Как выбрать свой жизненный путь. Жизненный путь человека: выбор каждого или судьба

О правильном выборе жизненного пути задумываются не только те, кто только-только начинает самостоятельные шаги по дороге жизни, но и проделавшие уже весьма значительный ее отрезок. Кто-то понял, что идет не туда, кого-то манят боковые тропинки, показывая иные возможности для реализации своих дарований… Как быть? Как определить, какая дорога правильная для тебя? Как понять, каков Промысл Божий о тебе? Что делать для того, чтобы дорога жизни открылась в ясной перспективе? И кто может помочь, если ты на распутье?

Свои советы дают пастыри Русской Православной Церкви.

Господь открывает Свою волю тем, кто живет по Его воле

Ни один человек не является на свет просто так, в результате стечения каких-то случайных обстоятельств. Каждый из нас вызван к бытию . Можно сказать, что еще прежде существования мира, прежде существования всей этой Вселенной каждый из нас в замысле Божием уже присутствовал. И, следовательно, в отношении каждого из нас был некий Божественный план. И, безусловно, Господь хочет, чтобы мы этот план в своей жизни исполнили, чтобы каждый из нас настолько, насколько это возможно, жил жизнью полноценной, жизнью счастливой. И реализовал все те таланты, которыми Господь нас наградил.

Следовательно, нам остается во всем и просить Его о том, чтобы Он нам этот путь указал. Конечно, человек может сказать: «Вот, я молюсь Богу, прошу Его, чтобы Он этот путь открыл мне, а ответа не получаю. Почему?» Всегда на этот вопрос есть ответ, и ответ очень простой, который, тем не менее, понимается очень сложно. Когда человек стремится исполнять волю Божию во всем, в чем она очевидна, то Господь открывает ему Свою волю в тех ситуациях, когда она кажется сокровенной. Если человек очевидную волю Божию не исполняет, то она от него тем паче скрывается в какие-то такие моменты, когда нам особенно необходимо ее знать. И ответ, действительно, получается очень ясный: если ты стремишься исполнять волю Божию каждый день в повседневной своей жизни, то Господь обязательно тебе ее откроет тогда, когда тебе особенно будет нужно ее узнать, и в том числе укажет тебе твой путь.

Обращаясь к Господу, не навязывай ему своих желаний, а проси открыть тебе Его волю

И еще один момент: когда мы Бога о чем-то просим, то мы при этом нередко таим в себе такую мысль: «Вот, Господи, я прошу о том-то и о том-то, но на самом деле хочу, чтоб было так-то». Я прошу, чтобы Господь мне Свою волю открыл, но при этом у меня есть четкое представление о том, что мне самому угодно. А нужно от этого отказываться и предлагать себя Богу как бы совершенно обнаженным от всяких пожеланий и говорить: «Господи, как Тебе угодно, так пусть и будет». И при этом понимать, что на самом деле то, что Богу угодно, нам может быть совсем не угодно и что мы даем Богу свободу сделать с нами, что Он захочет, а это может быть для нас и трудно, и неприятно, и даже больно, и мучительно.

Но есть и иное, о чем необходимо помнить: если мы всё это понимаем и об этом просим, Господь не просто нам Свою волю открывает, но еще и помогает ее исполнить, и Сам выстраивает всю нашу жизнь. И путь к этому лежит через доверие - то, которое так трудно дается и столь необходимо.

Выбирая путь, надо иметь и решимость следовать по нему

При выборе своего доброго пути надо, прежде всего, учесть решимость своего произволения остаться на этом пути необратимо! Об этом и молиться надо, чтобы явилась в сердце ясность того, к чему клонится сердце. Это может быть видно и из минувших успешных опытов встреч с этим служением, и из сердечного воодушевления при изучении возможных перспектив твоего постепенного восхождения к совершенству в нем.

Профессия может не совпадать с призванием,
но давать средства для его осуществления

Если появляется возможность узнать новое, научиться еще чему-нибудь, стоит этим воспользоваться

На этот вопрос у меня нет ответа, кроме общих соображений о том, что

  1. профессия не должна противоречить заповедям (киллер, порноактер и т.п. не имеют ничего общего с тем, из чего мы можем выбирать). То есть прежде, чем делать выбор положительный, хорошо бы сразу отсечь все недолжное;
  2. профессия может не совпадать с призванием, будучи средством для осуществления последнего. Скажем, человек может зарабатывать деньги, будучи бизнесменом, но душу свою вкладывать в создание галереи, впоследствии получившей название Третьяковской;
  3. случайность - это псевдоним Промысла, и если у вас появляется незапланированная возможность получить какие-либо навыки, изучить какой-либо язык, принять участие в каком-либо хорошем деле (не в ущерб иным делам), лучше попробовать. Потому что из этих вроде бы случайных опций может произрасти древо жизни, весьма отличное от того, что мы спроектировали сами себе;
  4. в некоторых случаях наша профессия дается нам для того, чтобы мы перешагнули через нее и пошли дальше. О том, как это бывает, повествует предсмертное и совсем небольшое по размеру повествование Толкина «Лист кисти Ниггля», или «Лист работы Мелкина» - в зависимости от перевода на русский язык.

