Ношение фликеров в темное время суток. Когда же нужно носить фликер? Каким может быть фликер

В данной статье рассматриваем вопросы административной ответственности за отсутствие фликера (здесь и далее, фликер — световозвращающий элемент для пешехода): 1) правомерно ли административное взыскание? 2) каково минимальное взыскание: предупреждение или все же штраф? 3) как пешеходу обезопасить свою жизнь (здоровье) и кошелек в темное время суток? 4) как обжаловать неправомерные действия лица, ведущего административный процесс?

Поступает много вопросов о том, правомерно ли оштрафовали за фликер. Точнее — за его отсутствие. Однозначного ответа нет, так как сами ситуации разные. Но есть действующее законодательство. На него и попробуем ориентироваться.

Согласно п.17 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь 28.11.2005 № 551 (далее — ПДД), пешеход обязан:
17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;
17.2. переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, – по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода – на перекрестке по линии тротуаров или обочин);
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

За нарушение п.п.17.1 п.17 ПДД предусмотрена административная ответственность (ст.18.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З):
Статья 18.23. Hарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, –
влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

Исходя из п.п.17.1 и 17.3 п.17 ПДД , при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход ДОЛЖЕН обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). В тоже время, при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
Здесь логика законодателя не совсем понятна, ведь чтобы пересечь проезжую часть пешеход должен, неминуемо, пересечь и ее край. Соответственно, даже если вы станете доказывать, что пересекали проезжую часть дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка (в разрешенном в п.п.17.3 ПДД случае), то формально можете попасть под нарушение п.п.17.1 п.17 Правил.

Обратимся к понятийному аппарату (п.2 ПДД):
2.15. дорога – комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов;
2.34. обочина – выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами;
2.45. перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников;
2.46. пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы;
2.49. пешеходный переход – участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой;
2.55. проезжая часть дороги – элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, – для движения пешеходов;
2.63. темное время суток – промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца;
2.78. элементы дороги – одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины;

С учетом изложенного, можно сделать следующие выводы:
1) при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Соответственно движение в темное время суток по краю проезжей части дороги без фликера наказуемо (ст.18.23 КоАП);
2) движение в темное время суток без фликера по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине, не запрещено ПДД, соответственно не наказуемо;
3) п.17.2 ПДД не запрещает в темное время суток без фликера переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам – значит не наказуемо;
4) вот с пересечением проезжей части непосредственно по ней, сложнее: с одной стороны п.17.2 ПДД не запрещает в темное время суток без фликера переходить (пересекать) проезжую часть дороги по наземному пешеходному переходу (при отсутствии подземного или надземного пешеходных переходов, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен), а при отсутствии наземного пешеходного перехода – на перекрестке по линии тротуаров или обочин, а п.17.3 ПДД РЕКОМЕНДУЕТ в темное время суток надевать фликер при пересечении проезжей части дороги (в разрешенных ПДД случаях) вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка пешеходу (рекомендует, но также не запрещает движение без него). С другой стороны, пересекая проезжую часть непосредственно по ней, пешеход, как отмечалось ранее, неминуемо вынужден пересечь и ее край. А в таком случае он формально попадает под нарушение п.п.17.1 п.17 Правил. Вместе с тем, согласно ч.4 ст.2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З (ПИКоАП) сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу. Поэтому одевать или не одевать фликер в этом случае, решать вам. Можно понадеяться, что сомнения будут трактоваться в вашу пользу.

Еще несколько вопросов:
Вопрос: Ночью я шел по обочине, остановили сотрудники ГАИ, составили протокол о том, что двигался без фликера. Правомерны ли действия?
Ответ: движение в темное время суток без фликера по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке и обочине, не запрещено ПДД, соответственно не наказуемо. Поэтому в ваших действиях состав административного правонарушения отсутствует. О чем необходимо сразу же сообщить, остановившему вас лицу. Однако, если протокол все же составлен. Необходимо внимательно ознакомиться с протоколом и другими документами. Скорее всего, там будет указано – «двигался по краю проезжей части». В панику бросаться не стоит. Внести запись в протокол о несогласии с нарушением и протоколом. В протоколе опроса изложить свои объяснения. Доказательствами вашей невиновности также могут быть показания свидетелей, видеозаписи с камер наблюдения и т.д.

