Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Спорт и физические упражнения для гиперактивных детей

Нужны ли спорт и физические упражнения для гиперактивных детей ? И стоит ли гиперактивных детей заставлять заниматься спортом?

Сразу скажу, что заставлять ни в коем случае нельзя. Да Вам, скорее всего, это и не удастся! Пытаться принуждать гиперактивных детей к чему бы то ни было – дело бесперспективное. А, вот, помочь им найти занятие по душе – это, как раз, то, за что они Вам в будущем скажут «спасибо». К тому же, уважение, проявленное к Вашему гиперактивному ребенку, принесет добрые плоды. Вы со своим сыном или дочерью станете единомышленниками!

Что же касается занятий спортом, то все мы слышали об их пользе. Даже несколько простых упражнений в течение дня сделают ребенка более крепким, энергичным и собранным. Но, обратимся к фактам.

У гиперактивных детей неустойчивая, очень чувствительная нервная система. По сути, – это нарушение в работе нервной системы. Но, известно, что физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм. Знаменитый физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И. П. Павлов отмечал, что физические упражнения «величайшее средство в случае расстройства высшей нервной деятельности».

О пользе спорта и физических упражнений известно с древнейших времен. Древнеримский врач Гален (130–200 г. н.э.), занимавшийся, в числе прочих медицинских наук, неврологией, писал: “Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений”.

Великий древнегреческий медик Гиппократ (живший около 460–370 г. до н.э.), также, применял физические упражнения для лечения своих пациентов.

Сегодня, с развитием медицины, появилось и высокоточное медицинское оборудование. Оно подтверждает, что умеренные физические нагрузки улучшают обмен веществ и регенерацию тканей в организме, стимулируют нейрорегуляторную функцию.

Со спортом дело обстоит иначе. Усиленные тренировки воздействуют на организм более жестко, вызывая стресс. Речь, конечно, не идет о детских спортивных секциях. Занятия в них строятся на основе базовых педагогических и медицинских норм. Но, вступая в жестокий мир профессионального спорта, приходится забыть об этих нормах. Здесь главное – результат. И все средства хороши для достижения цели.

Однако, большинство родителей, а особенно, воспитывающие , выбирая секцию, имеют в виду его оздоровление и гармоничное физическое развитие. Из этих принципов будем исходить и мы.

Физические упражнения и виды нагрузок

Все физические упражнения можно разделить по виду нагрузок на:

  1. аэробные (выполняемые ритмично, равномерно, длительное время и тренирующие дыхательную и сердечно-сосудистую системы)
  2. силовые (упражнения на сопротивление, укрепляющие мышцы)
  3. растягивающие (различные растягивания и скручивания)

Для гармоничного физического развития ребенка желательно эти виды нагрузок сочетать.

В любом виде спорта опытные тренеры каждое занятие начинают с разминки и разогрева мышц. Разминка важна, т.к. она предотвращает травмы: разогретые мышцы более пластичны. Они легче справляются с нагрузками, лучше растягиваются. Учитывая повышенную склонность гиперактивных детей к травматизму, это особенно важно. Для разогрева используют легкие аэробные нагрузки, такие, как пробежка.

Вторым этапом большинства тренировок бывают силовые нагрузки. Для соблюдения оптимального баланса важно развивать все мышцы равномерно. Прорабатывая различные группы мышц, ребята становятся более сильными физически.

Известно, что резко обрывать тренировку крайне нежелательно. Поэтому заключительный этап любого занятия предусматривает упражнения на растягивание и гибкость. Кроме гибкости, такие упражнения стимулируют процессы регенерации, позволяют восстановиться после нагрузок. Они выравнивают дыхание, замедляют сердцебиение и пульс.

Какие виды спорта выбрать

При выборе вида спорта и секции нужно учитывать множество факторов: здоровье ребенка, уровень начальной физической подготовки, способности, характер и, конечно, личные предпочтения.

В каком возрасте начинать занятия спортом

Если ребенок не имеет ограничений, связанных со здоровьем, ему предоставляется огромный выбор. Есть лишь возрастные рамки для начала занятий. Рекомендован минимальный возраст, до достижения которого ребенка в секцию, скорее всего, не запишут. Однако, никаким видом спорта не поздно заняться и в более старшем возрасте.

