Приказ минтранса 287 с изменениями. Труд-Эксперт.Управление

Начнем с типичных ситуаций, в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП с выходом Приказа Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 г. № 287 (ред. от 02.03.2017 г.) «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Что делать, если вы не обучены, но аттестованы
У руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение о том, что он прошел обучение в рамках требований приказа Минтранса РФ от 22.06 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (на сегодняшний день приказ утратил силу).
Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении курса и затем был успешно аттестован в надзорном органе, где ему выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.
Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД - это два разных мероприятия. Так как они следуют одно за другим, это выглядит как единый процесс. Однако к каждому из них привязана своя нормативная база, и их следует рассматривать отдельно друг от друга.
Поэтому, если вы как специалист, ответственный по БДД, аттестованы в надзорном органе и у вас на руках соответствующее удостоверение, то вопрос об аттестации закрыт. Следующая аттестация у вас будет через пять лет. В приказе Минтранса РФ № 13/11 сказано, что досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
Итак, в связи с тем, что вступили в силу новые квалификационные требования, переаттестация не нужна. Однако вопрос с образованием или обучением открыт, так как специалист аттестован, но не соответствует новым профессиональным и квалификационным требованиям.
Вместе с появлением приказа Минтранса РФ № 287 в КоАП РФ появилась ст. 12.31.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которая запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Наказание - административный штраф на должностных лиц в размере 20 тыс. руб., на юридических лиц - 100 тыс. руб.
В Приказе Минтранса РФ № 287 сказано, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Рассмотрим варианты:
- Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Здесь все поправимо: специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований, а аттестация у него уже есть.
- Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о высшем образовании, также отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким специалистам сейчас труднее всего. Есть случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование и проработав в должности более 10 лет, теперь не вписывается в требования законодательства. Ему грозит увольнение.

Что делать, если вы обучены, но не аттестованы
У специалиста по обучению БДД есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 г.) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Ему выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел, или неожиданно сменил работу, или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса № 287 и лучше подождать нововведений. Так или иначе, но удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие квалификационные требования.
Специалисту, имеющему базовое высшее образование, в таких условиях нужно сделать следующее:
1. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, то ему необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца), а после этого аттестоваться в надзорном органе.
2. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), входящей в укрупненную группу 23.00.00, ему необходимо повысить квалификацию. Это связано с тем, что согласно Приказу Минтранса РФ № 13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.
Так как приказ Минтранса РФ от 23.07.1998 г. № 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменен, то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно. Это может быть программа объемом, например, 32, 40 или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.
После того как специалист повысил квалификацию, он с удостоверением от образовательного учреждения может обратиться в надзорный орган для аттестации.

Что делать, если вы не обучены и не аттестованы
Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса РФ № 287 и выполнить требование по аттестации специалиста, ответственного по БДД. Ваши действия как специалиста, ответственного по БДД, точно такие же, как в предыдущем случае.
Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно. Это закреплено в ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дипломы очного и дистанционного обучения абсолютно равноценны.
Отметим, что утвержденного или аккредитованного списка образовательных учреждений нет. Поэтому будет слитно, если в надзорном органе скажут, что диплом, который вы им предъявили, приниматься во внимание не будет. В соответствии с Приказом Минтранса РФ № 287 необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
После того, как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, или после того, как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысить квалификацию можно также дистанционно), вы можете подать документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса РФ № 287
В соответствии с приказом Минтранса РФ № 287 квалификационные требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
- диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
- контролер технического состояния автотранспортных средств;
- контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
- консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
В списке отсутствуют директор, заместитель директора, начальник отдела, инженер, механик и т. д. Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать, в первую очередь, как профессию. Важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо другое должностное лицо (как бы оно не называлось), которое выполняет работу по этим профессиям.
Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста, ответственного за обеспечение БДД. Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник и по профессии «Специалист, ответственный за обеспечение БДД».
Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много: работа с помещениями, пожарным оборудованием, подъемными механизмами. Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «Контролер».
В том и другом примере начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать квалификационным требованиям в рамках приказа Минтранса РФ № 287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

На кого распространяется действие Приказа
Минтранса № 287

В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта. Данное пособие было размещено на официальном сайте Минтранса РФ. В нем сказано, что в зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:
- субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;
- субъекты, выполняющие перевозки, то есть оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.
Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.
Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности. Эти требования сформулированы в п.п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
- обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
- обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.
Отсюда можно сделать вывод: если организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в уставе организации), то значит она находится в рамках требований Приказа Минтранса № 287. Если же организация просто перевозит бухгалтера предприятия в налоговую или директора на совещание, то такая деятельность - вне рамок квалификационных требований.

