Выбор жизненного пути: краткая памятка. Как с помощью одной картинки выбрать свой жизненный путь

А также сам процесс ее изменения и эволюции начиная с рождения человека и заканчивая его смертью. Во многих случаях этот термин является синонимом к слову "биография".

Первым человеком, сформулировавшим понятие жизненного пути, была Ш. Булер. В ее формулировке жизненный путь имел три различных линии. Первая - это последовательность реальных событий, происходящих в Вторая - это эмоциональные переживания, связанные с ними. Третья - это результаты действий, осуществляемых этим человеком.

Одновременно с ней собственную теорию выдвигал П. Жане, характеризовавший жизненный путь как последовательность этапов развития и биографии личности, ее эволюцию.

Существуют и другие формулировки этого понятия, однако все они являются вариациями на тему этих двух первых определений. Какой трактовки придерживаться, каждый решает сам для себя - поскольку существенных различий между ними нет, любая из них имеет право на существование.

Следует отметить, что приведенные выше определения жизненного пути являются приемлемыми лишь для человека с рациональным Мистик же считает, что под понятием "жизненный путь" подразумевается некий сценарий, придуманный специально для него высшими силами. Но даже он, как правило, признает, что есть возможность как-то влиять на этот самый сценарий. Как? Своими собственными действиями! Сделав что-то правильное (читай - что-то выгодное для "сценаристов"), он как бы получает вознаграждение в виде благоприятного развития событий, а допустив ошибку, вынужден терпеть многочисленные неприятности.

Точка зрения такого мистика хоть и не слишком-то верна, но, безусловно, намного интереснее сухих знаний реалиста.

Однако существует еще одна трактовка понятия жизненного пути. Она не менее важна, чем приведенные выше, да и используется чаще, чем они. Итак, жизненный путь личности - это процесс осуществления ею своего предназначения, дорога, ведущая к цели жизни.

К сожалению, для большинства людей поиски этой самой дороги являются очень сложным делом. Почему? Да потому, что окружающие (родители, друзья, коллеги, родственники) часто считают, что они лучше знают, какой жизненный путь лучше подходит их близким. Особенно сильное влияние ощущают дети - со стороны многочисленных взрослых родственников. Поэтому-то так много людей выбирают себе неправильную дорогу в жизни - за гомоном голосов друзей и близких очень сложно услышать тихий зов истинного призвания.

Наиболее остро встает жизненного пути у молодых людей, только-только начинающих взрослую жизнь. Это и не удивительно, ведь именно перед ними разворачивается множество разных возможностей.

И именно у молодых людей больше всего шансов сделать ошибку и жалеть о ней всю жизнь. Поэтому им так важно научиться принимать правильные решения, а для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, нужно научиться отличать собственные желания и стремления от образов, навязанных другими людьми. Не менее важно отличать желания истинные, осознанные, идущие от сердца, от низменных стремлений, навеваемых инстинктами.

Во-вторых, каждый человек должен научиться уважать собственные желания и не ставить их ниже желаний посторонних людей - хотя бы наедине с собой.

И, в-четвертых, нельзя забывать об ответственности: любой выбор будет на совести человека, сделавшего его - неважно, по собственной воле или под чьим-то влиянием.

Выбор жизненного пути

Человек, рождаясь в этот мир, еще даже не подозревает о том, что в какой-то момент времени, либо легко, либо мучительно, ему придется сделать генеральный выбор в своей жизни. И этот выбор лежит в основе того, что для него будет являться генеральной ценностью.

Как правило, человек не осознает этого выбора, он делается на интуитивном, бессознательном уровне. Иногда, из-за того, что человек не осознает это пространство, у него появляется множество внутренних конфликтов, или даже внешних конфликтов с миром, потому что он пытается попеременно опираться то на одни ценности, то на другие и в конец запутывается, что же для него, на самом деле, ценно. Что же это за пути такие интересные, о которых не подозревает человек, приходя в этот мир?

Условно можно разделись все, что происходит в мире людей на две очень большие стороны,
или на два больших пространства. Первое пространство посвящено лично человеку, его человеческой природе, внутренним потребностям, его жизни. И не просто человеку и его жизни, а человек в этом пространстве ценен и его жизнь ценна. Посягать на это скверно. Ценно все, что человек в этой жизни может раскрыть.

Каждый человек рождается для того, чтобы познать себя, для того, чтобы познать этот мир, его взаимодействия с собой и с этим миром, реализовывать тот свой потенциал, который в нем был заложен от рождения. Поэтому первый путь, это путь ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, путь мира созидания или, как минимум, реализации себя, когда человек ценен, его жизнь ценна, когда ценно найти себя, когда ценно жить среди людей, которые тоже себя ценят, когда важно жить окруженным людьми, которые тоже занимаются собственной реализацией и которые из этой точки строят отношения друг с другом.

Представьте себе молодого человека, у которого основа его мировоззрения с детства заложена в том, что он важен, важна его жизнь, важно эту жизнь прожить глубоко со смыслом, реализовано, очень действенно, очень эффективно реализовать и внутренние процессы, чтобы душенька твоя была довольна и, в том числе, создать многие материальные события или материальные условия, в которых это все будет раскрываться и процветать. Я уверенна, что скорее всего такой молодой человек будет и девушку выбирать себе под стать.

И представьте себе девушку, которая была воспитана в таком же контексте, когда она знает себя, когда она знает к чему предрасположена, когда у нее есть цели, задачи и виденье нацеленное на продуктивную жизнь, на то, чтобы раскрыться, на то, чтобы раскрылся ее муж, чтобы было какое-то общее дело, или у каждого свое: карьера, работа в сферах других людей, общее или свое дело.
Когда понятно, что хочется ребенка или детей и задача будет создавать условия, чтобы они тоже были с воспитанием таким, что «я важен и ценен», «важно все, что с моей жизнью связанно».

Представьте себе семью таких людей, у них, скорее всего, будут очень крепкие, очень глубокие, очень эмоционально-богатые и материально-богатые отношения. Как правило, у них не будет кризисов семейных, непонимания семейного, потому что по определению, человек, который идет путем ценности себя, он действительно гордо несет себя, но не для того, чтобы возвыситься над остальными, а для того, чтобы встретить и с удовольствием складывать отношения с другими такими же с гордо поднятой головой.

И такой человек, как правило, уважает себя и уважает других людей, такой человек уважает и природу, и все живое и он созидает и помогает развиться живому.

У нас бытует такое мнение, что вся молодежь обязательно должна быть агрессивна. Вы знаете, даже пресловутый подростковый кризис, как говорят психологи - это кризис бунта. Человеку нужно, якобы, оторвать себя от родителей, взбунтоваться против системы.

Вы знаете, почему бунтует ребенок в 14-16 лет?
А потому что родители увлечены внешней формой отношений, так называемой механикой отношений, и они вообще не видят ребенка, они и себя-то не видят и не ценят, и ребенка не видят, и, уж тем более, потенциала ребенка они не видят.

Исходя из этого, ребенок бунтует не против мамы, не против папы, ребенок бунтует против «юзальских» отношений со стороны родителей
– « Ты уроки сделал? Ты посуду помыл? Ты убрал в комнате?...», - ребенок против этого бунтует.
Ребенок как бы говорит:
- «Папа, мама, увидьте меня, я живой. Я не агрессивный, я не гадкий, я не дурак, я не бестолочь, я живой, и я хочу, чтобы меня увидели и признали всерьез. Я - Есть, и это по-настоящему».

Вот о чем очень часто бунты детей, они их выражают разным удобным для них способом, но это уже не они за это ответственны.

Я знаю очень много семей, очень много случаев, когда дети, находясь в подростковом состоянии, абсолютно ладно, абсолютно искренне складывали свои отношения со своими родителями и сверстниками, при том, что и родители так же по-человечески складывали с ними отношения, потому что в этих семьях, и в головах у этих людей, мировоззрение с акцентом на то, что самое главное, самое ценное в этой жизни - это человек и его жизнь .

Причем, человек во всем его многообразии: и духовная его жизнь, и эмоциональная его жизнь, и психологическая, и психическая, и личностная, и телесная, и материальная, и социальная его жизнь, жизнь во всех пластах, а не сплошное вытеснение, игнорирование, разрушение.

Потому что, как сказал профессор Преображенский в «Собачьем сердце», автором которого является Михаил Булгаков, "разруха не в подъездах, разруха начинается в головах", (он сказал там немного другое слово, но я его сейчас применять не буду), а потом она уже выражается в чем-то другом.

Что человек разрушает? Человек стремится разрушить материальные оковы, материальный формат применения себя, взаимодействия с собой. Человек хочет, как тот росток, пробиться сквозь асфальт, он хочет ощутить, что он живой. Поэтому первый путь развития нашей человеческой общности - это путь человека и во имя человека , где главным являются человек и отношения . Деньги тоже на этом пути присутствуют. Если ранжировать, то первая ценность – это жизнь или человек, потом его реализация, потом его дух, душа, отношения, его особенности, возможность действовать, реализовываться, находить себя, развиваться, раскрываться. А потом уже идут дома, квартиры, машины, профессии, деньги, заработки, материальные ценности. Но деньги, они всего лишь, в хорошем смысле слова, добротный инструмент для создания комфорта в социальном мире.

Каждый из вас понимает, что если сложилась бы такая ситуация – жить на земле или жить в лесу, то, в принципе, семья может обойтись и без денег, они могут выращивать себе все необходимое и построить себе дом из земли, камней, деревьев и так далее. То есть, для этого не нужны деньги, не нужны кредиты, которые потом подчиняют жизнь человека. Это модель первого пути. И очень много в мире людей, которые живут с этой позиции, для них они сами и жизненная реализация превыше всего.

Есть второй путь, вторая парадигма мировоззрения в реальности людей. Второй путь - это путь, который провозглашает, что материалистическая природа должна главенствовать, а человек с его какими-то талантами, ресурсами, способностями, окружающая среда – воздух, моря, реки, озера, деревья, земля и все, что в земле, животные, это все является приложением для того, чтобы существовала материальная материя. Это, как правило, мир который очень проявлен в урбанистических городах, в очень крупных городах, в некоторых странах это смысл их цивилизаций. Во главу угла ставятся предметы, деньги и материальные конструкции.

Например, вы могли читать или видеть фильмы, что из-за какого-то дивного, большого алмаза произошло убийство, об этом часто пишут люди, которые пишут детективы (Агата Кристи и т.д.) Если посмотреть детективы, то львиная доля негативных событий, когда у человека отнимается жизнь, происходит либо из-за имущества, либо из-за наследства, либо из-за денег, из-за доли бизнеса или контрактов. Если все одним словом обозначить, то это не живая природа, это материя, мягко выражаясь, застывшая или мертвая материя, то есть, форма. Есть форма, а есть содержание.

