Эссе я необходимый гражданин своей страны. Конспект занятия "Я гражданин своей страны!"

Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности,

Для твоих удовольствий, для твоего благополучия.

Гельвеций.

Каждый из нас в течение жизни играет множество самых разных ролей – от сугубо личных, интимных (дети, родители, супруги) до общественных, публичных. Количество этих ролей у каждого человека индивидуально, но мало кто из нас может максимально проявить себя, попробовать все, что предлагает ему жизнь.

Однако существуют обязательные функции, выполнение которых кажется неизбежным - все мы учимся в школе, ходим в магазин, смотрим фильмы и так далее. Одной из таких «врожденных» ролей является наша роль гражданина, ведь мы рождаемся в определенной стране, и с этого момента являемся ее гражданами. Так, в Конституции Российской Федерации записано: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Получается, формально все мы граждане своей страны. Но так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же обозначает это слово. Толковый словарь Ожегова трактует данное понятие следующим образом: «гражданин» - «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей».

Таким образом, все мы от рождения, хотим того или нет, выполняем определенные обязанности по отношению к своему государству. Но, кроме этого, обладаем и неприкосновенными правами. Этот свод прав и обязанностей зафиксирован в главной книге любого современного государства – в Конституции. Важно, что соблюдение ее норм напрямую связано с уровнем демократичности того или иного государства – с тем цивилизованным идеалом, к которому стремятся сейчас все страны. Недаром в одной из самых первых статей Конституции РФ зафиксировано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Итак, этот наиважнейший документ подчеркивает, что на первом месте стоят права гражданина. На что же я, как гражданин России, имею право в своей стране? Во-первых, право на жизнь. Конституция провозглашает, что каждый, кто родился в РФ, обладает неотъемлемым правом на жизнь – значит, в случае какой-то беды или неблагополучия, он должен рассчитывать на помощь, на защиту со стороны государства и определенных его институтов.

Кроме того, я, как гражданин свой страны, имею право на уважение моей личности, моего достоинства – «ничто не может быть основанием для его умаления». Помимо этого, я должна рассчитывать, что государство обеспечит мне свободу и неприкосновенность, в случае необходимости - тайну личную и семейной жизни, защиту моей чести и доброго имени.

Очень важно, что я, помимо всего прочего, имею право на свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли и слова, свободу труда, свободу массовой информации.

Кроме того, как гражданин демократического государства, я имею право участвовать в управлении его делами. На практике это реализуется, прежде всего, в том, что по достижении мною совершеннолетия, я могу участвовать в выборах на разных уровнях – начиная от местных и заканчивая президентскими.

Последний пункт – право в управлении делами государства – направляет нас к другой стороне моей роли гражданина – к моим обязанностям. На мой взгляд, каждый не только имеет право, но и обязан участвовать в жизни государства – только тогда жизнь страны в целом и каждого отдельно взятого человека будет улучшаться и развиваться. Так, участвуя в выборах, например, каждый гражданин контролирует работу избранных им чиновников, государственного аппарата в целом – и это его прямая обязанность, гарантирующая соблюдение его прав.

Что же еще вменяется в обязанности гражданина РФ? На первом месте стоит соблюдение Конституции и законов России, как федеральных, так и местных. Говоря более подробно, гражданин обязан: платить законно установленные налоги и сборы, защищать свое отечество, заботиться о сохранении природы и окружающей среды, беречь природные богатства, сохранять памятники истории и культуры. Кроме того, Конституция обязывает родителей заботиться о своих детях, их воспитании и образовании (оговаривается получение детьми основного общего образования). В этом важном документе подчеркивается и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Казалось бы - все просто. Я, как гражданин, обеспечена всеми необходимыми мне правами, а наложенные на меня обязанности справедливы и посильны. В чем же причина того, что очень часто обязанности не выполняются, а права не реализуются? Вот здесь мы и подходим к вопросу о том, все ли на самом деле (а не формально, на бумаге) являются гражданами своей страны.

На мой взгляд, гражданином в полном смысле этого слова можно назвать лишь того, кто: во-первых, знает, о своих правах и обязанностях; во-вторых, стремится их исполнять и реализовывать. А таких людей в нашей стране, на мой взгляд, все еще недостаточно. С чем это связано?

Думаю, во многом - с прошлым нашей страны, когда человек обладал лишь одними обязанностями, но, по сути, не имел ни одного права (несмотря на Конституцию, которая считалась чуть ли не самой демократичной в мире). Наши бабушки и дедушки не привыкли отстаивать свои права, потому что все знали, что, по сути, от них ничего не зависит. Правду говорят, что, «чем больше империя, тем меньше в ней кажутся граждане».