Практически у всех, кто эксплуатирует транспорт в связи с выходом нового Приказа Минтранса №287 появилась потребность в комментариях эксперта по обучению БДД .

Мы с вами разберем, что же нового этот Приказ Минтранса нам принес. И как действовать руководителю, специалисту по БДД и ИП с учетом того что у него есть на руках.

Итак, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. №287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Убедиться в том, что этот Приказ действительно действующий и зарегистрирован, можно взглянув на страницу с громким названием Министерство Юстиции Российской Федерации .

О старом Приказе Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» можно забыть.

Скачать актуальную версию Приказа Минтранса №287 вы можете на официальной странице Гаранта .

Я начну с типичных ситуаций в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП. И разобрав эти примеры, далее мы обсудим какие специалисты должны быть обучены по БДД .

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы

Ситуация #1. На сегодняшний день, например, у руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение на руках о том, что он несколько лет назад прошел обучение в рамках требований Приказа Минтранса 75 (на сегодняшний день утратил силу).

Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении данного курса, и затем успешно был аттестован в надзорном органе.

В надзорном органе также выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.

Сразу оговорюсь, разобрав этот пример, остальные примеры будет понять намного проще .

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

— обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом…

Отсюда делаем очень простой вывод. Если ваша организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в Уставе организации), то значить вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287 .

Если ваша организация, например, просто перевозит бухгалтера в налоговую или директора на совещание, то ваша организация находится вне рамок Квалификационных требований .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
  • Я констатирую факт, что у многих руководителей, специалистов и ИП, в связи с принятием Приказа Минтранса №287 есть полное непонимание того что надо делать.

    Опять же факт, образовательные учреждения не могут квалифицированно проконсультировать вас по вопросам касающимся правильного трактования Приказа Минтранса №287.

    Здесь могу с гордостью сказать, что в России есть единственное образовательное учреждение , которое мы консультируем на экспертном уровне, это наш собственный образовательный Центр по дистанционному обучению БДД в рамках Приказа Минтранса №287 .

    Подробнее о нашем образовательном проекте можно узнать…

Всем юридическим лицам, предоставляющим услуги в сфере перевозок автотранспортными средствами (далее по тексту АТС) и наземным электротранспортом, пригодятся разъяснения специалистов по приказу Минтранса от 28.09.15 г. №287 . Попробуем разобраться в хитросплетениях этого документа.

О необходимости повторного обучения

Многие специалисты прошли обучение, а затем получили аттестацию в органах надзора до вступления в силу нового приказа. Согласно нормативной базе эти направления различны и не связаны между собой. Аттестация действует пять лет, и её никто не отменяет. Однако новый приказ требует дополнительного обучения.
Нарушение повлечёт за собой административный штраф:

Об обязательности высшего образования

Согласно приказу к разряду специалистов, на которых лежит ответственность за безопасность дорожного движения (далее по тексту БДД) относятся лица:

  • Имеющие профильное высшее образование, входящее в группу профессий по технике и технологиям наземных разновидностей транспорта № 23.00.00 ;
  • Без высшего образования, входящего в группу профессий № 23.00.00 , но имеющих дополнительную квалификацию в качестве ответственных за БДД и прошедших аттестацию, дающую право занимать такую должность.

Это означает, что с вступлением в силу этого приказа, специалисты со средне-специальным профильным образованием не имеют право работать в качестве лиц ответственных за БДД.

Последствия отсутствия аттестата

Если до вступления в силу изменений в законодательстве специалист отучился, но по какой-то причине не прошёл аттестацию, то ему придётся получить дополнительную квалификацию в качестве ответственного за БДД, даже при наличии профильного образования, входящего в группу № 23.00.00 . Это придётся сделать потому, что в соответствии с Приказом № 13\11 аттестоваться можно только после того, как он повысил свою квалификацию.

О возможности получить образование дистанционно

Ранее получить образование в качестве специалиста по БДД можно было только очно, теперь ситуация изменилась. В соответствии с ФЗ № 273 разрешена реализация программы обучения с помощью дистанционной технологии.

