Программа передачи земли в собственность. Договор безвозмездной передачи земельного участка в собственность

Земельный кодекс Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления дают следующее определение муниципальных земель – это земли, закрепленные на праве муниципальной собственности за определенным регионом страны и используемые исключительно для удовлетворения потребностей данного региона, в частности местных жителей (землевладельцев).

В России действует специальная система управления международного образца, применимая к данной категории земельного фонда. Принцип действия такой системы основан на делегировании гражданами конкретного региона права управления муниципальным земельным фондом избранным представителям. Именно поэтому полномочия на разрешение передачи муниципальных земель в собственность частным лицам принадлежат местной администрации.

Всем желающим получить в собственность свой земельный объект необходимо обратиться с заявлением установленного образца и приложенными документами в органы местного самоуправления. Обычная практика передачи муниципальных земель состоит в передаче земельных объектов по праву аренды. Однако, теперь земельное законодательство предоставляет возможность оформления земельного участка в собственность по преимущественному праву.

Порядок передачи муниципальных земель в собственность включает несколько способов оформления:

  • Бесплатно льготным категориям граждан;
  • Путем приватизации (передачи в собственность) земельного объекта;
  • На основании сделки купли-продажи, заключенной с местными органами самоуправления;
  • Путем приобретения участка земли на открытых торгах;
  • На основании решения суда (если администрация отказывает в передаче земельного объекта добросовестному арендатору).

Как оформить землю

Обратиться с заявлением о передаче арендованной муниципальной земли в собственность можно в специальный земельный отдел при местной администрации либо соответствующее отделение Министерства имущественных отношений.

Заявление должно содержать просьбу о передаче земельного объекта в собственность, а также основание для его передачи:

  • Использование земельного участка на праве бессрочного владения длительное время;
  • Долгосрочная аренда земельного объекта;
  • Выкуп земли.

Перечень прилагаемых в обязательном порядке документов можно уточнить по месту подачи заявления. Чтобы в ответ на ваше прошение не последовал отказ, необходимо уделить особое внимание подготовке документации.

Для этого вам потребуется сначала провести работы по межеванию участка с установлением точных границ и его местоположения. Осуществление данного подготовительного этапа возможно на бесплатной основе путем привлечения государственного кадастрового инженера, однако в таком случае ожидание своей очереди может растянуться на несколько месяцев.

Чтобы ускорить процесс, обратитесь в коммерческую лицензированную организацию. Стоимость межевых работ в зависимости от региона страны варьирует в пределах от пяти до десяти тысяч рублей.

Организация работ по межеванию включает в себя:

  • Осмотр земельного объекта с осуществлением необходимых замеров;
  • Составление кадастрового плана и технического проекта (в документе в частности указываются сведения о наличии либо отсутствии коммуникационных линий, проходящих по территории земельного объекта);
  • Расстановка межевых значков и определение координат участка на местности;
  • Определение площади земельного объекта;
  • Составление межевого плана на основании полученных сведений;
  • Согласование границ участка заинтересованными лицами (подписание акта выполненных работ).

После проведенного комплекса работ владелец земли может получить готовый межевой план. С имеющимся на руках планом межевания владельцу земельного участка необходимо обратиться в Кадастровую палату для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет. Сделать это можно обратившись непосредственно в отделение Земельной кадастровой палаты либо через сайт Росреестра.

Обращаясь с заявлением о постановке на кадастровый учет, подготовьте следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность либо доверенность (если вместо владельца обращается его доверенное лицо);
  • Межевой план на земельный объект;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

Как правило, подобный набор документов является достаточным для обращения с последующей регистрацией. Взамен принятых документов вам выдадут справку.

На проверку и регистрацию обращения отводится около двух недель, после чего вы сможете получить на руки соответствующую выписку из государственного реестра, в которой вашему земельному объекту уже будет присвоен свой кадастровый номер.

Только поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть передан владельцу в собственность.