Таким образом, на мой взгляд, главная причина гражданской пассивности в советское время крылась в максимальном нивелировании и принижении человеческой личности. Права и обязанности человека – это две стороны одной медали, которые самым тесным образом связаны друг с другом. Если гражданину гарантировано соблюдение его прав, он чувствует, что государство ценит и уважает его, что от него многое зависит. И, следовательно, человек сам начинает по-другому смотреть на свою роль гражданина – более ответственно, более зрело. Он осознает, что во многом сам определяет собственную жизнь и жизнь своих детей. И, в результате, как мне кажется, по-другому начинает относиться к своим обязанностям. И тогда про этого человека можно сказать, что он - полноценный гражданин своей страны.

Кроме того, рассматривая данный аспект вопроса, не нужно сбрасывать со счетов и личные характеристики человека. В. Белинский говорил: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Личность в полном смысле этого слова – человек развитый во всех отношениях и, прежде всего, нравственно, морально. А, в таком случае, человек прекрасно понимает, что необходимо заботиться о своих детях и родителях, беречь природу, защищать отечество, платить налоги, наконец. Но, кроме этого, личность не существует без чувства собственного достоинства, самоуважения. Поэтому она, неизбежно, будет защищать и отстаивать свои права.

В связи с этим можно сказать, что, прежде всего, стоит воспитывать себя как личность и тогда, неизбежно, ты будешь хорошим гражданином.

Нельзя не подчеркнуть и тот факт, что хороший гражданин – это тот, кто из любви к своей родине пытается улучшить жизнь собственной страны. А это значит, он отчетливо видит все недостатки современного ему государства, не прячет и не замалчивает, а указывает на них и участвует в изменении ситуации. В этом плане я полностью согласна с мнением французского философа Шарля Монтескье, который считал, что «нужно быть правдивым во всем, даже в том, что касается родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою родину, но никогда нельзя обязать лгать во имя родины».

Ощущаю ли я себя гражданином своей страны? Думаю, в данный период моей жизни это, скорее всего, проявляется в моей любви к Родине, в моем чувстве патриотизма, в интересе к истории России и к тому, что происходит в настоящем.

Могу сказать со всей ответственностью, что я горжусь своей страной, горжусь тем, я россиянка, что я являюсь носителем русского языка и русской культуры. Больше того, я хочу, чтобы у моей страны было великое будущее – то, которого она заслуживает. Именно поэтому я буду стремиться стать полноценным гражданином своего государства – чтобы способствовать улучшению собственной жизни, жизни моих родных и близких, а через это – и жизни страны в целом. Думаю, этого должны добиваться и все те, кто считает себя гражданином своей страны, ведь давно уже истиной стало то, что «встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен» (Генри Томас Бокль).

Я гражданин своей страны

Гражданская деятельность является лучшей и единственной школой свободных граждан.
Пол Карл Фейерабенд (американо-австрийский философ)

Кто же такой гражданин своей страны. Я долго думала над данным вопросом, размышляла… А гражданин ли своей страны я? Являясь педагогом, смогу ли я воспитать граждан своей страны? Чем больше я размышляю над этой проблемой, тем больше вопросов у меня возникает.

Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы должны быть сформированы основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Нет универсального рецепта как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Как же обучить учеников стать гражданином своей страны? Этот вопрос для меня остается серьезным и сложным.

По этому вопросу я бы хотела обратиться к специалисту. Обратимся к человеку, который вопросу воспитания личности посвятил всю жизнь. Это Шалва Александрович Амонашвили. Шалва Александрович говорит, что «лучшие учителя для учителя - это его ученики. От них можно многому научиться, если воспринимать их, как своих учителей». Долгое время в человеке ценились послушание, повторение, подражание. Ученики задавали учителям вопросы и учителя отвечали им. Учитель всегда должен был демонстрировать уверенность, спокойствие и решительность во всех делах, и если он не мог ответить на вопрос ученика, это был плохой учитель.

Но вопрос остается тем же, кто же такой гражданин своей страны?Что значит быть гражданином своей станы? Быть гражданином своей страны - значит быть всегда на ее стороне? Даже если куда-то уезжаешь, то она должна оставаться в сердце навсегда? Быть гражданином своей страны - отдать свою жизнь ради нее, соблюдать все её законы, выбирать нового президента для нее и участвовать в других выборах для этой страны?

Недавно, я пересматривала фильм…совсем обычный фильм, который известен вам всем «Ирония судьбы или с легким паром…» Мне надолго заполнилась фраза учительницы о своей педагогической деятельности «Я учу их думать, хоть самую малость, иметь обо всем свое собственное суждение». А ведь гражданин, личность он должен думать, он действительно должен иметь свое собственное суждение. Как гражданин своей страны он имеет права на собственное мнение. В первую очередь гражданин - это патриот. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?