Второй путь - человек выбирает и ставит для себя в виде иконы квартиру определенного размера, машину определенной марки или качества, одежду определенных марок, стиль жизни определенного внешнего вида, наличие определенных совокупностей, торговых марок или брендов и так далее. Когда человек выбирает, что деньги это главное в его жизни, когда человек выбирает, что успех его бизнеса это главное в его жизни, и тогда человек начинает простраивать свою жизнь, согласно этому канону, иконой которого становятся деньги, платья, район города или дорогостоящие центральные дома, в которых очень престижно жить, и человек ради денег, ради престижа, подчиняет себя этому, свою жизнь.

В этом нет тоже ничего ни плохого, ни хорошего, потому что, если вспомнить мудрых китайцев, то мы живем в мире материй, в мире инь и янь, мире энергий потенциала, то, что еще не случилось, но предстоит этому реализоваться и мире в созданной уже материи. Ни хорошо, ни плохо. Есть один поток, есть другой поток. Важно просто понять, что в одном потоке иконой является энергия и жизнь, во втором потоке иконой являются материя и деньги.

В хорошем смысле слова, добротно человеку менять решения, что для тебя на этом этапе жизни, либо на всю оставшуюся жизнь будет являться ценностной базой, будет являться доминантой. Либо для тебя ценен человек и жизнь, и тогда ты выстраиваешь все определенным образом, исходя из этой парадигмы, либо для тебя ценны деньги и материя, и ты выстраиваешь себя, свою жизнь и модели своего поведения и выбираешь такое общество людей, которое тоже подтверждает эти ценности и развивает себя и реализует, согласно этим ценностям.

Я хочу сделать очень важный акцент - реализация есть как в первом случае, так и во втором, но в пути, который можно условно назвать человечный или гуманистический, там реализация человека, потенциала его души, внутренней энергии, она превыше всего. Когда мы говорим о пути материи, о втором пути, то там человек реализуется в коридоре и предписывает результат денег или материальной обусловленности.

Приведу простой пример: человек, идущий по пути гуманистическому и воспитанный в традициях родителями, как правило, к 18-20 годам, знает, чего он хочет, чему обучаться, может даже уже имеет какой-то навык или ремесло, закладку профессии будущей в руках, и он понимает, что он может стать тем, кем он хочет быть. Например, если человек хочет стать танцором, он становится танцором, и его не заставляют поступать на обучение, которое потом будет необходимо для работы в банковской системе, просто потому что это модно, выгодно и это сейчас на плаву. Его не заставляют быть юристом, быть еще кем-то, чтобы найти свое какое-то специализированное место в социуме. Этот человек понимает, что реализовав себя танцором, ему будет место в социуме и в мире.

Такой человек не будет ныть, о том, что я хочет танцевать, но не имеет возможности, потому что занимается какими-то банковскими бумажными делами, к которым вообще не предрасположен. "И начальство меня не ценит, и вообще разговаривает со мной как непонятно с человеком какого ранга, а я всю жизнь мечтал о сцене."

Такой человек овладеет искусством танца и будет раскрываться в танце, сам танец ему со временем будет служить, потому что это будет красивое партнерское взаимодействие человека и энергетического потенциала реальности под названием "танец". Потому-то все мастера боевых искусств, целительских практик, духовных практик, танцев, юридических профессий, даже банковских профессий, знаете, это люди на своем месте, это люди, которые желанны для тех профессий, тех потоков, которые реализуются через профессии.

К примеру, я видела очень много людей, которые пытаются заниматься ландшафтным дизайном, у кого-то очень идет это дело, а у кого-то или слабенько, или через пень-колоду. Есть люди, от прикосновения рук которых земля испытывает удовольствие и земля целует руки такого человека, этот человек является продолжением этой земли, он любит ее, он знает ее, он в контакте с ней.

Точно так же с человеком, который танцует танец, а есть танец, который через человека выражает себя. Мы очень редко об этом задумываемся. Точно так же с банковской работой – есть люди, которые боги в финансовом формате, есть люди, которых любят деньги, и есть люди, через которых деньги хотят быть посчитанные, реализованные и чтобы что-то сбывалось в этой реальности, а есть люди, у которых деньги действительно уходят из рук, валится весь бизнес, потому что это не его энергия, но он не удосужился найти себя. Поэтому, когда мы идем по первому пути, мы находим дело своей жизни, это дело с нами очень сильно не просто связанно, оно через нас живет, мы живем в деле, а дело живет в нас, это обоюдная любовь, это песня согласия, это двухголосие, и становится очень мощным потоком.

И есть второй путь, где очень часто люди выбирают в угоду каких-то, может быть, внешних факторов, подчиняют свою внутреннюю природу. И вот там, в этом формате частенько бывают случаи, когда человек настолько увлекся формой и материей, что это начинает его либо обезображивать, либо его уже коробит до нельзя. Такой человек склонен быть не на своем месте, он не понимает до конца материальную природу, и он работает не на своем месте. Он жалуется – "я бухгалтер, а мне хочется заниматься декупажем", "я выучился на художника, хотя я ненавижу художество"или еще что-то.
Это люди, которых в детстве, помимо их силы, помимо их воли «изнасиловали» какими-то внешними технологиями, которые посчитали правильными, и при этом не корректно подали благое, либо благим это не было изначально для них, когда они были детьми.
Важно понимать, что мир вещей, он прекрасен, когда ты потрудился тоже найти это соотношение.
Простой пример, когда соединяется материальная реализация и внутреннее раскрытие человека -
люди, которые двигали науку, самолетостроение, люди, которые создают внешние объекты, но создавая эти внешние объекты, которые потом больше, чем люди, которые потом становятся целой отраслью, эти люди материализовывали себя во имя правильной материи, которая потом долго служит, которая потом наличиствуется, ею пользуются и она становится достоянием человечества.
Тоже самое можно сказать о соборах, это пример гармонии, красивые города и соборы, которые остались от прежних времен. Это тоже свидетельствует о том, что человек правильно материализовал себя в материи, и эта материя, скажем так, не погубила его.

