Почему отменили ветеранские пенсионерам. Ветеранов труда больше не будет

Отмена льгот на проезд в общественном транспорте Москвы для отдельных категорий льготников Подмосковья: ветеранов труда, ветеранов военной службы и пенсионеров, не имеющих льготного статуса (вышедших на пенсию по возрасту), начинает действовать в субботу . Эксперты отмечают, что соответствующие изменения являются вынужденной мерой в условиях сложной экономической обстановки в стране, но к ухудшению ситуации в регионе отмена льгот не приведет, а наоборот может даже поспособствовать развитию экономики и переориентации пенсионеров на поиск работы в Подмосковье. Споров вокруг отмены транспортных льгот много. Спорят и сами жители, и чиновники, и экономисты. У одних эта мера вызывает недовольство, у других беспокойство, третьи полагают, что отмена транспортных льгот «восстановит социальную справедливость» , четвертых же вообще не устраивают такие нововведения, и они уже готовят поправки к принятому закону.

В субботу вступает в силу закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», который депутаты Московской областной думы приняли 18 июня . При этом, согласно закону, в общественном транспорте Подмосковья, осуществляющем перевозки по регулируемым областным правительством тарифам, включая автобусы «Мострансавто» и коммерческих перевозчиков, существующие льготы сохраняются в полном объеме . Условия проезда на автобусах, трамваях, троллейбусах в области, а также на пригородных электричках, на которых действуют льготы, не изменяются, все льготы сохраняются как на подмосковных маршрутах, так и на межсубъектных маршрутах между Подмосковьем и Москвой.

Куда направят сэкономленные деньги?

Транспортные льготы обходятся Подмосковью ежегодно на уровне 13,722 миллиарда рублей, из них в Москву на наземный транспорт и метрополитен Москвы ежегодно направляется 3,5 миллиарда рублей, сообщал ранее губернатор Московской области Андрей Воробьев. Отмена льгот на проезд по Москве для льготников Подмосковья позволит Московской области ежегодно экономить порядка 2,3-2,5 миллиарда рублей.

Доктор экономических наук, директор автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов считает, что экономия для бюджета Подмосковья от отмены льгот видна невооруженным глазом. По его словам, московский регион должен был давно прийти к этому решению.

«Главный плюс - это экономия расходов бюджета в условиях достаточно непростой кризисной ситуации, которая сложилась в нашей стране в целом, и в отдельных ее регионах. Это, без сомнения, скорее, вынужденная мера, чем сиюминутная прихоть. На самом деле, об отмене подобных льгот говорится достаточно давно. <…> В этой связи то, что жители Москвы и Московской области в достаточно большом объеме по отношению к общей численности населения пользовались разного рода льготами по бесплатному проезду в общественном транспорте, так или иначе эта проблема должна была найти свое решение, и уже много лет она так или иначе требовала какой-то корректировки. Постоянно говорилось о том, что число этих льготников нужно было сократить, перейти к более адресным формам поддержки социально незащищенных групп населения», - подчеркивает Климанов.

В свою очередь, профессор-экономист Сергей Зуев отмечает, что все вопросы, в частности, транспортные, Москва и Подмосковье должны решать сообща, то есть давно пора жить, как единая агломерация.

«Если говорить с точки зрения социально-экономического развития, то уже давно на месте Москвы и Московской области существует фактически то, что можно назвать московской агломерацией, несмотря на разные административные границы, эта агломерация уже существует, при этом не очень понятно, кто является субъектом агломерации. Этот вопрос должен анализироваться с точки зрения этой конструкции. И нужно знать, куда пойдут эти деньги», - добавляет Зуев.

Как отмечал губернатор, сэкономленные средства от отмены транспортных льгот пойдут на ликвидацию второй смены в школах , а также на строительство и ремонт музыкальных школ, школ искусств. Эта проблема особо остро стоит в Климовске, Ивантеевке и Волоколамском районе. По словам заместителя председателя правительства Московской области Ольги Забраловой, сэкономленные средства направят на ликвидацию второй смены в школах Московской области, потому что 62 тысячи детей ежедневно ходят во вторую смену в школы.