Мы граждане. Гражданственность заключается в заботе о судьбах Отечества, в патриотизме, в служении идеалам. Гражданские чувства — чувства гуманизма. Гражданские чувства порождают духовные потребности, подталкивают к деятельности, определяют поведение человека.
Иногда именно гражданские чувства помогают преодолеть страх, поднимают личность на подвиг, на самопожертвование. Константин Рылеев создал в своем стихотворении гражданина честного, смелого, яркого.

«Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю, — говорит Федерико Гарсия Лорка, - должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты». Этот голос Рылеева мы слышим в стихотворении «Гражданин», слышим и понимаем: каждая эпоха наполняет понятия «патриот», «гражданин» конкретно-историческим содержанием, но именно патриотизм и отличает настоящего гражданина от обывателя.

Получается, что недостаточно дать человеку образование, недаром современные нормативно-правовые документы отдают приоритет воспитанию личности, гражданина. Современная историческая эпоха требует, чтобы школа стала личностно-ориентированной, развивающей, воспитывающей. А чтобы стать таковой необходимо проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, понять и принять его.

Главное в моем деле - дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами.

Я - гражданин Республики Беларусь.

Патриотизм не должен ослеплять нас;
Любовь к отечеству есть действие ясного
Рассудка, а не слепая страсть.
Н. Карамзин.

Получая в день своего шестнадцатилетия паспорт с гербом Республики
Беларусь на синей обложке, юноша или девушка вспоминают слова В.В.Маяковского:
Читайте,
завидуйте,
Я - гражданин…
Присягая на верность Родине, молодой солдат с гордостью говорит: « Я,
Гражданин Республики Беларусь, присягаю…»
Быть гражданином Белоруссии - значит иметь гражданство нашего государства. Именно в этом гражданстве проявляются связь человека с государством, общность их интересов, патриотизм, гордость за свою Родину и высокая честь.
Где бы ни был гражданин - на своей ли земле, далеко ли за ее пределами- - он гордится своей принадлежностью к родной стране. Нам - белорусским гражданам - присущи верность и любовь к Родине, забота о ее процветании, ответственность за ее судьбу. Вместе с тем мы всегда уверены в том, что наша жизнь, свобода, права надежно защищены родной страной. Лишение гражданства - это тяжкое наказание. Нет ничего страшнее, чем быть гражданином без родины!
Мощь и процветание Республики - главная гарантия свободного развития личности, прав и свобод граждан, которые провозглашает Конституция.
Знания, образование - одни из обязательных условий свободного, всестороннего развития личности. Наша Конституция закрепляет право на образование. Каждый юноша, каждая девушка получают обязательное среднее образование. В нашем государстве, безусловно, уделяется внимание уровню образования и квалификации граждан.
Так что же все- таки значит быть гражданином? Неужели это гордое звание может принадлежать лишь тому, кто всего лишь имеет паспорт и прописку?
Гражданин звучит так же гордо, как и человек.

Что же значит быть гражданином?
Это, значит, быть верным стране,
Это значит, ее не покинуть
Даже в самой холодной войне.
Это, значит, быть преданным людям
Тем, с которыми рядом живешь.
Это значит, тебя не погубят
Колдовские измена и ложь.
Это значит всегда быть счастливым,
Улыбаться ненастью, беде.
Это значит, страну не покинуть,
Это, значит, быть верным себе.

Сегодня мы - всего лишь учащиеся средней школы №4, но это только сегодня. Никто не может знать наверняка, что ждет нас завтра. Завтра нашей страны туманно и призрачно, но у него есть неоспоримое достоинство - это мы, пока еще юные, но целеустремленные и знающие подростки. Но разве мы только лишь целеустремленные и знающие? Неужели на этом все? Сегодня мы смело можем сказать: « Нет!» В первую очередь мы молодые представители граждан. Мы - будущее нашей страны. И станем ли мы гражданами и людьми с большой буквы, будет зависеть не только от наших знаний и стремлений, но и от условий, которые сможет создать наше государство для своего светлого завтра. Только мы - молодые, полные новых планов и идей - можем возродить юную красу голубоглазой светловолосой девушки по имени Белоруссия. Только мы сможем заставить другие страны уважать, ценить и вздыхать по стройной самобытной Голубоглазке. И пусть это звучит смело и вызывающе, но мы дети нашей « ciнявокай прыгажунi» и с гордостью и достоинством пронесем через всю жизнь это гордое имя « Я - Гражданин Республики Беларусь».

