Компьютерные игры: почему ребенку полезно в них играть. Надо ли играть с ребенком

Тревожные звоночки от прогресса - дети разучиваются играть. Нет, в компьютерные игры могут, телевизор смотреть тоже могут. Этому не трудно научиться, наблюдая за родителями.

Вы же с ними еще и ранним развитием занимаетесь, что бы ничего не упустить. Может, и не нужна эта игра вовсе?

Только играя, ребенок

  • Умнеет. Развивается логика. Только пирамидку сложить чего стоит! Ребенок учится обобщать, планировать, контролировать, развивает внимание, память и воображение.
  • Взрослеет. В игре ребенок лечит, учит, строит. Делает то, что пока ему недоступно в реальной жизни. И очень хочет стать взрослым.
  • Добреет. С партнером можно научиться становиться на позицию другого человека, преодолеть свой эгоцентризм. Взаимодействие в игре подталкивает к развитию взаимопомощи, терпения и честности.
  • Играя, ребенок учится подчиняться правилам, а также эти правила создавать, развивается воля маленького человечка. Кроме того, социальная зрелость, отточенная в развлекательной форме, облегчает путь к школьным успехам. Получить нужный опыт дошкольник может через сюжетно-ролевую игру.

В год и два, пять и три игры разные нужны

В возрасте около 1 года малыш любит повторять движения: размахивать погремушкой, толкать один и тот же предмет, стучать одной штукой о другую, хлопать по чему-либо. Это уже первые шаги к игре. Ценны только те игрушки, которые продемонстрировал взрослый и показал. Что с ними делать. А еще их надо часто менять. Самое важное в игре до года то, что ребенок старается поймать оценку своиз действий от взрослого. Следит, обратите ли вы внимание, обрадуетесь ли, одобрите ли его действия.

Подводные камни. Нечнем играть - ребенок сосет палец, или раскачивается - задерживается развитие.

Предметов слишком много. Ребенок просто перебирает предметы, не успевая поиграть конкретно с какой-то игрушкой.

С 1 года до 3-х лет.

Малыш использует предметы по их назначению. Теперь их набор становится разнообразнее: пирамидки, рамки, вкладыши, матрешки, машинки, кубики, музыкальные инструменты, посуда - все принесет пользу.

Ближе к трем годам ребенок начинает интересоваться мультфильмами, а значит, после просмотра любимого мультфильма, его можно посадить поиграть в игры с персонажами из этого мультика. В этот возрастной период отлично подойдут игры со свинкой Пеппой , которые будут одновременно веселыми и развивающими.

А вот дети до 2 лет познают мир только с вашей помощью. Ведь ребенок осваивает действия только наблюдая за вами. Сначала малыш понимает зачем нужен предмет. Понял, ждет похвалы. Потом оттачивает навык. После переносит действия на другой предмет. Например сначала расчесывает себя. Потом мама, потом куклу, медведя.

Если расческой становиться предмет заместитель - это уже скачок в интеллектуальном развитии. Позже появиться цепочка действий. Куклу кормят, купают, укладывают спать. Самосвал загружают, выгружают, ставят в гараж. Логическая цепочка действий в игре появляется у детей близких к двум годам. Все вышеназванное считаются предметно-орудийным. Высший класс такой игры начать разговор с игрушкой и отвечать от ее имени.

Подводные камни. Ребенок балуется - т.е. у игры нет даже намека на сюжет. У ребенка не возникает желания получить от взрослых оценку своих действий.

От 3 до 7 лет.

Царство сюжетно-ролевой игры. Особого расцвета она достигает в 5-7 лет.

Особенно интересно становится играть в «дочки-матери», «папу и маму». Благо пример в этом случае всегда рядом. Если ваша девочка хочет попробовать себя в роли мамы, вы можете не только купить ей куклу, но и дать поиграть в уход за малышами . Такие игры будут гораздо более интерактивными и интересными, чем обыкновенные куклы.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок видел, чем занимаются люди разных профессий. Это материал для смены роли, а следовательно, для развития.

Подводные камни. Ребенок играет один в компании детей, продолжает играть без сюжета и роли, остается в позе наблюдателя, проигрываются исключительно сюжеты из фильмов и мультфильмов.

