Маломерные суда и их регистрация. Маломерные суда

Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее 12 человек.

Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда, суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Шлюпки судовые подразделяются на спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строят в соответствии со специальными международными правилами, они служат для спасения команды и пассажиров при аварии судов. Рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируют с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские) служат для удовлетворения культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. Из всего числа , судов индивидуального пользования насчитывается более 90%.

Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и разнообразные габариты, обводы и прочность корпуса.

Особую признательность получили мотолодки и катера для прогулок - прогулочные суда, серийно выпускаемые нашей промышленностью для продажи населению. В соответствии с ГОСТ 19105-73 валовая вместимость этих судов до 10 регистровых тонн, а пассажировместимость до 12 человек. Кроме того, катера и мотолодки судоводители-любители строят своими силами.

2. По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д. Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с переменой района, где происходит движение судна, может вызвать ухудшение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении. Сильное волнение поверхности воды может резко изменить мореходные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденные осложнения.

У судов, выходящих в открытые водные пространства, должны быть хорошие мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотоплямость), а у судов, плавающих на малых реках, минимальная осадка и хорошая поворотливость.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, в зависимости от их мореходных качеств и конструктивных данных, прочности, оборудования и технического состояния, делятся на классы, не зависящие от главных линейных размерений. Классификацию судов производят органы технического надзора.

3. По обводам корпуса

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса - это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного. Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы - наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть - круглоскулая.

4. По материалу корпуса

Маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, состоящие из нескольких материалов (например, корпус деревянный, а набор металлический), называются композитными судами.

5. По движению

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт или водометный движитель, могут иметь также парус, весла. По роду движения они делятся на винтовые, водометные, парусные, весельные.

6. По конструкции набора корпуса

Корпуса маломерных судов бывают с набором поперечным, продольным, смешанным и безнаборные.

Существует несколько десятков типов малых судов, предназначенных как для выполнения
народнохозяйственных задач, так и для отдыха и занятий водно-моторным, воднолыжным,
парусным и гребным спортом широких кругов населения. Чтобы научиться грамотно оценивать
те или иные качества этих судов, необходима четкая их классификация по основным
эксплуатационным и конструктивным признакам.

Одним из главных эксплуатационных
признаков судов является назначение. В зависимости от этого они подразделяются на суда,
предназначенные для народного хозяйства (они, в свою очередь, делятся на разъездные, спасательные
, лоцманские, гидрографические, лесосплавные и т. п.), спортивные (гоночные) суда,
прогулочные, туристские, для любительской рыбной ловли или охоты, хозяйственные - для нужд
сельских жителей.

Коротко рассмотрим специфические требования, предъявляемые к каждой
перечисленной группе малых судов.

Отличительным признаком спортивного или гоночного
судна является возможность отнести его к тому или иному классу, установленному спортивной
классификацией. В нашей стране, например, пользуются популярностью спортивные моторные лодки
классов SB-350 и SC-500. (Цифры в обозначениях этих классов соответствуют предельному рабочему
объему цилиндров подвесного мотора, измеряемому в кубических сантиметрах, который можно
устанавливать на этих лодках.) Кроме того, существуют правила постройки, которые регламентируют
ряд конструктивных размеров корпуса мотолодок, запрещают использование несущих аэродинамических
поверхностей и т.п. Эти ограничения направлены как на обеспечение безопасности участников
соревнований, так и на то, чтобы каждый из них имел по возможности равные шансы на успех,
не получал бы преимущества за счет таких технических данных, как значительный избыток мощности
и экстремальность конструкции.

Основным качеством спортивного (гоночного) судна является
высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок.
Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение
составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований
в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.

Прогулочные суда используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не
превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок - от двух до шести человек; для их
размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж
защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии - хардтоп) либо небольшая
рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается
лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100-120 км пути.

Гребные прогулочные лодки
нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного
снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

Туристские суда предназначены для
совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости,
мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания.
К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством
передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает
автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.

К лодкам для любительской рыбной ловли может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с
одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители
больших городов выезжают на рыбалку за 50-100 км от городской черты. В последнем случае важно,
чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами - тогда
путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при
ухудшении погоды.

Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях
мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение
отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта - от
рейсового автобуса до легкового автомобиля - для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро.
И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения - будь то
весла, подвесной электромотор и т.п.

Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для
хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота.
Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая
остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений,
ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки
местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.

В отдельный тип судов можно выделить плавучие дачи - комфортабельные плавучие сооружения,
приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при
благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту
стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост
человека, оборудуются открытой площадкой - солярием, и обладают малой осадкой.

В зависимости от способа движения и типа двигательной установки малые суда делят на моторные
суда - мотолодки, снабженные подвесными моторами, и катера - суда со стационарными двигателями;
гребные суда; парусные; суда с комбинированными способами движения - парусно - моторные, парусно
- гребные и гребно - моторные. Несамоходные - буксируемые суда используют в основном в качестве
плавучих дач, причалов, для перевозки больших партий грузов и т. п.

По типу движителя, т.е. устройства, непосредственно преобразующего вращающий момент двигателя в
силу - упор, двигающую судно вперед, различают моторные суда с гребным винтом (винтовые), с
воздушным винтом, с водометным движителем и реже - с гребными колесами.

Заметим, что парус и весла также являются движителями, преобразующими первый - энергию ветра,
а вторые - мускульную силу человека в упор.

По характеру движения малые суда бывают водоизмещающими, т.е. плавающими с относительно небольшой
скоростью, когда судно удерживается близ поверхности воды благодаря статической силе поддержания;
глиссирующими, поддерживаемыми при движении гидродинамическими силами, действующими на днище;
судами на подводных крыльях (СПК), гидродинамические силы на которых приподнимают судно над
водой; судами на воздушной подушке (СВП) и с аэродинамической разгрузкой (экранопланами).
Различают еще суда переходного режима, у которых действуют оба рода сил поддержания - статические
и гидродинамические.

По району плавания малые суда, поднадзорные навигационно-техническим инспекциям по маломерному
флоту, классифицируют в зависимости от минимальной высоты надводного борта, допустимой высоты
волны на акватории и удаления от берега (табл. 1). В исключительных случаях отдельные суда могут
выпускаться в плавание на волнении до 5 баллов и в район, отличный от заданного таблицей.

Таблица 1



























Класс судна

Минимальный надводный борт

Состояние моря, балл

Высота волны, м

Удаление от берега, м

Первый

250

до 1

0,50

1000

Второй

350

до 2

0,75

3000

Третий

600

до 3

1,25

6000

Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре
класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским
- при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек - Северной Двины, Оби, Енисея;
морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в
плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м,
например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро -
Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных
рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход
в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда
неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и
портовые.

Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его
техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром,
навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации
парусного спорта РФ.

По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и
палубными.

При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты;
суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего - с носовой
надстройкой -баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна).
Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или
из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая
стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из
прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной
обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою
очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой
и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и
надувными бортами и т.п.).

Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом
приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и
остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором
- имеется угол, ясно выраженная острая кромка - скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь
комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств
применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового
дифферента - обводы с острой скулой.

По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными
образованиями.

По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с
кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это
плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские
сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие
моторные суда этого типа называют тоннельными.

В данной статье-письме отражена проблема нанесения символов номеров ГИМС стандартной высоты 15 см на небольшие надувные лодки

  • Нанесение букв и цифр из ПВХ на лодку в полевых условиях. Фотоотчет

    Лаконичный фотоотчет о том, как приклеить номера из ткани ПВХ на надувную лодку в полевых условиях

  • Символьные трафареты номеров ГИМС, краска Maraplan PL для нанесения номеров

    Краткое и понятное описание трафаретов, их состав, отличие между собой. Описание краски Maraplan PL для нанесения бортовых номеров ГИМС валиком, тампоном

  • Классификация маломерных судов

    Маломерный флот России, содержит десятки типов малых судов, которые классифицируются в основном, по своим эксплуатационным и конструктивным признакам. Суда маломерного флота в основном предназначены для занятий водно-моторным, гребным, парусным спортом, а также применяются для решения различных народохозяйственных задач:

    • Перевозка людей и грузов
    • Спасательные, гидрографические операции
    • Инспектирование и охрана водных ресурсов

    Требования предъявляемые к маломерным судам в зависимости от назначения

    • Спортивные (гоночные) суда.
      Основным качеством спортивного судна является высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок. Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.
    • Прогулочные суда.
      Используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок - от двух до шести человек; для их размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии - хардтоп) либо небольшая рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100-120 км пути.
    • Туристские суда.
      Предназначены для совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости, мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания. К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.
    • Лодки для любительской рыбной ловли и охоты.
      К таким лодкам может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители больших городов выезжают на рыбалку за 50-100 км от городской черты. В последнем случае важно, чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами - тогда путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при ухудшении погоды.
      Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта - от рейсового автобуса до легкового автомобиля - для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро. И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения - будь то весла, подвесной электромотор и т.п.
    • Плавучие дачи, дома.
      Это отдельный тип судов приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост человека, оборудуются открытой площадкой - солярием, и обладают малой осадкой.
    • Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота. Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений, ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.
    • Гребные прогулочные лодки нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

    Классификация по типу движителя

    Примечание: (движитель, это устройство, которое преобразует вращающий момент двигателя, энергию в силу - упор, двигающую судно)
    • моторные суда с гребным винтом;
    • моторные суда с воздушным винтом;
    • моторные суда с водометным двигателем;
    • моторные суда с гребными колесами.

    Заметим, что парус и весла также являются движителями, преобразующими первый - энергию ветра, а вторые - мускульную силу человека в упор.

    По характеру движения малые суда бывают водоизмещающими, т.е. плавающими с относительно небольшой скоростью, когда судно удерживается близ поверхности воды благодаря статической силе поддержания; глиссирующими, поддерживаемыми при движении гидродинамическими силами, действующими на днище; судами на подводных крыльях (СПК), гидродинамические силы на которых приподнимают судно над водой; судами на воздушной подушке (СВП) и с аэродинамической разгрузкой (экранопланами). Различают еще суда переходного режима, у которых действуют оба рода сил поддержания - статические и гидродинамические.

    По району плавания малые суда, поднадзорные навигационно-техническим инспекциям по маломерному флоту, классифицируют в зависимости от минимальной высоты надводного борта, допустимой высоты волны на акватории и удаления от берега (табл. 1). В исключительных случаях отдельные суда могут выпускаться в плавание на волнении до 5 баллов и в район, отличный от заданного таблицей. Таблица 1

    Класс судна Минимальный надводный борт Состояние моря, балл Высота волны, м Удаление от берега, м
    Первый 250 до 1 0,50 1000
    Второй 350 до 2 0,75 3000
    Третий 600 до 3 1,25 6000

    Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским - при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек - Северной Двины, Оби, Енисея; морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м, например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро - Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

    Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

    Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и портовые.

    Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром, навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации парусного спорта РФ.

    По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и палубными.

    При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты; суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего - с носовой надстройкой -баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна). Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

    В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

    По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и надувными бортами и т.п.).

    Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором - имеется угол, ясно выраженная острая кромка - скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового дифферента - обводы с острой скулой.

    По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными образованиями.

    По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

    Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие моторные суда этого типа называют тоннельными.

    Событием, способным оказать существенное влияние на развитие маломерного судостроения стало принятие в 2001 году "Методических указаний по классификации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Российской Федерации" и "Основных технических требований к судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ". В том же 2001 году, после доработки и объединения выше названных документов, были приняты "Временные Правила классификации и технические требования к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС РФ". Основные положения Правил опубликованы В.В.Антоновым и В.В.Романовым в книге "Маломерные суда на водоемах России" в 2002 г.

    Все вышеупомянутые документы по классификации создавались на основе проекта Правил классификации маломерных судов, подготовленного при участии Трифонова А.В. и Романова В.В.

    Правила классификации имеют структуру традиционную для подобных нормативных документов. Они включают в себя: область распространения, определения и пояснения, категории и классы поднадзорных судов, формулу класса, порядок осуществления технического надзора и технические требования к судам. Последние включают требования: к корпусу; плавучести; остойчивости и непотопляемости; устройствам и снабжению, механическим установкам, системам, электрооборудованию, противопожарной защите и парусному вооружению.

