Заполнение пожарной декларации. Декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасностиважный документ, гарантирующий, что объект капитального строительства или его часть соответствуют нормам ПБ. Рассмотрим правила ее составления и предоставления в Госпожнадзор.

Из этой статьи вы узнаете:

Зачем нужна декларация пожарной безопасности, и что это такое

Определение

Всё необходимое – в подготовленном экспертами

ДПБ, как форма отчетности, была введена в 2008 году, однако за минувшее десятилетие еще не стала привычной формой, ведь на практике она требуется не всегда.

Кому и в каких случаях нужно разрабатывать декларацию

Объектом декларирования является объект капитального строительства или его отдельная часть (сооружение, помещение и т.д.). Однако не на каждое здание необходимо подавать ДПБ.

Исключения составляют:

  • Временные постройки и сооружения типа гаражей, навесов и киосков.
  • Детские сады, больницы, учреждения для престарелых граждан и инвалидов.
  • Малоэтажные (до 3 этажей) дома, а также нежилые здания той же высоты и общей площадью до 1500 кв.м, за исключением .

Впрочем, и в этих ситуациях может потребоваться ДПБ, если будут рассчитываться пожарные риски или здание страхуется от пожара.

Декларация предоставляется в территориальный орган Государственного пожарного надзора и проверяется им.

Обязанность организовать процедуру оформления декларации пожарной безопасности лежит на собственнике объекта.

Что ДПБ должна содержать

Форма заполнения ДПБ дана в Приложении к (ред. от 21.06.2012) «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

О том, как правильно рассчитываются все пожарные риски,

Заполнять данный раздел следует не каждой организации: в этом нет необходимости, если здание стало эксплуатироваться до начала действия Федерального закона от 22 июля 2008 г. или в том случае, если исполнены требования технических регламентов и других нормативных документов по пожарной безопасности.

Обратите внимание: если ДПБ не содержит расчет пожарного риска, составить декларацию можно силами предприятия. Обычно руководитель поручает это сделать специалисту по пожарной безопасности или ответственному сотруднику. Заполнение ДПБ в таком объеме не требует услуг аккредитованной организации, достаточно четко соблюдать форму.

Раздел 2 , в котором собственник здания оценивает возможный ущерб от пожара имуществу, принадлежащему третьим лицам.

Сумма проставляется в рублях. Если в здании нет арендаторов и выполнены все требования по расстояниям между рядом стоящими сооружениями, её можно оценить как «ноль». Если здание застраховано, то необходимо привести полные реквизиты подтверждающих документов.

Раздел 3 , предназначенный для перечня нормативной документации и федеральных законов, требования которых обеспечены на данном объекте.

Куда и как нужно представить ДПБ

ДПБ заполняется по форме и направляется в территориальный орган Госпожнадзора . Если выбран бумажный носитель – отправляется по почте, если электронный – через соответствущие сайты МЧС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг , на которых предусмотрен вариант пошагового заполнения декларации.

После этого в течение трех дней данный документ проверяется, вносится в перечень, ему присваивается соответствующий регистрационный номер, о чем сообщается декларанту.

Отказ в регистрации ДПД может последовать в случаях, если указанные сведения не подтвердились, у объекта сменился собственник или изменилась техническая часть объекта.

Ответственность за отсутствие декларации

ДПБ необходимо предоставлять всем организациям, владеющим зданиями либо вводящим в эксплуатацию объекты капитального строительства (кроме указанных выше исключений). Если это не будет сделано вовремя или выполнено с нарушениями, то повлечет, как минимум, административную ответственность согласно .

Внимание, штраф!

Штрафы за отсутствие либо ложную информацию в ДПБ:

    Для ИП – от 1000 до 1500 р.

    Для должностных лиц – от 6000 до 15 000 р.

    Для организаций сумма штрафа еще выше – от 150 000 до 200 000 р.

Однако это еще не все. Если на объекте случится возгорание и пострадают люди, за неправильную или несданную ДПД наступает уголовная ответственность ().

За тяжелые повреждения здоровья лицо, нарушившее пожарную безопасность, будет наказано штрафом до 80 000 руб. либо на сумму полугодового дохода, или будет лишено свободы на срок до 3 лет, причем этому сопутствует дальнейшие ограничения по работе на определенных должностях.