Почему я заговорила о двух потоках? У нас же сейчас часто происходит такая неопределенность, когда люди мечутся между человеческими и материальными ценностями. Почему я говорю о том, что человеку где-то необходимо выбрать, что же является доминантой? Есть очень много американских фильмов на тему, как люди на биржах зарабатывали деньги, а потом был обвал бирж и миллионеры становились очень бедными людьми, и кто-то искал смысл новой жизни бедной,кто-то искал шнурок покрепче, чтобы себя вздернуть, но это тоже такой негативный пример, когда деньги стали для человека иконой, и они его уже поглотили и стали больше, чем человек. Второй путь, это скорее путь того, что идея или материя или какая-то такая вот материально образующая реальность становится больше, чем сам человек. Когда из-за денег, власти или ресурсов развязываются войны, сметая других людей с их жизненных мест. Вот в этом вся беда и весь перекос.

Почему у людей случаются кризисы и конфликты в современной нашей реальности?
А как раз именно поэтому. Например, человек идет за хорошим рублем, устраивается на работу, берет себе какую-то должность, или место работы, где его очень прельщает заработная плата, и человек туда устраивается. А потом он обнаруживает, что работа на этом предприятии не совпадает с вибрациями души, не совпадает с человеческими ценностями, человек вдруг начинает чувствовать себя измотанным, высосанным, обесточенным, у него начинается депрессия, он начинает злиться на коллег, которые закрыты на руководство, которое не ценит в нем тонкую человеческую натуру. Получается, его жалобы уже начинают быть в плоскости человеческих ценностей, но хочется сказать ему в этот момент "Стоп дорогой, подожди! Ты себе иконой поставил рубль, деньги. Хорошо, имеешь право, и реальность позволяет этому быть. Но почему ты тогда сейчас начинаешь скулить о том, что тебя не ценят как человека и всю твою начинку, а про это речи не было".

Либо, есть обратная ситуация – человек весь такой одухотворенный, хочет помогать людям, вот начинает он помогать людям при помощи психологии, тренингов, служения, массажа, просвещения, а потом вдруг он начинает ныть, что денег мало он зарабатывает, то ли люди как-то не искренне благодарны, либо еще что-то в этом роде начинают происходить. Опять-таки, "Стоп! Ты хотел помогать людям, ты же не говорил, помогать, зарабатывая, этот баланс был не сочтен".
И потом получается, что всплывает уже другая цель, уже не надо видеть в себе великого просветителя, помощника, защитника и покровителя, а хочется видеть себя великим деньгодержателем. Но это совершенно разные роли и они лежат в совершенно разных плоскостях.

И есть сейчас такая вещь, что семья стремится воспитать на человеческих ценностях, а система наружного воспитания, она больше прививает икону материальных благ. Когда ребенок оказывается в пространстве двойных стандартов, мы приходим как раз к тому, что ни одно, ни второе мировоззрение до конца не будет создано. И, как следствие, ребенок не сможет потом выросши уже взрослым, не сможет пойти до конца ни в одну реализовать в себе человечность на полную катушку, ни реализовать в себе материальные достижения.

В итоге мы получаем "недовыросшего" человека, "недособраного", а такие люди, как правило, проживают среднестатистическую, не свою жизнь, но при этом они подобны как пластическая масса, для многих социальных процессов. В принципе, у каждого из нас есть выбор, быть ему пластической массой, или все-таки поговорить внутри со своим духом, со своей душой, о том, что же моему сердцу действительно дорого и близко, либо моему уму, не обязательно у кого-то включено сердце. Есть люди, у которых включены совершенно другие пласты его внутренней реальности психики.

Известный психолог Михаил Литвак пишет, что счастье - это максимальное развитие всех своих способностей и их реализация.

Реализация способностей, конечно, возможна не только в профессиональной деятельности; поэтому под поиском профессии стоит понимать нечто более обширное, чем подбор нужного вуза и вакансий.

Думать о будущем стоит начинать как можно раньше. Добиться достойных результатов проще тем, чьи задатки и способности выявлены в детстве, когда мозг наиболее активен.

Предлагаем краткий конспект родительских ошибок, которые совершают почти все, и правильных действий, которые помогут подойти к выбору своего будущего пути осознанно.

7 главных фраз, мешающих осознанному выбору профессии:

  • Профессия - это на всю жизнь!
  • Престижная профессия - это круто!
  • Уступлю желаниям родителей
  • «За компанию»
  • Нравится человек - нравится профессия
  • Легкая профессия
  • Нравится школьный предмет - нравится профессия

Как помочь ребёнку с выбором? С чего начать?

Необходимо выбирать не образовательные возможности, а будущее дело. Образование - ключ, а не дверь.

Правильно выбранная профессия - это единство из «хочу, могу и надо». Между этими тремя составляющими и необходимо искать баланс

ХОЧУ+МОГУ

Краткий алгоритм действий родителей:

  • Определите, что любит ваш ребенок и что для него важно (его желания и интересы)
  • Оцените сильные и слабые стороны (его способности и таланты)
  • Выберите кластер профессий
  • Узнайте больше о данных профессиях
  • Дайте возможность попробовать силы в данной профессии.

