Федеральный энергетический надзор. Государственный энергетический надзор в современных условиях
При проведении указанных в части первой
настоящей статьи мероприятий работники
специального органа, ведающего вопросами
энергетического надзора, независимы и
подчиняются только закону.
Комментарий к
ст. 367
1. В связи с реорганизацией
федеральных органов исполнительной власти
функции Госэнергонадзора поручены Указом
Президента Российской Федерации от 9 марта
2004 г. N 314 Федеральной службе по
технологическому надзору Министерства
промышленности и энергетики Российской
Федерации. Ему переподчинены региональные
управления (территориальные органы)
Госэнергонадзора; управления
Госэнергонадзора в субъектах Российской
Федерации (государственные учреждения).
Положение об этом федеральном
энергетическом надзоре пока не утверждено.
Деятельность органов Госэнергонадзора
подчинена общим правилам контроля (надзора)
в отношении юридических лиц (см. п. 3
комментария к ст. 353).
Указом Президента
от 20 мая 2004 г. N 649 указанная служба совместно
с Федеральной службой по атомному надзору
преобразована в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и
атомному надзору, руководство которой
осуществляет Правительство Российской
Федерации.
2. Территориальные органы
Госэнергонадзора осуществляют надзор за
электроустановками воинских частей, за
исключением тех, в отношении которых
энергонадзор проводится ведомственными
органами надзора. Допуск государственных
инспекторов Госэнергонадзора в воинскую
часть и предоставление им необходимой
документации в целях их служебной
деятельности производятся с соблюдением
установленного режима секретности, с
разрешения вышестоящего командира
(начальника) и в присутствии лица,
ответственного за электрохозяйство части.
В Вооруженных Силах Российской Федерации
функции органов энергонадзора выполняют:
- Управление начальника инженерных войск
Министерства обороны Российской Федерации
(УНИВ МО) через инспекцию энергонадзора.
Этим органам предоставлено право
осуществлять энергонадзор в отношении
электроустановок общевойскового
назначения, по которым оно является
генеральным заказчиком: переносных и
передвижных силовых, осветительных,
зарядных и инженерных электроагрегатов
питания, преобразовательно-выпрямительной
техники;
- виды Вооруженных Сил, рода
войск, главные и центральные управления
Министерства обороны Российской Федерации
через инспекции (группы) по энергонадзору,
штатных и нештатных инспекторов по
энергонадзору видов Вооруженных Сил, родов
войск, управлений, объединений, соединений
(гарнизонов). Они осуществляют энергонадзор
в отношении специализированных
электроустановок, по которым они являются
генеральным заказчиком: систем и средств
электроснабжения, передвижных
электростанций и электроагрегатов питания,
передвижных и перевозимых
трансформаторных подстанций,
распределительно-преобразовательных
кабин, силовых кабельных сетей и др.;
-
органы квартирно-эксплуатационной службы
Министерства обороны Российской Федерации,
которые осуществляют контроль за
электроустановками казарменно-жилищного
фонда и коммунальных сооружений, за
рациональным и экономным использованием
электроэнергии на этих объектах воинских
частей.
Положение об энергонадзоре в
Вооруженных Силах Российской Федерации по
согласованию с Главным государственным
инспектором по энергонадзору Российской
Федерации утверждено Приказом Министра
обороны Российской Федерации от 12 января 1997
г. N 10.
3. Основными задачами
энергонадзора в Вооруженных Силах
Российской Федерации являются:
осуществление надзора за техническим
состоянием электроустановок и проведением
мероприятий, обеспечивающих их безопасную
эксплуатацию; проверка правильности
допуска личного состава к эксплуатации
электроустановок; оказание помощи воинским
частям в организации их безопасной
эксплуатации; разработка руководящих
документов, определяющих требования к
техническому состоянию, порядок
эксплуатации и хранения электроустановок,
правила безопасности при их эксплуатации,
порядок допуска личного состава к
эксплуатации электроустановок и
организацию надзора за ними.
Инспекторы по энергонадзору вправе: с
ведома командира воинской части и в
присутствии должностного лица этой части
произвести техническое
освидетельствование электроустановок;
проверить у обслуживающего ее личного
состава знания устройства
электроустановок, правил их эксплуатации,
хранения и техники безопасности; требовать
от командира воинской части немедленного
запрещения эксплуатации электроустановок,
если их состояние явно угрожает аварией,
пожаром или опасно для жизни личного
состава, а также отстранения от их
обслуживания лиц, имеющих
неудовлетворительные знания или не
выполняющих правил эксплуатации и техники
безопасности; вносить командиру части
обязательные для исполнения предложения и
предписания по устранению нарушений этих
правил.
Удостоверение инспектора по
энергонадзору, акт проверки состояния
эксплуатации и хранения электроустановок в
войсковой части и форма предписания
утверждены вышеуказанным Приказом
Министра обороны Российской Федерации.
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
В настоящее время (вплоть до утверждения Правительством РФ перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти) указанный контроль находится в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).
При проведении контрольно-надзорных мероприятий работники федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора независимы и подчиняются только закону.
Основной задачей надзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки (далее - топливно-энергетические ресурсы) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от формы собственности.
Органы и учреждения энергонадзора осуществляют надзор:
- за проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования;
- обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций;
- соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;
- организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- проведением организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;
- эффективностью использования средств федерального бюджета, направляемых на цели энергосбережения.
Работникам энергетического надзора предоставляется право:
- давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции;
- требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;
- осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
- давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
- принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и тепло-использующих установок;
- осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок;
- давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
- проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
- беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Органы и учреждения энергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
- участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг;
- участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использования нефтепродуктов в пределах полномочий, предоставляемых Министерством промышленности и энергетики РФ;
- организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);
- заключают договоры с юридическими и физическими лицами;
- осуществляют научно-техническую и информационную деятельность;
- разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.
Органы и учреждения энергонадзора имеют право:
- запрашивать у организаций необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора;
- привлекать по согласованию с руководителями организаций специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора, и составления экспертных заключений.
Еще по теме Государственный энергетический надзор:
- Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
- 4. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее - государственный надзор).
2. Государственный надзор в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования в сфере электроэнергетики), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере электроэнергетики, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере электроэнергетики при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2016 г. N 701 Положение дополнено подпунктом 2.1
2.1. Государственный надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.
2.2. Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 2.3 с 30 ноября 2018 г. - Постановление
2.3. В отношении объектов теплоснабжения, являющихся опасными производственными объектами, плановые проверки соблюдения требований безопасности в сфере теплоснабжения проводятся при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности с периодичностью, установленной Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:
а) руководители органов государственного надзора;
б) заместители руководителей органов государственного надзора;
в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;
е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.
4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со , 9 - 13 и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проверки).
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 4.1 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 4 августа 2017 г. N 930
4.1. Должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие государственный надзор, при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
5. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в границах охранных зон объектов электроэнергетики, а также территории, здания, помещения, сооружения объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций;
б) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований в сфере электроэнергетики, обязательных требований в сфере теплоснабжения (далее - обязательные требования) и об устранении выявленных нарушений, а также о предотвращении нарушений требований безопасности на объектах электроэнергетики, объектах теплоснабжения;
в) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции;
г) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
д) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
7. Должностные лица органа государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Государственный надзор осуществляется при:
а) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций;
б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, не являющихся объектами капитального строительства.
9. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии обязательных требований, в том числе:
а) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;
б.1) соблюдение собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований о наличии принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства или подаче газа на источник тепловой энергии не менее чем от 2 магистральных газопроводов и обеспечении готовности оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе;
в) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в ремонт;
д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
е) выполнение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии иных обязательных требований.
10. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 13 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
13. В целях применения при осуществлении государственного надзора риск-ориентированного подхода деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).
Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска согласно приложению.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 14 с 1 января 2019 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
14. Проведение плановых проверок субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной их деятельности определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
Плановые проверки субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 15 с 1 января 2019 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
15. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки периода, указанного в пункте 14 настоящего Положения, начиная со дня:
а) получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
б) присвоения в установленном порядке деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии определенной категории риска;
в) окончания проведения последней плановой проверки.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 16 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
16. Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется:
по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя) - для категорий высокого, значительного и среднего риска;
по решению руководителей территориальных органов органа государственного надзора по месту нахождения объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии, - для категорий умеренного и низкого риска.
При наличии объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя).
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 17 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
17. В случае пересмотра решения об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении их деятельности к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска их деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 18 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
18. Органы государственного надзора ведут перечни субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельности которых присвоены категории риска. Включение в указанные перечни осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к соответствующим категориям риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 19 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
19. Перечни, предусмотренные пунктом 18 настоящего Положения, содержат следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, которым присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
е) реквизиты решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к соответствующей категории риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 20 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
20. На официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о субъектах электроэнергетики, теплоснабжающих организациях, теплосетевых организациях и потребителях электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска, содержащаяся в перечнях, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
г) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии к соответствующей категории риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 21 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
21. Размещение информации, указанной в пункте 20 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 22 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
22. По запросу субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или потребителя электрической энергии орган государственного надзора, принявший решение о присвоении категории риска, в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, предоставляет информацию о присвоенной их деятельности определенной категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 23 с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
23. Субъекты электроэнергетики, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители электрической энергии вправе подать в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, в органы государственного надзора заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.
Информация об изменениях:
Положение дополнено приложением с 30 ноября 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 ноября 2018 г. N 1445
Приложение
к Положению об осуществлении
федерального государственного
энергетического надзора
Критерии
отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска
1. При осуществлении государственного надзора отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований, предусмотренных статьей 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", и требований, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - обязательные требования), в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящего документа и с учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований в соответствии с пунктами 6 и настоящего документа.
2. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от установленной и (или) передаваемой мощности используемых (эксплуатируемых) объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок относится к следующим категориям риска:
электрические станции установленной мощностью от 500 МВт включительно и выше;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 500 МВт включительно и выше;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 500 МВт включительно и выше;
электрические станции установленной мощностью от 150 МВт включительно до 500 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 100 МВт включительно до 500 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 100 МВт включительно до 500 МВт;
электрические станции установленной мощностью от 50 МВт включительно до 150 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 5 МВт включительно до 100 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 5 МВт включительно до 100 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью от 10 МВт включительно и выше;
электрические станции установленной мощностью от 1 МВт включительно до 50 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети от 0,15 МВт включительно до 5 МВт;
электроустановки потребителей максимальной мощностью от 0,15 МВт включительно до 5 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью от 0,15 МВт включительно до 10 МВт;
электрические станции установленной мощностью менее 1 МВт;
объекты электросетевого хозяйства пропускной способностью электрической сети менее 0,15 МВт;
электроустановки потребителей 1 и 2 категорий надежности электроснабжения максимальной мощностью менее 0,15 МВт;
объекты теплоснабжения установленной мощностью менее 0,15 МВт.
3. Деятельность субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике относится к категории среднего риска.
4. В случае если субъект электроэнергетики, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация или потребитель электрической энергии эксплуатируют объекты разной мощности или пропускной способности электрической сети, то деятельности указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присваивается наиболее высокая категория риска согласно мощности эксплуатируемых объектов или пропускной способности электрической сети, отвечающим наиболее высокой категории риска.
5. В случае если используемый (эксплуатируемый) объект электроэнергетики и (или) объект теплоснабжения являются единственным источником электрической и (или) тепловой энергии в системе энерго- и теплоснабжения, деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих этот объект, присваивается более высокая категория риска.
6. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований:
а) деятельность субъектов электроэнергетики, подлежащая отнесению согласно пунктам 2
отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных , 9.11 и 9.18
б) деятельность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, подлежащая отнесению в соответствии с пунктами 2 , и настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска, подлежит пересмотру в части отнесения к категориям соответственно значительного, среднего, умеренного и низкого риска при соблюдении одного из следующих условий:
отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
отсутствие по итогам последней проверки вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, подлежащая отнесению в соответствии с пунктами 2 , и настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категориям соответственно высокого, значительного, среднего и умеренного риска в случае возникновения одного из следующих оснований:
наличие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц и иных работников за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований деятельность субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике:
а) подлежащая отнесению в соответствии с пунктом 3 настоящего документа к категории среднего риска, подлежит отнесению к категории значительного риска до проведения очередной плановой проверки в случае возникновения одного из следующих оснований:
наличие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц и иных работников за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом в связи с ошибкой субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
наличие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом в связи с ошибкой субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525), слова "федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор,".
2. Пункт 4.1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774; 2009, N 11, ст. 1304; 2011, N 18, ст. 2645; 2012, N 7, ст. 864), после слов "требованиям промышленной безопасности," дополнить словами "требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике,".
Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.
До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ.
Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право:
1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;
2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей;
3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
- давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;
- проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
- беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону.
На деятельность по государственному энергетическому надзору требования Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями.
В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности.
В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.
Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд.
Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.
Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.
Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами.
В частности, они могут:
Непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору;
- знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам;
- обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.
Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности.
В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
Государственный энергетический надзор
деятельность по контролю за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности. Входит в систему Минтопэнерго России, объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасной эксплуатации энергетических установок.
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое "Государственный энергетический надзор" в других словарях:
Государственный энергетический надзор - входящий в систему Министерства топлива и энергетики РФ, объединяет действующие в топливно энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасной… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Административный надзор - вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, призванный обеспечить соблюдение всеми организациям и гражданами специальных правовых норм и общеобязательных правил, установленных законами и иными … Административное право. Словарь-справочник
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАДЗОРЫ - (РОСТЕХНАДЗОР) специально уполномоченные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах. Федеральный горный и промышленный надзор России… … Российская энциклопедия по охране труда
НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть пятая - (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия
Охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические,… … Википедия
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Система технических, санитарно гигиенических и правовых мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья человека условий труда. В СССР и др. социалистических странах охрана здоровья трудящихся,… … Большая советская энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток) одна из основных функций системы управления … Википедия
Государственное производственное объединение «Белэнерго» Тип ПО Год основания 2006 Расположение … Википедия