Статья 254 ук рф устанавливает ответственность за. Преступление небольшой тяжести

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 254 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — отношения, складывающиеся в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования земли. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья или жизни (ч. 3 статьи) человека.

Отношения по охране и использованию земельных ресурсов регулируются Конституцией, ЗК, Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. от 19.07.2011) , Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии и Законом об охране окружающей среды, а также другими нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510; 2003. N 2. Ст. 153, 167; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 43. Ст. 4412; 2008. N 26. Ст. 3022; 2009. N 1. Ст. 1, 21; N 41 (ч. 2). Ст. 5189; РГ. 2011. N 159, 160.

Предмет преступления — земля, т.е. поверхностный почвенный слой как среда жизнеобеспечения людей.

С объективной стороны преступление характеризуется порчей земли, совершаемой альтернативно путем отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности.

Отравление, загрязнение, иная порча производятся вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, которые образуются вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами (при хранении, использовании и транспортировке указанных веществ).

Отравление — насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель.

Загрязнение заключается в физическом, химическом, биологическом изменении качества почвы, которое превышает установленные нормативы вредного воздействия и создает угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами. Поэтому к иной порче земли не относится засорение земли отбросами или отходами, устройство без разрешения свалки полигонов, порча земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование образованию оврагов и ветровой эрозии и т.д.). Эти деяния могут повлечь административную ответственность.

К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных организмов, вредителей или уничтожение полезных организмов.

Удобрения — это органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Их вносят в почву, раствором опрыскивают растения, обрабатывают семена.

Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира и утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора с учетом международных стандартов.

К иным опасным химическим или биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» (в ред. от 05.04.1999) .
———————————
САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669; СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824.

Последствия — обязательный признак преступления: они выражаются во вреде здоровью, т.е. в причинении хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21) либо во вреде окружающей среде, т.е. гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций (см. коммент. к ст. 247).

Между названными в законе действиями (бездействием) и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный. Окончено преступление, если загрязнение, отравление или иная порча земли причинили вред здоровью человека или окружающей среде.

4. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое по роду своей работы использует удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники научно-исследовательских институтов, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов и другие лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с указанными веществами.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины (см. коммент. к ч. 1 ст. 250).

6. Квалифицирующий признак (ч. 2 комментируемой статьи) — порча земли в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. коммент. к ст. 247). Понятие «те же деяния» следует толковать аналогично рассмотренным в ч. 2 ст. 250 УК. Состав преступления формальный.

7. Особо квалифицирующий признак (ч. 3 комментируемой статьи) — причинение перечисленными в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи деяниями по неосторожности смерти человеку.

8. Преступная порча земли, о которой сказано в ч. 1 комментируемой статьи, отличается от административно наказуемых земельных правонарушений (ст. ст. 8.6 — 8.8, 8.12 КоАП) по последствиям и другим признакам объективной стороны. Основной состав преступления предусматривает последствия в виде причинении вреда здоровью человека или окружающей среде либо смерти человека. Административные наказуемые правонарушения не влекут за собой указанных последствий, а от преступления, предусмотренного комментируемой статьей, отличаются местом совершения. Кроме того, преступная порча земли осуществляется действиями (бездействием), которые не предусмотрены в перечисленных статьях КоАП.

Юридические науки

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 254 «ПОРЧА ЗЕМЛИ» УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Е. Репин, Управление МВД России по г.Н.Новгороду (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье выделяются особенности объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ «Порча земли», рассматриваются некоторые проблемы квалификации и отличия указанного состава преступления от ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» и ст. 8.6 КоАП РФ «Порча земель».

Ключевые слова: особенности объективной стороны преступления, отравление земли, загрязнение земли, порча земли, вредные продукты производственной деятельности.

SOME F EATURES OF OBJECTIVE SIDE OF CRIME UNDER ARTICLE 254 "DAMAGE OF LAND" OF CRIMINAL CODE

Abstract. This article highlights features of objective side of crime under Art. 254 of the Criminal Code "Damage of land", discusses some problems of qualification and distinction of crime specified by Art. 247 of the Criminal Code "Violation of rules for treatment of environmentally hazardous substances and wastes" and Art. 8.6 of the Code of Administrative Offences "Damage of lands".

Keywords: features of objective side of crime, poisoning of land, pollution of land, damage of land, harmful products of industrial activity.

Практическое применение ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) связано с рядом сложностей в части толкования использованных законодателем терминов и, как следствие приводит к юридическим ошибкам, не обоснованной квалификации деяния и назначении не справедливого наказания. Несмотря на то, что данные статистики ГИАЦ МВД РФ свидетельствуют о единичных фактах привлечения к ответственности за порчу земель, в то же время неправильное в разработке земель приобрело массовый характер. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что количество возбужденных уголовных дел в России за порчу земли составило: в 2009 г. - 33, в 2010 г. - 28, в 2011 г. - 40, в 2012 г. - 79, в 2013 г. - 84, в 2014 - 93. В свою очередь, количество привлеченных за них к ответственности лиц в 2009 г. - 5, в 2010 г. - 4, в 2011 г. - 3, в 2012 г. - 5, в 2013 г. - 3, в 2012 - 2. На фоне ухудшающейся экологической ситуации статистическая картина этого вида преступления неполно отражает современную криминальную ситуацию, так как не учтена высокая степень его латентности. В связи с этим масштабы порчи земли в точности не известны.

Объективная сторона состава порчи земли заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хра-

нении, использовании и транспортировке, повлекшем причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Порча земли как материальный состав преступления включает три обязательных признака объективной стороны преступления: деяние; преступные последствия; причинную связь. При этом конструкция диспозиции статьи 254 УК РФ не позволяет однозначно определить, какие из описанных признаков относятся к самому деянию, а какие - к его последствиям.

В силу того, что предусмотренное в статье 254 УК РФ деяние заключается в нарушении соответствующих правил, оно может быть выражено как в действиях, так и в бездействии. Нарушение правил может выразиться в активных действиях, не соответствующем полностью или частично официальным требованиям или предписаниям, предъявляемым к соответствующему виду деятельности или в ненадлежащем выполнении этих предписаний. Бездействие может быть выражено в открытом игнорировании или же в несоблюдении правил в полном объёме либо частично, а также в завуалированном уклонении от их выполнения. В каждом случае при квалификации требуется точно указывать, в чём конкретно выразилось нарушение со ссылкой на нормативно-правовой акт и с указанием из него соответствующего положения.

Последствия нарушения правил обращения с удобрениями, ядохимикатами, стимуляторами роста растений и иными биологическими или опасными химическими веществами при их использовании, транспортировке и хранении выражаются в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами производственной деятельности. Это следует из содержания диспозиции статьи 254 УК РФ, где указано, что загрязнение, отравление или иная порча земли являются следствием нарушения указанных правил.

Однако, загрязнение, отравление или иная порча земли сами по себе еще не образуют оконченного состава преступления, предусмотренного статьей 254 УК РФ, а при определенных условиях могут быть квалифицированы как покушение на его совершение или как одноименное административное правонарушение «Порча земель» , предусмотренное статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Преступление считается оконченным только тогда, когда вредные последствия повлекли, в свою очередь, последствия второго ряда - причинение вреда окружающей среде или здоровью человека или по неосторожности смерти.

Наличие состава преступления можно констатировать в случае совершения определенных действий в определенной последовательности, а именно: должно произойти нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, что, в конечном итоге, привело к причинению вреда здоровью человека или окружающей среде.

Получается, что деяние, то есть отравление, загрязнение или иная порча земли, уже само является последствием нарушения правил обращения с указанными в статье веществами. Поэтому речь идет о последствии двух порядков: отравлении, загрязнении и иной порче земли, и причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

Причинная связь между деянием и последствием при порче земли своеобразна: во-первых, наступившие последствия (вред здоровью и окружающей среде) должны нахо-

диться в причинной связи с загрязнением, отравлением или иной порчей земли, а, во-вторых, порча земли должна быть результатом нарушения правил обращения с указанными в данной статье веществами. Следовательно, если нарушение правил обращения привело к причинению вреда здоровью человека или окружающей среде, то действующей редакцией ст. 254 УК РФ деяние охватываться не будет.

Последствия второго ряда могут быть значительно удалены от последствий первого, а, следовательно, и самого деяния, поскольку неопределенно длительным может быть вредоносное влияние загрязнения и отравления земли на здоровье человека и окружающую среду.

