Суть консерватизма. Что такое Консерватизм? Значение слова Консерватизм в политическом словаре

1. Идеология консерватизма: истоки, сущность, эволюция

Консерватизм – одно из направлений политической идеологии.

Термин «консерватизм» происходит от латинского слова «conservare» – сохраняю, охраняю. Впервые его употребил французский писатель Франсуа Рене де Шатобриан в основанном им журнале «Консерватор» в 1815 году. Журнал выражал реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию 1789 года.

Основатели консерватизма Э. Бёрк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд противопоставляли идеям французской революции свои взгляды на общество как на органическую и целостную систему. Они считали, что законным и естественным является лишь общество, которое основано на иерархической структуре. Общество это единый организм, и отдельные части этого общества обеспечивают его жизнеспособность, так же как отдельные органы человеческого тела обеспечивают жизнедеятельность всего организма. Носителями идеи консерватизма являются социальные группы, заинтересованные в сохранении традиционного общественного порядка, либо в его восстановлении.

Консервативная идеология – это идеология сохранения. Консерваторы считают, что над обществом нельзя экспериментировать. Революционные катаклизмы чрезвычайно вредят обществу. Главное в обществе, по их мнению, это традиции преемственности и защиты нравственных ценностей . Поэтому изменения в обществе должны носить медленный эволюционный характер. Цель же самого общества не в придумывании мнимых свобод, которые чаще всего ведут к анархии, а в сохранении существующих свобод основанных на традиции.

Консерваторы действуют по двум основным направлениям:

1. поддерживают устойчивость общественной структуры в её неизменной форме;

2. устраняют противодействующие силы и тенденции, и восстанавливают прежние тенденции и политические силы.

По мнению основоположников, консерватизм – это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок ни был. Консерватизм возникает там и тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому каждый раз консерватизм приобретает идейное оформление противоположное той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Для настоящего консерватора важна даже не истинность или справедливость его мнения, а способность охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Тем не менее, можно обозначить общие положения, свойственные данному идейному направлению.

Основные положения консерватизма:

1. Нравственный абсолютизм. Признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей.

Человек существо несовершенное, поэтому, с одной стороны, нуждается в опеке нравственных и религиозных ориентиров. С другой стороны, в силу своего несовершенства радикальное переустройство общества человеком обречено на неудачу, так как нарушает веками установленный порядок.

2. Традиционализм. Общество должно опираться на традиции и ценности прошлого. Традиционные начала – основа любого здорового общества.

3. Иерархия общества. Каждый человек занимает строго отведенное ему место, то которого он достоин.

Вначале консерваторы высказывали недоверие к демократии. Но стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем. Отрицая социальное равенство, консерваторы позитивно относятся к идее равенства людей перед Богом. Равенство существует в области морали и добродетели.

4. Идеал сильного правительства. В политической сфере консерваторы выступают за сильную государственную власть, которая должна стоять на страже частной собственности, прав и свобод человека. Власть должна быть ограничена конституционными и моральными нормами.

5. Антипрогрессизм. Скептическое отношение к реформам и переменам, неприятие революций.

6. Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, так как провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.

В современном консерватизме выделяют три течения:

Традиционалистское – это движение консерватизма исторически было первым. Одно из важнейших его понятий – понятие «естественной аристократии», в которую включаются не только дворяне, но и образованные люди и богатые коммерсанты. Традиционализм в данном течении противопоставляется разуму, и становиться над ним. Подчинение традиции означает действия с естественным ходом вещей и вековой мудростью. В традиционном понимании реформы не должны нарушать естественного хода вещей. При этом выделяют два вида реформ:

а) нацеленные на восстановление традиционных норм и прав;

б) превентивные, нацеленные на предотвращение революций.

Путь к здоровью общества, в данном течении, рассматривается в усилении политической роли религии, создание стратегического равновесия в политической и духовной жизни. Идеи традиционализма включает в себя органическую концепцию общества, по которой общество существует изначально, подобно природе, а не возникает в результате социальной эволюции.

Либералистское – это течение консерватизма, которое с одной стороны продолжает стремление к свободе, сложившиеся в прошлые эпохи, а с другой противодействует распространению социалистических идей. Корень зла, по их мнению, в нарушении естественных принципов свободного предпринимательства и свободного рынка, особенно со стороны государства. Главным правом человека, по их мнению, является право на индивидуальную безопасность и право защиты собственности. Они отвергают равенство условий, как посягательство на частную собственность, и провозглашают равенство возможностей. Поэтому они выступают за минимальную социальную политику государства, позволяющую лишь разряжать опасную социальную напряженность, призывая правительство опираться исключительно на рынок в реализации и осуществлении своих программ.

Либералисты уверены, что основой общественной свободы служит частная собственность, что уважение и вера в традиции народа является существенной чертой государственной политики.

Неоконсервативное течение – это сравнительно новое течение, которое ставит под сомнение, что рынок и «научная цивилизация» стабилизируют общество в силу рациональности своего механизма, который обладает каким-то внутренним регулятором. Кризис подорвал эти иллюзии. По их мнению, кризис современного общества вызван ослаблением моральных устоев человечества. Выступая за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, они требуют от государства содействовать частной инициативе, путем предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложений на рынке. В экономической политике неоконсерваторы делают ставку на личную инициативу и заинтересованность. То есть государство должно создавать условия, когда человек может помочь себе сам (путем сбережений, приобретая собственность, обретая финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства»). В этом случае сам человек, либо небольшие сообщества решают свои социально-экономические проблемы.