Конкретные шаги

  1. Развитие мышления на ранних этапах. Выбор жизненного пути зависит не только от способностей, задатков и умений, но и от характеристик мышления: как ребенок думает, как решает задачи, относится к трудностям. В нашем центре развития детей развивают базовые структуры мышления ребята от 2 до 17 лет.
  2. Психологическая помощь. Психолог поможет ребёнку разобраться в себе, избавиться от страхов и сомнений, мешающих формированию здоровой личности.
  3. Профориентационные тестирование позволяет ребёнку спокойно разобраться в своих интересах. Такие тесты помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, ответить самому себе, к каким занятиям его тянет больше.
  4. Метод кейсов. Школьники старших классов могут весьма абстрактно представлять себе некоторые специальности. Помочь ребенку разобраться, что к чему помогает метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Участники должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить варианты решений и выбрать лучшее. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Это возможность «примерить профессию». Этим летом в лагере профессий АРТ Личности на смене «Дизайн/Маркетинг» три группы наших воспитанников будут работать над созданием большого дизайнерского проекта. Смотрите, какие ещё кейсы мы придумываем.
  5. Общение с профессионалами. Люди, добившиеся успеха в чём-либо, способны рассказать о профессиональной реальности без прикрас и дать конкретные практические советы. Мы активно практикуем данный метод. О спорте с нашими воспитанниками говорила Елена Исинбаева, Сергей Юрский рассказал о профессии актера, а деятельность редактора и издателя с ребятами обсуждала Ирина Прохорова.

Ошибки родителей

  1. Однобокое развитие. Ребенок может любить и успевать разное, например, одновременно разбираться в физике и играть на гитаре. Интересы, какими бы они разными ни были, в совокупности составляют уникальный багаж личности.
  2. Реализация своей мечты через ребенка, а не его желаний и склонностей . Часто родители заставляют детей заниматься правоведением, потому что все в их семье - юристы. Похожая ситуация: мать отдает ребенка в два года на английский, когда сама его вообще не знает.

НАДО

Необходимо учитывать востребованность профессии сегодня и завтра. К 2020 мир изменится. Многие профессии устаревают, им на смену приходят другие. Сегодня как никогда осознанный выбор влияет на место человека в будущем.

Некоторые исчезающие профессии:
журналист печатных СМИ, фасовщик, турагент, нотариус, вахтёр, лектор, швея, кондуктор, почтальон, кассир, архивариус, парковщик, оператор call-центров.

Некоторые востребованные профессии к 2020 году:

  • IT-специалисты
  • Специалисты в области инноваций – нанотехнологии
  • Инженеры-строители
  • Представители интеллектуальных профессий – креативная экономика
  • Сотрудники отделов продаж
  • Специалисты из сферы экологии и защиты окружающей среды
  • Работники производства (инженеры, технологи, работники технических специальностей самого разного уровня)
  • Профессиональные квалифицированные рабочие
  • Медицина, управление здоровьем
  • Образование
  • Сельское хозяйство

Краткие постулаты об основных трендах рынка труда

  • Интернационализация бизнеса
  • Иностранный язык необходим в любой профессии
  • Высшее образование не гарантирует хорошее трудоустройство
  • Универсальные профессии
  • Многозадачность
  • Развитие новых технологий – увеличение доли роботизированного труда
  • Нас захватывает сеть! Меньше личных контактов!
  • Здоровый образ жизни. Бегом от старости!

Необходимо с детства учиться объективно оценивать свои желания, возможности и мир вокруг. Важно помнить, что профессия необязательно выбирается на всю жизнь. Самое главное, чтобы ребенок научился понимать себя, знал, чего хочет, мог быстро решать задачи, был мобильным и готовым обучаться новому. Такой человек будет востребован всегда.

Как научиться понимать своего ребенка Исаева Виктория Сергеевна

Выбор жизненного пути

Выбор жизненного пути

Старшие классы школы – очень интересная и ответственная пора. Именно в этот период подросток расставляет жизненные приоритеты и выбирает себе будущее по вкусу. Как же понять и принять выбор вашего ребенка, если он отличается от вашего? И как помочь ему определиться с будущей профессией?

Время от времени я читаю лекции на курсах при департаменте занятости. Туда приходят учиться, повышать или менять квалификацию люди, потерявшие работу, попавшие под сокращение, написавшие заявление об уходе по собственному желанию. Направляясь на свою первую лекцию, я изрядно нервничала. Все-таки мне предстояло обучать позитивной психологии безработных людей. С каким настроем они могут прийти в учебный класс? К моему величайшему удивлению, люди, направленные центром занятости на профессиональную переподготовку, все как на подбор оказывались оптимистами, полными прекрасных надежд. Я провела ряд опросов, и выяснилось, что девяносто процентов моих учеников ничуть не жалели о том, что лишились работы. Возможность переучиться они восприняли как долгожданный шанс получить ту профессию, которая им действительно интересна.

Увы, в нашем обществе очень мало людей, довольных своей работой и выбором профессии. Почему? Да потому, что выбор этот обычно совершается еще в старших классах. А подросток пятнадцати-шестнадцати лет очень уязвим, не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Быть может, ему хочется заниматься русской литературой, но родители твердят, что куда престижнее экономический или юридический факультет. Подросток хочет быть врачом-терапевтом, а ему: «Ты с ума сошел! Иди лучше в стоматологи! Вот там крутятся настоящие деньги! Будешь отлично зарабатывать!»

Возможно, вам нелегко будет принять следующую мысль, но тем не менее – попробуйте.

Правило № 27

Деньги и престиж не должны играть ключевой роли в выборе профессии. Постарайтесь принять это и донести до вашего ребенка.

Мы проводим на работе слишком большую часть своей жизни, и потому работа должна быть любимой. Так что в первую очередь отталкивайтесь от того, что интересно вашему ребенку. Поговорите с ним о его интересах, способностях и увлечениях. Обсудите, как он мог бы реализовать свои навыки и таланты в будущей профессии.