Советоваться с духовником надо правильно

Если речь о сомнениях, правильно ли выбрана уже имеющаяся профессия, то вспомним, что в народе говорят: «От добра добра не ищут». Работа у тебя есть, ты ею доволен, ну и слава Богу. Как говорится: «Лучшее - враг хорошего». Имеешь - и имей и благодари Бога.

Если ты в начале пути, кончил школу, институт, выбираешь свою дорогу в жизни, то, конечно, это важнейшая и сложнейшая проблема, но для человека церковного она разрешается в чем-то легче, потому что можно посоветоваться с духовником. Конечно, надо советоваться и с родителями. И молиться, искать. Духовнику тоже надо предлагать варианты, а не так: «Скажите, батюшка, чем мне заниматься?» - «А чем ты хочешь заниматься, к чему у тебя душа лежит?» - «Нет, вы мне, батюшка, скажите!» Так, может быть, можно обращаться, если это действительно духоносный старец, которому Господь открывает Свою волю. Но есть ли сейчас такие старцы? Как-то Господь их скрывает от нас, а, может быть, мы просто не знаем этих замечательных людей, потому что мир ведь держится молитвами праведников и никогда праведники у Господа не оскудеют. Другое дело - как старца найти…

Ну, а если ты сам к чему-то определенному пока склониться не можешь, то думай, молись, советуйся, ищи варианты, и если вариантов несколько, выбирай из них лучший, тот, что тебя больше всего привлекает. Допустим, там интереснее работа, зато в другом месте больше платят. Ты должен понять, что для тебя важнее. И хотя, может быть, тебя привлекает интересная работа, но у тебя семья, надо ее содержать, важен заработок, пусть и на «скучной» работе, что же поделать… Или, наоборот, ты видишь, что работа такая интересная, ты так к ней горишь, и есть вероятность, что ты через какое-то время добьешься успеха и у тебя будет материальное благополучие… «За» и «против» масса, их нужно взвесить и, конечно, обсуждать с людьми, которые тебя любят, знают, о тебе молятся и тебе помогают. Тогда ты найдешь правильное решение.

Человек должен заниматься тем, что ему по душе

Глубоко убежден, что человек должен заниматься тем, что ему по душе. Земная жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неинтересную для нас деятельность, если, конечно, вы не глава большой семьи и попросту должны ее суметь прокормить. Но и в этом случае можно искать что-то по душе.

К выводу о том, что нужно заниматься тем, чем хочется, приходят люди, узнавшие, что у них… смертельный (или страшный) диагноз. Мне приходилось встречаться с подобным много раз. Только человек, которому сообщили, что у него, например, онкология, вдруг говорит себе: стоп! а чего это я продаю колбасу, если всю жизнь мечтал заняться фотографией?! или всю жизнь я хотела петь, так почему же не научиться теперь?!

И эти люди занимаются любимым делом. И частенько выздоравливают или получают поддержку в болезни, потому что деятельность, которая нравится, - огромный потенциал и ресурс, благодаря которому все существо человека восстанавливается и чувствует себя лучше. И я думаю, что, похоже, человек в подобных обстоятельствах интуитивно чувствует, что ему нужно для выживания.

Христианину, конечно, легче, чем неверующему, сделать правильный выбор.

И вот почему.

Первое: мы понимаем, что есть , поэтому приобретение, зарабатывание не могут быть для нас самоцелью. Уже одно понимание этого - стимул заниматься тем, чем хочется, а не чем-то более выгодным.

Второе: христианин знает (из Священного Писания), что каждому из нас Бог отмерил свои таланты и дарования. И каждый может служить Церкви по-своему. Об этом прекрасно сказал апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 4-11).

Каждый из нас имеет свои дарования, и это - от Бога! Как дивно, что мы можем их реализовывать

Только задумайтесь: каждый из нас имеет свои дарования, и это - от Бога! Как дивно, что мы можем реализовывать тот драгоценный потенциал, который дал нам Бог, и все это на пользу Телу Христову - Церкви и во спасение нам!

Поэтому нужно прислушаться к себе и попытаться определиться, чем хочется заниматься, к чему лежит душа. И пробовать себя. Даже если не угадаешь с первого раза, то я не вижу в этом ничего страшного.

