Типовой договор по 223 фз на услуги. Метод сопоставимых рыночных цен

Организации, подпадающей под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), необходимо заключить договор на техническое обслуживание и ремонт принадлежащих ей автомобилей. В соответствии с Законом № 223-ФЗ требуется определить начальную (максимальную) цену договора, но из-за специфики планируемого к заключению договора на этапе проведения процедуры отбора контрагента рассчитать цену договора не представляется возможным.

Как быть в данной ситуации? Может ли организация установить начальную (максимальную) цену контракта по своему усмотрению? Следует ли обосновывать ее размер? Может ли установленная организацией цена контракта меняться в ходе его исполнения?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу. Заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену контракта по своему усмотрению и не обязан обосновывать ее размер, если только такая обязанность не предусмотрена утвержденным им положением о закупке.

Формирование и расчет начальной (максимальной) цены договора при проведении закупок

Цена контракта может изменяться в ходе его исполнения, необходимо только размещать информацию об этом на официальном сайте.

Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 этого Закона.

Заказчики при закупке обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми ими самостоятельно (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Положение о закупке должно содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом извещение о закупке и документация о закупке, в силу п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 той же статьи, должны содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Отсюда, безусловно, следует, что заказчик обязан установить начальную (максимальную) цену договора, заключаемого по результатам закупки. Вместе с тем требования об обосновании цены нормы Закона № 223-ФЗ не содержат.

Безусловно, согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ документация о закупке должна также включать порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Однако следует обратить внимание, что речь идет о порядке формирования именно цены контракта, но не его начальной (максимальной) цены, то есть, по нашему мнению, порядок формирования цены обязателен для участников закупки при подготовке им ценовых предложений в заявках на участие в закупке и (или) в ходе проведения процедур закупки. Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта эта норма не означает.

Таким образом, в силу закона заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену по своему усмотрению, но не обязан как-либо обосновывать ее размер, если иное не предусмотрено утвержденным им положением о закупке.

Изменение цены после заключения договора в соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Пари этом в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Из этого следует, что Закон № 223-ФЗ не исключает изменения цены в процессе исполнения договора, никак не ограничивая такую возможность и не регламентируя порядок такого изменения. Единственное требование — размещение информации о разъяснениях на официальном сайте.

При этом в отношении договора купли-продажи п. 3 ст. 485 ГК РФ устанавливает: если такой договор предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. Иными словами, закон прямо предусматривает, что в договоре купли-продажи может быть предусмотрен механизм изменения установленной им цены товара при изменении показателей, обусловливающих эту цену.

Следовательно, договор, заключаемый в соответствии с Законом № 223-ФЗ, также может содержать условие о цене в определенной сумме и одновременно — условие о ее пересмотре при изменении обусловливающих ее показателей и способ такого пересмотра.

Отсюда можно сделать вывод, что заказчик обязан в извещении и документации о закупке указать начальную (максимальную) цену договора (лота) в определенной денежной сумме, контракт же заключается по цене, предложенной участником закупки — победителем соответствующей процедуры, которая может быть снижена либо увеличена, в том числе в порядке, заранее установленном условиями договора.

Татьяна Чашина и Аркадий Серков,

эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта

Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета.

Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.

Как формируется НМЦК

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.

Методики обоснования НМЦК

Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Метод сопоставимых рыночных цен

НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:

  • отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
  • получить информацию из общедоступных источников.

Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.

Используемая формула:

  • v – объем товара;
  • n – число значений в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi– цена товара с номером i.

Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.

На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:

Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.

Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.

Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:

Нормативный метод

Методика применяется в случаях, определенных законодательством (ст.19 ФЗ №44). Законодатель подразумевает использование предельных цен на товар, работу, услугу. В качестве источника информации применяется государственный реестр предельных отпускных цен.

  • v – объем товара;
  • цпред – предельная цена единицы товара.

Расчет НМЦК по 44-ФЗ в Excel:

Эта методика может использоваться совместно с методом сопоставимых рыночных цен.

Тарифный метод

Используется, когда цены на товары регламентируются на государственном или местном уровне. Источник информации – сведения о тарифах, размещенные на официальный сайтах или в печатных изданиях государственных организаций.

Пример расчета в Excel:

В области строительства применяется проектно-сметный метод. НМЦК формируется на основе проектно-сметной документации, составленной согласно требованиям законодательства.

Когда применить ту или иную методику невозможно, используется затратный метод. Подсчитываются все затраты. Результат сравнивается с показателем прибыли, характерным для данной сферы.

Конкурентные закупки по 223-ФЗ - это закупочные процедуры, за право победить в которых борются ряд поставщиков. Как провести конкурентную закупку по нормам 223-ФЗ в 2018 году, расскажем в статье.

Что изменилось с 01.07.2018

В 2018 году частично вступил в силу 505-ФЗ от 31.12.2017, а частично изменил правила проведения закупок только с 01.07.2018.

Согласно нововведенным нормативам, конкурентным считается заказ, если он проводится с одновременным соблюдением определенных требований:

  • сведения о закупке, документация и приложения к ней размещаются в открытой части единой информационной системы либо отправляются минимум двум потенциальным поставщикам вместе с приглашением к участию в процессе (закрытые процедуры);
  • заказчик должен гарантировать честную и конкурентную борьбу участникам тендера;
  • в описании предмета заказа надлежит отмечать только технические и качественные характеристики товаров, работ или услуг;
  • в требованиях не должно содержаться условие о наличии конкретных товарных знаков и торговых марок в том случае, если указание таковых ограничивает число потенциальных участников торгов.

На основании обновленного законодательства конкурентные закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением тех случаев, которые заказчик утвердит в положении о закупке. Запросы, объявляемые только для субъектов малого и среднего предпринимательства, будут проводиться исключительно в электронной форме.

Процедуры осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик может воспользоваться и иными способами, соответствующими нормам 223-ФЗ (например, переговоры).