Неоконсерваторы считают, что бесплатные материальные блага нужно предоставлять только тем, кто сам не может себя обеспечить. Все остальные должны платить за все услуги, которыми они пользуются. Но получать их в том виде и такого качества, какого они желают, и какое им позволяет их материальное положение. Такую экономическую формулу называют «социальным рыночным хозяйством». Неоконсерваторы считают её наиболее удачной, так как она укрепляет и расширяет класс собственников.

Неоконсерваторы поддерживают свободу рыночных отношений в экономике, но категорически против перенесения этих принципов в политическую сферу. По их мнению, демократия должна быть элитарной. Политическая деятельность – это профессия, доступная каждому имеющему способности. Политикой могут интересоваться все, так как она касается всех, но заниматься ей должны только профессионалы. Основное содержание кризиса они видят в неуправляемости государства (идущее от непослушных граждан развращенных либерализмом) и в кризисе управления, который проистекает от бездействия властей, так как непринятие адекватных решений приводит к перерастанию социальных конфликтов в политические. В условиях, когда требуется активная и ясная политика неоконсерваторы предлагают элитарную, или ограниченную демократию. Впитав в себя принцип индивидуальной свободы, они сумели увязать её с традиционными ценностями: религией, семьей, законом и порядком, децентрализацией и самоуправлением.

Консерватизм и его практическое воплощение в политике разных стран

В каждой стране свои национальные особенности и традиции. Соответственно в каждой стране консерваторы отстаивают свои национальные особенности и ценности присущие данному государству.

В Россию идеология консерватизма проникла в ХIХ веке. Они отрицали необходимость реформ по европейскому образцу, хотя и не отвергали ценность постепенной европеизации общества. Авторитаризм считался основой государственного и общественного порядка (Н.М. Карамзин) . В дальнейшем российские консерваторы ставили под сомнение не только ценность реформ, но и отрицали необходимость европеизации России в принципе (М.Н.Катков, К.П.Победоносцев) .

Русские консерваторы исходят из того, что мир не может развиваться по одной модели, главная задача – необходимость сохранения мира. Духовные основы консерваторов России основаны на Православии. Они видят Россию как Новый Иерусалим, в соответствии с которым Россия – Богом избранная держава, избранная нести в мир свет истины. Россия также несет особую ответственность за сохранение Православной веры и Божьих заветов. Сейчас идеологию консерватизма продвигает партия «Единая Россия». Консерватизм является государственной политикой РФ, что не отрицает Владимир Путин.

Британский консерватизм отстаивает сохранение монархии, а также другие старобританские традиции (например, охота на лис, садочная охота и т.д.). Особое отношение к англиканской церкви подчеркивается поговоркой: «Консервативная партия во время молитвы – это англиканская церковь». В ХХ веке консерваторы приняли в свои ряды промышленников, что обеспечило им материальное процветание.

В США консерваторы делятся на два больших, и зачастую враждующих между собой лагеря. Палеоконсерваторы – ненавидящие мегаполисы и зовущие к простоте сельской жизни, так называемая идеология «одноэтажная Америка». Неоконсерваторы – положительная роль государства, экспорт демократии. И те и другие сторонники второй поправки о владении оружием. Первые без ограничений, вторые вносят определенные ограничения.

В Латинской Америке консервативная элита правила довольно длительное время. Церковь освобождалась от налогов, а церковнослужители были защищены от правового преследования. В странах Латинской Америки, где консервативные партии были ослаблены, консерваторы полагались на военную диктатуру в качестве формы правления.

В Греции консерваторы старались не допускать турецкой экспансии на Кипре и установить в стране сильное правительство. Выступали против крайне правого режима.

Консерватизм в Беларуси

Говоря о понимании и восприятии консерватизма в современной Беларуси, мы должны в первую очередь учитывать особенности исторического развития нашей страны. Здесь я вижу проблему в том, что консерватизм основывается на органическом, непрерывном развитии того или иного общества, что как бы является основой для формирования консервативной доктрины. В Беларуси же развитие проходило прерывисто, сначала в пределах Великого Литовского княжества и Речи Посполитой, затем царской России, а с 1917 года – как составной части СССР. Конечно, это тоже история, она по-своему органична, но мне иногда кажется, что, говоря об исторических корнях консерватизма в Беларуси, мы склонны выдавать желаемое за действительное. Особенностью Беларуси является незавершённость процесса формирования, как белорусской нации, так и белорусской государственности . В Беларуси и сегодня есть большие группы населения, которые подвергают сомнению тезис о существовании особой белорусской нации и для которых государственность не является значимой ценностью. Этим, по-моему, объясняется слабость консервативного движения в Беларуси. Белорусская элита, призванная словесно оформлять те или иные идеологические доктрины и политические учения, в большинстве случаев только территориально могла считаться белорусской. По своему национальному самосознанию она относила себя к польской, русской или, в последнее время, к советской культуре. Может быть, именно поэтому, когда в конце 80-х гг. началась перестройка и демократизация общественной жизни, первыми заявили о себе социал-демократы, либералы, а также Народный Фронт. Среди множества политических групп и общественных организаций никто не заявил о себе как о белорусских консерваторах.

