Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям. О гражданской обороне в россии и в мире Организация гражданской обороны и чс
Приветствую, уважаемые друзья! Всё никак мои руки не дотягивались до того, чтобы опубликовать готовый комплект документов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС), который лежит у меня в закромах с 2013 года. Актуализацию проводить времени нет, поэтому, когда будите адаптировать документы под себя, смотрите в оба глаза, и не по диагонали, а слева-направо, слева-направо 😉
Документы по ГО и ЧС разрабатывались для организации, владеющей крупной торговой сетью (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы).
Итак, комплект содержит следующие документы по ГО и ЧС:
Преамбула: Согласно «Положению о назначении в организациях уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.12.2004 года №724
Преамбула: Согласно требованиям ФЗ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г.; ФЗ №28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г.; ФЗ №130 «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. № 122-ФЗ, от 21.11.2002г.; №144-ФЗ; ФЗ №35 «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. №153-ФЗ; Указ Президента РФ от 13.09.2004г. №1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»; Постановление губернатора Новосибирской области от 02.12.2004г. №703 «Об организации системы антитеррористической деятельности на территории Новосибирской области»; на основании Приказа МЧС РФ от 23.12.2005г. №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» и Постановлений Правительства РФ от 4.09.2003г. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2.11.2000г. №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО»
Преамбула: В 2012 году подготовка по ГОЧС руководящего и командно-начальствующего состава (РиКНС), состава нештатных формирований и персонала, проводилась в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 12 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 547, «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. № 841 и требований «Организационно-методических указаний по подготовке населения РФ в области гражданской обороны на 2011- 2015 годы», по плану подготовки и на основе организационно-методических указаний Управлений МЧС области и города.
На этом с документам по ГО и ЧС пока всё. Надеюсь данные документы помогут вам организовать работу по ГО и ЧС.
Заранее благодарен спецам по ГО и ЧС, которые в теме, что и как в данной области, и которые в случае чего оставят дельные комментарии по опубликованным документам.
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей па территории РФ от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение государственной политики в области гражданской обороны возложено на уполномоченные органы, входящие в систему МЧС.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (с учетом изменений и дополнений) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
♦ проводят мероприятия но гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;
♦ проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
♦ поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения о различных опасностях, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
♦ проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
♦ проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования муниципальных предприятий и организаций в военное время;
♦ создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и других средств.
Финансирование перечисленных мероприятий осуществляется из средств соответствующих местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» органы местного самоуправления осуществляют ряд государственных полномочий в данной сфере. Они организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию, оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
♦ организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, организацию поставки техники па сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
♦ организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах местного самоуправления и в муниципальных организациях, обеспечение представления отчетности по бронированию.
Финансирование соответствующих расходов обеспечивается из средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями) представители местных администраций включаются в состав комиссий но постановке граждан на воинский учет. Глава местной администрации является по должности председателем соответствующей призывной комиссии.
Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера органы местного самоуправления поселений и городских округов создают собственные аварийно-спасательные службы и (или) формирования. Типичными функциями этих формирований является устранение аварий бытового характера, аварий в системах жизнеобеспечения населенных пунктов, обеспечение безопасности на водных объектах и др.
Организация и ведение гражданской обороны (далее по тексту ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту - организации) осуществляется на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО. Основными из них являются Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". На их основе разрабатывается локальное «Положение об организации и ведении ГО в организации», утверждаемое руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО в своей организации.
Положение должно содержать основы организации ГО, а также порядок подготовки к ведению и ведения ГО в организации и взаимодействия с вышестоящим органом управления ГО. Документ конкретизируется в зависимости от категории организации по ГО и поставленных перед ней задач в области ГО.
Положение согласовывается с вышестоящим органом управления, т.к. система ГО организации является частью территориальной и (или) ведомственной системы ГО. Распоряжения (приказы) вышестоящего органа управления ГО обязательны для исполнения в организации (на объекте ГО).
Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации:
Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) и осуществляется на основании годового плана мероприятий по вопросам ГО и защиты от ЧС. Виды и объемы мероприятий по ГО и защиты от ЧС зависят от категории организации по ГО .
Планы основных мероприятий по ГО на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.
Таким образом, подготовка к ведению ГО в организациях определяется локальным «Положением об организации и ведении ГО в организации» и заключается в планировании мероприятий по защите работников и других категорий населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ведение ГО в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.
Планы ГО определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.
Организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.
По решению органов местного самоуправления и самих организаций могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.
В состав спасательной службы организации входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.
Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в организациях, а также контроль в этой области осуществляются органами МЧС России.
Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.
Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.
Руководство ГО в организациях осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).
