План-конспект урока «Количественные числительные. Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды количественных числительных" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему "Количественные и порядковые числительные".

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №40 с УИОП» г. Воркута Евграфова Виталина Анатольевна .

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая .

Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения

Цель: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;

Задачи:

Образовательная:

совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

Развивающая:

развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы; обогащать словарный запас, развивать связную речь

Воспитательная:

воспитание интереса к изучению русского языка, в оспитание коммуникативных качеств личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс». М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. - Москва: Просвещение,2008 г., презента ция по теме урока, карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Чисел.

II. Проверка домашнего задания.

1.Разминка. Вопросы на повторение .

Что такое числительное?

На какие группы делятся имена числительные?

На какие группы они делятся по составу?

2. Цифровой диктант . Учитель показывает карточки с числами. Учащиеся записывают числительные прописью.

12, 60, 300, 27, 800, 15, 199, 708, 80.

Проверка. Назвать простые и составные числительные.

3. Давайте немного поиграем. Отгадывание ребусов.

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

Игра «Третий лишний»

Какие разряды числительных вы знаете?

Числительные, обозначающие целые числа

Дробные числительные

Собирательные числительные

Двадцать рублей

Четверо друзей

Пятнадцать градусов

Одна пятая пути

Десять яблок

Три седьмых метра

Семеро мальчиков

Четверо медвежат

Пять седьмых реки

I II . Актуализация знаний.

Исследование материала.

1.Грамматико – орфографическая пятиминутка.

Задание: из записанных слов выпишите только имена числительные, обозначающие порядок при счёте и отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

Семидневный, шестнадцатый, красивый, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, шестиклассник, семьдесят, третье, двадцать первая

(Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками).

А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.

Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.

Физкульминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик тихо сесть.

I V. Формирование новых знаний и умений

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.

1.Просклонять числительное и прилагательное с существительным: третья комната и большая комната

И.п. третья комната; большая комната

Р.п. третьей комнаты; большой комнаты

Д.п. третьей комнате; большой комнате

В.п. третью комнату; большую комнату

Т.п. третьей комнатой; большой комнатой

П.п. о третьей комнате; о большой комнате

Учащиеся формулируют правило : порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

2. Подобрать к числительным существительные.

Пятый … (м.р., ед.ч.)

Пятая … (ж.р., ед.ч.)

Пятое … (ср.р., ед.ч.)

Пятые … (мн.ч.)

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

3. Работа с теоретическим материалом.

Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196.

V. Закрепление умений.

1.Выборочное списывание. Выпишите пословицы с порядковыми числительными, определите падеж.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.

Третий лишний.
Первое слово дороже второго. Первый блин комом

V I . Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, я предлагаю вам заполнить анкеты.

Анкета для учащихся.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен\не понятен

VII . Домашнее задание. Тест

1. Укажите имя числительное:

1) семь;2) семерка;

3) удвоить.

2. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

1) В этом доме одиннадцать этажей.

2) Пятерка - очень хорошая оценка.

3. Укажите порядковое числительное:

1) золотой;2) цветной;

3) десятый.

4. Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.

1) два;

2) два брата.

5. Определите, каким членом предложения является словосочетание пять лет: Пять лет на солдатских плечах лежала война.

1) подлежащее;

2) дополнение;

3) обстоятельство.

6.Порядковые имена числительные изменяются:

1) по падежам, родам, числам;

2) по падежам, по родам.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А.С.Пушкин

Задачи:

  1. Развитие умения распознавать разряды количественных числительных(целых, дробных, собирательных); выработка умения изменять их.
  2. Организация деятельности учащихся по применению имеющихся знаний; выделение существенных признаков; конкретизация знаний; включение в деятельность по воспроизведению и оперированию знаниями.
  3. Расширение знаний о числительных.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Запись самого большого числительного на доске (перед уроком).

Придуманное составленное числительное (например, у него два корня: первый - как у существительного “пятак”, второй - как у существительного “десятка” - 50).

3. Фронтальный опрос.

Что такое числительное?

На какие разряды делятся числительные?

Когда пишется мягкий знак?

4. Орфографическая работа.

На доске слова с орфограммой “Написание мягкого знака”.