Поэтому, в Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы, тем не менее, определенная доля консервативных идей присутствует в идеологии белорусского государства . Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом.

Заключение

Консерватизм можно рассматривать как искусство политического компромисса, который обеспечивает равновесие и умеренность. Он представляет собой не только, или вернее сказать не столько защиту тех или иных групп населения, но и общепринятый в обществе набор ценностей, образ мысли и поведения значительных категорий людей. Он приспосабливает современные формы правления к традиционным социальным нормам. Форсирование процессов разрушения старого мира ради построения нового, как показывает история, занятие бесполезное, и чаще всего приводит к трагическим последствиям. Поэтому консервативные нормы и ценности поддерживают не только богатые и зажиточные представители элит, но и группы населения из других слоев, интересам которых он на первый взгляд противоречит (крестьяне, ремесленники и т.д.). Многие люди испытывают страх перед изменениями несущими неопределенность, что с позиции исторического опыта вполне объяснимо. Кроме того, консерватизм идет в союзе с религиозной философией, которая претендует на внеклассовость. Мир динамичен и постоянно изменяется. Консерватизм не может отвергать все без исключения изменения, но провести эти изменения плавно без потрясений и революций, без ущерба основным морально-нравственным и религиозным основам общества, или хотя бы максимально минимизировать потери от изменений, и есть основная задача консерватизма .

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков», хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма - неприятие революционных изменений.

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции » (памфлеты Эдмунда Бёрка). Противостоит либерализму , требующему экономических свобод и социализму , требующему социального равенства.

Определения консерватизма

Консерватизм - направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ… (Брокгауз и Ефрон)

Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conservo - охраняю, сохраняю), приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в… (БСЭ)

Консерватизм - идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. лат. Conservo - сохраняю… (Общественные науки от Глоссарий.ру)

Консерватизм - принцип осмотрительности - общепринятый принцип бухгалтерского учета, предполагающий определенную степень осторожности в формировании суждений, необходимых в производстве расчетов в условиях… (Экономика и финансы от Глоссарий.ру)

Консерватизм (франц. conservatism от лат. conservo охраняю, сохраняю), совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства . В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции кон. 18 в. (Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Бональд). В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.

Является одной из четырех так называемых базовых идеологий (то есть имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сегодня) Демократизм, Либерализм, Социализм и Консерватизм. «Лозунгом Социализма служит Всеобщее Равенство. Лозунгом Демократизма - Полноправное Членство. Либерализма - Индивидуальная Свобода. Консерватизма - Традиционное Единство»

Русский консерватизм

Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества(предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и городского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни. Консерватизм отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название «славянофилы ». Они чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер. Неповторимость исторического пути российского общества славянофилы объясняли наличием общей - русской - идеи, которая отражала своеобразие народа. Но содержание русской идеи различными ее приверженцами трактовалось по-разному.

Можно выделить два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное 2) реформаторски-ориентированное

Представителями первого направления были министр просвещения, граф С.С.Уваров (1786-1855), историк Н.М.Карамзин (1766-1826), обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827-1905).

Суть современного консерватизма

Консерватизм в ответе на вопрос «кто виноват в плохой жизни каждого конкретного человека - государство или сам человек?» Дает однозначный ответ «сам человек». Поэтому, в частности в современной политике консерваторы, в отличие от либералов , стараются меньше тратить средства на социальные программы.

См. также

Ссылки

  • Центр Консервативных Исследований при Социологическом факультете МГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Консерватор" в других словарях:

    консерватор - а, м. conservateur, лат. conservator. 1. Хранитель. Теперь он <профессор анатомии> хлопочет о том, чтобы при университете был искусный консерватор (т. е. набивальщик животных). Грот Плетневу. // Г. П. Переп. 2 146. Рауль Рошет вместе с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (см. пред. слово). 1) принадлежащий к консервативной партии; стремящийся к поддержанию существующего порядка вещей и противодействующий всяким новшествам. 2) заведующий зоологическим или ботаническим кабинетами. Словарь иностранных слов, вошедших … Словарь иностранных слов русского языка

    Реакционер, рутинер; человек старой закалки, рутинист, человек старого покроя, ультраконсерватер, сверхконсерватор, зубр, ястреб, охранитель, тори. Ant. либерал Словарь русских синонимов. консерватор человек старого покроя (или старой закалки),… … Словарь синонимов

    Муж., франц. боронитель, сохранитель, охранитель, охранник; кто блюдет настоящий порядок дел, управленья, противник новизны, перемен. Консерватор музея, хранитель, смотритель, приставь. Консервативный, охранный, сберегательный. Консервы жен., мн … Толковый словарь Даля

    - (от лат. conservator охранитель) 1) приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований.2) В Великобритании и ряде других государств член Консервативной партии … Большой Энциклопедический словарь

