Предпринимательское право. Фундаментальные и комплексные отрасли права

Предпринимательское право - отрасль российского права. Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

2 Предмет предпринимательского права.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения , урегулированные нормами предпринимательского права.

В предмет предпринимательского права также входят отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, по правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, правовому регулированию ценообразования и т. д. В предпринимательском праве за основу берется понятие «хозяйствующий субъект» - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», например, некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, т. е. можно купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

3 Методы предпринимательского права.

Метод - это способ воздействия на общественные отношения.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

    гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)

    административно-правовой (исходит из нервного положения сторон - из отношений власти и подчинения)

Используются следующие методы:

    Метод автономных решений - метод согласования . При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.

    В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний . При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

    Метод запретов . Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

4 Источники предпринимательского права.

Источники предпринимательского права - нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

1) Конституция РФ - основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую сипу, прямое действие и применяется на всей территории РФ;

2) Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

3) законы - нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами

Виды законов:

А) Федеральный конституционный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

Б) Федеральный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,

В) законы субъектов Российской Федерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

1) регулирующие общее состояние определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

4) акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

5) акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

6) акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,

7) обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

По поводу предпринимательской деятельности возникают различного рода общественные отношения. Предпринимательские (горизонтальные) отношения представляют собой имущественные отношения товарно-денежного характера, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность между субъектами предпринимательства либо между последними и гражданами. В сфере названных отношений находят удовлетворение производственные и иные потребности субъектов предпринимательства.

В свою очередь, предпринимательские (вертикальные) отношения складываются между управленческими органами и субъектами предпринимательства в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности. Их содержание составляют организационные действия различных управленческих органов (антимонопольные, финансовые, налоговые органы, органы стандартизации, метрологии и др.).

Особую группу отношений, регулируемых действующим законодательством, образуют корпоративные отношения - экономические отношения со сложной структурой. На наш взгляд, корпоративные отношения можно условно разделить на внешние и внутренние. В состав внешних корпоративных отношений входят отношения, возникающие, например, между акционерами, акционерным обществом и акционерами; отношения между внешними обособленными подразделениями (филиалами и представительствами) и в хозяйственным обществом; отношения между материнской (преобладающей) компанией и зависимыми (дочерними) обществами; отношения между коммерческими организациями в составе предпринимательского объединения.

Возникающие внутрикорпоративные отношения также неоднородны. В связи с этим можно выделить несколько уровней внутрикорпоративных отношений: а) межструктурные отношения, складывающиеся между внутренними подразделениями типа цеха (отдела и т. д.); б) отношения между участниками корпоративной организации и органами управления (менеджментом). Причем указанные отношения также различны.

Таким образом, нельзя сводить богатые по содержанию корпоративные отношения к внутрикорпоративным (внутрифирменным).

Корпоративные отношения являются самостоятельной сферой правового регулирования предпринимательства. Эти отношения регулируются не только внутренними (локальными) актами предприятий (организаций), но и федеральными законами, а также многочисленными подзаконными нормативными актами различной юридической силы.

Именно эти три группы отношений и составляют предметное единство - сферу правового регулирования предпринимательской деятельности. Данные виды общественных отношений не просто разнородны (разнородность имеется и в гражданском праве, например между имущественными и личными неимущественными отношениями), они находятся в иерархическом соподчинении, зависимы друг от друга прямо или косвенно. Это обусловливает очень тесную, зачастую функциональную взаимосвязь между рассматриваемыми отношениями.

В свое время О. А. Красавчиков, подводя итоги проблемам правового регулирования хозяйственной жизни, выделил пять основных концепций хозяйственного права, каждая из которых отличалась и оригинальностью взглядов ученых, и соответствовала реальной действительности на определенном этапе развития советского государства. Это концепции: «отрицания правового регулирования хозяйственной деятельности» (А. Г. Гойхбарг), «двухсекторного права» (П. И. Стучка), «довоенной (единой) теории хозяйственного права» (Е. Б. Пашуканис, Л. Я. Гинцбург), «послевоенной теории хозяйственного права» (В. В. Лаптев, В. К. Мамутов, Г. М. Свердлов, В. С. Тадевосян и др.).

Некоторые принципиальные положения:

Во-первых, интерес ученых с различными взглядами и убеждениями к теоретическим проблемам хозяйственного права был обусловлен в первую очередь объективными причинами, связанными с реальными потребностями социалистической экономики.

Во-вторых, современные теории предпринимательского (коммерческого, торгового) права во многом предопределены научными концепциями прошлых лет и могут при определенных обстоятельствах рассматриваться в качестве продолжения и интерпретации последних, с учетом новейших достижений правовой мысли.

В современной юридической литературе можно выделить три основные теории предпринимательского права. Первая (господствующая) теория - «предпринимательское право есть составная часть гражданского права» . По мнению цивилистов, оно (право) не имеет предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании, а также особых принципов в сфере предпринимательской деятельности. Некоторые ученые (В. Ф. Попондопуло, В. В. Ровный и др.) ставят знак равенства между предпринимательским и коммерческим правом. Правда возникает вопрос: что означает словосочетание «часть гражданского права»? Одни авторы по этому вопросу хранят молчание, другие (например, В. Ф. Попондопуло) рассматривают предпринимательское (коммерческое) право в качестве функциональной подотрасли гражданского права. Иные подотрасли гражданского права (вещное право, обязательственное право, право интеллектуальной собственности, наследственное право) являются предметными подразделениями гражданского права, поскольку они выделяются в системе гражданского права по содержанию регулируемых отношений. Напротив, Б. И. Пугинский проводит разграничение между предпринимательским и коммерческим правом, а равным образом и между предпринимательской и коммерческой деятельностью.

В. Ф. Попондопуло в более поздней работе дает следующее определение коммерческого (предпринимательского) права. Это - совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (предпринимательские отношения), основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Отмечается, что коммерческое право - составная часть гражданского права, изучение которой вызвано практическим интересом.

Вторая теория - «предпринимательское право как самостоятельная отрасль права» - принадлежит сторонникам концепции хозяйственного (предпринимательского) права. В. В. Лаптев отмечает, что при переходе к рыночной экономике ощутимо возрастает роль хозяйственного права, которое становится правом предпринимательской деятельности. Итак, понятия «хозяйственное право» и «предпринимательское право» - синонимы со всеми вытекающими отсюда научными выводами.

Такая позиция не только критикуется цивилистами (в критике теории предпринимательского права используются в основном старые аргументы из арсенала научной полемики прошлых лет), но и не разделяется некоторыми сторонниками теории хозяйственного права. Например, В. К. Мамутов считает, что предмет хозяйственного права включает и предпринимательскую, и иную деятельность в области хозяйствования.

Представители теории предпринимательского права традиционно выделяют предмет и особый метод правового регулирования единых предпринимательских отношений. Эти отношения подразделяются на три группы общественных связей: а) предпринимательские имущественные (горизонтальные); б) предпринимательские управленческие (вертикальные); в) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные).

В единстве предпринимательских отношений заключается их различие.

По мнению цивилистов, научные позиции сторонников хозяйственного (предпринимательского) права остались в своей основе прежними. М. И. Брагинский считает, что авторы, разделяющие хозяйственно-правовые взгляды, вынуждены облекать соответствующие идеи в несколько иную форму, сохраняя, однако, их существо, а именно: возможность регулирования горизонтальных и вертикальных отношений в едином законе. Такая оценка теоретических взглядов представителей концепции предпринимательского права распространена среди цивилистов.

Третья теория - «предпринимательское право как комплексная отрасль (образование)» - базируется на исходных положениях ученых, которые наряду с первичными структурами права (такими как конституционное, административное, гражданское, процессуальное и т. д.) указывают на существование вторичных, третичных правовых образований. Вот что по этому поводу пишет О. М. Олейник: «В узком смысле предпринимательское право рассматривается как отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей».

Будучи комплексной отраслью, предпринимательское право регулирует особого рода отношения в сфере предпринимательства. Указанные отношения образуют так называемое предметное единство.

Предпринимательское право - это комплексная отрасль, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала. Комплексная отрасль права характеризуется преобладанием (в гармоничном сочетании) разноотраслевых норм, регулирующих общественные отношения.

Усиление публично-правовых начал в регулировании общественных отношений, их активное проникновение в частноправовую сферу стирают грань между самостоятельными и комплексными отраслями права. Идея о формировании хозяйственного (предпринимательского) права на стыке публичного и частного права является актуальной и плодотворной и в настоящее время. Однако эта идея не должна, на наш взгляд, строиться на отказе от деления права на публичное и частное, как иногда утверждают сторонники хозяйственного права. Напротив, в реальной действительности между публичным и частным правом не существует Великой китайской стены.

Становление и развитие теорий хозяйственного (предпринимательского) права - это прежде всего своеобразная реакция ученых на объективные потребности общества, когда традиционные отрасли права (конституционное, административное, гражданское, процессуальное и др.) не справляются в полной мере с поставленными перед ними задачами по комплексному правовому регулированию экономических отношений.

Коммерческое право - это составная часть предпринимательского права; та часть, которая регулирует отношения в сфере обмена товаров.

«Правоотношение» определяется как общественное отношение, урегулированное нормами права. С этой точки зрения правоотношение есть вид общественного отношения либо само общественное отношение, возникающее между участниками.

Итак, правоотношение представляет собой, на наш взгляд, индивидуализированную правовую связь в виде соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, возникающую между ее участниками по поводу конкретного объекта - материального и духовного блага.

С учетом ранее сказанного о том, что предпринимательское право регулирует различного рода общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, соответственно правоотношения в рассматриваемой сфере также неоднородны.

В сфере так называемых горизонтальных имущественных отношений возникают гражданские правоотношения, причем как имущественные, так и неимущественные.

Значительные трудности возникают при определении круга правоотношений, возникающих в области «вертикальных управленческих отношений». Указанные правоотношения неоднородны. Это конституционные, административные, финансовые, налоговые и другие публичные правоотношения. Главная отличительная их черта состоит в том, что все они опосредуют общественные отношения, возникающие при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления различного рода управленческих функций. Так, большая часть административных правоотношений - это властеотношения (вертикальные), складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Но в некоторых из них элемент власти не присутствует (горизонтальные).