Нянчит, кровельщик, семьдесят, меньше, ветви, пятьсот пятьдесят пять, гвоздик, сельдь, семьдесят, шестнадцать, возьмешь, пятнадцатый, восемьсот восемьдесят восьмой, скворечник, обезьяна.

5. Новая тема. Расширение знаний о числительных.

Обезьяна. Помните мультфильм “38 попугаев”?

У нас сегодня есть возможность помочь мартышке измерить удава.

Один удав равен двум вторым или четырем четвертым удава.

Один удав = 38 попугаям.

А если еще два попугая? (Получится 40)

А знаете, как появилось число “40”?

Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур – набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.)

А сколько же попугаев в одном удаве?

Один попугай = одной тридцать восьмой удава.

Один удав = пяти мартышкам.

Одна мартышка = одной пятой удава.

Один удав = двум слоненкам

Один слоненок = одной второй удава.

Ребята, а как в математике называются числа 1,2,3?... (Целые)

А одна вторая, одна пятая? (Дроби)

Так и в русском языке. Целые и дробные.

Сколько животных пытались измерить удава? (Трое)

Сколько их всего на экране? (Четверо)

Такие числительные называются собирательными.

Мы помогли измерить и удава, и попугая, и слоненка, и мартышку. Заодно узнали, на какие разряды делятся количественные числительные. Давайте сверимся с учебником (чтение параграфа).

Наш удав со своими друзьями живет в Африке. У нас есть текст, в котором ведется рассказ об Африке.

Чтение текста.

Африка. Площадь материка - 30 300 000 км². Крупнейший остров - Мадагаскар. Его площадь - 587 000 км². Самая высокая точка Африки - вулкан Килиманджаро (5 895 м). Самая нижняя - озеро Ассаль (-153 м).

В Африке 55 стран. Площадь Судана - 2 505 800 км². Судан - самое большое государство Африки по площади.

Африка - это материк, который уступает по величине только Евразии. Здесь находится всем известная пустыня Сахара. Осадков больше всего выпадает в бассейне реки Конго (до 3000 мм), а минимум (менее 300 мм) наблюдается в пустыне Сахара.

Экваториальный пояс – это постоянно влажный и жаркий климат. Африку пересекают Северный и Южный тропики. Летом экваториальные муссоны приносят обильные осадки, а зимой – сухую жаркую погоду. Летние температуры всего 20,5 °С, а зимой 15,2 °С. Саванны и редколесья на материке занимают примерно 40,1%.

Из растительности в Африке распространены фикусы, пальмы, древовидные папоротники, эбеновое дерево, баобаб, зонтичные акации, мимозы, древовидные молочаи. Встречаются лавр и разные виды дубов, пиния. Из птиц можно встретить нектарниц, турако, птиц-носорогов, страусов, ткачиков, венценосных журавлей, птицу-секретарь, марабу, стервятников и т.д. Среди беспозвоночных распространены лягушки, змеи (питоны, мамбы), в реках водятся крокодилы. В Африке много копытных животных, таких как жирафы, буйволы, антилопы, газели, зебры, носороги, слоны. Из хищников: львы, гиены, гепарды, шакалы. Много обезьян: павианы, гориллы, мартышки, шимпанзе.

Выписать из текста числительные в три столбика: Целые Дробные Собирательные

Сверить записи со смарт-доской

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Гуманитарно – экономический колледж

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

теоретического занятия

Дисциплина: «Современный русский язык»

Тема: Разряды числительных. Стилистические свойства и особенности

употребления числительных.

Специальности: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»

семестр: II

курс: I

группа: 114.

Талдыкорган – 2017 г.

Составил преподаватель

______ Нурлан Н. Р.

«___» __________ 20__г.

Количество часов – 2

Цели занятия:

обучающая: прививать знания учащихся по теме занятия;

находить в предложениях имена числительные.

развивающая: развить аналитизм мышления, речь, память, кругозор

учащихся.

воспитательная: воспитывать любовь к изучаемому предмету.

Тип обучения: комбинированный.

