Как сделать голос приятным и отработать дикцию. Постановка голоса

ФОТО Getty Images

Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.

Управление голосом

1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Удерживаем внимание

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.

  1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом – варьируйте темп голоса от максимума до минимума. При этом партнер дает вам обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
  2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Ваш партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.

Информация и интонация

  • Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
  • Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.

Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

Мудрейшие люди всех времен придавали огромное значение:

Хазрат Инайаят Хан, индийский музыкант и философ считал, что, познав тайну звука, можно познать .

Мое мнение, голос является даже более откровенным зеркалом души, чем глаза. Глаза можно отвести в сторону, спрятать за темными стеклами очков, а голос, если не владеть им, расскажет обо всех проблемах личности: отразит внутреннюю реальность человека во всех красках. К примеру:

  • Вы повышаете голос без надобности - значит, волнуетесь и теряете контроль над собой;
  • Темп речи ускоряется - неуверенность;
  • Перебиваете и пытаетесь ответить, не дослушав вопрос до конца - раздражены.

Но если мы владеем этим мощным инструментом, то с его помощью можем гармонизировать наш внутренний мир (обретать уверенность и спокойствие), а значит творить нашу реальность.

Ведь голос - это наша визитная карточка. Специальные упражнения для тренировки голоса, научат вас говорить красиво, уверенно и свободно. К вашему мнению всегда будут прислушиваться, и в свой адрес вы никогда не услышите: "Лучше бы он рта не открывал".

Нужно ли именно вам работать над голосом

  • Читаем с карандашом.

Карандаш или винную пробку зажимаем между передними зубами. При этом рот приоткрыт, язык не касается пробки (карандаша), зубы обнажены. Произносим те звуки, при проговаривании которых губы не включаются в движение: к, г, гь, кь, й, нь, н, ль, л, дь, д. Далее соединяем их с гласными.

Берем любую книгу и читаем вслух несколько страниц в этом неудобном положении. Повторять необходимо ежедневно. Положительный эффект замечается быстро.

  • К Т П (шесть разных сочетаний) + звуки гласные Ы О Э И А У.

Например: повторяем быстро кпти-кптэ-ктпо-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы, затем ктпи-ктпэ-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы и так далее сочетая с разными гласными (ктпи-…, кпти-…, тпки-…, птки-…).

Те же действия проделываем для согласных Б Г Д, Ж Р Л, М Р Л в сочетании их с звуками гласными Ы О Э И А У.

  • Выпишите те звуки, которые с трудом поддаются вашему произношению (например, р, ц, л). Составьте предложения со словами, в которых эти звуки повторяются часто. Повторяйте эти предложения ежедневно.
  • Произносите сначала беззвучно, а затем с голосом гласные : иииии, ёёёёё, ооооо, яяяяя, ааааа. Рот должен быть открыт широко, челюсть опускается вниз свободно.
  • Читайте любимые стихи , выговаривая и напирая на звуки яяяяя, ааааа, иииии, эээээ, ёёёёё.
  • Проговаривайте скороговорки-языковертки : сначала - медленно, затем - быстро, четко и ритмично:

Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Горихвостка-гори-хвосточка выгорихвостила горихвостят.

Шилоклювка-шилоклю-вочка вышилоклювила шилоклювчат.

А мне не до недомогания.

Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат - бородат.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Нес не нес, а до нас донес.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Везет цапля чушку с щучкой на санках.

Велика куча не надокучит.

Рододендроны из дендрария.

То то, то другое, то то, то другое, то египетским богом там кажется дятел.

  • Бабушкин метод : берем в рот грецкие орехи и разговариваем, читаем вслух минут по 20 каждый день. Вспомните фильм «Я самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Вот она там таким же способом развивала свою речь. Главное - нужно слоги проговаривать четко.

Тренировка нижней челюсти

Заниматься следует перед зеркалом, в упражнениях должны участвовать только артикуляционные органы, а лоб, нос и глаза - неподвижны. Делайте упражнения плавно и не спеша.

  • Опускаем нижнюю челюсть на два пальца и в этом положении удерживаем ее, считая до пяти. Рот медленно закрыть.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно двигаем ею влево и вправо.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно выдвигаем ее вперед и возвращаем в исходное положение.

Тренируем мышцы языка

Малоподвижный и вялый язык часто приводит к потере разборчивости речи, она становится смазанной и невнятной.