Правила проведения по 223-ФЗ

Порядок проведения регулируется статьями 3.2-3.5 обновленного 223-ФЗ. Действуют следующие общие правила:

  1. Организация-заказчик имеет право отменить проведение конкурентной закупки до момента окончания срока подачи заявок, при этом решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
  2. Заказчик формирует документацию о заказе и размещает ее в ЕИС совместно с извещением о заказе (п. 9 ст. 3.2). Участники, в свою очередь, направляют свои заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
  3. Сроки размещения извещения составляют:
  4. для конкурса и аукциона — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок;
  5. для запроса котировок — не менее чем за 5 рабочих дней;
  6. для запроса предложений — не менее чем за 7 рабочих дней.
  7. При проведении конкурентных процедур заказчик в обязательном порядке заключает договор с победителем.

    Начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ

    В остальных случаях он может не подписывать договор с победителем без объяснения причин. Заказчик также вправе не предоставлять обоснование закупки и начальной минимальной цены контракта. Срок заключения договора — не менее 10, но не более 20 дней с момента размещения итогового протокола.

Конкурентные процедуры в электронной форме, осуществляемые в соответствии с 223-ФЗ, проводятся по регламенту, утвержденному ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процесса в ЭФ должны пройти обязательную аккредитацию на электронной площадке (ч. 3 ст. 3.3). Участник, подавший запрос на участие в заказе, имеет право отозвать либо внести изменения в свою заявку до момента окончания срока подачи заявок (ч. 11 ст. 3.3 223-ФЗ).

Особенности закупки у МСП

Если заказчик планирует проводить конкурентную закупку с субъектами МСП, то такой тендер должен проводиться исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ). Для таких процедур организатор запроса размещает в ЕИС извещение в следующие сроки:

  • для конкурса и аукциона в электронной форме: если НМЦД превышает 30 млн руб., то не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок; если же цена договора ниже 30 млн руб., то не менее чем за 7 дней;
  • для запроса котировок в электронной форме — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • для запроса предложений — не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения процедуры (НМЦД не превышает 15 млн руб.).

Процесс проведения конкурентной закупки с участниками — субъектами МСП в электронной форме осуществляется на электронной площадке (ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ). В результате проведения заключается договор на основании проекта договора и требований закупочной документации (ч. 29 ст. 3.4).

Если есть гостайна

Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся закрытые конкурентные процедуры (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.

Закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами. Же где можно взять образец? Протокол закупочной комиссии по 223 фз образец протокол обоснования закупки у еп закон 223 фз. Задайте вопрос, например как разместить в еис план закупок по 223фз? Законодательство, регламентирующее размещение государственного заказа в россии, предусматривает возможности закупок у единственного поставщика.

Где обосновать правомерность проведения отдельных закупок у единственного поставщика на крупные суммы, превышающие установленный в. По обоснованию и применению иных методов определения начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы. По отношению к плану закупки, к протоколам и сведениям о договоре после подписания протокола.

Наличия обоснования закупки у единственного. Утверждаю рг лоиро ковальчук августа 2016 г протокол 13 закупки у единственного поставщика 09. После публикации заказчиком протокола о закупке у единственного источника на. Скажите пожалуйста, а протоколы же мы не публикуем, когда закупка у единственного поставщика?

Обоснование нмцк по 223 фз

Осуществляется дополнительная закупка маленького объема у того же поставщика ввиду необходимости обеспечения сопоставимости с ранее закупленными продуктами (работами, услугами) и т. но время от времени закупки по 223фз у единственного поставщика должны быть обусловлены, а о согласии. В этом случае спецы по закупкам могут сходу делать и другие функции, а также числиться в разных. методов закупки, при закупке у единственного поставщика?

Документация о закупке по 223-фз должна содержать обоснование

Обосновании цены и каких-или требований к ее формированию ни приведенные выше, ни какие-или другие нормы закона n 223-фз не.Приведем пошаговую аннотацию по проведению закупки у единственного поставщика по 223-фз, а.Закупки у единственного поставщика по 223-фз. должен ли заказчик включать в документацию о закупке обоснование исходной (наибольшей) цены контракта по 223-фз.Представленный справочный материал о порядке обоснования нмцд поможет заказчику. истинное уведомление о проведении закупки у единственного поставщика не является уведомлением о проведении.

Часто возникающие вопросы по 223 тема будет расформирована —

нужно ли проводить закупку (конкурс, запрос цен) для вступления в сро? Подскажите, пожалуйста, мы экономное учреждение, закупки по 223-фз в.Какое кол-во должно быть коммерческих предложений для обоснования цены контракта до 100 т. Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости определенного оператора связи. Оценка сделки по обозначенным категориям как раз и приводится в обосновании необходимости приобрести рту у единственного поставщика. В принципе, обоснование цены можно выполнить различными методами, более всераспространенный — сопостовление рыночных цен.В том числе уведомление, документацию и протоколы закупки, что существенно упрощает жизнь заказчикам.

Здравствуйте. Мы является МУПом и с 01.01.2017г. переходим на 44-ФЗ. Сейчас заключает договора на следующий год по 223-ФЗ., указываем сумму договора, а вот конкретный товар и его цену не знаем, правильно ли будет в договоре прописать: "Наименование, ассортимент, количество и цена товара согласовываются сторонами и указываются в счетах (накладных), являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложениями)"? Или обязательно нужна спецификация? Спасибо.

Ответы юристов (1)

Полагаю, что данная закупка будет противоречить 223-фз и законодательству о защите конкуренции.

Согласно ст.3 223-ФЗ 1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Закупка проводится в отношении конкретного товара. поэтому заключение такого договора недопустимо.

Ищете ответ?


Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нюансы заключения договора по 223-ФЗ


В рамках корпоративного заказа договоры заключаются в соответствии с законом 223-ФЗ, Гражданским кодексом и Положением о закупке, разработанным заказчиком. О некоторых нюансах этого процесса речь пойдет в сегодняшней статье.