    КОНСЕРВАТОР, консерватора, муж. (лат. conservator охранитель). 1. Человек консервативных убеждений. 2. Член консервативной политической партии (полит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КОНСЕРВАТОР, а, муж. 1. Человек консервативных убеждений. 2. Член консервативной партии. | жен. консерваторша, и (к 1 знач.; разг.). | прил. консерваторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. conservator охранитель) 1) приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований; 2) в Великобритании и ряде других государств член Консервативной партии. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    консерватор - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN conservatoroil conservator … Справочник технического переводчика

conservatism, от фр. conservatisme, от лат. conservare -охранять, сохранять) - 1) приверженность к старому, устоявшемуся (к строю, режиму, порядкам, убеждениям), стремление их сохранить, не допустить перемен; 2) система взглядов, убеждений такой ориентации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСЕРВАТИЗМ

фр. conservatism лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - разновидность политической идеологии. Термин "К." впервые был употреблен французским писателем-романтикой Ф. Р. Шатобрианом, который в XVIII в. стал издавать журнал "Консерватор". К. возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). "Отцом-основателем" классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк. 1790 вышла в свет его книга "Размышления о революции во Франции", в которой впервые были сформулировав основные принципы консерватизма. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др.

К основным "заповедям", принципам К. относятся следующие:

1. Убежденность в существований нравственного непреходящего закона в том, что человеческая природа измена и моральные истины постоянны. К. исходит из постулата об ограниченности сферы человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, с кционированного и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, титулам, ритуалам и даже предрассудкам.

2. Консерваторы придерживаются обычаев, традиций и преемственности хотя и считают перемены необходимыми.

Они полагают, что любые общественные перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, выборочно. Одни из философско-мировоззренческих максим К. гласит: "То, что можно не менять, менять не нужно".

3. Консерваторы верят в принцип заведенного порядка вещей. Например, мораль и право собственности во многом держатся на принципе давности.

4. Вся деятельность политика-консерватора должна оцениваться с точки зрения долгосрочных последствий, а не временных преимуществ и популярности.

5. Консерваторам правится разнообразие традиционно сложившихся социальных институтов и форм жизни. Люди не равны. Социальная организация сложна и всегда содержит в себе различные классы, сословия и группы. Расслоение, иерархия и подчинение - неизбежные черты любого общества. Единственное равенство, которое признают консерваторы, - это "равенство перед Богом и божественным -правосудием".

6. По мнению консерваторов, "стремиться к утопии - значит закончить катастрофой". Необходимо стремиться к приемлемому общественному порядку, справедливости и свободе, улучшая и сохраняя этот порядок благоразумными реформами.

7. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель.

8. Консерваторы исходят из догмата об изначальном несовершенстве человека, который не может опираться ни на свои природные инстинкты, ибо уже растерял их, ни на свой разум, ибо вся истекшая история показывает, что человек способен на действия, противоречащие разуму. Человек страдает от многих недостатков или, как учит христианство, над ним довлеет действие первородного греха Будучи таковым, человек не может создать совершенное человеческое общество.

9. Коллектив выше личности. Источник зла в природе человека, а не в отдельных социальных институтах.

10. Существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло".

Анализируя консервативное направление, английский ученый М. Оукшотг пишет: "Быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое - далекому, достаточное - изобилию, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству".

В конце XIX - начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции.

В русском К. можно выделить два основных типа: ценностный, основывающийся на убеждении, что цель общества состоит в сохранении и воплощении основополагающих ценностей - ценностей социальной интеграции: Бог, родина, община, этничность, общее прошлое, общая судьба и др.; структурный, который исходит из того, что стабильность общества обеспечивается не сохранением ценностей, а общественными структурами (и прежде всего государством).

Сторонники ценностного К. (славянофилы, "почвенники" и др.) идеализировали не государство, а народ и ставили все вопросы, связанные с функциями государства, в зависимость от нравственных проблем "народности", национального "духа жизни". По их мнению, власть сама по себе бессильна, если ее намерения не находят живого, однозначного отклика в народе, не содействуют его сплочению, отстают от его подлинных потребностей или, наоборот, опережают их, иными словами, не соответствуют основному вектору его духовной ориентации. Так, славянофильская идеология была ориентирована на факторы неправового и негосударственного порядка: общину, народный дух, культурную традицию и пр., что не могло не сказаться на ее прохладном отношении ко всяким правовым и государственным категориям и институтам. Государство - в интерпретации славянофилов - только форма, оболочка, щ не живой дух, поскольку в нем нет ничего субъективного, а следовательно, и творческого.

Именно в XVIII в. складывается новая концепция истории как освобождения человека. Либерализм, определяющий сущность человека как свободу, требует освобождения от прошлого, традиций, которые интерпретируются как оковы и рабство. Консерватизм, наоборот, предполагает проведение некой охранительной политики.

«Контрреволюционер», «реакционер», «консерватор» - так либералы клеймили тех, кто не разделял их ценностей. Эти характеристики должны были показать, что консерватизм - идеология торможения прогресса и не несет в себе никакой позитивной программы. Например, в слове «реакционер» присутствует семантика «вторичности», т. к. реакционер - это тот, кто реагирует на действия другого.

Кто такой консерватор? Это тот, кто всего лишь консервирует, сохраняет, однако никакого движения вперед он не предполагает. Тогда как каждое следующее поколение считало себя более свободным и прогрессивным, чем предыдущее, то, соответственно, все прошлое объявлялось реакционным и консервативным. Однако наступил момент, когда либеральные идеи в результате безудержной гонки за миражом прогресса оказались запятнаны кровью миллионов людей. Тогда симпатии усталого от революций и бесконечных изменений общества вернулись к тем, кто был назван консерваторами.