Выбирая жизненный путь, всмотрись в свое сердце

Пожалуй, выбор жизненного пути - один из самых непростых и мучительных. Еще в младших классах школы дают писать сочинение на тему: «Кем я собираюсь стать». Но душа, как правило, мечется от одного к другому на протяжении многих лет. Например, я долгое время хотел стать следователем, раскрывать преступления, а в итоге стал священником, и теперь в каком-то смысле преступления приходится тоже раскрывать, точнее - люди сами раскрывают на исповеди свои грехи, а моя задача не сажать впавших в духовные преступления, а, наоборот, помочь им обрести подлинную свободу сердца.

Самое главное, что лично я посоветовал бы, - это выбирать профессию не по принципу «сколько заплатят», а по принципу «насколько это вдохновляет и радует». Если искать работу только ради заработка, ты никогда не будешь доволен. В нашей испорченной душе нет четкого критерия обеспеченности. Опыт показывает, что, сколько бы много человек ни стремился заработать, ему всё равно хочется большего. На самом деле более богат тот, кто менее других привязан к деньгам, кто менее всего зависит от их накопления.

Работа должна радовать, доставлять удовольствие. Поэтому предложу самый элементарный совет: подумай, а тебе, собственно, чем нравилось бы заниматься? Вот и попробуй этим овладеть.

К выбору профессии надо подходить так же, как и к выбору спутника жизни. Чтобы не ошибиться, важно почувствовать в сердце родство, что это именно твое, соответствующее твоему внутреннему миру, родное твоему сердцу. Тогда можно заранее избежать ненужных ошибок.

Есть и такое понятие, как призвание. Господь в душу каждого человека вложил какие-то дары. Ведь кто-то призван стать хирургом, а кто-то педагогом, кто-то военным, а кто-то певчим на клиросе приходского храма. Призвание мы можем распознать как особый внутренний зов, который подсказывает, к чему стремиться и что искать, и сопровождается особым творческим вдохновением. Это новое осмысление жизни, когда появляются ориентиры и ты пытаешься достичь вдруг возникшую важную для тебя цель. Это внутренний голос, который надо услышать, а для этого необходима чуткость к тому, что происходит внутри.

Вот важно всмотреться внутрь собственного сердца, вслушаться в его внутренний зов. И выбор жизненного пути пусть соответствует поиску сердца, тогда этот выбор будет не угнетать, а питать и укреплять душу.

Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им

Иногда человек всё равно теряется и не знает, какой шаг предпринять. По крайней мере, мы можем молиться, чтобы Господь вразумил, просветил и Сам направил нашу жизнь ко благу. Спаситель говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Главное - не сидеть сложа руки. Кто ничего не ищет, тот ничего и не найдет, а кто ищет, тот найдет непременно. Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им.

Человек не узнает волю Божию, если не будет действовать

Одно можно сказать: человек не узна ет волю Божию, если, во-первых, не будет всем сердцем искать исполнения Божией воли, а во-вторых, если он не будет действовать. Ошибки не страшны. Именно ошибки, а не сознательные грехи. Потому что когда человек действительно ищет исполнения воли Божией и действует - Господь находит возможность открыть человеку, в чем он прав, а в чем ошибается, в чем нужно расти и утверждаться, а что оставить. Более того, возможно, и другого-то пути нет. И когда человек ищет опытного духовника, чтобы спросить у него волю Божию о себе, - это хорошо, конечно, и правильно, но и тут многое зависит от веры самого человека, от напряженности его молитвы. Потому что если человек настроен серьезно и молится с верой - Господь обязательно откроет ему Свою волю, а если он пребывает в беспечности и расслабленности - то никакой старец, даже действительно духоносный, ему не поможет.

Жизнь - это творческий процесс, и Господь хочет, чтобы мы жили полной, творческой жизнью, все силы употребляя на то, чтобы избегать греха и творить сознательно заповеди Божии. Вот если есть такой настрой, то чем бы мы ни занимались - Господь обязательно поможет нам найти свое место в жизни, выйти на свою дорогу.

Главное - оставаться христианином

Нужно хорошенько взвесить: а сможешь ли ты в этой профессии сохранить христианские убеждения?

Стоя на распутье, нужно, в первую очередь, утвердиться в решении, что по выбранной дороге ты пойдешь, как христианин. В первую очередь ты будешь христианином, во вторую - врачом, или юристом, или спортсменом. Нужно хорошенько взвесить и оценить: сможешь ли ты выдержать эту расстановку приоритетов? Не поглотит ли спорт, или бизнес, или еще что-то твои христианские убеждения? Не будешь ли ты вынужден в рамках своей профессиональной деятельности поступать вопреки заповедям, как делают это, скажем, врачи, осуществляющие аборты.

Главное - посоветовавшись, подумав, помолившись, принять решение самостоятельно.