Оснащение: 1. Учебное пособие по русскому языку для студентов

неязыковых вузов. КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова,

Алматы, 2009г.;

2. Учебник по предмету «Русский язык для 10 класса, авторы

У. А. Жанпейс, Ш. Т. Кожакеева. Алматы «Мектеп», 2014г.

3. Классификатор специальностей, карточки, таблица.

Что должен освоить студент: роль и разряды числительных числительных,

а также его правописание в речи; лексико –

грамматические признаки числительных;

Что должен уметь студент: использовать имена числительные в речи и

находить их в предложениях; уметь писать

числительные в предложениях.

План занятия: 1. Организационный этап – 3 мин.

2. Актуализация – 20 мин.

3. Изложение нового материала – 30 мин.

4. Закрепление нового материала – 15 мин.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Этап информации о домашнем заданий – 5 мин.

7. Комментирование оценок – 2 мин.

I . Организационный этап

Приветствие. Проверка присутствующих на занятий. Запись на доске даты и названия темы занятия.

II . Актуализация

Проверка домашнего задания

(устный опрос учащихся по предыдущей теме занятия)

III . Изложение нового материала

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой? который?

В русском языке есть количественные (один, два, пять), порядковые (первый, второй, третий) и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро) числительные.

Количественные числительные определяют количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Числительные один, два, одно согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

Числительное два относится к существительным мужского и среднего рода. Числительное две относится к существительным женского рода. Остальные числительные не изменяются по родам:

Например: три аппарата, три открытия, три карты, два аппарата,

два открытия, две карты.

В числительных 5 – 20, 30 мягкий знак (Ь) пишется в конце числительного, в числительных 50 – 80 и 500 – 900 – в середине слова.

Числительные могут быть:

1. простыми, состоящими из одного слова: 2 – два, 100 – сто;

2. сложными , состоящими из двух корней: 50 – пять – десять, 200 – двести;

3. составными , состоящими из нескольких отдельных числительных:

2 202 – две тысячи двести два.

Простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются как существительные 3 – го склонения. В родительном, дательном и предложном падежах от 11 до 19 в окончании пишется буква и : к одиннадцати часам.

У числительных 40, 90, 100 две формы:

И., В. сорок, девяносто, сто.

Р., Д., Т., П. сорок а , девяност а , ст а .

У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

К количественным числительным относятся слова полтора, полтораста . Полтораста обозначает количество предметов, равное ста пятидесяти.

Дробные числительные называют не целые числа. Они обычно состоят из двух частей – количественного числительного (числитель дроби) и порядкового числительного (знаменатель дроби).

Например: две третьих, три пятых.

Задание 1: составьте с данными словосочетаниями предложения; напишите

числительные прописью.

50 карточек, 70 элементов, 300 граммов, 700 метров, 900 километров.

Задание 2: Перепишите, раскрывая скобки и заменяя числа словами.

Укажите числительные с Ь в конце и середине.

12 (приборы, открытия), 10 (наброски, таблицы), 500 (грамм, метры), 15 (килограммы, литр), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 127 или 220 (вольты), площадь в 870 (гектары), расстояние в 430 (километры).

V . Подведение итогов занятия

1. Что такое имя числительное?

2. На какие виды делятся имена прилагательные? Приведите примеры.

3. Как склоняются имена числительные.

4. Расскажите о правописании имен числительных.

VI . Этап информации о домашнем заданий

2. Подобрать материалы из СМИ из сети Интернет о своей специальности.

VII . Комментирование оценок

Конспект урока по морфологии, 6 класс

Преподаватель МАОУ «СОШ № 5 г.Челябинска»

Петухова С.С.

2013-2014 учебный год

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цели урока:

    Обучающая цель:

      1. познакомить с разрядами количественных числительных

        учить определять разряд количественного числительного;

        повторить («сверхзадачи»):

    правописание Ь в числительных и для смягчения согласных в середине слова;

    постановку знаков препинания при обращении;

    правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением путем подбора сложносокращенного слова;

    понятие ФЕ;

    изученное в разделе «Имя числительное»;

4. расширить лексический запас учащихся за счет новых лексем и ФЕ.

    Развивающая цель: развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, классифицировать, делать выводы, развивать связную грамотную речь.

    Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка, к изучению родного языка, понимать учительное зерно народной мудрости, зафиксированной в народном слове - пословицах, поговорках, крылатых словах.

Тип урока: урок изучения нового материала по морфологии.

Оборудование:

    справочник,

    толковый словарь, ученические словари,

План урока:

    1. Орфографическая зарядка............................................................................2 минуты

      Проверка домашнего задания и опрос работающих у доски....................5 минут

      Изучение нового материала:

      • предварительная беседа.............................................................2 минуты

        работа с материалом для наблюдений......................................2 минуты

        работа с таблицей в справочнике..............................................4 минуты

4. Закрепление:

    устное морфологическое упражнение......................................5 минуты

    диктант с грамматическим заданием.........................................7 минут

    устный распределительный диктант......................................... 2 минуты

5. Словарная работа...........................................................................................5 минут

6. Задавание на дом...........................................................................................2 минуты

7. Итоги урока....................................................................................................4 минуты

Ход урока

1. Орфографическая зарядка.

У: Запишем сегодняшнее число. Двадцатое февраля. Классная работа. Обозначим орфограммы в записи числа. Как можно охарактеризовать числительное, исплдбзованное для записи числа?

Д: Двадцатое - числительное простое, порядковое.

У: Выполните морфемный разбор этого слова. Обратите внимание на выделение суффикса числительного. Вспомните правила выделения корня и суффикса в слове.

Образец записи числа после обозначения орфограмм.

Двадцатое февраля (февраль).

Классная (какая?) работа (прораб).

Образец выполнения морфемного разбора.

д в а д ц а т о е 2 - числ.

2. Проверка домашнего задания и опрос :

    работа проверяющих;

    проверка выполнения письменного домашнего задания.

Один ученик записывает на доске колонку «Ь в середине числительных» с обозначением орфограммы. При проверке формулирует правило.

Второй ученик выписывает на доску составленные предложения, графически объясняя постановку знаков препинания, и выполняет морфемный разбор.

Остальные по цепочке читают колонку «Ь для обозначения мягкости», объясняя условия выбора орфограммы.

Образец выполнения домашнего задания (упр. 354)

семьдесят

восемьдесят

шестьсот

пятьдесят

возьми польза сельдь

помощник нянчить вскользь

четырьмя кочка почка

письмо меньше восьмой

седьмой каменщик

помощник - сущ., (г//ж//щ)

Дима, сложи восемьсот и пятьдесят.

Пожалуйста, одолжи мне семьдесят рублей, Катя!

3. Изучение нового материала .

Предварительная беседа.

У: Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

Д: Мы изучаем морфологию.

У: Что изучает морфология?

Д: Морфология изучает слово как часть речи.

У: Сейчас мы продолжаем узнавать новое о числительном. На какие две большие группы делится имя числительное? Что обозначают числительные каждой группы?

Д: Имена числительные бывают количественными, если обозначают количество предметов, и порядковыми, если обозначают порядок предметов при счете.

Работа с материалом для наблюдений, записанным на доске.

Материал для наблюдений.

семь десятых

семьдесят

семидесятый

У: Прочитайте слова, записанные на доске. К какой части речи они принадлежат?

Д: Это числительные.

У: Какие из них порядковые, а какие количественные?

Класс определяет, один из учащихся подписывает.

Материал для наблюдений после определения группы числительных.

семь десятых к

семьдесят к

семидесятый п

седьмой п

У: Но все количественные числительные в нашем примере разные. Какое количество предметов они обозначают?

Д: Целое число (семь, семьдесят), дробное число (семь десятых).

У: А семеро?

Учащиеся рассматривают таблицу в справочнике, узнают о целых, дробных и собирательных числительных, их морфологических признаках, приводят свои примеры на каждый разряд.

Таблица в справочнике.

Разряды числительных

обозначают целые числа

2, 110, 3860

обозначают дробные числа

3 4 2 2,1 5,4

5 11 7

обозначают несколько предметов как единое целое

трое, семеро, четверо

обозначают порядок предметов при счете

первый, шестой, сорок первый

2. Состав

числитель - количественное числительное, знаменатель - порядковое числительное в Р.п.