Органами, осуществляющими управление ГО в организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее структурные подразделения (работники) по ГО). Организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по ГО, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Кандидатуры на должности уполномоченных по ГО согласовываются с вышестоящим органом управления в установленном порядке и утверждаются руководителем организации.
Уполномоченные ГО в организациях подчиняются непосредственно руководителю организации, который (повторим) по должности является начальником ГО в организации.
Организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
1. По подготовке населения в области ГО:
- разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;
- осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;
- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;
- пропаганда знаний в области ГО.
2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:
- создание и совершенствование системы оповещения работников;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;
- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
- сбор информации в области ГО и обмен ею.
3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;
- подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;
- разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;
- строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;
- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
- разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
5. По световой и другим видам маскировки:
- определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
- разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.
6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:
- создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО;
- создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;
- создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.
7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:
- создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.
8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):
- организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);
- введение режимов радиационной защиты организаций;
- создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;
- обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
- создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).
9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
- создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;
- организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;
- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.
10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:
- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;
- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;
- усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
- обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энергои водоснабжения и канализации;
- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.
12. По срочному захоронению трупов в военное время:
- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.
13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:
- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;
- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;
- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
- заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
- создание страхового фонда документации;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:
- создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;
- проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб, проведение учений и тренировок по ГО;
- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой муниципальным образованием.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) создаются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Установлены следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория и вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП.
В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование ГО (действий) организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Книга Гражданская оборона: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера формат JPEG (под редакцией Р.И. Айзмана авторы-составители П.В. Лепин, Ю.Л. Волков, В.О. Даннекер — Н., 2007 — 628 с. УДК 351/354+699.8 ББК 68.9 Г75) — коммерческое предложение, отдельно одни приложения — коммерческое предложение. Учебное пособие для преподавателй и студентов ВУЗов, а также для должностных лиц ГОЧС организаций. Незаменимая книга для тех, кто начал вникать в ведение ГО и ЧС на объекте или получил должность по ГО в совмещение с основной, так сказать «полное собрание сочинений» по ведению ГО и ЧС с примерами и образцами.
В разделе «НД по разработке спецраздела и ведению ГО» представлен полный текст Приказа МЧС РФ №70 от 16.02.2012г.
Уголок гражданской обороны – так многие привыкли называть его. На самом деле это информационно-справочный стенд или группа стендов, планшетов, плакатов, соответствующим образом оформленных щитов, помогающих людям лучше понять систему защитных мероприятий, усвоить порядок действий при любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени на конкретном объекте.
Такие уголки должны создаваться на предприятиях, в их структурных подразделениях (цеха, отделы, участки, бригады), учреждениях и организациях, учебных заведениях, на базах и складах, в фирмах сервисного и другого обслуживания. Одним словом, там, где есть люди, где руководители и начальники ГО заботятся о каждом труженике своего коллектива.
Первый раздел “Оповещение” . Здесь указывается на то, что звучание сирен, прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают подачу предупредительного сигнала ”Внимание всем!” Услышав его, следует немедленно включить громкоговоритель радиотрансляции, радиоприемник, телевизор (в любое время суток) и слушать экстренное сообщение местного органа власти или органа управления ГОЧС города (района). Может последовать информация о надвигающемся стихийном бедствии, происшедшей аварии, угрозе химического или радиоактивного заражения, возникновении военной опасности. В этих случаях будет передано предельно краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения при данной чрезвычайной ситуации.
Второй раздел “Стихийные бедствия” рассказывает о тех событиях, которые наиболее характерны (типичны) и чаще всего происходят в данном регионе. Это могут быть наводнения, бури смерчи, снежные заносы, оползни. Напоминается о том, чем опасно каждое из них, к каким неприятностям может привести. Главное внимание обращается на способы защиты, правила поведения и последовательность действий в данной ситуации. Например, при буре, урагане, смерче необходимо укрыться в подвале или другом надежном помещении, при наводнении – подняться на верхний этаж или покинуть зону затопления. Все эти рекомендации должны быть краткими, четкими и понятными, разъяснять не принципы, а конкретные действия, поступки населения, рабочих и служащих предприятий и организаций, коллектива учебного заведения.