6-7 лет: Плавание, аквааэробика, прыжки в воду, фигурное катание, теннис, хоккей, аэробика, гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, танцы, айкидо, баскетбол, лыжный туризм, шахматы, американский пул

8-9 лет: Легкая атлетика, футбол, волейбол, гандбол, биатлон, вольная борьба, водное поло, фехтование, дзюдо, самбо, тхэквондо, русский бильярд

После 10-12 лет: Гребля, парусный спорт, стрельба, ушу, каратэ, альпинизм, скалолазание, бокс, кикбоксинг, тяжелая атлетика, конный спорт

Влияет ли темперамент на выбор спортивной секции

Еще как влияет! В этой таблице рассмотрены 4 основных типа темперамента . Определить свой темперамент можно с помощью теста. Хотя, психологи отмечают, что крайне редко у человека проявляется один определенный тип. Гораздо чаще можно заметить их сочетание. В таком случае, при выборе спортивной секции, ориентироваться стоит на тот, что проявлен ярче.

Темперамент Виды спорта
Холерический
Обидчивый, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный, поддающийся настроениям
Бокс, различные виды единоборств, командные виды спорта
Сангвинический
Общительный, открытый (контактный), разговорчивый, доступный, отзывчивый, жизнерадостный, беззаботный, инициативный
Командные игры, бег с препятствиями, фехтование, каратэ, гребля на байдарках, альпинизм, дельтапланеризм
Флегматический
Пассивный, спокойный, надежный, ровный, управляемый, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, доброжелательный
Бег, лыжный спорт, велоспорт, тяжелая атлетика, бильярд, шахматы, йога, восточные единоборства
Меланхолический
Тихий, ригидный, тревожный, сдержанный, необщительный, пессимистичный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся
Парусный спорт, танцы, йога, стрельба, конный спорт, метание копья, метание диска

Склонность к видам спорта зависит от типа телосложения

В таблице приведены средние статистические показатели. Но, нужно понимать, что, так же, как и темперамент, телосложение редко подходит на 100% к определенному типу. Несмотря на это, можно выделить основной, доминирующий тип.

Телосложение Виды спорта
Астеноидный
Высокие, часто сутулые, кость тонкая, грудная клетка плоская. Четко просматривается костный рельеф и суставы. Ноги часто О-образной формы. Вялая, плохо развитая мускулатура.
Для них представляют сложность виды спорта, требующие силы выносливости и большой скорости. Но они добиваются успеха там, где требуется кратковременное напряжение и ускорение.

Легкая атлетика, особенно, бег на короткие дистанции, танцы, художественная гимнастика.

Торакальный
Тонкая кость, спина и ноги чаще прямые, грудная клетка цилиндрической формы, с большим объемом легких. Высокий тонус мышц при небольшой мышечной массе.
При небольшой силе, средней выносливости и скорости, имеют хорошие результаты в видах спорта и упражнениях на равновесие.

Легкая атлетика, лыжи, спортивная гимнастика, акробатика, различные прыжки, плавание, биатлон, велогонки, гребля, футбол.

Мышечный
Массивный скелет, хорошо развитая грудная клетка, значительный объем мышечной массы.
Средние показатели силы и выносливости. Достигают успехов в спорте, требующем равновесия, скорости и гибкости.

Футбол, хоккей, теннис, прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, единоборства, альпинизм.

Дигестивный
Массивный скелет, широкая кость, широкая грудная клетка, спина прямая. Значительный мышечный тонус и объем мышечной массы. Отличается преобладанием жировой ткани.
Небольшой объем легких. При значительной мышечной силе выносливость невысока.

Борьба, различные единоборства, хоккей, стрельба, тяжелая атлетика.

Спорт и упражнения при нарушениях здоровья

Грамотно применяя физические упражнения, можно добиться значительных улучшений в состоянии здоровья детей с различными заболеваниями. Но есть несколько правил.

  1. Заниматься можно лишь с разрешения лечащего врача
  2. Придется отказаться от интенсивных тренировок и амбиций, связанных со спортивными достижениями
  3. Тренер непременно должен быть проинформирован как о заболевании, так и о рекомендациях Вашего доктора

Гиперактивные дети

Спорт, как и любые упражнения, для гиперактивных детей может принести огромную пользу. Только, выбирая секцию для гиперактивного ребенка, следует принимать во внимание особенности его заболевания и рекомендации врача.