Это значительно упрощает образовательный процесс, так как специалист может заниматься, находясь в любой точке земного шара. При этом нет разницы меду дипломом специалиста, отучившегося очно и дистанционно.

Где обучаться?

Действующее законодательство не установило ограничений по месту обучения. Не существует разрешённого перечня образовательных учреждений. Отучиться можно в любой организации, которая проводит обучение в соответствии с действующими нормами.

Кому нужно пройти обучение?

Согласно действующим изменениям установлены требования к специалистам следующих профессий и должностей:

  1. Диспетчеры АТС и городского наземного электротранспорта;
  2. Контролёры технического соответствия автотранспорта;
  3. Контролёры технического соответствия наземного электротранспорта;
  4. Специалисты, ответственные за БДД;
  5. Консультанты, обеспечивающие безопасность перевозки грузов, относящихся к разряду опасных.

Чему научат специалиста?

Специалистам БДД необходимо пройти обучение сроком 256 академических часов. Оно включает изучение следующих тематик:

Для диспетчеров предусмотрена такая же программа, которая помимо вышеописанных тем включает в себя:

  • Систему организации рабочего процесса диспетчера технического состояния АТС.

Контролёры кроме базовых тематик изучают:

  • Систему организации рабочего процесса контролёра технического состояния АТС.

Кто может занимать эти должности?

Следует обратить внимание, что в перечень специалистов не включены директора, начальники отделов и прочие ответственные лица. Следовательно, указанные профессии стоит рассматривать как специализацию. Любой специалист может выполнять указанные обязанности, но они должны быть отражены в штатном расписании.

Какие организации попадают под Приказ № 287?

Согласно действующему пособию о дополнительном образовании специалистов АТС, организации, занимающиеся деятельностью в сфере автоперевозок, подразделяются на две группы:

  • Перевозящие грузы и/или пассажиров для своих нужд;
  • Предоставляющие услугу по перевозкам грузов и пассажиров для третьих лиц на основе договоров.

При этом организации должны иметь:

  • Должностное лицо, которое несёт ответственность за БДД, аттестованное на выполнение этой специализации;
  • Работников, соответствующих нормам квалификации и профессиональных знаний, которые предъявляются к таким специалистам.

Разбираем приказ Минтранса №287 о квалификационных требованиях к водителям и иным работникам транспорта.

Из статьи вы узнаете:

Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке водителей

Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке водителей (далее – приказ Минтранса 287 от 28.09 2015) вступил в силу 14 июня 2016 г., за исключением отдельных положений.

Приказ Минтранса от 28.09 2015 г 287 устанавливает профессиональные и квалификационные требования к работникам автомобильного и городского наземного электротранспорта. Кроме того, документ предусматривает требования к водителям машин со спецсигналами, автомобилей международной перевозки. Также документ содержит требования, которые предъявляются к диспетчерам, контролерам техсостояния транспортных средств, консультантам по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, специалистам, которые отвечают за обеспечение безопасности дорожного движения.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедия кадровых приказов от Системы Кадры.

Скачайте документы по теме:

Требования содержат необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

Подробно о том, какие условия выполнить, чтобы принять на работу водителя, читайте .

На кого распространяется приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке

Требования, которые предусматривает 287 приказ Минтранса, предъявляются к нескольким профессиям и должностям работников. Прежде всего это водители:

  • автомобилей категорий "B", "BE" (в том числе легкового такси);
  • машин категорий "C", "C1", "CE", "C1E" (грузового автомобиля);
  • автомобилей категорий "D", "D1", "DE", "D1E" (автобуса);
  • транспортного средства категории "Tb" (троллейбуса);
  • транспортного средства категории "Tm" (трамвая);
  • автомобиля, который перевозит опасный груз;
  • крупногабаритного или тяжеловесного транспортного средства, или водитель автомобиля , сопровождающий такое транспортное средство;
  • транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • автомобиля, который перевозит пассажиров и грузы в международном сообщении.

Кроме того, приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке распространяется на следующие должности:

  • диспетчер автомобильного и городского наземного электротранспорта;
  • контролер технического состояния автотранспортных средств;
  • контролер технического состояния трамваев и троллейбусов;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Помимо вышеперечисленного, приказ 287 Минтранса РФ с последними изменениями устанавливает, что водитель легкового автомобиля должен уметь:

  • безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;
  • соблюдать ПДД;
  • следить за своим эмоциональным состоянием;
  • проверять техническое состояние транспортного средства;
  • устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации автомобиля;
  • обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров автомобиля, их перевозку, а также прием, размещение и доставку багажа;
  • выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения;
  • использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
  • прогнозировать возникновение опасных ДТП и совершать действия по их предотвращению и прочее.