А еще существует немало свидетельств, когда люди шли на кардинальное изменение своего образа жизни, когда осознавали, что что-то идет не так. И у них получалось! Был бизнесменом - стал художником. Был строителем - стал животноводом. Был животноводом - стал священником! Кто не ошибается? Правильно: тот, кто ничего не делает.

Известный психолог Михаил Литвак пишет, что счастье - это максимальное развитие всех своих способностей и их реализация.

Реализация способностей, конечно, возможна не только в профессиональной деятельности; поэтому под поиском профессии стоит понимать нечто более обширное, чем подбор нужного вуза и вакансий.

Думать о будущем стоит начинать как можно раньше. Добиться достойных результатов проще тем, чьи задатки и способности выявлены в детстве, когда мозг наиболее активен.

Предлагаем краткий конспект родительских ошибок, которые совершают почти все, и правильных действий, которые помогут подойти к выбору своего будущего пути осознанно.

7 главных фраз, мешающих осознанному выбору профессии:

  • Профессия - это на всю жизнь!
  • Престижная профессия - это круто!
  • Уступлю желаниям родителей
  • «За компанию»
  • Нравится человек - нравится профессия
  • Легкая профессия
  • Нравится школьный предмет - нравится профессия

Как помочь ребёнку с выбором? С чего начать?

Необходимо выбирать не образовательные возможности, а будущее дело. Образование - ключ, а не дверь.

Правильно выбранная профессия - это единство из «хочу, могу и надо». Между этими тремя составляющими и необходимо искать баланс

ХОЧУ+МОГУ

Краткий алгоритм действий родителей:

  • Определите, что любит ваш ребенок и что для него важно (его желания и интересы)
  • Оцените сильные и слабые стороны (его способности и таланты)
  • Выберите кластер профессий
  • Узнайте больше о данных профессиях
  • Дайте возможность попробовать силы в данной профессии.

Конкретные шаги

  1. Развитие мышления на ранних этапах. Выбор жизненного пути зависит не только от способностей, задатков и умений, но и от характеристик мышления: как ребенок думает, как решает задачи, относится к трудностям. В нашем центре развития детей развивают базовые структуры мышления ребята от 2 до 17 лет.
  2. Психологическая помощь. Психолог поможет ребёнку разобраться в себе, избавиться от страхов и сомнений, мешающих формированию здоровой личности.
  3. Профориентационные тестирование позволяет ребёнку спокойно разобраться в своих интересах. Такие тесты помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, ответить самому себе, к каким занятиям его тянет больше.
  4. Метод кейсов. Школьники старших классов могут весьма абстрактно представлять себе некоторые специальности. Помочь ребенку разобраться, что к чему помогает метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Участники должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить варианты решений и выбрать лучшее. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Это возможность «примерить профессию». Этим летом в лагере профессий АРТ Личности на смене «Дизайн/Маркетинг» три группы наших воспитанников будут работать над созданием большого дизайнерского проекта. Смотрите, какие ещё кейсы мы придумываем.
  5. Общение с профессионалами. Люди, добившиеся успеха в чём-либо, способны рассказать о профессиональной реальности без прикрас и дать конкретные практические советы. Мы активно практикуем данный метод. О спорте с нашими воспитанниками говорила Елена Исинбаева, Сергей Юрский рассказал о профессии актера, а деятельность редактора и издателя с ребятами обсуждала Ирина Прохорова.

Ошибки родителей

  1. Однобокое развитие. Ребенок может любить и успевать разное, например, одновременно разбираться в физике и играть на гитаре. Интересы, какими бы они разными ни были, в совокупности составляют уникальный багаж личности.
  2. Реализация своей мечты через ребенка, а не его желаний и склонностей . Часто родители заставляют детей заниматься правоведением, потому что все в их семье - юристы. Похожая ситуация: мать отдает ребенка в два года на английский, когда сама его вообще не знает.

НАДО

Необходимо учитывать востребованность профессии сегодня и завтра. К 2020 мир изменится. Многие профессии устаревают, им на смену приходят другие. Сегодня как никогда осознанный выбор влияет на место человека в будущем.

Некоторые исчезающие профессии:
журналист печатных СМИ, фасовщик, турагент, нотариус, вахтёр, лектор, швея, кондуктор, почтальон, кассир, архивариус, парковщик, оператор call-центров.

