Включение в прогнозный план приватизации. Установленный порядок приватизации муниципального имущества

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Мы с интересом следим за ходом приватизации российской государственной собственности последнего времени, начавшейся в 2016 году. Информация об этом периодически появляется в интернете и СМИ. Обобщение разрозненной информации зачастую дает очень интересные выводы.

Проанализировав то, что находится в открытом доступе, мы можем однозначно утверждать, что Планом приватизации на 2017-2019 гг предусмотрена продажа объектов федеральной собственности (включая речные порты, заводы, фабрики, гостиницы, санатории) в среднем по цене одно- или двухкомнатной квартиры в Москве.

Конкретно - средняя стоимость от продажи одного объекта (по ожиданиям чиновников) составляет 9,2 млн рублей (!).

При этом подобную информацию проверить может практически любой, вооружившись обыкновенным калькулятором.

Неужели лица, которые надеются нажиться на приватизации, держат простых людей за неграмотных, не умеющих выполнять элементарные действия деления или умножения, и не способных делать какие-либо выводы? Или до того уже обнаглели, что не в состоянии осознать - деньги всегда оставляют следы... Либо все прекрасно осознают, но ничего уже не боятся.

Теперь о фактах - в соответствии с Планом приватизации на 2017-2019 годы бюджет планирует получать ежегодно 5,6 млрд рублей в 2017, 2018, 2019 годах. В общей сумме это составляет 16,8 млрд рублей . Все бы ничего на первый взгляд, если бы не почитать немного дальше этот документ.

Мы имеем в виду конкретный реальный документ - а именно Распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 227-р , которым утвержден Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2017 - 2019 годы.

Если приватизации подлежит 1 826 объектов , и всего ожидается получить 16,8 млрд рублей дохода в бюджет, то в среднем за каждый объект приватизации государство планирует получить в бюджет 9,200438 млн рублей (16,8 млрд руб. / 1826 объектов). То есть 9,2 млн рублей в среднем за каждый объект приватизации .

Это цена однушки-двушки в Москве… Ой ли? И это - федеральный масштаб приватизации? Значимые для экономики страны предприятия? Неужели государство до того обмельчало, что в федеральной собственности осталась подобная «мелочевка»? С точки зрения обычного человека, если, например, федеральная трасса - то это серьезно. Если объект культуры находится под федеральной охраной - это серьезно. Выше - только мировое наследие ЮНЕСКО.

А вот если приходит время продажи объекта из федеральной собственности - то это уже так, мелочь по карманам тырить? Что же тогда в собственности субъектов РФ, либо муниципальной собственности - металлические гаражи? А если там действительно мелочь - как это поможет бюджету тогда?

А ведь в числе реализуемых государством к продаже - предприятия химической промышленности; предприятия по производству медицинской техники; фармацевтические фабрики; организации, занимающиеся научными разработками; речные порты; аэропорты; предприятия по производству продуктов питания; заводы по производству машин и оборудования; предприятия металлургического производства; предприятия по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования; гостиницы; санатории и т.д.

Государство владеет объектами - заводами, предприятиями, портами, аэропортами, и хочет их продать в среднем по цене московской квартиры?!

Мы уже не говорим про такие объекты, перечисленные в этом документе, как "Новороссийский морской торговый порт", "Объединенная зерновая компания", "Приокский завод цветных металлов" и "Производственное объединение "Кристалл", "Акционерная компания "АЛРОСА", "Современный коммерческий флот"; "Банк ВТБ (ПАО)" ПАО "Сбербанк России", приватизация которых (акций и долей) предусмотрена до 2019 года…

Да, справедливости ради следует сказать, что эти последние крупные компании не входят в число 1826 объектов, поэтому, скорее всего, «в среднем» их стоимость будет все-таки повыше, чем 9,2 млн рублей… Тут надо бы несколько смайликов с подмигиванием. Если не засекретят все документы по сделкам (приватизации) - увидим.

Да, в списке не все объекты «сладкие», возможно. Хотя есть все основания предполагать, что большинство предприятий попали в этот список потому, что на них:

Либо уже есть покупатель, имеющий определенный административный ресурс.

Либо во многих случаях предприятия намеренно сделаны убыточными, чтобы снизить сумму «выкупа» для приватизации.

Многие граждане РФ осознают губительность приватизации, поскольку видят, как разворовывается народное достояние, перешедшее в руки частных собственников. Примеров очень уж много.


Механизм современной приватизации:

Искусственно показывается убыточность предприятия, чтобы снизить его выкупную стоимость;

При помощи административного ресурса предприятие попадает в число подлежащих приватизации;

Предприятие покупается на заемные деньги (как правило);

Приватизированное предприятие набирает кредитов якобы в целях обновления и развития (кредиты затем не возвращаются);

Создается хаос в управлении предприятием, чтобы запутать все следы целенаправленной деятельности;

Из предприятия быстро выводятся все активы, распродается все имущество;

Предприятие банкротится;

Высший пилотаж - предприятие обратно выкупается государством по завышенной цене.

Мы уже писали ранее в одной из наших статей , что в Вологодской области в течение очень короткого времени было полностью разрушено птицеводство - сначала приватизированные предприятия набрали кредитов, а потом «благополучно» обанкротились. Такой современный бизнес по-русски, на деле напоминающий четко спланированную кем-то акцию.

Аналогичное наверняка происходит или происходило в других регионах.

Радует только, что «Учебно-опытный молочный завод» Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина» в план приватизации не попал (завод является обладателем свидетельства №1 на право пользования наименованием места происхождения товара «Вологодское масло»)…

Предположим, что чиновники из Правительства (а также должностные лица из регионов) не ошиблись в своих оценках по доходам от продажи приватизируемых объектов. Чисто теоретически. Хотя есть все основания предполагать, что это не так.

Однако логично будет предположить, что если какой-то объект ожидаемо будет продан гораздо дороже 9,2 млн рублей, то стоимость других объектов ожидаемо будет уже не 9,2 млн рублей, а ниже.

Мы выборочно посмотрели информацию по некоторым объектам. Просто ткнули пальцем наугад в «средние» объекты по классу.

Вот санаторий «Мечта» в Анапе. По данным местных СМИ (ссылка - anapa.life/news/1474182), 73% акций этого санатория выставлены за 334 млн рублей. То есть из 1826 объектов один только этот санаторий «заменяет» собой 37 объектов по «доходности», если ориентироваться на среднюю цифру в 9,2 млн рублей. То есть остальные «должны быть» по оценкам чиновников в среднем быть еще дешевле, чем 9,2 млн рублей.

А сколько стоит Омский речной порт, давайте посмотрим…

Опа! А он, оказывается, продан еще в июле 2016 года. Как же так? Распоряжение Правительства датировано февралем 2017 года, в котором определены предприятия, которые только подлежат приватизации с 2017 года. То есть в Распоряжении Правительства № 227-р содержится устаревшая информация как минимумум на полгода?

Читаем информацию на сайте отраслевого портала «Российское судоходство» (rus-shipping.ru/ru/fin/news/?id=29067): Пакет акций в размере 25,5% ОАО «Омский речной порт», принадлежащий Российской Федерации, продан за 36 млн руб. Госпакет акций был приобретен на аукционе 21 июля 2016 . На аукцион, проведенный АО «Российский аукционный дом», были выставлены 31 282 обыкновенные акции (государственный регистрационный номер выпуска: 1-01-12860-F от 29 июля 2009 года), что составляет 25,5% от уставного капитала.

Читаем распоряжение Правительства от 02 февраля 2017 года. Приватизации подлежит Омский речной порт, г. Омск. 25,5% акций. Всего 31282 акций.

Это именно тот самый пакет и то самое количество акций.

Как же так?

Распоряжение Правительства издано 2 февраля 2017 года, в соответствии с которым Омский речной порт подлежит приватизации в 2017-2019 гг, а он полгода назад уже как фактически продан…

Не в нашей компетенции разбираться с этой странностью. Как один из вариантов - в Правительстве просто полный бардак, раз они не владеют ситуацией по проданным предприятиям, и не в состоянии отразить реальную информацию в документе. А иначе - что сложного вывести подобные объекты (уже проданные ранее) в отдельную таблицу в документе? Может быть, исполнитель, не вникая, просто перенес информацию из какого-то прежнего документа в новый? Нормальненько так работают… Ну ладно, оставим это на совести исполнителей.

Опять же, возвращаясь к расчетам - доля в порту продана не за 9,2 млн рублей, а почти в 4 раза дороже - за 36 млн рублей.

Но и остальные предприятия навскидку стоят дороже, чем 9,2 млн рублей. Что, гостиница «Шахтер» в Москве разве стоит 9,2 млн рублей? А Амурское пароходство, г. Хабаровск? Вот компания «Латум» купила у государства 25,5% акций «Амурского пароходства» за 78 млн рублей (по информации от «Российского аукционного дома»).

А фармацевтические фабрики разве стоят по 9,2 млн рублей в среднем? А Астраханский порт?

Все понимают, что реальная стоимость предприятий гораздо выше 9,2 млн рублей.

Тогда чем руководствовались чиновники, указывая именно такую ожидаемую сумму от приватизации в нормативном документе?

На долю оставшейся «мелочевки» остается вообще по 100 тысяч рублей, что ли?

Если же в среднем с одного объекта выходит больше, чем рассчитало Правительство (а оно рассчитало 9,2 млн рублей в среднем с объекта) - куда идут остальные деньги помимо бюджета? Или потом будет заявлено, что план приватизации перевыполнен, и получено денег в три раза больше, чем изначально планировалось? И крутим дырки для орденов? Или просто не хочется отвечать за недополученные деньги для бюджета, если сейчас рассчитать все по рыночной стоимости?

А может быть, нужно было запланировать не 16,8 млрд рублей доходов от приватизации за три года, а в десять-сто раз больше? При условии, что предприятия оценены по рынку, конечно же.

Или люди в Правительстве вообще не представляют, чем рулят? Это, кстати, вряд ли... И грамотных людей там немало.

Любой из вариантов очень печален для страны.

Мы даже не говорим о том, за реальные ли деньги продавались, продаются или будут продаваться приватизируемые предприятия….

Такое ощущение, что дух времени 90-х никуда не исчез, он прекрасно себя чувствует и сейчас. Просто и тогда допускались только "свои", и сейчас до лакомого куска пирога "не своих" просто не допустят.

Сопоставив факты, вполне можно утверждать, что приватизация периода 2017-2019 годов - мутная, непонятная, с оттенком криминала... Другие синонимы можете подобрать сами.

Что творится или будет твориться с приватизацией Алроса, Новороссийского порта, Кристалла и других крупных предприятий, можно только догадываться. Но то, что там не будет беспредела и бардака - это точно. И лишнего шума тоже.

Что имеем в результате приватизации?

На 01.01.2016 РФ являлась собственником имущества 1247 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 1704 акционерных обществ. Итого в федеральной собственности - 2951 объект.

В 2017 - 2019 годах планируется приватизировать 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1041 объект иного имущества государственной казны Российской Федерации.

Итого 1826 объектов. То есть планируется к продаже 61,87% от общего числа предприятий и организаций, находящихся в федеральной собственности.

С чем останется государство после приватизации?

Вот доля основных фондов, принадлежащих государству, если верить расчетам экономистов, составляет около 18%. Остальное - частная собственность. И вот эти 18% дают по разным подсчетам 50-70% ВВП страны. То есть «неэффективное» государственное управление все-таки эффективнее «воровского» частного управления… Зачем же тогда резать курицу, которая несет золотые яйца?

Нужно ведь понимать, что приватизация - это лишь временная мера, которая не решит кардинально ситуацию с экономикой России. Точнее, только усугубит состояние экономики, и уровень жизни обычных людей.

Чтобы представить приватизацию на бытовом уровне, представьте, что Вам срочно захотелось денег, чтобы пожить получше. Вы имеете в собственности квартиру. Вы продали квартиру в несколько раз дешевле ее реальной стоимости, ну пусть за 1 млн рублей. Полученные деньги «проедаете», и на них же снимаете чужую квартиру. Вы даже можете снимать квартиру больше по площади, в более престижном районе и т.д. Вы даже можете обедать каждый день в ресторане.

Только пройдет год-два, и Вы окажетесь в минусе, поскольку из съемной квартиры вышвырнут, а кушать что-то все равно надо. Доходы не увеличатся, но только теперь чужую квартиру снимать придется.

Так и с приватизацией федеральной собственности, только правительство продает эту квартиру, в которой живут жильцы - то есть продает и нас, обычных людей.

Нет бы наладить контроль за федеральными предприятиями, назначить туда эффективных управленцев, усилить персональную ответственность - и тогда одна годовая прибыль при грамотном управлении государственными предприятиями могла бы покрыть все доходы от приватизации 2017-2019.

Только в этом случае реально работать нужно на всех уровнях власти, а этого у нас, видимо, чиновники не любят.

Мы просим всех неравнодушных людей больше внимания обращать на процессы, происходящие рядом. И в вашем субъекте РФ готовятся к продаже предприятия. И если к этим процессам будет приковано внимание общественности - скорее всего, цена продажи объекта наверняка будет выше, чтобы не злить народ. В этом случае федеральный бюджет получит больше средств от приватизации.

Бюджет РФ в результате приватизации в 2017 году (как ожидается) в соответствии с этим Планом получит лишь 0,03-0,04% от общей суммы бюджетных доходов 2017 года . Аналогично и в последующие годы. В чем смысл этой приватизации тогда - отдать то, что еще осталось, «своим»? Просто иначе другого логичного объяснения не остается.

Но затем бюджетные поступления в казну в целом уменьшатся - доходы от госкомпаний, поступающие в бюджет, снизятся. Стоит ли оно того?

А что потом? А потом, как, видимо, рассуждают некоторые чиновники, хоть потоп.

А пока все что мы слышим - потерпите, граждане… Самое главное, что Пальмиру отбили…

1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

4. Акции открытого акционерного общества "Газпром", Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества

Закон о приватизации предусматривает, что прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Этот акт содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В нем должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ. Акции ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаются в прогнозный план на основании федерального закона.

Порядок разработки прогнозного плана утверждается Правительством РФ. Предложения о включении в него находящихся в федеральной собственности предприятий и акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, иного имущества направляют федеральные органы исполнительной власти. Такие предложения могут быть направлены также органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозного плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ.