Промышленные аварии и катастрофы. Промышленные аварии, катастрофы, чс Чрезвычайные ситуации и их виды

Производственная авария - это внеплановая остановка или нарушение производственного процесса на предприятии, что приводит к материальному ущербу и гибели людей. Опасное техногенное происшествие может стать причиной разрушения зданий, выхода из строя оборудования и транспортных средств, нанесения вреда природной окружающей среде.

Катастрофа - это производственная авария крупных масштабов, имеющая большое количество человеческих жертв.

Причины аварий на производстве

Объект народного хозяйства или другого назначения, при аварии на котором возможна гибель людей, животных и растений, имеется угроза здоровью или материального ущерба и окружающей природной среде, является потенциально опасным производственным объектом.

Причинами производственных аварий и катастроф могут стать:

  • нарушение технологии производства;
  • нарушение правил эксплуатации машин, инструментов, сооружений и техники безопасности;
  • дефекты строительства сооружений и монтажа технических средств;
  • нарушение регламента ремонтных работ;
  • неправильная организация производственного процесса;
  • стихийные бедствия.

Последствиями производственных аварий являются взрывы, пожары, разрушения жилых и производственных объектов, выход из строя техники и оборудования. Нередко в результате аварий на производстве происходит масштабное загрязнение атмосферы, выброс агрессивных жидкостей и нефтепродуктов.

и опасности

Аварии с угрозой выброса биологически активных веществ - происшествия с относительно редкой вероятностью, обусловленные необходимостью хранения информации в секрете, а также своевременностью оказания мер по предупреждению таких ЧС. Возможны в процессе использования веществ на предприятиях или во время транспортировки, опасны тяжестью возможных последствий для населения.

Разрушение зданий и сооружений - происшествия, спровоцированные косвенными факторами: превышение допустимого количества людей на ограниченных площадях, сильные вибрации проходящего транспорта, чрезмерное давление на верхние этажи здания. Разновидности обрушений: транспортных коммуникаций, производственных строений, зданий жилого и социально-бытового назначения.

Аварии на электроэнергетических и коммунальных системах - приводят к осложнениям жизнедеятельности населения, сбоям в промышленной деятельности, сельском хозяйстве.

Аварии на промышленных очистных сооружениях - влекут за собой не только отрицательные последствия для обслуживающего персонала, но и ведут к массовым выбросам вредных веществ в окружающее пространство (автономные электростанции и электросети с длительным перерывом электроснабжения, повреждение транспортных и электроконтактных сетей).

Гидродинамические - это производственные аварии, происходящие в результате разрушения гидротехнических сооружений. В качестве последствий возможны затопления, разрушения строений, гибель людей, нарушение судоходства, уничтожение материальных ценностей. Наибольшее количество производственных аварий и катастроф происходит на взрывоопасных объектах и гидротехнических сооружениях, являющихся потенциально опасными. К производственным авариям относятся произошедшие по причине выброса вредных газов и загрязняющих веществ, выхода сточных вод на гидротехнических сооружениях.

Причины аварий техногенного характера

Аварии техногенного характера происходят вследствие причин:


Опасность существенно повышается при наличии паники, распространении провокационной информации, неисполнительности перед уполномоченными лицами.

Технические причины аварии

К ним относят не зависящие от организации труда факторы:

  • изъяны технологических процессов и инструментов; недостатки конструкции;
  • недостаточность механизации работ;
  • несовершенство ограждений;
  • низкое качество предохранительных устройств, средств сигнализации;
  • низкая степень прочности материалов;
  • небезопасные характеристики материалов и образуемых реакций в ходе производства.

Организационные причины аварии

Имеют отношение к организации труда:

  • недостатки обслуживания территории, включая проходы и проезды;
  • некорректное расположение оборудования;
  • плохая организация рабочих мест;
  • нарушение правил эксплуатации инструмента, оборудования, транспортных средств;
  • нарушение норм транспортировки, складирования, хранения;
  • нарушение норм планового ремонта;
  • недостатки в обучении рабочих безопасности;
  • неправильно организованные групповые работы;
  • низкая степень технадзора при опасных процессах труда;
  • использование механизмов не по назначению;
  • отсутствие ограждений и их неисправность;
  • отсутствие средств защиты;
  • уклонение от соблюдения норм труда (сверхурочные рабочие смены, превышение нагрузки).