Некоторые востребованные профессии к 2020 году:

  • IT-специалисты
  • Специалисты в области инноваций – нанотехнологии
  • Инженеры-строители
  • Представители интеллектуальных профессий – креативная экономика
  • Сотрудники отделов продаж
  • Специалисты из сферы экологии и защиты окружающей среды
  • Работники производства (инженеры, технологи, работники технических специальностей самого разного уровня)
  • Профессиональные квалифицированные рабочие
  • Медицина, управление здоровьем
  • Образование
  • Сельское хозяйство

Краткие постулаты об основных трендах рынка труда

  • Интернационализация бизнеса
  • Иностранный язык необходим в любой профессии
  • Высшее образование не гарантирует хорошее трудоустройство
  • Универсальные профессии
  • Многозадачность
  • Развитие новых технологий – увеличение доли роботизированного труда
  • Нас захватывает сеть! Меньше личных контактов!
  • Здоровый образ жизни. Бегом от старости!

Необходимо с детства учиться объективно оценивать свои желания, возможности и мир вокруг. Важно помнить, что профессия необязательно выбирается на всю жизнь. Самое главное, чтобы ребенок научился понимать себя, знал, чего хочет, мог быстро решать задачи, был мобильным и готовым обучаться новому. Такой человек будет востребован всегда.

А также сам процесс ее изменения и эволюции начиная с рождения человека и заканчивая его смертью. Во многих случаях этот термин является синонимом к слову "биография".

Первым человеком, сформулировавшим понятие жизненного пути, была Ш. Булер. В ее формулировке жизненный путь имел три различных линии. Первая - это последовательность реальных событий, происходящих в Вторая - это эмоциональные переживания, связанные с ними. Третья - это результаты действий, осуществляемых этим человеком.

Одновременно с ней собственную теорию выдвигал П. Жане, характеризовавший жизненный путь как последовательность этапов развития и биографии личности, ее эволюцию.

Существуют и другие формулировки этого понятия, однако все они являются вариациями на тему этих двух первых определений. Какой трактовки придерживаться, каждый решает сам для себя - поскольку существенных различий между ними нет, любая из них имеет право на существование.

Следует отметить, что приведенные выше определения жизненного пути являются приемлемыми лишь для человека с рациональным Мистик же считает, что под понятием "жизненный путь" подразумевается некий сценарий, придуманный специально для него высшими силами. Но даже он, как правило, признает, что есть возможность как-то влиять на этот самый сценарий. Как? Своими собственными действиями! Сделав что-то правильное (читай - что-то выгодное для "сценаристов"), он как бы получает вознаграждение в виде благоприятного развития событий, а допустив ошибку, вынужден терпеть многочисленные неприятности.

Точка зрения такого мистика хоть и не слишком-то верна, но, безусловно, намного интереснее сухих знаний реалиста.

Однако существует еще одна трактовка понятия жизненного пути. Она не менее важна, чем приведенные выше, да и используется чаще, чем они. Итак, жизненный путь личности - это процесс осуществления ею своего предназначения, дорога, ведущая к цели жизни.

К сожалению, для большинства людей поиски этой самой дороги являются очень сложным делом. Почему? Да потому, что окружающие (родители, друзья, коллеги, родственники) часто считают, что они лучше знают, какой жизненный путь лучше подходит их близким. Особенно сильное влияние ощущают дети - со стороны многочисленных взрослых родственников. Поэтому-то так много людей выбирают себе неправильную дорогу в жизни - за гомоном голосов друзей и близких очень сложно услышать тихий зов истинного призвания.

Наиболее остро встает жизненного пути у молодых людей, только-только начинающих взрослую жизнь. Это и не удивительно, ведь именно перед ними разворачивается множество разных возможностей.

И именно у молодых людей больше всего шансов сделать ошибку и жалеть о ней всю жизнь. Поэтому им так важно научиться принимать правильные решения, а для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, нужно научиться отличать собственные желания и стремления от образов, навязанных другими людьми. Не менее важно отличать желания истинные, осознанные, идущие от сердца, от низменных стремлений, навеваемых инстинктами.

Во-вторых, каждый человек должен научиться уважать собственные желания и не ставить их ниже желаний посторонних людей - хотя бы наедине с собой.

И, в-четвертых, нельзя забывать об ответственности: любой выбор будет на совести человека, сделавшего его - неважно, по собственной воле или под чьим-то влиянием.

«Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей»
Карлос Кастанеда

Путей великое множество... какой выбрать? Говоря о предназначении и его поиске, нельзя обойти вниманием весь жизненный путь человека . Это более емкое и длительное понятие протяженностью во всю человеческую жизнь. Кто-то живет по инерции «пусть все идет так, как идет», радуется удачам и расстраивается, когда они обходят его стороной, говоря, что это судьба такая… А кто-то ищет правильный для себя путь ― свой собственный путь. Так, что же предпочесть? Выбор жизненного пути или пустить свою жизнь на самотек?

Сталкиваясь с очередной неудачей в своей жизни, наверно, каждый человек задумывался, а можно ли что-то вообще изменить? Как правило, все проблемы и последствия ошибок мы списываем на судьбу. А каждую удачу записываем на свой счет. Но, может быть, стоит проанализировать и неудачи ? Увидеть в них свои ошибки, неверные поступки? Понаблюдайте за детьми: один, споткнувшись об камень, посмотрит на него, сделает выводы и будет в следующий раз обходить стороной, а другой будет постоянно падать на одном и том же месте. Столь бесхитростный пример можно наложить трафаретом на любой поступок человека. И это не умение мыслить логически ― это, в первую очередь, желание понять, «почему же я упал». Вряд ли кто-то взрослый всерьез подумает, что этот камень ему под ноги положила ему судьба. И, пожалуй, выбор жизненного пути и заключается в том, чтобы сначала научиться анализировать, какие последствия грядут за какими поступками.

Ведь мало кто задумывается, что жизненный путь человека , по которому он идет, ― это не только наличие или отсутствие работы, дохода, успеха. Это и мировоззрение, и умение строить гармоничные отношения как в семье, так и с деловыми партнерами, умение радоваться и конструктивно грустить, умение ЖИТЬ. Согласитесь, от нашего отношения к окружающему миру зависит и наше восприятие всего происходящего. Можно созидать, а можно все разрушать . Очевидно, что это два противоположных полюса, но дорога между ними очень короткая, так как зависит только от наших мыслей и чувств. А уж этими материями мы умеем управлять, ну, или хотя бы можем научиться.

Делайте выбор жизненного пути самостоятельно, сравнивайте:

  • Разрушение ― это раздражение, страх, тоска, недовольство собой, разочарование, ревность и даже чувство вины, которое влечет за собой наказание (самого себя). Все это не только заставляет человека разрушать отношения, свою жизнь, но и самого себя, так как мысли и чувства имеют свойство материализоваться.
  • Созидание ― это ответственность за свои поступки, чувства и мысли. Это понимание, что наше собственное подсознание контролирует жизненный путь человека . Это дорога развития.

Кто-то скажет, что ответ очевиден, но как же найти себя, свою дорогу, а не принципы жизни, даже сделав правильный выбор жизненного пути ? Ведь чувство нереализованности тоже является разрушительной силой.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание –
найти путь к самому себе»
Герман Гессе

Найти себя, как бы это не звучало для скептиков, люди стремились во все времена. Но за всю историю человечества никто так и не нашел ответа на вопрос, как же найти себя , свой собственный жизненный путь. Человек все время думает над этим, хотя одними размышлениями вопрос решить сложно.

«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»
Лао-цзы

Как и с достижением цели, нужно уметь не только думать/анализировать/делать выводы, но и действовать. Первый шаг вы уже сделали ― вы решили, что нужно найти себя. Как вы будете это делать ― это уже другой вопрос.

«Либо я найду свой путь, либо проложу его сам»
Ф. Сидней

Найти себя ― значит, почувствовать себя реализованным, востребованным и, как итог, счастливым. Составляющими счастья для многих является здоровье, семья и, конечно, успех в работе ― в деле, которое доставляет удовольствие. Вот именно последняя составляющая и является самой сложной для большинства: как найти себя ― свое место в жизни, свое призвание, свое дело. Возвращаясь к вопросу, как найти свое призвание, следует понимать, что однозначно на него никто не может ответить, но ряд специалистов предлагают тренинги и разнообразные упражнения, которые помогают найти подсказки, отклики в себе на то, что действительно, может быть, станет делом вашей жизни.

Как сделать очередной шаг в поиске своего призвания, своего жизненного пути вы найдете в следующей статье, в который мы поговорим о .

Жизненный путь человека, его неповторимая индивидуальная жизнь являются предметом изучения широкого комплекса наук - философии, социологии, психологии, истории, этнографии, демографии, антропологии, социальной медицины. Даже не говоря о том, что жизнь человека всегда была и будет основным объектом искусства, каких бы тем оно ни касалось, оно всегда рассматривает мир через призму человека и его жизни. Еще в античные времена появились первые попытки создания художественной биографии (Плутарх, Светоний и др.). Хотя ее утверждение как особого жанра специалисты относят к XVII в., постепенно произошло разделение литературно-художественного биографического романа (или повести) и научного историко-биографического исследования. В последнее время наметилось определенное их сближение. Биография стала полноправным жанром исторического исследования. Канадский историк А. Вильсон справедливо сравнил ее с фортепьянным или скрипичным концертом: через соло одной жизни, ее ведущую тему, раскрывается эпоха.

Биограф не только описывает жизненный путь человека, но и анализирует его. В биографических справочниках и указателях в скобках после фамилии через тире даются обычно год рождения и смерти человека. Подчас промежуток между ними очень мал, как, например, у Д. Писарева, М.Лермонтова, Н. Рылеева, Н. Добролюбова, а иногда относительно велик (Л. Толстой, Б. Шоу). Вот этот промежуток между рождением и смертью и считают обычно жизненным путем человека.

Чтобы показать действительную судьбу человека, надо выяснить сущность его жизненного пути, установить зависимость этого пути от времени, от истории общества, народа, страны, определить границы свободного выбора, свободного жизнетворчества.

Ведь в любом случае, как видим, судьба связывалась и связывается ныне с тем, что не зависит от его свободного выбора, находится вне его. Значит, важно прежде всего понять, есть ли в жизненном пути человека нечто, не зависящее от него, если есть, то что же оно представляет собой и какие силы определяют не предусмотренные свободным волеизъявлением человека повороты в его жизненном пути? Только выяснив это, мы сможем проникнуть в тайны судьбы, постичь ее сущность.

Мы, читая биографии великих людей, правильно понимаем и оцениваем ошибки и заблуждения в творчестве собственной жизни. Однако судить о других всегда легче; гораздо труднее строить свою собственную жизнь. В том-то и дело, что каждому приходится обычно делать это самому, без всякой подсказки: ведь человек чаще всего не осознает, что каждодневно, ежечасно он творит свою жизнь. Кажущиеся ему незначительными, неважными, обычными, повседневными решения или поступки могут иметь далеко идущие последствия, о которых человек даже не догадывается. Подчас один поступок может изменить весь его жизненный путь.

Строить собственную жизнь несравненно труднее, чем запускать ракеты, возводить здания, прокладывать каналы. Людей, которые никогда не ошибаются в предвидении не только ближайших, но и отдаленных последствий собственных поступков, вероятно, не было, нет и не будет. Даже самый талантливый шахматист нередко ошибается в расчете последствий своего хода, а альтернативы жизни куда сложнее и менее предсказуемы, чем шахматная партия! Творчество собственной жизни оказывается, пожалуй, наиболее сложным из всех видов человеческого творчества, и сами жизненые пути людей так запутанны и извилисты...

Время, практика позволяют понять главное, существенное в событиях повседневной жизни и отделить его от второстепенного. Событие, от которого, как казалось еще вчера, зависит вся жизнь, сегодня оказывается ничтожным пустяком, а то, что мы считали пустяком, порой переворачивает всю жизнь. Размышляет ли человек над прожитой жизнью или воссоздает биографию другого человека, он отвлекается от мелкого, несущественного, отбирая важнейшие, определяющие ее вехи. Но именно от несущественного, а не от случайного, ибо, как мы увидим, случай может играть весьма существенную роль в жизни.

Что же такое жизненный путь?

Интересным является определение, предложенное А.В. Грибакиным, "... жизненный путь представляет собой творческий процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов".

Этапы жизненного пути не всегда совпадают с возрастными периодами жизни людей. Если бы они и впрямь совпадали, то, собственно говоря, жизненные пути людей были бы одинаковы, ибо каждый человек проходит детство, юность, взрослые годы и доживает до старости (исключая, конечно, случаи преждевременной смерти).

По словам Ананьева Б. Г., "все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределены между различными индивидами".

Однако возраст это не единственная характеристика жизненного пути. Возраст можно представить как своеобразное "вертикальное" сечение жизненного пути человека. При этом его отрезки - детство, юность, зрелые годы, старость - различны, особенно, если люди принадлежат к противоположным классам и живут в разные исторические эпохи. Естественно, эти этапы проходят все, но каждый по-своему.

На возрастные параметры "накладываются" зависящие от них, но не совпадающие с ними социально значимые периоды человеческой жизни: подготовка к самостоятельной трудовой деятельности; трудовой путь человека и прекращение трудовой деятельности. Это деление не совпадает с возрастным. Например, молодой человек 16-17 лет, работающий на предприятии, по содержанию своей жизнедеятельности ближе к взрослому рабочему, чем к своему сверстнику - учащемуся, еще только готовящемуся к самостоятельному труду.

Сказанное позволяет определить жизненный путь человека как процесс поэтапного присвоения человеком (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности. Конечно, как и всякая дефиниция, это определение не раскрывает жизненный путь человека во всей его сложности и полноте, но оно выражает его суть и может стать, по нашему мнению, отправной точкой для дальнейшего анализа.