Приложение к заявлению включает следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН;
  • Копия кадастрового плана;
  • Квитанция об уплате госпошлины и ее копия;
  • Часть стоимости земельного объекта, если передача осуществляется путем заключения сделки купли-продажи.

В случае положительного решения с владельцем земельного объекта администрация заключает договор передачи земли в собственность либо договор купли-продажи, если передача земли осуществляется на платной основе. Обязательным приложением к договору является акт приема-передачи земельного участка, содержащий полное описание и характеристики объекта.

Документы для оформления участка

Главными документами, на основании которых осуществляется передача земельного объекта являются межевой план и кадастровый план земельного участка.

При передаче земельного участка наследникам, если гражданин пользуется им на праве бессрочного владения, требуется продление договора аренды с гражданином, принимающим участок от своего родственника. Только после заключения нового договора и принятия участка в пользование появляется возможность обращения с заявлением о передаче объекта в собственность.

Регистрация прав собственности

Имея на руках выписку из Кадастровой палаты, подтверждающую постановку земельного объекта на кадастровый учет, гражданин вправе зарегистрировать свою собственность.

Регистрация перехода права собственности от муниципалитета в пользу конкретного гражданина осуществляется органами Росреестра.

При этом необходимо совершить следующие действия:

  • Написать заявление о регистрации права в соответствии с установленным образцом. В заявлении в обязательном порядке указываются данные заявителя, характеристики земельного объекта, включая вид разрешенного использования и кадастровый номер земельного участка. Если имеются наложенные на земельный объект ограничения, они также указываются в заявлении, например, сервитут (право использования участка земли иными лицами);
  • Готовое свидетельство о праве собственности можно получить по истечении семидневного срока. В данном случае собственник получает выписку из ЕГРН, подтверждающую право на данный земельный объект.

Как оформить земли в общедолевую собственность жителей

Согласно нормам земельного и жилищного законодательства, каждый собственник жилого помещения имеет право владения частью земельного объекта, на котором расположено жилое строение.

Владение таким земельным объектом осуществляется на праве общей долевой собственности в соответствии с некоторыми особенностями:

  • Передача земель, находящихся под жилыми строениями, возведенными до внесения изменений в жилищное законодательство, осуществляется на бесплатной основе (путем приватизации);
  • Передача земельных участков под возведенными до введения изменений в жилищное законодательство строениями производится в общем порядке. Из смысла последнего положения следует, что доли в общем земельном объекте передаются только собственникам жилых помещений, а владение долей в общей собственности должно подтверждаться правоустанавливающими документами;
  • Выдача отдельного правоустанавливающего документа на право в общей долевой собственности законом не предусмотрена. Данное право фиксируется в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение отдельной строкой.

При отсутствии в свидетельстве подобных сведений необходимо обратиться в регистрационный орган с заявлением об уточнении права собственности на долю в общем участке земли, расположенным под многоквартирным домом.

Переход земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность включает следующие действия:

  • Сбор общего собрания собственников жилых помещений и принятие решения о переводе придворовой территории в собственность;
  • Обращение председателя ТСЖ в Кадастровую палату с соответствующим заявлением. При этом заключается договором на проведение геодезических работ, необходимых для определения границ общего участка;
  • На основании проведенных работ земельный объект передается во владение собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Вышеперечисленные действия можно произвести бесплатно, но в порядке определенной очередности (например, в течение года). Чтобы ускорить процесс, необходимо прибегнуть к платным услугам специалиста.

Документы, необходимые для оформления в собственность общего участка:

  • Заявление об оформлении права собственности, составленное и подписанное коллегиально;
  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома;
  • Выписка из технического паспорта на доли всех собственников в общем имуществе;
  • Кадастровый план земельного объекта, расположенного под жилым строением;
  • Заявление о выделении земельного участка.