Работа по рамочным договорам

Закон 223-ФЗ является рамочным - он не устанавливает четких требований к процедуре закупки и договору в отличие от 44-ФЗ. Договоры и соглашения, заключенные в рамках корпоративного заказа, зачастую также носят рамочный характер, то есть не содержат точных параметров сделки. Это договоры с открытыми условиями, без указания показателей объема и цены поставляемой продукции (работ, услуг), стоимости единицы товара и прочих подробностей. Формально такой документ не считается договором, поскольку не содержит существенных условий сделки.

Как правило, рамочные соглашения по окончании своего действия считаются продленными на следующий срок (безусловно или при выполнении каких-либо условий). Работа по ним может вестись на протяжении нескольких лет. До сих пор некоторые заказчики производят закупки в рамках соглашений, которых достигли еще до введения закона 223-ФЗ. При этом не требуется вносить изменения в старые или заключать новые соглашения.

Если рамочные соглашения договорами не признаются, то как происходит закупка? Каждый раз, когда заказчик желает закупиться, он направляет поставщику заявку с указанием нужных товаров, цены и объема, а поставщик эту заявку удовлетворяет. Так вот, каждая такая поставка будет считаться отдельной, самостоятельной закупкой и иметь силу договора. Однако перед составлением заявки придется сверяться с собственным Положением о закупке, чтобы удостовериться, что способ выбран верно. Альтернативный вариант - перепровести закупку и перезаключить договор, включив в него существенные условия сделки.

Существенные условия

Именно такие условия делают договор юридически значимым. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к таковым относятся условия, перечисленные в законах и иных нормативных актах для договоров данного типа. Кроме того, существенными являются те условия, достигнуть соглашения по которым считает нужным одна из сторон договора. Это означает, что любое условие, названное в договоре существенным, будет являться таковым.

Что касается мнения контролирующих органов в сфере закупок, то они склонны считать существенными любые условия, которые стороны включили в договор. Логика тут простая: если бы стороны не посчитали нужным прийти к соглашению относительно этого условия, то они бы включать его в текст не стали. А значит, это условие существенное.

По 223-ФЗ можно заключать только возмездные договоры


Наряду с возмездными договорами, Гражданским кодексом предусмотрено заключение и безвозмездных. Однако в рамках закона 223-ФЗ можно заключать только возмездные соглашения. Любой документ, который предусматривает безвозмездную передачу или обмен, не будет признан договором в рамках закупочной деятельности. Например, договор дарения, бартера или мены. Правило простое: раз нет расходования денежных средств, значит, процедура не может быть признана закупкой.

Специалисты не рекомендуют злоупотреблять бартерными сделкам заказчикам, которые должны закупаться по 223-ФЗ. Такое право у них есть, но стоит понимать, что каждый раз, когда оно реализуется, организация приковывает к себе пристальное внимание контролирующих органов. Также возникнут вопросы и к контрагентам, с которыми осуществляется бартер. Заказчика могут обвинить в том, что он нарушает антимонопольное законодательство, уходя от проведения торгов. А это может повлечь очень неприятные последствия.

Нюансы порядка заключения договора


Порядок заключения договора и его исполнения должен быть отражен в Положении о закупке. Заказчик не может осуществлять действия, которые не предусмотрены этим документом.

Целесообразно расписать порядок заключения договора как можно более подробно, включая действия каждой из сторон. Иначе у поставщика, выигравшего закупку, может появиться возможность безнаказанно уклониться от подписания договора. Специалисты рекомендуют прописывать в Положении права и обязанности сторон, возникающие в процессе заключения договора. Важно предусмотреть состав комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, а также правила и сроки направления. Эти параметры заказчик устанавливает сам. В плане способа доставки документов наиболее надежными традиционно считаются личное вручение или отправка почтой с уведомлением. Закачку важно удостовериться, что направленные им документы приняты уполномоченным лицом поставщика - только так он может подтвердить, что в полном объеме исполнил свои обязанности.

0 комментариев

Оставить комментарий Отменить ответ

Последние новости
  • Привлекать ли экспертов к приемке по госконтракту? 27.10.2017
  • Ежемесячный отчет о закупках по 223-ФЗ: основы и тонкости 26.10.2017
  • Минфин хочет изменить правила составления Единого каталога объектов закупки 25.10.2017
  • Как поставщику распознать нечестных конкурентов 25.10.2017
  • Заказчик, не представивший данные ФАС, признан правым 24.10.2017
  • Госконтракт: о существенных условиях и сроках заключения 20.10.2017
  • О казначейском сопровождении контрактов по 44-ФЗ 19.10.2017
  • Изменились условия типовых контрактов для СМП 18.10.2017
  • Самые популярные нарушения закона 223-ФЗ 16.10.2017
  • Как поставщику начать участие в аукционах по 44-ФЗ 13.10.2017
Метки

Назад: Контрактная служба заказчика по 44-ФЗ

Далее: Увеличена доля закупок по 223-ФЗ у малого бизнеса

Контакты

Звонок с любого телефона бесплатный

Перепечатка материалов возможна только с указанием активной ссылки на сайт!

Зачем нужен рамочный договор и как он заключается


Рамочный договор является относительно новой договорной формой и получил регламентацию в Гражданском кодексе РФ в 2015 году. До этого времени указанный договор фактически присутствовал в экономических правоотношениях и носил форму организационного соглашения, позволявшего определить основные черты и условия будущего полноценного контракта.

Положения ГК РФ содержат только общие требования к содержанию рамочного договора, оставляя сторонам право самостоятельно определять все необходимые условия и нормы в тексте документа. По стандартному правилу, к рамочному договору могут применяться конкретные нормы закона, регламентирующие правоотношения в конкретных видах сделок (поставка, аренда, подряд и т.д.).

Что это такое


Второе название указанного контракта – договор с открытыми условиями – определяет его суть и характер. Такой тип договора не позволяет определить конкретные условия правоотношения между сторонами и служит основой для установления общих обязательств, которые будут уточнены и дополнены путем заключения отдельных самостоятельных договоров.

