Тест для определения психологического портрета. Как составить психологический портрет: полное руководство

Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.

Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.

Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.

Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. (См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)

Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.

Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).

Пример оценки личности

Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.

Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина

Краткие сведения об испытуемом : ж пол, возраст, образование — студент

Черты характера : По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.

Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.

Интеллектуальная сфера : По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией

Согласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.

В тоже время, открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.

Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.

Эмоционально-волевая сфера:

Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, “защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Коммуникативная сфера :

Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.

В результате, можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.

Пример Пятифакторного опросника личности:

Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.

Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите «Б» — если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

1 Я не тревожный человек. ПНС НС Б С ПС
2 Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. ПНС НС Б С ПС
3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. ПНС НС Б С ПС
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. ПНС НС Б С ПС
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. ПНС НС Б С ПС
6 Я часто чувствую, что я хуже других. ПНС НС Б С ПС
7 Мне легко рассмеяться. ПНС НС Б С ПС
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. ПНС НС Б С ПС
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. ПНС НС Б С ПС
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. ПНС НС Б С ПС
11 Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. ПНС НС Б С ПС
12 Я не считаю себя очень радостным человеком. ПНС НС Б С ПС
13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. ПНС НС Б С ПС
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. ПНС НС Б С ПС
15 Я не являюсь дисциплинированным человеком. ПНС НС Б С ПС
16 Я редко чувствую себя несчастным. ПНС НС Б С ПС
17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. ПНС НС Б С ПС
18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. ПНС НС Б С ПС
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. ПНС НС Б С ПС
20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. ПНС НС Б С ПС
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. ПНС НС Б С ПС
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит. ПНС НС Б С ПС
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. ПНС НС Б С ПС
24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. ПНС НС Б С ПС
25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. ПНС НС Б С ПС
26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. ПНС НС Б С ПС
27 Я обычно предпочитаю работать один. ПНС НС Б С ПС
28 Я очень люблю пробовать необычные блюда. ПНС НС Б С ПС
29 Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. ПНС НС Б С ПС
30 Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. ПНС НС Б С ПС
31 Я редко испытываю страх или тревогу. ПНС НС Б С ПС
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. ПНС НС Б С ПС
34 Большинство моих знакомых любит меня. ПНС НС Б С ПС
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей. ПНС НС Б С ПС
36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. ПНС НС Б С ПС
37 Я веселый, живой человек. ПНС НС Б С ПС
38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. ПНС НС Б С ПС
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. ПНС НС Б С ПС
40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. ПНС НС Б С ПС
41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. ПНС НС Б С ПС
42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. ПНС НС Б С ПС
43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. ПНС НС Б С ПС
44 В своих взглядах я практичен и холоден. ПНС НС Б С ПС
45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. ПНС НС Б С ПС
46 Я редко бываю грустным и подавленным. ПНС НС Б С ПС
47 У моей жизни быстрый темп. ПНС НС Б С ПС
48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. ПНС НС Б С ПС
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. ПНС НС Б С ПС
50 Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. ПНС НС Б С ПС
51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. ПНС НС Б С ПС
52 Я очень активный человек. ПНС НС Б С ПС
53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. ПНС НС Б С ПС
54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. ПНС НС Б С ПС
55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. ПНС НС Б С ПС
56 Мне часто бывало стыдно. ПНС НС Б С ПС
57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. ПНС НС Б С ПС
58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. ПНС НС Б С ПС
59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. ПНС НС Б С ПС
60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. ПНС НС Б С ПС

Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.

(три градации от низкой выраженности свойств к высокой)

Нейротизм

  1. Эмоциональная стабильность - выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
  2. Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
  3. Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.

Экстраверсия

  1. В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
  2. Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
  3. В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.

Открытость

  1. Открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
  2. Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
  3. Открытость по отношению к опыту - выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.

Дружелюбие

  1. Выраженность дружелюбия - ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
  2. Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
  3. Выраженность дружелюбия - выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.

Добросовестность

  1. Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
  2. Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
  3. Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.

Ключи к NEO FFI (60 вопр.)

