Оказание юридической помощи. Оказание юридической помощи Закупки в электронной форме и единственный поставщик

Закупки малого объема в рамках 223-ФЗ не имеют строгих требований и регламентов, в отличии от 44 Федерального закона.

Единственное упоминание о проведении и отчетности малых закупок в 223 Федеральном законе находится в части 15, ст. 4.

В данной части говорится о том, что заказчик на свое усмотрение принимает решение о размещении в Единой информационной системе сведений о проведении закупок до 100 тысяч рублей. А в случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. руб., то он вправе увеличить цену процедуры до 500 тыс. руб.

Из этих данных можно сделать вывод, что единственным параметром выявления малых закупок является цена контракта.

Правила проведения прямых закупок до 100 или 500 тыс. руб

В законодательстве РФ отсутствуют какие-то конкретные требование к суммарному объему прямых торгов до 100 и 500 тыс. руб. от общего объема проведенных торгов заказчика.

Указаны только общие правила:

    основанием проведения процедуры может выступать внутренний документ компании-заказчика;

    заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении торгов малого объема по 223-ФЗ в плане закупок и ЕИС;

    заказчик должен в ежемесячных отчетах, в срок не позднее 20 дней следующего за отчетным, отражать такие процедуры.

Крупные компании, проводящие прямые торги в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ.

Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур малого объема.

Способы проведения закупок малого объема

Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.

Прямые закупки проводится двумя способами:

    направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;

    принятием предложения конкретного исполнителя.

Т.к. прямые торги до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.

Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.

Ответственность перед ФАС

Многократное искусственное разделение закупок на более мелкие, с дроблением цены до 100 или 500 тыс. руб., может привести к пристальному вниманию со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Уже были прецеденты, когда заказчиков наказывали за это, т.к. подобные действия ведут к нарушению ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также противоречат требованиям ч. 1 ст. 1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, а именно:

    развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

    информационной открытости закупки.

Таким образом проведение прямых торгов до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. всегда должны быть обоснованы и рациональны, для максимальной выгоды заказчика и соблюдения законодательства.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Закупки до 100 тыс. руб. иногда называют «мелкие закупки» или «достатысячники». Заказчик вправе их совершать в совокупности не больше чем на 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Но в любом случае не более чем 50 млн руб. в год.

Заказчикам, которые проводят закупки для нужд сельских поселений, предоставляются льготные условия - вышеуказанные ограничения на них не распространяются. Кроме того, Минэкономразвития России в настоящее время инициирует новые поправки в Закон о контрактной системе. Согласно им, на заказчиков с годовым объемом закупок 2 млн руб. и менее, так же как и на заказчиков сельских поселений, вышеуказанные ограничения не будут распространяться.

Важно понимать, что сейчас отсутствуют понятия одноименности и квартала применительно к мелким закупкам. В 5 процентов входят все контракты, заключенные заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, независимо от предмета закупки и срока заключения контракта.

Определение годового объема закупок в 2014-2015 годах

Переходные положения Закона о контрактной системе. В 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного в том числе пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона, производится заказчиками без использования планов-графиков. Об этом сказано в части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Получается, что на этот период формально алгоритм определения совокупного годового объема закупок не установлен.

Позиция Минэкономразвития России. По мнению Минэкономразвития России, выраженному в письме от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183 , при расчете совокупного годового объема закупок в 2014 и 2015 годах необходимо ориентироваться на планы-графики. В нем указано, что «понятие “совокупный годовой объем закупок” в случаях, установленных Законом, определяется не как объем финансирования, а как сумма начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую ста тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона)».

Во-вторых, как уже было указано выше, «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» привязан к плану-графику, составляемому по Закону о контрактной системе. Соответственно в этот план-график не входят закупки, которые бюджетное учреждение проводит по Закону № 223-ФЗ .

Когда целесообразно проводить мелкие закупки

С 1 января 2014 года исчезло понятие одноименности, в связи с чем заказчики в настоящее время по собственному усмотрению могут совершать мелкие закупки, учитывая лишь 5-процентное годовое ограничение.

Теоретически потребность в каком-либо товаре на общую сумму, например, 1 млн руб. можно разбить на 10 договоров до 100 тыс. руб. и в один день заключить такие договоры с одним и тем же поставщиком. Но на практике так поступать не следует.

Каждый раз, осуществляя закупку у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе).

В случае если у заказчика будут отсутствовать объективные причины для разбивки 1 млн руб. на 10 договоров до 100 тыс. руб., каждую из этих десяти закупок контрольный орган может признать необоснованной. Объективной причиной проведения мелких закупок может быть одна из представленных в таблице.