Дело в том, что успеха в работе обычно добиваются лишь по-настоящему увлеченные своей профессией люди. Я знакома со школьными учителями, которые обожают свое дело и процветают, зарабатывая отличные деньги на частных уроках. Я также знаю бедных юристов, которые, несмотря на «престижный и уважаемый» диплом, вкалывают по двенадцать часов в сутки, но все равно не имеют желаемых доходов.

Итак, главной вашей задачей должен стать поиск интересов. Если ваш ребенок поймет, чем он хотел бы заниматься, – считайте, вопрос решен.

Другое дело, что порой подростки сами не знают толком, чего хотят. Например, им кажется, что нет лучшей участи, чем шоу-бизнес, карьера топ-модели или съемки в кино. Однако они судят об этих профессиях по красивому и гламурному фасаду, не зная изнанки и оборотной стороны медали. В этом случае лучшее, что вы можете сделать – позволить своему ребенку попробовать себя в интересующих его областях. Отведите его в театральную студию и посмотрите, интересно ли будет ему там заниматься, захочет ли он вкалывать, будут ли у него по-прежнему гореть глаза при мысли об артистической карьере. Даже если подросток поймет, что такая жизнь не для него, – занятия в театральной студии пойдут на пользу. Ведь там ему поставят голос и четкую дикцию, научат красиво двигаться, говорить, соблюдать этикет. А это пригодится любому успешному человеку в любой успешной профессии.

Самый верный признак того, что человек находится на своем месте и занимается своим делом, – это радость от самого процесса работы. Если человеку нравится заниматься изучением законов, финансовой аналитикой, проектированием, дизайном, спортом и так далее независимо от результата, значит, он нашел свою нишу.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если он, например, легко и с удовольствием пишет сочинения, эссе, зарисовки – независимо от того, прочтет это кто-то или нет, оценят его старания или же нет, – значит, это и есть его призвание. И подростку обязательно следует использовать свою наклонность в последующем выборе профессии.

Обратите внимание, что есть разница между «делать легко» и «делать с удовольствием». У меня, например, был знакомый с блестящими математическими способностями. Все точные науки давались ему легко, словно сами собой. Но при этом его истинной страстью была музыка. Он стремился побыстрее разделаться с математическими задачами, чтобы часами играть на своем любимом синтезаторе.

Когда человек занимается по-настоящему своим делом, время как будто перестает существовать, несколько часов пролетают как мгновение. Так что постарайтесь понять, к чему же в действительности у вашего ребенка есть призвание, и помогите ему успешно реализовать себя.

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 11 – ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Жить – значит непрестанно рождаться. Марсель Жуардо "Каждый человек стремится стать тем, кем он может быть", – считал Абрахам Маслоу, который в 50-х годах нашего столетия ввел в психологию понятие «самоактуализация». Разумеется,

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

24. ВЫБОР ДУХОВНОГО ПУТИ Если бы только человек мог понять весь ужас жизни обычных людей, без конца вращающихся в замкнутом кругу совершенно незначительных интересов и столь же незначительных целей; если бы он мог понять, что они при этом теряют, он бы понял, что может быть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

54. «Хроники российской саньясы» и «режиссура жизненного пути» В. Лебедько Владислав Лебедько родился в 1966 году. В 1989 году окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности «лазерная физика». В 1990 году стажировался в МГУ на факультете общей физики.

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Четвертый шаг - выбор пути После безудержного полета фантазии наступает момент ограничений и полезных сомнений. Спросите себя, какой из путей реализации вашего желания самый лучший. Где больше шансов на успех?Тут не существует общих норм. Это - ваше желание и вами

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

Выбор пути Какое бы место для жизни ты ни создавал – дом, предприятие, страну, – ты создаёшь образ Мира. А. Андреев Можно прожить жизнь «как все». Быть зависимым от «случая», испытать множество страданий, пережить различные потери… И однажды произойдёт следующее: вас

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Глава 5 Способности. Выбор профессионального пути В предыдущей главе, посвященной самооценке, мы выяснили, почему человеку важно уметь более или менее объективно оценивать собственные способности. Но само понятие способностей в том смысле, какой в него вкладывают

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Книжки вредные и полезные для детской психики. Значение любимой сказки в выборе жизненного пути Накануне мама прочла Тиме и Леше сказку «Гуси-лебеди». Маленький Леша особенно запомнил братца, играющего яблочками у Бабы-Яги. На следующий день братья гуляли во дворе. Они

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Раздел третий. СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Выбор жизненного пути «Этим летом у меня возник конфликт с родителями. Они были против поступления в институт, где я сейчас учусь. Они предлагали другой вуз, куда даже могли помочь поступить. Их позиция была категоричной по следующим причинам: 1. Я не смогу учиться в этом

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

10 ошибок при выборе жизненного пути Давайте поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Берешь на себя ответственность за выбор жизненного пути? Многие из нас мчатся сквозь молодые годы от одного достижения к другому, «преуспевая», но не задумываясь о том, чего они действительно хотят. На каких-то этапах этого стремительного пути мы обращаемся за советом к

Из книги Философия возраста [Циклы в жизни человека] автора Сикирич Елена

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Глава 4. Старшие классы: выбор жизненного пути

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Варианты выбора жизненного пути: дорогу осилит идущий! Как видим из предыдущей главы, в 17 лет, на пороге окончания школы, открывается множество возможностей построить свою жизнь – так или иначе. Однако причины, побуждающие пойти по тому или иному пути, у разных ребят

Из книги автора

Выбор пути Теоретически США вполне могут не развязывать Мировой войны. Для этого вполне достаточно согласиться с неизбежным: с тем, что США уходят из Центра Мира. Пусть все идет, как идет, гонор и доллары не стоят человеческих жизней.Но практически никогда империи не

Жизнь - не простое биологическое явление, скорее, ее можно назвать индивидуальным социально-историческим фактом, причина которого то, что каждое живое существо на Земле растёт и развивается. Но и здесь человек отличается дополнительной особенностью - он еще и формируется как личность, имеет свои притязания, мечты, ценности, стремления, достижения и собственное мировоззрение.

Добиваясь поставленных целей, индивид проходит свой путь в этом мире. Однако не каждый способен познать эту радость и понять какого его призвание. Многие люди так и живут бесцельно, не задавая себе самый главный вопрос: как найти правильную дорогу в жизни?

Попробуем разобраться, в чем причина такого безразличия, и что поможет в определении собственной значимости.

Для начала важно отметить тот факт, что жизнь человека разделена на пять фаз. Особенное внимание такому утверждению уделял известный немецкий психолог К. Бюлер, который выяснил, что первые две фазы полностью относятся к поиску своего места в жизни.

Он рассказал в своих исследованиях, что первая фаза длится с 16−20 лет, и находится, за пределами возложенной на человека миссии. Это время отводится для того, чтобы самоопределиться. Вторая фаза наступает после данного периода и продолжается до 25−35 лет, когда человек начинает искать себя в разных сферах деятельности, сталкивается с преградами, собственной неуверенностью, осознает ответственность за выбор профессии и определяется с тем, что действительно ему нужно.

Проблема выбора

Иногда человек находится в замешательстве и не может найти собственного «я», которое постоянно требует самореализации. Это именно тот случай , когда нельзя сидеть сложа руки и изводить себя неудачами, нужно действовать. И первый шаг - это ликвидация проблемы способом выяснения причин, которые привели к потере жизненного ориентира.

Психологи считают, что потерянное состояние человека связано со следующими обстоятельствами:

  • в связи с утратой (потерей близкого, статуса, работы);
  • из-за невозможности изменить ситуацию в силу каких-либо ограничений (здоровья, финансовых барьеров и др.);
  • по причине навязывания чужого мнения родственниками или близкими людьми (к примеру: «Ты никогда не станешь писателем!» и т. п.);
  • так как полностью устраивает зона комфорта;
  • если нет главной цели;
  • при ошеломительном успехе (массовое признание нередко отзывается опасной депрессией);
  • из-за неуверенности в себе (причина этому: непонимание того, что желаемое может воплотиться только благодаря стараниям) и страха (который способен парализовать сознание, в том числе и в отстаивании собственных убеждений).
  • страх (способен парализовать любые попытки отстаивать убеждения, двигаться к цели или даже расширять зону комфорта).

Поиск призвания

Чтобы разобраться в себе, для начала необходимо прислушаться к своим желаниям, ведь именно желания - часть человеческого естества. Часто они носят социальный характер, но благодаря им начинается сознательная деятельность. А постоянное мышление относительно нерешенного вопроса со временем перерождается в главные жизненные цели.

Если и в желаниях возникло замешательство, то нужно расширить сферу интересов, находить новые связи, пробовать новое. Суть своей значимости может находиться за пределами ее восприятия, но когда человек охватывает вниманием области, которые ранее были для него закрыты, с другого ракурса, он начинает определять то, что ему нужно, и хочет это реализовать.

Также нельзя ограничивать себя. Многие считают, что эффективная работа дает плоды только в одном направлении. Это не всегда так. Несомненно, есть цели, требующие «полного погружения», однако, необязательно тратить всего себя на их осуществление. Психологи рекомендуют комбинировать основную цель с другими, занимающими меньше времени, они отвлекают и прекрасно гармонируют между собой.

Найти свой путь будет намного проще, если проанализировать себя, представив, что «я» - это источник полезных ресурсов для прохождения определенной миссии. Для этого необходимо задать себе следующие вопросы:

  • Что я умею делать?
  • На какие поступки я способен?
  • Как далеко я могу зайти в погоне за смыслом жизни?

Способности имеют огромное значение, так как они являются свойствами личности, определяющими осуществление замысла, его реализацию и успешность.

Для того чтобы прийти к «точке самореализации», необходимо узнать о себе 6 важных вещей:

  1. Кто я? Где мое место в жизни? - в ответах на эти вопросы лежит осознание духовной природы человека и возложенной на него функции.
  2. В чём Миссия человека на Земле? Для чего я пришел в этот мир? - важно найти понимание жизни на духовном уровне, то есть определить, что предначертано.
  3. Какая моя главная цель? - что нужно достичь, причина этого, желаемый результат.
  4. Каковы мои ценности? - личные идеи, принципы и убеждения, которыми руководствуются люди.
  5. В чем мои таланты? - это могут быть способности, когда что-либо хорошо получается как бы само собой.
  6. Личные характеристики - важно честно признаться себе и в недостатках, и в достоинствах (это могут быть личные качества, черты характера, генетические задатки, желания, интересы и т. д. .

Когда человек «наведет порядок» в этих вещах - сразу же поймет, как выбрать правильный путь в жизни. Также важно отметить, что здесь нужно четко формулировать ответ, так как все элементы такого самоанализа должны быть согласованы между собой. В противном случае различные мотивации приведут к внутреннему конфликту.

Нумерология. Число жизненного пути

Определить свой жизненный путь поможет нумерологическая характеристика. Ведь то, что предначертано человеку, часто скрывается в его дате рождения. Астрологи давно научились раскрывать личностные характеристики, цели и задачи, что и донесли до нашего времени.

