношения между индивидами, между инди­видами и социальными группами, между индивидами и обществом, "Где есть общества, - писан Г.Ф. Шершеневяч, - там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют пове­дение человека в обществе, а следовательно, отношение человека к другим людям". Право является одной из разновидностей социальных норм.

Кроме социальных норм в обществе существуют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, к животному миру. Это, например, нормы выра­ботки на производстве, правила эксплуатации сельскохозяйственных ма­шин или любой иной техники, всевозможные технические и технологиче­ские стандарты.

Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодейст­вуют, оказывают постоянное влияние друг на друга. Опосредованно воз­действуют технические нормы и на все общество, а также на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отно­шения В tom смысле данные нормы имеют не только технический но и социальный характер

Однако социальность технических норм весьма условна по сравнению с собственно социальными нормами, ограничена и проявляется как в спе­циальных нормативно-правовых аклах, в которых издается содержание различных технических норм (например, касающихся охраны труда или техники безопасности), так и в актах, имеющих отсылочный характер, те содержащих отсылки к техническим нормам

Наряду с нормами права к числу социальных норм относятся также нормы морали, обычаи традиционные нормы, нормы, содержащиеся в ак­тах, издаваемых партийными органами и общественными организациями, и др.

Все социальные нормы подразделяются на правовые и неправовые. Наиболее важными их отличительными особенностями являются сле­дующие

Во-первых, эго характер отношений, на которые накладываются пра­вовые и неправовые социальные нормы.

Нормы права (например, консти­туционного, административного) закрепляют прежде всего основные, жиз­ненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения Неправовые социальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений - межличностные, межгрупповые и др.

Во-вторых, это порядок и способ у становления правовых и неправовых норм Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой дея­тельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали, обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, ус­танавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномо­ченными на то государственными органами

В-третьих, это формы или способы выражения правовых и неправовых норм Если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кро­ме норм, содержащихся в актах - решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы Пронизывая собой все сферы духовной и общее! венной жизни, опосредуя их и оказы­вая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы со­держатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколе­ния в поколение

В-четвертых, это формы и средства обеспечения правовых и неправо­вых норм Основными формами и средствами обеспечения норм права,

кроме Материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические сред­ства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отрас­лей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведении участниками гражданско-правовых и иных правоотношений, наконец, в простой констатации того факта, что государство гарантирует соблюдение норм права и содержащихся в них велений.

В-пятых, это характер и степень определенности мёр воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют ме­ры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда стро­го определенны. Об определенности можно условно говорить лишь отно­сительно мер воздействия, применяемых партийными органами и раз­личными общественными организациями к лицам, нарушающим их пра­вила поведения. Что же касается, скажем, нарушений норм морали, нрав­ственности или же норм, содержащихся в обычаях, то здесь никакими актами не предусматриваются какие-либо определенные меры общест­венного воздействия.

Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде обще­ственного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и пр. Од­нако на первом плане стоят, имеют решающее значение все же меры госу­дарственного принуждения. Они могут облекаться в различные формы и выражаться по-разному, но независимо от своих особенностей должны быть четко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго оп­ределенный по сравнению с мерами общественного воздействия характер. Кроме названных особенностей, отличающих различные виды непра­вовых социальных норм от правовых, существуют и иные. Однако они не имеют принципиального значения, поскольку не касаются сущностной или содержательной сторон социальных норм, а отражают лишь внешние фор­мы их изложения, доведения до сведения исполнителей и их применения.

Соотношение права и морали.

Понятие, виды и особенности социальных норм.

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Лекция 11

В о п р о с ы :

3. Соотношение права и иных социальных норм:

3.1. право и обычай;

3.2. право и корпоративные нормы;

3.3. право и политические нормы;

3.4. право и религиозные нормы;

3.5. право и технические нормы.

Общество - сложный организм, это целая система самых раз­нообразных отношений. Эти отношения нуждаются в упорядоче­нии, регулировании. Для этого в обществе складывается система нормативных регуляторов - правил поведения: обычаи, нормы морали, нормы права и др.

