Телесный контакт. Физические контакты или «как трогать

Подразумевается прикосновение одного человека к другому. По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, он еще не способен воспринимать аудиальную и визуальную информацию адекватно, в отличие от тактильных ощущений. Некоторые психологи считают, что именно в этой стадии общения зарождаются основы будущей психики человека.

Виды тактильных контактов

Традиционно тактильные контакты делят на несколько видов. В первую очередь, это так называемые «профессиональные» прикосновения. Врачи, массажисты, стилисты, портные просто не могут обойтись без тактильного контакта в своей профессиональной деятельности. Как правило, большинство людей воспринимает подобные контакты спокойно, понимая, что они не содержат в себе никакой дополнительной информации.

По данным психологов, женщины, как правило, более позитивно воспринимают тактильный контакт, чем мужчины. Благодаря этому положительную реакцию на прикосновение называют «женской».

Ко второй группе относятся ритуальные касания. Речь идет не о мистических практиках, а о вполне привычном рукопожатии или приветственном поцелуе в щеку. Известно, что рукопожатие, например, появилось как средство демонстрации и дружественных намерений, однако со временем этот приветственное прикосновение стало практически обязательным ритуалом.

Наконец, самая обширная сфера, в которой используется тактильный контакт, это область межличностных отношений. Прикосновения здесь являются проявлением привязанности, симпатии, родства, сексуального влечения. Это могут быть объятия, поцелуи, дружеское похлопывание по плечу или нежные поглаживания. Наличие устойчивого тактильного контакта такого рода является эффективным маркером, свидетельствующим о близких отношениях, например, между и .

Тактильный контакт может свидетельствовать о социальном статусе. Прикосновения чаще всего позволяют себе те люди, которые занимают более высокое положение в обществе, например, начальник может хлопать подчиненного по плечу.

Телесно ориентированная терапия имеет существенные отличия от "разговорных" форм психотерапии, накладывает особые этические обязательства на действия и отношения терапевта.

Поскольку в основном телесная психотерапия предполагает непосредственный физический контакт с телом клиента, встает вопрос о сохранении психологических границ и динамику трансферентных процессов. Это связано с тем, что контактное взаимодействие способна провоцировать и усиливать реакции переноса и контрпереноса, добавляя к ним выраженный эротический контекст. Поэтому терапевт должен уметь четко определять границы контакта и исключать из взаимодействия элементы сексуализации, что требует предварительной проработки собственной телесности с позиций функционирования и сублимации сексуальности.

Телесную психотерапию в некоторых контекстах можно рассматривать как своеобразную практику пробуждения - чувственности, доверия, понимания. Она дает ощущение ЗАНУ-рености в жизни, полноценное переживание контакта с разнообразием проявлений окружающего мира, возникающих вследствие осознанного "включения" в этот процесс телесных ощущений.

Одним из способов взаимодействия с миром и пробуждение чувственности (сензитивности) к миру и другим людям является ощупь. Чаще всего контактные способы взаимодействия в повседневной жизни репрессируют и подвергают ритуализации, что связано со значительной силой воздействия и значимости телесного контакта. Уровень значимости всегда пропорционален тому смыслу, который человек вкладывает в касание: или равнодушие, холодность, формальность и стереотипность, или выражение истинных чувств и переживаний.

Прикосновения, проявляющих отношение и чувства человека, формируют определенный спектр эмоциональных переживаний, которые нельзя игнорировать. Эти переживания всегда достигают сознания и трансформируют фоновое состояние, модулируя всплески и проявления латентных (скрытых или вытесненных) переживаний и отношений. Человек может быть готовой к ним, и тогда она адекватно, открыто принимает новое переживание. Если она субъективно не готова к этому, то вынуждена подавлять чувства, которые наполняют ее в момент контакта. В зависимости от доминирующей совокупности отношений, которая определяет содержание и интенсивность реакций на субъективно значимые обстоятельства и события, актуальные в момент контакта ощущения человек воспринимает как допустимые и комфортные или окрашивает в негативные тона и воспринимает как дискомфортные и такие, которые требуют контроля. В любом случае источником определенных состояний является значимый ощупь, который человек не может игнорировать, поскольку физический контакт выражает архетипическую необходимость. Поэтому сохранение и уточнение психологических границ, основанное на ощущении безопасности, доверии, поддержании дистанции, имеет большое значение для положительной динамики терапевтических отношений в телесной психотерапии.

В то же время телесная терапия ставит определенные требования и к готовности клиента к нетипичным для него форм активности и взаимодействия. В некоторых телесных направлениях клиент должен снять одежду и обнажиться, что автоматически актуализирует чувство незащищенности и уязвимости. Однако даже тогда, когда клиент находится в комфортном для него одежде, характер визуального контакта, прикосновений и предлагаемых ему полных терапевтического значения действий психологически обнажает личность. Попытка убежать от таких переживаний, спрятаться за соматическими (мышечными) комплексами часто связана с чувством страха и бессознательного неприятие собственной телесности.

Профессиональные навыки телесно ориентированного психотерапевта

Основным фактором, определяющим успешность терапевтической практики в контексте телесной динамики, есть доверие к профессиональной компетентности и лица терапевта. С другой стороны, терапевт должен обладать достаточным уровнем профессиональной подготовленности, чтобы не провоцировать собственными невольными соматическими реакциями бессознательные резонансные отклики со стороны клиента, закономерно реагирует на состояние терапевта, чувствуя меру его собственной психосоматической соответствия.