Разновидностями последних могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

Аналогичная ситуация наблюдается и с другими публичными правоотношениями. Например, в налоговой сфере возникают соответствующие правоотношения, с одной стороны, между публичными субъектами налогового права (публично-территориальными образованиями, государственными органами, органами местного самоуправления) и, с другой - между частными субъектами налогового права (в нашем случае - субъектами предпринимательской деятельности). Вместе с тем в рассматриваемой сфере возникают и горизонтальные правоотношения.

Сложным является вопрос о правоотношениях, возникающих в области применения норм корпоративного права. Мало сказать, что корпоративные отношения - это предмет предпринимательского права. Важно определить их специфику и место в системе общественных отношений. Ведь круг корпоративных правоотношений различен и неоднороден. Одно дело корпоративные правоотношения, возникающие внутри конкретной организации (предприятия), другое - в составе предпринимательского объединения со сложной структурой (холдинг, ФПГ и т. д.).

Однако в любом случае корпоративные правоотношения возникают в ходе воздействия на соответствующие соотношения норм публичного и частного права. Нельзя ограничивать корпоративные правоотношения лишь одной какой-либо сферой правового регулирования.

В советский период распространенным был тезис о том, что «внутрихозяйственные отношения» есть предмет регулирования административного права. Вот что по этому поводу писала Е. М. Жамбиева: «...структурные подразделения являются носителями административной правосубъектности, которая выступает как необходимое условие их самостоятельного участия в управленческих отношениях. Структурные подразделения, как и сами предприятия и учреждения, образуются в административно-правовом порядке. Аналогично определяется их наименование, осуществляется наделение их имуществом, устанавливается круг административно-правовых полномочий, решаются другие вопросы их организации и функционирования. Перечисленные компоненты правовой характеристики дают основания рассматривать структурные подразделения в качестве носителей административной правосубъектности» .

Ряд ученых вообще полагают, что некоторые виды внутрихозяйственных отношений имеют лишь условный, производственно-технический характер и не поддаются правовому регулированию. Так, О. С. Иоффе не признавал за внутрихозяйственными (внутрипроизводственными) отношениями правовой характер. Такой же точки зрения придерживался и С. Н. Братусь, указывая, что «проблема внутризаводского хозрасчета - это скорее организационно-техническая, чем юридическая проблема».

Мы считаем, что внутрикорпоративные отношения, возникающие между структурными подразделениями юридического лица, нельзя рассматривать как гражданско-правовые и административно-правовые. Так, предметом административного права являются исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, а также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государственными органами функций управленческого характера. Деятельность структурных подразделений осуществляется внутри юридического лица, в то время как административное право охватывает связи, внешние по отношению к юридическому лицу. Через внутрихозяйственные отношения идет реализация не функций государственной власти, а полномочий юридического лица. То же самое можно сказать и адрес внутрикорпоративных имущественных отношений, возникающих по поводу принадлежности и закрепления имущества за структурным подразделением. Здесь нет предмета гражданско-правового регулирования. Равным образом не надо искать гражданско-правовую природу во взаимоотношениях между структурными подразделениями организации. Наша юридическая наука пережила то время, когда межцеховые связи рассматривались как товарно-денежные отношения со всеми вытекающими последствиями; когда передача комплектующих изделий от одного цеха в другой квалифицировалась в качестве поставки продукции; когда к цехам-нарушителям применялись внутрихозяйственные санкции.

В то же время нельзя согласиться с высказанным мнением о том, что рассматриваемые отношения не являются объектом правового регулирования. Внутрифирменные имущественные связи возникают между структурными подразделениями юридического лица в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности. По своей экономической природе они (связи) представляют собой отношения обмена результатами труда, разделенного в рамках предприятия между внутренними звеньями. Расчеты между данными подразделениями производятся бухгалтерским способом внутри своего предприятия (организации). Возникающие при этом отношения (связи) регулируются различными локальными нормативными актами, закрепляющими права и обязанности подразделений юридического лица по отношению друг к другу.

Особую группу составляют отношения принадлежности имущества обособленным подразделениям. В данном случае возникает проблема вещно-правовой принадлежности имущества. При передаче юридическим лицом имущества филиалу (представительству) у них (филиала, представительства) возникает обязанность осуществления контроля за сохранностью данного имущества.

Имущество передается по акту приема-передачи и учитывается на отдельном балансе обособленного подразделения. Существенным отличием в данном случае является обособление имущества, передаваемого филиалу (представительству), выражающееся в отдельном бухгалтерском учете, территориальной удаленности, документальном оформлении фактической передачи имущества путем составления актов приема-передачи. Все сказанное свидетельствует о наличии определенных общественных связей, складывающихся между юридическим лицом и его обособленными подразделениями в процессе наделения имуществом.

Итак, можно утверждать о наличии экономических отношений по наделению юридическим лицом филиала (представительства) имуществом.

Однако, как уже отмечалось, рассматриваемые отношения не могут быть предметом гражданско-правового и административ-но-правового регулирования. Резонно возникает вопрос: какие нормы права регулируют эти отношения? На наш взгляд, здесь мы имеем дело с особой системой правовых норм и институтов - внутрифирменным (корпоративным) правом. То правовое образование, которое в советский период именовалось внутрихозяйственным правом как особая отрасль права. В настоящее время используется термин «корпоративное право».

Корпоративное право - это не правовой институт или подотрасль гражданского права. На наш взгляд, корпоративное право есть комплексное образование, в котором гармонично сочетаются нормы гражданского (частного) и публичного права. В этом качестве корпоративное право является составной частью (подотраслью) права предпринимательского.