Санитарно-гигиенические причины аварии

Причины аварий из-за нарушения санитарных норм:

  • высокое содержание токсичных испарений;
  • недостаточность освещения;
  • уровень шума, ультразвука выше допустимого;
  • неблагоприятные ;
  • сильные радиоактивные излучения выше допустимых;
  • пренебрежение средствами индивидуальной защиты;
  • нарушение гигиенических норм.

Личные причины аварий

Несоблюдение внутреннего распорядка труда, нарушение правил производственной техники безопасности, заболевание и прочие причины способны привести к аварии на производственном объекте.

К психофизическим причинам следует отнести:

  • перенапряжение физического и нервно-психического характера и ошибки в связи со стрессом, монотонностью труда;
  • несоответствие психофизиологических характеристик и навыков характеру выполняемой работы, возможности восприятия и переработки информации;
  • несоответствие антропометрических данных (рост, вес);
  • профессиональные заболевания вследствие воздействия вредных производственных факторов.

Расследование аварий

Цель технического расследования аварии - установление условий и причин аварии, разработка мер по устранению последствий и мероприятий для предупреждения повторных аварий на объекте и прочих потенциально опасных предприятиях.

Расследование аварий на опасных производственных объектах осуществляется по ТК РФ (30.12.2001 №197-ФЗ) и сопровождается следующими действиями:

  • информированием об аварии и несчастном случае в срочном порядке Службы, осуществляющей контроль над объектом, органа местного управления, страховой компании, профсоюзного сообщества, госинспекции труда по субъекту РФ;
  • принятием мер защиты жизни и здоровья рабочих, окружающей среды, собственности третьих лиц от аварийных последствий;
  • содействием сохранению обстановки на месте происшествия до момента расследования, исключением являются случаи, когда необходима ликвидация последствий и оказание медицинской помощи.

  • занесение информации на фото, видео- и аудионосители, оформляется комиссия по созданию указанных материалов;
  • мероприятия по устранению разрушительных последствий на объекте;
  • проведение технического анализа причин бедствия, принятие мер по ликвидации и профилактике аварийных причин;
  • содействие комиссии по расследованию инцидента на предприятии.

Действия комиссии

В процессе расследования члены комиссии осуществляют ряд действий, необходимых для установления причин производственной аварии:

  • осмотр, создание фото-, аудио- видеоинформации, схем и места аварии;
  • оформление протокола по анализу происшествия;
  • ведётся расследование при взаимодействии с органами спасительных служб;
  • составление документальных подтверждений с помощью опроса свидетелей и объяснительных от должностных лиц;
  • анализ обстоятельств, приведших к страшной аварии или инциденту, установление перечня причин;
  • анализ характера нарушений технологий, условий эксплуатации объекта;
  • осуществление проверки производственного контроля;
  • анализ нормы соблюдения условий промбезопасности энергетических объектов и гидросооружений;
  • анализ соответствия объекта и технологий проектной документации;
  • сравнение правомерности проектных решений с их изменениями и выполнением;
  • выявление несоответствий в области применения оборудования;
  • выявление неисправностей средств защиты персонала;
  • анализ квалификации персонала;
  • проверка договора страхования относительно причинения вреда во время работы на объекте;
  • проверка качества технической документации по эксплуатации оборудования;
  • установка причин аварии техногенного характера и восстановление деталей её развития на основании опроса свидетелей, анализа документации, заключения экспертов, результатов следственного эксперимента;
  • определение отклонений от норм промышленной безопасности и анализ поведения лиц, ответственных за ошибки;
  • проверка исполнения обязанностей службой производственного контроля;
  • разработка методов по устранению предпосылок аварии и её повторного возникновения;
  • предварительное определение размера ущерба с учётом прямых потерь, социально-экономических убытков, ущерб из-за неправильно использованного потенциала объекта, вред, нанесённый окружающей среде.