В этой связи используется понятие нормативного, или соци­ального регулирования. Нормативное (социальное) регулирова­ние - это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое ре­гулирование выражает объективную потребность общества в упо­рядочении поведения людей, в подчинении их определенным пра­вилам.

Нормативное регулирование включает следующие моменты:

1) выработку социальных норм (образцов поведения);

2) реализа­цию этих норм в деятельности индивидов, организаций;

3) исполь­зование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае на­рушения установленных правил.

В рамках общего понятия нормативного регулирования выде­ляются несколько подвидов. В их числе - регулирование, осу­ществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, ос­нованное на нормах нравственности (морали); правовое регулиро­вание и др.

Следовательно, социальное (нормативное) регулирование пред­стает перед нами в многообразии форм выражения. Оно не замы­кается на каком-то одном регуляторе. Напротив, социальное ре­гулирование отражает (опосредует) всю многогранность, слож­ность человеческого бытия.

Необходимым элементом нормативного (социального) регули­рования является социальная норма.

Социальная норма - это правило общежития людей, правило социально значимого пове­дения. Можно сказать так: социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и ре­гулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам присущи следующие общие признаки.

1. Они отражают достигнутую ступень экономического, соци­ально-политического и духовного развития общества.

2. В них «преломляются» исторические и национальные осо­бенности жизни страны, регионов.

3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адре­сата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат ука­зания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).



4. Социальные нормы характеризуются многократностью дей­ствия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.

5. Эти правила поведения характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении на­рушителя правила. Социальным нормам в силу их природы свой­ственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, спо­собствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы слу­жат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное - безнравственное, правомерное - неправомер­ное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производив от того, что в них сконцентрирован определенный со­циальный опыт, достижения развития общества, культуры. Зна­комство с ними способствует сознательному соблюдению установ­ленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей специ­фикой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи - это правила поведения общего характера, сло­жившиеся в результате длительной общественной практики, во­шедшие в привычку.

Обычаи - исторически первая группа норм, возникшая вмес­те с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с разви­тием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претер­певают изменения, появляются новые обычаи. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бы­тующие предрассудки, пережитки прошлого.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде от­дельных, локальных, изолированных друг от друга правил пове­дения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, в условиях которой они сложились.

Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Обычаи нередко имеют формализованное содержание (орга­низация свадьбы и др.). По своему смыслу они близки к поня­тию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бы­туют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке» (Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 820.).

В нравах находит отражение психология жителей определен­ной местности, социальной группы. В этой связи говорят об ук­ладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают вли­яние традиции, рассматриваемые в литературе как разновидность обычаев. В Толковом словаре русского языка отмечается, что тра­диция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий. (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С.807.).

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, облада­ют признаками устойчивости, опираются на поддержку общест­венного мнения, на психологические факторы, в частности, на чув­ство связи человека с окружающими людьми, стремление следо­вать распространенному примеру. В то же время традиции по срав­нению с обычаями представляют собой более широкие образова­ния, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складыва­ются на протяжении нескольких поколений, а традиции - в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

2. Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсо­юзы, политические партии, кооперативы и др.

Особенности корпоративных норм таковы: они распространя­ются на членов определенной организации; закрепляются в соот­ветствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечи­ваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и об­щеобязательности подобно праву, закону. Возможности поведе­ния, основанные на корпоративных нормах, в частности, вклю­чают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воз­действия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфи­ческая природа корпоративных норм наиболее отчетливо прояв­ляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, не­пременно связанные с членством в этих организациях.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. со­держатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть сис­тематизированы, их нарушение влечет применение соответству­ющих санкций. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов оп­ределенной организации.

3. Политические нормы - это нормы, регулирующие поведе­ние субъектов политической жизни, отношения между партия­ми, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в сле­дующем.

Во-первых , они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политичес­ких партий, движений.

Во-вторых , такие нормы служат основой для достижения оп­ределенных целей в политике.