Зная о «подводных камнях» родитель сможет провести своего ребенка мимо них. А еще мамы и папы смогут обучить своих деток любым навыкам, научат соблюдать правила, даже подкорректируют характер. Такое не серьезное на первый взгляд занятие, как игра с детьми, поможет вам завоевать реальный авторитет. Самое главное, вы сможете получить от этого массу удовольствия.

Зачем современным детям играть? И вообще, нужно ли им это делать?

Игра, по мнению родителей — это приятная, но отнюдь не самая необходимая вещь, которой должен заниматься всякий уважающий себя ребенок дошкольного возраста. Его дело (и, заметим, дело его родителей) — готовиться к предстоящей взрослой жизни, к конкурентной борьбе за выживаемость.

Но где же? Где та чудодейственная, волшебная методика, которая обучит ребенка жить в современном обществе? Ответ парадоксально прост. Это та самая игра — «без которой вполне можно-де обойтись».

Именно в игре развивается личность, причем, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах — эмоциональной, социальной, творческой. Игра знакомит детей со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.

Конечно, развивающие логические игры — занятие весьма достойное и полезное, но они развивают лишь одну сторону его личности. Эти занятия ни в коем случае не должны заменять собой знаменитые обычные детские игры. Тем более, что они дают вам уникальную возможность — увидеть мир глазами ребенка, привить ему свою систему ценностей и даже справиться с некоторыми психологическими проблемами вашего малыша.

Зачем нужны незатейливые, на первый взгляд, игры нашего детства?

”Дочки-матери”
Это название немного условно. Совсем не обязательно играть именно в «дочки-матери», хотя и классическая модель семьи очень важна — в ней дети (кстати, не только девочки, но и мальчики) учатся выстраивать семейные роли. Но в подобных играх малыши определяют не только свое место (и, кстати, место своих родителей) в семье, но и примеряют на себя разнообразные социальные функции, профессии, даже общественное положение.


Если вашему малышу 2-3 года, основные режиссерские функции придется взять пока в свои руки. Чем младше ребенок, тем проще должна быть кукла. Покажите крохе игрушку, рассмотрите вместе, во что она одета, какие у нее глазки, ручки и пр. Обязательно придумайте имя для игрушечной девочки или мальчика. А теперь попробуйте разыграть небольшую сценку из собственной жизни — как вы кормите малыша, укладываете его спать или собираете на прогулку. Для начала одного сюжета будет вполне достаточно. Даже если у вас напрочь отсутствуют актерские способности, постарайтесь «войти в образ» — меняйте интонации и тембр голоса, когда вы говорите за разных персонажей.
Для игры пригодятся разнообразные аксессуары — стол и стульчик, чтобы покормить куклу, игрушечная ванночка, чтобы ее искупать, коляска, в которой ее можно будет возить и пр.
Кстати, об аксессуарах. Если вы давно не заглядывали в «Детском мире» в отдел кукол и кукольного хозяйства, вас ждет потрясение. Современная промышленность, похоже, решила воссоздать в миниатюре взрослую жизнь до последних мелочей. Можно, например, найти игрушечный кухонный комбайн с «фирменной» надписью, действующий электрический пылесос и пластмассовую курицу-гриль. Стоят они немало и вызывают поначалу скупую слезу умиления — ах, если бы было такое в нашем детстве! Но на самом деле, столь детализированные игрушки детям не нужны. Более того, совсем не полезны. Потому что они закрывают дорогу фантазии и воображению. Ведь лишь в детстве одна и та же палочка может стать то ложкой, то ручкой, то мобильным телефоном. Это использование предметов-заместителей характерно для детей старше трех лет и говорит о том, что их развитие идет по правильному пути. Ведь именно так начинается символическое мышление — и в конечном счете — умение абстрагироваться. И поэтому не стремитесь завалить свое чадо слишком реалистичными игрушками — дайте простор его фантазии.
Ребенок 4-7 лет уже сам будет вести сюжет, вам достанется роль ведомого. Попробуйте воссоздать в игре разнообразные жизненные ситуации — и мы обещаем, что вы узнаете много нового. О себе и своей семье, о детском саде, о друзьях и воспитательнице вашего сокровища.