  • Сверните язык трубочкой.
  • Высуньте язык изо рта как можно дальше и подвигайте им влево, вправо, вниз и вверх.
  • Оближите языком все внутри рта, как будто наводите уборку, проникая в самые дальние уголки.
  • Поцокайте языком, плотно прижимая его к небу и затем резко опуская.
  • Все эти упражнения производите качественно, но без излишнего напряжения.

Тренировка губ

  • В исходном положении закрыт рот, мышцы нижней челюсти расслаблены. Поочередно поднимайте и опускайте верхнюю и нижнюю губы, десны при этом не видны, а мышцы лица спокойны.
  • Оттягивайте уголки рта в стороны, а затем вытягивайте губы вперед трубочкой. Сначала имитируйте, далее произносите звуки у – и.
  • Многократно произнесите сочетания губных согласных бм, мб, мп, пм и губно-зубных мв, ем, вб, бв и др.
  • Массируйте губы: нижними зубами верхнюю, а верхними - нижнюю.
  • Вытягивайте губы трубочкой и двигайте влево-вправо.

Тренировка мышц глотки

  • Сначала мысленно, потом шепотом, далее вслух поочередно произносите звуки «и», «у». Повторять не меньше 10-15 раз.

Это упражнение разрабатывает подвижность гортани: произнесение гласных звуков «и» гортань принимает самое высокое положение, а фонация «у» опускает ее в самое низкое положение.

  • Зубы сомкнуты, всасывайте воздух.
  • Губы вытянуты вперед, всасывайте воздух.
  • Имитируйте жевательные движения при открытом и закрытом рте - во время упражнения энергично сокращается мускулатура гортани, мягкого неба, глотки, губ и языка.

Вырабатываем звонкость и полетность голоса

Тренируем верхние резонаторы:

  • Сидя или стоя сделайте через нос короткий вдох. Одновременно, с закрытым ртом и без напряжения, произнесите «н» или «м» с вопросительной интонацией. Постарайтесь почувствовать вибрацию в области верхней губы и носа.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произнесите «бонн», «донн» или «бимм». Последнюю согласную проговаривайте протяжно, добейтесь ощущения вибрации в области верхней губы и носа.
  • Вдохните глубоко. Выдыхая, произносите протяжно слоги «момм», "мимм","нинн", "нунн", "нанн" и др.
  • Сделайте глубокий вдох. На выдохе произносите сначала коротко, а далее протяжно любой из открытых слогов: му-муу, ми-мии, мо-моо, но-ноо, ни-нии и др.

Тренируем нижние резонаторы (гласные «у» и «о» проговаривайте протяжно и наиболее низко):

  • В положении стоя положите на грудь руку. Сделайте зевок с закрытым ртом, гортань зафиксируйте в нижнем положении. Выдыхая, произнесите «у» либо «о», постарайтесь почувствовать вибрацию грудной клетки. Если не получается, можно вибрацию вызвать искусственно, легко постукивая рукой по грудине.
  • В положении стоя положите на грудную клетку руки. Наклоняясь вперед, выдыхайте и произносите длительно и протяжно гласные «у», «и».
  • Положение стоя, руки на груди. Произносите на выдохе «окно», «око», «олово», «мука» или «молоко».

В завершение этой статьи позвольте процитировать слова Хазрат Инайят Хана:

Тот, кто владеет собой - свободен.

Выбор свободного человека - безграничен.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Нам помогали:

Кирилл Плешаков-Качалин
Руководитель Школы природного голоса

Жан Абитболь
Врач-отоларинголог, фониатр

Как устроен голос

Природа была так щедра, что наградила нас одной из сложнейших систем, создающей и воспроизводящей звуки. Человеческий голосовой аппарат устроен по принципу язычкового инструмента, или попросту баяна. Воздушный регулятор – меха – это легкие, перепончатый язычок – голосовые связки, а резонатор – полости глотки, рта и носа. Главная часть – связки, которые способны принимать около 170 различных положений (с помощью 16 тончайших мышц).

При спокойном дыхании они достаточно вялы и образуют широкую щель для свободного прохождения воздуха. А при воспроизведении звука – напрягаются, приближаются друг к другу, и голосовая щель сужается. Воздух проходит уже с трудом и шевелит связки, а те, в свою очередь, тоже колеблют воздух и так порождают звук. Звуковые волны поступают в полости глотки, носа и рта. После этого твой голос может быть услышан окружающими.

КСТАТИ: Исследования английского социолога Анны Карпф показывают, что за период с 1945 по 1993 год частота колебаний голоса 18–25-летних женщин снизилась в среднем на 23 герца. Поскольку низкий голос традиционно ассоциируется с силой, уверенностью в себе, сексуальностью и умением убеждать, можно передать привет торжествующему феминизму.

Что поможет изменить голос

Есть мнение, что менять голос – почти то же самое, что вставлять в грудь имплантаты. Ну то есть неестественно. Между тем многочисленные исследования констатируют: большинство людей говорят не своими голосами. Социальные барьеры, комплексы, детские травмы, невыраженные желания, о которых мы уже упоминали, – все это накладывает отпечаток.

Хочешь разливаться соловьем? Выбирай подходящие упражнения. Эффект ты ощутишь уже с первого раза . Но надо заниматься регулярно.

Положи руки на живот. Вспомни то, что очень тебя рассердило. Произнеси любой текст, прижимая руки к животу и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области пупка. Выпусти гнев, четко произнося согласные и широко открывая рот. Старайся как можно чаще выражать таким образом свои эмоции – грусть, гнев, радость. Сама убедишься: после неоднократных повторений речь станет насыщенной, менее официальной и более искренней.

Делай зарядку, цель которой – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме. Произноси слоги «кью-икс»: на «кью» губы округляются, а «икс» произносится с широкой улыбкой. Повтори упражнение 30 раз, а потом произнеси небольшую речь, чтобы убедиться в его пользе. После этого на публичных выступлениях твои голосовые связки будут меньше утомляться, а мышцы рта – легче выполнять посылаемые мозгом команды.

5–10 минут в день громко читай любой текст, но без согласных звуков. Затем перечитывай, на этот раз исключая гласные. Вскоре твои трели обретут интенсивность.

«Сядь как можно удобнее, можешь даже прилечь, – советует Кирилл Плешаков-Качалин. – Зевни пару раз для расслабления горла, со звуком. Слегка приоткрой рот (разомкни губы и зубы) и начинай СТОНАТЬ. На разные лады: выше-ниже, короче-длиннее. При этом одну руку положи на грудь. Изображай голосом разные эмоциональные оттенки, от стонов боли до стонов удовольствия. Продолжай 5–10 минут. Если стонать по 15–20 минут в день (можно разделить на два или три подхода и выполнять их в любое время), то скоро ты заметишь, что твой голос стал звучать свободнее, красивее и богаче. Плюс это упражнение крайне полезно для здоровья: звуковые вибрации распространяются по телу, так что ты сама делаешь себе массаж внутренних органов».

После посещения бани и сауны речь тоже звучит глубже – благодаря расслаблению всего тела. Такой же эффект дает спокойная пробежка. Стинг, например, бегает по 6 км в день. Полезно и плавать: это занятие укреп­ляет мышцы спины и улучшает осанку. Последняя – залог хорошего дыхания, а значит, свободного и глубокого голоса.

5. Если хромает дикция

Фраза «вяло шевелит языком» означает, что у человека плохо развита подвижность этого органа, а еще губ и челюсти. Но дикцию легко улучшить, если произносить вслух любые тексты . Например, читать стихи Пушкина методом «закрытого рта»: губы должны быть сомкнуты, а зубы – разомкнуты. Так артикуляционные мышцы начинают работать более активно. «Поначалу, скорее всего, будет слышно одно только мычание, но уже через 5–10 минут тренировок гласные и согласные зазвучат заметно четче», – обещает Кирилл.

«Хочу петь громче!» , «Я пою хорошо, но слишком тихо…» , «Мне говорят, что голос неплохой, но слабый» - подобных сообщений сайт получает немало. Если вы считаете, что ваш голос звучит хоть и правильно, но слишком тихо, нужно заняться развитием громкости, вернее, силы голоса. Сама громкость, как показано в статьях «Сила голоса» и «Как петь громче? Вокальная координация» является ПРОДУКТОМ взаимодействия ФУНКЦИЙ основных вокальных органов в процессе их работы. Не буду повторяться, вы все можете прочитать в предыдущих статьях блока .

Вам должно быть уже понятно, что просто кричать – не продуктивно, не правильно, это не приведет к развитию силы голоса, а лишь спровоцирует отрицательные последствия, вплоть до болезней вокальных органов. А как тогда быть? Расскажу…

При выработке и «тренировке» громкости важным моментом становится исключение из этого процесса естественной реакции организма, связанной с повышением голоса.

Поясняю. Известно, что при желании человека (или просьбе к нему) сказать или спеть что-нибудь громче, чем он только что сказал (спел), ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО людей повторят ту же фразу (слово) громче, но… Она прозвучит ВЫШЕ ! Хоть и громче тоже!

Почему? Ведь не просили сказать/спеть выше? А получилось именно так! Парадокс?

На самом деле, в этом нет ничего удивительного, ведь слуховая система определяет более высокие звуки как более громкие, такова природа. Соответственно, ее (слуховой системы) влияние (у НЕОПЫТНОГО вокалиста) сказывается и на тех реакциях, которые вызваны командой: «Громче!» Но сыграет роль не только влияние слуховой системы, одновременно с ней сработает и подсознательное, усвоенное с детства умение создавать более мощный выдох. Пусть даже и на долю секунды. Это называют «толкать воздух».

Дело в том, что в вокале очень много функций, которые… Да что там много, ВСЕ функции проявляются ОДНОВРЕМЕННО на слух и «взгляд». Это - одно из серьезных препятствий для постижения самой механики вокала. Трудно объяснить на словах процессы, происходящие не только практически мгновенно, но даже совместно и одновременно! Аж в рифму…

Поэтому, чтобы научиться хорошо петь, нужно несколько «расширять» свое сознание, свой взгляд. Понимать, что в вашем организме очень многое происходит неосознанно и ПАРАЛЛЕЛЬНО с тем процессом, который вы сейчас сознательно контролируете.

Вот так и с громкостью – при желании получить звук громче, он обязательно (повторяю, у неопытного певца!) «захочет» стать выше.

Но музыка – штука высотно точная! В ней необходимо строго соблюдать ИНТОНАЦИЮ . Это в обычной разговорной речи никто не обратит внимания на то, что более громкие звуки в вашем голосе становятся и более высокими. А в вокале – обратят. Слушатели. И не будут слушать «лажу», никому не нравится фальшивое пение. Как быть, ведь силу голоса то развивать надо?

Сразу необходимо сказать во-первых, о том, что развивать силу голоса верным образом, чтобы не допускать ТОЛЧКА ВОЗДУХА и обязательно связанного с ним ВОКАЛЬНОГО ЗАЖИМА , сложно и достаточно долго. Да и прежде нужно немало навыков получить, без которых от толкания не уйти никак.

Во-вторых же - столь распространенное у нас в России «фальцетное пение» (особенно у женщин) будет препятствовать этой работе настолько сильно, что просто ничего не получится. Вот пример такого вокала:

А вся проблема в том, что фальцет - это голос со слишком большим потоком воздуха. Его просто невозможно усилить, потому что воздух не даст связкам смыкаться плотно и на более долгое время (хоть и в микросекундах).

Но именно смыкание - залог усиления громкости (силы) звука. В профессиональном голосе это не совсем так, конечно, там еще много чего влияет на громкость и силу, но это в ПРОФЕСИОНАЛЬНОМ ! Пока речь идет о голосе новичка, еще не слишком опытного вокалиста.

То есть, использовать предлагаемое упражнение нужно исключительно в том случае, если вы уже поете голосом ПОЛНЫМ , без фальцетирования. В противном случае - сначала избавляйтесь от фальцета.

Итак, для развития силы голоса существует упражнение. Его можно назвать «раздуванием» ноты. Принцип достаточно прост. На высоте одной и той же ноты, на одном дыхании необходимо увеличивать и уменьшать силу своего выдоха, стремясь к четкому удержанию самой ноты. Отклонение от нее, в данном случае, недопустимо! И, поначалу, сделать это удается с трудом или вообще не удается, настолько велика «тяга» к повышению звука!

А его надо ДЕРЖАТЬ ! И в смысле «высоты», и в смысле «качества»! При этом фонируя ГЛАСНЫЙ (!) звук.