Профессиональная подготовленность телесно ориентированного терапевта требует от него развития таких специфических качеств и способностей:

Способность к резонансному контакта с реакциями клиента, предполагает синхронизацию их психосоматических состояний;

Наличие широкого репертуара доступных форм двигательной экспрессии и развитость пластических навыков;

Умение чувствовать и вербализировать телесные переживания клиента, подбирать для них адекватные метафорические определения;

Телесная конгруэнтность и когнитивное основание телесных действий - гармоническое единство внутреннего содержания и внешней техники, целостность восприятия тела и адекватность телесной экспрессии требованиям актуальной ситуации;

Широкий спектр доступных эмоциональных состояний, эмоциональная экспрессивность, достоверность состояний, переживаемых, и способность к их имитации;

Направленность на творческий поиск новых приемов телесной взаимодействия в рамках терапевтической коммуникации.

Качество психотерапевтических отношений в телесной терапии определяет т. Н. Вегетативный (соматический) резонанс (В. Райх, Д. Боаделла) - телесная спивналагодженисть терапевта и клиента, является определенным психосоматическим аналогом трансфера, известного из практики психоанализа. Оказывается этот феномен в индуцированных телесных ощущениях терапевта, которые соответствуют ощущениям клиента, в дальнейшем приводит синхронизированы психосоматические реакции у обоих участников терапевтического процесса / Он основывается на вегетативной идентификации (бессознательном отождествлении) терапевта и клиента. Развитие этого процесса связан с резонансными формами телесного контакта и воспроизведением терапевтом телесных ощущений, которые испытывает клиент. Резонансное взаимодействие предполагает вегетативную, мимической, подвижно-тактильную, ритмичную и дыхательную синхронизацию. Кроме отношений переноса, резонансные переживания можно сравнить также с чувством эмоциональной эмпатии к клиенту.

В рамках телесно ориентированного подхода соматические компоненты эмпатии особенно важны для выстраивания терапевтических взаимоотношений. Не менее важно и настройки клиента на терапевта. Особенности телесных "ответов" основываются на регрессивных состояниях, часто связанных с вытесненной детской неудовлетворенностью материнской заботой, что означает дефицит значимых телесных контактов (прикосновений, поглаживаний, ласки). Поэтому резонансные реакции со стороны клиента необходимо рассматривать в контексте динамики переноса. Со стороны терапевта такая синхронизация тоже отражает особенности контртрансферентних переживаний и его способность к осознаваемой и контролируемой возрастной регрессии.

Реакцию телесной спивналагоджености терапевта и клиента можно объяснить сроком формирования совместного бессознательного - "теле" (по Дж. Морено) в связи с их пребыванием в общем процессуальном и смысловом пространстве терапевтических интеракций (взаимодействий). Для терапевта такое единство является техническим элементом терапевтической работы, а для клиента - возможностью приобрести "корректирующего" по динамике симптомов соматического и эмоционального опыта (Ф. Александер).

Большинство телесных техник в психотерапии направлена на исследование человеком своей телесности и ее природы. Существует предположение: если человек поймет свое тело, то сможет понять и психическое содержание, которое воплощает с его помощью. Воплощенный психическое содержание имеет информационную природу, всегда соотносится с телесной структурой и ее функциональностью; тело при этом рассматривают как специфический способ существования энергии. Форма и организация энергии закономерные, специфические и всегда соответствуют характеру ее информационного содержания. Это дает основания говорить о комплиментарность телесной и психической организации личности. Понимание этого факта открывает путь к осмысленному использования телесных техник, способных обеспечить полноценный, интегрированный развитие человека.

Телесно ориентированные техники занимают собственную уникальную нишу, иногда существенно отличаясь от традиционных форм психотерапии. Основная их особенность заключается в том, что среди методических приемов преобладают те, которые непосредственно касаются телесности человека. Патологические реакции личности также рассматривают сквозь призму телесной динамики, в которой они отражаются.

Телесно ориентированные методы основаны на идее психосоматической целостности человека. Любая диссоциация ее составляющих на физические и ментальные компоненты будет неправильной и приведет к ошибочным выводам относительно природы психологических проблем и возможных стратегий их преодоления.

В рамках этого подхода разработано большое количество разнообразных приемов и техник. В основном они касаются телесной динамики человека: ее дыхание, пластики, движений, сензитивности, особенностей моторики, мимики, голоса, вегетативных реакций. И хотя тело человека доступно непосредственному контакту, "наглядное" и объективное, субъективно оно составляет интимную сферу личности. В связи с этим существуют определенные профессиональные требования к лицу психотерапевта, а также дополнительные требования к профессиональной этики, что связано с обязательностью телесного контакта в процессе психотерапевтического взаимодействия.

Телесно ориентированная психотерапия активно развивается, интегрируясь с психодинамической и экзистенциально-гуманистическим направлениям психологической помощи. На ее основе происходят синтез и эклектичный поиск новых, часто альтернативных методов психотерапии и развития человека.

или о пользе прикосновения и телесного контакта в жизни и в терапии.

Прикосновение и телесный контакт - это искусство и огромное блаженство для одних и ужас для других. Потребность в его получении и отдаче существует на протяжении всей нашей жизни. Качество его формирует качество наших отношений. Ценность телесного контакта при общении с детьми и близкими людьми доказана не одним ученым и подтверждена жизнью.

Для каждого из нас, независимо от психологического состояния очень важны прикосновения. Иногда не нужно слов, прикоснувшись к человеку, вы можете сказать гораздо больше. Они благоприятно воздействуют на наше самочувствие, помогают успокоится, уменьшают стресс, улучшают обменные процессы и кровообращение в организме. Можно смело сказать, что прикосновения являются базовой потребностью людей. Вплоть до того, что их отсутствие может привести к ухудшению физического и эмоционального состояния здоровья.

Жизненная необходимость прикосновений и телесного контакта для детей в первый год жизни.