Отмена льгот восстановит социальную справедливость

Власти Подмосковья считают, что отмена льгот на проезд в транспорте Москвы для жителей Московской области поможет восстановить социальную справедливость и не приведет к ухудшению материального положения льготных категорий населения.

В частности, министр экономики Московской области Ирина Смирнова подчеркивала, что в регионе много ветеранов труда, которые работают и хорошо получают в Москве, но при этом ездят бесплатно.

По словам министра социального развития Московской области Ирины Фаевской, отмена транспортных льгот не приведет к ухудшению материального положения льготных категорий населения, поскольку средняя пенсия у военных в регионе составляет 23 тысячи рублей, у ветеранов труда пенсия чуть больше, чем в среднем по области, кроме того, они получают единовременную денежную выплату, бесплатное зубопротезирование, ежемесячную компенсацию расходов на телефонную связь, 50% компенсации услуг ЖКХ, а вот для обычных пенсионеров в чрезвычайных ситуациях предусмотрена материальная помощь, так как они оказываются самыми уязвимыми в данной ситуации. Гражданам, получившим направление на обследование в московскую поликлинику и имеющим доход ниже прожиточного минимума — в Подмосковье он составляет 8029 рублей — предусмотрена компенсация 400 рублей в год. Эта сумма взята исходя из стоимости проездного билета в Москве на 11 поездок, который действует в течение 90 дней.

Однако такая позиция поддерживается не всеми. Например, фракция КПРФ Мособлдумы планирует подготовить к сентябрю законопроект о возвращении подмосковным пенсионерам льгот на проезд в Москве , поскольку считает, что принятый закон о сокращении льгот необходимо пересмотреть.

Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов подчеркивал, что этот вопрос также требует корректировки, и уже в сентябре после обсуждения закона об отмене транспортных льгот в муниципалитетах планируют определить жителей Московской области, которым смогут вернуть назад льготы на проезд в транспорте Москвы .

Как уточнял губернатор Подмосковья, льготы на проезд в транспорте Москвы сохранятся у тех жителей Подмосковья, кто в них реально нуждается .

После отмены льгот многие жители Подмосковья вернутся на работу в область

По оценкам экономистов, отмена льгот может привести к тому, что те жители Подмосковья, кто ездил на работу в Москву , возможно, сменят ее и найдут работу в регионе.

Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета РАНХиГС Василий Якимкин считает, отмена льгот поможет «задержать» в Подмосковье тех, кто ездит в Москву на работу, что тоже неплохо для экономики региона.

«В целом, можно рассчитывать на то, что меньше народа станет ездить в Москву , люди будут оставаться в Подмосковье, может быть там занятие найдут себе, значит будет рабочая сила. Но опять же, я не думаю, что это сильно пополнит бюджет Московской области, бюджет метрополитена Москвы. Но в целом, считаю, что ничего страшного нет в этой ситуации, в отмене льгот. Ситуация не улучшится и не ухудшится. Хуже не станет», - заключил Якимкин.

Екатерина Фирсова

В РФ является почетным, ведь это госнаграда за многолетний и тяжелый труд на благо страны.

Кроме того, ветеранам труда предоставляются различные .

В данной статье мы рассмотрим, какая существует федеральная и региональная помощь, а также будут ли отменены преференции для этой категории граждан.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Законодательное регулирование вопроса и виды государственной поддержки

Процедура вручения звания “Ветеран труда” регулируется статьей 7 ФЗ № 5.

Она гласит, что его могут получить граждане России, общий стаж работы которых составляет, как минимум, 25 лет, а ведомственный в какой-либо отрасли - 15 лет.

Также, регионы РФ издают собственные подзаконные акты, которые регламентируют вопросы вручения этого звания с учетом имеющихся заслуг. Для присвоения данного звания необходимо наличие наград и медалей, которые вручаются на основании постановления Правительства России № 578 , а также более развернутого списка наград, который устанавливается региональным законодательством на основании статьи 22 ФЗ № 5, которая гласит, что областям предоставляется право награждать ветеранов за счет денежных средств региональных бюджетов.

Также, получить это почетное звание могут лица, которые начали работать в военное время до совершеннолетия (при наличии минимального стажа работы) или проводили трудовую деятельность на одном рабочем месте более 40 лет. Хотя необходимый стаж есть у многих пенсионеров, получает это звание, как правило, только третья часть из них, так как для его вручения необходимо, как уже было отмечено, не только наличие длительного стажа, но и соответствующих наград .

Кроме того, согласно статьи 22 ФЗ № 5 регионы наделены правом устанавливать собственный список соцльгот и выплат, поэтому условия их предоставления, а также величина пособий могут отличаться в связи с тем, что субъекты имеют разные финансовые возможности.

Также, в ФЗ № 5 сказано, что ветеранам труда предоставляется следующий список льгот :

В большинстве субъектов имеется стандартный список соцльгот :

  • 50 % оплата (положена также живущим вместе с ветераном членам семьи или тем, кто находится у него на иждивении);
  • при проживании в частном домовладении и отсутствии центрального отопления ветеранам труда полагается 50 % скидка на оплату топлива;
  • ежемесячная надбавка к пенсионным выплатам;
  • единовременное пособие (размер устанавливается в зависимости от области проживания);
  • возможность выбрать отпуск в любой нужный месяц (для работающих пенсионеров);
  • возможность улучшения жилищных условий;
  • компенсация оплаты за проезд в гортранспорте;
  • внеочередное предоставление медпомощи и бесплатных медпрепаратов;
  • бесплатное протезирование зубов;
  • 50 % оплата билетов железнодорожного и водного транспорта;
  • предоставление дачного участка вне очереди;
  • 50 % оплата путевок для санаторного лечения.

Помимо того, субъекты, в зависимости от финансовых возможностей, могут предоставлять и иные льготы. Примечательно, что о существовании данных преференций знают не все пенсионеры. Не говоря уже о том, что многие из них не в курсе, что от ненужных льгот можно отказаться, обменяв их на соответствующие надбавки к пенсии.

Возможность отмены предоставления помощи

Нарастающий экономический кризис способствует тому, что слухи об отмене преференций ветеранам труда усиливаются. И они имеют под собой реальное основание. Ведь если в ближайшие пару лет не будут наблюдаться тенденции к экономическому росту, это волей-неволей заставит чиновников учитывать реалии времени и пойти на сокращение некоторых льгот для ветеранов.

Но отмены всех преференций ждать не стоит по многим причинам:

  • это может привести к потере доверия к нынешней власти накануне выборов президента (в 2018 году);
  • возможно возникновение напряженности в обществе;
  • нарастающее недовольство отменой некоторых льгот в регионах.

Примечательно, что отмена преференций ветеранам труда возможна только после принятия соответствующих подзаконных актов.

На данный момент речь об этом не идет, также не рассматривается вопрос внесения поправок в действующее законодательство. Такая же ситуация наблюдается и на региональном уровне. Поэтому, можно однозначно ответить, что вопрос об отмене преференций ветеранам труда на повестке дня пока не стоит.

Региональные особенности

С начала августа прошлого года свыше миллиона пенсионеров, в том числе и ветеранов труда, проживающих в Подмосковье , лишились преференций на проезд в столичном гортранспорте.

Этот закон вступил в силу после его одобрения президентом России.

Власти МО объясняют отмену бесплатного пользования гортранспортом финансовыми соображениями, ведь это позволит ежегодно экономить свыше 2-х млрд. руб. регионального бюджета. Эти средства пойдут на развитие соцсферы - планируется сооружение культурных центров и музыкальных школ.

На вопрос о том, когда данные планы будут воплощены в жизнь, ответ пока не ясен. Министр экономики МО И. Смирнова утверждает, что лишение преференций на льготный проезд способствует восстановлению социальной справедливости, ведь львиная доля пенсионеров продолжает работать в столице, получая зарплату.

Ветераны труда, доход которых меньше , имеют право на денежную компенсацию в том случае, если возникла необходимость поехать в Москву.

Размер данной компенсационной выплаты , в согласии с новым законодательством, должен быть не менее:

  • 400 руб. ежегодно для поездок с целью прохождения консультации у лечащего врача;
  • 600 руб. ежегодно для лечения.


По мнению экспертов, МО - это единственный регион РФ, оплачивающий ветеранам труда проезд в другой город, несмотря на его нецелесообразность. Согласно статистическим данным до отмены этой льготы свыше 40 % пенсионеров Подмосковья совершали ежегодно более 10 поездок в столицу. Также, свыше 20 % льготных карт использовались для бесплатного проезда другими лицами. Поэтому неудивительно, что местные власти решили избежать этих крупных финансовых затрат.

В Тольятти с начала текущего года меняются условия предоставления пожилым людям ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) на проезд в гортранспорте. ЕДВ теперь будут предоставлять только пенсионерам, которые перестали работать. Размер компенсационной выплаты равен 270 руб. Если пенсионные выплаты стали начисляться после 31.03.15 г., ЕДВ полагается в том случае, если размер пенсии не превышает в 1,5 раза прожиточный минимум пенсионера в Самарской области.

А вот в Астрахани ветеранам труда пока не отменили никаких льгот, несмотря на сложное экономическое положение региона. Также, в готовящемся законопроекте, получившем название “Социальный кодекс”, не предусмотрено урезание льгот для данной категории граждан.

Про отмену льгот на проезд в Подмосковье смотрите в следующем видеосюжете:

В понедельник выяснилось, что помимо отмены льгот закон о монетизации прекратил присвоение звания "ветеран труда". Те, кто стал ветераном труда до 1 января 2005 года сохранят все положенные его обладателям денежные компенсации и льготы. А те, кто мог бы претендовать на это звание в наступившем году, не получат его в обозримом будущем.

Как сообщила "Известиям" советник аппарата Комитета по делам ветеранов Госдумы Алла Хамзина, при принятии так называемого закона о монетизации льгот из статьи 7 закона "О ветеранах" был исключен пункт, в соответствии с которым порядок присвоения звания ветерана труда устанавливал президент России. Теперь, по словам Хамзиной, возникла законодательная дыра. Формально звание ветерана труда никто не отменял. И те, кто его успел получить до 31 декабря 2004 года, так ветеранами труда и останутся. Но вот те, кто получил право на это высокое звание и льготы (или денежные компенсации), теперь не могут его оформить, поскольку не понятно, кто и как должен его присваивать. "Раньше его присваивали местные органы власти на основании указа президента. Сам указ не отменен, но ссылка на него в федеральном законодательстве теперь отсутствует", - пояснила Алла Хамзина. По ее словам, этот пункт исключили сознательно, поскольку ветераны труда становились предметом заботы региональных властей. Подразумевалось, что регионы сами будут принимать местные законы, регламентирующие порядок присвоения звания ветерана труда в зависимости от собственных возможностей. Но пока в федеральном законе нет на этот счет никаких указаний. Сейчас комитет по делам ветеранов Госдумы соответствующую поправку готовит.

До 1995 года льготами пользовались лишь ветераны войны и труженики тыла. Но в 1995 году был принят закон "О ветеранах". Вот тогда ордена, медали и прочие знаки отличия, полученные за ударный труд, получили материальное выражение. Лица, "награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин" (ст.7 закона "О ветеранах"), признавались ветеранами труда и получали солидный пакет льгот: бесплатное зубопротезирование (кроме оплаты драгметаллов и металлокерамики), бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, 50-процентные скидки: на проезд в пригородном железнодорожном и водном транспорте, на оплату жилья и коммунальных услуг, телефонной связи и телевизионной антенны. В общем, это было весьма полезное звание. Но и с учетом монетизации льгот оно все равно для пенсионеров будет явно нелишним. Тем более что 16 регионов сохранили льготы в натуральном виде.