Уголовная ответственность за данное преступление дифференцирована в зависимости от тяжести вреда, причиняемого окружающей среде или здоровью и жизни человека.

В статье 254 УК РФ предусмотрен ограниченный перечень способов и средств совершения порчи земли, в то время как исследуемое деяние может быть совершено с применением значительно более разнообразных способов и более широкого круга средств, чем это указано в статье.

Исходя из содержания диспозиции статьи 254 УК РФ, загрязнение, отравление или иная порча земли при наступлении указанных последствий признаются преступными, если они явились результатом воздействия на землю вредными продуктами производственной деятельности, а само воздействие произошло вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, ядохимикатами, стимуляторами роста растений и иными биологическими или опасными химическими веществами при их использовании, транспортировке и хранении.

В силу того, что диспозиция статьи 254 УК РФ носит бланкетный характер, чтобы установить, нарушены ли указанные правила и какие именно, в каждом конкретном случае необходимо обратиться к нормативным правовым актам, регламентирующим отношения, возникающие по поводу порядка обращения с опасными биологическими и химическими веществами при осуществлении хозяйственной деятельности; рационального использования и охраны земли, иных природных ресурсов, охраны окружающей природной среды в целом, и по поводу обеспечения санитарного состояния среды обитания человека и здоровья населения. Нормативных правовых актов такого рода достаточно много, и приняты они органами власти разного уровня и различной компетенции. Поэтому при квалификации исследуемого преступления следует, в первую очередь, обратиться к законодательным актам федерального уровня, а затем к подзаконным нормативным правовым актам, и законодательным актам субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере.

Таким образом, рассмотрев особенности объективной стороны состава преступления предусмотренного статьёй 254 УК РФ, мы пришли к следующим умозаключениям:

Деяние, предусмотренное статьей 254 УК РФ, выражается в нарушении правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Нарушение иных правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами, кроме правил их хранения, использования и транспортировки, в частности правил их производства, обезвреживания, утилизации, уничтожения, захоронения, не образует состава преступления, предусмотренного статьей 254 УК РФ, и при наличии других необходимых признаков может быть квалифицировано как преступление, предусмотренное ча-

стью второй статьи 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов».

В статье 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами признаны первого ряда последствиями нарушения этих правил.

Однако отравление, загрязнение или иная порча земли становятся преступлением с оконченным составом только в случаях, когда повлекли последствия второго ряда, обозначенные в диспозиции статьи 254 УК РФ как вред здоровью человека или окружающей среде в простом составе и смерть человека - в квалифицированном составе данного преступления.

Наличие двух рядов последствий деяния, предусмотренного статьей 254 УК РФ, обусловливает сложность определения причинной связи между деянием и его последствиями, поскольку причинная связь между деянием и последствиями второго ряда опосредована последствиями первого ряда.

Недостаток статьи 254 УК РФ заключается, на наш взгляд, также и в том, что правила, нарушение которых при наступлении указанных в ней последствий признается преступлением, касаются обращения только с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и только ограниченного круга видов обращения с ними - хранения, использования и транспортировки. Нарушение правил иных видов обращения с указанными веществами, в частности правил их производства, обезвреживания, утилизации, уничтожения, захоронения, не образует состава преступления, предусмотренного статьей 254 УК РФ, даже если это привело к порче земли и иным указанным в ее диспозиции последствиям.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

2. По данным Федерального казенного учреждения «Главный инфорационно-аналитический центр МВД Российской Федерации». URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/ (дата обращения: 14.08.2016).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Российская газета. 1996. 25 июня.

1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah: federal"nyj zakon ot 30 dekabrja 2001 g. № 195-FZ // Rossijskaja gazeta. 2001. 31 dekabrja.

2. Po dannym Federal"nogo kazennogo uchrezhdenija «Glavnyj inforacionno-analiticheskij centr MVD Rossijskoj Federacii». URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/ (data obrashhenija: 14.08.2016).

3. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ // Rossijskaja gazeta. 1996. 25 ijunja.

Максим Евгеньевич Репин, Начальник смены дежурной части отдела полиции № 5,

Управление МВД России по г.Н.Новгороду (Нижний Новгород, Россия).

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 254 УК РФ

1. Предмет преступления - земля как составная часть естественной природной среды, т.е. как поверхностный почвенный слой, минерально-органическое образование, характеризующееся плодородием и выполняющее экологические, экономические, культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.