  1. Нейротизм (Neuroticism) 1(-) 6 11 16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56
  2. Экстраверсия (Extraversion) 2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)
  3. Открытость опыту (Openness) 3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58
  4. Склонность к согласию (Agreeableness) 4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49(-) 54(-) 59(-)
  5. Добросовестность (Conscientiousness) 5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60

Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:

ПНС НС Б С ПС
+ 0 1 2 3 4
4 3 2 1 0

УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

НЕЙРОТИЗМ 19+\-7

ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6

СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8

Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.

Прикрепленные материалы


Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра Практической Психологии

Психологический портрет личности

Выполнила студентка 14-С-1

Хворостинская К.А.

Руководитель:

Введение……………………………………………………………….…………..3

Понятие о психологическом портрете личности………………………………………...……4

Из чего состоит психологический портрет личности человека…………………….….5

Составление психологического портрета……………………………………………………….…6

Список используемой литературы ………………………………………………………………….10

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

Из чего состоит психологический портрет личности человека

1. Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.

Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

2. Характер (акцентуация характера)

Характер (греч. - «чеканка», «отпечаток») есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

Составление психологического портрета

В качестве испытуемого буду выступать я сама.

Ксения, 18 лет. Имею среднее и в настоящий момент получаю высшее образование в СПбГАСУ по специальности строительство. Психологический портрет составлен на основе тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Я отличаюсь невысоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. Люблю ходить неспешным, размеренным шагом. Движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Мне свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения очень просты и естественны. Люблю, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, теребить волосы. Когда идет речь о делах, часто старательно подавляю свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорю я негромко, достаточно протяжно, за исключением острых моментов. Голос у меня высокий, на что часто обращают внимания другие люди, удивляясь такому «детскому» голосу.

В детстве занималась балетом, после пошла в художественную школу, совмещая с футболом, но после травмы временно завязала. В настоящее время продолжаю играть в футбол. Нравится выступать как в качестве зрителя, так и в качестве игрока.

Я не стремлюсь к уединению, достаточно спокойно чувствую себя в шумных компаниях. Достаточно скрытна – предпочитаю не высказывать открыто свои мысли и не показывать свои чувства. О друзьях отзываюсь с теплотой, хотя их круг сузился.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Характер близок к флегматику, хотя соотношения весьма консервативны

«Человек-флегматик может быть безошибочно выделен в толпе людей. Черты этого типа личности можно описать как серьезность и сдержанность. Он всегда старается избегать споров, ссор и скандалов. Поэтому в большинстве конфликтных ситуаций согласится со всеми доводами, лишь бы выйти из затруднительного положения. При этом он будет держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, согласия или не согласия.

Он не будет принимать опрометчивых и поспешных решений, так как ему свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность. Поэтому он «возьмет паузу» и тщательно обдумает то или иное действие. Флегматику не свойственны приступы ярости или агрессии, он всегда остается невозмутимым. Для этого ему не нужно делать над собой каких-либо усилий, так как эмоциональная уравновешенность у него от природы.

Если он и поссорился с кем-то, то склонен первым пойти на контакт и быстро наладить отношения с другой стороной, так как не любит в жизни перемен и расставаний. В незнакомой ситуации или в новом коллективе флегматику нужно много времени, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям.»

Положительные тенденции

Согласно пройденным тестам, я имею рациональный и практичный ум. Спокойна и сдержанна в большинстве случаев. Люблю размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни.

По словам друзей: Ксения – не мелочна, открытая и бесхитростная. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Правильная, устойчивая и стабильная. Она отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека самостоятельно мыслящего.

Она обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности. Она довольно самостоятельна в своих взглядах и желаниях.

В отношениях с окружающими у меня преобладает мотив сотрудничества, рационализм. При необходимости, с удовольствием оказываю помощь знакомым. Заботлива к ближайшему окружению, умею убедить в обоснованности своих действий и поступков.

Исходя из типа темперамента настойчива и упорна, редко выхожу из себя, не склона к аффектам, рассчитав свои силы, довожу дело до конца, ровна в отношениях, в меру общительна, не люблю попусту болтать.

Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

Для меня очень важно получать точные и исчерпывающие инструкции. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у меняможет легко возникнуть стрессовое состояние.

Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении, когда речь заходит об отношениях. Произвожу впечатление человека замкнутого.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

Г. Санкт-Петербург

Вы можете взять за основу пример любой психологической характеристики, найденной в интернете.

Источники:

  • Психологический портрет личности
  • написать психологу

Кажущаяся на первый взгляд простота проведения интервью ошибочна. Задавая вопросы , нужно cумеnm так разговорить собеседника, чтобы получить необходимую информацию, а не набор обтекаемых фраз. Интервью – это диалог, ведущий в котором тот, кто задает вопросы .

Вам понадобится

  • список вопросов, ручка, блокнот, диктофон, контакты собеседника

Инструкция

Прежде всего, важна вовлеченность репортера или интервью ера в тему. Если вам действительно расспросить людей или конкретного человека о его жизни или событии, которому он стал очевидцем, то ломать голову над списком вопросов не придется. Заранее старайтесь избегать вопросов-штампов в духе: «как вы стали актером? как вы пишете песни? что вы испытали, когда вышла ваша последняя книга?»

До начала интервью продумайте, как будет выглядеть. Постарайтесь найти как можно больше информации по теме. Составьте примерный список вопросов (около 10), определите их последовательность. Конечно, во время интервью вопросы могут меняться местами, отпадать, часто в ходе беседы рождаются новые вопросы . Держите в голове концепцию будущего материала, не уклоняйтесь от намеченного курса, иначе получится не цельное интервью , а набор бессвязных вопросов и ответов. Если собеседники не слышат друг друга, это неинтересно ни интервью еру, ни интервью ируемому, ни читателю.

Согласно книге Дэвида Рэндалла «Универсальный журналист », вопросы «с подковыркой» выдают либо неопытного интервью ера, либо репортера слишком озабоченного своей статьей. Задавайте классические, но действительно важные вопросы : что? где? когда произошло? как? почему? Получив на них ответы, вы поймете, что у вас в руках - ключевая информация.

Внимательно слушайте ответы. Так вы не собьетесь с курса и не позволите обмануть вас завуалированными фразами. Просите разъяснить их, часто за ними скрывается не совсем тот смысл, который вы истолковали по-своему. Фраза «не для печати» должна звучать как можно реже. Для этого заранее оговаривайте все детали беседы, а договорившись, не отступайтесь от своих слов.

Не бойтесь показаться дураком, спрашивая об очевидных для интервью ируемого вещах. Помните, что полученную вами информацию будут читать люди, которым это тоже интересно. Большинство источников, как правило, готовы рассказать гораздо больше, если видят заинтересованное в их теме лицо.

Полезный совет

Всегда фиксируйте имена, фамилии и должности интервьюируемых на бумаге, после чего попросите их проверить лично, а не на слух, то, что вы написали в блокноте. Не доверяйте подобные данные даже самой качественной звукозаписывающей технике.

Источники:

  • "Универсальный журналист", Д. Рэндалл, 1996

Рисование человека – один из сложных этапов в ходе занятий изобразительным искусством. И если повторить силуэт фигуры для многих начинающих художников не составляет труда, то передать выражение лица с первого раза под силу далеко не каждому.

Вам понадобится

  • - лист бумаги;
  • - карандаш;
  • - ластик.

Инструкция

На приготовленном листе бумаги нанесите разметку, которая поможет вам сориентироваться в пространстве. Отметьте расположение головы, направление взгляда, другие наиболее значимые в вашем случае аспекты.

Если рисуете в анфас, то мысленно разделить лицо на две части: верхнюю и нижнюю, проведите тонкую линию. На этом уровне будут располагаться глаза. Взяли профиль – изобразите условную вертикальную линию, обозначающую местонахождение уха и отделяющую волосяную часть головы от лица.

Наметьте местонахождение носа, бровей, подбородка, глаз. Не вдавайтесь в подробности, просто обозначьте места, на которых они будут располагаться.

Легкими движениями нарисуйте волосы, уделите внимание значимым деталям, направлению роста волос, расположению теней.

Перейдите к глазам. Умение в точности передавать взгляд – настоящее искусство, немногие маститые художники могут похвастаться им. Линия разреза должна получиться правильной, поэтому пристально всмотритесь в лицо натурщика (или фотографию). Если рисуете крупным планом, не упустите из виду веки, мелкие мимические морщинки. Не стоит забывать про зрачки, за счет которых можно «отрегулировать» направление взгляда.

Брови рисуйте по росту волосков – от переносицы к ушным раковинам. Не уподобляйте их колбаскам, делайте более естественными.

Перед изображением носа отметьте его кончик. Удлинить или укоротить этот элемент на готовом рисунке окажется гораздо сложнее, поэтому лучше сразу приблизить размеры к реальным. Некоторые художники нос не прорисовывают в мельчайших деталях, а используют для передачи его формы тени. Этот прием позволит избежать неправильного расставления акцентов.

В компании друзей такой мужчина часто весел и общителен, однако дома он превращается в молчаливого, серьезного и вечно недовольного начальника. Он просто не может вести себя в семье на равных. Жена для него – это бессловесная рабыня, которая должна хорошо уметь выполнять его указания. Эти частные проявления деспотизма делают членов семьи этого человека унылыми и подавленными.


Такие мужчины любят ходить вместе со своими женами по магазинам, ведь любая вещь должна быть куплена под его неусыпным контролем.


Жена такого человека – это существо безвольное, она утомлена и подавлена. Детям с таким отцом тоже приходится несладко. Он всегда делает им замечания: «не бегай», «не балуйся», «нельзя», «обойдешься». Этот тип домашнего тирана считает, что потомство должно воспитываться в строгости и без излишеств. В семье такого тирана имеет место физическое насилие.



Портрет №2: Самовлюбленный

Такой тиран никого бить не станет. Самовлюбленному деспоту это просто не нужно – он выше этой бытовухи. Этот мужчина просто зациклен на собственной персоне. Он, как правило, привлекателен и умен.


Он искренне полагает, что его интересы просто недосягаемы для понимания простыми сметными, т.е. жене и детям. Эти мужчины выстраивают свои отношения в семье так, что окружающие начинают им действительно подчиняться. Самовлюбленный тиран возводит вокруг себя стену, посторонним вход в его мир строго воспрещен.Этот человек не будет опускаться до примитивных скандалов, он просто выкажет свое презрение и станет вести себя отстраненно и независимо.


Самовлюбленные тираны обожают хворать. Они постоянно прислушиваются к себе, к своему здоровью. Такой мужчина может часами рассказывать о своих болезнях, однако их очень раздражает, когда кто-то из домочадцев вдруг действительно заболевает. Это вызывает у него дискомфорт и раздражение. В его семье никто не должен болеть, особенно жена.




Такие семейные тираны бесполезны в быту. Они не опускаются до того, чтобы выполнять работу по дому. Они предпочитают не обращать внимания на перегоревшие лампочки или протекающий кран.


К своим детям такие мужчины относятся прохладно. Дети у них, как правило, очень тихие и послушные. Жена должна воспитывать их потомство так, чтобы они не докучали папе и не отвлекали его от самолюбования.


В сексе такой тиран заботится только о своем удовольствии. Его не заботят чувства супруги. Он старается только для себя любимого.



Портрет №3: Покорный раб

Самый непредсказуемый тип тирана. В этом психологическом типе одновременно уживается влюбленный раб и жестокий деспот.


Он полностью сосредоточен на желаниях своей супруги. Для него цель жизни – удовлетворить все ее потребности. Правда, только те желания, которые на его взгляд считаются действительно важными.


Супруга покорного раба никогда не будет самостоятельной. Она полностью окружена его вниманием, у нее попросту нет свободы выбора.


Такие мужчины страдают частой сменой настроения. Они склонны к затяжным периодам депрессии. Они часто угрожают даже свести счеты с жизнью, правда почти никогда не претворяют эти угрозы в жизнь.


О его любви к своей жене будут знать все окружающие. Дети в такой семье станут главным инструментом психологического воздействия. Папа всегда будет напоминать своим чадам, как он любит их маму, и будет стараться в их глазах создать образ идеального родителя. Такого рода тирания крайне пагубно сказывается на психическом и эмоциональном здоровье родных и близких этого человека.


Это самый страшный вид семейной тирании. Такой мужчина крайне непредсказуем, он способен превратить свою женщину в вечно кающееся и виноватое существо, буквально терроризировать ее своим непрерывным психологическим давлением.

Видео по теме

Источники:

  • Расчет психологического портрета по методу А Хшановской

Инструкция

Основными критериями, по которым можно составить психологический портрет , являются:

1. характер (закрепляет устойчивые особенности человека, которые определяют его поведение в разных ситуациях);

2. темперамент;

3. самооценка;

4. интеллект;

5. уровень эмоциональности.

Психологи выделяют разное количество характера. Например, К. Леонгард выделяет характеры демонстративный, застревающий, педантичный и возбудимый. Главные черты демонстративной личности - совершение поступков под влиянием эмоций, умение вживаться с придуманные (иногда самостоятельно) . Педантичные люди, не подвержены влиянию эмоций, скрупулезны, не умеют "играть", трудно принимают решения. "Застревающие" люди - это те, кому наиболее трудно дается обработка собственных эмоций и переживаний. Они трудно как успехи, так и , постоянно прокручивают их в своей памяти (включая даже надуманные успехи и обиды). Они в принципе живут переживаемыми внутри себя событиями больше, нежели реальными. Люди с возбудимым похожи с демонстративным, однако они более конфликтны, не умеют использовать обстоятельства в своих целях и играть роли. Это как бы просто очень невротичные люди, утомленные, раздражительные.

С темпераментом все достаточно просто, он характеризует подвижность человеческого поведения, скорость принятия решений. По темпераменту люди делятся на 4 типа: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Сангвиник и флегматик обладают сильной нервной системой, однако флегматик инертен и нерешителен, а сангвиник достаточно возбудим. Нервная система холерика крайне неуравновешенна, хотя ее нельзя назвать слабой. Холерик не умеет вовремя "нажать педаль тормоза", он должен быть всегда, постоянно чем-то занят. Меланхолик обладает слабой нервной системой, мнителен, чувствителен, склонен к глубоким внутренним переживаниям, которые истощают его нервную систему еще больше.

Самооценка может быть нормальной, заниженной или завышенной. Она очень подвержена изменениям, например, вследствие наступления определенного возраста. Большинство страдают от заниженной самооценки, но это в основном проходит, когда они становятся взрослыми, добиваются каких-то значимых успехов, что позволяет им смотреть на себя по-другому и меньше зависеть от чужого мнения.

Интеллект позволяет человеку оценивать ситуацию, выделять существенное и несущественное, принимать решения и корректировать свое поведение. Благодаря интеллекту человек может функционировать более или менее эффективно. Уровень интеллекта зависит от возраста, образования, круга общения человека и т.д.

Эмоции возникают помимо воли человека, задача любого - уметь управлять ими, что необходимо как для поведения в обществе, так и для физического здоровья. Замечено, что более здоровые люди отличаются умением контролировать свои эмоции. Однако необходимо помнить, что управлять эмоциями, контролировать их вовсе не означает скрывать их, загонять внутрь: часто они становятся еще более острыми от таких действий. Уровень эмоциональности человека зависит от умения правильно управлять эмоциями.

Даже если нам кажется, что мы составили четкий психологический портрет того или иного человека, это не , что мы можем стопроцентно полагаться на него. Во-первых, каждый человек все же уникален. Во-вторых, человек меняется с возрастом, под воздействием различных жизненных обстоятельств.