Как узнать что в человеке нечистая сила. Как выглядит одержимый человек? Бесноватость в Библии

Инструкция

Агрессия. Чрезмерно агрессивное поведение и неконтролируемые приступы гнева могут свидетельствовать о том, что в человека вселился демон. Беспричинная раздражительность становится все более частой. Человек перестает логично воспринимать свои действия. Вспышки ненависти ко всему вокруг заставляют его совершать акты насилия. Он может ударить маленького ребенка за мелкую оплошность, разбить стакан о стену. Нервные срывы чередуются у одержимых с крайней апатией.

Припадки. Приступы эпилепсии и судороги являются проявлением одержимости демонами. Ни с того ни с сего человек, который был абсолютно спокоен, через минуту начинает биться в конвульсиях. При этом он может так неестественно изгибаться, что приводит окружающих в ужас. Все можно списать на индивидуальную гибкость позвоночника, но это не единственное объяснение.

Потеря связи с реальностью. Одержимость демонами проявляется в странном поведении людей, которые до этого вели себя абсолютно адекватно. Им слышатся голоса, они видят то, чего не могут узреть другие. Это похоже на шизофрению, но может оказаться и оккультным.

Апатия. Когда демон все больше укореняется в теле человека, последний впадает в апатичное состояние. Он бездействует, перестает ходить на работу, общаться с близкими. Затем это может перерасти в суицидальное состояние. Одержимый стремится лишить себя жизни. Обычно он пытается это осуществить через колющие и режущие предметы. В этом есть нечто сакральное. Так демон стремится окончательно ослабить волю одержимого.

Знание языков. Если предыдущие причины можно объяснить с точки зрения психологии, то это уже явно паранормальное явление. Человек, который не владел и двумя языками, неожиданно начинает изъясняться на нескольких. Чаще всего это языки, например, древняя или шумерский. Голос одержимого может меняться до неузнаваемости. Он переходит на крик, хрип, рык, звучит откуда-то издалека. Часто человек может быть одержим не одним, а несколькими демонами, поэтому они говорят на разных языках.

Брань. Наличие в речи одержимого скабрезностей и пошлостей является неотъемлемым признаком одержимости. В целом, человек становится пошлым и ведет себя неприлично. Его сексуальные нападки на других людей могут быть излишне вызывающими. Непристойное поведение обычно становится одним из последних критериев перед полным вселением демона и вытеснением человеческой личности.

Отрицание религии. На начальных стадиях одержимости человек негативно относится ко всем символам религии: крестам, Библии, святой воде. Но на последних порах демон настолько укрепляется в своей власти, что он начинает свершать святотатства над ними. Одержимый плюет на кресты, святая вода на него никак не действует.

Болезненность. На последнем этапе вселения демона человек выглядит очень болезненно. Его кожа приобретает зеленовато-серый оттенок. Глаза краснеют и слезятся. Его постоянно тошнит, ему ломит суставы. Он перестает есть, а его органы начинают постепенно отказывать. Постоянные судороги и ослабление организма приводят к летальному исходу.

Обратите внимание

В христианстве в одержимости виновными считают демонов и дьявола, а в исламе - шайтанов и джиннов.

Полезный совет

Если вы подозреваете кого-то в одержимости, стоит сразу обратиться к медиуму или священнику. Помощь одержимому нужна немедленно, иначе потом станет поздно.

Связанная статья

Источники:

  • О признаках вселения демонов и их видах

Наверное, неприятно, когда твоим телом завладевает другая сущность. И вдвойне неприятно, если эта сущность злая, иными словами – бес. Чтобы предотвратить данную неприятность, нужно знать, каким образом бес вселяется в тело человека.

Религиозное толкование

Перед тем как завладеть человеком, бесы подготавливают «почву». Они не могут вселиться в человека с чистой душой, поэтому внушают мысли греховные. Но бесы так внушают свои мысли людям, что те не замечают этого внушения. Свои мысли бесы прилагают к мыслям людей, дабы не было заметно, как греховные помыслы проникают в человеческое сознание.

Постепенно греховные мысли овладевают разумом человека. Пользуясь этим, бес может подчинить себе волю последнего, войти в его тело и управлять им. Таких людей называют бесноватыми, одержимыми или зомбированными.

Вселиться бес может не только в грешника. Иногда Господь попустительствует тому, чтобы бес вселился и в церковного, искренне верующего человека.

Признаки одержимости

Об одержимых написано множество книг и снято еще больше фильмов. Как следует из вышеизложенного, религиозное толкование одержимости выглядит как подчинение бесом воли человека.

Одержимый человек очень сильно изменяется как внешне, так и внутренне. У него могут происходить припадки ярости, случаются судороги. Бесноватые часто задумывают о самоубийстве, а еще чаще – об убийстве. Они могут разговаривать от лица того, кто завладел их телом, при этом даже на незнакомом языке.

Еще одним признаком одержимости является неприятие христианской символики. Но в данном случае речь может идти о психических нарушениях, нежели о факте внешнего вмешательства. Ведь мусульмане также не приемлют христианской символики, но это не свидетельствует об их одержимости.

В признаком одержимости считается аморальное поведение, галлюцинации, психические отклонения и частые потери сознания. Правда, в мусульман вселяются не бесы, а джинны или шайтаны, что одно и то же.

Религии или культы могут быть разными, но в любой из них внедрение в человека враждебной сущности сопровождается схожими симптомами. Одержимый не только сам страдает, но и причиняет страдания окружающим. Вселение беса оказывает губительное действие на своего носителя. При этом сущность не поедает тело изнутри физически – она питается энергией этого тела.

Как изгнать беса

Феномен вселения враждебной сущности был известен задолго до появления христианства. Жрецы, а потом священники пытались бороться с этими сущностями при помощи ритуалов, заклинаний и молитв. Правда, как показала практика инквизиторов, нет ничего более действенного, чем физическое уничтожение носителя.

Собственно, нужны были физические страдания жертвы – они их и получали. Когда инквизиторы сначала пытали, а затем заживо сжигали тело на костре, то бес получал столько энергии, что ему только и оставалось, что покинуть тело носителя перед самой его смертью.

Формы и степень этого тяжелого недуга бывают разные. Св. Диодох, епископ Фитики, пишет: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некие тёмные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховные страсти и разнообразные призрачные мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатью». Св. Диодох говорит о такой степени, когда подчиненность злым духам не имеет заметных внешних проявлений. Такой вид зависимости характерен почти для всех людей, не имеющих духовной жизни или проводящих её крайне невнимательно. Заметным беснование становится тогда, когда демоны овладевают сознанием и волей человека, а через это и телом. И здесь степень и виды этого недуга бывают весьма различными. В Евангелии описывается страшное состояние одержимости, в котором находился гадаринский житель: он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:2-6). Священный текст открывает нам и причину столь бедственного положения. В нем был легион злых духов. Римский легион насчитывал от 4000 до 6000 воинов. Этим словом, по-видимому, указано не число, а неисчислимое множеств, бесов, мучивших человека. Но даже один бес может причинять много мучений. Отец, пришедший к Иисусу, говорит о своем больном сыне: он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15).

Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии (Мф.8:28), от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 32).

Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк.8:35).

Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи - диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота (Мф.12:22), глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк.9:25).

Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).

Конечная цель демонов – разрушить внутреннюю духовную жизнь. Если она в человеке никогда не начиналась, то воспрепятствовать ей. По словам преподобного Нила Синайского: «У диавола этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией».

Верующий не должен малодушествовать и склоняться к бесобоязни. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс.90:1). Демонам не дана власть вредить по произволу. Только живущий постоянно в грехе без покаяния, гордо отвергающих помощь Божию или зараженный лжеучениями, не имеет защиты. «Итак ясно, нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в представленном им владении» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 24).

Все знают о том, что одержимая бесом личность представляет серьезную опасность. Человек сам не ведает, что творит. При этом нечистая сила подводит его к совершению плохих поступков.

Многим приходилось слышать о том, что бывают случаи, когда в человека вселяется нечистая сила. При этом бесы способны завладеть как телом человека, так и его душой. С момента подселения посторонней сущности он как бы перестает принадлежать самому себе и совершает нехорошие поступки.

Как узнать беса по поведению человека или любым другим признакам? Настораживать должно любое кардинальное изменение поведения личности. Если человек ранее был спокойным и рассудительным, а стал нервным и агрессивным — это серьезный повод для того, чтобы заподозрить одержимость. Конечно, вовсе не обязательно, что в человека вселилась нечистая сила. Возможно, у него что-то случилось, что так сильно повлияло не его отношение к окружающим.

Одним из самых главных признаков одержимости является появление припадков. На человека внезапно может что-то найти и он начинает биться в конвульсиях. При этом у него появляется просто нечеловеческая сила. В таком состоянии его очень сложно удержать. Бывали случаи, когда в приступе одержимости с хрупкими девушками не могли справиться несколько крепких мужчин. Одержимый человек не просто бьется в истерике, но и издает при этом весьма странные звуки. В некоторых случаях эти звуки напоминают рев зверя. Всем присутствующим при таком припадке становится по-настоящему страшно. На лице одержимого человека в приступе бешенства появляется гримаса, напоминающая звериный оскал.

Даже в обычном состоянии выражение его лица, голос, повадки меняются. В некоторых случаях близкие даже не могли узнать голос одержимого. Настолько он менялся. Если в человека вселяется бес, то он начинает неадекватно реагировать на священнослужителей. Как правило, он сторонится их, а в церкви он может разразиться громким смехом. Смех без причины также является одним из признаков одержимости. Окружающие начинают замечать, как с лица человека не сходит какая-то странная и пугающая улыбка.

Есть еще один верный способ узнать, что же на самом деле является причиной странного поведения человека. Нужно подойти к нему поближе с зажженной церковной свечой. Если свеча начнет трещать и искриться, — в человека вселилась нечистая сила. Когда бесы овладевают человеком, они овладевают его душой и телом. При этом окружающие могут заметить изменения, которые будут с ним происходить. Как правило, человек начинает сильно худеть. Это происходит даже в тех случаях, когда аппетит его неуемно растет. Дело в том, что при одержимости нечистой силой бесы высасывают из людей жизненную энергию. Это может также проявляться виде апатии, появления головных болей.

Вселение бесов обязательно нужно лечить. Вернуть человека к нормальной жизни поможет изгнание нечисти. Такой обряд может проводить только священнослужитель. Нечистая сила боится служителей церкви, но просто так покидать тело посторонние сущности не хотят. Обряд изгнания бесов достаточно сложный. Человек начинает вести себя при этом неадекватно. Изгнание нечисти сопровождается устрашающими криками и припадком. После того, как обряд будет совершен, люди возвращаются к нормальной жизни и даже не понимают, как такое могло произойти именно с ними.

Перед тем, как распознать беса, необходимо вспомнить, каким был человек до предполагаемой одержимости. Как правило, вселение нечистой силы способно кардинально поменять характер в худшую сторону.

За всю историю человечества было зафиксировано много случаев, когда люди вели себя странно, разговаривали не своим голосом, бились в конвульсиях и так далее. Считается, что такое поведение свидетельствует о том, что в человека вселился демон.

Что такое одержимость?

Когда в человека вселяется дьявол или демон, то говорят об одержимости. Подселение может произойти намерено и в таком случае говорят об одном из видов порчи. Еще одержимость – это результат неправильно проведенного ритуала. Подселение может произойти, если ослабленный энергетически человек попадет в проклятые места. Пик распространения бесноватости приходится на Средние века. Есть три группы одержимых людей:

  1. Первыми управляют буйные или агрессивные демоны.
  2. Вторые живут вместе с бесом противоречия или лукавым.
  3. Третьи имеют неуравновешенный характер и могут быть как «овечкой», так и «волком».

Одержимость в психологии

Официальная наука полностью отрицает возможность подселения к человеку разных демонов. Одержимость – это психическая болезнь, которая называется какодемономанией. Чаще других припадкам подвержены люди, которые имеют зависимости, являются пассивными, открытыми или впечатлительными. В большинстве случаев они легко поддаются влиянию других людей. Известный психолог назвал какодемономанию неврозом, при котором человек сам придумывает для себя демонов, а они являются результатом подавления желаний.


Одержимость – болезнь или проклятие?

Ученые, которые считают, что никаких демонов нет, многочисленные симптомы одержимости объясняют конкретными заболеваниями. При этом стоит заметить, что часто врачи не могут медицинскими методами помочь людям с подобными проблемами.

  1. Одержимость с научной точки зрения является проявлением эпилепсии, при которой возникают конвульсии, потеря создания и человек ощущает контакт с нематериальными вещами.
  2. Такой симптом, как резкие скачки настроения от эйфории до депрессии, свойственен для биполярного аффективного расстройства.
  3. Еще одно заболевание, которое можно спутать с одержимостью – синдром Туретта. В результате расстройства нервной системы наблюдаются множественные моторные тики.
  4. Известно в психологии и такое заболевание, как расщепление личности, это когда в одном теле находится несколько личностей, которые показывают себя в разные периоды. В результате один человек проявляется, как разные люди со своими вкусами, привычками и характером.
  5. Еще одно сравнение – одержимость или , поскольку при заболевании возникают галлюцинации, бред и проблемы с речью.

Признаки одержимости человека

Если произошло подселение сущности, тогда жизнь человека начинает меняться. Сначала симптомы проявляются редко и не так сильно, но со временем все усугубляется. Основные признаки одержимости демоном:

  1. Бесы могут разговаривать устами человека, проклиная окружающих или призывая их отречься от Господа, причем использоваться могут не только известные языки, но и звериные рыки.
  2. Одержимые люди могут заниматься пророчеством, летать, видеть духов и так далее.
  3. Бесы придают человеку огромную силу, и он может рвать железные цепи, перемещать тяжелые предметы и отпихивать даже сильных мужчин.
  4. Одержимый может или деградировать, или наоборот проявлять повышенный уровень интеллекта.
  5. Происходят нарушения сна, человек часто видит кошмары и чувствует, будто кто-то наблюдает или даже ходит по телу.

Как выглядит одержимый человек?

Если в человеческом теле живет какая-то сущность, то это непосредственно отражается на его внешности.

  1. Происходит своего рода усыхание организма в результате полного истощения.
  2. Быстро теряется вес и наблюдается дистрофия, а происходит это из-за того, что человек либо ест мало, либо полностью отказывается от еды. Это сопровождается другими последствиями: усталостью, слабостью, головными болями и так далее.
  3. Если интересует, как понять, что человек одержим бесами, тогда стоит знать, что один из явных признаков – изменение глаз, которые становятся мутными, хоть зрение и остается прежним.
  4. Изменяется и цвет кожи, которая становится более темной. Этот симптом является очень страшным.

Признаки одержимости бесами в православии

Священнослужители указывают, что главный признак наличия демонов в человеке – нетерпимость ко всему, что имеет отношение к Господу. Даже разговоры о вере у него будут вызывать неприятные чувства. Одержимые боятся священников, освященных предметов, разных святынь и так далее. Верующие утверждают, что признаки одержимости бесами проявляются в разных , поскольку демоны повреждают ум человека. Они способны наводить на своих жертв много известных и неизвестных болезней.

Какие чувства испытывает человек при одержимости?

Поскольку научно возможность подселения демонов не доказана, остается полагаться на свидетельства людей, которые уверяют, что в них жили демоны.

  1. Ощущается постоянное присутствие какой-то сущности внутри, которая постоянно пытается подавить мысли и слова.
  2. Люди одержимые бесами слышат голос, который заставляет делать неприемлемые вещи и всеми возможными способами подчиняет.
  3. Есть свидетельства, что жертвы ощущали или прилив сил и хотелось свернуть горы, или наоборот, их упадок и казалось, будто приближается смерть.

Реальные случаи одержимости

Известно огромное количество свидетельств о людях, которые были подвержены атаке темных сил. Некоторые из них являются лишь плодом фантазии, но есть истории, имеющие документальные или фото подтверждения.

  1. Клара Германа Целе . В Южной Америке проживала Клара, которой было 16 лет. В 1906 году на исповеди она сказала, что чувствует внутри демона. Сначала ей не поверили, но состояние девушки с каждым днем ухудшалось. Были документально зафиксированы свидетельства людей, которые слышали, что она разговаривала не своим голосом и вела себя неадекватно. Ритуал экзорцизма проводится в течение двух дней.
  2. Роланд Доу . В перечень людей, которые были одержимые демонами, входит и этот мальчик, история которого произошла в 1949 году. Он развлекался со спиритической доской, и через несколько дней умерла его тетя. Пытаясь связать с ней, Роланд заменил, что вокруг происходят странные вещи: тряслась икона Иисуса, слышались разные крики, летали предметы и так далее. В дом пригласили священника, и он увидел, как летают и падают предметы, тело мальчика покрывается разными символами и так далее. Было проведено 30 сеансов экзорцизма, чтобы достичь выздоровления. Существует более 14 документальных свидетельств того, как кровать с мальчиком парила в воздухе.
  3. Аннелиза Михель . Одержимость этой девушки начала проявляться, когда ей исполнилось 16 лет. Ей поставили диагноз эпилепсия, но лечение было бесполезным. Состояние девушки ухудшалось и в 1975 году, был проведен первый ритуал экзорцизма. Было проведено 70 обрядов и 42 из них записаны на диктофон. Спасти Аннелизу не удалось.

Как помочь одержимому человеку?

Если неожиданно человек стал вести себя странно и в нем проявляется бесноватость, важно не растеряться и создать все возможные условия, чтобы одержимый не причинил вред себе и окружающим. Есть несколько советов, как вести себя с одержимыми людьми:

  1. Не нужно провоцировать бесноватого человека и вызывать в нем агрессию, поскольку он не отвечает за свои действия. Лучше соглашаться со всем, что он говорит, контролируя ситуацию.
  2. Лучше всего уложить одержимого на кровать или посадить на диван. Следует по максимуму ограничить его передвижения по комнатам, чтобы он не навредил себе.
  3. Постарайтесь успокоить человека, чтобы он как можно быстрее вернулся в нормальное сознание. Если приступ спровоцировал какой-то предмет, например, икона, то уберите его подальше.

Как избавиться от одержимости?

Издавна главными борцами с нечистой силой являются священнослужители, которые проводят обряды экзорцизма. Не все могут выполнять эту миссию и есть специальные церковные школы, где обучают таинствам проведения обрядов, чтобы убрать одержимость. Есть магические ритуалы, которые можно проводить самостоятельно, не имея какой-либо подготовки, главное, соблюдать все правила и верить в их силу. Одержимые люди должны попросить, чтобы обряд провели близкие люди, которые имеют друг с другом плотную связь.

  1. Для ритуала следует подготовить воду, которую стоит набрать из чистого водоема во время утренней зари. Придя домой, поставьте ее на ровную поверхность, зажгите рядом свечу, купленную в церкви. Прочитайте над водой семь раз заговор №1.
  2. После этого необходимо сильно зевнуть и три раза сказать заговор №2, чтобы убрать одержимость.
  3. Когда последние слова будут произнесены, повернитесь через левое плечо, дуньте, плюньте и обрызгайте заговоренной водой одержимого. Оставшуюся жидкость нужно дать ему выпить. Можно проводить этот ритуал и на самого себя.

Молитва от одержимости

Есть специальный молитвенный текст, который можно использовать, чтобы изгнать демона. Читать его необходимо в полном одиночестве, в противном случае демон может перейти к другому человеку. Важно обязательно надеть нательный крест, как бы демон внутри не противился. Молитва от одержимости должна повторятся в моменты, когда нечисть проявляется. Текст необходимо повторять до тех пор, пока состояние не улучшится. Важно не поддаваться влиянию демона и продолжать читать молитвенный текст. Когда бесы будут изгнаны, необходимо обязательно поставить себе православную защиту.


Книги про одержимость демонами

Тема является популярной, поэтому в книжных магазинах можно найти несколько достойных книг на эту тему.

  1. «Изгоняющий дьявола» У.П. Блэтти . История рассказывает о жизни киноактрисы, которая замечает, что поведение ее дочери изменилось и в итоге она видит в ней признаки одержимости дьяволом.
  2. «Энциклопедия колдовства и демонологии» Р.Х. Роббинс . В этом произведении собрано и систематизировано много информации, связанной с демонами и Дьяволом.

Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский , наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее».

Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы.

Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты?

Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает.

Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу.

В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью.

Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека.

Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю»iii. Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский , – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко».

«Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан).

И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин .

Это же подтверждает святитель Феофан Затворник : «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек».

Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться.

Протоиерей Григорий Дьяченко , известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир ». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках.

Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться».

В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди…

Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам.

Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса.

И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).

Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.

о. Константин Пархоменко