Предпринимательское право - совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Право - это система общеобязательных формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

Совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения и др.), представляет собой правовую систему.

Правовая система - это целостное единство правовых норм национального права, разделенных на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система права складывается из ряда отдельных отраслей, регулирующих разнообразные по своему содержанию общественные отношения.

Отграничение норм одной отрасли права от другой, а следовательно, и само разграничение отраслей между собой внутри системы права осуществляется по признакам, характеризующим предмет и метод регулирования данной конкретной отрасли права.

Под предметом правового регулирования принято понимать определенную совокупность общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права. Предмет регулирования лежит вне норм права, являясь объектом их воздействия.

Общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, составляют предмет данной отрасли права. Эти отношения делятся на три группы:

1) предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

2) некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими.Такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера (например, по созданию и прекращению коммерческих организаций), деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, объединений и др.), деятельности товарных и фондовых бирж по организации торговли на соответствующем рынке.Такая деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой для будущей предпринимательской деятельности;

3) государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность различными способами и с применением различных форм.

Предметом предпринимательского права является предпринимательская деятельность, т.е. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательство - это самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений. Предприниматель является центральной фигурой в народном хозяйстве России, творцом и основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ. Субъектом предпринимательской деятельности, то есть предпринимателем, может быть как гражданин, так и организация.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одновременно Конституция РФ не допускает предпринимательскую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности по уголовному законодательству является преступлением в сфере экономической деятельности. Виновные в неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонении от их регистрации, неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, подлежат уголовной ответственности.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая дееспособным гражданином своим трудом, без создания в этих целях юридического лица - это предпринимательская деятельность гражданина. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации этого хозяйства.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не прошедший процедуру государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связаннных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Законодательное определение предпринимательской деятельности в ст.2 ГК РФ, согласно которой: “... предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке”, дает основания для введения требований, предъявляемых к процессу ее осуществления. Несоблюдение требований, предъявляемых именно к предпринимательской деятельности, влечет меры ответственности. Правовые последствия, конструируемые в иных отраслях права, строятся в соответствии с легальным (законодательным) определением предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности допускается только при условии государственной регистрации. Иное рассматривается как правонарушение, которое влечет возможность изъятия всего полученного в доход государства. Осуществление предпринимательской деятельности влечет возникновение налоговых обязательств предпринимателя по поводу ее результатов.

Основной признак предпринимательской деятельности - это то, что предпринимательство должно быть деятельностью. Под деятельностью понимается целесообразное изменение окружающего мира в интересах людей. Деятельность - это совокупность элементов, к которым относятся: субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта; и сама активность, выражающаяся в том или ином способе овладения объектом или в установлении коммуникативного воздействия между субъектами. Следовательно, предпринимательскую деятельность можно представить как совокупность постоянно или систематически осуществляемых действий по производству материальных и нематериальных благ, реализуемых на рынке в качестве товара, по выполнению работ или оказанию услуг. Деятельности присущи такие признаки как системность, постоянство, целенаправленность всех действий.

Общей целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли путем профессионального производства материальных и нематериальных благ, реализуемых неопределенному кругу лиц. Поэтому характерным признаком предпринимательской деятельности является профессионализм предпринимателя, который состоит в:

Ведении этой деятельности людьми, имеющими определенную квалификацию или информацию, необходимую для принятия и реализации решений, при этом в значительном количестве случаев наличие профессиональной подготовки рассматривается как необходимое условие для осуществления предпринимательской деятельности, например, медицинской, банковской, аудиторской. В иных случаях нет необходимости в определенном профессиональном уровне предпринимателя, но он должен владеть информацией, позволяющей ему принять то или иное решение, причем от его информированности зависит и достижение тех целей, ради которых он осуществляет деятельность. В качестве подтверждения профессионализма действующее законодательство в одних случаях признает ранее полученное образование (например, юридическое, экономическое, медицинское), а в других требует сдачи предпринимателем соответствующих экзаменов (например, для аудиторов, операторов на рынке ценных бумаг);

Осуществлении предпринимательской деятельности по определенным правилам (например, правилам оказания услуг, торговли, проведения работ);

Соответствии результатов деятельности определенным требованиям, которые носят нормативный характер, например, требованиям сертификации и стандартизации товаров, работ и услуг, требованиям выполнения правил, касающихся финансовых результатов предпринимательской деятельности (уплата налогов, иных установленных отчислений);

Подконтрольности деятельности государственным органам, уполномоченным выполнять общественно необходимые функции в интересах потребителей, лиц, занятых в процессе производства, самих предпринимателей, общества в целом;

Наличии государственных гарантий деятельности.

Признаком предпринимательской деятельности является также самостоятельность осуществления деятельности. Этот признак указывает на волевой источник предпринимательской деятельности. Граждане и юридические лица самостоятельно, т.е. своей властью в своих интересах, осуществляют предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже и в том случае, если в результате ее осуществления получена не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера.

Прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Цель предпринимательской деятельности, определяемая законом как систематическое извлечение прибыли, также является ее признаком. Несомненно, любой субъект, начиная предпринимательскую деятельность, надеется получить от вложений труда и капитала тот или иной доход, позволяющий ему сформировать прибыль. Однако у предпринимательской деятельности должно быть единство двух целей, причем первой является не извлечение прибыли, а создание продукта (товара), способного удовлетворить или сформировать потребности общества, и только на основе этого извлечь прибыль.

