Понятие гос. Службы

Власть представляет собой форму политической власти, которая является руководящим началом общества, осуществляет деятельность от имени народа на всей государственной территории.

Для получения власти статуса государственной необходимо наличия аппарата управления, функционала по изданию и доведению до общества норм поведения.

О видах государственной власти и ее разновидностях размышляют ученые теоретики права. Существуют сторонники теории, что государственная власти представляет собой социальную власть в особом ее проявлении. Особый характер социального проявления государственной власти складывается при наличии двух составляющих:

  • во-первых, наличием особых органов управления;
  • во-вторых, социально неоднородного общества, требующего единения.

Государственная власть всегда проявляется в условиях обозначенных и принятых границ в территориальном смысле. Считается, что именно государственная власть в своих видах способна привнести развитие в общественные институты.

Другие ученые отмечают, что государственная власть в своем проявлении отлична от социальной власти, имеет свои специфические признаки:

  • Только у государственной власти имеются полномочия на принятие общеобязательных правил поведения, границ дозволенного поведения;
  • Только государственная власть имеет механизмы государственного принуждения.

Основная классификация видов государственной власти

После того, как мы определили основные границы государственной власти, следует указать на виды власти (некоторые ученые отмечают, что под видами государственной власти следует понимать виды органов государственной власти):

    Законодательная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию, которых входит издание нормативно-правовых актов по всем аспектам общественных отношений, проявляющихся как в дозволении, так и в запретах поведения общества.

    Исполнительная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.

    Судебная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, которые, в случае нарушения дозволенных правил поведения, имеют полномочия по пресечению дальнейших нарушений.

Данные виды государственной власти являются гарантом сохранения стабильности в обществе. Однако выделяют также и прочие виды государственной власти, давая им несколько иную характеристику:

  • Верховная власть. В соответствии с данной классификацией видов государственной власти, к верховной власти относят – аристократию, монархию и демократию.
  • Управленческая власть. Здесь также дается обобщенное понятие о возможности и полномочиях власти воздействовать и контролировать общества (как в целом, так и в частности – на каждого индивида).
  • Публичная власть. Она как бы выделяется из общества. Данный вид власти обозначен для того, чтобы отграничить гсударственную власть от общественного строя.
  • Символическая власть. Она тесно связана с социальным аспектом, формируя восприятие и оценку происходящих в государстве событий.

Пожалуй, следует выделить и еще одну классификацию видов власти, которую по некоторым основаниям приравнивают к государственной.

Дополнительная классификация видов государственной власти

Так, к законодательной, исполнительной и судебной видам власти общество добавляет еще две:

  • Средства массовой информации, которые действуют независимо от иных органов государственной власти, при этом освещают и обозначают проблемы общества, призывая государственную власть обратить на данные проблемы внимание или осуждают государственную власть за отсутствие достаточного внимания к тем или иных проблемам общества.
  • Церковь. Ее также называют ветвью власти, поскольку помимо правил поведения устанавливаемых в нормативно-правовых актах, существует мораль общественного поведения. Трактовку такой морали осуществляет церковь. Она также призвана обращать внимание государства на те или иные проблемы общества.

Оговоримся, что данная классификация наличествует только в доктрине государства и права, нормативно данное деление видов государственной власти нигде не обозначено.

Замечание 1

Рассмотрев вопрос видов государственной власти отметим, что органы государственной власти представляют собой лишь коллектив, которому общество делегировало осуществлять государственные функции в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

государственный служба должность правовой

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974; 2000. № 46. Ст. 4537. было установлено разделение государственной службы Российской Федерации с учетом принципа федеративного устройства нашего государства на два вида:

  • - федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
  • - государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении.

С принятием и вступлением в силу Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063. законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

I. государственная гражданская служба;

II. военная служба;

III. правоохранительная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

I.I.федеральную государственную гражданскую службу;

I.II. государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Здесь следует остановиться на новом Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятым ГД ФС РФ 07.07.2004, опубликованным в «Российской газете». №162. 31.07.2004. Российская газета. №162. 31.07.2004.

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации") устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации). Российская газета. №162. 31.07.2004.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 17 и статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 17 настоящего Федерального закона вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).

Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

Порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу следующие:

  • 1) Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 2990);
  • 2) Федеральный закон от 18 февраля 1999 года № 35-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 8, ст. 974);
  • 3) статью 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 46, ст. 4537). Российская газета. №162. 31.07.2004.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Впредь до приведения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной службе применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, а другие виды федеральной государственной службы могут быть установлены путем внесения изменений и дополнений в федеральный закон о системе государственной службы Российской Федерации. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. - М.: Статус, 2005. - С.147.

Таким образом, налицо три вида федеральной государственной службы (федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба) и один вид государственной службы субъектов Российской Федерации (государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 Федерального закона о системе государственной службы). В статьях 4-7 Федерального закона даны определения вышеперечисленных видов государственной службы, а именно:

I. Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

II. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

III. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

IV. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. - М.: Статус, 2005. - С.148.

V. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

VI. Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания или классные чины.

При этом следует иметь в виду, что определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 Федерального закона и приведенное выше, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы.

В свою очередь определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 Федерального закона о системе государственной службы и приведенное выше, применяется со дня вступления в силу закона о правоохранительной службе. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. - 2003. - №7. - С.10.

В соответствии с видами государственной службы Российской Федерации классифицируются и должности государственной службы, которые согласно статье 9 указанного Федерального закона подразделяются на:

  • - должности федеральной государственной гражданской службы;
  • - должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • - воинские должности;
  • - должности правоохранительной службы.

В одном и том же федеральном государственном органе могут быть учреждены должности федеральной государственной службы различных видов. Это, например, уже сейчас имеет место в системе Министерства обороны РФ (где наряду с воинскими должностями имеют место должности федеральной государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь есть и должности правоохранительной службы, и федеральной государственной гражданской службы, и воинские должности во внутренних войсках), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.

Все должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Наряду с нормативно-правовой классификацией видов государственной службы, установленной Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», в научных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовых признаков используются и иные классификации. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. - 2003. - №7. - С.11.

Так, в качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Отсюда вытекает подразделение государственной службы на службу в органах законодательной (например в аппарате палат Федерального Собрания), исполнительной (в аппарате Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти) и судебной власти (в аппаратах федеральных судов). На основании критерия, связанного с организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти, федеральная государственная служба может классифицироваться на следующие подвиды: cлужба в федеральном министерстве и его, территориальных органах, служба в государственном комитете, федеральной комиссии, федеральной службе, российском агентстве, федеральном надзоре и иных федеральных органах исполнительной власти, образуемых в соответствии с утверждаемой главой государства по представлению председателя правительства структурой федеральных органов исполнительной власти. Причем, здесь могут встречаться в зависимости от юридического статуса того или иного федерального органа исполнительной власти, закрепляемого федеральным законодательством и положениями о соответствующих федеральных органах, как государственная гражданская служба (например, в системе Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Государственного комитета РФ по статистике, Федеральной энергетической комиссии, Федеральной архивной службы, Российского агентства по патентам и товарным знакам, Федерального горного и промышленного надзора и др.), так и военная (в системе Министерства обороны РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности, федеральной службы железнодорожных войск и других), и правоохранительная (в системе Министерства внутренних дел РФ, ГУИН Министерства юстиции РФ, Государственного комитета РФ по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, Государственной фельдъегерской службы России, Комитета по финансовому мониторингу и других) службы.

Говоря о правоохранительной службе, можно отметить, что наиболее разработанным и комплексным по степени нормативно-правового регулирования является институт службы в таможенных органах. Здесь действуют Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396; Перечень должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденный Указом Президента РФ от 23 февраля 2000 г. № 431; Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденное Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 30 апреля 1998 г. № 281, и другие нормативные акты.

К сожалению, в иных видах федеральной государственной службы не столь полно урегулированы вопросы служебного права, как этого следовало бы ожидать.

Вместе с тем, необходимо учитывать и тот факт, что с принятием в 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» возникла необходимость скорейшего принятия обновленных редакций и новых федеральных законов по вопросам прохождения военной и правоохранительной службы. Это, в свою очередь, потребует и обновления подзаконных нормативных актов в сфере регулирования вышеуказанных видов федеральной государственной службы.