Исходя из смысла статьи 429.1 ГК РФ , можно определить основные элементы содержания и формы договора с открытыми условиями:

  • Предмет договора – общие положения и условия будущей сделки (договора) и намерения сторон реализовать их путем заключения самостоятельных договоров;
  • Стороны договора – совпадают по субъектному составу с участниками планируемой сделки (например, покупатель и продавец);
  • Форма – простая письменная форма (даже если будущий договор требует государственной регистрации, на рамочный договор такое требование не распространяется).

По сути, рамочный договор заключается с целью установления намерений сторон совершить ряд обязательных действий в будущем, т.е. конкретизировать такое соглашение. Можно выделить следующие способы конкретизации положения рамочного договора:

  • Оформление отдельного договора или нескольких контрактов, направленных на реализацию положений рамочного соглашения и содержащих все существенные условия, необходимые для совершения сделки;
  • Подача заявок одной из сторон контракта;
  • Иные способы, определенные сторонами при подписании рамочного договора.

Для реализации указанных способов стороны могут предусмотреть определенные организационные мероприятия, выполнение которых приведет к заключению основного договора. Такие мероприятия могут быть обязательными как для одной, так и для обеих сторон соглашения.

Вне зависимости от условий рамочного договора, он вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами, если иной срок не предусмотрен в тексте документа.

По 223 ФЗ


Сфера применения рамочного договора по статье 429.1 ГК РФ не ограничена, однако отечественное право содержит ряд искусственных ограничений при формировании правил системы закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Подобные правила содержатся в Федеральном законе от 18.07.2011 года № 223-ФЗ.

Главными принципами системы закупок по 223-ФЗ (равно как и по 44-ФЗ) являются:

  • Обеспечение конкурентного доступа к закупке для всех субъектов предпринимательской деятельности, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений для участия в закупке;
  • Открытость и прозрачность всех форм закупочной деятельности;
  • Целевое расходование средств заказчика.

Эти принципы реализуются путем проведения конкретно определенных процедур, в которых могут принимать участие любые субъекты предпринимательской деятельности. Наличие у рамочного договора только общих открытых условий совершения будущих сделок не позволяет использовать его напрямую в рамках 223-ФЗ.

Тем не менее, не установлено законодательного запрета на использование рамочного соглашения при работе с 223-ФЗ. Это позволяет при определенных условиях применять его при оформлении долгосрочных отношений с поставщиками и исполнителями.

Таким образом, при наличии необходимости совершить несколько самостоятельных закупок товаров, работ и услуг, каждая из которых не будет превышать указанный лимит, заказчик может подписать рамочное соглашение с конкретным поставщиком. В дальнейшем, каждая конкретная закупка подлежит конкретизации в рамках отдельных закупок, в ходе которых сторонами могут изменяться существенные условия сделки:

  • Цена товаров, работ и услуг;
  • Количество закупаемых единиц;
  • Условия поставки или выполнения работ, а также иные положения.

Исполнение рамочного договора в рамках 223-ФЗ будет возможно путем заключения отдельных договоров или подачи заявок по определенному предмету закупки.

Факт заключения рамочного договора не требует размещения сведений о нем в Единой информационной системе, однако каждая закупка в исполнение его условий подчиняется общим правилам составления отчетов. Кроме того, контрольные органы в сфере закупок по настоящее время не сформировали единого мнения относительно правомерности использования рамочного договора в системе закупок по 223-ФЗ.

По 44 ФЗ


В отличие от 223-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ практически не дает возможности заказчику обойти требование о проведении конкурентной закупки . Даже в случае закупки у единственного поставщика возникает необходимость определить начальную (минимальную) цену контракта, собрать коммерческие ценовые предложения, а по итогам закупки провести отчет.

В таких условиях заключение рамочного договора окажется не только неэффективно, но и нереализуемо на практике. При наличии подписанного договора с открытыми условиями заказчик все равно будет обязан собрать ценовые предложения у поставщиков и провести их сравнительный анализ. Стороны по рамочному договору не смогут гарантировать, что свободный рынок не предоставит меньших ценовых предложений, что повлечет бессмысленность условий контракта.

Условия, как составить и образец


Пример первой страницы рамочного договора

Рамочное соглашение составляется в простой письменной форме, вне зависимости от его условий, предмета и срока действия. Даже если последующий основной договор будет требовать государственной регистрации сделки, на рамочный контракт это положение не распространяется.

Образец рамочного договора вы можете найти на нашем сайте, он содержит основной перечень условий, которые могут согласовать стороны.

В силу статьи 429.1 ГК РФ, в тексте договора с открытыми условиями могут содержаться следующие сведения:

  • Определение предмета договора, который зависит от характера предстоящей сделки;
  • Установление общих условий общеобязательственных взаимоотношений сторон;
  • Определение организационных мероприятий, которые должны выполнить стороны для реализации согласованных намерений;
  • Порядок и сроки заключения будущего контракта или правила подачи заявок.

Перечень существенных условий рамочного соглашения законодательством не определен, поэтому стороны вправе самостоятельно регулировать состав обязательств и взаимных требований.

Рамочный договор может носить двусторонний или многосторонний характер, в зависимости от условий предстоящей основной сделки.

Срок договора


Ограничений по сроку законодательство не содержит, этот вопрос стороны могут урегулировать по своему усмотрению. Как правило, срок рамочного соглашения устанавливается с учетом времени, которое необходимо сторонам для реализации всех организационных мероприятий.

По истечении срока действия договора он может быть продлен по соглашению сторон. Если участники соглашения не определили в контракте срок его действия, будут применяться общие правила для установления сроков, предусмотренные гражданским законодательством.

Так как положение о рамочных договорах относительно недавно было внесено в ГК РФ, судебная практика высших судов по спорам о сроке и условиях таких соглашений практически отсутствует.

Каждый бланк мы снабжаем примерами по его заполнению и правилами оформления. Информация на сайте постоянно пополняется и если вы не нашли нужный бланк, он обязательно появится в будущем.

