Основания и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. Основы ведения гражданской обороны Введение военного положения

Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения президентом РФ военного положения на территории или в отдельных ее местностях.

Перевод ГО на военное положение производится в порядке, установленным Правительство РФ.

Ведение гражданской обороны включает:

Проведение первоочередных мероприятий ГО по наращиванию возможностей по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Приведение в готовность систем и органов управления ГО;

Реализацию мероприятий ГО в соответствии с мобилизационными планами;

Приведение в готовность сил гражданской обороны;

Проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;

Обеспечение действий сил и мероприятий ГО.

ГО в условиях военного времени должна обеспечить:

Подготовку и обучение всего населения страны способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение и укрытие в инженерных сооружениях различного типа населения страны;

Представление населению средств индивидуальной защиты в соответствие с установленными нормативами;

Эвакуацию населения из опасных районов (зон), в том числе и массовую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из крупных городов в случае возникновения реальной угрозы ядерного нападения;

Отселение населения из зон боевых действий и опасных районов;

Эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные районы;

Проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам маскировки наиболее важных объектов;

Поддержание в готовности сил и средств для ликвидации последствий применения средств нападения на уровне. Обеспечивающим оказание помощи пострадавшим не позднее 4-6 часов;

Ведение постоянного контроля и наблюдения на территории страны за радиационной, химической и биологической обстановкой;

Поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление (в течение суток) функционирование необходимых коммунальных служб;

Захоронение трупов в сроки, не допускающие возникновение эпидемий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Устойчивое управление мероприятиями ГО;

Осуществление мер по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

Заключительной главой настоящего закона, статьей 18 определено финансирование мероприятий по гражданской обороне, о чем Вам будет доложено более подробно на специальных занятиях по данному вопросу.

Заключение:

1. В современной вооруженной борьбе ГО приобретает несколько иной характер и назначение чем прежде. Сохраняя оборонную функцию, она все больше занимает социальную, гуманитарную направленность.

2. Необходимо помнить, что развитие и совершенствование оружия массового поражения и других средств нападения противника требуют непрерывного совершенствования способов защиты от него, всей системы гражданской обороны.

3. Исходя из решаемых задач, деятельность гражданской обороны чрезвычайно многогранна и совершенствование ее – всенародное дело обязанность каждого должностного лица, каждого гражданина нашей страны.

Нормативное регулирование чрезвычайного положения

В случае возникновения существенных и масштабных угроз национальным интересам и национальной безопасности во многих странах вводится или военное или чрезвычайное положение. Рассмотрим понятие «чрезвычайное положение» по Российскому законодательству.


Оно вводится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.


Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Целями введения чрезвычайного положения являются также устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.


Обучающиеся иногда путают понятия «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация». Следует уточнить, что чрезвычайное положение - это особый правовой режим нашей жизнедеятельности, предусматривающий определенное ограничение прав и свобод, который в опасных условиях устанавливает Президент России. А чрезвычайная ситуация - это более масштабная разновидность опасной ситуации, состояние, при котором на определенной территории нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу, хозяйству и окружающей природной среде. Введение чрезвычайного положения всегда зависит от воли определенных должностных лиц, в частности Президента РФ, членов Совета Федерации и др., тогда как возникновение опасной или чрезвычайной ситуации (особенно природного характера) иногда не зависит ни от чьей воли.


Именно наличие опасных факторов и их перерастание в опасную, а затем в чрезвычайная ситуация, и является обязательным фактическим основанием для введения режима чрезвычайного положения для защиты людей, попавших в эту ЧС.


Для обозначения особого правового режима в опасных ситуациях, существует еще одно близкое понятие - «режим чрезвычайной ситуации». Это один из режимов функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), который вводится решениями руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС. Режим ЧС имеет также ряд особенностей ограничений, но их меньше, чем при режиме чрезвычайного положения. Проиллюстрируем соотношение рассмотренных понятий следующим условным примером возникновения смешанной, социально-природно-техногенной угрозы.


Жара и засуха, приток отдыхающих в леса

Опасные факторы

Костры отдыхающих в лесу, ветер

Накопление опасных факторов

Загорания травы и деревьев (местами)

Опасные ситуации (локальные)

Лесной пожар, который не удается потушить местными силами в короткий срок

Перерастание опасной ситуации в ЧС

Распространение огня и реальная угроза гибе­ли людей и имущества, систем транспорта, энергетики и связи

Введение режима ЧС на территории распро­странения огня и задымления, в охранных зо­нах технических систем

Гибель строений и людей, опасность расширения масштабов этих потерь на соседние тер­ритории

Введение режима чрезвычайного положения с принудительной эвакуацией, реквизициями, прекращением движения, торговли и прочими ограничениями (о них см.ниже)

Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения

В соответствии со статьей 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении», чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.


К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию РФ. Указ Президента России незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации и подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.


Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население России или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.


Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. По истечении этих сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, для введения чрезвычайного положения.


При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.


В последние годы в федеральных средствах массовой информации неоднократно проходили сообщения о введении режима чрезвычайного положения губернаторами отдельных субъектов РФ, например, в связи с массовыми отравлениями населения некачественными спиртными изделиями (2006 г.), сильными снегопадами в Приволжском федеральном округе (2008 г.). Безусловно, такие факты реально не могли иметь место, т.к. в соответствии с ФКЗ "О чрезвычайном положении" режим чрезвычайного положения как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях может ввести только Президент РФ своим Указом, но ни глава администрации субъекта РФ (губернатор, президент) или какое-либо другое должностное лицо. Очевидно, что сотрудники СМИ путали режим "чрезвычайной ситуации" с режимом «чрезвычайного положения».

Ведение Гражданской Обороны

одна из важнейших функций государства, составная часть обеспечения его безопасности и оборонного строительства в целом. Заключается в практическом осуществлении мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий. Основными из них являются: проведение первоочередных мероприятий гражданской обороны по наращиванию возможностей обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; приведение в полную готовность и задействование систем и органов управления гражданской обороны, соответствующих пунктов управления и средств связи; реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами; приведение в полную готовность и задействование необходимых сил гражданской обороны; организация и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, а также осуществление иных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей военного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; всестороннее обеспечение действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны. Подготовка государства к В. ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (см. Подготовка к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий). В ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. При этом организация и ведение гражданской обороны осуществляется с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Ведение Гражданской Обороны" в других словарях:

    Ведение гражданской обороны - заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении… … Официальная терминология

    Государственная военная организация, составляющая основу сил ГО РФ и предназначенная для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, принимает участие в защите… … Словарь черезвычайных ситуаций

    АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ (АГЗ МЧС РОССИИ) - является военным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Академия создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968 на базе 37 Высших Центральных курсов… … Энциклопедия РВСН

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия

    Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а… … Википедия

    Федеральное казначейство (Казначейство России) Общая информация Дата создания 8 декабря 1992 … Википедия

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    Военная (греч. taktiká искусство построения войск, от tásso строю войска), составная часть военного искусства (См. Военное искусство), включающая теорию и практику подготовки и ведения боя (См. Бой) соединениями, частями (кораблями) и… … Большая советская энциклопедия

Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, нормы, содержащиеся в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О связи» и других законах.

В соответствии с требованиями ч. 1 статьи 56 Конституции РФ 30 мая 2001 г. был принят ФКЗ "О чрезвычайном положении"(далее Закон). В Законе подробно рассматриваются: порядок введения чрезвычайного положения; меры и ограничения, применяемые в этих условиях; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан; ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения и др.

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер. С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые - поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые - поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности.

Чрезвычайное положение означает временно вводимый в соответствии с Конституцией и названным ФКЗ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):

  • социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;
  • криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;
  • природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ. Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку - ставится вопрос о введении ЧП.

В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.