В действующем законодательстве понятие прибыли используется при определении объекта налогообложения. Таким объектом является валовая прибыль организации, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными законом. Валовая прибыль - это сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Это означает, что понятие прибыли в праве отличается от экономического в количественном отношении - той суммой, которую государство признает в качестве необходимых издержек. В подходах к определению структуры этой суммы, как правило, выражается государственное регулирование предпринимательской деятельности. Например, если государство устанавливает, что расходы на приобретение новой техники или ведение научно-исследовательских работ не относятся на себестоимость, а осуществляются предпринимателем после уплаты налогов, это означает его незаинтересованность в научно-техническом развитии производства.

Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Этим предпринимательство коренным образом отличается от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики. Предпринимательский риск в соответствии со ст.929 ГК РФ - это риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов. Уменьшения убытков возможно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска.

Таким образом, предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Среди отмеченных признаков, содержащихся в легальном определении предпринимательской деятельности необходимо различать общие, присущие любой свободной деятельности, в том числе предпринимательской (самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (ее направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации).

Рассмотрим подробнее каждый из отмеченных признаков предпринимательской деятельности.

1. Предпринимательская деятельность - деятельность самостоятельная, то есть граждане и юридические лица своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность. Если деятельность не является самостоятельной, то она не относится к предпринимательской. В частности, деятельность учреждения не может быть отнесена к предпринимательской. Учреждения, помимо основной своей деятельности, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой они созданы. Это объясняется тем, что учреждение создается собственником для заданной цели (социально-культурной, управленческой и т.п.), которая не приносит прибыли. Определяя цель деятельности учреждения и финансируя его, собственник ограничивает учреждение в правовых возможностях.

Предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению, что, однако, не исключает ее регулирования со стороны государства. Так, в ст. 8 и 34 Конституции РФ, а также в ст. 18 и 49 ГК РФ гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Из ст. 1, 13, 16 и др. ГК РФ следует, что нерегламентированное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

2. Предпринимательская деятельность - деятельность, осуществляемая субъектом на свой риск. Риск - это возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий. Действительно, свобода деятельности предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействия). Если деятельность осуществляется не на свой риск, то она не относится к предпринимательской. Например, деятельность государственных и иных учреждений не может быть отнесена к предпринимательской также и потому, что при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его долгам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли. Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим. В таких случаях говорят о коммерческом риске. Коммерческий риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных последствий для предпринимателя. Причины таких неблагоприятных последствий могут быть различными: субъективными и объективными.

Если причины объективны, независимы от предпринимателя или других лиц (стихийные бедствия и другие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), то предприниматели должны учитывать эти обстоятельства и заранее принимать необходимые меры по устранению или уменьшению своих возможных потерь. К таким мерам можно отнести страхование. Страхование - система экономических отношений, когда за счет взносов страхователей (предприятий, организаций и населения) у страховщика создаются страховые фонды, предназначенные для возмещения страхователю ущербов при наступлении страхового случая (стихийного бедствия, неблагоприятного случайного явления, определенного события), являющегося предметом страхового договора. Причем наряду со страхованием конкретных коммерческих рисков в страховых организациях предприниматели могут, а в случаях, предусмотренных законом, - обязаны заниматься самострахованием путем создания за счет части собственной прибыли резервного (страхового) фонда, предназначенного для покрытия любых непредвиденных расходов.

К субъективным причинам возникновения неблагоприятных последствий можно отнести неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателем или его контрагентами по договору. В этом случае наступает ответственность предпринимателя или его контрагента, что выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для соответствующего лица и обусловлено право-нарушением с его стороны.

Предприниматель несет ответственность в том случае, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия и т.п.). Вина является необходимым условием ответственности предпринимателя, если это прямо предусмотрено законом или договором.

3. Предпринимательская деятельность - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом речь идет об основной цели деятельности предпринимателя. Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не рассматривается в качестве предпринимателя, а его деятельность не является предпринимательской. В частности, деятельность некоммерческих организаций не направлена специально на извлечение прибыли, хотя они могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (ст. 2 ФЗ РФ “О некоммерческих организациях”).

В условиях рыночной экономики в качестве цели предпринимательства выступает не только производство товаров (работ, услуг), которое само собой разумеется как средство достижения цели предпринимательства, сколько извлечение прибыли. Действующим законодательством легализована цель предпринимательства - систематическое профессиональное извлечение прибыли.

В предпринимательской деятельности каждая отдельная сделка явлется лишь особым звеном целого плана предпринимателя, составленного с целью получения прибыли.

В конечном счете для предпринимателя важна не сфера деятельности, какой может быть торговая, посредническая, строительная, транспортная, страховая, банковская, инвестиционная и любая иная деятельность. Для предпринимателя главное составляет конечная цель деятельности - прибыль, систематическое получение прибыли. В этом смысле деятельность в любой сфере экономики (хозяйства) является предпринимательской, поскольку она направлена на извлечение прибыли (разницы между ценой приобретения и ценой продажи). И чем больше прибыли сулит та или иная сфера деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она пользуется.

4. Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Государственная регистрация, а в определенных случаях и лицензирование предпринимательской деятельности необходимы для осуществления контроля за ней со стороны общества в случаях, прямо указанных в законодательстве. Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственными органами на осуществление определенной деятельности, а также разрешение на использование другим юридическим или физическим лицом изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, коммерческой или иной информации в течение определенного срока за соответствующее вознаграждение.

Рассмотрев признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность, можно сделать вывод о том, что хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.

Следует согласиться, что серьезные изменения в российской экономике требуют адекватного законодательства, регулирующего экономические отношения. В законодательство введены новые понятия, термины, возникли новые правовые институты. Опора на правовую основу предпринимательства - непременное условие эффективных перемен в экономике страны.

Поэтому современная концепция предпринимательского права должна быть основана на признании объективной необходимости государственного регулирования системы рыночного хозяйства, которая требует формирования определенной системы правовых норм, регулирующих во взаимосвязи и единстве деятельность государства по созданию, поддержанию, обеспечению и развитию рыночного механизма, а также деятельность самих предпринимателей.

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

В современных условиях элементом, определяющим принадлежность правоотношений к предпринимательским, является профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) для рынка. Именно в силу того, что любой субъект на базе принадлежащего ему имущества вступает в производственную деятельность, регулирование отношений в ходе ее ведения охватывается предпринимательским правом.

Специфика данных отношений по организации производства, легитимации предпринимательской деятельности с помощью регистрации, организационно-правовому оформлению, ведению отчетности, налоговому обложению, установлению порядка и правил выхода на рынок с товарами, работами и услугами, взаимодействию с другими организациями и предприятиями определяет необходимость единого регулирования. Если, например, в дорыночный период, выступление граждан на рынке носило случайный для экономики характер и могло охватываться нормами гражданского и административного права, то в рыночной экономике все эти процессы должны развиваться в едином ключе, по единым нормам, охватывающим все стороны деятельности товаропроизводителей. Обеспечить такое единство регулирования в состоянии только отрасль предпринимательского права, имеющая инструментарий воздействия как на производство, так и на все иные связанные с ним процессы.

В предпринимательской деятельности все большее участие принимают республики и регионы. Механизм республиканского рынка включает в себя хозяйственную самостоятельность республик и регионов.

Создание хозяйствующих субъектов в республиках и регионах, разработка и принятие федеральных, межгосударственных, региональных целевых программ, формирование и размещение поставок для государственных нужд, реализация и преобразование собственности республик и регионов, договорные формы их экономических связей и многие другие вопросы становятся неотъемлемой частью хозяйственного оборота.

Предпринимательское право регулирует также отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования.

В современных условиях руководящая деятельность в форме планирования, регулирования, контроля, управления изменила характер и объем; до минимальных размеров сокращено директивное руководство, во многих случаях оно превращено в воздействие на основе договора. Например, договор с администрацией региона выражает координационный, а не директивный метод руководства организацией. Внутрихозяйственное руководство организаций своими подразделениями строится на базе внутрихозяйственного договора. Тем не менее можно утверждать, что руководство и соответственно отношения, складывающиеся в результате принятия плановых актов, утверждения заказов для государственных нужд, осуществления контрольных функций собственников в отношении предприятий, получивших от них имущество для ведения предпринимательской деятельности, осуществление государством воздействия путем установления норм и нормативов (социальных, экологических и др.) продолжают составлять значительный массив регулирования.

Отношения по осуществлению предпринимательской деятельности - это те связи, которые складываются вне какого-либо подчинения или властвования. Это - товарный обмен, взаимодействие регионов или подразделений предприятий в нетоварной форме, а также отношения хозяйственного ведения и оперативного управления, которые при реализации не проявляются как конкретное взаимодействие. Так, организации формируют свои фонды, разрабатывают и применяют системы оплаты труда, организуют использование оборудования и т.д. Граждане при осуществлении предпринимательской деятельности приобретают средства производства, материалы, сырье, реализуют их в установленном порядке в процессе производства и товарного обмена. Это отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования по горизонтали.

Насколько правомерно объединять вертикальные и горизонтальные связи для их одноотраслевого регулирования?

Горизонтальные и вертикальные связи объединены экономическим содержанием отношений, поскольку они возникают и развиваются в ходе реализации предпринимательской деятельности, при государственном воздействии на хозяйственный оборот. И в вертикальной, и в горизонтальной части - это единый хозяйственный оборот, то есть сумма связей, складывающихся в воспроизводственных процессах.

Единый хозяйственный оборот - совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена.

Вопрос о предпринимательском праве сложен и имеет различные аспекты.

Содержание предпринимательского права определяется прежде всего тем объектом правового регулирования, на который оно направлено. Таким объектом является предпринимательская деятельность и складывающиеся в процессе ее осуществления правоотношения. Именно этот объект на современном этапе развития российского права позволяет выделить определенные правоотношения в качестве предмета регулирования.

Анализ понятия “предпринимательская деятельность” предполагает определение его места среди других близких понятий. Конституция РФ провозгласила право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсюда следует необходимость уяснения прежде всего содержания и соотношения понятий “экономическая” и “предпринимательская деятельность”, а также сопоставление их с широко употребляемым в литературе понятием “хозяйственная деятельность”.

В действующем законодательстве и юридической научной литературе разграничение этих понятий не получило должного отражения. На практике это влечет множество сложностей, связанных с отнесением тех или иных видов экономической активности человека к предпринимательству. Но эти проблемы обсуждаются и решаются не в юридической, а в экономической литературе.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Учредительным документом акционерного общества является:
трудовой договор
учредительный договор
устав
учредительный договор и устав

2. Какой срок предусмотрен для регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ?
1 день
1 месяц
3 дней
10 дней

3. Какой орган лицензирует деятельность бирж:
Биржевая арбитражная комиссия;
деятельность не подлежит лицензированию.
Федеральная служба по финансовым рынкам
Банк России;

4. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права:
являться гражданином РФ и обязательно проживать на территории РФ
достичь возраста 13 лет
правоспособностью и дееспособностью
все перечисленное

5. Норма о реорганизации коммерческих организаций содержится:
в трудовом кодексе РФ
в законодательстве о банковской деятельности
в законодательстве об ипотеке
в ГК РФ

6. Предпринимательское право состоит:
из Особенной части
из Общей части
не подразделяется на Общую и Особенную часть
из Общей и Особенной частей

7. Коммерческая организация учреждается по решению:
суда
собственников имущества или уполномоченного им органа
нет верного ответа
налогового органа

8. Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен:
обычаями
ФЗ «Об акционерных обществах»
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

9. В какой организационно-правовой форме должны создаваться биржи:
акционерное общество;
некоммерческое партнерство;
общество с ограниченной ответственностью.
организационно-правовая форма законом не установлена

10. Каким законом не регулируется предпринимательская деятельность:
О некоммерческих организациях
О финансовой аренде
О судебной системе РФ
О защите прав потребителей

11. Порядок учреждения коммерческих организаций определяется:
ГК РФ
УК РФ
УПК РФ
ГПК РФ

12. К коммерческим организациям относится:
общество с ограниченной ответственностью
общественная организация
благотворительный фонд
религиозная организация

13. Возможность эксплуатации и хозяйственного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств — это:
право владения
все вышеперечисленное
право пользования
право распоряжения

14. Способом создания юридического лица является:
все перечисленное
разрешительный
распорядительный
явочно-нормативный

15. К унитарным юридическим лицам не относятся:
унитарные предприятия
фонды
учреждения
производственные кооперативы

16. Юридическим лицом признается:
юридическая организация
должностное лицо
специалист, работающий в области юриспруденции
организация, которая имеет особенное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

17. В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством:
вопрос не урегулирован законодательством
применяются правила международного договора
применяются правила гражданского законодательства РФ
применяются правила гражданского законодательства РФ или международного договора по решению суда

18. К источникам предпринимательского права относятся:
законы субъектов РФ
подзаконные нормативные правовые акты
федеральные законы
все вышеперечисленное

19. К источникам предпринимательского права относится:
акты исполнительных органов субъектов РФ
законы субъектов РФ
акты федеральных органов исполнительной власти
все вышеперечисленное

20. Право заниматься предпринимательской деятельностью может передаваться:
не передается
в дар
по завещанию
по наследству

21. Ликвидация юридического лица влечет:
прекращения деятельности с оговорками.
его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;
переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;
его прекращение;

22. К отраслям права, регулирующим деятельность предпринимателей:
не относятся отрасти публичного права
не относятся отрасли частного права
относятся отрасли как публичного, так и частного права
относятся только нормы частного права

23. В какой момент возникает правоспособность юридического лица?
в момент принятия решения об учреждении юридического лица
в момент подписания договора о создании юридического лица
в момент утверждения устава
в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании

24. Государство (муниципальное образование) как собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных (муниципальных) унитарных предприятий, имеет право:
получать часть прибыли от хозяйственной деятельности предприятия
осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества
решать вопросы создания предприятия
все вышеперечисленное

Предпринимательское право

Предпринимательское право - комплексная интегрированная отрасль права , совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Сторонники концепции утверждают, что самостоятельность данной отрасли обусловлена, как минимум, тремя факторами.

Во-первых, предпринимательская деятельность как предмет регулирования имеет ряд специфических черт, отличающих её от иных сфер человеческой деятельности.

Во-вторых, помимо частной сферы существует и будет существовать предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Государственное предпринимательство требует особого правового регулирования, выходящего за традиционные рамки частного права.

В-третьих, в современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко чуждых частному праву в связи с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах.

Смежные правовые отрасли

  • Энергетическое право
  • Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
  • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
  • Правовое регулирование индивидуального предпринимательства
  • Государственное регулирование в сфере предпринимательства
  • Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах

Кроме того, ряд исследователей относят к предпринимательскому праву также правовое регулирование страхования , правовое регулирование рынка аудиторских услуг , оценочной деятельности, правовое регулирование рекламного рынка , и др.

История развития науки предпринимательского права

Развитие предпринимательского права в дореволюционный период

Сторонники коцепции предпринимательского права исходят из того, что законодательство в сфере предпринимательства, экономики не может быть только частным или только публичным. Соответствующие сферы жизнедеятельности общества в силу своей специфики не предполагают возможность формирования исключительно частного или публичного законодательства. К тому же разграничение права на отрасли и обоснование их самостоятельности - немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих учёных-юристов. Для общества в целом главным являются полнота и эффективность правового регулирования предпринимательства в РФ.