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.

МУ ДО –ЦВР г.Маркс Саратовской области

Конспект занятия «Я гражданин своей страны»

по курсу «Развитие речи» в объединении «АБВГДейка» МУ ДО - ЦВР для детей 5-6 лет.

Составила:

Шнайдер Марина Александровна - Педагог дополнительного образования

МУ ДО-ЦВР г.Маркса Саратовской области

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей, оно выше небес!

Тема урока : « Я гражданин своей страны»

Тип урока: Изучение нового материала.

Продолжительность урока : 30 минут.

Цель урока : Знакомство обучающихся с государственной символикой РФ: флаг, гимн, герб.

Задачи:

Образовательные:

    Расширять представления детей о родной стране, о государственной символике российского государства

    развивать познавательный интерес к истории государства;

    обогатить словарный запас детей,

Развивающие:

    Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность.

Воспитательные:

Формирование уважительного отношения к государственным символам.

Основные методы , используемые при проведении занятия: игровой, словесный, наглядный, практический.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент.

(Демонстрация слайда №1)

Здравствуйте дорогие ребята! Я надеюсь у всех у нас хорошее настроение? Ну а для того, чтобы оно стало еще лучше предлагаю вам поиграть в игру: «Мы самые-самые» .(Проводится игра) .Ну а теперь начнем наш урок!

2. Актуализация знаний.

(СЛАЙД №1)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
И о символах страны
Все ребята знать должны.
Нужно быть внимательными,
Послушными и наблюдательными.
Ну, приступим! В добрый час!
Все получится у вас!

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Но очень важный для каждого из нас.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в большой, многонациональной, красивой и могучей стране. И у этой страны очень красивое и звучное имя. Как мы называем нашу страну? (Ответы детей -Россия!) А кто мы с вами?

(СЛАЙД №2)

Ребята Россия не только страна в которой мы живём. Россия –это наша

Родина. Ребята, а что значит Родина? (Ответы детей)

Родина – это дом, это место, где вы родились и выросли. Город по которому вы гуляете, со своими улицами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. Родина-это наше небо и солнце, наши реки и леса. Все, чем мы так гордимся! Всё к чему мы так привыкли и не представляем себе жизни! И наша с вами Родина-это наша страна, наша Россия!

Послушайте какое замечательное стихотворение о России, о нашей Родине написал поэт В.Степанов. (СЛАЙД №3)

(Выходит ребенок читает стихотворение. На экране видео с природными ландшафтами России)

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая

Необъятная страна.

В нашей стране проживают люди 180 национальностей: (СЛАЙД №4) русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы. И у всех народов свой язык, своя культура, национальная одежда, кухня. Посмотрите, насколько разнообразны национальные костюмы у народов, населяющих нашу страну. (На доске куклы в национальных костюмах).Ребята, наша страна самая большая страна в мире. (СЛАЙД №5) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как наша Россия. У нас 16 соседей.

У каждой страны, ребята, есть главный город – столица. Знаете ли вы какой город является столицей России? (ответы детей - Москва). (СЛАЙД №6)

Правильно ребята-это город Москва! А вот и один из главных символов Москвы – Красная площадь. (СЛАЙД №7) . Здесь развивается государственный флаг России, здесь, в Кремле, работает президент и наше правительство. А вы знаете кто является президентом нашей страны?

(ответы детей-В.В.Путин)

Абсолютно верно президент нашей страны –Владимир Владимирович Путин! (СЛАЙД №8)

Каждое государство имеет свои символы. И Россия не исключение. И мы сегодня познакомимся с самыми главными официальными государственными символами нашей страны. А вы знаете, ребята, эти символы? (ответы детей) . Главные государственные символы России – это (СЛАЙД №9) герб, гимн и конечно же флаг.

И первый символ, о котором я вам расскажу-это ГЕРБ! Герб-это отличительный знак государства, города. Изучением гербов – занимается специальная наука-геральдика. Герб может рассказать очень много. Давайте с Вами посмотрим на герб нашего госудраства. (СЛАЙД №10)

Перед вами Государственный герб России. Что мы видим, ребята? На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Бывают ли такие орлы, ребята? (Ответы детей). Так почему же наш орёл двуглавый? Дело в том, что Россия расположена на самом большом материке –Евразия.И находится сразу в двух частях света Европе и Азии. Вот и обращены головы каждая в свою сторону-приглядывая за порядком. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что наша страна живет по законам чести и справедливости. Правой лапой он сжимает скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава – это золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. (СЛАЙД №11)

Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство и независимость России.