Итак, путем последовательного сложения цифр полной даты рождения.

К примеру, дата рождения 26. 12. 1982 года.

Складываем:

  • день: 2 + 6 = 8;
  • месяц: 1 + 2 = 3;
  • год: 1 + 9 +8 + 2 = 20 = 2 + 0 = 2;
  • полученные результаты: 8 + 3 + 2 = 13 = 1+3 = 4.

Таким образом, число, в котором заложена миссия человека - 4.

Значения чисел

Единица - символ уверенности. Обладатель этого числа - лидер во всем. Он амбициозен и независим, всегда найдет цель и будет стремиться к ней, не рассчитывая на помощь со стороны. Слабая его сторона - чрезмерная самоуверенность и ошибки в оценке собственных возможностей. При выборе таким людям лучше придерживаться самого удобного.

Двойка говорит об отношениях с окружающим миром. В зависимости от того, насколько эти отношения прочны и гармоничны, выражается благополучие. Жизненная задача - совершенные отношения с окружающими. Люди этого числа дружелюбны, контактны, уступчивы, объективны. Слабость проявляется в доверчивости, неуверенности и неумении отстаивать интересы.

Тройка. Мо жно сказать, блестящее число, яркое, приносящее радость. Обладатель тройки - это великолепный рассказчик и приятный слушатель. Он талантлив практически во всем и причина этому - рассказать людям о том, что жизнь прекрасна. Пробовать таким людям нужно все, а выбирать по вкусу.

Четверка представляет собой, на первый взгляд, неудачное число. Но этот взгляд поверхностный! Это число не о трудностях, а о трудолюбии. Обладателю четверки ничего не достается просто так, а вот удовлетворение от достижения поставленных целей зашкаливает.

Найти точку опоры для того, чтобы перевернуть мир с ног на голову, удается не всем, но обладателям этого числа такое под силу, так как эти люди многое чувствуют и держатся поближе в надежде. Они искренни, надежны, отличаются жизненной стойкостью, но часто неудовлетворены сложившейся жизнью, так как им кажется, что все кругом везунчики, а их судьба в этом обделила, но это никак не помешает добиться поставленной цели, ведь такие люди - «хозяева своей судьбы».

Пятерка - парад возможностей, фестиваль интересов и способностей. Это люди, которые полны энтузиазма и постоянно находятся в движении , они любят рисковать и умеют выходить «сухими из воды». Их призвание - путешествовать и общаться с разными людьми, что, несомненно, принесет пользу и удовольствие.

Шестерка - это равновесие во всем: в отношениях с людьми, материальном благополучии, талантах. Обладатель шестерки стремится не только получать, но и отдавать, имеет способности двойки и таланты тройки, однако, наибольшее удовлетворение получает в семье.

Удел семерки - стремление, исследование, уединение. Это самое загадочное число. Его обладатели - таинственные люди, очень интуитивны, стремятся к познанию всего таинственного (явлений, духовности). Семерка способно достичь огромных успехов в религии и мистики.

К восьмерке относятся законченные материалисты. Их девиз: «Того, о чем я не знаю, нет». Они ничему не верят и во всем требуют доказательств. Это волевые, решительные, ответственные и неустрашимые люди, уровень требовательности у которых не только к себе, но и к окружающим.

Девятка отражает в обладателе этого числа служение людям и главная проблема здесь: научиться служить им, не требуя ничего взамен. Это люди, обладающие большими возможностями, в отличие от других, которые идут по дороге самосовершенствования и делятся полученным опытом с окружающими.

Самой главной трудностью девятки является то, что она не во всем может противостоять в отношении общей культуры, которая только и делает, что главенствует над понятием немедленного обмена, даже тогда, когда ты безгранично щедр. Поэтому важно научиться таким людям не ждать немедленной благодарности, ведь их может преследовать одна и та же мысль о том, что главная цель не достигнута, и все труды оказались напрасны. Это значит, что не все сделано, и человек до конца не осознал, что ему и так многое дано.

Число одиннадцать обладает сильной интуицией и умением пользоваться своими внутренними резервами, которые не так доступны другим людям. Задача обладателя этого числа - совершать важные открытия, которые будут двигать вперед все, что есть на Земле. Это люди с хорошо развитыми экстрасенсорными способностями, получающие некое озарение (информацию) свыше. Они имеют способность вести за собой людей и, благодаря мощному интеллекту при необычном мировосприятии, видеть явления и события под другим углом

При развитии и совершенствовании собственных способностей, которые будут направлены на служение и созидание, такие люди имеют знания, как просветить человечество. Но если обладатель числа не смог осознать свою миссию, как число одиннадцать и проявляет свою сущность в судьбе двойки, это добавит к его характеристике только хорошо развитую интуицию и харизму.

Двадцать два - число выше по своей сути, чем одиннадцать. Если одиннадцать отражает просвещение и носит постоянные новые идеи огромных масштабов, то двадцать два - приносит в мир новые проекты и реализовывает их.

Здесь нужно отметить выдающиеся способности во всех отраслях человеческих чувств и знаний, возможность создавать и реализовывать самые грандиозные планы, которые способны изменить жизнь почти всех людей.

Миссия заключается в глубоком осознании имеющихся возможностей, умении их реализовывать и контролировать.

Если это число проявляется в жизни его обладателя больше как значения числа четыре, то тогда судьба обогащает его необходимым стремлением к своему совершенствованию и заставляет работать над собой не покладая рук, а также повышает к себе требовательность.

Внимание, только СЕГОДНЯ!