две пятых, семь восьмых

3. Изменение (склонение)

один, два - изм. по числам, родам, падежам;

другие - по падежам

при склонении изменяются обе части

три пятых - тремя пятыми

склоняются как прилагательные во множественном числе

четверо - четверых (ср. веселых)

Изменяются по родам, числам, падежам. Простые: склоняются как прилагательные (на пятом этаже).

Составные: склоняется последнее слово (на тридцать пятом этаже)

4.Употребление в речи

У составных числительных склоняются все слова, из которых оно состоит

семь десят - семидесяти

И=В полтора часа, полторы минуты

Р=Д=Т=П полутора часов, полутора часам, полутора часами, о полутора часах

С собирательными числительными не сочетаются:

1. сущ. жен. рода (две девочки)

2. сущ, обозначающие единичные неодушевленные предметы (два стола),

3. названия взрослых животных (два медведя)

5. Образование

Й- : два - дво[йэ]

Ер- :пять - пятеро

десять - десятеро

1. от количественных числительных пять - пятый

2. сложением: триста - трехсотый

3. от количественных при помощи другого корня: один - первый

6. Синтаксическая роль

Двое друзей пошли в кино.

А кино мы встретили троих одноклассников.

Я сижу за первой партой.

Я, Иванов Сережа, родился первого января 1991 года.

4. Закрепление.

    Упражнение № 356 - устно.

Исправить ошибки в распределении числительных по разрядам. Разъясняются причины ошибок.

Образец таблицы после исправления.

Числительные,

обозначающие целые числа

Дробные

Собирательные

Семнадцать рублей Тринадцать походов

Двадцать два градуса

Восемь груш

Одна пятая сада

Две десятых урожая

Пять седьмых пути

Три четвёртых метра

Трое суток Четверо малышей

Двое очков

Пятеро друзей

    Запись под диктовку с грамматическим заданием.

Записать предложения под диктовку, определить разряд количественных числительных. Образец записи.

собир. целое целое целое дробн.

Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь - один раз отрежь. К одной

дробн.

седьмой прибавить пять седьмых.

У: Число 7 не простое. Оно с древних времен считалось священным и было весьма распространено. Сколько дней в неделе? Что такое святая седмица? Это не случайно! Вспомните пословицы, поговорки, крылатые выражения, где бы упоминалось число 7.

Д: Семь чудес света.

До седьмого пота.

Семь пядей во лбу.

Семь верст до небес.

Семь верст киселя хлебать.

Быть на седьмом небе.

Семь пятниц на неделе.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Спустить семь шкур.

Объясняется значение каждой фразеологической единицы.

Записать три ФЕ и определить разряд числительного.

3. Физминутка. Устный распределительный диктант.

Если прозвучит целое числительное - хлопок над головой, дробное - дробь ногами, собирательное - подружитесь с соседом, пожмите друг другу руки.

Ц С Д С С Ц С Д Д

Семь, трое, три пятых, двое, десятеро, пять, пятеро, одна пятая, две

седьмых, одна девятая.

5. Словарная работа.

У: К какому разряду числительных относится числительное тысяча?

2. Справочник на странице 56 - рассказ о разрядах количественных числительных.

Дается инструктаж по выполнению упражнения.

7. Итоги урока.

У: Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Д: Количественные числительные делятся на три разряда: целые, дробные, собирательные.

У: Выяснить, насколько хорошо вы научились отличать числительные одного разряда от другого, а также насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков, нам поможет игра «Третий - лишний!»

1. Два, две шестых, вдвое - (наречие).

2. Двое, двумя, двойка - (сущ.)

3. Двадцать два , двенадцать, два - (составное).

4. Четыре шестых, четверо, четвертый - (порядковое).

5. Сорок четыре , сороковой, четвертый - (количественное).

6. Шесть , семеро, девятеро - (целое).


Пиликина Валентина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей № 1 г. Кунгура

Урок русского языка в 6б классе

Тема урока : «Разряды количественных имен числительных».

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, конверт с заданиями для групповой работы.

Цель урока : знакомство с отличительными признаками разных разрядов имен числительных, формирование навыка классификации количественных имен числительных на целые, дробные и собирательные.

Задачи:

    выявить степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени числительного как части речи, делении на количественные и порядковые, простые и составные;

    формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;

    научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи количественные имена числительные, определять их разряд, отличать от порядковых;

    развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.

Ход урока

    Мотивация (слайд № 1)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. Этим мы сегодня и займёмся на уроке.

    Актуализация знаний.

1. Чтение письма (слайд №2)

Ребята, мне на электронную почту пришло письмо с пометкой: «Для учеников 6«б» класса лицея №1».

Учитель зачитывает содержание письма.

«Ребята! Мы откроем вам тайну. Многие части речи так любят маскироваться под имя числительное, что трудно определить, где здесь числительное, а где существительное, прилагательное, глагол, наречие. А вы хорошо знаете все признаки имени числительного? Помогите нам отыскать имена числительные. Особые приметы: характер точный, тесно связаны с числами и счетом. Ждем вашей помощи!!! С уважением, числа».

2. Работа с текстом Ученики читают текст(слайд № 3) .

Задание классу:

Найдите в тексте имена числительные, аргументируйте свое мнение. Дайте характеристику имен числительных.

Вот и закончились XXII зимние Олимпийские игры в Сочи. Российские спортсмены заняли первое место в общекомандном медальном зачете, завоевав тринадцать золотых, одиннадцать серебряных и девять бронзовых медалей.

Первую медаль в копилку нашей команды закинула конькобежка Ольга Граф.

Трижды российский шорт-трекист Виктор Ан выигрывал «золото».

Фигуристка Аделина Сотникова впервые в женском одиночном катании поднялась на высшую ступеньку пьедестала.

Тринадцатую золотую медаль сборной России принесла четвёрка Александра Зубкова, победившая в соревнованиях по бобслею.

Настоящим триумфом для сборной России стала лыжная гонка на пятидесятикилометровом масс-старте. Победу одержал Александр Легков, Максим Вылегжанин финишировал вторым, а замкнул тройку сильнейших Илья Черноусов.

Предполагаемый ответ (слайд № 4)

Двадцать вторые игры (порядковое, составное), первое место (порядковое, простое) , тринадцать золотых (количественное, простое) , одиннадцать серебряных (количественное, простое), девять бронзовых медалей (количественное, простое) , первую медаль (порядковое, простое ), тринадцатую золотую медаль (порядковое, простое), вторым (порядковое, простое).

Все это имена числительные, так как обозначают количество предметов или порядок предметов при счете, отвечают на вопрос сколько? который по счету?

(Слайд №4)

Почему не являются именами числительными другие слова? Обоснуйте свой ответ.

Трижды - наречие; выигрывал сколько раз? как часто? обозначает признак действия)

Впервые – наречие; завоевала когда? признак действия)

Одиночном – прилагательное; в катании каком? признак предмета)

Четверка – имя существительное; принесла что? обозначает предмет)

Пятидесятикилометровом – прилагательное; масс-старте каком? признак предмета)

Тройку – имя существительное; замкнул что? обозначает предмет)

III . Постановка проблемы.

    Побуждение к осознанию противоречия

Ответьте на следующие вопросы, запишите ответы.

Сколько месяцев в году? (двенадцать)

Сколько учеников сидит за одной партой? (два, двое)

А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину яблока. Какую часть яблока вы съели? (одну вторую, ноль целых пять десятых).

Двенадцать, два, двое, одну вторую, ноль целых пять десятых.

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос (сколько?) и обозначают число, количество предметов).

Что у них общего? (Количественные)

Все эти числительные количественные, но они отличаются друг от друга. Как думаете, почему? (Обозначают разные числа или одинаковые, но по-разному)

2. Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока.

Какой у вас возникает вопрос?

Какими бывают количественные числительные, на какие группы делятся.

Какова будет тема нашего урока?

Предполагаемый ответ

Разряды количественных имен числительных.

Записываем в тетради тему урока (слайд № 5).

Учитель

Что нам надо узнать, чтобы решить эту проблему, чему мы должны научиться? (формулируют цели урока).

Предполагаемый ответ

Узнать, на какие разряды делятся количественные имена числительные;

Опознавать в устной и письменной речи разряды количественных числительных, отличать их от порядковых.

IV . «Открытие» детьми нового знания (слайд № 6)

    Поиск решения проблемы (открытие нового знания) обучающимися

Работа в группах (7-10 минут)

Мы находимся в лаборатории «Имя числительное». Все вы в данный момент младшие научные сотрудники лаборатории. Вас ждут научные открытия.

(Слайд № 7)

Перед вами схема классификации числительных, которую мы составляли на первом уроке по теме «Имя числительное». Она отражает всю информацию о числительных, которой вы владеет на данный момент?

Нет. В схеме не указаны разряды количественных числительных. Результатом вашей работы и будет открытие новых знаний «Классификация количественных имен числительных»

Разряды числительных

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕЫЕ

ПОРЯДКОВЫЕ

сто тридцать пятый

сто тридцать пятый

Задание группам (слайд № 8)

Разделите количественные имена числительные на группы.

По какому принципу вы разделили числительные именно на такие группы?

- Сколько групп у вас получилось?

Семь, пятьдесят, пятеро, одна восьмая, пять целых одна десятая, двести, трое, три, три четвертых, шестеро, две пятых, четверо, восемь миллионов.

    Выступление каждой группы о классификации количественных имен числительных (слайд № 9)

Семь одна восьмая пятеро

Пятьдесят пять целых одна десятая трое

Двести три четвертых шестеро

Три две пятых четверо

Восемь миллионов

- Все ли группы так распределили имена числительные? Если у вас так же, поднимите зеленую карточку. Если вы не согласны, поднимите красную карточку.

-Что обозначают имена числительные первой группы? (Целые числа)

- Что обозначают имена числительные второй группы? (Дробные числа)

- Какое значение у числительного третьей группы? Как бы вы назвали такие числительные? Я даю вам варианты: дружественные числительные, собирательные, вместительные.

(Несколько предметов, взятые как одно целое, объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро).

(Собирательные, от глагола собирать)

Таких числительных мало (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро. И оба (обе). Форма оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а форма обе – только с существительными женского рода.

- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? (Числительные, обозначающие целые числа, дробные числительные, собирательные).

3. Заполнение таблицы обучающимися самостоятельно (слайд № 10)

Результат работы (продукт)

Разряды числительных

по значению и грамматическим признакам


КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

ПОРЯДКОВЫЕ

две пятых

Собирательные

Числительные, обозначающие целые числа

двадцать пять

сто тридцать пятый

сто тридцать пятый

(Слайд № 11)

- А теперь определите разряд числительных, которые мы записали в начале урока.

Двенадцать - целое, два – целое, двое - собирательное, одну вторую – дробное, ноль целых пять десятых – дробное.

V . Применение нового знания (слайд 12).

Когда я сегодня шла на урок и несла задания вам, пошел неожиданно снег. Он размыл некоторые слова в моей тетради. Давайте восстановим эти слова. Дадим им характеристику.

(Устная работа с доской).

    … раз отмерь, … раз отрежь.

    Не имей … рублей, а имей … друзей.

    … дерутся – … не суйся.

    Старый друг лучше новых ….

    … пашет, а … – руками машут.

    … блин комом.

    Сметлив и хитер – … нос утер.

    … дня молол, а в … съел.

Проверим! (слайд № 13).

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Двое дерутся – третий не суйся.

    Старый друг лучше новых двух.

    Один пашет, а семеро – руками машут.

    Первый блин комом.

    Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

    Три дня молол, а в полтора съел.

    Полтора – это сколько?

Полтора - одна целая пять десятых

- Какие пословицы, которые содержат имена числительные, знаете вы? Назовите их.

VI . Рефлексия.

Какие цели мы ставили сегодня на уроке, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял, что...

V . Домашнее задание:

1. Упражнение 705 (устное высказывание «Разряды имен числительных») стр. 104-105.

2. Выписать из романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» 6 предложений с именами числительными разных разрядов.

Творческое задание (на выбор)

1. Придумайте фантастический прибор. Составьте его характеристику, используя как можно больше разрядов числительных.

«Узелок на память» - подобрать интересные факты об истории происхождения, строении, значении имен числительных.

«Ярмарка заданий» - придумать или подобрать задания по теме «Имя числительное. Разряды имен числительных».