Третий раздел “Авария”. В нем подробно рассматриваются аварийные ситуации на химически опасных объектах, расположенных в месте проживания, на своем или соседнем предприятии, например с выбросом АХОВ: чем опасно это вещество, каковы его физико-химические характеристики и поражающие свойства. Подробно описывает действия населения, попадающего по прогнозу в зону заражения: как и где укрываться, как усилить защитные свойства квартиры, либо куда эвакуироваться и что при этом брать с собой. Детально рассказывает о действиях рабочих конкретного цеха, вплоть до того, как поступить со станками, автоматизированной линией, конвейером. Как действовать там, где процесс производства непрерывный (домна, мартен, термическая печь, химические реакторы и т.п.). Что предпринимать на насосных и компрессорных станциях (где и в каких пределах снизить давление воздуха, кислорода, пара, воды, газа). Кому оставаться на рабочем месте. Кто обесточивает цех. Где укрываться, какими маршрутами двигаться к защитным сооружениям или куда выходить.
Такая подробность не лишняя. По сути дела, “Уголок ГО” – основной источник информации, из которого люди узнают порядок своих действий, а при необходимости уточняют его.
Четвертый раздел “Пожар”. Не секрет, что на предприятиях и в жилом секторе часто происходят пожары, взрывы, обрушения конструкций, нарушение (прекращение) подачи электроэнергии, газа, пара, происходят разрывы трубопроводов с ядовитыми, агрессивными и горючими жидкостями.
Поэтому начальник органа управления по делам ГОЧС объекта, жилищно-коммунального органа совместно со специалистами должны тщательно (до деталей) продумать (просчитать) те чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в каждом цехе, комплексе, на участке и ли производстве, в жилом квартале. Это своего рода постоянно действующая инструкция. В отдельных случаях могут быть указаны фамилии людей, отвечающих за определенные действия, например, по прекращению распространения огня, разливу опасных жидкостей, перекрытию кранов, задвижек.
Пятый раздел “Терроризм – угроза обществу”. В нем рассматриваются предупредительно-защитные меры, требующие повышения внимания к тому, что происходит вокруг дома (учреждения, предприятия). Расписываются обязанности должностных лиц при возникновении угрозы и при совершении террористического акта. Рассказывается о возможных местах установки взрывных устройств, о признаках наличия взрывных устройств. Доводятся рекомендации населению по действиям при угрозе теракта, что делать при обнаружении взрывного устройства, поведение пострадавших и основные правила поведения, если вас захватили в заложники. Обязательно указываются телефоны для экстренного реагирования.
Шестой раздел “Защита” состоит из трех частей:
Инженерная защита . Где находятся убежища, противорадиационные укрытия, пути движения к ним, кто укрывается. Какие прочные сооружения можно использовать дополнительно. Для наглядности лучше это сделать на плане (схеме) объекта, жилого района. Указать маршруты следования к ним.
Средства индивидуальной защиты . Где расположены пункты выдачи противогазов и респираторов. Кто, когда и в какой очередности выдает их. Как изготавливаются ватно-марлевые повязки.
Эвакуация . Она может проводиться при авариях, стихийном бедствии и в случае военных действий. Как действовать при экстренной эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Место расположения сборного эвакуационного пункта (СЭП), маршрут следования к нему, время прибытия. Кто, когда и каким образом подает команду на эвакуацию. Что брать с собой из документов, вещей и одежды. Что следует выполнить дома, прежде чем покинуть его.
Часто возникает вопрос: как поступить с детьми при эвакуации? На него нужно дать четкий ответ: едут ли они с родителями или с детскими учреждениями.
Седьмой раздел “Первая медицинская помощь”. Здесь коротко, но емко рассказывается о наиболее частых поражениях (травмах), о том, как действовать при ранениях, ссадинах, порезах (очистить рану, промыть 1%-м раствором марганцовки, смазать йодом и наложить стерильную повязку).
При растяжении и порыве связок поврежденному месту необходимо создать покой. Наложить лед, снег или холодный компресс для предупреждения отека и болей. Туго забинтовать, доставить пострадавшего к врачу.
В случае ожога кожу обработать спиртом, водкой, одеколоном, наложить сухую стерильную повязку, пузыри не вскрывать. При обширных ожогах любой степени пострадавшего немедленно доставить в лечебное учреждение.
Первую помощь при сильных кровотечениях оказывают, останавливая кровь прижатием кровеносных сосудов к кости или твердой ткани. Затем накладывают стерильный тампон из сухой марли и туго забинтовывают. Кровоточащему месту придают приподнятое положение. При сильных артериальных кровотечениях выше места повреждения накладывают резиновый жгут, закрутку или максимально сгибают и фиксируют конечность.
При поражении АХОВ, например, хлором пострадавшего следует немедленно вывести на свежий воздух, дать кислород и не менее 15 минут промывать слизистые и кожу 2%-м раствором питьевой соды, дать теплое питье (молоко, кофе).