”Жмурки-пряталки”

Наши предки, от которых нам достались в наследство эти игры, были совсем не глупы. Таким способом они учили детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.


По традиции одному из игроков завязывают глаза платком или шарфом, и он на ощупь или по звуку должен найти других участников незабываемого зрелища. Но имейте в виду, если ваш ребенок слишком тревожен или испытывает очень сильный страх темноты, то завязывать глаза ему не стоит — разрешите в этом случае их просто закрыть. Все, кроме водящего, расходятся в разные стороны, и по команде водящего замирают. После команды «Замри!» двигаться уже нельзя. Но зато, если процесс поиска затянулся, можно всем одновременно хлопать в ладоши. Более веселый и динамичный вариант — отменить команду «Замри!» и, поддразнивая водящего, легонько хлопнуть его, чтобы он побыстрее нашел остальных.

”Прятки”
В прятки любят играть абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или свернувшегося в три погибели в платяном шкафу. И, кстати, эта любовь не случайна. Ведь прятки помогают справиться с чувством одиночества — его в какой-то момент испытывает каждый ребенок. А во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, еще и в тайном, укромном месте. Если ваш ребенок боится темноты, можно во время игры выключить или хотя бы притушить свет в одной из комнат. Выключая свет, громко скажите, что сюда-то ваш сын или дочка точно не пойдет. И спрячьтесь в темной комнате сами.

”Куча мала”
Вот уж во всякой возне точно никакого толку нет! — воскликните вы. И будете неправы. Во-первых, потому что психологи подобные игры очень даже ценят и называют их телесно ориентированной терапией. А во-вторых, такая возня чрезвычайно удобна для уставшей мамы, которая еле-еле приползла с работы. И больше всего на свете ей хочется упасть. Так падайте! И станете не просто мамой, а Эверестом или Джомолунгмой, на которую будет карабкаться юный альпинист — Покоритель Вершин.

Телесно ориентированные игры учат ребенка ощущать границы своего тела. У каждого человека (как взрослого, так и маленького) свой стиль движения, и это так или иначе отличает его характер. Кроме того, в этой игре ребенок учится чувствовать себя в паре или в коллективе (вспомните, куча мала — одна из любимейших забав в детском саду, независимо от возраста), развивает телесную чуткость, владение своим телом. Телесный контакт жизненно необходим малышу уже с первых дней жизни. Но младенцев, так или иначе, носят на руках, обнимают и целуют. А потом — почему-то считают, что это делать уже не обязательно. Между тем и дошкольнику, и даже подростку очень важно чувствовать близкий контакт с мамой — и физический в том числе. В этом невербальном общении тоже зашифровано ваше послание: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
Вот несколько идей (новых и хорошо забытых старых) для телесно ориентированных игр.
Массаж «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы...» — можно по очереди с ребенком делать его друг другу.
«Угадай материал» — игра из арсенала Марии Монтессори. Приготовьте несколько образцов материала самой разной фактуры. Подойдет дерево, различная ткань (от шифона до рогожки), мех, бумага (от папиросной до наждачной), металл, стекло, керамика, пластмасса и т.д. Теперь один участник закрывает глаза (для надежности можно завязать их платком) и на ощупь угадывает материал. Кстати, это можно делать не только рукой, но и другими частями тела — спиной или ногой. Заодно выясните, какая часть более чувствительна.
Просто дурачиться, танцевать и обниматься.
Маленький человек в игре не только учится, он в ней ЖИВЕТ. И если в вашу задачу входит научить его жизни, то легче и проще всего это сделать в игре. Не бойтесь «простых» игр — в них заложен глубочайший смысл.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой.

Что ты делаешь?

Я играю.

Это типичный ответ маленького ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, возню с приятелем, приготовление кукольного обеда и пр. Другими словами, для ребенка игра - это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.

Для ребенка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.

Но у ребенка есть и другие занятия, которые он игрой не назовет, хотя в них он вроде бы тоже свободен в реализации своих желаний. Это рисование, лепка, конструирование. Однако, в отличие от игры, в них есть ощутимый, материальный результат - рисунок, постройка и т. п.- и от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление самого материала, получить желаемый продукт.

В игре нет таких проблем, как в рисовании, когда краска течет не туда, куда нужно, или в практическом действии, когда вещи не слушаются (попробуйте-ка аккуратно зашнуровать ботинки!).

Что же привлекает ребенка в игре? Сам процесс действования. Но действие в игре - особое, ненастоящее. Уже к 3 годам дети начинают осознавать различие игры и не игры, а к 4-5 годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формулируется ими: «Это же понарошку...», «Давай, как будто я ехал...» и т. п.

Эти «понарошку», «как будто», т. е. действие в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть,- добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребенок там, где ему хочется быть,- на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий - лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Что из того, что ребенок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с упоением «ездить» в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в «Детском мире» руль; может устраивать гонки маленьких автомобилей с авариями и всяческими дорожными происшествиями; строить гаражи для машин, ангары для самолетов и целые города. Если он еще не ходит в школу, как старший брат или соседская девочка,- тоже не беда. Ведь он может учить своих плюшевых зайцев и медведей, ставить им оценки и объяснять задачи. А может и сам стать учеником, приспособив бабушкину сумку вместо ранца и ее же записную книжку вместо тетради.

Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре. Игра помогает ребенку не только получить удовольствие от «повторения» приятных событий, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворенности, если что-то ему не удалось в действительности. К примеру, девочке очень хотелось быть Снегурочкой на детском празднике, но ей досталась всего лишь роль Снежинки. И вот она привлекает бабушку в качестве зрителя, а сама несколько раз разыгрывает сценарий уже прошедшего в детском саду праздника, выполняя роль Снегурочки.

Таким образом, ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и прежде всего желание действовать как взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока еще не очень подчиняются!).

Достаточное ли это основание, чтобы поощрять, развивать у ребенка эту деятельность? Наверное, если бы значение игры заключалось лишь в удовольствии, то в какой-то степени можно было бы и пренебречь ею в пользу более серьезных, значимых для будущей жизни ребенка занятий. Однако детская игра чрезвычайно важна для развития ребенка.

Пожалуй, одним из первых, кто указал не только на «сиюминутную», но и на перспективную полезность игры, был немецкий ученый К. Гроос, предложивший рассматривать детскую игру как инстинктивную подготовку к будущей взрослой жизни: игра девочек в куклы - это упражнение материнского инстинкта, игра мальчиков в войну - проявление охотничьего инстинкта и т. п.

Современные ученые далеки от того, чтобы приписывать детской игре инстинктивную природу и приравнивать ее в этом смысле к игре животных, как это делал К. Гроос, но высказанное им предположение об огромном значении игры для всей будущей жизни ребенка принимается теперь исследователями всего мира за аксиому.

Что же дает игра для психического развития ребенка?

Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала - это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение содержания игры (воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, «в уме»).

Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности «в уме» создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно и само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая, специфически человеческая деятельность.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом.

Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредоточиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Из всего сказанного ясно, что игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка. Но она помогает решать и более узкие педагогические задачи. В игре может происходить усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков. Однако это уже требует специальной педагогической организации детской игры - включения в нее такого содержания, которое потребовало бы от ребенка актуализации определенных знаний, выполнения определенных действий. Можно, например, так построить игру в школу, что ребенок будет с большим интересом и охотой осваивать азбуку, а специально организованная игра в магазин может помочь закреплению элементарных счетных навыков. Но эти задачи могут быть решены только в совместной игре детей со взрослым.

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Выяснив, для чего нужна игра, мы должны теперь разобраться в следующем вопросе: должны ли взрослые специально культивировать детскую игру, учить детей играть? Действительно, может быть, игра внутренне присуща ребенку, достаточно лишь не мешать ему играть, предоставив время и место для игры?

В психологии XIX - начала XX в. был распространен взгляд на игру как явление, сопутствующее развитию ребенка. Организм ребенка созревает, развиваются и заложенные в нем изначально задатки, становятся совершеннее память, воображение, мышление. А игра - лишь проявление детского воображения, мышления, как бы индикатор внутренне присущих ребенку свойств. При таком взгляде на развитие ребенка ни культивировать игру, ни воздействовать на нее не надо - она своевременно появится у каждого ребенка и исчезнет, когда пройдет «возраст игры».

Однако современной отечественной психологией доказано, что выработанные в ходе исторического развития специфические человеческие способности как бы откладываются, аккумулируются в различных типах человеческой деятельности. Ребенок развивается, овладевая тем или иным типом деятельности, который задается ему социальной средой. Определенный тип деятельности требует от ребенка специфических способностей и как бы ответствен за их развитие. Для каждого периода детства существует исторически сложившийся тип деятельности, который обеспечивает максимальное развитие ребенка,- такую деятельность называют ведущей для данного возраста. Для младенца (до года)-это эмоциональное общение с близким взрослым; для ребенка раннего возраста (1-3 года) - предметно-манипулятивная деятельность; для детей дошкольного возраста - игровая деятельность; для детей После 6-7 лет - учебная деятельность.

Таким образом, игра не мистическое, внутренне присущее ребенку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой он овладевает.

Сам по себе возраст еще совершенно не гарантирует появления у ребенка того или иного типа деятельности. Становление ведущей деятельности происходит постепенно и зависит от сложной системы социальных воздействий (в том числе и воздействий близких взрослых), задающих в той или иной форме эту деятельность ребенку.

Например, при поступлении в школу ребенок сначала только формально становится учеником. Овладевая специальными знаниями по разным предметам, он должен при этом еще и научиться быть учеником - уметь принимать учебную задачу, выбирать средства ее решения, контролировать, оценивать свои действия. Только тогда можно говорить о том, что учебная деятельность у него сформировалась.

Не является исключением и игра. Для того чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать человеком играющим, т. е. научиться играть. А взрослый может ему в этом помочь.

И здесь мы сталкиваемся с недоуменной реакцией пан и мам:

Но ведь нас никто не учил играть!

Так ли это на самом деле?

Почему ребенку нужна игра?

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

К сожалению, некоторые родители недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма . Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Некоторые родители считают, что на игры у детей уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности . Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

Для детей конца второго – начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным – так ребенок осваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте с ответствующие игрушки.

Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится произведение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей.

Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех – четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания. С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек.

Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1-2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.

Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого? Причина заключается в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослым. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д. Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Подготовил старший воспитатель

Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования. Они предполагают изменения подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он развивается, познаёт взаимоотношения между взрослыми людьми. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» .

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру сделать её увлекательной. Ребёнок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишённых для него смысла и никак от него не зависящих. Когда ребёнок играет, примеряя на себе разные роли, воспроизводя или придумывая ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти решения. Пусть ребёнок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным – пусть ребёнок проявит фантазию.

О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка. В игре ребёнок обучается:

  • эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей
  • переживать жизненные ситуации других людей, как свои, понимать смысл этих действий и поступков
  • осознавать своё реальное место среди других
  • уважать себя и верить в себя.

Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой деятельности. В игре ребёнок приобретает умение надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: детям предоставляется возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребёнок в игре. В игре ребёнок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что облегчает реальные взаимоотношения между детьми. Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти отношения. Это так называемые «вредные игрушки» . Игрушки-монстры нередко родом из агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребёнка с такими играми.

Для игр ребёнку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок с правильно подобранным игровым материалом. В условиях детского сада необходимо создать среду для полноценных игр детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп» :

Игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик и утварь.

Игрушки для выплеска агрессии. Это солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.

Игрушки для развития знаний о социальных ролях, имитирующие инструменты врача, шофёра и др.

Театральные игрушки для развития эстетического воспитания, воображения, развития речи.

Технические игрушки – транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление.

Спортивно-моторные игры, способствующие двигательной активности, развитию координации движений.

Музыкальные игрушки. Это погремушки, колокольчики, бубенцы и др.

Дидактические игры. Им принадлежит особое место. Они воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Если не играть, не руководить игрой ребёнка в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Поэтому надо взять за правило: несколько раз в день включаться в игру детей, это побуждает их к новым действиям. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Таким образом, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра взрослого и ребёнка не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Список литературы

  1. Андреева А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101-114
  2. Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
  3. Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября» , серия «Школьный психолог» . Вып. 2 (14)
  4. Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ / Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М.: ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., Издательство: Линка-Пресс, 2012.