  1. Избегайте больших коллективов и командных видов спорта. Гиперактивные дети с трудом усваивают правила и не могут эффективно взаимодействовать в большой группе. Кроме насмешек сверстников и комплекса неполноценности, такие занятия могут еще и усилить гиперактивность
  2. Для гиперактивных детей категорически не рекомендуются спорт и упражнения с большими силовыми нагрузками. Исключите из своего списка различные виды борьбы и тяжелую атлетику
  3. Не стоит выбирать для гиперактивных детей высокотравматичные виды спорта и упражнений. Дети с СДВГ умудряются получать травмы и различные повреждения, как говорится, на ровном месте. А что уж говорить о боксе, баскетболе, футболе, хоккее, конном спорте, гольфе, гандболе, тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, акробатике, фехтовании, стрельбе, альпинизме, скалолазании, прыжках в воду и, даже, теннисе!
  4. Агрессивные виды спорта, также, ни в коем случае не приемлемы для гиперактивных детей. Кик-боксинг, бокс, различные виды единоборств должны быть под запретом
  5. Гиперактивные дети быстро теряют интерес к монотонным однообразным действиям, поэтому им трудно заниматься таким спортом, как бег

Что же остается? Какой спорт подходит для гиперактивных?

Вот список безопасных и полезных видов спорта для гиперактивных детей .

  1. Плавание
  2. Аквааэробика
  3. Танцы
  4. Художественная гимнастика
  5. Легкая атлетика
  6. Лыжный спорт
  7. Аэробика
  8. Прыжки на батуте
  9. Айкикай – разновидность айкидо (только с разрешения врача)
  10. Бильярд
  11. Шахматы

Часто у гиперактивных детей наблюдаются и другие нарушения здоровья. Неустойчивая нервная система, к сожалению, провоцирует целый ряд психосоматических (и не только) расстройств. Все их нужно учитывать при выборе вида спорта и спортивной секции для гиперактивных детей.

Случается и так, что противопоказаний слишком много. И тогда врач, скорее всего, порекомендует заменить спорт упражнениями ЛФК для гиперактивных и детей с СДВГ. Прислушайтесь к советам врача.

Помимо гиперактивных детей в спорте или физических упражнениях нуждаются и другие ребята. Вот некоторые рекомендации для них:

Дети с аутизмом

От командных видов спорта стоит воздержаться. Но стоит попробовать силы в таких видах, как:

  1. Плавание
  2. Легкая атлетика
  3. Велоспорт
  4. Боулинг
  5. Пеший туризм

Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В зависимости от тяжести заболевания, лечащий врач определяет, можно ли детям заниматься какими-либо видами спорта. Однако, в первую очередь из списка разрешенных будут исключены все аэробные и силовые нагрузки. Возможно, доктор порекомендует курс ЛФК.

Дети с заболеваниями дыхательной системы

При нетяжелом течении заболевания, с разрешения врача, в период ремиссии детям можно заниматься приведенными ниже видами спорта. Однако, режим занятий должен быть щадящим. Кроме этих спортивных секций больным детям будут полезны упражнения ЛФК и дыхательной гимнастики.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Легкая атлетика
  4. Баскетбол
  5. Волейбол
  6. Аэробика

Дети с нарушениями зрения

Важную роль играет степень нарушения. Если имеет место небольшое отклонение от нормы, то оно не препятствует занятиям, особенно, если дети носят очки или контактные линзы. Осложненное заболевание требует индивидуального подхода. Здесь последнее слово – за лечащим врачом.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Парусный спорт
  4. Гребля
  5. Спортивная ходьба
  6. Биатлон
  7. Шахматы
  8. Шашки

Дети со сколиозом

Правильно подобранные физические упражнения способны улучшить состояние здоровья детей со сколиозом. Главное – посоветоваться с доктором, выполнять все его предписания и, ни в коем случае, не нарушать его запретов и ограничений. Кроме специально разработанных для этого заболевания упражнений ЛФК, пользу принесут такие виды спорта, как:

  1. Плавание
  2. Спортивная ходьба
  3. Ходьба со скандинавскими палками

Дети с плоскостопием

Свод стопы у детей формируется примерно к 10 годам. Однако, нарушения в ее развитии врач может заметить и в более раннем возрасте. Плоскостопие бывает разным. Только врач-ортопед может подобрать адекватное лечение и физические нагрузки для детей с плоскостопием. В любом случае, нужно знать, что рекомендованные детям занятия должны проходить не как полноценные спортивные тренировки, а в виде щадящих лечебно-терапевтических упражнений. После консультации с врачом возможны:

  1. Плавание свободным стилем
  2. Конный спорт
  3. Восточные единоборства
  4. Ходьба на лыжах

Дети с гастритом и заболеваниями ЖКТ

Детям при заболеваниях желудка важно избегать нагрузок на пресс, силовых упражнений, различных единоборств, занятий тяжелой атлетикой и альпинизмом. Однако, имеет смысл присмотреться к таким видам спорта, как:

  1. Плавание
  2. Спортивная ходьба
  3. Легкий бег
  4. Теннис

Всех заболеваний, конечно, перечислить невозможно. В каждом конкретном случае важны рекомендации специалиста, наблюдающего и лечащего ребенка. Одно можно сказать: позитивный настрой, умеренность, настойчивость в борьбе с недугом и дисциплина способны творить чудеса.

Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

Занятие 1.

1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»

2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).

4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.

5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.

7. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра

9. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.

10. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

11. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

12. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 2.

2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.

4. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.

6. Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.

4. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.

6. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.

7. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

Занятие 4

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.

3. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

4. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

8. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.

9. Подвижная игра по желанию детей.

10 «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 5

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.

3. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

4. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.

5. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

6. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

7. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 6

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Коррекционно-развивающая программа

психологических занятий для гиперактивных детей

Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

Занятие 1.

  1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»
  2. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
  3. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
  4. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
  1. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра
  1. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.
  2. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

Занятие 2.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»

2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.

  1. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.
  1. Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

  1. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.
  1. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.
  1. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.
  1. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 4

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  1. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.
  1. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
  1. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

  1. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.
  1. Подвижная игра по желанию детей.
  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 5

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.
  1. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.
  1. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.
  1. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

  1. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
  1. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).
  1. «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 6

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».

(1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Синдром дефицита внимания является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в в детском возрасте. По данным, полученным в ходе различных исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 до 9,5% .

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления синдрома гиперактивности: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко и др.)

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для таких детей характерна чрезмерная болтливость, невозможность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с синдромом гиперактивности на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С.Выготский писал , что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать во время занятия и походить. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (у них часто меняется настроение).

К подростковому возрасту, повышенная активность в большинстве случаев снижается, а импульсивность и дефицит внимания сохраняется. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном детстве, то могут возникнуть трудности в подростковом возрасте. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются у почти у 70% подростков и 50% взрослых, имеющих диагноз синдрома гиперактивности в детстве.

В целом, возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе, хотя тяжелую форму можно распознать уже в раннем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающим симптомом гиперактивности, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

2. Нарушение межличностных отношений. У детей с синдромом гиперактивности часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с синдромом гиперактивности все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем-то другим и пр.

Во взаимоотношениях со взрослыми дети с синдромом гиперактивности отличаются своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные наказания и поощрения, и часто ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение. Такие дети становятся очень «трудными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также синдром гиперактивности – это частая причина для перевода ребенка из одного учебного заведения в другое, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта.

3. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

4. Поведенческие расстройства. У детей с синдромом гиперактивности возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства наблюдаются часто, но не всегда.

5. Другие особенности. У детей с синдромом гиперактивности чаще встречается энурез, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы.

К подростковому возрасту повышенная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Такие дети не сразу приступают к выполнению задания и оказываются последними при выполнении действия. Например, во время одевания на улицу: они суетятся и мешают другим детям одеваться, а когда все уже одеты, оказываются не готовыми к выходу на улицу. Если же они собираются одни, то процесс одевания идет значительно быстрее, т.к. нет отвлекающих факторов.

Дети с синдромом гиперактивности имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Педагог требует, чтобы дети сидели прямо и не отвлекались. Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

В настоящее время установлено, что в результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений у детей с синдромом гиперактивности происходит развитие функции сознания, самоконтроля и саморегуляции .