Потребность в прикосновении к другому человеку или ощущение ответного прикосновения заложена на уровне инстинктов. Она зарождается еще на стадии развития эмбриона и длится до самой старости. На протяжении всего внутриутробного процесса малыш живет в общем ритме с организмом матери. Соответственно после рождения он знакомиться с миром также через мамины объятия. Важно чтобы эта связь не обрывалась как можно дольше. Прикосновения и объятия в данном случае одна из главных составляющих эмоционального состояния ребенка.

Животные вылизывают своих детенышей, таким образом природа позаботилась, чтобы включились основные инстинктивные программы, помогающие им ориентироваться в пространстве, правильно питаться и охотиться, т.е программы выживания.

Ласковые прикосновения родителей также оказывают влияние на здоровье и правильное развитие человеческого ребенка. Учеными доказано, что в первый год жизни потребность в телесном контакте и прикосновении жизненно необходима малышу, также как пища, вода и тепло. Через него он получает заботу и внимание. Так, с точки зрения психологов, мы получаем первые знание о себе, о своих границах, пространстве. Так запускается наша главная программа «Я есть» и программа « Я и ты».

Телесный контакт способствует развитию самых важных чувств. Например, с точки зрения физики, ношение ребенка на руках помогает тренировать вестибулярный аппарат, стимулировать функции головного мозга, стабилизировать дыхательный ритм. С точки зрения чувств - уравновешивает эмоциональное состояние. Какое чувство восторга, удовлетворения и доверия испытывает малыш, сидя на руках у мамы или обозревая окружающих сидя на папиных плечах.

Однажды я пришла к педиатру со своим младшим пятилетним сыном. Мы выстояли очередь, он очень устал и боялся врача. Зайдя в кабинет я взяла ребенка на руки и обняла, чтобы он не волновался и отдохнул. Пожилая женщина-врач поучительно, а главное, абсолютно серьезно, сказала мне, что мальчиков нельзя брать на руки после трех лет, что это их во-первых, балует, а во-вторых, есть опасность формирования «неправильной cексуальной ориентации». Я не стала с ней спорить, дабы ускорить прием, но это меня сильно огорчило.

Скажу почему: если бы я не была «продвинутой» мамой и телесным психологом, я могла бы поверить врачу, так как многие мамы верят и выполняют то, что они говорят, ведь для многих молодых родителей врач — это авторитет. Когда то они говорили, что детей нужно кормить только по расписанию и не обращать внимание на то, что они кричат, мол легкие пусть развиваются, туго пеленали младенцев «столбиками», что наносило ребенку непоправимый вред и травмировало растущую психику. Слава богу, сейчас от этого отказались. Как психотерапевт, я сейчас помогаю своим клиентам избавляться от травм такого «воспитания» и понимаю, какой вред они нанесли целому поколению.

По статистике дети, к которым в детстве часто прикасались, имеют более развитую способность к выживанию. Они имеют высокий иммунитет и менее подвержены эмоциональным проблемам, лучше умеют строить отношения с партнером и больше доверяют себе и людям. Многие научные исследования доказывают, что cексуальные насильники в детстве недополучили необходимого количества тепла и ласки, чувствовали одиночество, подвергались физическому и психическому насилию.

Нужны ли прикосновения взрослым?

Потребность в прикосновении не исчезает у нас на протяжении и всей дальнейшей жизни.Телесный контакт важен не только для ребенка, но и для родителей. Благодаря ему мамы и папы учатся принимать невербальные сигналы от своего ребенка, понимать его без слов, а значит, чувствовать и любить друг друга. Процесс прикосновения - это первый урок любви для родителей и ребенка, а также основа здоровой привязанности между ними на всю оставшуюся жизнь.

При дефиците телесного контакта с возрастом может развиваться страх проявления чувств и эмоций по отношению к другому человеку. В следствии этого теряется контакт человека с самим собой и с миром, он перестает инстинктивно понимать язык своего тела, умение чувствовать и понимать душевную и физическую боль свою и других.

Дети из «нетелесных» семей в будущем также испытывают страх прикоснуться к другим людям и к своим детям. Испытывая «телесный голод» они чувствуют и «голод эмоциональный» Им становиться сложно установить теплые и глубокие отношения во взрослой жизни. Тела становяться напряженными и негибкими, а чувства омертвляются. Когда не задействовано тело и эмоции, тогда вся энергия направляется в голову.

Роль прикосновений в личностных отношениях.

В процессе общения между мужчиной и женщиной кроме слов, существует еще один особый язык - язык прикосновений, который передает качество и глубину их отношений. Через телесный контакт можно передать тепло, любовь, поддержку, уверенность в безопасности и защите. Это касается как мужчин, так и женщин, так как физическая потребность в контакте существует независимо от пола.

Благодаря физическому прикосновению развивается чувствительность души. Для большинства людей такой язык любви основной, т.к. помогает чувствовать себя любимыми, нужными и значимыми. В противном случае отношения становятся формальными, черствыми и неинтересными, в них нет сердечности и доверия.

Если ваш партнер не против такого обращения, не отказывайте ему в этом. Если он не готов к ниму, будьте терпеливы и бережны, давайте столько сколько он может принять. Ведь прикосновение позволяет максимально познать и понять друг друга. Мягкие, заботливые прикосновения в отношении своих близких людей выражают поддержку, дружбу и принятие человека.

О пользе прикосновений.

В современном мире стресс, к сожалению, одна из составляющих жизни. Если он длится на протяжении долгого времени, это может привести к снижению уровня естественной защиты организма - иммунной системы. Прикосновения и телесный контакт способны нейтрализовать последствия стресса в виде тревоги, апатии, бессонницы или паники посредством стимуляции нервных окончаний на кожном покрове. В этом случае эмоциональная польза прикосновений и телесного контакта бесспорна. Они помогают установить эмоциональный контакт с близким человеком, принести покой и умиротворение.