Важно: с 1 июня 2017 года иностранные граждане, независимо от их статуса, могут трудиться водителями, только если у них есть водительское удостоверение российского образца (ст. 1, ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ). Это правило не распространяется на граждан государств, где русский язык закреплен как официальный. Они по-прежнему могут управлять транспортными средствами на территории России с правами зарубежного образца (абз. 2 п. 13 ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Закон от 26 июля 2017 г. № 204-ФЗ). Прочитать об этом подробнее можно .

Требования к стажу установлены для водителя легкового такси. Он должен иметь водительский стаж не меньше трех лет. Требования к уровню профобразования и стажу для других водителей категорий "B", "BE" не установлены.

Требования к водителю грузового автомобиля

Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке содержит разъяснения о том, что водитель грузовика, помимо перечисленных выше требований, предъявляемых к водителям категорий "B", "BE", должен знать:

как устроен и на основе каких принципов работает грузовой автомобиль, в том числе с прицепом;

какие применяются правила и инструкции по охране труда при техосмотре грузового автомобиля и обращении с эксплуатационными материалами.

Требования к водителю автобуса

К водителю автобуса 287 приказом Минтранса предъявляются повышенные требования по сравнению с требованиями, которые действуют по отношению к водителям категорий "B", "BE". В частности, водитель автобуса должен знать:

  • как регулируются законодательством регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автобусами;
  • нормы об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Водитель автобуса должен уметь:

  1. проверять, в каком состоянии находится автобус;
  2. обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку багажа;
  3. использовать в работе различные типы тахографов.

Выясните, как вести учет рабочего времени водителей, в .

Квалификационные требования к водителю автобуса

Если водитель автобуса будет перевозить детей, то согласно приказу 287 Минтранса РФ ему потребуется стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних трех календарных лет. Кроме того, важно, чтобы водитель не подвергался в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления автомобилем либо административного ареста за совершение проступка в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для других водителей автобусов не предъявляются.

Требования к водителям троллейбуса

Водитель троллейбуса, кроме требований, предъявляемых к обладателям категорий "B", "BE",должен знать:

Водитель троллейбуса должен уметь:

  1. проверять техническое состояние троллейбуса;
  2. гарантировать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку;
  3. устранять неисправности троллейбуса, не требующие разборки узлов и агрегатов, возникшие в пути;
  4. заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации троллейбуса.

Требования к уровню профобразования и стажу (опыту) работы водителя троллейбуса не предъявляются.

Водитель трамвая

Приказ 287 от 28.09 2015 Минтранс РФ устанавливает, что водители трамвая дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий "B", "BE" должны знать:

  • какими нормативными актами регулируются регулярные перевозки пассажиров городским наземным электротранспортом;
  • какие применяются правила при технической эксплуатации электроустановок потребителей при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
  • правила безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
  • основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
  • основы теории движения трамвая и прочее.

Водитель трамвая должен уметь:

  1. проверять техническое состояние трамвая;
  2. устранять неполадки, не требующие разборки узлов и агрегатов, возникшие в пути, с помощью инструмента, который есть в наличии;
  3. обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку;
  4. заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации трамвая.

Требования к уровню профобразования и стажу (опыту) работы водителя трамвая не предъявляются.

О том, как действовать работодателю, если водителя лишили прав, читайте .

Требования к водителям иных транспортных средств

Если водитель на автомобиле перевозит опасные грузы, к нему приказом Минтранса от 28 09 2015 287предъявляются дополнительные требования. В зависимости от типа управляемой машины он должен знать:

Для водителей, которые перевозят опасные грузы, действуют специальные требования к стажу. Такой сотрудник должен проработать водителем транспортного средства соответствующей категории не меньше одного года. Кроме того, он не должен привлекаться в течение последнего года к административной ответственности с наказанием в виде лишения водительских прав или административного ареста за нарушение правил вождения.