В-третьих , к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои полити­ческие интересы, решающие политические задачи.

В-четвертых , эти нормы нередко предусматривают вариант­ность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни.

В-пятых , они могут отличаться общим декларативным харак­тером либо быть формализованными, предусматривать конкрет­ные права и обязанности субъектов политических объединений.

В-шестых , политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).

В-седьмых , политические нормы содержат критерии, предъ­являемые к структурным элементам политической системы (внут­ренняя организованность, принципы деятельности и др.).

В-восьмых , эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

Природа политического регулирования обусловлена полити­кой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, что любые политические нормы в конечном счете воздействуют не сами по себе, как институционные образо­вания, а посредством деятельности людей - субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.

Среди важнейших проблем политического регулирования в на­стоящее время в России являются создание политической стаби­лизации в обществе, поиск путей обеспечения равноправия поли­тических партий с учетом многообразия их интересов, недопуще­ния сращивания политики и бизнеса и др.

4. Нормы морали (нравственности) - это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулято­ром и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется харак­тер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отноше­ния были доступны определенному внешнему контролю, ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм нравственности входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей. Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справед­ливо - несправедливо). Действие этих норм состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствую­щим мотивам и целям.

Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рам­ках различают общепринятые нормы и нормы морали определен­ных слоев и групп населения. Заметим, система нравственных цен­ностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не со­впадать с общепринятыми нормами морали. В этой связи мы гово­рим об антисоциальной морали криминальных слоев общества.

Мораль как форма общественного сознания зародилась рань­ше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль ре­гулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Если подвести некоторые итоги, то следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в ре­гулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

К числу спорных относится следующий вопрос: «Надо ли раз­граничивать понятия «мораль», «нравственность»? По мнению В.С. Нерсесянца, между этими понятиями линию разграничения провести можно. В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни.

Нравственные нормы - это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руковод­ствуется ими, то они становятся его внутренним моральным ре­гулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов - мо­рального и нравственного».

Заметим, что в одном ряду с понятиями «мораль», «нравст­венность» используется слово «этика». Что оно означает? По этому поводу в Большом энциклопедическом словаре сказано следую­щее: «Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность» (Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1415.).

Соответственно, слово «этикет» означает уста­новленный, принятый порядок поведения, форму обхождения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напри­мер, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).

Итак, нормы морали предопределяются историческим разви­тием человечества, по своему происхождению не связаны с госу­дарственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

5. Религиозные нормы - это нормы, регулирующие отноше­ния верующих к Богу, церкви, друг у другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организа­ций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (кре­щение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признака­ми социальной нормы.

Во-первых , такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) опре­деленных отношений, в частности в многообразных обрядах, ри­туалах, молитвах и т.д.

Во-вторых , ее предписания относятся не к конкретному чело­веку, а к группе последователей этой религии.

В-третьих , такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использо­вание слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступа­ешь, так и тебе будет воздано».

В-четвертых, любая религия и, следовательно ее нормы, ссы­лаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, по­винующийся «божественной воле и власти». Религиозные отно­шения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Превращение религиозного предписания норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его к со­вершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или неисповедующими религию. Субъекты ре­лигиозных отношений - это верующие, служители культа, ре­лигиозные организации, их руководящие органы.

Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах свя­щенного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитив­ными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, за­прещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, пра­вил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Кора­не, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно рели­гиозными положениями и канонами нашли выражение общечело­веческие нормы. Такие общепризнанные нормы общечеловеческо­го общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди (См.: Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. С. 186-187).

В Моисеевых законах, например, установлена необходимость тру­диться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В Российской Федерации действуют нормы различных рели­гиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусуль­мане, буддисты, иудеи.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декла­рирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством разных средств, в том числе религиозных норм, утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.

Всем со­циальным нормам свойственны два момента:

1) предмет регули­рования здесь сугубо социальный - общественные отношения;

2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, ор­ганизации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах об­щества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе соци­альных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определен­ное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).