Рамочный договор и 223-ФЗ


Рамочные договоры были повсеместно распространены до вступления в силу ФЗ-223 от 18.07.2011 г. Но даже после принятия этого закона, заключение и пролонгация подобного вида контрактов весьма распространены.

Разберемся, что же именно подразумевается под понятием рамочный договор по 223-ФЗ. В законодательстве РФ нет четкого определения, поэтому сформулируем общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

предусматриваются открытые условия;

не указывается точные показатели цены и объема;

отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если кратко, то рамочный — это договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Согласно ГК РФ - условия договора, заключенного до принятия нового закона, сохраняют свою силу, если в тексте закона не предусмотрено обратного. Поэтому все те контракты, которые были заключенные до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают действовать.

Подготовка заявки на участие в коммерческом тендере

от 1 рабочего дня, с оплатой только за результат

Существенные условия рамочных договоров

Как уже говорилось выше, рамочный договор не предусматривает конкретных показателей при заключении. Согласно ст. 432 ГК РФ, стороны должны определить его существенные условия.

Можно выделить 3 основных типа заключаемых Договоров:

Его суть состоит в том, что заказчик дает задание подрядчику выполнить определенную работу, подрядчик обязан ее сделать и передать заказчику, а тот в свою очередь должен принять результат и оплатить его.

— сам предмет договора;

— сроки начала и окончания выполнения работ;

— состав выполняемых работ.

По не поставщик обязуется предоставить товар, а заказчик принять и оплатить его.

— так же предмет договора;

— количество поставляемого товара.

Он подразумевает оказание определенных услуг поставщиком по заданию заказчика, по факту выполнения которых он должен произвести оплату исполнителю.

— описание вида услуг и действиях, которые обязуется выполнить поставщик.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Стоимость закупок


Суть в том, что основываясь на ГК РФ контракты не считаются заключенными, если в них не указана цена товара и его количество. Но они действуют, если в тексте предусмотрено и отражено условие, что цена товара и его количество определятся индивидуально каждый раз при оформлении заявки заказчиком.

Тогда получается, что именно эта заявка носит договорной характер, если в ней отражены существенные условия.

Получается, что в пределах рамочного договора с каждой отдельной поставкой осуществляется закупка по 223-ФЗ. Есть небольшой нюанс, касающийся стоимости закупки — если она превышает 100 000 (500 000) руб., то по каждой такой поставке необходимо сделать запись в плане закупок и разместить на официальном сайте извещение, проект контракта, документацию и другую необходимую информацию.

Статью Гражданского кодекса, а также другие полезные материалы, касающиеся рамочного договора вы можете прочитать на сайте КонсультантПлюс.

Для избежания осложнений в проведении закупки, лучше сразу в тексте контракта указывать объем необходимого товара, т.к. если поставка в итоге превысит сумму 100 (500) тыс. руб., то придется изменять схему работы по рамочному договору.

Статьи по теме:

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Вопрос специалистам РусТендера

Задайте вопрос и получите ответ любым удобным для вас способом

Спасибо, мы получили Ваш вопрос и свяжемся в ближайшее время (в рабочие часы)

Оставьте заявку на бесплатную консультацию или расчет стоимости

Спасибо за обращение

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Оставьте запрос на подготовку заявки на любой тендер

Закон № 223-ФЗ и «Рамочные договоры»


Что же такое «Рамочные договоры», и действуют ли Договоры, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сейчас?

На сегодняшний день существует несколько проблемных вопросов, связанных с рамочными договорами:

  1. Отсутствие однозначного определения рамочных договоров с точки зрения законодательства.
  2. Спорность, противоречие принципам 223-ФЗ пролонгации существовавших ранее рамочных договоров.

Поскольку законодательно понятие «рамочный договор» не закреплено, каждый заказчик понимает под ним что-то свое.

На практике рамочные договоры можно поделить на следующие виды:.

Законодательство не содержит определения что такое «Рамочные договоры», но из самого названия понятно, что это договор, в котором не все до конца определено.

Договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 223-ФЗ.

п. 4 ст. 1 ГК РФ. Действие закона на отношения возникшие до его вступления в силу распространяются только в случаях прямо предусмотренных.

п. 2 ст. 422 ГК РФ. Условия заключенного договора сохраняют силу, за исключением случаев, когда в законе прямо предусмотрено, что он применяется к отношениям возникшим до его вступления.

Из гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если появляется новое законодательство, то оно действует на старый договор, только в тех случаях, когда это прописано в этом новом законе, что он регламентирует отношения возникшие до него. В Законе № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., нигде не написано, что он регламентирует отношения связанные с ним.

Таким образом, формально, все виды договоров, в том числе рамочные, в том числе предусматривающие пролонгацию условную/безусловную, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ или включения Заказчика в сферу регулирования 223-ФЗ, продолжают действовать.

На практике, очень многие Заказчики этим пользуются, даже если у них на самом деле имеются договоры с пролонгацией на всю оставшуюся жизнь, например на поставку бумаги, канцелярии, техники и т.д., но они даже каким-то волшебным образом предугадали и заключили договор с пролонгацией несколько лет тому назад, в котором имеется весь список товаров, работ и услуг, которые необходимо закупать в электронной форме (Постановление Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 г. «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»), и соответственно электронная форма им не нужна.

С точки зрения ГК РФ, никаких нарушений здесь нет, и эти договоры могут действовать, пока одна из сторон не захочет прекратить свои обязательства по договору.

Но с другой стороны, нужно понимать определенное противоречие принципам закона.

Каким образом такой Заказчик сможет объяснить, почему он не хочет проводить конкурентные процедуры? Почему не хочет экономить деньги компании? Почему не хочет повысить прибыльность?

Прокуратура ведет активную работу по устранению нарушений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Внимательно следит за тем, чтобы договоры заключались в рамках действующего законодательства.

Допустим, если Заказчик заключил договор (либо пролонгировал) на поставку щепы топливной с единственным поставщиком и обосновал эту закупку, например, так, что поставщик является единственным поставщиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.