Варианты объективных причин проведения мелких закупок

№ п/п Причина Основание
1 Годовая потребность в той или иной продукции не превышает 100 тыс. руб. Цена одного договора настолько мала, что при проведении закупки конкурентным способом она не будет интересна потенциальным участникам закупки В подобных случаях для заказчика нецелесообразно проводить конкурентную процедуру - затраты на ее проведение могут превысить ожидаемую экономию
2 Возникла срочная потребность в товаре, работе, услуге
3 Отсутствуют заявки на ранее проведенный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок. Поэтому такие процедуры были признаны несостоявшимися В этом случае заказчик вправе принять решение о закупке на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе
4 Возникла необходимость дозакупить продукцию. Например, заказчик ранее провел электронный аукцион и заключил договор на поставку канцелярских товаров. При исполнении договора выяснилось, что канцтоваров недостаточно, необходимо их дозакупить В этом случае заказчик вправе воспользоваться правом на 10-процентное увеличение количества товара (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе ) и (или) заключить к этому контракту еще контракт до 100 тыс. руб.

Когда мелкие закупки не стоит проводить

Если у заказчика есть возможность провести конкурентную процедуру (позволяют сроки, сумма закупки привлекательна для потенциальных поставщиков и т. п.), лучше не использовать мелкие закупки. И это связано не только с тем, что нужно обосновывать невозможность и нецелесообразность использования иных способов закупок, но и с тем, что появились новые ограничения по количеству мелких закупок (5%). Очевидно, что общее количество мелких закупок у многих заказчиков с 1 января 2014 года резко сократится. Поэтому плановую потребность в тех или иных товарах лучше обеспечивать за счет проведения конкурентных процедур (конкурса, электронного аукциона, запроса котировок).

Алгоритм действий заказчика для мелкой закупки

Действия заказчика по некрупной закупке можно разделить на четыре этапа.

1. Сведения о закупках включают в план-график. Информацию о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, необходимо включить в план-график.

Соответствующая информация включается не по каждому мелкому контракту, а одной строкой в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому коду бюджетной классификации (подп. 4 п. 5 Особенностей № 544/18н).

2. Разрабатывают проект контракта. Далее нужно разработать проект контракта. При этом следует помнить, что в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе к такому контракту могут не применяться требования частей 4-9, 11-13 данной статьи. А именно:

  • в контракт можно не включать условие: об ответственности заказчика и поставщика; о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги; о порядке и сроках приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • заказчик может не использовать типовые контракты, разработанные соответствующими органами власти на основании части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Однако в случае если заказчик в будущем захочет поменять условия мелкого контракта, необходимо соответствующие условия изменения контракта включить в текст, а именно:

  • условие о возможности снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги и иных условий контракта;
  • условие об изменении количества товара, объема работы или услуги на 10 процентов (ст. 95 Закона о контрактной системе) и т. д.

3. Обосновывают способ определения поставщика и цену. Кроме того, необходимо выполнить требование части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе. А именно: обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Составление такого отчета, безусловно, достаточно трудоемкая работа. Но, как уже упоминалось, Минэкономразвития России в настоящее время инициирует новые поправки в Закон о контрактной системе. Этими поправками, в частности, предлагается исключить обязанность заказчиков составлять отчет, если заказчик осуществляет закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 1, 4, 8, 15, 24-26, 28, 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в том числе мелкие закупки).

До внесения соответствующих поправок в закон заказчик все же должен сделать отчет, разместить его в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru), а расчет и обоснование цены контракта приложить к самому контракту (ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе).

4. Размещают отчет об исполнении контракта. После заключения контракта заказчик должен подготовить и разместить в единой информационной системе еще один отчет - об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе). Он в том числе содержит информацию:

  • об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Порядок подготовки и размещения такого отчета утвержден постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 . Следует отметить, что этот отчет не является реестром контрактов, предусмотренным статьей 103 Закона о контрактной системе.

Мелкие закупки в такой реестр не вносят (ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе). В реестр, предусмотренный статьей 103 Закона о контрактной системе, вносятся сведения о заключении, изменении и исполнении контрактов, заключенных по результатам конкурсов, электронных аукционов и т. д.

Ю.А. Шавылина,

заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Помимо предложенного широкого спектра юридических услуг, в штате Международной Юридической Компании присутствуют высококвалифицированные бухгалтеры и специалисты в области налогового права, помогающие безупречно проходить выездные и камеральные проверки. Мы предоставляем юридические консультации и качественную юридическую помощь по следующим вопросам:

  • регистрация и ликвидация юридических лиц;
  • офшоры;
  • ФАС и оценка бизнеса;
  • аудит, налоговый консалтинг, бухгалтерия;
  • представительство в судах;
  • юридическое сопровождение сделок с недвижимостью, регистрация и оформление.