    В основном в Правилах отражены требования к судам внутреннего и прибрежного морского плавания, поскольку на момент разработки проекта распространение юрисдикции ГИМС за пределы территориальных вод России не предполагалось. А так как в дальнейшем она была расширена и на маломерные суда, совершающие плавания и вне территориальных вод, то в окончательную редакцию оказались включенными I, II,III категории морских бассейнов, классификация которых основана на проработках коллектива работников ГИМС г. Санкт-Петербурга, под руководством К.Ф.Пашинского. Очевидно, что требования к судам предназначенным для эксплуатации в бассейнах этих категорий нуждаются в специальной разработке и должны быть включены в следующую редакцию Правил.

    В разработанных Правилах за основу взята система классификации бассейнов, принятая Российским Речным Регистром с добавлением одного разряда для мелководных водоемов, где высота ветровых волн не превышает 0,2 м (именуемых сегодня в ряде документов "несудоходными" на которых, тем не менее, эксплуатируются десятки тысяч судов), а так же трех категорий морских водных бассейнов.

    Удаление от места-убежища (берега) определялось с учетом возможности преодоления расстояния при заметном ухудшении гидрометеоусловий. Следовательно, на ряду с высотой надводного борта и остойчивостью важными характеристиками становятся скорость судна и характер его движения. Очевидно, что более высокий класс при прочих равных условиях должны получать суда, оборудованные несколькими движителями (парусно-моторные, парусные с веслами, моторные с веслами). Парусные суда должны получать более высокий класс, чем гребные, т.к. с усилением ветра эффективность паруса возрастает, а весел – снижается.

    В правила включены требования к остойчивости и непотопляемости, позволяющие говорить о возможности создания вполне мореходных и безопасных судов. Так, введены требования по составу судовой документации, включению в нее диаграмм статической остойчивости, проведению опыта кренования, метацентрическим высотам, характеру расположения блоков плавучести, оговорен обязательный учет влияния свободной поверхности для судов с самоотливным кокпитом.

    Разработана и внедрена формула класса, отражающая важнейшие особенности конструкции судна в наибольшей мере влияющие на его мореходные качества. Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками. Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:

    1. катер;
    2. моторная лодка;
    3. парусное судно;
    4. парусно-моторное судно;
    5. гидроцикл;
    6. гребное судно;
    7. несамоходное судно.

    При этом судам на подводных крыльях или на воздушной подушке добавляется соответственно индекс "К" или "П".

    Второй знак кода указывает на наличие или отсутствие у судна водонепроницаемой палубы:

    • 1-судно, имеющее водонепроницаемую палубу;
    • 0-открытое (беспалубное) судно.

    Третий знак кода указывает класс судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне:

    • "М" – морской;
    • "В" – внутренний;
    • "Н" – несудоходный.

    В формуле класса морского судна после третьего знака указывается категория допустимого района плавания.

    Четвертый знак указывает общее допустимое количество людей на борту (экипажа и пассажиров).

    Пятый знак указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.

    Шестой знак указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, шестой знак в формуле не ставится.

    Ниже приведены примеры записи формулы класса.

    1.1.М 111.10.50 – катер, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, имеет ограничение по мощности главного двигателя 50 кВт, парусного вооружения не предусмотрено.

    4.1.М 111.10.50.60 – парусно-моторное судно, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, с ограничением по мощности главного двигателя до 50 кВт и по парусности до 60 м2.

    1К.1.М1.6.50 – катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу с разрядом плавания "1" в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек, с ограничением по мощности главного двигателя 50 кВт.

    2.0.2В.4.40 – моторная беспалубная лодка с разрядом плавания "2" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек, с ограничением по мощности подвесных моторов 40 кВт.

    6.0.5Н.2. – гребная беспалубная лодка с разрядом плавания "5" в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2-х человек.

    7.1.4В.4 – несамоходное судно, имеющее водонепроницаемую палубу с разрядом "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающее размещение на борту судна при движении до 4-х человек.

    Использование формулы класса позволяет конкретизировать требования к судну в зависимости от предполагаемого района эксплуатации, преобладающих в нем гидрометеоусловий, увязать район плавания судна с конструкцией корпуса, степенью обеспеченности плавучести, остойчивости и непотопляемости, требованиями к механическим установкам, системам, устройствам и снабжению, электрооборудованию, парусному вооружению.

    В Правилах также определены минимальные толщины для наружной обшивки корпусов из различных материалов, требования к соединительным мостам многокорпусных судов, леерам, реллингам и трапам. Впервые применительно к маломерным судам определены допустимые пределы износов, повреждений и дефектов.

    Важной частью правил является раздел определений и пояснений, содержащий разъяснения по таким терминам, имевшим ранее неоднозначное трактование применительно к маломерным судам, как: место-убежище; водонепроницаемая палуба; несудоходный водоем; перегон; прогулочное судно; судовладелец; судно сертифицированное; судно в постройке; судно в эксплуатации; экипаж; пассажир и пассажировместимость; открытое судно.

    Среди важнейших результатов внедрения Правил следует отметить возможность классификации, а следовательно осуществление технического надзора за такими судами, как вспомогательные несамоходные промысловые, а так же надувные буксируемые баллоны.

    Правила прошли апробацию в ходе создания ряда проектов судов, в том числе судна для малых рек "Шкипер".

    В некоторой доработке нуждается раздел "Непотопляемость". В нем на ряду с требованиями по сохранению положительных плавучести и остойчивости для полностью залитого водой судна при полной загрузке присутствуют требования: по сохранению положительной плавучести при затоплении одной секции плавучести или любого из водонепроницаемых отсеков, а также архаичные требования ГОСТ 19356-79. Последние сводятся к тому, что судно должно сохранять в затопленном состоянии запас плавучести равный 10% грузоподъемности. При этом остойчивость считается удовлетворительной если обеспечивается при размещении на любом борту в районе миделя груза массой 5% грузоподъемности.

    Очевидно что каждое из вышеприведенных требований имеет свою логику и должно присутствовать в Правилах. Однако их необходимо поставить в строгое соответствие вполне определенным классам судов. Так по-видимому 10% (от грузоподъемности) запас плавучести целесообразно оставить для беспалубных судов 4 – 5 классов. Требования по сохранению плавучести при затоплении одной секции плавучести следует распространить на беспалубные суда 1 класса. Требования к сохранению плавучести и остойчивости при полном заливании должно быть распространено на беспалубные суда 1 – 3 класса.

    Необходимо вводить в Правила определение судов "поплавкового типа", корпуса которых имеют вид поплавков, горловины люков которых постоянной герметично задраены, либо люки вовсе отсутствуют. Нередко внутренняя часть корпуса таких судов заполняется материалов обеспечивающим плавучесть (например пенопластом) даже в случае повреждения. Суда такого типа могли бы быть отнесены к более высоким классам.

    классификация судов, категории судов, классы судов, классификация бассейнов

    Маломерные суда представляют собой плавательные средства, которые оборудуются двигателями мощностью менее 75 лошадиных сил. В эту категорию входят парусные и несамоходные агрегаты, показатель мощности которых регулируется регистровыми единицами. Они должны быть не более 80 тонн с валовой вместимостью менее 10 регистров (в тоннах). Кроме того, в эту сферу входят байдарки, гребные лодки и надувные суда грузоподъемностью 100-225 килограмм.

    Общая информация

    Маломерные суда - это инженерные сооружения, ориентированные на транспортировку определенного числа пассажиров или груза. Рассматриваемые варианты предназначены для туристических походов, рыбной ловли и спортивных соревнований. Часто подобные плавсредства используются в сферах народного хозяйства, особенно в районах Сибири и Поволжья.

    На транспортных средствах используются бортовые, навесные или стационарные силовые агрегаты. На также может эксплуатироваться мотор при необходимости буксировки в сложных климатических условиях. Основные правила распространяются на все плавательные средства, причисляемые к классу приспособлений с механическими силовыми установками.

    Особенности

    Маломерные суда можно разделить по следующим категориям:

    • Водоизмещающие варианты. Они поддерживаются на плаву благодаря архимедовому закону, который основан на поддержании за счет массы воды, равной объему, вытесняемому плавательным средством. Скорость таких экземпляров ниже аналогов, несмотря на достойный показатель мореходности.
    • Глиссеры. Эти маломерные суда в неподвижном состоянии держатся на плаву за счет поддерживающей силы и водоизмещения. При увеличении скорости глиссирующие модели выполняют маневры благодаря динамической подъемной силе, которая образуется в плоских отсеках днища. Глиссирование начинается в момент расположения донной части под углом атаки порядка 3-6 градусов. На данный показатель также влияет загруженность плавательного средства и имеющееся оборудование.

    Управление маломерными судами другого типа

    К рассматриваемому классу относятся все категории моторных лодок, прогулочные суда, самодельные экземпляры с маломощными навесными или стационарными двигателями, глиссирующие в водоизмещающем режиме движения.

    Катера представляют собой маломерные суда, оснащенные силовым агрегатом стационарного типа. Плавательные средства используются для прогулок, а также в качестве специальных машин. Модели с повышенным показателем мореходности оборудуются палубой, кокпитом и надстройкой. Данные конструкции имеют длину не более 8 метров, эксплуатируются преимущественно в открытых водоемах и устьях больших рек, оснащены шлюпочными обводами. Подобные механизмы еще называют ботами. Кроме стационарного мотора, они могут иметь парусное оборудование. Плавательные средства этого типа подразделяются на промысловые, спасательные и лоцманские категории.

    Шлюпки и яхты

    Рассмотрим еще несколько видов маломерных судов, судоводители которых управляют ими при помощи моторов либо парусов:

    1. Шлюпки. К этой категории относится тип гребных лодок с возможностью использования навесных моторов. Они служат для спасения людей, выполнения транспортных задач и специальных миссий. В зависимости от предназначения, шлюпки причисляют к спасательному, рабочему, транспортному, прогулочному классу.
    2. Яхты - это преимущественно парусные или моторно-парусные суда, которые имеют разное водоизмещение и предназначены для отдыха, туризма или спорта.
    3. Глиссеры - моторные плавсредства, оснащаемые поперечными реданами в виде уступов на днище. Одноместные модели этой категории еще называют скутерами. Моторная лодка с крыльями часто обозначается как катер на подводных крыльях.

    Права на управление маломерными судами

    Эксплуатация рассматриваемой категории плавательных средств допускается после их регистрации в судовой книге с нанесением регистрационных знаков и технического осмотра. Освидетельствование позволяет определить максимальную мощность лодки, ее и профильное предназначение. Борт должен оборудоваться всеми необходимыми средствами безопасности, включая противопожарные средства, сигнальные огни и навигационное оборудование.

    Государственную регистрацию проводят соответствующие органы контроля. Управлять маломерными судами могут лица, прошедшие экзамены на право управления данной категорией транспорта. без навигационной обстановки используются в транспортном направлении с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

    Номинальная скорость движения в пределах населенных пунктов, а также место стоянки судов регламентируются инспекцией по маломерным судам, согласно нормативным актам и действующему законодательству.

    Безопасность

    Права на управление маломерными судами позволяют эксплуатировать агрегат по его прямому назначению. В любом случае запрещается при эксплуатации и обслуживании таких средств следующее:

    • Использовать судно, не прошедшее государственную регистрацию.
    • Переоборудовать транспорт без получения специального разрешения.
    • Управлять лодкой или катером в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения.
    • Передавать управление лицу, не имеющему права на вождение маломерных судов.
    • Превышать номинальный скоростной режим.
    • Наносить повреждения другим бортам или опознавательно-техническим знакам.
    • Заходить в закрытые для плавания районы без соответствующего разрешения.
    • Маневрировать в акватории пляжей и массового скопления людей.

    Неисправности, запрещающие эксплуатацию «маломерок»

    Эксплуатация и навигация маломерных судов запрещается при наличии следующих неисправностей:

    • Возникновение сквозных пробоин в корпусе.
    • Разгерметизация воздушных ящиков или герметичных отсеков.
    • Отсутствие элементов крепления рулевой колонки или повреждения, влияющие на надежность работы этого узла.
    • Наблюдение утечек горючего, чрезмерной вибрации, неисправность глушителя или реверсного редуктора.
    • Несоответствие стандартам комплектации и оснащения, указанным в судовом билете.
    • Неисправность или отсутствие сигнальных огней и спасательного оборудования.

    Обязанности судоводителя

    В этот перечень входит несколько основных положений, а именно:

    • Выполнение требований правил государственного образца.
    • Проверка судна перед каждым выходом в плавание.
    • Проведение инструктажа для пассажиров о поведении на плавательном средстве, а также обеспечение их безопасности.
    • Присутствие документального подтверждения права на маломерные суда и их управление.
    • Выполнение требований проверяющих органов и уполномоченных лиц.