Что напоминают нам орёл и его широко расставленные крылья?

(солнце и его лучи)

На груди орла помещён Герб Москвы – Святой Георгий Победоносец. (СЛАЙД №12)

Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогало ему победить змея. Змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Ребята, а где мы можем увидеть герб России? (ответы детей)

Герб России мы можем увидеть на государственных наградах, на паспорте гражданина РФ, на монетах любого достоинства, на печатях подтверждающих подлинность документов. (СЛАЙД №13-17)

А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Узнай герб России». Как видите, ребята, изображение орла присутствует не только на гербе РФ.Но и на гербах других стран. Давайте, попробуем найти герб России.

(На доске картинки с изображением гербов других стран. Дети выбирают из них герб своей страны. Объясняют свой выбор.)

Физминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Ну а мы продолжаем с вами знакомиться с главными символами нашей страны. И следующий символ-это ФЛАГ. (СЛАЙД №18)

Государственный флаг можно увидеть везде. Известно, что флаг создан для того, чтобы развеваться. Поэтому обычно флаги поднимают высоко вверх на флагштоках и мачтах - туда, где побольше ветра и где флаг может красиво реять, чтобы все его видели и гордились своей страной. (СЛАЙД №19-20)

Государственный флаг России - это один из отличительных знаков государства. Всё важное о государственном флаге - как он должен выглядеть и как его правильно использовать - записано в специальном законе.

Российский флаг (СЛАЙД №21) - это прямоугольный кусок материи, состоящий из трёх горизонтальных цветных полос. Флаги, состоящие из трёх разноцветных полос, называют триколорами. Российский флаг - это российский триколор.

Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, поэтому российский флаг правильно называть "бело-сине-красным".

белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Послушайте какое стихотворение написала о Российском флаге поэт Е. Кучбарская.Выходят дети.Читают стихотворение.

1 ребенок:

Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет - для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.

(прикрепляет красную полосу к доске)

2 ребенок:
Стойкость, жертвенность, отвага -
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге - верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.

(прикрепляет синюю полосу к доске)

3 ребенок:
Белый - это чистота,
Благородство, высота.
Светлых Ангелов привет
Означает белый цвет.

(прикрепляет белую полосу к доске и получается флаг РФ)

4 ребенок:
Трех цветов Российский флаг.
Многоценен этот стяг!
Он - в столице над Кремлем,
Греет всех своим теплом.
Это - флаг любви, победы.
Не страшны с ним бури, беды.
Русь под знаменем стоит
В испытаньях, как гранит.
Предки, крепкие в борьбе,
Возвещают о себе.
Значит, выстоим и мы -
Милой Родины сыны.
Знамя верное у нас -
Мы не дрогнем в страшный час!

А сейчас я снова предлагаю вам поиграть. Игра называется «Найди флаг своей страны». Как видите, ребята, трехцветные флаги-триколоры не только у нашей страны, но и у других стран. Давайте вспомним всё, что мы сегодня узнали о нашем флаге и найдем флаг России. На доске картинки с изображением флагов других стран. Дети выбирают из них флаг своей страны. Объясняют свой выбор.

Физминутка.

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Продолжаем наш урок и знакомство с государственными символами Российской Федерации. И следующий символ-это ГИМН. (СЛАЙД №22)

Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвященная Родине, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнованиях.

Что должны делать люди во время исполнения Государственного гимна?

(во время звучания гимна необходимо встать, мужчинам снять головные уборы)

Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. Гимн России был написан композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. (СЛАЙД №23-24) Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству. (СЛАЙД №25-26)

Ребята. А вы хотите услышать гимн нашего государства?
Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. (СЛАЙД №27) Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.

Звучит гимн. Видео. (СЛАЙД №28)

Итог занятия:

Сегодня мы с вами поговорили о главных и важных символах России. О каких? (Ответы детей) . (СЛАЙД №29)

Как называется флаг, окрашенный в три цвета?

Что означают цвета на российском флаге? Кто изображен на гербе России? Опишите его? Почему он двуглавый? Что такое гимн? Как слушают гимн?

Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков страны не обходится ни одно важное для страны событие. (СЛАЙД №30) Предлагаю вам, ребята, рассказать о них дома своим родителям. А для того, чтобы вы могли не только рассказать, но и показать символы нашей великой и могучей страны – мы изготовим открытку на которой рядом с Кремлем будут изображены флаг и герб. А внутри открытки есть слова гимна РФ. Попросите дома родителей, бабушек и дедушек, чтобы помогли вам выучить его наизусть. Ну а сегодня наш урок окончен.До свидания! До новых встреч! (СЛАЙД №31)