К водителю, управляющему тяжеловесным или крупногабаритным транспортным средством или автомобилем, сопровождающим такое транспортное средство, приказом минтранса от 28 09 2015 287 предъявляются следующие требования к стажу (опыту) работы:

если сотрудник управляет тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, - требуется общий стаж (опыта) работы в качестве водителя не меньше пяти лет, из них не менее одного последнего года - в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории;

если сотрудник управляет автомобилем, сопровождающим тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство, - требуется стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, выполняющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не меньше одного года.

Таким образом, мы выяснили, какие требования к водителям предъявляет приказ Минтранса 287 от 28.09 15 г. Важно знать, какие навыки должен иметь водитель транспортного средства того или иного вида и когда предъявляются особые требования к его стажу работы.

2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

водитель транспортного средства категорий "В", "BE" (включая водителя легкового такси);

водитель транспортного средства категорий "С", "С1", "СЕ", "С1E" (далее - водитель грузового автомобиля);

водитель транспортного средства категорий "D", "D1", "DE", "D1E" (далее - водитель автобуса);

водитель транспортного средства категории "Тb" (далее - водитель троллейбуса);

водитель транспортного средства категории "Тm" (далее - водитель трамвая);

водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;

водитель, управляющий крупногабаритным и (или) тяжеловесным транспортным средством, или водитель автомобиля, сопровождающего такое транспортное средство;

водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;

диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

контролер технического состояния автотранспортных средств;

контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;

специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

4. К водителю транспортного средства категорий "В", "BE" предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

4.1. Водитель транспортного средства категорий "В", "BE" должен знать:

основы безопасного управления транспортными средствами;

цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

порядок вызова аварийных и спасательных служб;

основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями транспортных средств;

методики по оказанию первой помощи;

состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов;

назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории;

признаки неисправностей, возникающих в пути;

меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения;

влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;

правила и инструкции по охране труда при техническом осмотре транспортного средства соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами, правила эксплуатации транспортного средства;

принципы экономичного управления транспортным средством.

4.2. Водитель транспортного средства категорий "В", "BE" должен уметь:

безопасно и эффективно управлять транспортным средством соответствующей категории в различных условиях дорожного движения;

нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;

порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;

схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

требования завода - изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;

графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

основы экономики, организации труда и производства;

расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;

13.2. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:

организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;

принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);

инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;

обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;

принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;

заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;

рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;

выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;

составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;

координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;

принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;

проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;

обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;

осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;

организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

13.3. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"*(6) ;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

13.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

14. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

14.1. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать:

нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;

нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;

устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;

технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;

правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

14.2. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь:

контролировать техническое состояние автотранспортных средств.

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

23.00.00 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

15. К контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

15.1. Контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должен знать:

нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава городского наземного электрического транспорта;

нормативные акты в области безопасности дорожного движения и техники безопасности на городском наземном электрическом транспорте;

устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта;

технические требования, предъявляемые к транспортным средствам наземного электрического транспорта, возвратившимся с линии и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;

правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

15.2. Контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должен уметь:

контролировать и проверять техническое состояние транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

15.3. К контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.05 "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.05 "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания транспортных средств городского наземного электрического транспорта не менее одного года;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

16. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

16.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:

нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;

назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;

правила технической эксплуатации транспортных средств;

методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;

организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;

порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

16.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:

разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;

анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;

осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;

разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;

информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;

устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;

контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;

контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;

организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;

контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;

организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;

организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"*(7) , и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

16.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

17. К консультанту по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

17.1. Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом должен знать:

последствия, к которым могут привести аварии при перевозке опасных грузов, и основные причины аварий;

общие положения национального законодательства, международных конвенций и соглашений в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

классификацию опасных грузов (процедуру классификации растворов и смесей, структуру перечня веществ, классы опасных грузов и принципы их классификации, характер перевозимых опасных грузов, физические, химические и токсикологические свойства опасных грузов);

общие требования к упаковке, требования к цистернам и контейнерам-цистернам (типы, коды, маркировка, конструкция, первоначальные и периодические проверки и испытания);

маркировочные надписи и знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета (нанесение маркировки и знаков опасности на упаковки, размещение и снятие информационных табло и табличек оранжевого цвета);

документы, находящиеся на транспортном средстве (транспортные документы, письменные инструкции, свидетельство о допущении транспортного средства, свидетельство о подготовке водителя, копии любых документов об отступлениях, прочие документы),*(8) и порядок их оформления;