Концепция предпринимательского права как комплексной отрасли права уже много лет разрабатывается в РФ и в зарубежных странах (концепция "бизнес-права" или business law). С этих позиций не утрачивают сделанные более 60 лет назад выводы В. К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трём условиям:

Наиболее последовательно позиция о самостоятельности предпринимательского права как отрасли права отстаивается в работах В. В. Лаптева , В. К. Мамутова , В. С. Мартемьянова , хотя имеются определённые различия неконцептуального характера. Так, В. С. Мартемьянов определял предпринимательское право как отрасль права, составляющую "совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества" .

Специфика предпринимательского права а также предпринимательского законодательства находит выражение в сочетании, взаимодействии частно-правовых и публично-правовых интересов, частно-правовых и публично-правовых средств. Следует отметить, что сегодня трудно отнести ту или иную отрасль права только к частному или только к публичному праву. Происходит сближение частно-правовых и публично-правовых сфер регулирования, что выражается, в частности, в значительном повышении роли суда в разрешении возникающих в сфере предпринимательства споров при применении публично-правовых средств.

Таким образом, наиболее обоснованной и адекватно отражающей реалии сегодняшнего этапа развития системы российского права представляется точка зрения, согласно которой предпринимательское право - самостоятельная интегрированная отрасль российского права, имеющая тенденцию перерастания в основную отрасль.

Источники предпринимательского права

Законодательство о предпринимательстве включает в себя значительную часть законов различной отраслевой принадлежности:

  • Конституция РФ (ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)
  • Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)
  • ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 0т 8 августа 2001 г.
  • ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" от 24 июля 2007 г.
  • ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.
  • Фз "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г.
  • ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г.
  • ФЗ "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г.
  • ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.
  • ФЗ "Об иностранных инвестициях" от 9 июля 1999 г.
  • ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г.
  • ФЗ "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г.
  • ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года
  • ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г.
  • ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г.
  • ФЗ "О центральном банке РФ" от 27 июля 2002 г.
  • ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 г.
  • ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г.
  • ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г.
  • ФЗ "О рекламе" от 13 марта 2006 г.
  • ФЗ "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г.
  • ФЗ "О недрах" от 21 февраля 1992 г.

Комплексный характер законодательных актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство постоянно находится в поиске справедливого сочетания публичных и частных интересов.

Систематизация законодательства о предпринимательской деятельности представляет собой объективный и закономерный процесс. В некоторых странах с рыночной экономикой законодательство о предпринимательской деятельности кодифицировано, то есть приняты Хозяйственные кодексы.

Система, когда в стране одновременно с гражданским кодексом принят хозяйственный или торговый кодекс, называется дуалистической системой частного права . В других странах (в том числе в России) принята монистическая система , означающая, что принят только гражданский кодекс .

В российской юридической литературе обсуждается вопрос о кодификации предпринимательского законодательства, то есть о переходе его на дуалистическую систему частного права. Сторонники принятия Хозяйственного кодекса России предлагают объединить в нём нормы частного и публичного права, участвующие в регулировании отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности . Сторонники цивилистического подхода, погалают, что что частные отношения в предпринимательском праве (торговое право) должно войти в Гражданский Кодекс. На сегодняшний день вопрос о создании Предпринимательского (Хозяйственного) Кодекса до конца не решён вследствие спора между хозяйственниками и цивилистами. Отличие между Гражданским и Хозяйственным кодексами, с точки зрения хозяйственников, состоит в том, что Гражданский и Хозяйственный кодексы регулируют одни и те же отношения, с той разницей, что Гражданский кодекс определяет их внешнюю составляющую, а Хозяйственный - внутреннюю. В случае принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса России в него могут войти следующие разделы:

Часть 1. Хозяйственное право

  • Раздел 1. Общие начала предпринимательства
  • Раздел 2. Хозяйствующие субъекты (регистрация, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, виды (АО, ГУП и др.), формы объединений и совместной деятельности (концерны, холдинги), право собственности и другие вещные права на хозяйствующие субъекты (приватизация, национализация)
  • Раздел 3. Организация на предприятии (менеджмент, маркетинг, капитал, финансовая состоятельность/банкротство, трудовые ресурсы, бухгалтерский учёт, организационные договора, делопроизводство)
  • Раздел 4. Государственное регулирование в предпринимательской деятельности (линзирование, стандартизация, сертификация)

Часть 2. Торговое право

  • Раздел 5. Торговля (организация торговли и оказания услуг, права предпринимателей и права потребителей)
  • Раздел 6. Конкуренция (защита конкуренции, тендеры, естественные монополии)
  • Раздел 7. Реклама
  • Раздел 8. Особенности правового регулирования в отдельных областях хозяйствования (товарном, биржевом, финансовом, банковском, игорном, ресторанном, торговом мореплавании и др.)
  • Раздел 9. Специальные режимы хозяйствования

Принятие Предпринимательского Кодекса с точки зрения цивилистов также возможно, но в него будет входить только частно-публичные внутрихозяйственные отношения в организации, не затрагиваемые в Гражданском Кодексе. Существуют и другие варианты кодификации, в частности с регулированием имущественных и личных неимущественных отношений в предпринимательской деятельности, в то время как ГК регулирует те же самые отношения между обычными субъектами.

Примечания

Ссылки