При проверке может быть доказано, что указанный договор заключен с нарушением требований действующего законодательства, а именно без проведения в сети «Интернет» открытого способа закупки. Данный договор может быть признан недействительным и запрещен к дальнейшему исполнению, в целях обеспечения эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений.

Прокуратурой Чеченской Республики в государственном специализированном автономном учреждении «Чеченский лесопожарный центр», выявлено подобное нарушение.

Арбитражным судом Ивановской области удовлетворены исковые требования Шуйского межрайонного прокурора о признании недействительным договора по приобретению МУП ЖКХ г. Шуи автомобиля марки Tayota Camry 2,5.

Как видно из вышесказанного, эти вопросы решаются и на административном и на юридическом уровне, поэтому от таких договоров нужно уходить. В случае пролонгации, когда заказчик попадает под действие 223-ФЗ, и при этом заказчик тратит дополнительные денежные средства более 100/500 тысяч рублей, т. е. возникает новая закупка, например, закупка услуг связи. Эта закупка в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с обязательным включением такой закупки в план. На ООС размещается извещение, документация (либо в извещении прописать, что данное извещение имеет силу документации о закупке) и проект договора, если вдруг поступят какие-то запросы, обязательно нужно публиковать разъяснения на положения документации (обосновать, почему не провели конкурентную закупку), а также для завершения данной процедуры функционал сайта требует публиковать протокол закупки у единственного поставщика. Такая закупка включается в ежемесячный отчет, и полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат.

Если заказчику нужна новая конкурентная закупка, то договор нужно расторгнуть и провести новую конкурентную закупку.

Рамочные договоры «Без цены и объема»

Ст. 432 ГК РФ. Стороны должны определить существенные условия договора.

На практике, все договоры можно поделить на 3 вида, и для каждого вида договора определяются существенные условия в соответствии с ГК РФ.

По-другому называют договор купли-продажи. По договору поставки, одна сторона обязуется поставить, а другая принять и оплатить товар.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда и договор возмездного оказания услуг, очень тесно взаимосвязаны между собой. Отличие лишь в том, что при заключении договора подряда, Заказчик может потрогать результат работы по договору.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены существенные условия по каждому виду договоров.

Существенными условиями договора поставки являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ

Условие о наименовании товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ).

Условие о количестве товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ, ст. 465 ГК РФ).

Не являются существенными условиями договора поставки:

Условие о сроке поставки товара.

Условие о цене товара (п. 1 ст. 485 ГК РФ, п.3 ст. 424 ГК РФ).

Существенными условиями договора подряда являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Условие о содержании работ (ст. 702, ст.703 ГК РФ).

Условие о начальном и конечных сроках выполнения работ (ст. 708 ГК РФ).

Существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются:

Предмет договора п.1 ст. 432 ГК РФ

Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях п. 1 ст. 779 ГК РФ.

п. 2 ст. 465 ГК РФ. Если невозможно определить количество передаваемого товара, договор не заключенный.

Если в договоре не согласованы существенные условия, то он не может считаться договором вообще,

Но каждая конкретная поставка с определенными условиями - договор.

Вывод: такие «Рамочные договоры» действуют, но каждая конкретная поставка - закупка по 223-ФЗ от 18.07.2011 г., в том числе с публикацией информации на ООС (при необходимости).

Например, 2 компании договорились, что компания «Горячий хлеб», всегда будет доставлять для другой компании хлебобулочные изделия .

В любой организации, есть по несколько таких «Рамочных договоров».

С точки зрения ГК РФ, в которых не определены существенные условия исполнения договора, количество продукции и цена, считаются фактически не заключенными. Они не могут вообще являться договорами. Но на самом деле они действуют, если в таком договоре указано, что объем продукции, и её стоимость определяются на момент заявки Заказчика. Вроде бы это не договор даже, а вот каждая заявка по такому договору, носит силу договора, если в заявке имеются существенные условия. И если стоимость по такой заявке будет превышать 100/500 тысяч рублей, необходимо ее включать в план закупок и размещать в единой информационной системе извещение, документацию, проект договора, и т.д..

Договоры без объема имеет смысл перезаключить и включить туда примерный объем на основании предыдущих периодов. Иначе, если каждая поставка по такому договору будет превышать 100/500 тысяч рублей, то Заказчику придется работать по следующей схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору без объема.

Включить каждую поставку в план.

Включить в ежемесячный отчет все поставки отдельно.

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат, все поставки отдельно.

«Рамочные договоры» по заявкам заказчика с фиксированными условиями

Не является «рамочным», а простым гражданско-правовым договором, так как определены все условия: срок действия, ассортимент, цена, объем.

По 223-ФЗ обычно торгуется - предельная цена договора не подлежит изменению, торгуется только «прайс-лист» (либо пропорционально, либо по позициям (сложно и неудобно, потенциально ведет к недобросовестным действиям со стороны Поставщиков (Подрядчиков, Исполнителей))).

Если Заказчик, в договоре пропишет, что Поставка осуществляется по конкретным заявкам участника, это не рамочный договор, а нормальный договор с выборкой, здесь никаких сложностей нет, он торгуется как обычно, может торговаться как прайс-лист.

Например, у Заказчика есть 3 миллиона рублей, которые ему нужно потратить на продукты питания, примерно 50 позиций, не понятно какие позиции, и в каком объеме, но не более чем на 3 миллиона рублей. Поэтому в документации такой Заказчик прописывает единичные расценки, и Поставщики дают дисконт к этому прайс-листу. Каждая позиция дисконтируется пропорционально. Например, банка сгущенки стоит 70 рублей, и банка тушенки стоит тоже 70 рублей. Поставщик предлагает снижение на 8 %, значит все на 8 %, и тушенка и сгущенка.

Необходимо учесть 2 момента:

1. Правильно сформировать начальную максимальную цену, хотя в 223-ФЗ, обоснование цены не является требованием для Заказчика, но если Заказчик не правильно пропишет цену в документации, не изучив рынок, есть риск, что к нему просто никто не придет.

2. Финальная цена определяется не пропорционально по всем позициям, а по каждой позиции отдельно.

Например, компания выходит и предлагает поставлять сгущенку по 10 рублей, а тушенку также по 70 рублей.

Здесь есть огромный риск на недобросовестное действие поставщика.

Поставщик с радостью будет поставлять Заказчику тушенку по 70 рублей, но если Заказчик начнет запрашивать сгущенку по 10 рублей, он откажется от исполнения договора, найдет массу уважительных причин, для того чтобы расторгнуть договор. Это классический принцип, поставить, то, что подороже, и отказаться, когда Заказчик потребует то, что подешевле.

Чтобы обезопасить себя, Заказчику не следует предлагать Участнику закупки торговаться по единичным расценкам, а делать пропорциональное снижение по всем абсолютно позициям.

Если же имеется рамочный договор, в котором прописано, что каждая поставка по заявке Заказчика, но при этом указан объем, например, поставка молока на 600 000,00 руб., и указана цена за 1 литр молока.

Это обычный договор, здесь все согласовано, поэтому работать нужно по такой схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору с объемом.

Включить один раз в план при заключении договора.

Включить в ежемесячный отчет (в месяц, когда был заключен договор).

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат как одну закупку.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика нужно предусмотреть в своем Положении о закупке. Нарушением не будет считаться, если Заказчик сначала проведет закупку, а затем включит её в план. В Постановлении Правительства РФ № 932 от 17 сентября 2012 г. «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», сказано, что мы должны внести в план до размещения извещения на ООС, закупки, касающиеся только торгов, а к торгам относятся конкурс и аукцион (статья 447 ГК РФ). Про остальные способы закупки, в данном Постановлении ничего не сказано. Значит можно вносить закупку в план после опубликования извещения о закупке.

Но желательно при всех способах закупки придерживаться схемы, как и при проведении торгов, если работать, таким образом, не получается, то можно сделать исключение.

Спасибо за обращение!

Наши специалисты обязательно свяжутся с вами!

О компании

Партнеры

Сообщество

Сверхполезная рассылка

В наших письмах мы подробно рассматриваем последние изменения в законодательстве, делимся опытом организации закупочной деятельности, отвечаем на ваши вопросы и выкладываем полезные обучающие материалы.

Подписывайтесь и держите руку на пульсе закупок!

Кажется что то пошло не так. Попробуйте подписаться через некоторое время

Спасибо за подписку!

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности e-mail адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Нажимая "Подписаться" Вы соглашаетесь с Политикой АО "ОТС" в отношении обработки и обеспечения безопасности персональных данных и даёте свое согласие на обработку персональных данных.

Российское законодательство сейчас строго регламентирует весь процесс на размещение заказа для проведения котировок, конкурсов или электронных аукционов. 223 ФЗ - это законодательный акт, который предусматривает разные способы закупки для юридических лиц. Это могут быть вышеназванные методы, а также и иные.

В каких случаях заключение договора по 223 ФЗ не требует проведения торгов?

223 ФЗ предусматривает заключение контракта напрямую без проведения торгов. Например, положение о закупках предусматривает заключение договора, не предусматривающего проведение торгов. Но для этого должны быть выполнено одно из следующих условий:

  • Если предмет договора 223 ФЗ поставка товара или услуги, предложенной поставщиком, которого можно относить к естественным монополиям
  • Если поставщик осуществляет деятельность, которая относится к сфере услуг по инженерной инфраструктуре (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение), на которые государством составлены определенные тарифы
  • Если к участию допущен лишь один участник, либо только одна заявка допущена из всех поданных
  • Если предметом для подписания договора является доставка ценностей, которые имеют большое культурное значение и предназначены для государственных фондов
  • Это далеко не весь список возможных причин для заключения договора без проведения торгов.

Если Вам эти пункты не подходят, то нужно учесть, что:

  1. Участником аукциона может стать любое юридическое лицо (ИП, организация или группа ИП)
  2. Победителем станет участник, предложивший наиболее выгодные условия, оговоренные в документах
  3. При организации аукциона заказчик имеет право прописывать те требования, которые он считает необходимыми

Но что нужно делать с договорами, которые были заключены до вступления 223 ФЗ? Договор должен быть составлен по всем правилам и требованиям, которые действовали на момент его заключения. Закон может распространяться на отношения, возникшие до его вступления в силу, только в тех случаях, когда это отдельным пунктом прописано в нем (223 ФЗ это не касается). А следовательно, договоры, подписанные до вступления в силу 223 ФЗ продолжают действовать.

По своей сути 223 ФЗ является рамочным, то есть регулирует только общие правила закупок, а также не содержит единого способа осуществления закупок какой-либо организации. Любая закупочная процедура должна включать: протоколы, изменения, документацию, проект договора, разъяснения к документации.

Договоры по 223ФЗ устанавливают необходимость постоянного доступа к информации при проведении государственных закупок. Для этого необходимо проводить торги в виде аукциона, конкурсы, публичные закупки и другие способы, указанных в положении о закупке. Поэтому для возможных поставщиков создаются одинаковые условия участия в торгах.

Положение о закупках оговаривает регламент работы заказчика во время отбора участников, также прописывает требования для этих участников и определяет возможные способы этих закупок.

Подписание договоров по 223 ФЗ помогает создать эффективную закупочную деятельность. Поэтому договор по 223 ФЗ станет лучшим вариантом для Вас и вашей процветающей компании.

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « »:

Договоры , которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « »:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Оксана Шипунова, ведущая вебинара « »:

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова,ведущая вебинара « » :

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Закон о закупках для некоторых юрлиц № 223-ФЗ – рамочный, дающий право организациям на самостоятельную разработку внутреннего локального акта.

В главах и разделах положения должен быть отражен порядок приобретения необходимых товаров, правила выполнения работ, оптимальный состав направляемых заявок и т.д.

Заключение договора регламентируется законом 223-ФЗ , собственным локальным актом, гражданским законодательством и ФЗ №135 «О защите конкуренции».

Положение о закупках на предприятии в понимании закона 223-ФЗ

Каждая организация, располагающая соответствующими финансовыми средствами, может разработать Положение и опубликовать его на сайте www.zakupki.gov.ru . Внутренний локальный акт должен гласить об основных требованиях к процедуре, о порядке разработки и проведения (в зависимости от способа) тендера, о последовательности и сроке подписания договора, осуществления поставки (выполнения работы, оказания услуги), периоде оплаты.

В Положении целесообразно описать порядок составления технического задания, а также отразить регламент работы комиссии, ответственной за рассмотрение заявок, подведение итогов, открытие доступа к заявкам и т.д.

При разработке документа, определяющего порядок реализации процедур в рамках закона 223-ФЗ , следует придерживаться следующих правил:

  1. Руководитель учреждения (либо ответственный подчиненный) должен своевременно сформировать и разместить в открытом доступе план процедур, а также каждое, вносимое в него изменение (Постановление Правительства № 932 , принятое 17 сентября 2012 г.)
  2. Заказчик, разработавший собственное положение о закупках, имеет право заключать договор только после реализации запланированных процедур.
  3. Постановление Правительства № 616 , датированное 21 июня 2012 г., гласит о видах товаров, работ, услуг, которые организация может приобрести только путем публикации извещения на одной из зарегистрированных электронных площадок. Другие наименования, не включенные в список, заказчик также имеет право (но не обязан) приобрести аналогичным способом.

Руководитель должен отразить в Положении порядок составления и публикации извещений, состав сопровождающей документации, срок предоставления разъяснений, период приема заявок, количество дней, необходимых для рассмотрения поданных предложений и подведения итогов, и другие важные условия.

Основные условия типового соглашения

При составлении Положения о закупках руководитель и задействованные им сотрудники, обязательно руководствуются следующими принципами :

  • размещаемая информация должна быть открыта и доступна для всех;
  • какое-либо ограничение конкуренции или нарушение справедливости является серьезным нарушением;
  • экономия выделенной на поставку денежной суммы.

Основная цель любых закупок, особенно конкурентных процедур, состоит в эффективном обеспечении нужд заказчиков при оптимальных финансовых затратах . Государственное регулирование процесса заключения и исполнения договоров позволяет оставаться «на плаву» многим организациям в современных кризисных условиях.

Часть 10 статьи 4 Федерального закона № 223 требует включения в Положение подробного состава документации о процедуре. Одним из главных приоритетов являются товары, произведенные на территории Российской Федерации, а также работы и услуги, оказываемые местными компаниями. В основе предоставления преимуществ лежит Постановление Правительства № 925 , вступившее в силу 16 сентября 2016 г., и утвержденное организацией Положение.

Учредители и главные распорядители бюджетных ассигнований имеют право разработать типовой образец Положения, которое обязаны будут применять подведомственные организации. Документ должен быть размещен в единой информационной системе в течение 15 дней с момента утверждения.

С 01 июля 2018 года в закон внесены изменения, которые обязывают всех субъектов до наступления нового 2019 года внести необходимые изменения в уже действующие Положения. В частности, закрепить в них максимально возможный срок заключения контракта по итогам проведения тендера. Министерство финансов отметило, что в противном случае организации не смогут осуществлять закупки.

Сроки заключения договора о закупках и регистрации их в Единой информационной системе

Все используемые в России договора являются рамочными или возмездными. Первые не содержат информацию о точной стоимости и объеме поставляемого товара. Поставщик руководствуется заявками заказчика, а документ отражает общий порядок взаимодействия. Закон 223-ФЗ не предусматривает подписание подобных договоров. Каждый контракт должен содержать информацию об условиях поставки, точных ценах, сроке оплаты и т.д. В соответствии с нормами законодательного акта организации могут заключать следующие виды возмездных соглашений:

  • купля-продажа с соблюдением требований гл. 30 ГК РФ (поставка товара, электроснабжение, приобретение жилья);
  • подрядные работы на основании гл. 37 ГК РФ ;
  • оказание услуг.

Федеральный закон не содержит четких требований о сроке подписания договора . Информация о порядке заключения контрактов должна быть отражена в Положении о закупках.

Гласит о предельном 20-ти дневном сроке заключения соглашения, представляющего собой предмет конкурентных торгов. Отсчет следует начинать со дня публикации протокола подведения итогов.

Естественным желанием любого поставщика (исполнителя, подрядчика) является скорейшее узаконивание процедуры. Но заказчик должен выдержать минимальный 10-тидневный отрезок, оговоренный в законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ , принятом 26 июля 2006 г.

Использование электронной подписи

Подписание бумажных контрактов постепенно уходит в прошлое. Каждое учреждение знакомо с электронной цифровой подписью, юридическая значимость которой равносильна реальному присутствию руководителя.

В данном случае срок заключения договора ничем не отличается от общего порядка. Практика показывает, что ЭЦП позволяет значительно ускорить процедуру, так как личную встречу сторон (пересылку документов по почте и т.д.) замещает сервис электронной площадки.

Ограничение минимального и максимального сроков заключения

О максимальной продолжительности подписания договора в соответствии с конкурентным способом определения исполнителя по закону 223-ФЗ гласит гражданское законодательство, ст. 448 ГК РФ . А о минимальной отсрочке заключения контракта – закон №135-ФЗ , защищающий открытую конкуренцию. Десятидневное ограничение на подписание договора выбрано не случайно – в течение этого срока участник закупки, сомневающийся в законности проведенной процедуры, может направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Сам закон 223-ФЗ не содержит информации о конкретном сроке подписания договора, который будет в дальнейшем регулировать взаимоотношения сторон. Точкой отсчета является день публикации в открытом доступе сведений о победителе. Если данные о будущем поставщике являются конфиденциальными, то отталкиваться следует от даты составления итогового протокола.

Так случилось, что в 2018 году в закон о закупках № 223-ФЗ были внесены весьма существенные изменения. Их краткий обзор представлен на видео ниже.