способ отправки и ограничения на отправку (перевозка полной загрузкой, перевозка навалом/насыпью, перевозка в контейнерах средней грузоподъемности для массовых грузов, контейнерные перевозки, перевозка во встроенных или съемных цистернах);

требования к перевозке пассажиров при перевозке различных опасных грузов;

требования по совместной погрузке различных классов опасных грузов и меры предосторожности, связанные с совместной погрузкой;

способы разделения грузов;

ограничения перевозимых количеств и изъятия в отношении количеств опасных грузов;

требования к обработке и укладке грузов (погрузка и разгрузка - коэффициенты наполнения - укладка и разделение);

требования к очистке и/или дегазации перед погрузкой и после разгрузки;

требования к экипажу транспортного средства и профессиональной компетентности;

требования, касающиеся наблюдения за транспортным средством (стоянка);

требования, касающиеся транспортного оборудования.

17.2. Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом должен уметь:

выполнять процедуры, обеспечивающие соблюдение требований в отношении идентификации перевозимых опасных грузов;

обеспечивать соответствие транспортных средств особым требованиям, обусловленным характером перевозимых опасных грузов;

проводить процедуры проверки оборудования, используемого для перевозки опасных грузов или для погрузочно-разгрузочных операций;

организовывать подготовку к перевозке опасных грузов работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, и вести учет данной подготовки;

в случае аварии или происшествия применять надлежащие срочные меры по устранению их последствий;

проводить служебное расследование обстоятельств серьезных аварий, происшествий или серьезных нарушений, отмеченных во время перевозки опасных грузов или в процессе погрузочно-разгрузочных операций, и при необходимости подготовку соответствующих отчетов;

принимать необходимые меры к недопущению аварий, дорожно-транспортных происшествий или нарушений иных требований, предъявляемых к перевозкам опасных грузов;

учитывать нормативные и особые требования, связанные с перевозкой опасных грузов, при выборе и использовании услуг субподрядчиков или третьих сторон;

проводить проверку работников, занимающихся перевозкой опасных грузов, их погрузкой или разгрузкой, на знание ими правил безопасности перевозок опасных грузов;

проводить инструктажи работников, связанных с перевозкой опасных грузов, их погрузкой и разгрузкой;

проверять наличие на транспортных средствах необходимых документов и оборудования для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов;

осуществлять проверку соблюдения требований, касающихся погрузочно-разгрузочных операций;

составлять план обеспечения безопасности перевозки опасных грузов;

составлять ежегодный отчет для органов управления юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам их деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов.

17.3. К консультанту по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203 "Об утверждении Порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2012 г., регистрационный N 25407) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 144 (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2014 г., регистрационный N 33137) (далее - приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203);

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена, за исключением специальностей, входящих в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203.

17.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, предъявляются требования к стажу работы в области организации перевозок и управлению автомобильным транспортом не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30 (ч. I), ст. 4590; N 30 (ч. I), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032, N 19, ст. 2319, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4029; N 48, ст. 6165; N 52 (ч. I), ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370; N 29 (ч. I), ст. 4359.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 161; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. I), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст.1935; N 26, ст. 3801, 3804, N 32, ст. 4832; N 38, ст. 5389; N 46, ст. 6526; N 47, ст. 6660; N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686; N 14, ст. 1630; N 19, ст. 2439; N 44, ст. 6029; N 49, ст. 6881; 2013, N 5, ст. 388; N 12, ст. 1322; N 26, ст. 3343, N 33, ст. 4386; N 38, ст. 4821; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286; N 18 (ч. IV), ст. 2177; N 30 (ч. II), ст. 4311, 4325; N 37, ст. 4974; N 42, ст. 5736; N 43, ст. 5901, 5926; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2394; N 17 (ч. IV), ст. 2571; N 20, ст. 2925.

*(3) Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения"; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2008, N 17, ст. 1882; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; 404, N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 52 (ч. II), ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487; N 44, ст. 6063; N 47, ст. 6557; 2015, N 1 (ч. II), ст. 223; N 15, ст. 2276; N 17 (ч. IV), ст. 2568; N 27, ст. 4083.

*(4) Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный N 34204) с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный N 37679).

*(5) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 1605-р "О подписании Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. II), ст. 5242).

*(6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461).

*(7) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).

*(8) Европейское соглашение "О международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 года). Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508.