Русская философия: особенности, основные направления и проблемы. Русская философия и ее особенности

ВВЕДЕНИЕ

Главнаязадачафилософии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом,которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Философия порой понимаетсякак некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневнойжизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив,именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть досамых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительныхпостроений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненныхреальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. Приэтом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительностьвовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философияпредполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает иотживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в еепротиворечиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ееизменения и развития. Преобразование реальности, практика и является тойсферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, гдевыявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Философские представления наРуси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаютсяеще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятсяпримерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашейстраны сложились достаточно развитые общественные отношения и возниклогосударство, а культура и образованность достигли относительного высокогоуровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердиласвой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когдафилософия окончательно обособилась от религии.

Православная догматика,святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатаяфилософская литература Западной Европы создавала возможность выбора между темили иным философским направлениями при построении христианской философии.

Религиозный опыт дает намнаиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияниеправославия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним каккорневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придатьнашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейшийсмысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт,неизбежно становится религиозной.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Русская культура имеетвсемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретаетизвестность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,становятся достоянием всего человечества.

Прежде всемирное значениеимело культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значениеимеет культура в том виде, в каком она существовала до большевистскойреволюции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться всправедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя,Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусорского,Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театральногоискусства в области драмы, оперы и балета.

В области науки достаточноупомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство ивыразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним измеждународных языков.

В области политическойкультуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство иисполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которыеприобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают,и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развитиярусского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспариватьтого факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокиеценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культарусской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура непородила ни чего оригинального в области философии.

Правда, меткое замечание отом, что сова Минервы не вылетает, пока не наступят вечерние сумерки, относятсяи к развитию русской мысли.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕОСОБЕННОСТИ

По общепринятому мнению,русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно.Во всех областях философии – гносеология, логика, этика, эстетика и историяфилософии – велись исследования в России до большевистской революции. В болеепозднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросамиэтики. Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение длярешения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характери пути их исследования.

В русской философии широкораспространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражалсяв своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственномсозерцании объектов как таковых в себе. По–видимому, русской философиисвойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматриватьсодержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такойже высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Какпозитивизм, так и механический материализм нашли в России широкоераспространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все ещепродолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей,адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией.Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногиеиз русских философов – профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философиистремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается сверой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного,дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философыдоверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам,раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяютрелигиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом иего царством.

Ряд русских мыслителейпосвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этомсостоит характерная черта русской философии. То что развитие русской философиинацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русскаяфилософия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. Вобщественной жизни любое идеологическое движение развивается со своейпротивоположностью.

Русская философия, преждевсего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякийсубъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственнымузколичным и внутренним субъектом. Этот онтологизм однако (впротивоположность Западу), заостряется в материи, что характерно для него ещесо времен мистической архаики. Самая идея божества, как они развивались врусской церкви выдвигает на первый план элементы телесности, в чем П.Флоренскийнаходил специфику русского православия в отличии от византийского. В дальнейшемв связи с вырождением мистики эта “софийская” философия постепенно теряет своюрелигиозную сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьевуказал на “религиозный материализм”, “идею святой телесности”, дающейвозможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергиювсего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтомунет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что “ни однафилософия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, каксовременный здоровый и свежий материализм”.

Второй чертой русскойфилософии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности.Соборность – это свободное единство основ церкви в деле совместного пониманияими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное наединодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместелюбят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть нетолько единство многих людей, но и единство, в котором каждая личностьсохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единствозиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковьотказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумнуюпроницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения.Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшемуэтого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборностиот коллективности и общинность азиатский обществ или солидарности обществзападных.

Отсюда вытекает, что кактолько русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то естьставить этические вопросы, то они сразу превращались в идеологию этогообщественного подвижничества и героизма. Проблема личности - одна из главныхтеоретических проблем в истории русской философии. Всестороннее её исследованиеявляется важной национальной особенностью философской мысли. Проблема личностиконцентрирует в себе основные вопросы политической, правовой, нравственной,религиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности вобществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализацияпредставляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личностипроходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской философскоймысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - началеXX века в различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, чтоподлинная свобода личности возможна лишь на основе признания религии высшейступенью духовной жизни. Отвергая, рационализм и материализм, они отстаивалиБога в человеке. Постановка вопроса о внутренней духовной свободе человека быланесомненной заслугой философов-славянофилов. Славянофилы выступали противличной собственности правового государства. Они считали, что род, семья,община, социальные связи, являются наилучшей средой для существования личности.Всем формам внешней свободы - политической, правовой, экономической, онипротивопоставляли внутреннюю свободу личности, основанную на ценностяхвнутреннего мира, освящённых религией.

Чернышевский и Добролюбов всвоих трудах развили идею “разумного эгоизма”. От абстрактной человеческойприроды они перешли к пониманию личности как субъекта социально-политическойдеятельности. Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова идела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил,препятствующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности. Чернышевскийразработал идею “Разумного эгоизма”. Его суть: протест против фальши илицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия над личностью, но“за” разумное сочетание интересов личности и общества, за единство сознания иповедения.

Иначе к разработке проблемы личностиподошёл Владимир Соловьев. Он анализировал человека в масштабах глобальных,космических, его понимание вносило гуманистический характер. Его исследованиясущности добра, стыда, единства познания, нравственности, эстетики, обогатилимировую философскую мысль.

Проблема свободы личности,которой русские философы посвятили столько ярких страниц, приобрела всовременном мире особое значение, она становится объектом не толькополитических деклараций, но и теоретических изысканий. Одним из них являетсялиберализм. Российский либерализм выражается социальным строем, который многиелюди представляли себе как движение общества к гражданскому и правовомугосударству, где все равны перед законом, где интересы личности выше интересовгосударства, где хорошие условия труда и жизни. Глубину идеи русскоголиберализма демонстрирует работа одного из ведущих представителей русскойсоциально-философской мысли Петра Струве. Струве считал, что главная сущностьтех или иных учений - это отношение “к двум основным проблемам культурного игосударственного развития России: проблеме свободы и власти”. Таким образом,сплетаются две тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границэтой свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считалтворчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к свободе,так и любви к власти.

Таким образом, мыслители XIX- начала XX века стремились утвердить в российском обществе идеи просвещения иуважения к правовым нормам, уважение к личности.

Сюда входят несколько идей.Во-первых, русские писатели испытывали жгучую потребность очищения, чистотыперед народом, острое чувство не только честного, справедливого, человеческогоотношения к народу, но именно внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищеннойсовести. Были многочисленные “кающиеся дворяне” и “активные народники 70-хгодов”. Во-вторых, эта жажда внутренней чистоты перед народом превращаетсядалее в подлинный героизм и самоотверженное подвижничество. Тема о “героическомхарактере” русской литературы была давно популярна, еще задолго до революции. Упервой русской интеллигенции честным считалось вести революционную борьбу или,по крайней мере, быть в оппозиции к правительству, и бесчестным и подлым –уклоняться от борьбы и оппозиции. Стремление к чистоте становилось стремлениемотдать и самому жизнь свою за дело революции. Правда, сюда не подойдутславянофилы, бывшие либералами или даже реакционерами. Но они продолжаликультивировать старые идеи подвижничества, т.е. понимали его как духовнуюпрактику, а значит, тем самым все же и они не расставались с общерусской идеейподвижничества.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ ВКУЛЬТУРЕ И РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Традиции русскойрелигиозно-философской мысли, идущая от славянофилов и Владимира Соловьева,узнавшая свой расцвет в первое десятилетие нашего века, “возрождением”, сейчасникак не может считаться покрытой мраком забвения. Разнообразные труды отакадемических штудий до популярных статей посвящаются ей в немалом числе и вразличных странах – даже в России. Что еще важнее, она, несомненно, служитодним из основных духовных влияний, определяющих идейные процессы в современномрусском самосознании. Интерес к ней велик и продолжает расти. Но при всем этомнесомненно и другое – едва ли сегодня думают, что эта традиция еще жива ипродолжается. Скорее ее рассматривают как явление, связанное с определеннымкругом лиц определенным периодом, а нынче сполна завершившие свой путь ипринадлежащие истории.

Вполне ли оправдано этообщепринятое восприятие? Невозможно всерьез судить о состоянии и судьбе русскойрелигиозно-философской традиции, не задаваясь вопросами о ее внутренней историии внутренней логике, как-то: какие здания имела перед собой традиция? Сумела лиих исполнить? Все ли сказала, что имела сказать?

Чтобы ответить на них,необходимо понять, в чем было существо и смысл осуждаемой традиции какдуховного феномена, состоящего в контексте национального, культурного развития,с одной стороны, и европейского философского с другой. Эта работа интроспекции,самосознания философской традиции – и в этой работе наша традиция, не долгожившая, успела продвинуться не очень значительно. Чаще всего выражался взгляд,по которому общее значение религиозно-философского движения заключалось вотходе интеллигенции от материалистического и позитивистского мировоззрения ивозвращения ее в церковь. Такое суждение справедливо, но, вместе с тем, исущественно неполно. Оно выражает не столько внутренний смысл традиции, сколькоее прикладной, социальный аспект, если бы значение русской философии,действительно, ограничивалось лишь этим, пришлось бы ее отнести в разрядсредств социальной терапии, отвращающих нигилистическую интеллигенцию от другихнаклонностей и занятий. Выяснить же значение и смысл традиции на более глубокомуровне, затрагивающим ее истинное существо возможно лишь на основе определеннойфилософской позиции или модели, описывающей соответствующие духовные феномены.Будет естественным, если такую модель мы попытаемся отнести к той самойтрадиции, путь которой желаем осветить. Как нетрудно увидеть, общие принципы иустановки традиции имплицируют вполне определенное понимание ее особеннойприроды, и шире – природы философского процесса в России. Это понимание можнорезюмировать в виде ряда основных положений.

1.Философский процесс в России,становление и жизнь самобытного российского философствования, не есть отдельныйи автономный процесс, но один из аспектов (моментов, “качествований”, еслиупотребить термин Л.П.Карсавина) процесс исторического существования российскойкультуры, в котором последняя выступает как единый субъект, наделенныйспособностью к изменению и само отнесению.

2.Существо историческогопроцесса включает в себя раскрытие, развертывание, актуализацию некоторогоисходного содержания, и сточных начал исторического существования культурногосубъекта. В каждом из аспектов раскрытие источных начал совершается своимспецифическим образом. В частности, философский аспект процесса (если таковойприсутствует) имеет своим содержанием философское освоение (осмысление,претворение, препарирование) его истоков, выступающих здесь как опытныйматериал, как феноменальная основа и почва философствования.

3. В случае субъектароссийской культуры духовным истоком цельного процесса является Православие, вовсей своей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и какинститут, как жизненный и духовный уклад.

4. В итоге, существоотмеченного содержание философского процесса в России с необходимостью включаетв себя освоение, проработку Православия средствами и в формах философскогоразума. Российская философская традиция не может не исходить из опытной почвыПравославия.

Мы не станем входить в анализтемы. Она эскизна, ее можно усовершенствовать, дополнять; но наша главная цельне построение схемы, а ее приложение. И при всех недостатках, это – работающаясхема. Она дает единичную картину философского процесса и вносит структуру вего течение. Она рисует этот процесс включающим в себя две основных стороны:“Философию” как форму выражения, как язык, как необходимую ступень уяснения иосознания, и “Православие” как содержание, как материал, ищущий себя, осознатьсебя и уяснить себе. Сам же процесс как таковой – не что иное, как “историяотношения” этих фундаментальных факторов, как плод их встречи, ихвзаимодействие между собой. Существо его состоит тогда в том, что мысль оправославие, делается мыслью философии. При таком взгляде возникаютестественные характеристики, “параметры”, посредством которых можно членитьпроцесс на фазы или этапы и можно сравнивать, различать между собойвсевозможные элементы процесса. Именно, эти фазы и элементы различаются постепени охвата, степени присутствия каждого из двух определяющих факторов, тоесть по “мере православности” (показывающей, сколь полно мысль мыслитправославие, вбирает в себя его опыт и материал) и “мере философичности”(показывающей, сколь совершенная мысль претворила свой материал в философию,организовала в себя философское знание).

Любые членения процессаусловны, и выбор их зависит от цели и угла зрения. На базе нашей схемы такжевозможны различные членения, и мы выберем простейшее, выделяющее в философскомпроцессе всего три крупных этапа. Прежде всего, выделяется начальный,предфилософский этап, когда российское духовное только стояло на порогесоздания собственной философии. На этом этапе сама возможность аутентичнойрусской философии, идущей неким своим особым путем, служила еще предметомдискуссии, а элементы оригинального философского содержания, рождавшимися врусской мысли, выражались не в форме профессиональной философии, но попреимуществу в форме богословия, затем наступает этап более зрелый. Здесьрусская философия уже сформировалась в профессиональном отношении: в нейвыдвигаются самостоятельные концепции и решения кардинальных проблем, строятсяцельные философские системы. В центре последних стоят, как правилофундаментальные проблемы религиозной мысли, темы о Боге как абсолютном, о связиБога и мира – так что на лицо и тесна я связь философии с религиознымсодержанием. Однако специфической чертой данного этапа является то, что этасвязь носит нестрогий, произвольный характер.

В своем отношении крелигиозному содержанию философия не следует какой-то продуманной методологии –она использует его. Все философское построение этого этапа опирается на то илииное религиозное содержание; однако оно заведомо не совпадает со всейцельностью, всем “корпусом” православного опыта – а что именно из этого корпусафилософия делает своим достоянием и что оставляет без внимания – решаетсясубъективно по вкусу философа. Однако в религии ему одно близко, другое чуждо,одно вдохновляет, другое отталкивает… И характерным образом среди этих близкихи вдохновляющих элементов почти никогда не присутствует специфическиеособенности православия – подробности по догматике, конкретные типологическиечерты… Они наиболее далеки от привычного религиозного материала европейскойфилософии. Итак, на одном этапе русская мысль преимущественно осваивает в сферерелигиозного опыта не собственно православие, а более общие горизонты – от чегомы и дадим этому этапу название “этап общей религиозной философии”. Именно онсоставляет основу содержания нашей религиозно-философской традиции; к немупринадлежит львиная доля всех построений, начиная с философии В.Соловьева,являющей собой и самый яркий и самый значительный образец того, что мы называемобще религиозной философией. Однако философия такого рода все же не останетсяпоследним словом традиции и целиком не исчерпывает ее.

Ближе всматриваясь в наследиерусского религиозно-философского возрождения, мы замечаем, что на его позднихопытах уже зарождался, начинал складываться следующий этап развития, сперва ещемалоотличимый от предыдущего и однако обладающий уже иными характеристиками,иным отношением между “философией” и “православием”. Связь философской мысли сопытной религиозной основой принимает более строгий, отрефлектированныйхарактер. От построений, заимствующих лишь отдельные часто разложенные элементырелигиозного содержания, она приходит постепенно к тому, чтобы вобрать в орбитуфилософского разума феномен Православия в его цельности. Конечно, речь не идетоб утопической (и антифилософской) цели без остатка погрузить философию в моредеталей церковного бытия. Существенны две черты: философия задумывается именноо цельном феномене Православия, и она осуществляет свое продумывание этогофеномена на базе строгого и адекватного метода. И эти черты обозначились, хотяи не успели достичь зрелого развития к тому времени, когда российская мысльсилой обстоятельств оставила пределы российской, а затем и земнойдействительности.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИПРИЧИНЫ ДУХОВНОГО КРИЗИСА В РОССИИ

В истории русской мысли,сыздавна обозначались и борются два течения. Первые – это те, кто осталисьдуховно с народом в его православной церкви и во всяком случае не отделялись отнего в его верованиях в живого Бога. Это: Жуковский, Алексей Толстой, Пушкин,Тютчев, Соловьев, Достоевский, Пирогов, Лев Толстой. Второе противоречивоеидейное течение, считающее в своих рядах большинство прогрессивных публицистови общественных деятелей, усвоило себе рационалистически-атеистическоемировоззрение, господскую веру русской интеллигенции. Это неверие естьдействительно вера в научность, в рационализм, в неверие. Наше русское невериеобычно остается на уровне слепой наивной веры. Особенность русского духовногоразвития, имеющую свои исторические и бытовые причины, с обычной своейпроницательностью указал Достоевский, сделавший русский и мировой атеизм как бысвоей специальностью “атеистом все же легко сделаться русскому человеку, легчечем всем остальным во всем мире”. И наши не просто становятся атеистами, анепременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечая, чтоуверовали в нуль. Происходит это не все ведь от одних скверных, тщеславныхчувств, а из боли духовной, их жажды духовной, из тоски по высшему делу, покрепкому берегу.

Россия отражает идеи инастроение, религиозной веры решительнее и прямолинейнее, чем даже Запад,отражает на себе и ту мировую духовность, духовную драму богоборчества ибогоотступления, составляющую нерв новой истории, перед чем бледнеют иотступают на передний план все великие и политические и социальные интересы.

Почему это драма? Духовнаяборьба определяется усилиями человечества “устроиться без Бога навсегда иокончательно” или по словам Достоевского “умертвить Бога”. В мысля, в чувствах,в интимной жизни во внешнем его устроении, в науке, в философии идет этаборьба. Хороня Бога в своем сознании, они вынуждаются хоронить и божественное всвоей душе, а божественное есть действительная, реальная природа человеческойдуши. Жить во времени для вечности, переживать в относительном абсолютное истремиться дальше всякой данности, дальше всякого данного содержания сознания,этому признан человек, и это стремление есть живое богооткровение в нас.Человек сознает в себе силу и волю вмещать абсолютное содержание, расти ирасширяться, становясь живым образом абсолютного, образом и подобием Божьим.Эта жажда высшего содержания жизни рождала и рождает религиозную веру.

Упразднив религию Бога,человечество старается изобрести новую религию, при чем ищет божеств для нее всебе и кругом себя, внутри и вне; пробуются поочередно: религия разума, религиячеловечества Канта и Фейербаха, религия социализма, религия чистойчеловечности, религия сверх человечного и т.д. В душе человечества, теряющегоБога, должна непременно образоваться страшная пустота, ибо она может принять туили иную доктрину, но не может заглушить в себе голоса вечности, жаждуабсолютного содержания жизни.

Одно из двух: или человекдействительно есть такое ничтожество, ком грязи, каким его изображаетматериалистическая философия. Но тогда непонятны эти притязания на разум,науку; или же человек есть богоподобное существо, сны вечности, носительбожественного духа и возможность всякого в том числе и научного, познанияобъясниться именно этой природой человека. Другими словами, это значит, чтодостоинство науки и ее права не ограничиваются, а только утверждаютсярелигиозным учением о человеке, а вместе с устранением последнего подрывается ипервое. Наука опирается на религию.

Предположение, что наукадействительно разрешает все вопросы может быть основано практически только насуммарной вере в силу науки вообще, в научный метод, научный разум.Следовательно, говорить и думать о постройке целостного научного мировоззрения,из которого вовсе была исключена вера, невозможно. Итак, наука не в состояниини заменить, ни упразднить религиозной веры, ни даже не может сама защититьсвое существование против набегов бесшабашного скептизма, без молчаливого илиоткрытого признания религиозных предпосылок, именно веры в объективный разум.

Но если даже наука остаетсябеззащитной против скептицизма, то тем беззащитнее оказываются современныесуррогаты религии, в которых роль божества отводится человечеству, и основнойдогмат которых состоит в учении, в прогрессе.

Религиозный кризис личности имировоззрения нигде не переживается с такой трагической мучительностью ироковой силою, как у нас, хотя, может быть, он и слабо еще сознается. Этообъясняется, отчасти общими свойствами русской души и той особенной жгучестью,с которой она относится к вопросам религиозного сознания, затем специфическимичертами интеллигентской психологии с ее слабостью традиций и историческихсвязей, ее теоретичностью и доктринамизмом. Если духовная анемия имела скрытыйили хронический характер в обычное время, то они обострятся в эпохиисключительные.

Историческое будущее Россииее процветание или разложение, рост или гниение – в руках и на ответственностиинтеллигенции. Отсутствие духовного здоровья отражается во всех проявленияхжизни, во всем ее тоне. Вообще в новое время умоляется историческое значениенравственной личности и ее здоровья. В самоопределение личности необходимовводить и то, что она думает о себе, во что верует, все ее вероучения. Нельзя дажепредставить себе, как изменилась вся жизнь, на сколько иначе сложились бы ипротекли минувшие события, как осветилось бы и темное настоящее, если бы мысами стали другие. В этом смысле философско-религиозное чело русскойинтеллигенции, объединяющее большинство ее молодых и старых представителей безразличия политических оттенков, именно ее атеистический нигилизм можно признатьодним из важнейших факторов русской истории и одной из основных причин,определивших течение событий последних лет в России. Объинтеллигенчиваниенарода начинается разрушением религиозной веры и прививкой догматовматериализма и философского нигилизма. Конечно, необразованный простолюдинсовершенно бессилен отнестись критически и безоружен, как ребенок, переднаплывом новых учений. И с той же легкостью, с какой уверовали в невериинекогда его просветители, принимает и он безрадостную мертвящую веру в неверие.Конечно это детская, наивная вера, но ведь все-таки она давала ему различиемежду добром и злом, учила жить по правде, по долгу, по-божески. Благодаря ей,народ вынес и выносит на плечах своих крест своего исторического существованияи свой идеал, свое представление о праведной жизни, выразил, дав себенаименование “святая Русь”, т.е. конечно, не почитывая себя святым, но в святостивидя идеал жизни.

С крещения Руси началасьистория России, Христианское семя пало здесь на совершенно девственную почву,на не возделанную целину, с раскрещиванием с помощью интеллигенции начинаетсяновая эпоха истории. Чем же заменяется старая вера, какими правилами жизни,какими нормами? Преследование своих интересов отдельно или последовательно техже интересов сообща с другими, как классовых или групповых или же свободасамоутверждающейся личности, анархическое “все дозволено”. Но для интеллигенциивсе эти понятия интереса чистая идеология, псевдоним этических и дажерелигиозных настроений, она берется не за свой, а за чужой интерес, интересугнетаемых классов. Людям, изболевшим и исстрадавшимся и без того в силу своегоклассового положения склонным к враждебности по отношению к привилегированномуменьшинству, людям, не имеющим ни умственной подготовки, ни цивилизованныхнавыков, вообще, стоящим в самых не благоприятных культурных условиях, сообщаютв качестве догматов для жизненного руководства – положения, которые являлись,во всяком случае, продуктом длинного культурного и философского развития,выросли на культурно-богатой и насыщенной почве.

Результаты этого не замедлилисебя ждать, что выразилось в сумятице в народной душе, всех отношений в сокровищницеего веры, которые внесла доктрина атеизма, в связи с тяжелыми событиями ииспытаниями нашего времени. Развитие преступности, и притом в паралогическойобстановке своеобразной идейности, есть симптом болезни народной души, остраяреакция духовного организма на ту нездоровую пищу, которая была введена в негов виде новых учений, объединявшихся отрицанием религиозных ценностей иабсолютной морали. Духовны кризис имел еще и другое, хотя и побочное, но оченьважное последствие: создал и обострил междоусобицу, придав ей оттенокрелигиозного фанатизма, сделав ее борьбой не только разных политических мнений,но и разных вер. Народ наш нуждается в знаниях, нуждается в просвещении однакотаком, которое не делало его бедным духовно, чем он был, а не разлагало бы егонравственную личность, христианское просвещение, развивающее и воспитывающееличность, а не случайное усвоение обрывков знаний, как средства агитации, вот вчем нуждается народ наш. Историческое будущее России, возрождение ивосстановление мощи нашей родины или окончательное разложение, быть можетполитическая смерть находятся в зависимости от того, разрешим ли мы этукультурно-педагогическую задачу: просветить народ, не разлогая его нравственнойличности. И судьбы эти история вверяет в руки интеллигенции. В сердце и головерусской интеллигенции происходит борьба добра и зла, животворящего исмертоносного, жизнедеятельного и разрушительного начала в России, а посколькупроисходящее и для нас имеет несомненно мировое значение, то и борьба этамировая. Но это понимание своей исторической миссии и своего значения должноудесятерять чувство ответственности за свои действия. Ведь нигде больше неттакого положения, что великий народ, беспомощный, беззащитный духовно, какребенок, находящийся на уровне просвещения почти, что эпохи св. Владимира, иинтеллигенция, которая несет просвещение запада, и которая, ее ничем ниудерживают и ни отстраняют, находит и, конечно, будет находить дорогу этомуребенку.

Если мировоззрение самойинтеллигенции, которое она несет народу, останется тем же, что и теперь, то ивлияние ее на народ сохранит тот же характер. Но нельзя думать, чтобыинтеллигенции удалось обратить в свою веру всю народную массу, часть ее вовсяком случае останется верна религии. И на почве этого разноверия неизбежнодолжна возникнуть внутренняя религиозная война. При этом духовная игосударственная сила народа будет таять, и жизнеспособность государственногоорганизма уменьшаться до первого удара из вне надо начать что-то новое, учестьисторический опыт, познать в нем самих себя и свои ошибки, ибо иначе, если мыбудем видеть их только у других, то мы останемся загипнотизированными своейвраждой к ней и ничему не научимся. Потребно само углубление само исследование,потребно накопление духовных сил творчества культуры.

Разных сторон должнокоснуться это самообновление, но если спуститься в глубину души, то этосоздание новой личности и новой жизни должно начаться религиознымсамоопределением, сознательным самоопределением… Новый человек, новый типобщественного деятеля может родиться лишь на почве этого само углубления, этобудет то новое той русской жизни, о чем, умирая, мечтал Достоевский в последнемсвоем романе, то новое, чего не было в русской жизни, Россия еще не виделахристианской интеллигенции, которая пыл своей души, жажду своего служения людями крестного подвига вложила бы в христианский подвиг деятельной любви ипобедила ту тяжелую атмосферу вражды и человеконенавистничества, в которой мызадыхаемся. В нашей интеллигенции так много потенциальной религиозной энергии,она так недоступно приносит жертвы на своем алтаре “неведомому богу” – нежелинавсегда это неведение?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия содержитмного ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии,метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваютсяв отечественной философии – это проблемы нравственности, совести, счастья,смысла жизни.

Интерес к историиотечественной мысли пробудился в России еще в первой половине XIX века.Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца XIX – начала XX веков.Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX века были вместес тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелостиотечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в “оглядке”на свои собственные национально-историческое традиции и идейные корни.

Отечественная философиядолгое время оставалась для нас “белым пятном”, не признавалась и осуждаласькак “белоэмигрантская”. Долгое время в нашей стране официально признаваласьтолько марксиско-ленинская философия, как единственно правильная и верная. Ипоэтому работы советских философов по сути дела утратили философскуюпреемственность, ибо как правило не касались целых пластов отечественнойрелигиозной философской мысли. Были существенно ограничены иисторико-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии,замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеемдоступ к трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с ихидеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, длявосстановления преемственности философской традиции.

Будем надеяться, что в скоромвремени появятся на свет другие работы по исследованию разных проблем русской философиисовременных авторов. Такие работы позволят углубить и обогатить нашунациональную культуру.

Дальнейшие исследованияфилософского дореволюционного наследия, будем надеяться, позволит прояснить инекоторые сложные проблемы нынешнего социального развития, будет способствоватьдуховному возрождению современной России.

По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами

этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика,

этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до

большевистской революции. В более позднее время действительно русские

философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии –

науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских

вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.

В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего

мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме

учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в

себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и

чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто

психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному

мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм

нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других

странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким

взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не

сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда

составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов –

профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство

реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как

чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в

строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции,

нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности,

но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который

устанавливает связь человека с богом и его царством.

Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего

христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии.

Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому

уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего

интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот

онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что

характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея божества,

как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы

телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского православия в

отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта

«софийская» философия постепенно теряет свою религиозную сущность. Еще в

самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на «религиозный

материализм», «идею святой телесности», дающей возможность утверждать не

только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в

частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего

удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что «ни одна философия

в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный

здоровый и свежий материализм».

Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике,

является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в

деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к

спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной

праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной

истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и

единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно

только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной,

самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от

всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность

веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть

единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе

невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и

общинность азиатский обществ или солидарности обществ западных.

Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться

отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу

превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма.

Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской

философии. Всестороннее её исследование является важной национальной

особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе

основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной,

социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в обществе, условия

её свободы, структура личности, её творческая реализация представляет собой

целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или

иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако

наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в

различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь на

основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,

рационализм и материализм, они отстаивали Бога в человеке. Постановка вопроса

о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой философов-

славянофилов. Славянофилы выступали против личной собственности правового

государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи, являются

наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней свободы -

политической, правовой, экономической, они противопоставляли внутреннюю

свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мира, освящённых

религией.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

По сути, философия - это вненациональная наука. Предназначена она, прежде всего, для мыслящих людей, которые желают постичь окружающий их мир. Однако все-таки существуют особенности русской философии. Чем обусловлены эти отличия? Разумеется, особенности нашей российской философии объясняются, прежде всего, историческим развитием страны и которое не чуждо и самым великим мыслителям.

Попробуем перечислить основные особенности Во-первых, мыслители нашей родной страны воспринимали мир в целостности. Они в своих трудах старались объять все аспекты жизни. Философы считали, что все в мире взаимосвязанно, изменение в одной сфере порождает изменение в другой.

Во-вторых, в основные особенности российской философии входит и то, что мыслители придерживались конкретности. То есть, в своих трудах они не только поднимали глобальные проблемы, которые весьма далеки от повседневной жизни обычных людей. Великие мыслители изучали и те вопросы, которыми задается практически каждый человек. К примеру, это поиск смысла существования, роль родины, семьи, государства в жизни людей.

Рассматривая особенности русской философии, нельзя не отметить важность осмысления прошлого, которое занимало важное место в трудах мыслителей. Ученые, занимающиеся данной наукой, понимали, что без человек обречен на интеллектуальное прозябание. Философы детально рассматривали события прошлого, и это помогало им лучше осмыслить настоящее, и даже предугадать будущее.

В трудах великих российских мыслителей центральное место занимали нравственные и этические проблемы. Практически все вопросы, в том числе и глобальные, рассматривались с точки зрения морали. Ученые признавали, что для философа прежде всего важен нравственный опыт. Кстати, данное отличие тесно связано с тем, что граждане нашей страны, в большинстве своем, придерживаются христианской веры. Более того, изучая традиции и особенности русской философии, важно помнить и то, что считалось, что для деятельности в этом научном направлении нужно даже не умение делать логические выводы, но богатый жизненный опыт мыслителя. Также, у человека, работающего в данной области, должно быть хорошо развито интуитивное видение причин и следствий различных жизненных явлений.

Особенности развития русской философии напрямую связаны с христианским мировоззрением и религиозным фактором. При чтении трудов великих мыслителей не стоит забывать об этом важном моменте, иначе можно неправильно интерпретировать некоторые положения книги. Рассмотрим подробней Российская философия фактически во все времена ставила перед собой задачу постичь смысл и тайну вселенского существования. Изучение таких глобальных проблем невозможно без вовлечения религиозного фактора.

Российские философы также придерживались принципа реализма. Мыслители считали, что именно конкретное бытие является основой всего мироздания. Кроме того, философы опасались одностороннего подхода к проблемам, излишнего морализма и субъективизма. Они пытались рассматривать мир, как нечто целостное. И все вопросы мыслители рассматривали, учитывая тот факт, что все детали мироздания неразрывно связаны между собой.

В заключение стоит отметить, что философия - это наука, развитие которой происходит чрезвычайно медленно практически во всех странах мира. Труды мыслителей, в том числе и российских, противоречат друг другу. Многие философские школы придерживаются совершенно разных принципов познания. Поэтому достаточно трудно вывести четкий список особенностей этой науки в России и в других странах мира.

ЛЕКЦИЯ 6. Русская философия

6.1. Особенности русской философии

6.2. Философия русского Просвещения

6.3. Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев

6.4. Западники и славянофилы

6.5. Философские основы революционно-демократического движения

6.6. Философские идеи второй половины XIX в.

6.7. Русский космизм

6.8. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX в.

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемни-цей. В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивала то, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями. Этому способствовал и общий язык образованных слоев - латынь.

Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периоды на Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способных серьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этом не нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснить также неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философских идей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важный и интересный для понимания специфики нашей духовной культуры вопрос.

Вторая особенность русской философии, во многом обусловленная первой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. «Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия... Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине». Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. «Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли».



Третья особенность : русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.

Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия.

В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Субстанциональную основу составляет не Я, а Мы. Мы - это неразложимое единство. Не случайно русские мыслители отвергали идею Лейбница о замкнутости и изолированности монад. Для них монады не только взаимодействуют между собой, не только связаны с Богом и миром, но и обладают собственным бытием в такой взаимной связи. Сущность и специфика русского духа в его соборности.

Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. «Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики». Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

Четвертая особенность : в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема «правды», ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа.

Правда не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо «не плакать, не смеяться, а понимать» не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма. Правда для них - не только сфера разума, но и сердца.

Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов «правда» - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии, которая подчеркивается исследователями ее истории, является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии.

В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало «чистых» философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки.

Русское мышление не чурается систематического и понятийного познания вообще, однако считает его недостаточным для получения полной и живой картины действительности. Для него характерен интуитивизм, который лучше всего достигается через образно-художественное восприятие.

Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность (во всяком случае, на отдельных этапах), как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя «усвоение» чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития.

ВВЕДЕНИЕ

Главнаязадача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.

Православная догматика, святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатая философская литература Западной Европы создавала возможность выбора между тем или иным философским направлениями при построении христианской философии.

Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияние православия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним как корневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Русская культура имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества.

Прежде всемирное значение имело культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.

В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и выразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков.

В области политической культуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство и исполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которые приобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают, и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развития русского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспаривать того факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культа русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не породила ни чего оригинального в области философии.

Правда, меткое замечание о том, что сова Минервы не вылетает, пока не наступят вечерние сумерки, относятся и к развитию русской мысли.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика, этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до большевистской революции. В более позднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.

В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов – профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом и его царством.

Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии. То что развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. В общественной жизни любое идеологическое движение развивается со своей противоположностью.

Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея божества, как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского православия в отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта “софийская” философия постепенно теряет свою религиозную сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на “религиозный материализм”, “идею святой телесности”, дающей возможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что “ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм”.

Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и общинность азиатский обществ или солидарности обществ западных.

Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма. Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской философии. Всестороннее её исследование является важной национальной особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в обществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализация представляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в различных изданиях, которые отличались богатством содержания.