Немаловажно также и то, что прикосновения и телесный контакт могут оказывать личностную пользу, т.к. позволяют снимать большинство эмоциональных блоков, повышать уверенность в себе и возвращать ясное мышление.

Польза от прикосновения и телесного контакта очевидна, поэтому ее все чаще стали применять в традиционной медицине. Прикосновения воздействуют на тело и сознание человека производя воздействие на физическом и эмоциональном уровне одновременно. С помощью прикосновений можно снять напряжение, вернуть силы, уменьшить болевые ощущения, снять дискомфорт, улучшить работу всех систем организма.

Существует большое разнообразие классических и экзотических массажных техник для восстановления телесного и душевного комфорта. Такой массаж называют терапевтическим, восстанавливающим. Он направлен на снятие напряжения в мышцах, улучшение кровообращения, выведение токсинов и другое. При этом прикосновение рук восстанавливает эмоциональное равновесие и помогает преодолеть психологический стресс, образовывая невидимую связь между телом и скрытыми эмоциями.

На сегодняшний день такие процедуры проводят в СПА-салонах или фитнес-центрах, где работают специалисты по релаксационным техникам.Таким образом, прослеживается физическая польза от прикосновений и телесного контакта - это не только неисчерпаемый источник удовольствия, но и здоровья. Выработка гормона окситоцина помогает избавится от стресса. Серотонин способствует снижению уровня депрессии и тревоги, а дофамин повышает концентрацию внимания.

Помимо этого нежные прикосновения снижают риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и укрепляют иммунную систему. Но следует подчеркнуть, что релакс-массаж не является терапией,хоть имеет коссвенный терапевтический эффект.

Уже не секрет, что физические недомогания не приходят сами по себе, как правило, они вызваны психологическими проблемами. И с этим помогают разобраться не массажисты, а телесные терапевты, которые обучены связывать различные телесные блоки с психологическими проблемами и личностными или травматическими историями пациента. Этот вид терапии является одним из направлений западной психотерапии, имеет много различных школ. Он направлен на работу с телом с помощью прикосновений.

Кроме этого, средствами телесной терапии являются еще дыхание и иногда функциональное движение. В процессе предполагается, что человек должен полностью избавиться от напряжения, обрести заряд энергии и сил, скинуть эмоциональные блоки и повысить внутренние способности организма. Единственным ограничением для похода к телесному терапевту может стать как раз страх перед прикосновением или телесным контактом, ведь оно является базовым каналом взаимодействия между терапевтом и клиентом.

А в чем, спросите вы, разница между прикосновением и телесным контактом. В том, что прикосновение, преимущественно, дается любой части тела человека с помощью ладоней рук, а телесный контакт любой другой частью тела или всем телом к телу партнера.

Танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия в мировой психотерапии признана самостоятельным методом, включает в себя телесную и творческую терапии, существующие и как как отдельные методы. Она имеет в своем арсенале больше средств чем телесная, и прикосновение лишь одно из многих. Основным посредником между клиентом и психотерапевтом здесь является такое телесное проявление, как движение и танец, а также творчество.

Танцевальная терапия рекомендуется при наличиии психологических и психосоматических проблем, потере контакта с собой, для восстановления диалога со своим телом, личностной целостности, принятия себя, развития спонтанности и творчества, решения конфликтных отношений с детьми или близкими. Эффективность терапии высока при лечении нервозов, психологических травм, стрессов и депрессий. Отдельно отмечу ее уникальную способность в работе с психическими расстройствами, умственной отсталостью и аутизмом. Больше ни один метод так эффективно не работает с младенцами, как танцевальная терапия.Но вернемся к прикосновению.

Имея 17 летний опыт работы танцевально-двигательным и телесным психотерапевтом, я часто сталкиваюсь с невозможностью человека принимать прикосновение, но с желанием развить в себе телесный аспект своей личности, подружиться с самим собой через тело и движение. Несмотря на «понимание необходимости» все же такая работа часто вызывает сильное сопротивление у очень рационального клиента или студента. Если человек все же сильно мотивирован, я помогаю ему мягко пройти это сопротивление и тогда он получает ценный ресурс в теле, в творчестве и в движении. Возвращается домой — к Себе Настоящему.

Люди, лишенные телесного контакта — это чаще всего рациональные люди, которым сложно доверять не только другим, но и прежде всего себе, своему телу, спонтанно реагировать на внутренние и внешние сигналы окружающего пространства. Им сложно решиться на телесную, где основным контактным каналом является прикосновение или танцевально-двигательную работу, где в основе лежит свободное движение, творчество и чувства тела.

Для таких клиентов легче говорить о чувствах, нежели решиться их проживать через танец, движение, творчество и тело. Потому у нас так популярны вербальные и аналитические методы психологии. У многих телесная или тем более танцевально-двигательная работа вызывает страх и непринятие, так как этот канал коммуникации серьезно заблокирован.

Последние пять лет все же медленно, но уверенно интерес людей к телесным и двигательно-восстановительным практикам растет. Многие решаются пройти этот путь дабы исцелить свое тело и душу.

Порой много месяцев индивидуальной и групповой работы мы тратим на то, чтобы человек смог и был готов принять прикосновение терапевта или участников группы.

Танцевальная терапия,кроме прикосновений дает много других творческих инструментов и возможностей в развитии глубоких и честных взаимоотношений с самим собой и с другими людьми. Я никогда не форсирую события и даю время, чтобы человек почувствовал эту готовность и тогда прикосновение либо другой вид самовыражения станет для него ресурсом и откроет новые возможности в построении отношений с собой и с другими людьми.

Елена (имя изменено), 30 лет. 8 месяцев индивидуальной и групповой работы понадобилось, чтобы она смогла принять прикосновение терапевта: «… я никогда не подозревала, что прикосновение может быть мягким и поддерживающим. Весь мой телесный опыт — это боль и телесное наказание. Отец меня бил и это все, что я знала о прикосновениях. Моя мама очень редко брала меня на руки... сейчас я могу танцевать и мне приятна ваша поддержка за руки, это очень по-новому, непривычно, но приятно (плачет), сейчас мне уже не страшно, хотя и нужно время, чтобы перестать бояться, что это просто так, что я не должна это «заслужить»

Качество прикосновений.

Для того, чтобы передать определенную информацию через тело люди с древних времен используют разные виды прикосновения. Известно много различных целительских техник с помощью наложения рук, то есть прикосновений.

Прикосновение и телесный контакт — это мощный энергетический канал, через него мы «подключаемся» к другому человеку и можем как восстановить его и свой энергетический баланс так и разрушить. Качество и глубина прикосновений сильно зависит от длительности и приложенного усилия, а также от эмоционального состояния целителя, терапевта или просто партнера.

Вы не можете помочь человеку, если сами находитесь в разбалансированном состоянии. Возможно стоматолог и может лечить пациента, имея дырку в собственных зубах,хотя, если честно, я не верю больному врачу, но психотерапевт не может лечить пациента с дыркой в душе. Важно поддерживать ресурсное состояние, чтобы не разрушаться в работе и не решать за счет клиентов собственные проблемы. Ежели вы тот, кто идет к целителю, посмотрите насколько он сам исцелен, гармоничны ли его отношения в семье, с коллегами и с миром вообще.

Различают несколько видов прикосновений, с помощью которых можно воздействовать, сбалансировать эмоциональное состояние партнера (клиента). Для удобства мы называем их соответственно стихиям и первоэлементам, их качества помогают конструктивно взаимодействовать с чувствами и качествами личности человека.

Заземление. Земля — это самая устойчивая и постоянная стихия. Молниеотводы направляют в землю, чтобы погасить сильный электрический разряд. Также и человеку земля помогает погасить сильные эмоции. Она дает уверенность, стабильность, принятие, расслабленность, отдых и восстановление сил. Терапевты используют этот вид контакта, как основной, если надо помочь человеку «погасить» разрушающую эмоцию.

В качестве прикосновения это выглядит следующим образом: ваша рука(и) ладонью вниз лежит на теле партнера или клиента.

Прикосновение мягкое, без поглаживания и давления. Чем более длительное, тем более успокаивающее. Хорошо заземляет контакт всем телом или большой его площадью (спина к спине, объятие, тело одного партнера обнимает сзади все тело другого партнера или ребенка в «позе эмбриона». Также в качестве заземления «работает» контакт с землей или с любой другой устойчивой поверхностью (стена, кресло, пол), когда вес тела максимально распределяется на поверхность всего или части тела (стопы, спину, таз и т.п.)

Воздушный контакт. Воздух — быстрая, изменчивая стихия, которая в теле представлена таким прикосновением как дыхание, помахивание (как веером). Это эмоциональность, изменчивость, легкость, игривость. В терапии применяется в качестве регулирования эмоционального состояния, облегчения, легкости, в обучении спонтанности и раскрытии творчества.

Огненный контакт. Огонь, мужская энергия — также как и воздух, непостоянная стихия, используется для активизации жизненной энергии, согревания, желания действовать. Ваше тело, дыхание или руки очень близко находяться возле тела партнера, но не касаются его. Расстояние выбирается по ощущению тепла между вами. В терапии не используется «близкое дыхание», но в партнерских близких отношениях оно является очень ресурсным.

Водный контакт. Вода, как и земля — это женская энергия. Успокаивает, утешает, балансирует и сохраняет жизненную энергию. Это cексуальность, творчество, забота, текучесть и интенсивность переживаний, от спокойных до «бурлящих». В качестве прикосновения используется поглаживание или мягкие «точечные» прикосновения подушечками пальцев.

Металлический контакт. Это сильные, но не болезненные надавливания на тело, как в массаже. Применяются при работе с телесными блоками, для расмягчения и снятия спазмов в мышечной ткани.

Этика терапевтических прикосновений.

Если в быту мы более или менее понимаем когда нужно прикоснуться к человеку, хотя не для всех это тоже так легко и понятно, то в телесной и танцевальной терапии этот вопрос важен еще и с точки зрения качества профессионального воздействия. До сих пор в мировом терапевтическом сообществе продолжаются дискуссии по поводу того, можно ли прикасаться к клиенту, когда и как это делать. Несмотря на то, что телесная терапия применяется на практике уже не первый год, до сих пор не существует четко прописанных правил применения терапевтического прикосновения.

Любая психотерапия — это сочетание структуры и импровизации, это широкие знания и всегда путь в неизвестность. Вы знаете, что делать и вы каждый раз не знаете, что будете делать. Так как никогда неизвестно на какую глубину подсознания попадет ваш клиент и как там переплетены его истории, насколько человек чувствует свое тело, доступны ли ему образы и движения и т.д. Потому у вас как у телесного или танцедвигательного терапевта должен быть богатый арсенал знаний и навыков, понимания и осознанности куда вы ведете человека, зачем и как. Вы отслеживаете ресурсность клиента (насколько он готов туда идти), собственную личную и эмоциональную сбалансированность и готовность к прикосновению или телесному контакту.