Регистрационные действия прав собственников жилых помещений на общий земельный объект осуществляются на основании предоставленных документов:

  • Заявления о регистрации права;
  • Оригиналов кадастровых документов на земельный объект;
  • Доверенности собственников, выданной председателю ТСЖ;
  • Удостоверенного списка собственников жилых помещений в конкретном жилом строении;
  • Технического паспорта на многоквартирный дом;
  • Квитанции об уплате государственной пошлины.

Особенности приватизации муниципальных земель

Так как передача в собственность земельных объектов влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет, местные власти максимально упростили процедуру передачи земель в собственность граждан.

Данные послабления проявляются в следующем:

  • Уменьшение величины государственной пошлины, взимаемой за регистрацию права (на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ № 93 пошлина снижена до ста рублей);
  • Если у владельца отсутствуют на руках кадастровые документы на земельный объект, достаточно предоставить план участка с определением его границ, заверенный правлением СНТ;
  • Чтобы приватизировать земельный участок в СНТ достаточно иметь на руках садовую книжку;
  • Возможность выкупа муниципальных земель за пятнадцать процентов от кадастровой стоимости объекта. Последний пункт актуален для следующих видов земель: садоводческих и огороднических, земель, предназначенных для дачного и индивидуального жилищного строительства, для земель подсобных и фермерских хозяйств;
  • Желающим приобрести земельный объект на платной основе предоставляется возможность приобретения земли за один процент (и менее) его кадастровой стоимости;
  • Для отдельных категорий граждан предусмотрены льготные условия приобретения земельных участков (без взыскания стоимости земли). К таким категориям относятся:
    • Многодетные семьи;
    • Малоимущие семьи;
    • Ветераны ВОВ;
    • Инвалиды.

Уже ни для кого не секрет, что Россия семимильными шагами движется к тотальному православию. Народные избранники, сенаторы и представители исполнительной власти, кажется, уже не знают, в какое еще место поцеловать РПЦ и лично Алексия II. То Министерство по налогам и сборам, идя навстречу верующим реформирует уже созданную систему налогового учета, то МИД неизвестно с какого перепугу ввязывается в разборки между РПЦ и Ватиканом, то народный избранник А. Чуев радует общественность своими законотворческими инициативами - узаконить традиционную религию (православие, разумеется) и отменить ст.14 Конституции.

В июле 2002 года Совет Федерации решил внести свою лепту в православный шовинизм: Председатель комитета Совета Федерации России по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков предложил вернуть земельную собственность Русской православной церкви.

Очевидно, что поговорка "не было у бабы забот - купила баба порося" на наше государство не распространяется, ибо забот у России и сейчас более, чем достаточно. Похоже, однако, что сенатор Стариков так не считает. Поскольку сенатор явно не способен оценить последствия своей инициативы, если она достигнет своего логического завершения, в предлагаемом материале я попытаюсь кратко охарактеризовать те последствия, которые ждут наше государство в случае успеха инициативы г-на Старикова.

Проблему возвращения тех земель, которыми владела РПЦ до революции, следует рассмотреть, как минимум в двух аспектах - юридическом и политическом.

Юридический аспект заключается в том, как будет решен вопрос о правовой форме передачи собственности РПЦ.

Вряд ли это будет закон, посвященный передаче земель именно РПЦ - полагаю, до этого даже Стариков не додумается. Напомним, что в соответствии с пока не отмененной ст.14 Конституции Россия является светским государством, а это означает, в том числе, что ни одной конфессии не могут быть представлены дополнительные льготы. Если же такой закон будет принят (ибо сомнений в интеллектуальном уровне народных избранников становится с каждым днем все больше), то за этим неизбежно последует запрос в Конституционный Суд РФ. Судьи Конституционного Суда, связанные буквой и духом Конституции, будут обязаны признать неконституционность такого акта. А если этого не произойдет, это будет означать, что страна созрела для новой революции.