Неотъемлемый документ для подготовки к техническому расследованию причин производственной аварии - это расчет экономического ущерба, подписанный руководством структурного подразделения.

По результатам расследования руководитель структурного подразделения оформляет приказ по устранению предпосылок и последствий аварии, внедрению мер по стабилизации производства и привлечению к ответственности лиц, совершивших нарушения законодательных, нормативных требований РФ.

Материалы технического расследования

Перечень материалов относительно причин аварии назначает председатель комиссии с учётом характера аварии.

Документация относительно причин происшествия на объекте включает:

  • приказ о создании комиссии расследования технических причин аварии;
  • акт расследования;
  • протокол исследования места аварии с фото- и видеоматериалами;
  • отчёт председателя комиссии о заключении экспертов при необходимости;
  • исследования экспертов о деталях аварии с предоставлением расчетов, графических приложений, прочего;
  • докладные от служб горноспасательных частей, газоспасательных, военизированных частей о процессе ликвидации аварии;
  • протоколы опроса сотрудников, причастных к аварии, должностных лиц, обеспечивающих безопасность;
  • заверенные копии документации по обучению персонала, выдержки из журналов инструктажа по трудовой охране;
  • справки о финансовом, экономическом, экологическом ущербе;
  • акт о производственном инциденте по установленному образцу;
  • копия договора страхования риска за получение вреда на производстве;
  • факты о нарушениях норм по промышленной, энергетической безопасности в документации с перечислением пунктов;
  • данные о несвоевременном информировании соответствующих организаций об аварии.

Учёт документации

Комиссия по техническому расследованию причин аварии рассматривает оригиналы документов, дополнительно - копии и выписки с них, заверенные уполномоченными лицами на объекте. Документы должны быть корректно оформленными, не иметь исправлений, подчисток, дополнений.

Результат определения причин аварийного происшествия заносят в акт расследования, который хранится до двух лет. По комплекту материалов направляют в территориальный орган службы расследования, организации, принимавшие участие в расследовании причин катастрофы, и прочие органы.

Учет инцидентов ведется работниками и службами, ответственными за производственный контроль промышленной безопасности в журнале регистраций, где указывают дату, место, характеристику, причины инцидента, время простоя, размер ущерба, методы устранения причин аварии.

На территории РФ функционирует около 45 тысяч потенциально небезопасных объектов промышленного производства, вследствие деятельности которых страдают и гибнут люди.

Аварии, вызванные нарушениями эксплуатации технических объектов, по своим масштабам начали приобретать катастрофический характер уже в 30-х годах XX ст. Влияние этих аварий порой переходит границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная такими авариями, может сохраняться от нескольких дней до столетий. Ликвидация последствий требуетбольших затрат и привлечения многих специалистов.

В зависимости от масштабов, людских потерь и материального ущерба различают промышленные аварии и промышленные катастрофы.

Промышленная авария – повреждения, пожары, разрушения, уничтожение технических устройств или сооружений на промышленном объекте, происшедшие по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, а также по причине случайных и несанкционированных внешних воздействий, следствием которых могут быть человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, значительные материальные потери.

Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо вызвавшая разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Самые крупные техногенные катастрофы

Авария на Чернобыльской АЭС , произошедшая 26 апреля 1986 г. расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историюатомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и поэкономическомуущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек,отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенеслилучевую болезньтой или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы,более 600 тыс. человекучаствовали в ликвидации последствий аварии. Вокруг станции была создана беспрецедентная по размеру зона отчуждения.

Авария на АЭС Фукусима-1 - крупнаярадиационная авария, произошедшая11 марта2011 годав результате сильнейшего в истории Японииземлетрясенияи последовавшего за нимцунами. В конце 2012 года уровень радиации на побережье, где находится АЭС «Фукусима-1», превышал норму более чем в сто раз. В этом районе по-прежнему запрещено ловить рыбу.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертвтехногенная катастрофа, произошедшая в результате аварии на химическом заводеUnion CarbideвиндийскомгородеБхопал3 декабря1984 года, повлёкшая смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч - в последующие годы. По различным данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек.

Непосредственной причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39 °C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате в атмосферу было выброшено около 42 т ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобыи железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия). Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием населения, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - индустриальнаятехногенная катастрофа, произошедшая17 августа2009 года. Авария, на данный момент, является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объектеРоссиии одной из самых значительных в истории мировойгидроэнергетики.

В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Последствия аварии отразились на экологическойобстановкеакватории, прилегающей кГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследованияРостехнадзорнепосредственной причиной аварии назвал разрушениешпилеккрепления крышки турбиныгидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитиеусталостных поврежденийузлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции.

Взрыв нефтяного танкера Prestige. Произошел 13 ноября 2002 года, в результате чего 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим разливом нефтепродуктов в истории Европы. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha, который произошел 6 июля 1988 года был признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.

Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля, произошедшее 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эта катастрофа по масштабности превзошла все известные транспортные катастрофы. Машина, проезжая по мосту на огромной скорости, врезалась в едущий навстречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост.

Исследования многочисленных промышленных аварий и катастроф подтверждают тот факт, что масштабы и тяжесть их последствий находятся в прямой зависимости от энергетических потенциалов технологических систем. В соответствии с этим различают следующие виды аварий :

      Транспортные аварии.

      Пожары, взрывы, угрозы взрывов.

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ (ОХВ).

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ).

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).

      Внезапное обрушение зданий, сооружений.

      Аварии на электроэнергетических системах.

      Гидродинамические аварии.

      Аварии на очистных сооружениях (ОС).

      Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве. Все чаще аварии принимают катастрофический характер, приводя к уничтожению объектов и тяжелыми экологическими последствиями. Статистические данные говорят о том, что ежегодно около 65% чрезвычайных ситуаций, происходящих в Украине, носят техногенный характер.

Анализ причин аварий и катастроф показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев, они имеют одинаковые фазы развития. Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. Во второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, во второй фазе нет ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно, авария происходит в третьей фазе, как следствие двух предыдущих.

Характер последствий производственных аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария.

В соответствии с «Положением о разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий» утвержденного приказом Комитета понадзору за охраной труда Украины от17.06.1999 N 112 в зависимости от масштаба выделяют три уровня производственных аварий: А, Б и В.

На уровне «А» авария характеризуется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), являющегося структурным подразделением предприятия.

На уровне «Б» авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

На уровне «В» авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных пунктов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

Основными причинами возникновения промышленных аварий и катастроф являются:

Нарушение трудовой и технологической дисциплины на производстве;

Грубые нарушения требований безопасности;

Потеря или ослабление управления безопасностью;

Износ основного технологического оборудования и производственных фондов;

Прекращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по совершенствованию систем наблюдения и ликвидации аварий;

Снижение степени воздействия руководителей и специалистов на исполнителей и снижение ответственности на всех уровнях управления;

Ухудшение материально-технического обеспечения качества регламентных работ, износ и разрушение систем противоаварийной защиты;

Уменьшение количественного состава инженерных служб технической безопасности, объемов технической подготовки оперативного ремонтного персонала, снижение производственной квалификации работников;

Просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;

Некачественное строительство или отступление от проекта;

Непродуманное размещение производства.

Химическая опасность

В России функционирует более 3000 организаций располагающих запасами АХОВ. Из числа этих организаций более 50 % имеют запасы аммиака, 3,5 %- хлора. Свыше 70% организаций химической промышленности сосредоточено вблизи крупных городских округов, а суммарная площадь возможных зон химического заражения составляет около 300 тыс. квадратных километров. К числу наиболее опасных в химическом отношении регионов России относятся: Северо-западный, Центральный, Приволжский, Северо – Кавказский и Уральский.

Отличительной особенностью аварий, катастроф на химически опасных объектах с выбросом в атмосферу АХОВ является то, что при высоких концентрациях этих веществ поражение людей происходит за короткое время.

АХОВ в обычных условиях представляют собой газообразные и жидкие вещества. Наиболее распространены хлор, аммиак, серная и синильная кислоты, бензол, хлорпикрин, фосген и др.

Имеющиеся в Вооруженных Силах РФ центральные базы хранения вооружения средств радиационной, химической и биологической защиты, объекты хранения ракетного топлива представляют определенную опасность для войск и гражданского населения, так как более 50% таких объектов дислоцированы в черте населенных пунктов. В результате ЧС на химически опасных объектах ВС РФ возможен выброс опасных веществ в окружающую среду, а зоны возможного заражения могут распространяться за пределы закрытых военных объектов.

При авариях на объектах ВС РФ, хранящих ракетное топливо, зона заражения почвы, воздуха, воды может составить от 15 до 30 км.

При авариях на биологически опасных объектах ВС РФ глубина следа может составить до 2 - 3 км., площадь до 2 – 3 км 2 .

В газовой промышленности опасными являются объекты, осуществляющие хранение, переработку газа, держащего сероводород (H 2 S)и стабильного газового конденсата, содержащего сернистый ангидрид(SO 2).

В отраслях ТЭК в настоящее время общее число производственных объектов достигло более 1 млн. 355 тыс. Из них в электроэнергетике – 385 тыс., в нефтегазодобывающих отраслях – около 324 тыс., в нефтепереработке около 44 тыс., на магистральном трубопроводном транспорте более 6 тыс., а также 230 тыс. км. промысловых нефте – и газопроводов.

В электроэнергетике количество оборудования, отработавшего свой ресурс, приближается к 60-65%. Доля отработавшего ресурс оборудования в нефтяной промышленности достигла 80%, как и внутри промысловых трубопроводов. В газовой промышленности степень износа оборудования составляет 70%, угольной промышленности – более 60%. По данным Минэнерго России 65% (по протяженности) магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 20 лет, 47% магистральных газопровод в эксплуатации от 15 до 30 лет, 15% более 30 лет при нормативном сроке службы 33 года.



Риск возникновения чрезвычайных ситуаций возрастает в связи с угрозой террористических актов на объектах ТЭК.

Растет доля аварийных ситуаций по причине механического повреждения газопроводов из-за многочисленных случаев несанкционированного проведения различными организациями земляных работ в охраняемых зонах газопроводов, проведения строительства и иного освоения территории с грубыми нарушениями необходимых безопасных расстояний от оси газопроводов, установленных СН и П 02.05.06-85 для магистральных газопроводов.

Особенно тревожное положение сложилось на магистральных газопроводах, проходящих на территории Самарской, Московской, Ростовской, Тульской, Калужской, Владимирской, Воронежской и Оренбургской областей, в опасной зоне которых находится более 75% всех незаконно построенных сооружений.

Серьезное беспокойство продолжают вызывать угольные шахты, где не уменьшаются число взрывов метана, угольной пыли, а пожары в подземных выработках являются наиболее тяжелыми по своим последствиям.

Из всех источников опасности на транспорте наибольшую угрозу для населения представляют ДТП. В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 20-40 тыс. человек.

Абсолютное большинство всех происшествий происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Остается высоким удельный вес происшествий, при которых причиной являются неудовлетворительные дорожные условия.

Следует отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, АХОВ, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Учитывая постоянно возрастающее число автотранспортных средств и стабильно сложную ситуацию на дорогах, снижение аварийности в ближайшей перспективе маловероятно.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов подвижного состава, терроризм.

31 июля в Индии произошел энергокризис, который затронул 19 штатов севера и востока страны. От перебоев с электроэнергией пострадали более 600 миллионов человек. С перебоями работают Северная, Восточная и Северо восточная системы электроснабжения. Поставка электричества в Дели упала с 4000 мегаватт до 40 мегаватт. Не работают все шесть линий делийского метро, пассажиров выводят со станций. С нарушениями работает система городских светофоров. На севере Индии приостановлено движение более 500 железнодорожных составов. В штате Западная Бенгалия несколько сотен шахтеров оказались заблокированными под землей.

Согласно предварительной информации, энергокризис начался после того, как четыре северных штата, Раджастхан, Харьяна, Пенджаб и Уттар Прадеш, превысили норму энергопотребления. После этого перебои распространились на соседние территории. Наиболее сложная ситуация складывается в штатах Раджастхан, Харьяна, Пенджаб, Джамму и Кашмир, Химачал Прадеш, Уттаракханд, Уттар Прадеш, Западная Бенгалия и Орисса.

В ночь на 30 июня шторм, обрушившийся на атлантическое побережье США, оставил без электричества около 4 миллионов домов. Было нарушено электроснабжение объектов инфраструктуры, в том числе дорожных светофоров и указателей. Стихия затронула штаты Западная Виргиния, Виргиния, Мэриленд, а также столицу Вашингтон.

26 января в Краснодарском крае (Россия) ураганный ветер, скорость которого достигала 40 метров в секунду, оставил без света 250 тысяч жителей Анапы и Новороссийска.

8 сентября более 10 миллионов жителей Мексики и США остались без электричества. Отключение электроэнергии произошло в мексиканских городах Тихуана, Энсенада, Текате, Сан Луис Рио Колорадо, а также в американском городе Сан Диего и южной части Лос Анжелеса. В Калифорнии автоматически отключились два реактора АЭС «Сан Онофре». Причиной отключения электричества стала ошибка работника электрической компании Arizona Power Service (APS). Электроснабжение было нарушено во время работ на электрической подстанции North Gila.

17 февраля в Барнауле (Алтайский край, Россия) произошла авария на линии электропередачи (ЛЭП). Были отключены электроподстанции «АТИ», «РТИ», «Пресс» и «Юго Западная», в результате чего без электроснабжения остались частично Индустриальный, Железнодорожный, Ленинский и Октябрьский районы Барнаула. Там проживают порядка 109 тысяч человек. Кроме того, без света остались 6 больниц, 32 школы и 48 детских садов. Все медицинские учреждения, попавшие в зону отключения, были переведены на резервные источники энергоснабжения.

12 декабря без света на несколько часов остался 31 населенный пункт в бразильском штате Рио де Жанейро. По данным энергетиков, причиной инцидента стала авария при проведении ремонтных работ на ЛЭП, из за которой система безопасности отключила две подстанции, снабжающие электричеством Рио де Жанейро второй по величине город Бразилии, а также его пригороды. В самом Рио без света остались пять районов. Кроме того, на два часа была парализована работа метро. Электроснабжение было восстановлено через несколько часов.

20 августа в пяти районах Санкт Петербурга и во Всеволожском районе Ленинградской области (Россия) было отключено электричество из-за неисправности на двух подстанциях мощностью 300 киловатт каждая. Все соцобъекты были переведены на резервные источники питания. Кроме того, в пригороде Петербурга остановились электрички.

21 июля в Джакарте (Индонезия) взрыв на электрической подстанции привел к отключению электричества в ряде районов города. Из за чрезвычайного происшествия без света остался, в частности, деловой центр Джакарты. В обесточенном районе находился и крупнейший в Индонезии международный аэропорт «Сукарно Хатта», однако он имеет собственные резервные генераторы и отключение электричества не сказалось на его работе.

5 апреля в России произошла авария на , входящей в состав ОАО «Энел ОГК 5», что вызвало отключение потребителей электрической энергии на величину 286,85 мегаватт и прекращение электроснабжения населения (931 тысяч человек) в операционных зонах Северокавказского и Дагестанского региональных диспетчерских управлений.

29 декабря более 230 населенных пунктов Белоруссии было обесточено из за сильного снегопада. Основной причиной перебоев с электроснабжением стали обрывы под тяжестью снега линий электропередачи.

29 декабря более тысячи населенных пунктов в 14 областях Украины остались без электроснабжения из за непогоды. Больше всего пострадали центральные регионы.

21 декабря Французские электросети (RTE) отключили свет двум миллионам человек в регионе Прованс — Альпы — Лазурный берег из за аварии на магистрали. Инцидент произошел на электрораспределительной станции в Тавеле, расположенной неподалеку от Авиньона, от которой отходит линия высокого напряжения в крупные города региона: Экс ан Прованс, Марсель, Тулон, Канны и Ниццу.

10 ноября около 22.00 по местному времени прекратилась подача электроэнергии в бразильских городах Рио де Жанейро и Сан Паулу. Было полностью обесточено океанское побережье Рио де Жанейро, второго по размеру города Бразилии, где проживают 10 миллионов человек. Причиной ЧП стала техническая неисправность на крупнейшей бразильской ГЭС «Итайпу» в южном штате Парана. По информации пресс службы национального оператора энергосистем (ONS), прекращена поставка около 17 тысяч мегаватт электроэнергии. Электроснабжение большинства районов спустя 2,5 часа после отключения было восстановлено.

17 августа в России произошла авария на Саяно Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей в Сибири. ЧП произошло во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены третий и четвертый водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. Девять из десяти гидротурбин полностью вышли из строя, станция была остановлена. Из за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов. Ограничена подача электроэнергии в Томске, веерные отключения коснулись ряда промышленных предприятий, в том числе сибирских алюминиевых заводов. В результате аварии погибли 75 человек, 13 пострадали.

13 июня в центре Вашингтона (США) произошло массовое отключение электроэнергии. Порядка 11 тысяч жителей американской столицы остались без электроэнергии, в центре города выключились светофоры. Причиной отключения электричества стала авария на одной из подстанций города. Сообщений о жертвах или пострадавших не было. Правительственные учреждения, которые оказались в зоне отключения электричества, перешли на аварийные генераторы.

9 октября в австралийском штате Квинсленд из за шторма остались без электричества 25 тысяч домов.

23 июля в Испании произошла авария на подстанциях Барселоны. Причиной аварии стало падение напряжения в одной из линий электропередачи, что вывело из строя сразу две подстанции города, еще на двух возник пожар. Из за пожара света лишились жилые дома, больницы, госучреждения, метро, пригородные поезда, повсеместно были отключены светофоры.

5 февраля на юго востоке Таджикистана без света остались 120 тысяч человек. Причиной отключения электроэнергии стала авария на ГЭС «Памир 1», расположенной примерно в 80 километрах от областного центра города Хорога. На станции водой из ирригационного канала был затоплен машинный зал и все агрегаты ГЭС. Без света остались город Хорог и 4 района Горно Бадахшанской автономной области.

8 января произошел часовой сбой в электроснабжении столицы Румынии Бухаресте. Без электричества осталось несколько центральных районов. Почти на час были заблокированы в тоннелях поезда бухарестского метрополитена, в которых находились тысячи пассажиров, на городских улицах остановился общественный транспорт. Сбой был вызван неполадками на одной из городских подстанций.

25 мая в России произошло масштабное отключение электроэнергии в Москве и ряде городов Московской, Калужской и Тульской областей. Причина — пожар на подстанции «Чагино». Авария в электросетях, приведшая к глобальному отключению электроэнергии, серьезнейшим образом сказалась и на работоспособности телекоммуникационных систем. В частности, в течение нескольких часов катастрофические перебои происходили в работе городских телефонных сетей, операторов сотовой связи, интернет провайдеров. Авария затронула не менее 4 миллионов человек. Около 20 тысяч человек оказались заблокированными в метро, еще около 1,5 тысяч в лифтах. Общий ущерб, нанесенный столице и прилегающим территориям этой аварией, составил 1,7 миллиарда рублей. Для Московской области приводилась сумма в 503 миллионов рублей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ТЕМА: 8.1. Промышленные аварии и катастрофы, их причины и возможные последствия. Потенциально опасные объекты. Классификация ЧС техногенного характера в зависимости от причин их возникновения. 1. Общие понятия чрезвычайной ситуации техногенного характера, аварии и катастрофы. 2. Причины и возможные последствия промышленных аварий и катастроф. 3. Классификация аварий и катастроф в зависимости от причин их возникновения, их краткая характеристика. Потенциально опасные объекты.

3 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей (Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.)

4 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

5 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

6 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В результате ЧС ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год. В мире установилась устойчивая тенденция роста числа пострадавших от ЧС природного и техногенного характера на 8,6% и материальных потерь на 10,4% в год. В России число погибших в результате ЧС природного и техногенного характера каждый год увеличивается в среднем на 4%, а материальный ущерб на 10%.