Вопрос: Двигалась в темное время суток по краю проезжей части без фликера, была остановлена сотрудниками ГАИ, составили протокол о том, что двигалась без фликера. При этом сообщили, что если соглашусь с нарушением, получу минимум – штраф 1 БВ. Какое административное взыскание и в каком размере предусмотрено по ст.18.23 КоАП?
Ответ: если говорить о части первой, то нарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин. Т.е., сотрудники слукавили, так как минимальное взыскание – предупреждение.

И так, чтобы пешеходу обезопасить свою жизнь и свое здоровье, а также свой кошелек от штрафа за отсутствие фликера, рекомендуем:
1) при движении в пределах дороги или рядом с ней обязательно надевать (использовать) фликер (световозвращающий элемент для пешехода);
2) периодически и внимательно читать ПДД. Особенно, что касается прав и обязанностей водителей и пешеходов, а также КоАП и ПИКоАП;
3) если уж приходится идти в темное время суток и, как назло, фликер забыли нацепить, то двигайтесь по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине. (Кстати, двигаясь по обочине, можно включить запись видео на смартфоне. Мало ли, остановят, и предъявят, что следовали вы не по обочине, а по краю проезжей части. Тогда вы и сможете аргументировать «свою правоту».);
4) ну, если уж совсем все плохо, вас остановили и объявили, что будет составлен протокол, а вы, «внимательно изучив» ПДД, КоАП и ПИКоАП объективно считаете, что ничего противоправного не совершали, то: В панику бросаться не стоит. Аргументируете свою позицию, остановившему вас лицу. Однако, если протокол все же составлен. Внимательно читаете протокол, другие документы. Вносите запись в протокол о несогласии с нарушением и протоколом. В протоколе опроса излагаете свои объяснения. Доказательствами невиновности также могут быть показания свидетелей, видеозаписи и т.д.

СПРАВОЧНО: Согласно ст.7.1 ПИКоАП, действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в порядке, предусмотренном главой 11 ПИКоАП, могут быть обжалованы в установленном ПИКоАП порядке участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.
В соответствии со ч.1 ст.7.2 ПИКоАП действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.
Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд (ч.3 ст.7.2 ПИКоАП).

Уважаемые водители и пешеходы, в рамках данной статьи никого не призываем не надевать фликеры либо использовать их постоянно. Цель – разобрать хитросплетения законодательства по данному вопросу. А носить или не носить фликеры – личный выбор каждого. Несомненно одно, в темное время суток фликер позволяет водителю на значительно большем расстоянии заметить пешехода и, при необходимости, среагировать.

Всем удачи на дорогах!

Еще пару лет назад слово «фликер» могло вызвать неподдельный интерес. Сегодня знают практически все: «Он же световозвращающий!». Но просто знать мало. За его отсутствие могут запросто оштрафовать. Кому или чему, когда и при каких обстоятельствах они необходимы?


1. Нужен ли фликер:

— собаке?

А почему нет? Неплохая идея. И хотя в Правилах дорожного движения такой рекомендации нет, такая инициатива как фликер для четвероногого друга только приветствуется! Тем более что во дворах собаки могут выгуливаться без поводка.

— детской коляске?

Безусловно. Кроме подвесок и браслетов существуют специальные наклейки (ленты) на металл. Таким образом можно обозначить все металлические части детской коляски.

— велосипедисту?

С велосипедами ситуация более понятна. Современные модели оборудованы катафотами — специальными деталями со световозвращающей способностью. Однако в сельской местности и частном секторе городов пенсионеры пользуются старыми велосипедами без световозвращателей. В таком случае следует по примеру с детской коляской оклеить металлические части специальной лентой. А самому велосипедисту в зимнее время не стоит пренебрегать светоотражающим жилетом или поясом велосипедиста (в виде подтяжек, высвечивающих латинскую букву V на груди и спине).

— свадебной процессии с гостями?

Очень интересная ситуация. С одной стороны, действительно, нарядных жениха и невесту смешно представить с фликерами. Однако пренебрегать этим не стоит. Например, по стилю подойдут подвески в виде сердца серебристого цвета.

— гужевому транспорту и наезднику?

Необозначенный гужевой транспорт опасен не столько встречному транспорту, сколько следующим за телегой автомобилям. Все-таки обязательных катафотов на ней недостаточно. Используйте как можно больше световозвращающих элементов. Наезднику рекомендуется надевать жилет.

2. Достаточно ли фликера на сумочке?

Увы, недостаточно. Почему-то забываем, что пешеход должен обезопасить себя с четырех сторон — спереди, сзади, справа и слева. Поэтому убедительная просьба носить фликеры в виде браслетов на обеих рукавах. Не помешают световозвращающие элементы и на ногах. Особенно это касается движения на загородных дорогах. Словом, чем больше, тем лучше.

3. Есть ли обязательные предписания для детей?

В Правилах дорожного движения нет разделения на взрослых и детей, есть понятие пешеход, участник дорожного движения. Думается, родители прекрасно понимают цену безопасности ребенка на улице. Тем не менее, при покупке детской верхней одежды, рюкзаков, обуви обращайте внимание на наличие вшитых светоотражательных элементов.

4. Водитель, выходя из автомобиля на проезжую часть, должен иметь фликер?

Как только вы вышли из автомобиля на проезжую часть, вы становитесь пешеходом. Поэтому, припарковавшись на обочине, прежде чем покинуть салон, подумайте, каким образом вы обозначите себя для других участников дорожного движения? В ПДД нет обязательного предписания для водителей по световозвращающему жилету, но в идеале — это лучшее решение.

5. Фликер нужен только на неосвещенной дороге?

Освещенность — не критерий! В темное время суток, как только вы ступили на проезжую часть, даже во дворе своего дома, согласно ПДД, вы обязаны обозначить себя световозвращающими элементами. Но с учетом того, что пешеходы нарушают правила перехода проезжей части, прописанные в пункте 18.3, отсутствие фликера может создать аварийную ситуацию. В интересах пешехода, переходя проезжую часть даже по переходу, обозначить свое присутствие на дороге, давая возможность водителю вовремя затормозить. И, наконец, согласитесь, нет бесконечных тротуаров, и нелогично, переходя дорогу, одевать фликеры на рукава, а снова ступив на тротуар, их снимать.

interfax.by

В последние годы наша местная ГАИ активно борется с пешеходами, которые в тёмное время суток перемещаются по городу без фликеров. Причём делает это где нужно и где не нужно. Так, например, излюбленное место ловли «нарушителей» — это часть улицы Станционной, ведущая к вокзалу.

Всё бы ничего, да участок, который инспектора избирают для своей «охоты», является с недавних пор «Жилой зоной». А вот штрафовать за «фликер» в жилой зоне не совсем правильно, о чём, кстати, неоднократно заявляли в прессе сами гаишные начальники.

Но для начала напомним нашим согражданами, что оштрафовать за фликер нас могут лишь в одном случае – когда мы идём по неосвещённой дороге в тёмное время суток. В ПДД это описано так: Пешеход обязан: п. 17.1. двигаться по тротуару , пешеходной или велосипедной дорожке , а при их отсутствии - по обочине .

В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств .

При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;

Всё! Больше нигде мы фликер надевать не должны! Только при движении по краю проезжей части . То есть – по дороге. Ещё конкретнее: по краю асфальта, если дорога – асфальтированная. Ни в парке, ни на тротуаре, ни на обочине дороги инспектор ГАИ не может привлечь нас к ответственности по ст. 18.23 КоАП РБ, по которой и штрафуют тех, кто попадается «без фликера». Кстати, помимо штрафа от одной до трёх базовых величин данная статья предусматривает и такую меру, как предупреждение. Хотя, наверняка, наши инспектора не очень охотно сообщают о такой возможности. Планы нужно выполнять!

Кстати! Переходить (пересекать) проезжую часть можно без фликера. Об этом тоже нужно знать и пресекать действия особо ретивых инспекторов, которые пытаются оштрафовать нас при попытке просто перейти дорогу – якобы, мы не обозначили себя на проезжей части. Ведь в данном случае пешеход не двигается по краю проезжей части. Об этом прямо сказано в пункте 17.3 ПДД: «При пересечении проезжей части дороги по подземному, надземному, наземному пешеходным переходам и перекресткам в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающими элементами» .

Обратите внимание: «рекомендуется», а не «обязан». Но вернёмся к нашей жилой зоне, где мостовские гаишники частенько охотятся на путешественников, которые спешат к поездам или с поездов к своим домам. Видимо, эти люди кажутся представителям правоохранительных органов лёгкой добычей, ибо с большими сумками да в спешке спорить с милицией как-то не слишком удобно. Да и знаков «жилая зона» в темноте не видно.

Так имеют ли они право штрафовать «за фликер» в жилой зоне? Давайте посмотрим в Правила. Что такое «жилая зона»?

2.21.жилая зона - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Жилая зона » и «Конец жилой зоны », а также дворовая территория, прилегающая к жилой застройке.

В данном определении нет ни слова о проезжей части. Есть некая территория, обозначенная знаками, и придворовая территория. Кстати, движения автомобилей в жилой зоне ограничивается скоростью в 20 км/ч. Не заметить пешехода при такой скорости движения даже безо всяких фликеров, согласитесь, очень трудно. Разве что двигаясь без включённого ближнего света фар, что в тёмное время суток запрещено правилами. Так зачем в жилой зоне фликер? Весьма обтекаемо, но в смысле «нет, не нужен» отвечает на этот вопрос и начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Миноблисполкома Олег Тюрин, комментируя ситуацию с фликерами: «В жилой зоне транспортному средству разрешается двигаться со скоростью не более 20 км/ч — это предписано Правилами, да и быстрее вряд ли поедешь: где из-за припаркованных на узких улочках автомобилей и трудностей при встречном разъезде, где из-за ям, где из-за «спящих полицейских», где из-за плотного пешеходного движения и т.д. В общем, водитель, двигаясь с малой скоростью, постоянно начеку, и у него ситуация «под контролем». При возникновении малейшей опасности он успевает затормозить и избежать аварии.

Что не скажешь о загородных трассах, где скорость основного транспортного потока 100-120 км/ч, это в лучшем случае».

То есть смысл высказывания понятен: в жилой зоне фликер не нужен, а вот на скоростных трассах… Но это вроде бы понятно. Хотя вот некоторым мостовским инспекторам – нет.

Впрочем, спорить с властью – себе дороже, поэтому тем согражданам, которые всё-таки передвигаются по Станционной в тёмное время суток, не обозначая себя «светоотражающими элементами», посоветую одно: сойдите всё же на обочину. То есть просто идите по грунту или травке рядом с асфальтом. Обочина не является краем проезжей части, поэтому по закону оштрафовать вас за «необозначенность» нельзя.

Если же вас всё-таки решили «привлечь», хотя вы уверены, что вы не нарушили правила, смело пишите в протоколе «не согласен», а в «замечаниях к протоколу» укажите, где конкретно вас оштрафовали (с ориентирами в виде ближайших строений и указанием места, где вы находились в момент остановки вас инспектором – на обочине, на тротуаре, на газоне). Надеяться на то, что инспектор честно и принципиально всё это напишет сам, мягко говоря, не стоит. Это, скажем так, не в его интересах. В идеале лучше всего заснять момент вашего общения с инспектором на видео, благо такая функция есть практически в любом современном телефоне. Вы имеете право без разрешения инспектора производить видеозапись, однако лишь до момента начала составления протокола. Запретить вам снимать должностное лицо никто не имеет права, даже если инспектор утверждает обратное. Ваш ответ прост – вы снимаете не его, а его незаконные действия для доказательства вашей невиновности в суде. А вот после начала составления протокола по закону требуется заявить ходатайство о видеосъёмке. Разумеется, обычно в таком разрешении отказывают. Хотя, казалось бы – чего бояться, если всё по закону?

Пешеходы намного реже, чем водители попадают в конфликтные ситуации с сотрудниками ГАИ. Ведь правил, которым должен подчиняться пешеход, гораздо меньше. И среди наиболее частых вопросов пешеходов – вопрос об обязанности обозначения себя световозвращающими элементами.
Ежедневно за отсутствие фликеров в Беларуси привлекается к административной ответственности 200–300 пешеходов, сообщает пресс-служба УГАИ МВД.
Там где не работает инстинкт самосохранения, может сработать страх потерять кровно заработанные. Однако, если за отсутствие фликера вас могут оштрафовать, то за его неправильное ношение – максимум «пожурят». А ведь световозвращающий элемент – это не оберег, его наличие само по себе не гарантирует безопасности. Водитель должен увидеть фликер – тогда он заметит вас и успеет отреагировать.
Добиться максимального эффекта от использования фликеров можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон.
Светоотражающую ленту можно завязать на рукаве или штанине, а подвеску пристегнуть булавкой к одежде. Она должна висеть на высоте колена со стороны проезжей части.
Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей – с правой и с левой стороны.
Также напомним, что световозвращающие элементы только двух цветов – белого и лимонного – проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям. Красные, синие, зеленые фликеры – малоэффективны.

Правила дорожного движения о световозвращающих элементах

Глава 4. Права и обязанности пешеходов
17. Пешеход обязан:
17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
19. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, мопед, мотоцикл без бокового прицепа, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.
Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств
141. При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для выведения его за пределы проезжей части дороги.
Устранять возникшие технические неисправности транспортного средства по возможности необходимо вне проезжей части дороги. В случае устранения технических неисправностей транспортного средства на проезжей части дороги лицам, выполняющим такие действия, рекомендуется находиться в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами.