Принятие фз 131. Обзор структуры закона о местном самоуправлении

ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году. Он закрепляет фундаментальные основы построения муниципальной власти, регламентирует формы участия народа в управлении, компетенцию местных органов власти.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В структуре власти должны быть представлены как коллегиальный представительный орган, так и орган, управляемый по принципу единоначалия (Администрация МО).

В Российской Федерации существует несколько видов населенных пунктов, и каждый вид имеет свои полномочия и круг решаемых вопросов. Границы земель и их статус изменяются по правилам, установленным в данном законе.

Федеральный закон №131 устанавливает:

  • официальные наименования видов МО и их характеристики;
  • перечень предметов, находящихся в компетенции местных властей;
  • порядок учреждения и компетенцию органов МСУ;
  • правила составления муниципальных актов;
  • основы экономической деятельности МО.

Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ

Федеральный закон определяет местное самоуправление как участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти.

Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.

Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.

МСУ осуществляется местными органами и населением самостоятельно.

Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.

К таким предметам относят бюджетный процесс в МО, утверждение налогов и сборов, социальная поддержка, управление жилым фондом и иным муниципальным имуществом, обеспечение тепло-, электро-, газо- и водоснабжения, функционирование транспортной системы и т.д.

Муниципальные органы имеют право:

  • проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
  • принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
  • учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
  • регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
  • проведение выборов.

В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.

Представительный орган создает устав, бюджетный проект, устанавливает налоги, распоряжается имуществом, учреждает и ликвидирует муниципальные предприятия. Он формируется в соответствии с уставом населенного пункта. Его членами являются главы поселений или избранные депутаты.

В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.

Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.

Видео: Комментарии к Главе 1

Административно-территориальное устройство

Федеральный закон №131 закрепляет территориальные основы МСУ: перечень видов МО, состав образующих земель, а также правила изменения территориальных границ.

Перечень территориальных объектов, считающихся муниципальными образованиями, приведен в статье второй закона.

Виды муниципальных образований

Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.

Муниципальный район – ограниченная область, на которой расположены городские, сельские поселения и земли вокруг них. Поскольку в каждом из поселений есть свой глава и органы управления, в компетенцию органов власти муниципальных районов входит регулирование вопросов, возникающих при взаимодействии поселений.

Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.

В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.

Вопросы местного значения

Федеральный закон позволяет МО самостоятельно решать вопросы, возникающие в процессе существования населенного пункта.

Согласно Конституции, МО имеют право с полной ответственностью управлять принадлежащей ему собственностью, создавать и корректировать устав, утвердить бюджетный проект, налоговую базу, следить за общественным порядком.

Полномочия сельских поселений

ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предписывает сельским поселениям следующие полномочия:

  1. Планирование, утверждение и исполнение собственного бюджета.

Поселение имеет право составить бюджетную смету и самостоятельно следить за ее исполнением. Этот вид МО может предоставлять трансферты, бюджетные кредиты, гарантии, управлять собственными активами.

Регламентировать правила формирования и рассмотрения бюджетного проекта, распоряжения средствами и формирования отчетности предписано местным органам.

  1. Ведение налоговой базы.

Перечень взимаемых налогов составляется представительным органом МО. В данный момент налогами, собираемыми «на местах», являются налоги на земельный участок и на имущество граждан.

  1. Распоряжение муниципальной собственностью.

Гражданский кодекс определяет собственность МО как имущество, которое по закону принадлежит поселению. Органы власти МО вправе совершать сделки с имуществом, выступать в суде по имущественным вопросам.

Статья 50 относит к такому имуществу муниципальный жилищный фонд, предназначенный для нуждающихся слоев населения, объекты для снабжения населения коммуникациями (газ, отопление, электроэнергия, водоснабжение), транспорт для пассажирских перевозок, дороги местного значения, пожарные станции и их оснащение, библиотечный фонд, земельные участки, культурные и прочие объекты.

  1. Обслуживание дорог местного значения.

Под обслуживанием понимается создание сети муниципальных дорог, контроль их сохранности, введение платных участков дорог и парковок, составление нормативов на содержание и ремонт дорог.

  1. Предоставление коммунальных услуг.
  2. Создание транспортной инфраструктуры.
  3. Социальное обеспечение граждан, предоставление жилья нуждающимся слоям.
  4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение мер по их ликвидаций, пожарная безопасность.
  5. Создание досуга, сохранение и выставление культурных ценностей, библиотечного фонда, проведение массовых досуговых мероприятий.
  6. Благоустройство территории и иные вопросы.

Полный перечень отражен в третьей главе закона.

Земельный контроль

Власти МО осуществляют контроль по следующим вопросам:

  • соблюдение норм и сроков пользования земельных участков;
  • использование отведенных земель строго по их предназначению;
  • соблюдение договоров и сроков эксплуатации;
  • сбор сведений о состоянии участков.

Власти МО проверяют, в каком состоянии находятся участки, ведут учет актов и иных документов, подтверждающих удовлетворительное содержание и выполнение условий договора, передают сведения о нарушениях в надлежащие органы.

Благоустройство территории

Благоустройством называют осуществление действий по строительству и поддержанию объектов муниципальной собственности, облагораживанию муниципальных земель.

Деятельность благоустройства направлена на выполнение санитарных норм, эстетическое оформление, создание комфортных условий для отдыха. Объектами благоустройства являются жилые и нежилые дома, уличное освещение и ограждения, зеленые насаждения, детские площадки и т.д.

В соответствии с ФЗ №131, в состав деятельности местной Администрации должно входить создание свода требований, направленных на улучшение благоустройства.

Периодичность проведения работ по реконструкции и облагораживанию объектов устанавливается принятым в МО регламентам, расходы на восстановление фасада и внутренних помещений, посадочные работы, установка табличек с номерами домов, уход за предметами досуга и культурными объектами покрываются из местного бюджета.

Помимо охраны уличных насаждений, Администрация принимает комплекс мер по защите объектов природы, находящихся на территории МО.

Публичные слушания

В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.

Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.

По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:

  • учреждение устава или его корректировка;
  • бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
  • акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
  • преобразование МО.

Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.

Последние изменения в 2020 году

В этом году на весенней сессии парламента был принят ряд правок к федеральному закону. Изменения коснулись понятия «Городской округ», теперь под ним подразумеваются заселенные места, находящиеся в одной местности и не признанные МО.

В границы городского округа войдут земли объединившихся городов и деревень, земли общественного пользования и рекреационного назначения, а также резерв для развития округа.

В редакции от 2020 года вводится административный центр городского округа – заселенный объект, в котором расположена Администрация округа. На расположение центра влияют народные обычаи местности и близость общественной инфраструктуры.

Объединить разрозненные территориальные единицы в городской округ можно будет по решению местной Администрации или иного представительного органа. При этом населенный пункт теряет звание муниципального образования. Изменение статуса фиксируется в региональном законе с включением полного списка включенных пунктов.

В тенденции укрупнения муниципальных образований есть положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, вместе с территорией объединяются и органы власти, и доходы бюджета, что позволит эффективнее управлять территорией, развивать инфраструктуру. Исчезнет проблема нехватки средств у отдельных поселений.

С другой стороны, жители бывших поселений столкнутся с большими изменениями в управлении пунктом, повышением тарифов на предоставление благ, насущные вопросы будут решаться медленнее из-за отдаленности центра. Поэтому динамика изменений будет зависеть от выбранного курса развития территории.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется Конституцией и Федеральным законом № 131. Возможность самостоятельно организовывать благоустройство в государственных регионах является поистине демократическим явлением. Однако далеко не все знают, что такое самоуправление и на чем оно базируется. В этой статье будет разобран соответствующий Федеральный закон, в котором приведены все основные положения, которые касаются представленного явления.

Что такое самоуправление в регионах?

Согласно статье 1 самоуправление на местах составляет конституционный российский строй, а также признается, гарантируется и реализовывается на всей территории государства. Что представляет собой эта система? Закон говорит о форме осуществления народом собственной власти, но только в установленных законом пределах. Интересы населения обязательно должны учитываться в инстанциях самоуправления, после чего начинать реализовываться на практике.

Самоуправленческие органы избираются российским населением, а потому наделяются рядом определенных полномочий. В орган должны входить выборные должностные лица, избирающиеся на основе прямого и равного голосования.

Права граждан на самоуправление

ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепляет нормы, в соответствии с которыми все российские граждане имеют право осуществлять самоуправление на местах путем участия в выборах, референдумах и прочих формах волеизъявления. Граждане имеют такое право независимо от своего языка, должности, религиозных убеждений и т. д. Согласно статье 55 Конституции, ограничивается это право лишь в том случае, если оно противоречит нравственности, здоровью или жизни населения.

Что является правовой основой местного самоуправления? Здесь стоит выделить Конституцию, а именно главу 8, а также разного рода ФКЗ и ФЗ. Изменение принципов формирования и реализации местного самоуправления допускается только путем внесения соответствующих поправок в перечисленные юридические источники.

О принципах местного самоуправления

В главе 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепляются основные принципы и условия, на которых базируются соответствующие инстанции. Так, в статье 10 закрепляются положения, касающиеся территории муниципального образования. Согласно закону, самоуправленческие органы могут формироваться только в городских и а также в округах города и районов муниципалитета. При этом в статье 11 указываются границы муниципальных образований, а в статье 12 - условия, по которым эти границы могут быть поделены.

В последующих положениях закона говорится о принципе постоянной модернизации и преобразования муниципальных образований. Государство должно периодически поощрять и финансово помогать инстанциям, занимающимся самоуправлением. В статье 13 говорится о возможном упразднении рассматриваемых инстанций в отдельных регионах. При этом ликвидация должна иметь конкретную цель - например, реорганизацию, перенос органа и т. д.

Здесь же стоит отметить и другие, "классические" принципы. Это законность, соответствие целям гуманизма, социальная направленность и т. д.

Наделение органов полномочиями

Самоуправления, согласно статье 19 рассматриваемого закона, обладают рядом определенных полномочий, которыми их наделяет государство. Как именно рассматриваемые инстанции могут быть наделены соответствующими функциями? Ответ на этот вопрос дает Конституция, в которой говорится о свободном формировании соответствующих органов. Стало быть, и полномочия у самоуправленческих инстанций могут быть различными - в зависимости от того, что прописано в региональном федеральном законе. При этом органы местного самоуправления в Российской Федерации не должны отходить от правил, которые прописаны в рассматриваемом законе - № 131-ФЗ.

Но что именно должен содержать региональный закон, который предусматривает наделение полномочиями самоуправленческие инстанции? Закон указывает:

  • на информацию о муниципальном образовании;
  • на перечень обязанностей и прав инстанций местного самоуправления;
  • на способ расчета нормативов для объема финансовых поступлений и т. д.

Чуть более подробно стоит рассказать о том, какими именно полномочиями обладают органы самоуправления в большинстве регионов России.

Вопросы местного самоуправления

Перечень полномочий, закрепленный в статьях 14-15, лучше всего предоставит ответ на вопрос о том, что такое самоуправление. Вот какие функции рассматриваемых инстанций выделяет закон:


И все же, что такое самоуправление? Согласно закрепленным в законе данным, это инстанция, реализующая функции политического, социального, культурного и экономического характера.

Органы местного самоуправления

Что составляет самоуправленческую систему любого региона? В статье 34 рассматриваемого закона говорится о представительном органе, региональной исполнительной ветви власти в лице местной администрации, контрольно-счетной инстанции и иных властных органов.

Таким образом, в состав системы могут входить муниципальные государственные инстанции. Обязательно ли это? Согласно Конституции РФ, нет. Так, в основном законе страны закреплена возможность каждого региона самостоятельно формировать структуру самоуправленческой инстанции - в зависимости от указанных в муниципальном уставе данных. При этом государственные органы и органы местного самоуправления могут тесно взаимодействовать между собой.

Об ответственности органов

Инстанции местного самоуправления, как и любые другие властные органы, обладают определенной долей ответственности - как перед самим государством, так и перед всем населением. Согласно статье 70 рассматриваемого закона, самоуправленческие органы могут даже менять свою структуру вследствие допущенных в ходе своей работы нарушений.

Происходит это очень просто: население соответствующего муниципалитета отзывает одних должностных лиц, а вместо них ставит других. Происходит это все, конечно же, путем референдума или выборов.

В законодательные (представительные)
и высшие исполнительные
органы государственной власти
субъектов Российской Федерации

При реализации части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) следует иметь в виду, что она предусматривает безусловное сохранение представительного органа поселения и главы поселения. Кроме того, она не имеет императивного характера. Ее применение возможно только в том случае, если соответствующие решения примут и представительный орган поселения, и представительный орган муниципального района.
По нашему мнению, применение положения части 4 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ возможно осуществить в следующем порядке.

1. Уставами муниципального района и поселения, являющегося его административным центром, определить субъектов, наделенных полномочиями по инициированию процедуры перехода к исполнению администрацией муниципального района полномочий администрации поселения, являющегося его административным центром (далее - администрация поселения). Данным правом могут быть наделены представительные органы указанных муниципальных образований, а также главы данных муниципальных образований. При этом предусмотреть количество голосов, необходимых для поддержания инициативы. Представляется, что это может быть как простое большинство, так и большинство в две трети голосов от установленной численности депутатов соответственно представительного органа поселения и представительного органа муниципального района.

2. В случае, если инициатива будет поддержана необходимым количеством голосов, для согласования дальнейшей процедуры перехода к осуществлению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района представляется целесообразным заключить соглашение между представительным органом поселения и представительным органом муниципального района, в котором определить порядок и сроки внедрения новой схемы осуществления полномочий администрации поселения. Установив определенный срок для подготовки проекта указанного соглашения, логично возложить обязанность по подготовке текста соглашения на глав муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района.
При определении в соглашении поэтапных сроков принятия и вступления в силу соответствующих решений представительных органов поселения и муниципального района необходимо учитывать следующие положения Федерального закона № 131-ФЗ.

1) Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего соответствующее решение. Решение об исполнении администрацией муниципального района полномочий администрации поселения означает ликвидацию последней, то есть изменение структуры органов местного самоуправления поселения. Следовательно, такое решение вступит в силу только по истечении срока полномочий представительного органа поселения, что и должно быть отражено в соглашении. Как истечение срока полномочий следует рассматривать как непосредственное завершение временного периода, на который был избран представительный орган муниципального образования, так и досрочное прекращение полномочий по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ.
Обращаем внимание на то, что в случае перехода к исполнению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района отсутствует изменение структуры органов местного самоуправления муниципального района, происходит только расширение круга полномочий его администрации. Поэтому на решение о внесении изменения в устав муниципального района об исполнении администрацией муниципального района полномочий администрации поселения не распространяется действие части 8 статьи 44 Федерального закона.

2) Использование в тексте части 4 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ слов «образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения» не означает, что создается некая новая администрация муниципального района. В данном случае слово «образование» используется постольку, поскольку необходимо подчеркнуть расширение объема полномочий администрации муниципального района. При этом существующая администрация муниципального района продолжает работать.

3) В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования может исполнять полномочия главы местной администрации. Если глава поселения исполняет именно эти функции, то применении новой схемы осуществления полномочий администрации поселения возможно только по истечении срока его полномочий, поскольку часть 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривает досрочное основание прекращения полномочий главы муниципального образования в рассматриваемой ситуации.

4) В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ в случае исполнения полномочий администрации поселения администрацией муниципального района при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Таким образом, из смысла данной нормы следует, что осуществление администрацией муниципального района полномочий администрации поселения возможно, если главы и муниципального района, и поселения исполняют полномочия председателя представительного органа соответствующего муниципального образования, так как только в этом случае местную администрацию возглавляет лицо, замещающее должность по контракту. Если в муниципальном районе и (или) поселении глава исполняет полномочия руководителя администрации, представляется необходимым внести соответствующие изменения в уставы муниципального района и поселения. При этом следует иметь в виду, что решения об изменении полномочий указанных глав вступают в силу после их государственной регистрации и опубликования, но не применяются к действующим главам. Они будут применяться к следующим главам, поэтому в соглашении требуется также учитывать и данные сроки.

5) В том случае, когда главой администрации поселения является лицо, назначенное по контракту, необходимо обратить внимание на то, что среди оснований досрочного расторжения контракта, предусмотренных частью 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, отсутствует такое основание, как ликвидация администрации поселения в связи с осуществлением ее полномочий администрацией муниципального района. Поэтому определение хронологического порядка перехода к новой форме исполнения полномочий администрации поселения необходимо осуществлять с соблюдением указанной нормы Федерального закона № 131-ФЗ, то есть с учетом срока истечения контракта.
Если главой администрации муниципального района является лицо, назначаемое по контракту, то необходимо учитывать, что и его полномочия не могут быть прекращены досрочно в силу указанного положения части 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, необходимо исходить из того, что выбор кандидатов на должность главы местной администрации, исполняющей полномочий администрации поселения, должен осуществляться конкурсной комиссией, включающей в себя представителей поселения. Действующий глава администрации муниципального района назначен конкурсной комиссией, в которой поселение не было представлено. Таким образом, он должен исполнять полномочия до истечения срока контракта. Применение новых требований возможно только к следующему главе администрации муниципального района.

3. Полагаем, что подготовленный проект соглашения необходимо направить на рассмотрение представительных органов поселения и муниципального района для его утверждения. Количество голосов, необходимых для принятия решения, возможно определить в решении о подготовке проекта соглашения. Представляется, что в данном случае это должно быть большинство в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа поселения и большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального района. При этом голосование, естественно, проводится самостоятельно в каждом из указанных органов.

4. В соответствии с заключенным соглашением представительный орган поселения и представительный орган муниципального района готовят проекты решений о внесении изменений в уставы своих муниципальных образования в части исполнения администрации муниципального района полномочий администрации поселения. Процедура внесения этих изменений осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными положениями Федерального закона № 131-ФЗ для внесения изменений в устав муниципального образования, в том числе и в части проведения публичных слушаний.

5. После вступления в силу изменений в устав поселения и муниципального района (с учетом всех положений, перечисленных в пункте 2) администрация поселения ликвидируется, соответственно, муниципальные служащие и иные сотрудники администрации увольняются с соблюдением требований Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации. В случае необходимости возможен перевод каких-либо муниципальных служащих администрации поселения в администрацию муниципального района.

6. Несмотря на то, что администрация поселения будет ликвидироваться, ее полномочия должны быть определены в уставе поселения, иначе неясен перечень полномочий, который должна вместо нее исполнять администрация муниципального района. Но естественно, что одновременно в уставе должно быть положение о том, что указанные полномочия исполняются администрацией муниципального района. Указанные полномочия не могут определяться в уставе муниципального района.

7. Для того, чтобы обеспечить возможность учета мнения представительного органа поселения при оценке деятельности главы местной администрации муниципального района, замещающего должность по контракту, полагаем, что в уставе муниципального района необходимо предусмотреть отчет главы администрации не только перед представительным органом муниципального района, но и перед представительным органом поселения в части исполнения полномочий администрации поселения, установив право представительного органа поселения ставить вопросы перед главой администрации муниципального района. При этом закрепить положение о том, что этот аспект его деятельности также учитывается при оценке ее результатов.

По нашему мнению, образование местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, при прекращении исполнения местной администрацией муниципального района полномочий местной администрации указанного поселения может осуществляться в том же порядке, в котором осуществляется образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.

Председатель Комитета
В.С.Тимченко

1. Предусмотрен новый вид муниципального образования - муниципальный округ.

Муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного данным Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Согласно изменениям определен круг вопросов местного значения муниципального округа, уточняются критерии, которым должны соответствовать городские округа, конкретизируются требования, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнен новой статьей 9.1, регулирующей вопросы наименований муниципальных образований. Предусмотрено, что наименование муниципального образования должно содержать указание на его статус и субъект Российской Федерации, в котором оно расположено.

4. В статье 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ:

Дополнена частью 2.3 следующего содержания:

«2.3. Изменение границ муниципальных и городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям других муниципальных и городских округов, осуществляется с согласия населения муниципальных и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных и городских округов.»;

Часть 4 изложена в следующей редакции:

«4. Изменение границ муниципальных образований, не влекущее отнесения территорий населенных пунктов к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований. В случае, если изменение границ поселений или внутригородских районов влечет изменение границ муниципальных районов или городских округов с внутригородским делением, такое изменение границ осуществляется также с учетом мнения населения соответствующих муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением, выраженного представительными органами муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.».

5. Статья 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнена частями 3.1-1, 3.3, 5.1, 7.3, 8, 9, 10, касающимися вопросов преобразования муниципальных образований в связи с введением нового вида муниципального образования - муниципального округа.

6. Из перечня полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов исключено полномочие по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

7. В статье 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ:

Пункт 5 части 1 изложен в следующей редакции:

«5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения о создании вновь образованного поселения, а также во вновь образованном поселении, если численность его жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 300 человек, по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного поселения;»;

Часть 2 изложена в следующей редакции:

«2. Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. В случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта, сход граждан в соответствии с уставом муниципального образования, в состав которого входит указанный населенный пункт, проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.».

Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу 01 мая 2019 г., при этом предусматривается переходный период до 1 января 2025 года.

Федеральный закон под номером 131 был зарегистрирован в октябре 2003 года и в нем идет речь об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Обзор действующей редакции с последними изменениями, комментариями и дополнениями на 2016 год представлены в этой статье.

Фз 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Как сказано в первой статье этого ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации является одной из основ конституционного строя в стране. Этот закон служит гарантом того, что местное самоуправление признается и осуществляется по всей территории и во всех видах муниципального образования, а также сельских поселениях. Таким образом осуществляется власть народом. В отдельных субъектах население получает полномочия самостоятельно решать значимые вопросы и при этом брать на себя ответственность в соответствии с данным нормативным правовым актом.

Полномочия главы сельского поселения

Одним из субъектов самоуправления является сельское полномочие и в четвертой главе, после основных положений, прописан такой вопрос, как наделение органов МСУ отдельными полномочиями. Госдума отдает часть депутатских полномочий и прав местным органам. Глава сельского поселения является представителем своего ТСО в отношениях с другими городскими образованиями и органами власти, например, отправление запросов депутатам, а также гражданами и организациями.

Глава сельского поселения наделен полномочиями подписывать нормативно-правовые акты, которые принимает Совет депутатов. Также он может требовать внеочередной созыв Совета, и самостоятельно издавать акты, но в пределах своих полномочий. Кроме того, глава сельского поселения имеет целый ряд административных обязанностей. При этом устав, вступивший в силу, может отличаться в зависимости от конкретного типа поселения.

Виды муниципальных образований по ФЗ №131

Из-за несостоятельности некоторых сельских поселений и их присоединения к более сильным, характеризующихся мощным , количество муниципальных образований значительно сокращается.

Также на данный момент акт предусматривает:

  • городское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория города.

Признаки муниципального образования по ФЗ №131

По данному законодательному акту признаками, характеризующими муниципальное образование, являются следующие:

  • территориальное население в определенных границах;
  • местное самоуправление ведется выборными органами;
  • существует муниципальная собственность;
  • реализация автономности и самостоятельности при решении местных вопросов;
  • свой устав, отвечающий процессуальным нормам Российской Федерации.

При этом предусматривается, что положения о муниципальном образовании должны быть опубликованы на официальном общественном сайте района. Цель — чтобы граждане были ознакомлены с принятием последних решений, новостями, тестами, ответами на вопросы и гарантиями.

Какие вопросы контролирует ФЗ № 131