В случае гибели при пожаре третьих лиц ответственный сотрудник будет отправлен в «места не столь отдаленные» на срок до 5 лет с тем же запретом на некоторые должности или деятельность.


Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты

1. Административное здание – II степени огнестойкости, трехэтажное. Класс функциональной пожарной опасности – Ф 4.3., что соответствует требованиям Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*) и Строительных норм и правил «Общественные здания административного назначения» (СНиП 31-05-2003).

2. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03):

Приказом установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим;

Приказом назначены лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности;

Разработана инструкция о мерах пожарной безопасности;

На каждом этаже на видных местах вывешены планы эвакуации людей, разработанные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002;

С работниками проводится противопожарный инструктаж при приеме на работу, а также 2 раза в год;

Ответственные за обеспечение пожарной безопасности прошли обучение по программе пожарно-технического минимума;

Не реже 1 раза в полугодие проводятся практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;

Чердак, венткамеры и другие технические помещения не используются для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

Изменений объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией) не производилось;

На окнах и приямках у окон подвалов отсутствуют глухие решетки (на окнах кабинетов 1-го этажа установлены распашные решетки);

В лестничных клетках и поэтажных коридорах отсутствуют кладовые, под лестничными маршами и на лестничных площадках не хранятся вещи, мебель и другие горючие материалы;

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крыше здания содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаются эксплуатационным испытаниям;

Двери чердачных помещений и подвала, закрыты на замок. На дверях указанных помещений имеется информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, и подвалов остеклены и постоянно закрыты;

Деревянные конструкции чердака обработаны огнезащитным составом. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) проверятся два раза в год с составлением акта.

3. Места размещения средств пожарной безопасности, специально оборудованные места для курения, эвакуационные выходы обозначены знаками пожарной безопасности в соответствии Нормами пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» (НПБ 160-97) и ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

4. Административное здание оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) и Нормами пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (НПБ 88-2001). Сигнал о пожаре выведен в помещение с круглосуточным пребыванием людей.

5. Административное здание оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 3-го типа в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03*).

6. В соответствии с ППБ 01-03 заключен договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт АУПС и СОУЭ с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

7. Здание обеспечено первичными средствами пожаротушения в соответствии с ППБ 01-03. Огнетушители содержаться в соответствии и Нормами пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (НПБ 166-97). Огнетушители промаркированы, на них заведены паспорта, заведён журнал учёта наличия, проверки и состояния первичных средств пожаротушения.

8. Наружное противопожарное водоснабжение здания обеспечивается от двух пожарных гидрантов, установленных на кольцевой водопроводной сети диаметром 150 мм по ул. Солнечной на расстоянии 25 м и 60 м от здания.

9. Здание оборудовано внутренним противопожарным водопроводом в соответствии со Строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85*). Число струй и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение на одну струю приняты: 1 струя с расходом 2,5 л/сек. Количество пожарных кранов в здании 6 шт. Противопожарный водопровод проверяется на работоспособность не реже 2-х раз в год организацией, имеющей лицензию. Водопровод находится в исправном состоянии и обеспечивает требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения в соответствии со СНиП 2.04.01-85*.

10. Противопожарные расстояния до соседних зданий и сооружений соответствуют требованиям Строительных норм и правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СНиП 2.07.01-89*).

В соответствии с ППБ 01-03 территория здания, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п. Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями не используются под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений. Дороги, проезды и подъезды к зданию, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, всегда содержаться свободными для проезда пожарной техники, в исправном состоянии, а зимой очищаются от снега и льда.

11. Отопление здания центральное водяное. Вентиляция механическая, приточно-вытяжная, а также вытяжная с естественным побуждением. Принятые решения соответствуют СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». Системы отопления и вентиляции содержаться в соответствии с ППБ 01-03.

12. Объемно-планировочные и конструктивные решения, количество и размеры эвакуационных выходов соответствуют требованиям Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*) и Строительных норм и правил «Общественные здания административного назначения» (СНиП 31-05-2003). В соответствии с п. 6.13* СНиП 21-01-97* с каждого этажа имеется два эвакуационных выхода. В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97* ширина каждого эвакуационного выхода в свету составляет 1,2 м и высота каждого эвакуационного выхода в свету составляет 1,9 м. Двери эвакуационных выходов открываются по направлению выхода из здания. Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах.