Итак, чтобы прикосновение имело терапевтическое воздействие (работало на клиента и его эмоциональную стабильность) важно соблюдать такие требования:

  • прикосновение должно быть однозначным, трактоваться клиентом, как внятное, открытое и понятное. При неотчетливом прикосновении клиент (и терапевт тоже), может потерять ощущение собственных границ, что может привести к смешанным чувствам, тревоге, замешательству, дисбалансу
  • прикосновение ни в коем случае не должно быть cексуально окрашено. Терапевт должен быть осознанным в собственной cексуальности и управлять своими чувствами или прекратить терапию при невозможности это сделать.
  • категорически терапевт не может применять грубое или насильственное прикосновение, оскорбляющее достоинство клиента и разрушающее его личностные границы.
  • не рекомендуется применять прикосновение не изучив анамнеза (истории жизни и болезни) пациента, т.е. вы должны очень осторожно использовать прикосновение или отказаться от него вообще в случае если клиент пережил cексуальное насилие или шоковую комплексную травму, нанесенную другими людьми, если он склонен к зависимости или к регрессивному застреванию, пока не восстановиться его здоровая часть личности до ресурсного состояния.
  • нельзя забывать, что для каждого человека существуют границы допускающие использование прикосновений. В любом случае вы сначала работаете с границами клиента, помогаете ему наработать ресурс и только после этого принимаете решение о применении, или нет, прикосновения или телесного контакта.
  • определение допустимых граней работы с каждым конкретным клиентом является основным показателем профессионализма терапевта и вопросом профессиональной дискуссии.

Чтобы осознанно вести терапевтическую работу и быть максимально экологичным и корректным с клиентом, понимать тонкости телесной и двигательной работы терапевт обязан:

  • пройти необходимое качественное обучение соответствующему методу, - иметь психологическое образование и собственный телесно-двигательный опыт, - получить квалификационный сертификат от легитимной организации, - иметь супервизии и интервизии коллег, особенно вначале обучения, - поскольку прикосновения в телесной терапии являются основным принципом работы, инструментом интервенции и видом контактного канала, а в танцевальной терапии одним из важных методов работы, терапевт должен уметь установить кинестетический контакт с клиентом развивать собственную телесную и двигательную чувствительность, свободно общаться со своим телом, понимать и принимать его, «дружить» с движением.

Носить ли, к примеру, малыша на руках? А вдруг он тогда вырастет избалованным, как говорит бабушка? Вам хочется обнять и приласкать кроху, но до каких пределов допустимы «телячьи нежности»? Спать ли вместе с ребенком или лучше по отдельности? В каком возрасте малышу необходим максимально близкий контакт с мамой, а когда пора учиться самостоятельности?

Носить ли малыша на руках?

Об этой весьма серьезной проблеме знаменитый доктор Спок пишет следующее: «Ребенок хочет, чтобы его носили на руках, потому что привык к этому и считает своим правом. Когда мать садится, чтобы немного передохнуть, он сердито смотрит на нее, как будто говорит: "Женщина, работай!"». Таким образом, для того, чтобы не избаловать ребенка, Спок предлагает телесный контакт свести к минимуму.

Но с другой стороны, в грудном возрасте именно телесный контакт является главной формой познания мира. Максимальное количество информации ребенок получает через тело, ощупывая и пробуя на вкус все, что попадает ему под руку.

Ирина, мама пятимесячной Леночки: «Даю дочке новую погремушку, рассказываю о том, какая она красная и как громко звенит. Но ребенок тут же засовывает ее в рот и облизывает, невзирая на все мои протесты».

Это – абсолютно нормальное поведение для грудного младенца. Его мышление пока еще не сформировано, зрение недостаточно сфокусировано, поэтому мир предстает для него не в привычных для нас объектах (которые мы можем называть и запомнить), а в некотором размытом комплексе ощущений. Например, мать ассоциируется у ребенка с определенным запахом, вкусом, теплом.

Для того, чтобы в младенчестве ребенок получил достаточно этих ощущений, у него должно быть как можно больше различных телесных контактов, впечатлений вкуса, обоняния, осязания. Телесный контакт помогает малышу осознать границы собственного тела и границы других предметов.

Важность телесного контакта невозможно переоценить и для эмоционального развития ребенка. Как вы думаете, что лучше успокоит расплакавшегося малыша – если мама возьмет его на руки, прижмет к себе и погладит или если это будет чисто механическая стимуляция, вроде популярного нынче мобиля над кроваткой? И более старший ребенок, ударившись, бежит к маме, чтобы та пожалела и приласкала его. Да и взрослому в трудную минуту подчас нужно «поплакать в жилетку» – что это, как не интуитивный поиск все того же телесного контакта? Контакта, который может защитить, согреть, успокоить...

Именно от недостатка этого контакта больше всего страдают дети в Домах ребенка. Если вы зайдете туда, то скоро вас со всех сторон буквально облепят ребятишки, которым больше всего на свете хочется прижаться к надежной взрослой руке.

Американский ученый Г.-Ф. Харлоу в 1960-х годах проводил интересные эксперименты с детенышами обезьяны. Маленьким обезьянкам, отлученным от матери, он предложил две искусственных “мамы”: одна из них была теплой и мохнатой, а другая – сделана из проволочных каркасных конструкций. Обе “мамы” были снабжены бутылочками, из которых обезьянки могли сосать молоко. Малыши-обезьяны отдавали решительное предпочтение первой “маме”. Но еще удивительнее, что, когда теплая и пушистая “мама” лишалась бутылочки с молоком, обезьянки по-прежнему выбирали ее. Стало быть, теплые телесные ощущения значат для малышей больше, чем собственно кормление!

С тактильным контактом связывается и еще одна проблема, которая рано или поздно встает перед всеми родителями:

Как укладывать ребенка спать?

К этому вопросу доктор Спок подходит достаточно жестко: «Ребенок должен понять, что ничего не добьется, просыпаясь и плача. Обычно этого можно достичь за 2-3 ночи, позволив ему плакать и не подходя к нему. В первую ночь он будет плакать минут 20-30 (вам покажется, что гораздо дольше), во вторую – 10 минут, а на третью плакать не будет совсем».

Последователи Спока пошли еще дальше. Как-то в одном из родительских журналов пару лет назад мне попалась статья, в которой родителей обещали научить справляться с ночными пробуждениями ребенка. Для этого с точностью до 30 секунд выверялось время, которое нужно выждать, прежде чем подойти к плачущему младенцу – в его первое пробуждение, например, предлагалась подождать 15 минут, подойти на 2 минуты, во второе – подождать 13,5 минут и подойти на 1,5 минуты и т.д. У меня возникло ощущение, что передо мной – алгоритм для какой-то компьютерной программы, а не советы для живых родителей.

Однако многие родители считают, что в 7-8 месяцев ребенок уже должен засыпать самостоятельно. Ситуация осложняется тем, что именно в этом возрасте у малыша повышается потребность находиться с матерью, ему нужно как можно больше времени проводить у нее на руках. В этом возрасте формируется образ матери, когда ребенок начинает выделять ее из других людей, но пока в его памяти образ матери не сохраняется. Поэтому у него возникает особая потребность в ее присутствии. Но родителям кажется, что их чадо уже достаточно выросло и «обнаглело».

А вот впечатления чада, правда, уже достаточно взрослого.

Сергей, 36 лет: «Однажды, на сеансе психотерапии мне удалось вспомнить свое далекое-далекое младенчество. Я лежал, туго спеленутый по рукам и ногам, и кричал от голода. Я чувствовал свою полную беспомощность, отчаянье, ужас и думал, задыхаясь от крика (думал пока еще не словами, а некими образами): что же делать, когда же ко мне, наконец, придут...».

Постарайтесь понять своего малыша. Поверьте, он делает это вовсе не назло вам. Потеряв мать из поля зрения, он еще не уверен, что она вернется когда-нибудь назад. А может, она ушла насовсем?

При этом зачастую малыш, как кажется, активно не хочет спать и пытается сопротивляться этому изо всех сил. Дело в том, что пока у него еще не сформировано представление о том, что после сна он проснется. Каждое засыпание для него – это маленькая смерть.

Поэтому кроха совсем не понимает ваших воспитательных мер. Мама исчезла (на какое-то время или навсегда?), а темное пространство совсем не способствует успокоению после 10-20 минут плача, отведенных доктором Споком. В конце концов, ребенок замолкает, но не потому, что успокоился, а потому, что наступило истощение, и у него уже нет больше сил плакать.

Сон в родительской постели

Американские педиатры Уильям и Марта Серз впервые заявили о необходимости т.н. стиля сближения между ребенком и родителями. Стиль сближения предполагает, что малыш спит вместе с родителями. Пока ребенок совсем маленький, это действительно удобно. Маме не нужно вставать, чтобы покормить его ночью, она это делает, порой почти не просыпаясь, а малыш не страдает от одиночества, чувствуя рядом с собой мамино тепло, ее запах.

Вместе с тем, некоторым детям и родителям совместный сон не подходит.

У меня растут близнецы. С самого начала я поняла, что совместный сон – не для нас. Будучи с двух сторон обложенной младенцами, спать я не могла совсем. Но иной тревожной маме бывает дискомфортно спать даже с одним ребенком. Она боится, крепко заснув, задавить или повредить малыша.

Оптимальный вариант – если ребенок хочет и если в этом есть необходимость (он плачет, не спит в своей кроватке), его можно взять в себе. Если же он спокойно спит один, вы можете восполнить тактильный контакт с ним и в другое время. В самом начале жизни совместный сон важен для малыша, но потом лучше постепенно отвыкать от этой привычки и готовить ребенка к постепенному отделению от вас. Важно, чтобы к трем годам ребенок спал в своей кроватке. После трех лет совместный сон с мамой у мальчика или с папой у девочки чреват сложностями в сексуальном формировании ребенка. К двум годам желательно, чтобы ребенок не присутствовал при сексуальных отношениях родителей, даже если вам кажется, что он крепко спит. Случайно увиденный половой акт нередко воспринимается малышом как агрессия, надолго оставляющая страх в его душе.

В стиле сближения, каким бы он ни казался замечательным, есть свои подводные камни. Многие дети, взращенные по этому методу, испытывают некоторые трудности в эмоциональном развитии, адаптации в детском саду, школе, общении со сверстниками. Им очень трудно научиться ждать – ведь все их потребности мгновенно удовлетворялись. Нередко наблюдается гипертрофированная привязанность к матери, им сложнее, чем другим детям, расставаться с нею. Вот один из таких примеров.

Ксюша росла, буквально не отрываясь от матери. Мама нашла для нее детский сад с мягким стилем воспитания, где ей разрешили первое время находиться вместе с дочкой. В детском саду Ксюша все время пряталась за маму, в прямом и в переносном смысле держалась за ее юбку, не отходила от нее ни на шаг, избегала любых контактов как с детьми, так и со взрослыми. Это продолжалось три месяца. В конце концов, воспитатели попросили маму уйти. Постепенно девочка стала привыкать к коллективу. Но если контакт с детьми ей в конечном итоге удалось установить, то взаимодействовать со взрослыми ей до сих пор очень сложно.