7 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В Башкирии 3 июля 1989 г. в 23ч.10мин. на продукто- проводе, по которому подавалась смесь из пропана, метана и бензина, произошел взрыв. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два встречных пассажирских поезда - N211 (Новосибирск-Адлер) и N212 (Адлер-Новосибирск), в которых находи-лись 1284 пассажира (из них 383 ребенка). В результате более 700 человек погибло.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Причинами возникновения ЧС техногенного характера являются: - усложнение технологических процессов, применение новых химически активных материалов, ядовитых веществ; - энергонасыщенность современного производства, применение высокого электрического напряжения, сосудов с агрессивными газами и жидкостями, находящимися под высоким давлением; - длительные сроки эксплуатации промышленного оборудования, его износ и старение; - увеличение интенсивности эксплуатации оборудования, пренебре-жение правилами и сроками технического обслуживания и ремонта; - рост количества нарушений правил эксплуатации из-за несоответ-ствия квалификации обслуживающего персонала сложности используемой техники и оборудования; - пренебрежение правилами охраны труда и техники безопасности из-за личной недисциплинированности и т.п.

10 слайд

Описание слайда:

Чрезвычайные ситуации техногенного характера Классификация аварий и катастроф в зависимости от причин их возникновения Транспортные аварии (катастрофы) Пожары, взрывы, угроза взрывов Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ Внезапное обрушение зданий, сооружений Аварии на электроэнергетических системах Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Аварии на очистных сооружениях Гидродинамические аварии

11 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии на транспорте Происходящие в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах Случающиеся во время движения. Для второго вида аварии характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формировании и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах - промышленных предприятиях, использующих в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов. 16.03.2004 г. Архангельск Заправка в г. Воронеже. 21.11.2012

14 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопрово- ждающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Причины пожаров на промышленных объектах: Нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнём. Нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Взрыв - процесс быстрого неуправляемого физического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом её потенциальной энергии в механическую работу. В производственных условиях возможны следующие основные виды взрывов: свободный воздушный, наземный, взрыв в непосредственной близости от объекта, а также взрыв внутри объекта (производственного сооружения).

17 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы 4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты при подходе к станции «Арзамас-1» Горьковской железной дороги грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, произошел взрыв трех вагонов с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны. Трагедия унесла жизни 91 человек, в том числе 17 детей. Ранения получили около 800 человек. Пострадало 1500 человек, 823 из них остались без крова. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал (был разрушен частично), станционные постройки, близлежащие жилые дома. Вышли из строя электропод-станции, высоковольтная линия, распределительные сети, система водоснабжения. В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Разрушения различной степени получили две больницы, 49 детских садов, 69 магазинов, девять объектов культуры, 12 предприятий, пять складов и баз, 14 школ. Взрыв разрушил и повредил 954 жилых дома, из которых 180 не подлежали восстановлению.

18 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. В результате аварии 3 декабря 1984 года на химическом заводе в г. Бхопал (Индия) погибло 18 тыс. человек.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Радиационная авария - происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности. Радиационные аварии подразделяются на три типа: Локальная – нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмо- тренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения; Местная – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радио- активных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия; Общая – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радио- активных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

21 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) возникают на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др. Землетрясение и удар цунами 11 марта 2011 года вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы на АЭС Фукусима в Японии, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии. Радиоактивные вещества вследствие аварии попали в море и атмосферу.

22 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В результате аварии на заводе «Маяк» 29 сентября 1957г. в окружающую среду было выброшено дозу радиации в 20 млн Кюри (для сравнения: чернобыльский выброс составил 380 млн Кюри). В результате катастрофы облучению подверглись 272 000 человек в 217 населенных пунктах.

23 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их из исследовательских учреждений и производств, осуществляющих разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

24 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Биологически опасные вещества (БОВ) - вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии - возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

25 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железно­дорожными составами или большегрузными авто-мобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д. Северодвинск Трансвааль Парк

26 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии на электроэнергетических системах и комму-нальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

27 слайд