Очевидно, потребуется внести уточнения и в законодательство об отдельных федеральных государственных органах (структурах), например, таких, как Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и других. Речь идет о том, чтобы вписать федеральную государственную службу, имеющую место в вышеперечисленных государственных органах, в ту систему, которая легитимирована новым федеральным законом. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. - 2003. - №7. - С.12.

И здесь, по-видимому, большая часть сотрудников прокуратуры будет отнесена к служащим правоохранительной службы, а служащие остальных поименованных федеральных органов будут отнесены к федеральной государственной гражданской службе.

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 92.. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М. - С.127. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств Чиркин. В.Е. Государствоведение. - С. 159.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

  • 2.Федеративное государство . В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - С.18.. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 2007. - С.7.. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
    • · Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
    • · Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
    • · В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
    • · В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
    • · Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:

  • 1 вариант . Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.
  • 2 вариант . Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

Территориальная:

  • 1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
  • 2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
  • 3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
  • 4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

Национальная:

  • 1. Субъекты - национально-государственные образования;
  • 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
  • 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
  • 4. Утверждения права на самоопределение. Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 2000. С. 27.

В настоящее время национальной федерацией является Индия.

Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации.

3. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

4. Ассоциативная форма государственного устройства - это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).

Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения.

государственный устройство федеративный унитарный

Классификация государственной службы по ее видам, в принципе, должна определить критерии специфического правового регулирования, систематизации правовых требований к отдельным ее проявлениям. Однако, если исходить из принципа единства государственной службы в едином государстве, то такая классификация может превратиться просто в перечисление различных полномочий государственных служащих в зависимости от специализации государственных органов при реализации через их деятельность все тех же государственных полномочий.

Закон № 58-ФЗ вводит деление государственной службы на виды. Однако такое деление скорее ставит новые вопросы, чем решает старые. Е. Г. Бабелюк не без основания ставит под сомнение выделение даже наиболее универсального вида государственной службы, урегулированного в настоящее время российским законодательством, - государственной гражданской службы. Она пишет: "Сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, как представляется, не отвечает современным потребностям общества. Поскольку с наделением федеральных агентств, как самостоятельных видов федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями (например, участвующими в осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора), иными государственными организациями (Центральным банком России, государственными внебюджетными фондами и др.), наделенными государственно-властными полномочиями".

В ст. 2 указанного Закона устанавливается, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Вряд ли при таком критерии разграничения государственной службы данное понимание системы долго сохранится неизменным. Вполне возможно отнести к государственной службе, например, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать военной или правоохранительной службой. Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" данный вид деятельности также отнесен к государственной службе. Возможно, нет необходимости столь явно делить единую государственную службу на указанные виды. Это не делает намного удобнее организацию деятельности таких органов, а лишь подрывает главное в правовой характеристике государственной службы: ее единство вне зависимости от видов. Различное правовое регулирование органов, осуществляющих государственную власть, установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к различиям в их статусе, сложностям в функционировании государственного аппарата, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения как юридической техники, так и существа государственной службы.

Закон № 58-ФЗ дает определение каждому виду государственной службы.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ (ст. 4 Закона). Она подразделяется:

  • - на федеральную государственную гражданскую службу - профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (п. 2 ст. 5) и
  • - государственную гражданскую службу субъекта РФ - профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ (п. 3 ст. 5).

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Сложность классификации государственной службы по ее видам дополняется нечеткими представлениями законодателя о понятиях и военной службы (в связи с альтернативной военной службой), и службы в правоохранительных органах. Несмотря на наличие законодательного предписания о выделении правоохранительной службы в самостоятельный вид государственной службы, четкое определение границ правоохранительной деятельности затруднительно в связи с многоаспектностью деятельности соответствующих государственных органов и противоречивостью законодательства.

Ввиду отсутствия единообразного подхода к содержанию данного термина С. В. Болотин и Н. В. Сидорова предлагают включать в число правоохранительных органов только те государственные органы, по поводу которых не возникает возражений ни со стороны нормотворческих органов, ни со стороны представителей науки, а именно:

  • 1) прокуратуру;
  • 2) органы внутренних дел;
  • 3) органы федеральной службы безопасности;
  • 4) федеральные органы налоговой полиции (до их окончательного упразднения) (в настоящее время упразднены. -А. Д.);
  • 5) таможенные органы".