Юридические услуги в Москве от профессионалов

Не секрет, что основой успешной работы любого предприятия является качественная юридическая поддержка. Многим фирмам в повседневной деятельности постоянно приходится сталкиваться с решением сложных юридических задач. Обратиться за помощью к профессионалам – самый разумный вариант в таком случае. Квалифицированная помощь юристов поможет организации избежать рисков, которые могут возникнуть при самостоятельном решении вопросов, в том числе избежать значительных финансовых потерь. Оценить качественную работу профессионалов Вы можете, обратившись к специалистам нашей юридической компании по мере возникновения правовых вопросов или, заключив договор абонентского юридического обслуживания, предполагающий комплексное юридическое сопровождение деятельности фирмы. Компании, стоящие на нашем абонентском юридическом обслуживании, практически не подвержены рискам выездных и камеральных налоговых проверок. Абонентское юридическое обслуживание повышает экономическую эффективность фирмы не менее чем на 20%.

Наши основные преимущества:

Надежность. Мы являемся стабильной успешной юридической компанией: более 10 лет на рынке юридических услуг.

Грамотность. В нашем штате представлены высококвалифицированные юристы в различных областях права.

Умение применять противоречия и пробелы российского законодательства.

Работа во всех регионах РФ.

Индивидуальный подход к клиенту. Мы не предлагаем универсальных решений, каждая юридическая задача уникальна и требует персонального подхода.

Строгое соблюдение сроков. Наш огромный опыт в решении сложных юридических вопросов позволяет нам гарантировать клиенту минимальные сроки.

Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия ("котировка", "аукцион", "конкурс" итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса сайт если в статье не указано иное).
223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.
Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

    Субъекты 223-фз:
  • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
  • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
  • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
  • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.

Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:

  • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
  • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).
В том числе любая "наличность" в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках - документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.
*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
*в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
Если размещение указанных документов не выполнено, то вся "внебюджетка" тратится по 44-фз.

Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

Обязанности заказчика 223-фз , которые нельзя изменить положением о закупках:

  • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ , а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
  • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
  • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

Возможности заказчиков 223-фз:

  • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных - у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
  • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
  • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
  • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
  • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
  • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
  • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

223-фз не регулирует отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
  • закупками в области военно-технического сотрудничества,
  • отбором аудиторской организации,
  • договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
  • услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
  • экспортным кредитованием и инвестициями.

Федеральный Закон № 223-ФЗ имеет достаточно гибкий и лояльный характер, поэтому многие называют его «рамочным». Ряд его положений лишь очерчивает общую нормативную структуру, при этом, не ставя жестких рамок и нерушимых границ.

Вот и такая сфера, как виды и способы закупок по 223-ФЗ во многом определяется самими субъектами данного законодательного акта при условии соблюдения общих условий.

Обязательные по 223-ФЗ виды закупок

Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов.

Единственное четкое правило, которое должны соблюдать субъекты данного акта — это обязательное внесение в Положение таких видов закупок, как электронный конкурс и электронный аукцион по 223-ФЗ. Опять-таки, обращаем ваше внимание на то, что обязательным является само внесение этих форм в Положение, а не их практика в ходе закупочной деятельности.

223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие

Как вы видите, заказчики, работающие по Федеральному Закону № 223-ФЗ, имеют полное право осуществлять свои закупки теми способами, которые удобны для них в тех или иных ситуациях. Среди наиболее распространенных процедур, в соответствии с которыми сегодня осуществляются электронные торги по 223-ФЗ, есть конкурентные и неконкурентные. Неконкурентным видом закупки является закупка у единственного поставщика.

К числу конкурентных закупок относят:

  • конкурсы — двухэтапные, селективные, открытые , закрытые и др.;
  • аукционы — открытые и закрытые;
  • запросы предложений;
  • конкурентные переговоры.

Кроме всего прочего, заказчик, работающий по 223-ФЗ, может устанавливать и свои собственные виды закупок, не практиковавшиеся никогда ранее.

Все это позволяет организатору торгов вести свою закупочную деятельность с максимальной эффективностью и при минимуме временных потерь, применяя к каждому конкретному случаю индивидуальную процедуру.

Например, запросы котировок проводятся тогда, когда предстоит ряд закупок с небольшой стоимостью, и смысла проводить «большой» тендер просто нет.

Селективный конкурс объявляется как альтернатива закрытого и открытого тендера. Подать свои конкурсные заявки могут любые поставщики, а вот к участию будут допущены только те, кого «пропустит» заказчик.

Есть и такая разновидность закупки как конкурентные переговоры. Обычно они организовываются, если предмет закупки имеет какой-то сложный характер, требует консультаций и обсуждений. Такие переговоры проводятся в соответствии с запросами и планом заказчика.

Все закупки по 223 ФЗ — на сайт

На нашем портале вы найдете различные виды конкурсов и аукционов по 223-ФЗ и принять в них самое активное участие. Мы поможем вам:

  • правильно и своевременно оформить все документы;
  • выгодно и точно в срок предоставить обеспечение;
  • составить конкурсную заявку;
  • обойти всех своих конкурентов.

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