Трудовая деятельность - важнейший элемент жизненного пути человека, поэтому она и должна лежать в основе его характеристики. Особая важность труда в данном случае подчеркивается выделением специального понятия "трудовой путь человека". Трудовой путь, трудовая биография личности синтезирует пути развития человека и в других сферах общественной жизни, обладающих относительной самостоятельностью, которая определяется рядом причин. Во-первых, жизненный путь зависит от направленности личности. Исследования показывают, что у работников одной и той же бригады, цеха, лаборатории и т. д. эта направленность может быть различной. Во-вторых, у человека может хорошо сложиться трудовая жизнь, принося ему радость и удовлетворение, и в той или иной мере не получиться семейная жизнь. Иногда, наоборот, радости семейной жизни или успехи в художественной самодеятельности и спорте компенсируют неудовлетворенность трудовой деятельностью. Какая-то неравноценность этих сторон жизненного пути характерна, вероятно, для любого человека. Все зависит от объема и интенсивности личной жизни, от степени включенности социальных ролей в личную жизнь. Возрастные изменения также не одинаково сказываются на различных сторонах жизненного пути. Например, прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию отнюдь не означает прекращение культурного развития.

В-третьих, нередко бывает так, что наибольшие успехи в самореализации личности связаны не с ее профессиональной, а именно с непрофессиональной деятельностью. Например, А. П. Бородин, гораздо полнее и с большей эффективностью реализовал себя как композитор, чем как ученый-химик; А.П. Чехов - как литератор, а не как врач. Естественно, модель жизненного пути можно признать для данной личности наиболее подходящей, если она включает гармоничное сочетание всех сфер жизнедеятельности, их взаимодополнение, успешную самореализацию личности во многих из них, удовлетворение полноты и богатства жизни в целом.

Таким образом, жизненный путь человека оказывается сложным переплетением возрастных периодов и периодов социальной деятельности.

В качестве таких критериев предлагается считать психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентацию ценностных установок.

Эти изменения важны для оценки жизненного пути, они трудно поддаются эмпирическому анализу, ибо и сам человек чаще всего не может ответить, когда, как и благодаря чему произошли эти изменения.

Жизненный путь объединяет общественную, событийно-биографическую сторону его жизни со становлением и развитием его внутренней духовной жизни и прежде всего его мировоззрения.

Становление личности, формирование и развитие личностных социально значимых качеств - одна из важнейших характеристик жизненного пути. Но для жизненного пути немаловажное значение имеет и состояние здоровья человека на тех или иных этапах его жизни.

Жизненный путь человека в реальной действительности тесно связан с его образом жизни, ведь эти категории служат для анализа и описания его жизнедеятельности, индивидуальной человеческой жизни. Однако, если образ жизни представляет собой характеристику жизнедеятельности индивида в тот или иной период, то жизненный путь - это развитие человеческой жизни во времени, последовательное изменение образа жизни в связи с развитием самого человека, с изменением реальных условий его жизнедеятельности. Образ жизни человека может существенно меняться на разных этапах его пути.

В литературе нет единого мнения о том, что считать началом жизненного пути. Б. Г. Ананьев, например, полагал, что он начинается "много позже" рождения. В некоторых случаях началом признают поступление на работу, опуская весь период подготовки к деятельности. Такой взгляд представляется неточным. Социализация и индивидуализация ребенка начинается с раннего детства. Многое в формировании человека закладывается еще в этот период, А.Толстой говорил, что воспитывают ребенка до 5 лет, а дальше уже приходится его перевоспитывать. Биографы справедливо начинают описание жизненного пути с характеристики семьи и условий воспитания человека. Все это говорит в пользу того, что началом жизненного пути человека является раннее детство.

Путь каждого человека сложен и противоречив: в нем сочетаются необходимое и случайное, возможное и реализованное, общественно-историческое и лично-биографическое. Их сочетания сугубо индивидуальны, неповторимы у каждого индивида.

Ни возрастной, ни психологический подход к определению жизненного пути человека не может дать положительных результатов, если он не базируется на общесоциологическом анализе зависимости жизненного пути человека от объективных условий - от общественных отношений и определяемых ими границ свободы его активного жизнетворчества.

Жизненный путь индивидуален и неповторим у каждого человека. Но при всей его уникальности всегда есть и нечто общее в жизни всех представителей данного класса в одну и ту же эпоху: таким общим являются общественные события, которые никого не оставляют в стороне, общность коренных интересов и потребностей.

Героями биографических описаний обычно становятся выдающиеся люди - политические и общественные деятели, ученые, философы, люди искусства. Эта традиция утвердилась еще в античную эпоху. Биографическая литература долгое время была чуть ли не единственным источником (конечно, не считая памятников и документов), из которого мы черпаем знания о событиях давних лет. Действительно, нельзя правильно понять ни одну эпоху, не имея представления о ее великих людях, стоявших в центре наиболее знаменательных исторических событий. Биографии великих людей имеют неоценимое воспитательное значение для молодого поколения.

Такие портреты людей-символов определенного времени можно назвать социальными портретами. Одним из новых типов биографического исследования можно назвать автобиографическое описание человеком своего жизненного пути и его основных моментов.