Мероприятия по ограничению распространения пожара за пределы очага соответствуют требованиям СНиП 21-01-97*.

13. Пути эвакуации, эвакуационные выходы содержаться в соответствии с ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97*. Эвакуационные пути и выходы не загромождаются. Эвакуационные выходы, при нахождении людей в здании, закрываются на запоры, обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для отделки стен, потолка, пола на путях эвакуации применены материалы, которые соответствуют требованиям ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97*, а именно:


  • для отделки стен в общих коридорах, лестничных клетках применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки потолка в общих коридорах, лестничных клетках применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки пола в общих коридорах применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки стен актового зала применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки потолка в актовом зале применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки пола в актовом зале применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………).
14. Монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ПУЭ, ПТЭЭП).

Замеры сопротивления изоляции электропроводки проводятся 1 раз в 3 года.

В соответствии с п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации электроустановок используются приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей. Запрещено использовать приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями.

Светильники эксплуатируются с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Не используются электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройства тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.

Не применяются нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, не используются некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

У электрощитов и пусковой аппаратуры не складируются горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

15. На объекте имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

………………….

………………….

(В разделе указывается перечень выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных

документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты)

Что такое декларация пожарной безопасности?

Какую информацию включают в декларацию?

Кто оформляет декларацию?

Что будет, если не оформить декларацию?

Что такое декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности (далее - декларация) - это документ, который подтверждает соблюдение норм пожарной безопасности на объекте. Ее составляют как на предприятие в целом, так и на его отдельные части: здания, сооружения, помещения.

Декларация обязательно нужна для ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства, кроме:

  • зданий детских дошкольных образовательных учреждений и их спальных корпусов;
  • больниц, домов престарелых и инвалидов;
  • жилых домов высотой до трех этажей;
  • нежилых объектов высотой до трех этажей и площадью до 1500 кв. метров, которые не относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Объект капитального строительства

Это любое недостроенное здание, сооружение, объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.

Какую информацию включают в декларацию

Декларация состоит из титульного листа, на котором указывают информацию о декларируемой организации, и трех разделов:

Раздел 1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год (Статья 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») и другими нормативными документами, о которых будет сказано ниже.

Советует

Александр МАКУШКИН,

начальник отдела независимой оценки риска и экспертизы пожарной безопасности ООО «Серконс» (Москва)

В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Раздел 2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Раздел 3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
  • свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (Утвержден приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14);
  • СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Утверждены постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78);
  • СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений (Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. № 18-7);
  • СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (Введены в действие постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78.);
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 115.);
  • ГОСТ 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст.);
  • Правил устройства электроустановок;
  • свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171.);
  • свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (Утвержден приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693);
  • свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
  • свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (Утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288);
  • свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175);
  • свода правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 115);
  • свода правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 116);
  • свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178);
  • свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179);
  • свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный трубопровод. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 180);

Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.

Кто оформляет декларацию

Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.

Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:

  • для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
  • для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.

Функциональная пожарная опасность

По пожарной опасности здания разделяют на следующие классы:

Ф1 - здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

  • Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;
  • Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
  • Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
  • Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • Ф2.3 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
  • Ф2.4 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
  • Ф3.1 - здания организаций торговли;
  • Ф3.2 - здания организаций общественного питания;
  • Ф3.3 - вокзалы;
  • Ф3.4 - поликлиники и амбулатории;
  • Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
  • Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
  • Ф4 - здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
  • Ф4.1 - здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • Ф4.2 - здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
  • Ф4.4 - здания пожарных депо;
  • Ф5 - пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
  • - Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
  • Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
  • Ф5.3 - сельскохозяйственные здания.

Оценкой пожарных рисков занимаются специализированные организации. Стоимость такой услуги начинается от 50 000 рублей по московским расценкам и зависит от площади предприятия.