Восьмой раздел “Наша гражданская оборона”. Для наглядности лучше поместить схему, на которой указать: начальник ГО (должность, фамилия), из кого состоит комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и кто председатель КЧС, какие службы ГО имеются, их начальники, какими силами располагают, кто возглавляет штаб (отдел) ГОЧС, наличие формирований, их состав и командиры, на базе каких структурных подразделений созданы, какой техникой, приборами и снаряжением оснащены.
В конце раздела указать, где находится штаб (отдел) ГОЧС, комиссия по чрезвычайным ситуациям, их телефоны. Дать адреса и телефоны органа управления по делам ГОЧС города, района.
Гражданская оборона (ГО) и система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики организуется для защиты персонала и населения, проживающего вблизи них, сохранение жизни людей - это и является основной целью организации ГО.
Задачами ГО являются:
- - обучение персонала в области гражданской обороны;
- - оповещение персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- - защита персонала и населения (главная задача);
- - обеспечение устойчивой работы объектов экономики в условиях военного времени;
- - проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения и зонах катастроф;
- - предоставление персоналу средств индивидуальной защиты, а также убежищ.
В МКУК НТМЗ «Горнозаводской Урал» за организацию мероприятий по гражданской обороне отвечает директор музея. Введена должность в музее-заповеднике, отвечающая за осуществление мероприятий по защите во время наступления чрезвычайных ситуаций.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации системы оповещения подают специальные сигналы. В таблице 12 представлены различные виды экстренных сообщений в чрезвычайных ситуациях.
Таблица 12. Сигналы оповещения в ЧС мирного и военного времени и действия по ним
Общий предупредительный сигнал |
||
«Внимание всем!» |
Звучание сирен и других средств информации |
|
В мирное время |
||
При аварии на радиационно-опасном объекте (АЭС) |
|
|
При аварии на химически опасном объекте |
По радио и телевидению передаются сообщения и рекомендации штаба ГО ЧС |
|
В военное время |
||
«Воздушная тревога» (при воздушной опасности) |
|
|
Наименование сигнала или сложившаяся обстановка |
Порядок подачи сигнала или речевой информации |
Действия по сигналу ГО или в соответствии с полученным сообщением (по радио, каналам телевидения, радиовещания) |
«Отбой воздушной тревоги» (при миновании воздушной опасности) |
|
|
«Угроза химического заражения» |
|
|
Угроза радиоактивного заражения |
По радио и телевидению передаются сигнал и рекомендации штаба ГО ЧС |
|
Организация ГО в отделе кадров МКУК НТМЗ «Горнозаводской Урал» и действия персонала в чрезвычайных ситуациях соответствуют нормативным требованиям. Так как обеспечивается устойчивое управление ГО, разработан план действия сотрудников в ЧС, и его содержание доведено до сотрудников посредством проведения регулярных инструктажей.
Основные нормативно - технические документы:
- - Правила пожарной безопасного режима в РФ (ППР-04-12)
- - СНиП 210197 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (с изменениями № 1 и 2);
- - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, 2008 г. (ТР);
- - Свод правил СП. 13130.2009 «Определение категорий помещений, здании и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
- - ГОСТ 12.1.00491.
Помещение с ПЭВМ по пожарной опасности относится к категории «Д» пожароопасных и характеризуется тем, что в помещении находятся несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии (НПБ 105-03). Данное помещение (кабинет №219) отдела кадров должно удовлетворять требованиям по предотвращению и тушению пожара по ГОСТ 12.1.004-91.
Пожары могут возникнуть по следующим причинам:
- - оставление приборов включенными без присмотра (в т.ч. после рабочего дня);
- - неисправность электропроводки,
- - несоблюдение правил пожарной безопасности, отсутствие средств тушения пожара, пожарной сигнализации короткое замыкание и возгорание проводки (защитные аппараты допускают некоторую перегрузку проводников, которой бывает достаточно для возгорания);
- - курение на рабочем месте.
В таблице 13 приведена оценка выполнения требований пожарной безопасности согласно ППР-04-12.
Таблица 13. Результаты оценки выполнения требований пожарной безопасности
Нормативное требование |
Выполнение нормативного требования |
В зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре |
Разработаны и вывешены на видные места планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара |
На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка |
Разработана «Инструкция о мерах пожарной безопасности» |
По инструкции, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников |
Проводятся |
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания |
Соблюдается |
Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. |
Вывешены таблички в соответствии с требованием |
Противопожарные системы и установки помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии |
|
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. |
Укомплектованы |
Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию |
Оповещает по всему зданию |
Оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъемных устройств |
Подключены правильно |
Из результатов оценки требований пожарной безопасности можно сделать вывод о том, что в отделе кадров все требования ППР выполняются.