Возможно, послушав примеры, вы подумали, что все это слишком примитивно. Как то странно даже… И все?! Неужели громкость голоса можно развить, всего лишь делая такие «раздувания»? Можно, но со временем!

Подвергать «раздуванию» нужно не какую-нибудь одну ноту, а ВСЕ , присутствующие в вашем ТРЕНИРОВОЧНОМ диапазоне, а уж в рабочем – тем более. Это ведь УПРАЖНЕНИЕ ! А если точнее, то его применение к той или иной ноте должно быть продиктовано необходимостью. Не все ноты вы можете петь с нужной вам «силой», вот и применяйте по отношению к тем нотам, которые пока «слабоваты».

Они слабоваты именно потому, что не выработан НАВЫК их фонации с повышением громкости! Вот вы и вырабатываете при помощи такого упражнения этот навык.

Одновременно это упражнение тренирует и «оборотную сторону» силы голоса. Ведь нужно уметь петь и ТИХО , но при этом опёрто, качественно, не переходя на шепот. А все познается в сравнении! Понять, насколько вы можете петь громко, можно, лишь сравнив с тем, как вы поете тихо!

В этом упражнении как раз и будут «проявлены» крайние точки громкости. На сегодняшний день. А по мере занятий точки раздвинутся на линейке громкости, вы будете петь тише, но с тем же качеством звука, и громче, не теряя вокальной координации и, как следствие, самой ноты.

НЕ ТЕРЯЯ ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ! Это крайне важно! Изменение громкости должно происходить ТОЛЬКО ПЛАВНО! Стоит «поддать жару» в какой-то момент, «подтолкнуть», как станет очень вероятным вокальный зажим, который может проявиться после тренировки саднением, першением в гортани или просто ощущением дискомфорта.

Это значит, что вы еще не готовы к данному уровню громкости, убавляйте обороты!

Оно (это упражнение) – начальная и основная ступень для освоения ФИЛИРОВАНИЯ звука. Что это такое? Обратимся к «Вокальному словарю» :

«ФИЛИРОВКА , филирование (от фр. Filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот; эффектный прием, который широко применяется в вокальной литературе, чаще в оперных партиях старинных и классических опер. Хорошо выполненная филировка предполагает владение процессом певческого выдоха, позволяющее плавно усиливать (или ослаблять) посыл дыхания так, чтобы качество звука и его высота оставались неизменными. Наличие навыка филировки – показатель правильности и естественности звукообразования.»

Кажущаяся «легкость» этого упражнения – химера! Оно достаточно трудное. Обратите внимание на то, что выполнять его нужно НА ОДНОМ ДЫХАНИИ ! Что лишний раз поможет избежать толчка воздуха. Сколько получится у вас «раздуваний», если дыхание брать нельзя? В примерах – 3-4. И это хорошо! Ведь в максимальных «точках» нужно и выдох делать максимальным! НО – ПОСТЕПЕННО ! Вспомните о крещендо и диминуэндо! Вот как раз «переходы» от тихого звука к громкому и обратно так в вокале и называются!

Дыхание в этом упражнении расходуется со скоростью авиалайнера. Не успели оглянуться, а его (дыхания) уже не хватает… В предыдущем абзаце речь идет о 3-4 «качаниях», но чем больше получается сделать на одном дыхании, тем лучше!

А как же? Громкость – это, в первую очередь, взаимодействие связок с воздухом! Одной силы дыхания тут мало, нужно уметь его правильно распределять, поддерживая оптимальное давление в подсвязочной области. Не обладая натренированным вокальным выдохом вокалисту никогда не добиться от голоса СИЛЫ! Увы, но такова природа…

Маленькая подсказка. При выполнении упражнения «помогайте» себе рукой. Увеличивая громкость, «отодвигайте» звук движением руки от себя вперед, плавно, в соответствии со степенью нарастания громкости (то есть, «крещендируя»), и наоборот, так же плавно «возвращайте» звук назад, приближая руку к телу, «сопровождая» уменьшающуюся громкость голоса (выполняя прием диминуэндо).

И еще одна подсказка. Вполне может быть, что вам удобнее и привычнее петь длинный гласный звук, начав его со слога, то есть впереди гласного вы привыкли ставить согласный. Пример: не А , а МА , не У , а РУ … В самом начале всей фразы, подчеркиваю, ведь дальше исполнять упражнение нужно «на одном дыхании».