Предупреждает

Алексей АНДРЕЕВ,

генеральный директор ООО «ЭАЦ «Технологии труда» (Москва)

При подаче декларации не забудьте приложить к ней расчеты по оценке пожарного риска (если он проводился) и копию страхового полиса (если объект застрахован). Иначе в пожарном надзоре МЧС России откажутся регистрировать документ.

Как самостоятельно оформить декларацию

Если оценивать пожарные риски не требуется (Для предприятий, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное - соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию

Если при проверке обнаруживается отсутствие декларации пожарной безопасности, то владелец объекта может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20.4 КоАП РФ. За это и иные нарушения должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 6 до 15 тысяч рублей, юридическому лицу придется заплатить от 150 до 200 тысяч рублей. Разумеется, документ составляется в том случае, если категория помещения по взрывопожарной опасности того требует.

В случае отсутствия декларации при проверке на объекте в рамках особого противопожарного режима виновные могут быть подвержены административному штрафу в следующих размерах: должностные лица от 15 до 30 тысяч рублей; юридические лица — от 400 до 500 тысяч рублей.

Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободы на срок до пяти лет;
  • или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

Ответы на ваши вопросы

На какой срок разрабатывается декларация?

Правда ли, что декларация имеет ограниченный срок действия? Тогда как часто нужно ее сдавать?

Нет, это неправда. У декларации нет срока действия, ее нужно сдать один раз за все время существования объекта. Переработать документ и сдать повторно придется, если:

  • изменятся сведения об объекте, в том числе его функция (например, магазин решат переоборудовать под ресторан);
  • изменятся требования пожарной безопасности.

Нужно ли согласовывать декларацию?

С кем нужно согласовать декларацию и где ее зарегистрировать? Могут ли отказать в регистрации? Что делать в такой ситуации?

Декларацию не нужно согласовывать, а только зарегистрировать в территориальном органе государственного пожарного надзора МЧС России. Есть несколько основных причин для отказа в регистрации декларации:

  • документ не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91;
  • не заполнен первый раздел декларации без обоснования причины;
  • не приложен отчет по оценке пожарного риска (в случае указания величины риска) или копия договора страхования (в случае если объект застрахован);
  • декларация не подписана разработчиком;
  • некорректные сведения на титульном листе;
  • документ не прошит и не скреплен печатью.

При отказе вам вернут декларацию с письменным перечнем ее недостатков. Документ нужно будет переделать и подать на регистрацию повторно.

Кто проверяет наличие декларации?

Кто может проверить наличие у организации декларации пожарной безопасности?

Проверить наличие зарегистрированной декларации, а также правильность ее заполнения мож ет только сотрудник государственного пожарного надзора МЧС России во время плановой или внеплановой инспекции.

  1. Общие сведения о декларации пожарной безопасности
  2. Задачи декларации пожарной безопасности
  3. Структура декларации пожарной безопасности
  4. Как заполняется декларация пожарной безопасности?
  5. Объекты, подлежащие обязательному декларированию
  6. Периодичность обновления и замены ДПБ
  7. Регистрация декларации пожарной безопасности

Несмотря на то, что эта форма отчетности была введена еще в 2008 году, за прошедшее десятилетие она не стала привычной, и вопросы, связанные с составлением декларации, не теряют своей актуальности. Декларацию пожарной безопасности требуется составлять для разных объектов: школы, объекты капитального строительства, детские сады и т.д. Допускается формирование декларации как к зданию, так и к отдельным помещениям. Данный документ должен существовать в двух идентичных экземплярах. Один экземпляр находится в органах пожарной инспекции, а второй остается у декларанта.

Общие сведения о декларации пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности разрабатывается владельцем постройки, либо застройщиком. Для объектов, находящихся на стадии проектирования задача по составлению ДПБ ложится на лицо, отвечающее за подготовку документации. В случае внесения корректировок в меры противопожарной безопасности или изменении правил пожарной безопасности, это должно быть отражено в документе.

Декларация заносится в общий реестр деклараций и имеет свой уникальный регистрационный номер. за полноту и достоверность информации, предоставленной в ДПБ несет декларант.

Декларация разрабатывается в соответствии с требованиями, заложенными в действующем законодательстве Российской Федерации (положения 6 статьи 64-го Федерального Закона № 123-Ф3 от 22.06.2008) . Ход и порядок регистрации в специальных органах, а также обязательная для заполнения форма создана и утверждена (приказ МЧС № 91 от 24.02.2009) Министерством чрезвычайных ситуаций РФ.