Перечисленные трудности приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н.Заваденко отмечает, что для 66% детей с синдромом гиперактивности характерны дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением – и дисграфия – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Для 61% детей – признаки дискалькулии – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Корме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для детей с синдромом гиперактивности также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Вместе с тем такие дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди детей с синдромом гиперактивности могут быть и одаренные.

Анализ возрастной динамики: первый всплеск отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Д.А.Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

Для гиперактивных детей характерна постоянная болтовня , указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Американский психолог В.Оклендер характеризует детей с синдромом гиперактивности так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж. Роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов. Но редко дожидается ответов».

Синдром гиперактивности у детей встречается довольно часто, но все исследователи подчеркивают более высокую распространенность симптома среди мальчиков по сравнению с девочками, которая колеблется от 3:1 до 9:1. Высокая частота симптомов у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. Среди девочек синдром гиперактивности встречается реже и проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрытно, и потому не выявляются при одно-двукратном наблюдении, и имеют более неблагоприятный прогноз. Девиантность девочек базируется на «застревании» психологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо сложнее поддается коррекции и компенсации.

Д.Добсон вводит понятие так называемой «нормальной» гиперактивности, придавая ему следующее значение: «Далеко не каждый ребенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей от восхода солнца до наступления темноты находятся в постоянном движении».

Наблюдения и различные исследования показали, что гиперактивность к подростковому возрасту исчезает или значительно снижается. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжает сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдающих в детстве тяжелыми формами синдрома гиперактивности, в подростковом и взрослом возрасте велик риск социальной дезадаптации (П.Уэндер, Р.Шейдер).

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще существует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого, имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. На современном этапе исследования гиперактивности считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

  • Генетические факторы;
  • Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
  • Негативное действие внутрисемейных факторов.

По результатам исследования Н.Н.Заваденко возникновение синдрома гиперактивности из-за раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63% случаев.

Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление плода во время пренатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно. Что приводит к возникновению синдромов несформированности или дифицитарности головного мозга в онтогенезе .

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться следующие условия:

  • обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
  • соблюдение режима, достаточное время для сна;
  • обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
  • соответствующая медикоментозная поддержка;
  • разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;

По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. У девочек более выражена социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.
Эмоциональная зрелость при подготовке к школе в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Для детей с синдромом гиперактивности могут быть «плохие» эмоциональные проявления:

  • может использоваться ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
  • повышенная двигательная активность;
  • ябедничество;
  • небрежность в выполнении монотонных операций;
  • нарушение или несоблюдение правил в игре или другом виде деятельности.

Таким образом, показателями синдрома гиперактивности являются: нарушения психических функций – внимания, которые могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частым переключением с одного занятия на другое; произвольного вида памяти; координации движений, это могут быть нарушение мелкой моторной координации, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации; межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми. Сверстниками такие дети всегда стремятся руководить, часто в играх нарушают правила, отвлекаются, импульсивны, часто меняют желания заняться чем-то другим. Во взаимоотношениях со взрослыми они отличаются своей «невоспитуемостью», на них не действуют обычные наказания и поощрения. Дети с синдромом гиперактивности стремятся все делать наоборот, это нужно учитывать при воспитании таких дошкольников.

Я представляю одно занятие для детей с синдромом гиперактивности «Мы – разные, мы – вместе».

Форма занятия: групповая, продолжительностью 20-25 минут.

Задачи: развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания, снятие психоэмоционального напряжения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие эмоционально-выразительных движений, развитие тактильного восприятия.

Психолог. Сегодня к нам на занятие пришел в гости кот Матвей и принес собой волшебный цветок с названиями игр. Мы будем по очереди отрывать лепестки и смотреть, название какой игры там написано, а затем будем в эту игру играть. Пожалуйста, оторвите один лепесток (один ребенок отрывает лепесток и отдает психологу для прочтения).

1. Игра «Обзывалки»

Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга необидными словами (названия овощей, фруктов, мебели, грибов) только в уменьшительно-ласкательной форме: «А ты,… морковочка!»

Затем психолог предлагает оторвать следующие лепестки по очереди и читает названия игр, которые проигрываются детьми.

2. Игра «Броуновское движение»

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

3. Игра «Волшебный мешочек»

Дети рассматривают мелкие игрушки, а затем их кладут в матерчатый мешочек и предлагается на ощупь определить каждую из них.