Слишком хорошо - тоже нехорошо

Что происходит, когда стиль сближения возводится в некий абсолют? На основании того, что природа мудра и справедлива, нам предлагают строить детско-родительские отношения по принципу обезьяньей семьи?

Наше общество – все же не обезьянье племя. Поэтому, хорошо это или плохо, но законы природы, по которым живут обезьяны, не всегда вписываются в культуру современного бытия. У животных периоды развития значительно короче, чем у человека. Вначале детеныш действительно висит на матери, не отрываясь. Но вскоре он начинает самостоятельное исследование территории. Родовое сообщество у животных (как, впрочем, и у первобытных племен) довольно большое. И когда детеныш слезает с матери, им начинают заниматься другие взрослые самки или молодые обезьяны-«подростки». Ни один детеныш не окружается пристальным вниманием всего племени, и нет ни одного племени, которое живет только ради этого детеныша.

В нашей же культуре (особенно, культуре больших городов) ребенок нередко занимает центральное место в семье, становится этаким «пупсиком Земли». Когда ребенок подрастает, эта концентрация внимания вокруг него нередко ущемляет свободу его развития (он не пытается ползать, ходить, самостоятельно исследовать мир), несколько ограничиваются его контакты с окружающими, и поэтому малыш испытывает трудности с вхождением в детский коллектив.

Если все желания малыша мгновенно угадываются и выполняются, у него нет опыта ожидания какой-то радости, нет потребности бороться. Мама, которая пытается оградить свое чадо от отрицательных эмоций, вызываемых активной деятельностью, нередко лишает его этой самой деятельности. Но ведь именно здоровая фрустрация вызывает потребность так или иначе справиться с проблемами и сложностями.

Когда мама все время присутствует в поле зрения малыша, у него нет необходимости сохранять ее образ в памяти.

Иногда родители говорят, что ребенок кричит при малейшей попытке положить его. Здесь важно учитывать два момента:

  1. У малыша может быть повышенная неврологическая возбудимость или серьезные болевые синдромы (сильные колики, например). В этом случае нужно искать причину постоянного плача и по мере возможности устранять ее.
  2. Родители привыкли носить младенца на себе, и он тоже к этому привык. В этом случае стоит попробовать занять кроху каким-то другим интересным занятием.

Когда ребенок подрастает, постоянный телесный контакт ограничивает его свободу. Нередко, умея ползать и ходить, малыш побаивается оторваться от мамы, чтобы отправиться в самостоятельное путешествие, и предпочитает находиться на руках. Образ матери не сохранился в его памяти, и поэтому малышу страшно от нее отделяться. Его спокойствие возможно только при близком тактильном контакте.

Постоянное ношение ребенка на руках тяжело и для мамы. Тяжело физически – подросший ребенок весьма ощутим для позвоночника, и эмоционально. Ведь ни одна мама не в состоянии поддерживать эмоциональное общение двадцать четыре часа в сутки. Поэтому нередко такое «ношение на себе» заменяет собой нормальную эмоциональную связь, которая включает в себя глазной контакт, диалог, детские игры и пр. Зачастую малыш на руках у мамы, но мама не с ним (она читает, готовит, сидит за компьютером и т.д.). Возможно, что если бы в этот момент ребенок играл рядом с игрушками или исследовал содержимое шкафов, это было бы гораздо полезнее для него.

Легко ли приспособиться к миру?

Наше сообщество довольно сильно отличается от того, к которому готовят маленького детеныша обезьяны. Ему не надо приспосабливаться к строгим воспитательницам и учителям, капризному начальнику и пр. Из тепличной домашней обстановки человеческий детеныш попадает в довольно жесткое общество со своими законами и правилами, где он уже не является самым любимым, лучшим, однозначно принимаемым.

Для того, чтобы к четырем-пяти годам иметь возможность адаптироваться в этом обществе, ребенок должен накопить некоторый опыт адаптации, способы общения с чужими людьми, завоевания своей территории. Ему нужно привыкнуть к тому, что он может быть не «самым-самым...», иначе разница между домашним и внешним мирами обрушится на голову малыша, как гром среди ясного неба.

Как помочь ребенку адаптироваться?

Вместо того, чтобы бросать все дела и бежать по первому зову, старайтесь объяснить ребенку, почему вы заставляете его ждать, что после того, как он немного подождет, вы обязательно сможете заняться вместе чем-то интересным.

Попробуйте включить малыша в какую-нибудь совместную (или параллельную) деятельность: вместе накрывать на стол, стирать и пр. Например, он может заниматься столь притягательными кастрюльками, мисками, ложками. А когда вы стираете, пусть ваша кроха искупает свою куколку или уточку.

Необходима и система каких-то запретов. Старайтесь, чтобы их было не очень много, но чтобы они были четкими, твердыми и всегда соблюдались.

Не бойтесь, что ребенок порой чувствует вашу усталость. Не пересиливайте себя, делая вид, что все в порядке, ваш эмоциональный отклик все равно не будет естественным. Гораздо лучше, если у вашего малыша появится опыт сопереживания, сочувствия.

Одним словом, нельзя искусственно создать естественность. Доктор Спок, давая родителям некоторые вполне разумные советы, вместе с тем слишком рано пытается подстроить ребенка под идею режима и строгого распорядка – с самых первых дней жизни. Конечно, малышу придется входить в культуру того общества, в котором он живет, однако делать это нужно постепенно и мягко.

В то же время, такой, казалось бы, естественный стиль сближения, возведенный в абсолют, порой заставляет родителей отказываться от собственных потребностей, сконцентрировавшись на ребенке, что в конечном итоге выглядит не вполне естественным.

И выбирая золотую середину между жестким режимом и «зовом природы», помните, что главное – ваше чуткое родительское сердце, интуиция и здравый смысл.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»