Задачи декларации ПБ

Основные задачи декларации ПБ сводятся к раскрытию следующих ключевых вопросов, касательно объекта декларирования:

  • наличие и разновидность пожарной сигнализации;
  • работоспособность системы, отвечающей за противопожарную безопасность;
  • наличие путей эвакуации и соответствие их требованиям, заложенным в нормативные документы ПБ;
  • информированность и ответственность персонала в задачах, связанных с пожарной безопасностью.

Структура декларации пожарной безопасности

Титульный лист документа содержит информацию о декларируемом объекте. По структуре в декларации можно выделить три раздела:

1. Первый раздел дает оценку пожарному риску. Помимо этого, в нем описываются мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности. Оценка степени риска должна проводится специальной лицензированной организацией, так как методики расчетов этого показателя достаточно сложны.

К примеру, для офисных помещений в этом разделе оценивается риск возникновения пожара, возможность эвакуации, риск для человека, находящегося дальше всего от выхода и т.д. Цена, которую необходимо заплатить за оценку пожарных рисков зависит от сложности и масштабов объекта.

Этот раздел обязателен к заполнению не для всех организаций. Если объект был сдан в эксплуатацию до того, как начал действовать Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ, то первый раздел заполнять не нужно. Также это допускается если соблюдены положения всей нормативной документации по пожарной безопасности.

2. Второй раздел содержит оценки вероятных потерь от пожара имуществу, находящемуся в собственности третьих лиц. Оценка производится собственником здания. Если на объекте нет арендаторов, например, в детском саду, а расстояния между рядом стоящими строениями соответствуют нормативам, то оценку можно дать «нулевую». Если объект застрахован, то в ДПБ нужно указать развернутые реквизиты подтверждающих документов.

3. В третьем разделе декларации приводится перечень федеральных законов и нормативной документации. Эти документы служат ориентиром при выработке мер, обеспечивающих пожарную безопасность на объекте.

Как заполняется декларация пожарной безопасности?


Актуальный на сегодняшний день бланк декларации ПБ утвержден в 2009 г приказом № 91 МЧС. С тех пор он ни претерпел никаких изменений. Приказ также регламентирует порядок регистрации документа в МЧС и срок действия.
Содержание декларации ПБ должно соответствовать требованиям, выдвинутым в ст. 64 ФЗ-123.
В документе должна присутствовать следующая информация:

    • контактная информация лица, осуществляющего декларирование;
    • сведения о разработчике;
    • номер налогоплательщика;
    • фактический адрес объекта, подлежащего декларированию;
    • реквизиты страховых документов;
    • назначение объекта, подлежащего декларированию. Например, это может быть здание гостиницы или какое-то дошкольное учебное заведение;
    • нормативная документация, которая послужила основой для организации пожарной безопасности на объекте;
    • оценка потерь, с которыми могут столкнуться третьи лица при пожаре на объекте;
    • информация о лице, владеющем объектом кап. строительства;
    • название объекта. В тексте документа должно присутствовать, как полное название, так и его сокращение.

    Согласно 91 приказу МЧС при составлении декларации должны быть учтены следующие моменты:

    1. 91 приказ точно определяет, кто обязан предоставить декларацию в надлежащие органы. Составление документа и его дальнейшая отправка на регистрацию входит в задачу владельца или управляющего здания, постройки, сооружения либо другое лицо уполномоченное выполнять данные задачи. Лицо составившее декларацию берет на себя ответственность за достаточность, правильность и правдивость данных, указанных в документе;

    2. возможно составление документа на весь объект целиком, либо на каждое здание и сооружение отдельно;

    3. при разработке документации по объектам кап. строительства, находящихся на стадии проектирования, необходимо регистрацию произвести до момента запуска объекта в эксплуатацию. Процедура декларирования в этом случае ложится на проектировщика. Также допускается привлечение к этой задаче сотрудников застройщика;

    4. в качестве приложения к декларации должен прилагаться расчет пожарных рисков и заверенная копия страхового договора, либо полиса. Документы прилагаются при наличии.

    5. заполненный бланк можно отправить любым удобным способом в МЧС. Отправку можно произвести по почте. При этом распечатываются два экземпляра декларации, в последующем один из них вернется декларанту.

    Можно передать документ куратору в ходе личной встречи, предварительно записав его на электронный носитель. Также переслать декларацию можно через специализированные информационные ресурсы территориальных единиц МЧС, через «Единый портал» или на адрес электронной почты;

    При изменениях, затрагивающих режим противопожарной безопасности на объекте, необходимо фиксировать соответствующие правки в документе декларации. Документ при этом не теряет своей силы, правки являются дополнением к нему. Регистрация дополнения осуществляется в том же режиме, что и первичный документ. Декларация подлежит полной замене, если изменения существенные. Чтобы определить нужно ли переделать декларацию или только внести дополнения, рекомендуется обратиться с консультацией к куратору в МЧС.

    Объекты, подлежащие обязательному декларированию


    В перечень объектов, обязанных иметь декларацию ПБ и предоставлять ее по требованию ответственных органов входят:

    • объекты капитального строительства. Исключения из этого пункта оговорены в приказе МЧС России №91 от 24.02.2009;
    • доу;
    • интернаты;
    • учреждения для дошкольного образования;
    • больничные комплексы.

    Разработка документа производится с учетом всех зданий и технических конструкций, которым необходимо обеспечить достаточный уровень пожарной безопасности. В идеале, его необходимо сдать в максимально короткие сроки – на этапе проектирования объекта или строительства. Главное сделать это до начала процедуры запуска объекта в эксплуатацию.

    Периодичность обновления и замены ДПБ

    Декларация действует неограниченный период. Необходимость ее обновления или полной замены возникает только в том случае, если сведения, отражающиеся в ней, перестают отражать фактическую ситуацию на объекте. К примеру, обновление декларации может понадобится при:

    Смене назначения объекта;
    глобальной реконструкции;
    проведении капитальных ремонтных работ, существенно затрагивающих пожарную безопасность;
    смене собственника задекларированного объекта.

    Регистрация декларации ПБ

    Сотрудники МЧС, после получения декларации, имеют пять рабочих дней на проведении процедуры проверки и обработки документа. Проверку проходит только правильность заполнения документа.

    Достоверность информации, указанной в декларации будет подтверждаться в процессе проверок на объекте.

    После прохождение проверки, за декларациями, заполненными по всем правилам закрепляется уникальный номер. Следующим этапом, после получения регистрационного номера, документ заносится в реестр МЧС. В последующие 3 дня декларанту отправляется его экземпляр документа. Отправка осуществляется способом, удовлетворяющим обе стороны.
    В случае выявления нарушений при разработке декларации, она отправляется декларанту обратно. Вместе с ней прилагаются причины отказа, изложенные в письменном виде. Устранив несоответствия можно снова подавать документ на регистрацию.

Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Составление декларации в кратчайшие сроки. Сдача в ОНД МЧС.

ДЕКЛАРАЦИЯ СОСТАВЛЯЕТСЯ:

в соответствии с ФЗ №123 статьей 6 ("Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности ") Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона.

Декларация утверждается уполномоченным органом - МЧС России. В обязанности собственника здания, сооружения, строения или производственного объекта входит заполнение декларации в рамках реализации мер пожарной безопасности. Декларация в уведомительном порядке подается в уполномоченный орган. Важно помнить, что декларацию представляют до ввода в эксплуатацию объекта защиты.

Не всем предпринимателям необходима Декларация пожарной безопасности. Только те здания, сооружения и производственные объекты, для которых законодательством предусмотрено проведение экспертизы проектной документации, должны иметь соответствующую декларацию. О форме Декларации и порядке ее подачи можно узнать из утвержденного приказа МЧС РФ «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

Заполняется Декларация в двух экземплярах, после чего ее с подписями направляют в территориальный отдел МЧС России. На проверку сведений, указанных в декларации у сотрудников МЧС России уходит 5 рабочих дней. Если нормативно-правовой акт заполнен правильно, то осуществляют его регистрацию. С момента присвоения декларации регистрационного номера в течение трех рабочих дней один экземпляр Декларации направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй хранится в органе МЧС России.