Федеральное Собрание может обойти эти трудности, приняв общий закон о реституции. Но это неизбежно приведет к тому, что свои права на незаконно конфискованную собственность заявят и другие субъекты. Трудно представить, к каким последствиям это может привести.

Есть и третий вариант, который не связан с принятием закона, а предполагает добровольную передачу земель, находящихся в собственности органов публичной власти субъектов Федерации в собственность церкви. Так, губернатор Самарской области Константин Титов сообщил 30 июля 2002 года "Интерфаксу", что Иверскому монастырю на территории области уже отдана земля, на которой он находится. Третий вариант, конечно, не породит катастрофических правовых последствий, но он породит последствия политические.

Политические последствия в случае положительного решения проблемы могут быть следующие. Передача земель РПЦ неизбежно повлечет за собой аналогичные требования иных религиозных конфессий, которые придется удовлетворить. Иначе в многоконфессиональных районах, например, Северного Кавказа неизбежно возникнет напряженность.

Далее, РПЦ рассчитывает на реституцию всех земель, а это 3 миллиона гектаров. Конечно, в масштабах России в целом это площадь незначительная, но чтобы составить себе представление об аппетитах РПЦ скажем, что это чуть меньше площади Италии. Передача такой земельной площади автоматически приведет к укреплению экономического статуса РПЦ. Тут тоже есть над чем призадуматься. Общеизвестно, что собственность придает в том числе и политический вес. Если не имея существенной экономической основы РПЦ смогла втянуть светские власти в решение сугубо церковных проблем (те же разборки с Ватиканом), то каковы будут действия церкви, осуществляемые с позиции экономического могущества?

Далее, передача земель в собственность церкви нанесет удар и по бюджетной системе РФ - напомним, что в соответствии со ст.4 Закона РСФСР "О налоге на имущество предприятий" имущество религиозных объединений и организаций налогом не облагается.

Далее, передача земель в собственность порождает у собственника (в данном случае, церкви) право "по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц" (Гражданский Кодекс, ст.209). Зная деловую ухватистость церковных деятелей, кто поручится за то, что церковь не пустит эти земли "в оборот"?

Это лишь малая часть тех проблем, к которым приведет возврат церковных земель.

В свете всего вышесказанного создается впечатление, что главным врагом России являются не чеченские и грузинские боевики, а "главная культурно-историческая ценность" - РПЦ.

То есть собственник обременяет своё право собственности с той целью, чтобы оно возникло у приобретателя данного права. На общем фоне переоформления земель, переуступка права является стержнем процесса, по окончании которого, вещное право отчуждается от одного собственника – к другому. Но нельзя забывать про

При этом нужно различать право пользования, которое передаётся при оформлении договора аренды, от арендодателя к арендатору и право собственности, которое является имущественным правом.

Соответственно, между понятиями «оформление арендуемого участка в собственность» и «переходом права собственности» к новому владельцу, существуют значимые отличия. Эти различия можно определить:

  1. В режиме длительности происходящих процессов;
  2. В рамках различных видов деятельности;
  3. В смысловом пространстве.

Оформление земель начинается с момента планирования процесса, с начала подачи заявления. На этом этапе процесс размыт, нет чёткого понимания и видимой картины, по какому сценарию будут развиваться дальнейшие события, так как всё зависит от полученного разрешения. Под переуступкой понимается достаточно короткий промежуток, когда процесс оформления находится в самом центре событий, когда дело практически завершено, и остался лишь последний, но существенный штрих. При аренде земель, роль играет только этот процесс, так как действующий договор аренды констатирует разрешение пользования.

В сравнении с процедурой оформления , переуступка является упрощённым по действиям, понятием, в которое входит определение рамок процесса передачи вещных прав от одного собственника к другому. Это проведение определённой процедуры, которая констатирует вступление в права собственности нового лица (арендатора).

По смыслу, напротив, переуступка прав определяется наиболее ёмким понятием, включающим в себя, в сжатом виде, все предшествующие процедуры. Она же является прецедентом вступления в права собственности нового землевладельца.

Совершенно логичным может оказаться недопонимание важности дефиниции этого понятия из общего контекста процедуры оформления участка в собственность. Однако причина достаточно проста, но требует отдельного рассмотрения. Процесс оформления земельного участка в собственность может происходить по двум основаниям:

  1. Приватизация земель или их безвозмездная передача;
  2. Оформление в собственность путём выкупа.

Если речь идёт об арендуемом участке, возникает ещё две дополнительных разновидности оформления:

  1. Переход права собственности от частного лица (арендодателя);
  2. Переуступка со стороны хозяйствующего субъекта (муниципалитета), выступающего в роли арендодателя.

В первом случае переход права будет осуществляться в соответствии с выкупом по рыночной стоимости земельного участка. Во втором случае, выкуп производится по кадастровой стоимости, которая существенно ниже.

Как правило, арендуемые земли передаются путём выкупа . Однако, например, в случае возведения новостройки, которая строилась на арендуемой застройщиком, земле, жильцы имеют право на бесплатную приватизацию земельного участка под построенным домом. Это решение может быть ими принято после заселения и получения свидетельств о праве собственности на квартиру.

Переуступка права в качестве понятийного феномена определяет сущностные особенности действия, которые являются общими правилами для всех перечисленных случаев. Оно выделяет основные моменты приобретения вещного права на арендуемый земельный участок. По ним наиболее целесообразно ориентироваться в правовой политике землепользования. Далее мы рассмотрим более конкретно, как перевести земельный участок в собственность. Как признать право собственности на земельный участок через суд — читайте .

Переуступка права собственности осуществляется в двух случаях, при действующем договоре аренды:

  1. Передача права собственности арендатору, если земля приобретается им;
  2. Переуступка в сторону нового собственника, если он не является арендатором земель.

При переуступке права собственности, арендодатель обязан:

  1. Передать имущественный объект арендатору или лицу, приобретающему земельный участок, находящийся в аренде;
  2. Произвести регистрацию переуступки прав.

Если арендодателем выступает частное лицо, то переуступка прав осуществляется посредством составления дополнения к действующему договору аренды. В других случаях – путём составления договора купли-продажи. Если арендодатель – хозяйствующий субъект, то он составляет документы по типовому образцу, на основании выписки из решения административной комиссии.

Сам договор купли – продажи, в случае аренды, ещё не является правом на вступление во владение приобретённым участком. Для его юридической правомочности необходимы дополнительные действия по оформлению передачи земельной собственности, фиксирующие сам момент переуступки и факт, вступления в права обладания участком.

Документы, определяющие переуступку прав – это акты передачи земельного участка в собственность. Выкуп земельного участка у арендатора, осуществляется при оперировании следующими видами документов:

  1. Документ, определяющий наличие права собственности на участок, у арендодателя;
  2. Действующий договор аренды земельного участка;
  3. Наличие документа, устанавливающего возникновение права пользования (владения);
  4. Кадастровый паспорт участка.

На основании наличия данных документов, правообладатель (физическое или юридическое лицо) составляет дополнение к договору аренды (действующему), переуступку права собственности. Дополнение к договору составляется на основании действующего договора аренды, который является основным, и без которого, договор переуступки прав не имеет юридической силы. Он составляется в качестве соглашения с лицом, вступающим в права обладания участком.

Правообладатель – орган самоуправления , составляет выписку из протокола заседания административной комиссии. На основании её положительного решения, составляется акт передачи права собственности в сторону арендатора или другого лица, претендующего на право собственности земельного участка, находящегося в аренде.

Подготовив перечисленные документы, можно проводить саму процедуру переуступки прав. Для этого, необходимо обратиться в местную администрацию, которая занимается рассмотрением данных вопросов. Здесь должен быть подготовлен основной документ, определяющий порядок переуступки прав от хозяйствующего субъекта – к инициатору права преемства.

Это акт о передаче права собственности, после подписания которого, автоматически возникает право собственности у арендатора, взамен прекращённого у хозяйствующего субъекта, права. Акт составляется на основании постановления , принятого специальной комиссией, уполномоченной решать данные вопросы. На основании акта передачи, будет произведена учётная запись и выдано свидетельство о собственности.

Основанием для рассмотрения вопроса земельным комитетом (административной комиссией) является исключительно желание и инициатива арендатора. Оно выражается в представлении председателю местного исполкома заявления и пакета документов, прилагаемых к заявлению. Как переоформить земельный участок в собственность — читайте .

Заявление подаётся на имя главы администрации того района, где находится арендуемый участок. В заявлении укажите все сведения об участке, которые соответствуют записям кадастрового учёта. Помимо этого укажите основные сведения о действующем договоре аренды, на основании которого в настоящий момент осуществляется использование земель. После этого подробно выразите причину обращения, то есть обратитесь с просьбой о предоставлении права собственности на арендуемый вами земельный участок. В конце дайте перечень документов и поставьте дату и подпись.

Прежде чем подавать заявление, внимательно просмотрите договор аренды. Там должны быть определённые пункты, раскрывающие действие алгоритма переуступки прав. Если они существуют, впишите это в своё заявление в качестве основания заявленной просьбы.

Если в договоре аренды по этому поводу ничего не сказано – можете выражать свою просьбу в свободной форме, юридически корректным языком. В этом случае старайтесь строить фразы чётко, лаконично и по существу, чтобы усилить недостающее в договоре правовое звено логической цепочки.

Если в действующем договоре аренды оговорено, что переуступка прав в сторону арендатора (другого лица) не допускается, значит необходимо рассмотреть причины, указанные в качестве основания. Далее действуйте, исходя из перечисленных в договоре причин.

Образец документа доступен .

Они вашего вопроса не должны превышать 1 месяца со дня подачи заявления. Таков регламент, но на деле сроки могут затянуться по ряду причин. Тем не менее, вам должны будут сообщить дату рассмотрения вопроса комиссией. А в прошествии 3 дней после принятия постановления, вам обязаны представить результат рассмотрения.

Акт о передаче права собственности будет выдан в администрации под роспись. Поставленная вами подпись о получении акта – будет являться вступлением в права обладания земельным участком. Если вы не арендуете, а приобретаете арендуемый участок – алгоритм действий аналогичный, но вам необходимо будет составить дополнительное соглашение о переуступке права арендодателя.

В таком случае, арендодатель передаёт вам свои права и самоустраняется из процесса аренды. Имейте в виду, что договор аренды при этом, не утрачивает силу. Вы приобретаете землю, обременённую арендой и уже согласованные условия, не имеете права изменять произвольно.

Регистрация

Переуступка прав должна быть зарегистрирована . Если вы приобретаете арендуемую землю у собственника (физического или юридического лица), то вместо составления акта, можно произвести непосредственную регистрацию переуступки права собственности в Росреестре.

Для этого, сторонам понадобится обязательно подойти лично, с паспортами и документами и зарегистрировать переуступку прав. Дополнительное соглашение к договору аренды, в этом случае, составьте заранее, по общим правилам составления подобных документов. После регистрации соглашения, можно считать процесс завершённым.

Если вы оформляли акт передачи собственности в муниципалитете – приложите его к имеющимся документам. Он будет основанием для регистрации и получения свидетельства о собственности.

Перед обращением в регистрационную службу государственного кадастра, оплатите пошлину, за регистрацию переуступки права. Сумма госпошлины по переуступке права составляет 2 000 рублей .

Заключение

Переуступка права собственности – процесс не более сложный, чем оформление земель в собственность. Он также оформляется в местной администрации, с написанием заявления, приложением документов и последующей регистрацией права собственности. Но в данном случае, важным нюансом является наличие действующего договора и все последующие действия, которые вытекают из положений обозначенного договора аренды.