2. Отравление земли отражает крайнюю степень загрязнения земли и характеризуется насыщением почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, доведением ее до такого состояния, когда она в результате антропогенной деятельности становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых и иных организмов.

Загрязнение - это физическое, химическое или биологическое изменение состава почвы, превышающее установленные предельные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию флоры и фауны.

Иная порча земли - частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, повлекшее утрату ее плодородности, ухудшение состава, снижение в целом природно-хозяйственной ценности в результате нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами.

3. В качестве последствий порчи земли в законе названо причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Их содержание, по сути, аналогично таким же последствиям, предусмотренным иными нормами об экологических преступлениях.

4. Преступление считается оконченным с момента наступления одного из названных в законе последствий.

5. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 254, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

6. Субъект преступления - лицо, которое по роду своей профессиональной деятельности или в частном порядке хранит, использует или транспортирует удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

7. Согласно ч. 2 комментируемой статьи ответственность наступает за порчу земли в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247 УК).

8. Совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, повлекших по неосторожности смерть человека, образует особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 254).

Другой комментарий к статье 254 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по охране земли от противоправных действий, ухудшающих ее качество.

Предметом преступления является земля, т.е. земная поверхность на глубине ее почвенного слоя.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в нарушении правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке. Подобные нарушения должны иметь своим следствием отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности людей. Речь, следовательно, идет об антропогенном физико-химическом, биологическом изменении качества земной поверхности на глубине ее почвенного слоя в связи с превышением в ней ПДК опасных вредных веществ.

Характеризуя объективную сторону состава преступления, закон говорит об "отравлении", "загрязнении" или "иной порче земли".

Под загрязнением земли понимается ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется их увеличением свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.

Под порчей земли понимается частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.

3. Обязательным общественно опасным последствием порчи земли должно быть причинение вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 247 УК).

4. Субъективная сторона преступления, на наш взгляд, характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям противоправных действий. Вместе с тем само нарушение может быть допущено умышленно.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет, вменяемое.

6. Если те же деяния, включая последствия, совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247 УК), то содеянное образует квалифицированный состав рассматриваемого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 254 УК.

7. Часть 3 ст. 254 УК в качестве особо тяжкого последствия данного преступления предусматривает причинение по неосторожности смерти человека (см. комментарий к ст. 247 УК).

К делу 1- 36/2012 ПРИГОВОР Именем Российской Федерации

Краснодарского края в составе:

Председательствующего: судьи Вороненкова О.В.

При секретаре: Романеевой Ю.А.

С участием государственного обвинителя: Лагутина М.И.

Подсудимого: Середа В.А.

Защитника подсудимого Розоцветова И.С. предъявившей удостоверение № 4043, ордер № 470144

Представителя потерпевшего Администрации Джубгского поселения Черного В.Н.

Рассмотрев в особом порядке судебного разбирательства уголовное дело по обвинению Середа В.А. ,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ст. <адрес> , зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> , <данные изъяты> ,

по ч.1 ст. 254 УК РФ

УСТАНОВИЛ:

Середа В.А. совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст. 254 УК РФ, то есть, загрязнение земли вредными продуктами хозяйственной деятельности вследствие нарушения правил обращения с иными опасными химическими веществами при их транспортировке, повлекшее причинение вреда окружающей среде.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.24.07.2011 года в 04 часа 50 минут, Середа В.А. являясь водителем автотранспортного средства марки «МАЗ», государственный регистрационный знак № , принадлежащего Ген. , с полуприцепом - цистерной марки «TRAILOR» государственный регистрационный знак № , принадлежащего Ган. в котором находился мазут «М-100» в количестве 30 995 куб. м. Двигаясь по автодороге «Дон» 1414 км+460 м, на «Молдовановском» перевале Туапсинского района Краснодарского края, в нарушение п. 9.9 Правил дорожного движения РФ выехал на обочину дороги и продолжил по ней движение, вследствие чего допустил опрокидывание указанного автотранспортного средства и полуприцепа - цистерны марки «TRAILOR» из отсека которого произошла утечка мазута, в землю на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края.