4. Игра «Летает – не летает»

Психолог называет разные предметы. Дети должны поднять руки тогда, когда называют предмет, который может летать. Психолог может их обманывать.

5. Заключительный этап

Когда отрывается последний лепесток, психолог говорит о том, что на нем написан вопрос: «В какие игры дети играли на занятии?» дети передают друг другу по кругу серединку от цветка и называют игры, в которые играли на занятии.

Литература:

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребенка. М., 1973.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.
  3. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2001.
  5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Л.М.Шипицыной. – СПб., 2005.
  6. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург, 2005.
  7. Арцишевская И.Л. Работа психолога в детском саду с гиперактивными детьми. – М., 2005.

Упражнение «Аист»
(На преодоление расторможенности и тренировку усидчивости)

Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:
- Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
- Мне болотные лягушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить...
Вот и всё!
Пора ходить!
Дети ходят на месте. Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями»):
Аист, аист, длинноногий
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает (дети стоят на месте):
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Упражнение «Цап!»
(Пальчиковая игротерапия)

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:
Кто под крышей?
Кошки, мышки,
Зайцы и зайчишки.
Папа, мама, жаба: цап!
Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.
Упражнение «Звуки прибоя»
(На релаксацию)

Звучит медленная музыка. Дети лежат на ковре.
Ведущий: «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся... Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать...»
Упражнение «Кораблик»
(На развитие умения регулировать мышечный тонус)
Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево - прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону - прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.
Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем».
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
Упражнение «Сосед, подними руку!»
(На тренировку сосредоточенности)

Играющие стоя или сидя образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
Упражнение «Сломанная кукла»
(На развитие мышечной саморегуляции)
Ведущий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё - куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
Упражнение «Дерево»
(На релаксацию)

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.
Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».
Упражнение «Буратино»
(На преодоление расторможенности)

Вместе с ведущим дети выполняют движения одновременно с проговариванием стихотворения:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Игра «Пуговицы»
(На развитие внимания)

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания - 30 секунд.
В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.
Упражнение «Оловянный солдатик»
(На развитие саморегуляции)

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы - стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»

Коррекционное занятие

с гиперактивными детьми

старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Педагог- психолог МКДОУ-

д/с № 14 «Герел»

Курбатова Т.М.

К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Численность детей в группе составляет 5-8 человек.

Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.

В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то лее время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.

Перед тем как приступить к основному курсу занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную работу, направленную на развитие внимания или контроля за импульсивностью.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня.

Продолжительность занятия - 30 минут.

Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. (Необходимость введения последних объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела.)

В начале каждого этапа занятия приводится рекомендуемая продолжительность его выполнения.

Занятия лучше проводить в музыкальном зале - там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие ив то же время мало отвлекающих моментов.

Для лучшей организации введение группы в зал и выведение из него осуществляется в виде игры в «Поезд»: дети строятся в колонну друг за другом. Первый из детей - «паровозик», остальные - «вагончики». Дети кладут руки на плечи впередистоящим - «вагончики сцепляются», и, издавая звуки «Ту-ту», «поезд въезжает» в зал или «выезжает» из него.

Психокоррекционная работа требует длительного времени и, конечно, большего количества занятий. Данный комплекс следует рассматривать как ориентировочный, из отдельных частей которого можно составить дополнительные занятия. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции.

Задачи:

  • развитие произвольности и самоконтроля;
  • развитие внимания и воображения;
  • развитие координации движений;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений;
  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию : мягкая игрушка.

1. Игра «Запретное движение» (5 мин).

Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:

Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их.

Затем психолог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного».

Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.

2. Игра «Зоопарк» (8-10 мин).
Психолог говорит:

А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте, как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза - «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

  1. Упражнение «Расскажем и покажем» (3 мин).

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Один, два, три, четыре, пять!
Можем всё мы показать!
Это локти - их коснемся.
Вправо, влево мы качнемся.
Это плечи - их коснемся.
Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся,
То коленей мы коснемся.

Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

4. Упражнение «Шалтай-болтай» (2-3 мин).

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Психолог произносит:

Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Дети приседают или падают на ковер.

5. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение.