Что теперь делать при дтп. Что делать в случае дтп

Согласно статистике, ежегодно в России происходит более 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий различной степени тяжести, а значит от попадания в ДТП не застрахован ни один автомобилист.

Именно поэтому каждый водитель должен быть готов к худшему, и от его собранности будет зависеть дальнейшее развитие событий, особенно если авария случилась серьезной. Что же может потребоваться от автомобилиста в случае ДТП?

Не покидайте место происшествия

Попав в серьезное ДТП, некоторые водители находятся в состоянии шока и невольно или целенаправленно пытаются покинуть место аварии. По закону это делать запрещено, поэтому если вам не требуется срочная медицинская помощь, то нужно взять себя в руки и дождаться приезда гаишников.

Покидать место происшествия не стоит даже если авария произошла пустяковая, и никто из участников ДТП не пострадал. В подобных случаях дорожные полицейские могут объявиться далеко не сразу, а могут и вовсе не объявиться, попросив участников аварии зафиксировать ДТП и его последствия на фото или видео, а затем самостоятельно подъехать к ближайшему посту ДПС или подразделению ГИБДД.

Включите аварийные сигналы

Первым делом после ДТП от водителя требуется активировать аварийку. Этим действием автомобилист оповестит других участников движения об опасности, предоставив им возможность заранее сбросить скорость и безопасно объехать пострадавшую в аварии машину.

Также следует установить аварийный знак, причем в населенных пунктах разместить его нужно на расстоянии 15 метров от транспортного средства, а вне населенных пунктов — на расстоянии 30 метров.

Вызовите скорую / полицию, оповестите страховую компанию

Если в ДТП кто-то пострадал, то нужно сразу вызвать медиков и попробовать оказать первую помощь самостоятельно. В экстренных случаях пострадавших можно доставить в ближайшее лечебное учреждение на попутном транспорте.

Оповестить об аварии следует и сотрудников ГИБДД. Сделать этом можно по единому номеру вызова экстренных служб — «112», а затем дежурный звонок необходимо сделать и в свою страховую компанию.

Не стойте на проезжей части

Некоторые водители после ДТП сразу же выходят из машины и начинают звонить по телефону, при этом осматривая со стороны степень нанесенных автомобилю повреждений. Делать это на проезжей части не стоит, поскольку другие участники движения могут вовремя не заметить вышедшего на дорогу человека и сбить его.

Уберите автомобили с проезжей части

При небольших авариях пострадавшим в ДТП водителям необходимо как можно быстрее убрать свои машины с проезжей части, обеспечив другим участникам дорожного движения свободный проезд. Однако не стоит забывать, что перед тем как сделать это — следует зафиксировать место аварии на фото или видео.

Заметим, что снимать стоит не только пострадавшие в ДТП автомобили, но и место ЧП, а именно дорожные знаки, светофоры и разметку. В будущем по этим фотографиям водитель сможет нарисовать детальную схему аварии, плюс они пригодятся и при посещении страховой компании.

Не пытайтесь самостоятельно регулировать движение на месте ДТП

В случаях, когда убрать поврежденные автомобили с проезжей части не представляется возможным, некоторые участники аварии начинают самостоятельно регулировать движение на участке, полагая, что таким образом они помогают другим автомобилистам проехать место аварии, однако делать этого нельзя.

Регулировать движение имеют право лишь сотрудники дорожной инспекции, тогда как подобные действия со стороны водителей могут спровоцировать еще одну аварию.

Самостоятельное оформление ДТП

Если в аварии пострадало только два автомобиля, при этом сумма ущерба не превышает 100 000 рублей, то водители могут договориться друг с другом и оформить ДТП без вызова ГИБДД, при этом фиксация аварии происходит с помощью специального приложения для смартфона или системы ЭРА-Глонасс (при наличии оной).

Это называется «европротокол», при этом для Москвы и Санкт-Петербурга действуют расширенные возможности, согласно которым оформление ДТП без полицейских возможно даже при ущербе на сумму до 400 000 рублей и наличии разногласий между участниками аварии.

Участники аварии могут самостоятельно оформить ДТП, особенно если они оба торопятся продолжить движение и ждать полицию для них не вариант. Но если разговор не заладился или сумма ущерба превышает указанное значение, то без сотрудников ГИБДД здесь не обойтись.

Страховые данные

В ожидании сотрудников, попавшие в аварию водители могут обменяться информацией для страховой компанией, заполнив бланк-извещение о ДТП. Последний выдается вместе с полисом ОСАГО, при этом владельцы электронной страховки могут получить его в любой страховой компании или же распечатать самостоятельно, скачав из интернета.

У других участников ДТП нужно узнать ФИО, номера телефонов и номера полисов ОСАГО. Лучше всего будет сфотографировать удостоверения личности, однако далеко не все люди разрешат сделать это. Также стоит записать личные данные свидетелей аварии (если таковые имеются).

Побеседуйте с сотрудниками ГИБДД

Когда полицейские наконец-то приедут на место аварии, следует проявить активность и не допустить, чтобы инспектор ГИБДД оставался наедине с виновником аварии, так как последний вполне может переложить ответственность на вас.

Кроме того, не лишним будет продемонстрировать сотрудникам полученные в аварии повреждения и убедиться, чтобы все они были отмечены в протоколе. Если инспектор что-то упустил, то корректно поправьте его. Желательно, чтобы он также сделал пометку о возможном наличии скрытых повреждений.

Нарисуйте схему ДТП

При оформлении ДТП по европротоколу необходимо нарисовать схему аварии, однако последняя может пригодиться и в ряде других случаев. На данной схеме стоит не только изобразить попавшие в ДТП машины, но и нарисовать перекрестки, разметку и имеющиеся на участке дорожные знаки и светофоры.

Если вас незаконно признают виновником аварии, то детально нарисованная схема ДТП пригодится вам при общении со страховой компанией или в суде.

Отметьте погоду и состояние дороги

Для отчета гаишникам и сотрудникам страховой компании не лишним будет запомнить и погодные условия во время ДТП. Не исключено, что именно благодаря этой информации и будет выявлен истинный виновник аварии.

Помимо погоды, также стоит уделить внимание состоянию дорожного покрытия. Возможно, дорога на месте аварии находится в плохом состоянии (например, покрыта коркой льда или усеяна ямами и трещинами), а значит виновником ДТП могут оказаться и дорожные / коммунальные службы. По закону именно последние отвечают за качество дорожного полотна.

Не наговорите лишнего

Сразу после аварии участники ДТП нередко устраивают «разбор полетов». В столь стрессовой ситуации главное не наговорить лишнего, так как в последствии невольно брошенные вами словам могут быть обращены против вас.

К примеру, некоторые водители сразу же начинают обвинять в аварии одного из автомобилистов. Нередко последний «ломается» под давлением и признает свою вину, хотя на деле может оказаться, что он как раз не виновен.

Однако слово не воробей, и в дальнейшем подобное признание вины может сыграть против водителя во время разбора аварии, а также при оформлении выплаты в страховой компании.

Не хотите невольно быть признанным виновником аварии и остаться без страхового возмещения — не говорите лишнего и не поддавайтесь на провокации. Пусть зачинщика аварии выявляют те, кому это положено по должности.

Порой на месте аварии также образуются группы людей, дающих автомобилистам советы различной степени полезности. Впрочем, разговоров с не участниками ДТП водителям тоже лучше избегать.

Не платите денег и не подписывайте никаких бумаг

В последние годы на дорогах все чаще стали происходить автоподставы, когда недобросовестные автомобилисты имитируют аварию, а затем вынуждают другого водителя признать свою вину и на месте расплатиться за якобы нанесенные повреждения.

С этой схемой знакомы многие, однако с недавних пор на месте таких импровизированных ДТП также стали появляться посредники, предлагающие выкупить право требования страхового возмещения или «юристы».

Последние подсовывают попавшему в аварию водителю на подпись различные документы. Будучи растерянным после ДТП, автомобилист может невольно подписать одну из таких бумаг, тем самым дав свое согласие на предоставление различного рода услуг. Естественно, платных.

Не отказываетесь от медицинской помощи

После аварии участники ДТП нередко отказываются от медицинской помощи, не чувствуя боли из-за шока. Однако отсутствие болевых ощущений вовсе не означает, что с вами все в полном порядке.

Не исключено, что при столкновении была получена травма головы, а это уже серьезный риск здоровью и жизни, поэтому если медики предлагают вам проехать в больницу для более тщательного осмотра, то отказываться не стоит.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) может случиться с любым водителем, даже при наличии большого опыта вождения и аккуратности при управлении автомобилем. Особенно часто столкновения происходят в крупных городах с интенсивным движением автотранспорта. Именно поэтому каждый водитель должен знать, как правильно вести себя в этой неприятной ситуации.

Первые действия и как себя вести

Что делать при ДТП по новым правилам? Если водитель стал участником дорожной аварии, вне зависимости от виновности или невиновности следует предпринять следующие действия:
  • остановить транспортное средство. Если скрыться с места происшествия, то водитель может быть лишен права управления автомобилем на срок до 1,5 года (). Водитель имеет право покинуть место до приезда сотрудников автоинспекции с целью немедленного доставления пострадавшего в лечебное учреждение. После этого водителю необходимо вернуться на место аварии и продолжить действовать далее;
  • включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки , который должен находиться в автомобиле. Аварийный знак выставляется на расстоянии 15 м от транспортного средства, если ДТП произошло в пределах населенного пункта и в 30 м от автомашины, если авария случилась вне города или иного населенного пункта. Эти действия направлены на привлечение внимания других участников движения с целью предупреждения дальнейших столкновений;
  • вызвать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия и скорую помощь, если кому-либо из пострадавших требуется медицинская помощь;
  • самостоятельно, до приезда инспекторов, собрать контактную информацию о свидетелях происшествия. Эти данные могут потребоваться, если компетентным органам не удается установить виновность той или иной стороны. Информация о свидетелях состоит из ФИО человека, адреса проживания и номера телефона.
Далее оформление дорожной аварии производится сотрудниками автоинспекции при содействии водителей и свидетелей. После составления всех документов рекомендуется в кратчайшие сроки извести страховую компанию, с которой заключен договор на обязательное () или добровольное () автострахование с целью получения страховой выплаты.

Без пострадавших и повреждений

Нередко, особенно при затрудненном движении на проезжей части, случаются мелкие ДТП, при которых отсутствуют пострадавшие и сильные повреждения транспортных средств. В этой ситуации оформить происшествие можно . В соответствии с правилами оформлять аварию европротоколом можно, если соблюдаются следующие условия:
  • участниками происшествия стали два транспортных средства. Следует учесть, что автомобиль, дополненный прицепом, является одним транспортным средством;
  • в результате столкновения не пострадали люди или иные предметы;
  • между участниками столкновения отсутствуют разногласия по поводу основных аспектов аварии, в том числе и виновности;
  • размер компенсации, требуемой для восстановления пострадавшего автомобиля, не превышает 50 000 рублей ;
  • у обоих водителей имеются действующие полиса ОСАГО. Это одно из главных условий оформления ДТП без автоинспекции.

Бланк европротокола выдается в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО и заполняется участниками аварии самостоятельно. При заполнении бланка необходимо указать:

  • место и время совершения ДТП;
  • количество автомобилей, принимающих участие в происшествии и количество пострадавших;
  • марки, модели и номера транспортных средств – участников в происшествии;
  • VIN номера автомобилей и реквизиты регистрационных свидетельств;
  • данные о водителях (ФИО, адрес проживания, дата рождения, реквизиты водительского удостоверения, телефон для связи);
  • реквизиты полиса ОСАГО, включая наименование страховой организации, с которой заключен ;
  • , включая место первого удара;
  • полученные повреждения;
  • дополнительные комментарии.

Правильно заполненный европротокол является основанием для получения страховой выплаты.

Если участник скрылся

Если по каким-либо причинам водитель скрылся с места ДТП, что делать в такой ситуации? В первую очередь не надо поддаваться панике и впадать в шоковое состояние. Действуйте строго по указанной выше схеме. Сотрудники автоинспекции, прибывшие на место дорожной аварии, проведут собственное расследование с целью получения какой-либо информации о втором участнике столкновения.
Если в дальнейшем виновник будет найден, то получить страховое возмещение можно в страховой компании. Если виновник не обнаружен, то получение компенсационной выплаты производится через РСА (Союз Автостраховщиков России).

Если ты виноват

Ввиду сильного эмоционального состояния после дорожной аварии, многие водители не способны правильно оценить ситуацию и признают свою виновность в происшествии. Поэтому при взаимодействии с сотрудниками автоинспекции рекомендуется:
  • правильно и четко изложить собственную позицию по поводу ДТП;
  • проверить, учтены ли в составленных документах основные аспекты происшествия (требования разметки и дорожных знаков, сигналы светофора, наличие ям или иных посторонних предметов на проезжей части и так далее);
  • не подписывать документы, в которых указана виновность. Будет лучше, если водитель сможет разобраться со всеми факторами в спокойной обстановке и при .
Помните, что не получает страховой компенсации на ремонт транспортного средства.

Если невиновен

Если при рассмотрении дорожного происшествия установлена вина другого водителя, то пострадавшая сторона имеет право на получение компенсации от страховой компании, необходимой для полного восстановления поврежденного автомобиля. Для этого необходимо:
  • соблюсти все условия, указанные выше (остановиться, вызвать ГИБДД и так далее);
  • известить страховую компанию о получении повреждений. Как правило, на это действие отводится 1 – 3 дней. Первичное извещение может быть произведено по телефону или через официальный сайт страховой организации;
  • в течение указанного в договоре времени в страховую предоставляются документы о происшествии, которые состоят из справки о ДТП, протокола и постановления об административном правонарушении. Дополнительно потребуются: оригинал страхового полиса, паспорт и права водителя.
Если вред причинен не только имуществу, то и людям (водителю, пассажирам), то предоставляются справки из лечебного учреждения.
Далее проводится экспертная оценка полученных повреждений и выплачивается страховая компенсация.

Со смертельным исходом

Дорожные аварии со смертельным исходом чаще всего происходят в условиях недостаточной видимости на проезжей части. Если виновность водителя в смерти человека будет установлена, то он может быть подвергнут уголовной ответственности. Поэтому при аварии со смертельным исходом рекомендуется:
  • немедленно вызвать скорую помощь и сотрудников Госавтоинспекции;
  • если пострадавший сразу после столкновения живой, то попытаться оказать первую помощь. Это может спасти человеку жизнь;
  • пройти освидетельствование на состояние опьянения. Сотрудник автоинспекции в подобных ситуациях обязан не только составить документы о дорожной аварии, но и отвести водителя в специализированное учреждение (чаще всего наркодиспансер) для проведения исследования.
После составления всех документов и обследования водитель может быть отпущен домой под подписку о невыезде. Во время расследования проводятся:
  • трассологическая экспертиза, в результате которой устанавливается место соприкосновения человека или пострадавшего автомобиля с транспортным средством виновника;
  • автотехническая экспертиза, которая устанавливает скорость движения автомобиля, исправность транспортного средства и иные существенные факторы.
Водителю рекомендуется привлечь к расследованию опытного автоюриста, который в некоторых ситуациях может помочь снизить наказание. На решение суда по поводу ответственности за смерть человека будут влиять такие факторы, как:
  • установленная скорость;
  • погодные условия;
  • качество дорожного покрытия;
  • наличие/отсутствие опьянения;
  • возможность избегания столкновения и так далее.
Судебная практика показывает, что при полностью избежать ответственности не получится, но некоторые факторы могут повлиять на степень наказания.

Пешеходу

Если дорожная авария произошла с участием пешехода, то водитель обязан:
  • действовать в соответствии с и , то есть остановиться, включить аварийную сигнализацию и так далее;
  • при необходимости помимо ГИБДД на место происшествия вызывается скорая помощь. До момента приезда врачей надо оказать первую помощь пострадавшему;
  • далее рекомендуется привлечь свидетелей происшествия или собрать контактные данные очевидцев аварии.
Если пешеход в силу каких-либо причин, например, испуга, скрылся с места происшествия, то не стоит пускаться в погоню или заниматься розыском самостоятельно. Правильнее будет дождаться сотрудников ГИБДД и сообщить все обстоятельства по аварии.
Пешеход, так же как и водитель имеет право на получение страховой выплаты. Для этого в страховую компанию виновника ДТП направляются все документы, составленные правоохранительными органами. Второй способ получения компенсации – обращение в суд. В этой ситуации выплата будет производиться за счет собственных средств виновной стороны. Если в установлена виновность именно пешехода, то водитель пострадавшего автомобиля так же имеет право на получение компенсационной выплаты, которая производится страховой организацией.

Если у пострадавшего нет страховки

В силу изменений в законодательстве об обязательном автостраховании (ОСАГО), а именно из-за увеличения стоимости страхового полиса, некоторые автовладельцы предпочитают эксплуатировать автотранспорт без страховки. Что делать в такой ситуации? В первую очередь на место происшествия необходимо вызвать сотрудников автоинспекции, так как в противном случае в страховой выплате будет отказано. Далее производится по всем правилам, описанным ранее. Выплата пострадавшей стороне будет произведена страховой организацией, которая впоследствии может самостоятельно предъявить судебный иск виновнику аварии.

Стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП

Что делать при ДТП на парковке или в ином другом месте для получения страховой выплаты? Стоит ли самостоятельно проводить независимую экспертизу? После рассмотрения обстоятельств дорожной аварии сотрудниками правоохранительных органов необходимо предоставить все документы в страховую компанию, чтобы получить компенсацию полученного ущерба. Размер страховой выплаты определяется на основании результатов экспертной оценки, которая проводится квалифицированным сотрудником страховой компании или в иной компетентной организации, с которой заключен договор на обслуживание.
Если результаты экспертизы и начисленная к выплате сумма полностью устраивают автовладельца, то проводить экспертизу самостоятельно не требуется.
Если, по мнению владельца автотранспорта, начисленная компенсация меньше реальной суммы, требуемой для проведения ремонтных работ, то автовладелец должен:
  • обратиться в независимую компанию по проведению оценки полученных повреждений, то есть самостоятельно провести экспертизу;
  • подать в страховую компанию письменную претензию, к которой приложить результат экспертизы;
  • в случае необходимости обратиться в суд.
Таким образом, проводить экспертизу самостоятельно требуется только при наличии спора со страховой компанией по поводу суммы страховой выплаты. При этом следует учесть, что проводить какие-либо ремонтные работы нельзя.

Что делать после получения справки

Справка о дорожном происшествии выдается сотрудником автоинспекции после фиксации ДТП и рассмотрения обстоятельств произошедшей аварии непосредственно на месте происшествия. Отказ в выдаче этого документа по каким-либо причинам, например, отсутствие бланка, неправомерен. В отражается следующая информация:
  • дата и время происшествия на проезжей части. В последней редакции документа указывается не только адрес, но и координаты Глонасс;
  • ФИО и реквизиты водительских прав участников ДТП;
  • реквизиты автомобилей – участников столкновения (марка, модель, государственный номер, номер свидетельства о регистрации);
  • реквизиты страховок ОСАГО и наименование страховых компаний, выдавших документы;
  • информация о пострадавших (при их наличии);
  • описание полученных автотранспортными средствами повреждений.

Документ должен содержать дату составления, подпись составителя и печать органов внутренних дел. Без этих составляющих документ считается недействительным. Справка о дорожной аварии входит в пакет документов, необходимых для получения страховой выплаты. То есть готовый документ передается сотруднику страховой компании вместе с письменным заявлением.

Как быть, если извещение не заполнили

Согласно правил, дорожная авария может быть оформлена:
  • европротоколом, если выполнены все условия, указанные выше;
  • сотрудниками автоинспекции, которые обязаны выдать справку о ДТП, протокол и постановление об административном правонарушении.
Эти документы имеют одинаковую силу и необходимы для получения страховой выплаты.
Если на место дорожного происшествия были вызваны сотрудники ГИБДД, то заполнять извещение самостоятельно не требуется.
Однако бывают ситуации, когда представитель страховой организации при принятии заявления на страховую выплату требует предоставление и этого документа. В таких обстоятельствах извещение можно заполнить самостоятельно, без участия второго водителя, а требуемые данные получить из документов выданных Госавтоинспекцией. Если сотрудники правоохранительных органов на место дорожной аварии не вызывались, то заполнение является обязательной процедурой, так как в противном случае получить компенсацию ущерба не получится. Что делать, если одна из сторон – участниц ДТП отказывается заполнять европротокол? Можно поступить одним из следующих способов:
  • вызвать на место аварии ГИБДД и составить все документы в их присутствии. Такой способ является предпочтительным, так как полностью исключает возможность возникновения спора с автостраховщиком;
Кроме этого у второй стороны могут возникнуть некоторые проблемы, например, если водитель скрылся с места ДТП, то он может быть лишен водительских прав.
  • заполнить извещение в одностороннем порядке, а в замечаниях указать, что вторая сторона отказалась в составлении документа. При этой ситуации могут возникнуть проблемы с получением страховой выплаты и вопрос о компенсации, скорее всего, будет решаться в суде.
Чтобы максимально снизить риск получения отказа, к расследованию страхового случая можно привлечь свидетелей происшествия.
Таким образом, при столкновении с другим транспортным средством, пешеходом или при получении повреждений на парковке каждому водителю рекомендуется не поддаваться панике и корректно составить все документы о дорожном происшествии. В дальнейшем по предоставленным документам можно будет получить страховую выплату.

Видео: ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ АВАРИИ

Что нужно сделать сразу после ДТП?

Е сли произошла авария, нужно немедленно первично обезопасить себя и других участников движения от дальнейших последствий. Для этого нужно:

  • заглушить двигатель, выключить зажигание;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки: согласно ПДД, он ставится как минимум в 15 метрах перед автомобилем в городе и в 30 метрах – за городом, но нужно учитывать конкретные условия (видимость, изгибы дороги), чтобы при необходимости установить знак на большем расстоянии;
  • убедиться в отсутствии пострадавших: если они есть, незамедлительно вызвать скорую помощь и при наличии возможности и навыков оказать первую помощь.

Не будет лишним при наличии возможности найти свидетелей ДТП и записать их контактные данные.

Как оформлять ДТП?

Основных вариантов оформления ДТП два. Первый – это так называемый европротокол: он позволяет оформить ДТП без вызова сотрудников полиции. Подробно о том, как оформить ДТП по европротоколу мы рассказывали в , а здесь напомним ключевые условия. Так, для регистрации происшествия по упрощенной схеме нужно, чтобы:

  • в ДТП не было пострадавших;
  • в ДТП был нанесен ущерб не более чем 2 автомобилям;
  • все участники ДТП (один или оба) имели действующий полис ОСАГО;
  • участники ДТП не имели разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также нанесенных автомобилям повреждений;
  • нанесенный ущерб не превышал 50 тысяч рублей, а для ДТП, произошедших в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях – 400 тысяч рублей (при условии фиксации ДТП при помощи фото- или видеосъемки, а также системы ГЛОНАСС).

Если хотя бы одно из указанных выше условий не соблюдается, нужно действовать по второму сценарию: вызывать сотрудников полиции и заполнять извещения о ДТП в их присутствии. В этом случае выплаты по ОСАГО ограничены только максимальной суммой в 400 тысяч рублей.

Составляйте схему максимально точно, записывайте в обстоятельства и примечания все нюансы и детали, которые кажутся вам важными, и помните о том, что внесение изменений в извещение о ДТП после того, как в нем расписались оба участника, уже невозможно. Кроме своего экземпляра извещения о ДТП каждый из участников ДТП должен получить от инспектора копию протокола об административном правонарушении, а также копию постановления по делу об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.

Можно ли убирать машины с места ДТП?

Пункт 2.6.1 ПДД уточняет порядок действий водителей при аварии, в которой нет пострадавших и разногласий относительно виновника ДТП. В таком случае водители должны подробно заснять на фото или видео место происшествия, а также полученные автомобилями повреждения, после чего убрать их с дороги, если они мешают движению:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».

В последние годы в Правила дорожного движения внесены существенные изменения, касающиеся поведения водителей после аварии. Нововведения в закон о ДТП призваны упростить процедуру оформления и ускорить устранение препятствий на дороге после происшествия. В этой статье будут детально расписаны алгоритмы, подсказывающие, как действовать по новым правилам, если произошло ДТП в 2020 году по ОСАГО.

Что нужно делать, если попал в ДТП - первоочередные обязанности водителей

Для каждой подобной ситуации в законе прописаны правила, которые необходимо соблюдать. Порядок действий виновника и потерпевшего в случае ДТП без пострадавших регламентируется пунктами 2.5, 2.6.1 ПДД. Первоочередные меры после столкновения перечислены в п. 2.5 Правил:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил;
  • не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

По ПДД знак аварийной остановки выставляется на расстоянии, позволяющем другим водителям своевременно заметить препятствие. Оно не может быть меньше 15 метров в населенных пунктах, и меньше 30 м за городом (п. 7.2 ПДД РФ).

После выполнения обязательных процедур, водителям следует оценить результаты столкновения. Что делать дальше, зависит от наличия пострадавших в аварии:

  1. При причинении авария . Убрать машины с дороги участники аварии обязаны только в том случае, если невозможно движение других транспортных средств. Освободить проезжую часть следует после фиксации последствий аварии.
  2. Если при ДТП никто не ранен и не умер, а автомобили препятствуют движению, водители обязаны освободить дорогу, не дожидаясь приезда полиции. Положение автомобилей, знаки, светофоры и другие объекты дорожной инфраструктуры предварительно фотографируются или снимаются на видео.

При отсутствии пострадавших участники ДТП самостоятельно решают вопрос о привлечении полиции. Новые ПДД разрешают водителям покинуть место аварии без уведомления ГИБДД.

4 варианта оформления ДТП

Пункт 2.6.1 Правил дорожного движения регулирует поведение водителей после аварии, в которой причинен только имущественный вред. Он допускает 4 варианта развития событий:

  1. Разъехаться, уладив все претензии на месте происшествия;
  2. Проехать до ближайшего полицейского поста для оформления ДТП;
  3. Позвонить в ГИБДД и следовать инструкциям дежурного;

Первые два способа не предусматривают участие инспекторов дорожной полиции. В третьем и четвертом случае оформлением аварии занимаются сотрудники ГИБДД. Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.

Разъехаться без оформления документов по ДТП


Оформлять бумаги о происшествии теперь не обязательно, когда участникам происшествия они не нужны. Такая ситуация может возникнуть, если:

  • вред, причиненный имуществу, незначителен или отсутствует;
  • виновный возместил пострадавшему ущерб на месте;
  • участники урегулировали вопрос дальнейшего возмещения вреда без привлечения полиции и страховой компании, например, виновный написал расписку на сумму ремонта машины пострадавшего лица.

Оформление аварии по Европротоколу

Европротокол - процедура оформления бумаг по ДТП для страховой компании без дорожной инспекции. Так же называют , подаваемое страховщику, заполненное водителями в этом процессе. Использовать Европротокол можно только при выполнении ряда условий (ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО»):

  • в аварии участвовало два автомобиля;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • нет пострадавших;
  • ущерб причинен только имуществу участников;
  • между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия;
  • не превышает лимит выплат по Европротоколу.

Количество автомобилей на дорогах увеличивается и влечет рост числа аварий. Каждый водитель должен быть готов к такому инциденту и знать, что делать, если попал в ДТП. Любое дорожное происшествие – стресс, однако нужно постараться выполнить хотя бы основные важные действия.

После столкновения водитель должен остановить машину, заглушить двигатель и выставить знаки. В населенном пункте он ставится за 15 м., за его пределами – за 30.

  1. Автомобиль двигать нежелательно до приезда ГИБДД. Если он создает затор, препятствует движению согласно ПДД, его можно передвинуть. Но предварительно нужно составить схему, подписанную всеми участниками ДТП.
  2. После остановки авто следует выяснить, есть ли пострадавшие и нужна ли кому-либо медицинская помощь. Если был совершен наезд на человека, перемещать его не нужно. При отсутствии знаний о том, как оказывать неотложную помощь, голову пострадавшего рекомендуется зафиксировать в поднятом положении, подложив под нее валик, сумку. Перевозка, изменение положения тела может усугубить его состояние. Если ДТП произошло в городе, рекомендуется дождаться приезда экстренных служб. Если авария случилась за его пределами, следует действовать по ситуации, предварительно позвонив по номеру 112.
  3. После оказания помощи пострадавшим следует вызывать на место аварии ГИБДД. Если виновник предлагает договориться без оформления, принимать это предложение нужно осторожно. Никогда не нужно соглашаться на такой вариант, если в результате аварии пострадали люди. В остальных случаях правила допускают без вызова дорожных служб.

Для этого нужно:

  • составить схему. Ее подписывают оба водителя;
  • записать свидетелей, которые слышали признание вины второго водителя или его согласие на восстановление либо видевших передачу денег;
  • согласовать стоимость ущерба и сроки выплаты денег.

Брать водительское удостоверение в залог бессмысленно, поскольку водитель может заявить о его утрате и получить новый документ. В этом случае без свидетелей доказать его вину затруднительно.

  1. Поиск свидетелей и очевидцев. Нужен, когда отсутствует видеорегистратор или из записи нельзя сделать однозначного вывода о виновном лице. Фиксировать имена и контакты людей, видевших, как происходило столкновение, рекомендуется сразу. Иначе они разойдутся и разъедутся. Как правило, свидетелями становятся другие водители, пешеходы, ожидавшие сигнала для перехода, проходившие мимо.

Легче всего зафиксировать автовладельцев – достаточно записать номер автомобиля. Если речь идет о водителе городского транспорта, то потребуется номер маршрута и транспортного средства.

При отсутствии свидетелей дать пояснения смогут пассажиры, находившиеся в машине в момент ДТП.

  1. Возможно, потребуются услуги эвакуатора. Вызывать его следует уже после фиксации происшествия.
  2. Если водитель попал в аварию, он может вызвать аварийного комиссара. Обычно выезды специалистов практикуются при покупке КАСКО.

Действия после приезда сотрудников ГИБДД

Информацию о ДТП нужно давать правдивую. В любом случае на основании экспертного исследования и свидетельских показаний будет установлен истинный виновник, поэтому запутывать и вводить в заблуждение сотрудников ГИБДД не нужно.

Рекомендуется оказать посильную помощь в восстановлении всех деталей произошедшего. Сотрудники дорожной службы производят необходимые замеры, фиксируют следы торможения, место их нахождения, длину и рисуют схему ДТП с привязкой к местности. Схему нужно проверить, правильно ли на ней отражено положение авто, направление его движения. Если показания водителей расходятся, то указывается два варианта.

Поэтому от водителя требуется рассказать о ходе его движения, предпринятых действиях, указать на важные обстоятельства происшествия.

Итогом выезда инспекторов является оформление справки о ДТП, схемы и протокола об административном правонарушении. Если имеются пострадавшие, то дополнительно проводится осмотр автомобиля, акт и справка освидетельствования. С содержанием каждого из этих документов нужно внимательно ознакомиться, если есть дополнения или замечания, попросить их внести. Только после этого можно ставить свою подпись. Подпись не предполагает согласия с написанным, но свидетельствует о том, что водитель ознакомлен с содержанием. Если же он несогласен, это вносится в документ. Особенно важно при оформлении протокола.

Осмотр места и составление документов занимает около двух часов. Дальнейшее оформление происходит в отделе ГИБДД.

Оформление материалов

Для этой процедуры попавшие в аварию водители приглашаются в ГИБДД. Там от каждого потребуется составить письменные объяснения. Они должны быть максимально подробными. Можно ссылаться на пункты ПДД и указать на нарушение со стороны другого водителя, к примеру, в маневрировании, неправильном перестроении.

В объяснения можно вписать данные о свидетелях или очевидцах, которые могут подтвердить изложенную позицию.

После оформления всех схем и подписания документов водители получают назад водительские права или временное удостоверение (срок действия 30 дней). Тому автовладельцу, которые признан виновным, выдается копия протокола.

После составления протокола в течение 10 дней комиссия рассматривает материалы дела и выносит свое решение. Если водитель считает, что его вины в произошедшем нет, то ему нужно позаботиться о доказательствах. Также допускается составить заявление о повторном рассмотрении. На его основании будет проведена дополнительная проверка.

Возмещение ущерба

Ответственность водителей должна быть застрахована. Если автомобиль попадает в ДТП, водитель должен оповестить страховую компанию. Она организует осмотр автомобиля и определяет стоимость восстановительного ремонта.

По полисам, купленным до 28 апреля 2017, возможна выплата денежной компенсации. Для всех остальных будет организован ремонт. В отдельных случаях, когда у виновника , возмещать причиненный ущерб он будет из собственного бюджета.

Если в аварии пострадали люди, и им требуется лечение, то суд может обязать виновного водителя компенсировать причиненный ущерб. Кроме того, страховая компания не возмещает моральный ущерб.

Если водитель попал в ДТП и знает, что делать, он не создает паники и разрешает вопросы в порядке их важности. Ни разу не попадавшим в аварию водителям бывает сложно собраться, однако сделать это необходимо. Особенно если есть пострадавшие.