Согласно Перечню предельно допустимых концентраций и ориентировочно допустимых количеств химических веществ в почве, а также Порядка определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утв. Роскомземом 10.11.1993 года и Минприроды РФ 18.11.1993 года), нефтепродукты в том числе мазут «М-100», относятся к вредным (опасным) химическим веществам. В связи с чем, учитывая вышеизложенное, Середа В.А. нарушил п. 5.1.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 года №73.

Согласно исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды на «Молдовановском» перевале Туапсинского района Краснодарского края, составленного главным специалистом департамента Росприроднадзора по ЮФО Каракяном Э.Б. размер вреда, причиненного почвам как объектам охраны окружающей среды, в результате аварийного разлива мазута в ходе ДТП на участке автодороги «Дон» «Молдовановского» перевала Туапсинского района составляет 182 400 рублей.

В судебном заседании подсудимый Середа В.А. вину в инкриминируемом ему органами предварительного следствия преступлении признал полностью, согласился с объемом предъявленного обвинения и поддержал свое ходатайство, заявленное при ознакомлении со всеми материалами дела о рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства.

Защитник подсудимого в судебном заседании поддержала ходатайство подзащитного.

Представитель потерпевшего Администрации Джубгского поселения Черный В.Н. в судебном заседании против особого порядка рассмотрения дела не возражал.

Государственный обвинитель согласился с постановлением приговора без проведения судебного разбирательства.

В связи с тем, что подсудимым ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке заявлено в соответствии с требованиями ст. 314-315 УПК РФ, он обвиняется в совершении преступления, наказание за которые предусматривает реального лишения свободы, осознает характер и последствия заявленного им ходатайства, которое сделано добровольно в присутствии защитника, суд приходит к выводу, что условия постановления приговора без проведения судебного разбирательства соблюдены.

Разрешая вопрос о вменяемости подсудимого, суд учитывает, что, Середа В.А. на учете у врача-нарколога и психиатра не состоит, сведений о каких-либо хронических либо временных расстройствах психической деятельности не имеется. В ходе судебного заседания Середа В.А. каких-либо признаков неадекватного поведения не обнаруживал, содеянное осознает, поэтому у суда не возникает сомнений в его психической полноценности. В связи с чем, Середа В.А. следует считать подлежащими уголовной ответственности и наказанию.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, все обстоятельства по делу, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Так, подсудимым совершено преступление, относящееся к категории, небольшой тяжести, по месту жительства подсудимый характеризуются положительно.

На основании изложенных обстоятельств, суд полагает, необходимым назначить ему наказание по санкции ч.1 ст. 254 УК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2004 года № 73-ФЗ, в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 296-299,316-317 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Середа В.А. признать виновным и назначить наказание по ч.1 ст. 254 УК РФ в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить в силе до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства: автотранспортное средство марки «МАЗ» государственный регистрационный знак № и полуприцеп - цистерна марки «TRAILOR» государственный регистрационный знак № находящиеся на хранении у гражданина Ген. передать собственникам Ген. и Ган. , после вступления приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение десяти суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения копии приговора в пределах, установленных ст. 317 УПК РФ.

Председательствующий: _______________________

Экологические преступления – важная, современная проблема государстваи когда дело касается применения наказания в отношении порчи (деградации) земли, должна применяться такая правовая норма, как ст. 254 УК РФ.Задача правовой нормы – обеспечение охраны земельного ресурса, предотвращение порчи земельного фонда, снижения его качества из-за нарушения правил хозяйствования, небезопасной эксплуатации. Данный ресурс необходим для решения задач любой отрасли хозяйства, является средством производства и национальным достоянием страны.


Касательно сложившейся ситуации с состоянием земель в Российской Федерации можно прийти к неутешительным выводам: государственный ресурс бездарно и стремительно теряет свою ценность, порча земли становится проблемой национального масштаба. Более того, применение правовых норм недостаточно для решения вопроса, уголовная ответственность за порчу земли применяется крайне редко.

Краткий обзор ситуации на сегодняшний день: приблизительно 15% площади государства загрязнены настолько, что представляют опасность для жизни и здоровья людей.Около 40% населения живут в районах с неблагополучной экологической средой.Объем затрат на охрану окружающей среды с 2003 года вырос приблизительно в пять раз (по данным Росстата).

Главным вопросом является то, насколько эффективно законодательство справляется с предотвращением такого рода правонарушений, какие «подводные камни» встречаются при использовании существующих законов.

Для грамотного правоприменения необходимо учитывать различные правовые акты и нормативы, устанавливающие требования к максимально допустимому содержанию вредных веществ, правила их эксплуатации.

Удобрения – вещества, созданные для подпитки растений, служащие для увеличения роста урожайности. Под ядохимикатами подразумеваются пестициды, химические вещества, служащие для истребления вредных насекомых, борьбы с заболеваниями растений, сорняками, вредителями.

Остальные опасные вещества подлежат государственной регистрации, включающей в себя:


Если загрязнение произошло разновидностями веществ, не попадающими под определения и нормы (например, нефтепродукты), то применить наказаниепо ст.254 невозможно.

Внимательно следует отнестись к реализацииданной нормы вотношении использования пестицидов, так какправонарушениепопадает и под нормыАдминистративного кодекса. Деяние можно классифицировать по ч.2 ст.247 УК РФ, что осложняет применение ст.254: совершено одно правонарушение, а значит наказание возможно только по одной из норм, под которое оно попадает.

В связи с этим правоприменители часто сталкиваются с проблемой квалификации и конкуренции правовых норм, характерных для главы, посвящённой экологическим преступлениям.

Применяя ту или иную статью, эксперты руководствуются правилом: «Если правонарушение попадает под действие общей (например, ст.247) нормы и специальной (ст.254) нормы, то применяется специальная».

По поводу применения отталкиваются от полученных последствий: если при правонарушении был причинен вред здоровью людей или окружающей среде, то оно квалифицируется по ст.254.Также ведутся дискуссии по поводу того, что является объектом правонарушения.

Выделяют три мнения по этому вопросу:

  • экологическая безопасность земли;
  • общественные отношения, которые относятся к сфере охраны и рационального использования земли;
  • земля – компонент экосистемы.

Что касается субъекта: это граждане, достигнувшие 16-летия, нарушившие правила реализации прописанных в правовой норме видов деятельности, если при этом были выявлены указанные в законе последствия нарушения.

Если говорить конкретнее, то такое правонарушение может быть допущено работниками складов, на которых хранятся опасные вещества, транспортных компаний, осуществляющими их перевозку, сельхозработниками, частными лицами (фермерами).


Независимо от вида деятельности, профессиональной подготовки, информированности о правилах работы с указанными веществами, все граждане, имеющие дело с веществами, определёнными в законе, являются субъектами правонарушения, так как должны соблюдать установленные стандарты и правила.

Важный момент: если проведение хозяйственных мероприятий, связанных с опасными веществами, было порученогражданину, не обладающему соответствующими навыками, опытом, профессионализмом и квалификацией, который не мог знать о наступлении вредных последствий, то ответственность несёт лицо, поручившее ему данную работу.

Эксперты отмечают узость применения данной статьи по следующим критериям:

  • не охватывает все виды взаимодействия и деятельности по отношению к вредным веществам, речь идёт только о хранении, правилах транспортировкии использовании;
  • подразумевает охрану только части природного ресурса – почвы;
  • указан довольно узкий круг вероятных источников воздействия на окружающую среду.

Если брать применение статьи в части наказания, то оно представляет из себя штрафные санкции (200 тыс. рублей, доход или з/п за 18 месяцев), устанавливаетотъем права заниматься определённой деятельностью, работать в конкретной должности на 2 или 3 года, привлечение к исправительным работам до2 лет.

Рассматривая практику применения, можно выявить следующее:


По комментарию экспертов, состав преступления не включает в себя степени причинения вреда здоровью людей как умышленно, так и по неосторожности. Соответственно, наказание имеет незначительную степень в сравнении с характером и наносимой опасностью обществу, а значит ужесточение наказания- необходимая мера.

Статистика

Из статистики (довольно скудной) хорошо прослеживается низкая эффективность нормы вынесения обвинительных приговоров,то есть сложилось критическое положение в ситуации с охраной земли.

Причинами кризиса являются не только недостаточное обеспечение контроля по исполнению закона правоохранительными органами, но и несовершенство законодательства.

Это связано с неактуальностью многих правовых норм, отсутствием отработанного механизма их реализации в действительности, наличие законодательных актов, противоречащих друг другу, негативными изменениями в структуре природоохранных органов. Возможно законодателю следует обратиться к зарубежному опыту защиты окружающей среды и внести поправки согласно уже успешно реализуемым правовым нормам.