При определении понятия "правоохранительные органы", возможно, речь идет просто об органах, применяющих государственное принуждение. Однако соблюдение правовых норм и даже принуждение к их соблюдению не является охраной права. Соблюдение правовых норм - обязанность всех и каждого, и отдельного гражданина, и органа. Следовательно, выделение правоохранительной службы в особый вид государственной службы основано на неправильной трактовке природы их особенностей.

Вероятно, разумно было бы выделить и дипломатическую службу, как обладающую собственной правовой спецификой.

А. А. Гришковец особым видом государственной службы называет службу в организациях Центрального банка РФ.

Видом государственной службы, очевидно, можно назвать деятельность некоторых лиц в парламенте.

Закон № 79-ФЗ в ст. 3, 6 и 7 фактически уравнял все виды проявления государственной власти по отношению к населению, несмотря на то, что продолжает делить единую государственную службу на федеральную, государственную, гражданскую, муниципальную, и даже в некоторых случаях предписывает гражданам исполнять иные указания, исходящие от некоторых общественных объединений, международных организаций и т.д.

Поскольку система является совокупностью элементов, находящихся в связях, приводящих их к новому качеству, то положительным моментом является фиксация в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи гражданской службы и государственной службы РФ иных видов, сравнимость и специфика видов государственной службы. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

  • 1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
  • 2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы РФ различных видов;
  • 3) учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • 4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ.

Строго говоря, вышеперечисленные нормы - это и есть принципы государственной службы. Такими же принципами являются и нормы ст. 7 указанного Закона, которая гласит: взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

  • 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Из текста данной статьи можно сделан вывод, что муниципальная служба, по мысли законодателя, является одним из видов государственной службы. Принципы такого единства налицо.

Проведенный анализ показывает, что государственный аппарат все еще нуждается в научных предложениях о системе и самом делении государственной службы РФ на виды.

Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) - это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.

Что такое власть?

Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть - это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть - это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.

Государственная власть: понятие и виды

В теории государства и права принято считать, что государственная власть - это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.

Виды государственной власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти - это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

  • Первичные - орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.
  • Вторичные - это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

  • Коллегиальные - решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
  • Единоличные - решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.

По видам функций:

  • парламент (в России это Государственная Дума, в Украине - Верховный Совет) - орган законодательной власти;
  • Президент - это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
  • суды - это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
  • милиция и другие правоохранительные органы;
  • спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).

Как формируются органы власти?

Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.

Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).

Структура исполнительной власти в Российской Федерации

По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:

  • федеральные;
  • местные.

К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти - это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:

  • внутренних дел;
  • гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • обороны;
  • юстиции;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • образования и науки;
  • экологии и природных ресурсов;
  • развития промышленности и торговли;
  • по делам регионов Дальнего Востока;
  • недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
  • сельского хозяйства;
  • спорта;
  • развития транспорта;
  • труда и социальной защиты населения;
  • по делам развития экономики;
  • энергетики.

Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.

Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.

Полномочия исполнительной власти

Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.

Законодательная власть

Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.

На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия - это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.

Полномочия законодательной власти

Основная функция законодательной ветви - создавать юридическую базу для жизни государства. Депутаты разрабатывают и принимают законы, постановления, регулирующие разные сферы деятельности. Парламент утверждает состав Кабинета Министров. Также депутаты дают согласие на назначение и увольнение руководителей центральных органов исполнительной власти. Кроме этого, исключительно Государственная Дума может поднимать вопрос об импичменте президента.

Система органов судебной власти

Виды государственной власти в системе сдерживания и противовесов выстроены очень логично. Роль судебной власти тоже следует оценивать серьезно. Суды в России выстроены по той же системе, которая практикуется сейчас в лучших мировых демократиях. Элементами судебной системы есть конституционные, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции. В отличие от унитарных государств, конституционные (в некоторых регионах - уставные) суды есть в каждом регионе страны.

Система и полномочия судов общей юрисдикции

Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях - второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.

В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.

Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.

Полномочия и система конституционных и арбитражных судов

Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.

Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия - это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент - это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.

Заключение

Виды власти, государственного управления - это всего лишь формы государственной власти. Каждая ветвь власти путем реализации своих полномочий как бы сдерживает остальные две ветви от монополизации всей власти в своих руках.

Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.