Консервативные идеи развивали Э. Берк (1729–1797), Ж. де Местр (1753–1821) и Л. де Бональд (1754–1840). В их трудах концепция истории представляет собой перевернутую теорию прогресса, удачно подогнанную под некоторые интерпретации христианской истории: мир движется к апокалипсису, любое изменение есть изменение к худшему, следовательно, нужно избегать изменений, ибо противостояние изменениям (консервация) - благо. Те же изменения, которые можно признать полезными, необходимыми, должны вводиться плавно, эволюционно, но никак не революционно.

Основные положения консерватизма таковы:

1. Основа общества - религия. Человек - существо по своей природе религиозное, следовательно, для него естественно религиозное смирение и самовоспитание, нежели политическая и общественная деятельность.

2. Общество - продукт истории, а не конструирования. Нет никаких «общественных договоров». Политические институты накапливают знания многих поколений столетиями, что определяет уважительное отношение к ним. Все изменения нужно осуществлять предельно осторожно.

3. В общественной жизни имеет значение не только разум людей, но и их привычки. Поэтому общественная и государственная жизнь во многом опирается на предубеждения и опыт, т. е. на то, что появляется раньше убеждений и имеет инстинктивный, а не рациональный характер. Именно в привычках концентрируется правда, проверенная временем и опытом поколений.

4. Общество значит больше индивида, а потому права личности связаны с ее обязанностями. Поскольку человеческая природа, а не общественное устройство, является носителем зла, то все планы и попытки построить идеальное общество безосновательны и бесполезны. Гораздо полезнее воспитывать человека.

5. Общество - это в первую очередь иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Равенства не существует, неравенство естественно и необходимо, т. к. благодаря неравенству общество становится управляемым и упорядоченным. Каждому даруются разные таланты, и именно

это обусловливает творческий процесс, создание всех достижений мирового искусства и культуры. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.

6. Проверенные жизнью, сложившиеся формы общественного устройства и государственного управления предпочтительнее новых, рискованных проектов. Невозможно уничтожить все недостатки. Стремления же победить всякую несправедливость, как правило, заканчиваются еще большими бедами и злом. Общество можно улучшать лишь в рамках уже существующего.

Консерваторами - сторонниками этих идей в России были, например, Николай I, Александр III, граф С. Уваров, К. Победоносцев, К. Леонтьев. Однако эта аристократическая трактовка консерватизма оставляет нерешенным вопрос, почему консерватизм существует до сих пор, когда социальные слои, поддерживавшие эту идеологию, давно ушли в прошлое?

На самом деле правильнее рассматривать консерватизм не как «идеологию феодального дворянства и клерикальных кругов», а как современный феномен, поскольку он имеет общее для эпохи Просвещения убеждение, что сущность человека есть свобода.

Либерал говорит, что свободный свободен от прошлого, а консерватор возражает: нельзя бездумно уничтожать прошлое, т. к. оно было порождением человеческой свободы.

Либерал говорит, что свободный человек не будет поклоняться никакому высшему существу, а консерватор возражает: Бог мыслится нами как абсолютно свободная сущность, значит, истинный либерал должен верить в Бога.

Либерал говорит, что свободный человек превыше государства, а консерватор возражает: только в государстве и гарантируется свобода отдельных людей, оно возникло для защиты свободы одного, развивалось далее для защиты свободы некоторых и сегодня служит защите прав и свободы всех. Значит, истинный либерал должен быть государственником.

Также проявлением свободы является и собственность - она проявление воли и власти человека как свободного существа над вещью природы. Значит, истинный либерал должен быть за собственность, против всяких социализмов и коммунизмов.

Вся предшествующая история тоже порождение свободы, а значит воевать с историей - это воевать со свободой. В ходе истории человек показал, на что он способен: были беспримерные подвиги, были низость, предательство и рабство, был великий террор, было великое благоденствие, был хаос, но был и порядок. Ничего нового человек уже не создаст, а значит просто надо обобщить и упорядочить все проявления свободы, а затем сознательно их использовать во всех сферах общественной и государственной жизни.

На основании этих положений были попытки представить консерватизм как некий вневременной феномен, утверждающий вечные ценности типа порядка, равновесия, постоянства. Дескать, консервативные убеждения высказывали такие исторические личности как Лао-цзы, Конфуций, Платон, Аристотель, Гуго Гроций и др. Этой консервативной линии в истории философской мысли соответственно противопоставляется «революционное генеалогическое древо». Тем не менее, очевидно, что консерватизм все равно остается в подчиненном положении у либерализма. Ведь именно новаторы творят историю: они создают то, что потом, уже позже, сохраняют консерваторы.

В общественном сознании стало обычным представление, что в молодости человеку свойственно быть либералом, а в старости консерватором. Консерватор отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Действительность для консерватора более значима, чем гипотетическая возможность, близкое - более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего.

Выбор между традициями и нововведениями консерватор сделает в пользу традиций. И даже если консерватор согласен с тем, что свобода является «самой существенной сущностью человека», а историю делают разные революционеры, то он будет утверждать, что якорь не менее важен не корабле, чем парус, а тормоз в машине - чем газ… Этого либерального течения в консерватизме придерживались М. Сперанский и О. фон Бисмарк, Г. В. Ф. Гегель и П. Столыпин, а XX в. - М. Ататюрк и У. Черчилль, Ш. де Голль и К. Аденауэр.

После Первой мировой войны консерватизм, долгое время уступавший в европейской интеллектуальной моде социализму и коммунизму, вновь стал популярен. Он проявился в наиболее радикальных формах традиционализма и неоязычества (Ф. Ницше, Л. Клагес, О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, Э. Юнгер, М. Хайдеггер), антисемитизма и фашизма (А. Гитлер, Б. Муссолини, А. Розенберг, А. Боймлер, Э. Крик, К Шмитт, Дж. Джентиле). Вдумчивое и осторожное отношение к новому усугубилось до его полного отрицания и углубления в традицию вплоть до язычества. Соответственно, прежним политическим категориям стали противопоставлять понятия, свойственные общинно-родовому мышлению. Так в фашизме вся история представляется через призму борьбы арийских и семитских рас за выживание.

Консерватизм очень быстро вытеснил либерализм как главного противника социализма и коммунизма, которые рассматривались как порождения евреев, которые якобы захватили идеологическую, финансовую и медийную власть над миром. Это столкновение левой и правой идеологий кончилось Второй мировой войной, которая характеризуется самыми масштабными жертвами в истории и невиданным раннее геноцидом.

Однако после Второй мировой войны консерватизм опять оказывается забыт. Он возрождается в новых формах, в частности, в неоконсерватизме, в трудах и деятельности Г.-К. Кальтенбрунера, Лео Страуса, С. Хантингтона, в политической практике Р. Рейгана, М. Тэтчер, Г. Коля, Дж. Буша-ст. и Дж. Бушамл., П. Бьюкенена и др.

Неоконсерватизм сочетает в себе приверженность свободному рынку и революционные методы насаждения своего порядка, государственный, религиозный мессианский патриотизм и геополитический подход. Сегодня к консервативным политическим силам относят республиканскую партию США, консервативную партию в Великобритании, французских голистов и партию Лепена, партию «Вперед, Италия» в Италии, ХДС/ХСС в Германии, ЛДПр в Японии, ЛДПР и в значительной мере «Единую Россию» в России.

Отличное определение

Неполное определение ↓

лат. conservare - сохранять) - сложный и многогранный социальный феномен, могущий быть представлен в нескольких измерениях: как совокупность психических качеств индивида (позволяющее считать человека консерватором независимо от его политической ангажированности), как политическая идеология (представляющая собой, наряду с либерализмом и социализмом, одну из так называемых "великих" идеологий) и, наконец, как общественно-политическое движение (находящее свое выражение в деятельности политических партий консервативной и неоконсервативной ориентации). В обыденном сознании сложился стереотип, согласно которому человек может быть консерватором уже в силу определенных морально-психологических качеств. Это значит, что он отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Знакомое, проверенное практикой он предпочитает незнакомому, новому. Опытный человек ему больше внушает доверие, нежели неопытный. Действительность для консерватора более значима, чем возможность, близкое - более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего. Такой человек вместо избытка выберет достаток, а вместо совершенства - приемлемое. Общее для консерватора всегда важнее, нежели частное, а привилегии более значимы, чем право. И, конечно, выбирая между традициями и нововведениями, консерватор скорее всего остановится на первых.

У социальных исследователей нет единства в определении К. в качестве политической идеологии. Согласно одному из традиционных подходов, К. связывается с реакцией на Великую Французскую революцию со стороны тех социальных слоев, которые более всего от нее пострадали - прежде всего родовой аристократии. Эта реакция была обусловлена неприятием ценностей зарождающегося буржуазного общества - свободы, равенства, общественного прогресса. Консервативные идеи нашли свое законченное выражение в творчестве таких мыслителей, как Э. Берк, Ж. де Местр и Л. де Бональд. Однако такая (аристократическая) трактовка К. оставляет открытым вопрос, почему эта идеология существует до сих пор, когда поддерживавшие ее социальные слои с исторической арены давно сошли. Другой крайностью в определении К. являются попытки представить его в качестве вневременной системы универсальных ценностей типа порядка, справедливости, равновесия, стабильности - ценностей, сохраняющих свое значение в любое время и при любых обстоятельствах. При таком подходе время возникновения К. теряется в глубине веков, а его развитие связывается с именами Платона, Аристотеля, Макиавелли, Данте, Гете, Э. Берка, де Токвиля и др. Зачастую этой консервативной линии в истории мировой мысли противопоставляется "революционное генеалогическое древо" в лице Декарта, Руссо, Маркса, Ленина. Ценностная трактовка К. помогает понять, почему среди его приверженцев зачастую можно встретить представителей самых разных социальных слоев и профессий. Столь широкое толкование К. размывает это понятие, лишая его научной значимости. Консервативные ценности и идеалы давно стали общим достоянием, в той или иной степени они восприняты либералами, социалистами и даже фашистами. Наиболее удачным представляется трактовка К., предложенная известным американским политологом С. Хантингтоном. В его интерпретации К. предстает как ситуационное, т.е. исторически вариабельное явление, как "система идей, которая служит сохранению существующего порядка независимо от того, где и когда он имеет место, направлена против любых попыток его разрушения, от кого бы они не исходили". В тех случаях, когда ценность существующего по каким-то причинам была утрачена, возникают такие, на первый взгляд парадоксальные явления, как "революционный К.". Один из его идеологов в Германии начала 20 в. Моллер ван ден Брук призывал "создавать то, что было бы достойно сохранения". Настоящие консерваторы всячески подчеркивают разницу между К. и реакционностью. Реакционер - это тот, кто стремится вернуть прошлое, в то время как консерватор заинтересован в сохранении существующего статус-кво: "Сущность К. - в страстной приверженности ценности существующего" (Хантингтон). Данная методология позволяет преодолеть сложности идентификации, которые возникли в постсоветских обществах относительно "правого" и "левого". Испытывающих ностальгию по прошлому коммунистов стали звать консерваторами, однако правильнее было бы отнести их к реакционерам. Консерваторы не против изменений в общественной и политической жизни. Однако для них гораздо важнее вопрос, какой ценой эти изменения достигаются. Уже Э. Берк, родоначальник европейского К., писал о том, что "государство не способное к изменениям - не способно к сохранению". По мнению одного из современных германских неоконсерваторов Г. Люббе: "Столько изменений - сколько необходимо, столько сохранения - сколько возможно". Г.К. Кальтен-бруннер формулирует кредо современных консерваторов следующим образом: "Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно". К. никогда не был однородным. Чаще всего он представлял собой совокупность самых разных, порой, противоречащих друг другу тенденций, идей, взглядов. И если в чем-то консерваторы все-таки сходятся, так это в признании основополагающих консервативных ценностей, сформулированных когда-то англичанином Э. Берком в его известной работе "Размышления о революции во Франции". В общем виде они могут быть представлены следующим образом: 1) Религия составляет основу гражданского общества. Человек есть по своей природе существо религиозное и для него более естественно религиозное смирение и работа над собой, нежели политическая и общественная деятельность. 2) Общество представляет собой продукт исторического развития, а не произвольного конструирования. Государство возникает не в результате общественного договора. В политических институтах воплощена мудрость предшествующих поколений, накопленная столетиями. Следовательно и отношение к ним должно быть соответствующим. Изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно. 3) Инстинкты и чувства людей в общественной жизни имеют не меньшее значение, чем их разум. Общественная и государственная жизнь в значительной мере основана на предубеждениях, опыте и привычках. (Предубеждение играет в системе ценностей консерваторов весьма важную роль. Это то, что сформировалось "до убеждения" и имеет скорее инстинктивный, нежели рациональных характер. В предубеждениях нерефлексивно выражается истина, проверенная временем, опытом поколений). 4) Общество по своей значимости стоит выше индивида. Именно поэтому права личности неразрывно связаны с ее обязанностями. Зло коренится в природе человека, а не в общественном устройстве, поэтому все планы по коренному переустройству общества безосновательны. Гораздо важнее задача по воспитанию человека. 5) Всякое общество - это прежде всего иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Люди друг другу не равны. Неравенство естественно и необходимо. Именно благодаря неравенству осуществляется управляемость и упорядоченность общественной жизни. Все ценное, что создано людьми во всех сферах жизнедеятельности, обусловлено их неравными способностями, талантом отдельных личностей. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе. 6) Существующие формы общественной жизни и государственного управления предпочтительнее неопробованных проектов. Не существует теорий, ведущих к уничтожению всех зол. Стремления уничтожить в обществе всякую несправедливость, как правило, приводят к еще большим бедам. Общество допустимо совершенствовать лишь в рамках возможного.

С начала 1970-х на Западе начинается так называемая "неоконсервативная волна". После студенческих волнений конца 1960-х и шокирующих общественное мнение докладов Римского клуба начала 1970-х авторитет "левых" идеологий был заметно подорван. В умонастроениях широких слоев населения происходит сдвиг "вправо". Все большее влияние приобретают неоконсерваторы. Однако в употреблении понятия "неоконсерватор" нет какой-либо научной строгости. В узком смысле оно применялось для обозначения тех интеллектуалов, которые вынуждены были в своих взглядах резко "поправеть". По меткому выражению И. Кристола, неоконсерватор - это "либерал, схваченный за горло реальностью". Зачастую еще вчера они были либералами и даже социал-демократами, но глобальные проблемы современности, углубление культурного и экономического кризиса, проблемы управляемости демократического государства заставили их мыслить по-новому. Как это ни парадоксально, но мыслить по-новому для многих означало мыслить консервативно. В сущности неоконсерватизм стал попыткой спасти либерально-демократические ценности консервативными средствами. Как пишет Кальтенбруннер, современные консерваторы "консервативны, потому что они либеральны". Эксперименты "левых" коалиций в ряде государств Западной Европы не привели к решению социальных, экономических и культурных проблем общества, а, наоборот, еще более обострили его противоречия. Либеральная демократия со всей очевидностью показала, что она может быть опасной сама для себя. Ее жизнеспособность, по мнению неоконсерваторов, во многом зависит от умения сохранить ценности свободы и демократии в современных условиях. Для этого она должна иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных социальных групп. Такое государство призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. Вместо глобальных проектов по коренному переустройству общества неоконсерваторами предлагалась политика малых конкретных дел, касающихся непосредственных нужд населения в обеспечении порядка, жилищном обустройстве, поддержании морально-психологического климата в семье и т.п. В широком смысле неоконсерватизм представляет собой целый спектр очень разных идейно-политических течений. Как говорил один из видных лидеров германской социал-демократии В. Брандт, "сегодня консервативным характеризуется совершенно разное, подчас взаимоисключающее поведение". Согласно одной типологизации неоконсерватизма, в нем выделяется три основных направления. Во-первых, это либертаризм, как экономоцентрическое течение, представленное именами Хайека, Фридмана и всех тех, кто исповедует так называемую философию либертаризма. В ее основе лежит идея свободы индивида от всякого принуждения. Проблема справедливости и равенства рассматривается здесь через призму свободной конкуренции, в которую вступают свободные индивиды в условиях рыночной экономики. Свободный рынок способен сам обеспечить каждому члену общества возможности для проявления своих способностей. Другое направление неоконсерватизма по своей сути является этноцентрическим. Наиболее яркое выражение оно находит в идеологии "новых правых" во Франции (прежде всего в лице их лидера А. де Бенуа) и ставит во главу угла проблемы культуры и этноса. С точки зрения "новых правых", европейская культура должна "вспомнить" о своих кельтско-германских корнях и освободиться от чуждого ей по духу влияния иудейско-христианской традиции. В этом варианте неоконсерватизма особенно отчетливо проявляется то напряжение, которое зачастую имеет место между новыми консерваторами и религией (что принципиально отличает его от классического К.). Чаще всего претензии предъявляются не религии как таковой, а христианству, которое, по мнению многих неоконсерваторов, послужила источником эгалитаристских устремлений, породивших в Европе 19-20 вв. социализм и коммунизм. Третье и, очевидно, наиболее влиятельное направление в неоконсерватизме ближе всего к К. ортодоксальному. В основе данного течения остается верность традициям, вечным ценностям и институтам. Неотрадиционалистам близки идеи, высказанные когда-то Э. Берком, Ж. де Местром и де Токвилем, однако они признают, что "каждое новое поколение нуждается в новом понимании консервативного", т.е. "того, как следует консервативно думать и действовать в данное время". Поэтому помимо классиков К. для анализа общественных проблем они используют новейшие достижения политической и философской антропологии (Гелен -), этологии (К. Лоренц), системных исследований (Луман -). Наиболее полно сущность нового К. в Германии выразил Кальтенбруннер, сформулировавший основные постулаты неоконсерватизма в работе "Трудный консерватизм": 1) Преемственность. Это означает создание таких материальных и духовных условий, которые делают возможным сохранение традиций, духовного наследия. Сохранение традиций для неоконсерватора не средство, а сама цель, потому что традиция есть необходимое условие существования общества. Так же как и человеческий организм, сохраняющий, несмотря на отмирание старых клеток, свою структуру, общество сохраняет свою идентичность. И если в первом случае это происходит прежде всего благодаря ДНК, то во втором - традициям. 2) Стабильность. Она выступает в качестве необходимого условия сохранения ценностей в век нарастающих революционных изменений. "Гуманизм заключается еще и в том, чтобы не требовать от человека ежеминутных изменений, начинаний с нуля ради жизни будущих поколений". 3) Порядок. Он выступает гарантом обеспечения стабильности и преемственности традиций. Демократическое общество не в меньшей мере, чем недемократическое, покоится на авторитете и иерархии власти. Забвение обеспечивающих порядок институтов - семьи, профессии, права, государства - ведет не к освобождению (эмансипации), а к хаосу и насилию. 4) Государственный авторитет. Дает возможность поддержания порядка и обеспечения управляемости общества. Лишь государство является силой, способной противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и предотвратить экологическую катастрофу. Усиление государственной власти диктуется многими внутренними и внешними общественно-политическими задачами. 5) Свобода. В отличие от Руссо, неоконсерватор не верит в то, что "человек рождается свободным". Он рождается зависимым и проживает в зависимости до тех пор, пока не осознает границы своих возможностей. Это осознание позволяет ему включиться в систему объективных общественных взаимосвязей и стать по-настоящему свободным. Разумная свобода, согласно неоконсерваторам, "в значительной мере требует авторитета и порядка". 6) Пессимизм. Недоверие к планам строительства рая на земле. В обществе невозможно достижение абсолютной гармонии и справедливости. Точно так же невозможно и полное искоренение всякого зла. Как правило, из двух зол приходится выбирать меньшее.

Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Ключевым в понимание консерватизма как политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.

В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Сорвеменные разновидности консерватизма:
  • традиционализм;
  • либертаризм;
  • неоконсерватизм.

Либерализм — совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Выясняя существо и основные принципы либерализма , следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса — торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма — идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо.

Консерватизм и неоконсерватизм

В основе консерватизма (от лат.conservare - сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вешей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Предпосылкой возникновения консерватизма послужила Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Но в его основе по-прежнему лежали идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.

Неоконсерватизм отличает стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, соци&пьная стабильность, взаимная ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало своих приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (республиканская партия), Японии (ли- берально-консервативная), Англии (консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах.