Костел святой троицы. Костел святой троицы в гервятах, беларусь

Псков, Музейный пер, 6

Историческая справка

В начале XIX века община проживающих в Пскове католиков, насчитывающая около ста человек, обратилась к властям с просьбой об открытии в городе костела.

В 1803 году, по Высочайшему повелению императора Александра I, католикам Псковской и Новгородской губерний для проведения богослужений разрешено было иметь капеллана. Одновременно было дано распоряжение о передаче католической общине одного из пустующих православных храмов Пскова.

Местные епархиальные власти передали католическому приходу церковь бывшего женского монастыря Трех Святителей на Болоте.

Средневековый храм располагался в центре небольшого квартала между стеной Окольного города и Поганкиными палатами .

Служба в церкви не проводилась с середины XVIII века. Здание пустовало и быстро ветшало.

Католики отремонтировали переданный им храм, приспособив его для своих нужд.

В 1804 году обновленный храм был заново освящен в честь Святой Троицы.

Перестроенное здание бывшего православного храма в новом качестве просуществовало еще пятьдесят лет.

К середине XIX века число католиков, проживающих в Пскове, увеличилось до тысячи человек. Существующее здание костела уже не могло вместить всех прихожан. Было принято решение разобрать старый костел и вблизи его построить новое более вместительное церковное здание.

Весной 1854 года по проекту инженера А. Яневича было начато строительство нового костела. Первое богослужение во вновь отстроенном храме состоялось 15 августа 1855 года.

Храм по традиции был освящен в честь Святой Троицы. Он имел два придела (капеллы): правый придел был посвящен Иисусу Христу, левый - деве Марии.

В отличие от старого костела, новое здание было поставлено не в глубине квартала,
а выходило своим парадным торцовым фасадом на красную линию Поганкина переулка (ныне Музейного пер.).

Территория справа от костела в конце XIX века была занята зелеными насаждениями. От улицы церковное домовладение отделял каменный забор.

Общие сведения об архитектуре костела дают видовые фотографии конца XIX - начала XX века. Из них следует, что первоначально здание представляло собой прямоугольную в плане постройку с двумя башенными объемами, примыкающими к ней со стороны южного фасада.

Между башнями располагался парадный вход в здание.

Основной объем храма был перекрыт двухскатной крышей, башенные объемы имели завершение в виде четырехгранных шпилей.

Стены базилики прорезали высокие стрельчатые окна, опирающиеся на подоконную тягу.

"План губернского города Пскова с поселенными при нем слободами", 1781 г. Копия. Фрагмент

На башенных объемах их заменяли стрельчатые оконные ниши.

В оформлении фасадов использовалось сочетание отдельных элементов архитектуры готики и классицизма.

В начале 1930-х годов костел был закрыт.

Сведения о том, открывался ли костел для богослужения в годы Великой Отечественной войны, не обнаружены.

В 1945 году решением Горисполкома от 20 апреля за № 260 здание бывшего костела было передано на баланс тресту «Псковстрой» для восстановления.

"Псков. Католическая церковь". Копия видовой открытки начала ХХ в.

В 1948 году в реконструированном здании разместилась профтехшкола.

Решением областного управления промкооперерации от 2 августа 1952 года за № 1176 здание было передано профтехникуму.

Во все последующие годы в нем располагались различные учебные заведения системы профтехобразования.

В настоящее время помещения бывшего костела Святой Троицы занимает муниципальное образовательное учреждение начального образования «Псковский учебно-производственный центр».

Основные архитектурные особенности

Здание располагается в историческом центре города Пскова в квартале между улицами Свердлова , Некрасова , переулками Музейным и Комсомольским .

Южный торцовый фасад постройки ориентирован вдоль красной линии Музейного переулка. В непосредственной близости от здания находятся «Палаты у Сокольей башни» (ХVII.) и «Палаты Поганкина» (ХVII).

Южный и западный фасады. Общий вид

Дом каменный, двухэтажный, прямоугольный в плане. Крыша вальмовая.

Композиция главного южного фасада симметричная.

Боковые части фасада в габаритах бывших башенных объемов выделены раскреповкой.

В уровне 1-го этажа углы раскрепованной части оформлены лопатками, опирающимися на штукатурный цоколь. Первоначально лопатки, по-видимому, поддерживали подоконную тягу, ограничивавшую оконные стрельчатые ниши башен.

В уровне 2-го этажа углы фасада закреплены штукатурными рустованными лопатками.

Главный (южный) фасад. Общий вид

В центре фасада расположен дверной проем парадного входа в здание и окно лестничной площадки 2-го этажа (результат поздних перестроек).

Горизонтальные элементы в композиции фасада представлены ступенчатым штукатурным цоколем, плоским фризом и широким венчающим карнизом с рядом дентикул.

Композиции бокового западного фасада сохраняет основные черты постройки середины XIX века.

Правая часть, включающая в себя объем юго-западной башни, несколько заглублена по отношению к основной плоскости стены.

Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как на главном фасаде здания.

Западный фасад. Общий вид

Между лопатками на оси бывшей стрельчатой ниши расположено высокое прямоугольное окно.

Окно 2-го этажа позднее, смещено в сторону центральной части фасада.

Левый фланг фасада глухой (под слоем штукатурки проступают очертания первоначального высокого оконного проема стрельчатой формы).

В центре фасада на 4-х сохранившихся осях бывших стрельчатых окон в уровне 1 -го и 2-го этажей расположены прямоугольные оконные проемы (поздние).

Габариты всех оконных проемов фасада одинаковы в пределах каждого из этажей.

Высокие окна 1-го этажа не имеют декора. Близкие по форме к квадрату окна 2-го этажа оформлены простой формы сандриками в виде полочки.

Горизонтальные элементы композиции общие для всех частей фасада -штукатурный цоколь, плоский фриз и широкий венчающий карниз с рядом дентикул.

Северный фасад. Общий вид

Композиция торцового северного фасада искажена поздними перестройками. Горизонтальные элементы те же, что на боковом западном фасаде.

Композиция бокового восточного фасада близка к композиции западного фасада.

Левая часть фасада (нижний ярус юго-восточной башни) заглублена по отношению к плоскости стены основного объема здания.

Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как противоположном фасаде здания.

Восточный фасад. Общий вид

Пространство между лопатками оформлено в виде неглубокой прямоугольной ниши.

Над нишей в уровне 2-го этажа - небольшое прямоугольное окно лестничной клетки (позднее).

В центральной части фасада в уровне 1-го и 2-го этажей в ровном ритме на 4-х осях расположены окна, фиксирующие первоначальное местонахождение стрельчатых окон фасада.

Форма и габариты оконных проемов центральной части фасада такие же, как на противоположном западном фасаде здания. Однако в отличие от последних, окна центральной части восточного фасада имеют насыщенный поздний декор.

Фрагмент западного фасада. Стена юго-западного башенного объема

Горизонтальные элементы композиции те же, что на других фасадах здания.

В интерьере здания в пределах капитальных стен сохраняются следы планировки середины XIX века.

Две поперечные стены - северная и южная - отделяют объемы башен и алтарной части от основного помещения базилики.

План 1 этажа. План 2 этажа

Два ряда квадратных в плане столбов, первоначально деливших основное помещение базилики на три близких по ширине нефа, включены в интерьер комнат, расположенных по обе стороны от центрального коридора.

В настоящее время столбы, отделенные друг от друга поздними перегородками, утратили ту роль, которую первоначально играли в композиции интерьера здания.

Высота помещений: 1-го этажа - 3,8 м; 2-го этажа- 3,3 м.

Фундамент - ленточный бутовый; стены - бутовые; перегородки - кирпичные, деревянные; стропила и обрешетка - деревянные; кровля - железо; лестницы - каменные; полы - дощатые, керамическая плитка, линолеум; окна - двух-трехстворные; двери - деревянные, металлические; наружная отделка- штукатурка, побелка; внутренняя отделка - обои по штукатурке, окраска. Общие габариты в плане: 17,45 м х 28,10 м.

Общие сведения

Одна из первых эклектичных построек в архитектуре губернского Пскова, в композиции фасадов которой были использованы мотивы архитектуры классицизма и готики.

Единственный сохранившийся в городе памятник, связанный с деятельностью католической церкви на территории Псковской губернии.

Предметы особой охраны

Общие габариты и объемно-пространственная композиция здания, включающая в себя объем базилики и двух примыкающих к ней с южной стороны объемов башен (без утраченных ярусов звона).

Композиция боковых фасадов с обязательным сохранением местоположения оконных проемов, фиксирующих оси первоначальных стрельчатых окон. - Симметрия в композиции главного фасада.

Сохранение раскреповки стен боковых и главного фасадов в габаритах бывших башенных объемов.

Габариты угловых лопаток 1-го этажа бывших башенных объемов.

Горизонтальные элементы композиции - цоколь, гладкий фриз, венчающий карниз с дентикулами.

Материал, конструкция и техника кладки фундаментов и капитальных стен здания.

Высота, уровень уклона, конструкция (двухскатная) крыши.

Характер отделки фасадов (штукатурка, побелка).

Планировка в габаритах капитальных стен. Сохранение в центральной части здания двух рядов столбов, первоначально деливших основное пространство базилики на три нефа. Выделение в интерьере двух бывших башенных объемов и объема алтарной части.

Перестройки и утраты

В конце 1940-х годов, в связи с изменением функционального назначения постройки, здание было капитально перестроено.

Второй ярус башенных объемов (ярус звона) демонтирован. Открытое пространство перед входом в костел, первоначально располагавшееся между башнями, и сами башни, включены в интерьер здания.

Образовавшийся в результате перестроек объем был перекрыт новой крышей.

При сохранившейся высоте конька, ранее двухскатная крыша получила две усеченные вальмы, устроенные со стороны торцовых фасадов.

В ходе проведенной реконструкции здание костела стало двухэтажным.

Фрагмент интерьера парадной лестничной клетки. Лестничные ограждения

В объеме бывшей юго-восточной башни была устроена лестничная клетка с парадной лестницей, ведущей на второй этаж.

В другом конце здания у северо-восточного угла постройки была оборудована лестничная клетка «черного» входа в здание.

Дверной проем «черного» входа устроен из оконного проема в северной алтарной части здания.

На обеих лестницах, парадной и «черной», использованы металлические ограждения начала XX века (возможно, демонтированы с «черных» лестниц соседнего здания Мариинской женской гимназии).

Слева от лестничной клетки «черного» входа в уровне 1-го этажа расположили туалеты.

При разработке интерьера в основном объеме бывшей базилики в уровне обоих этажей была применена коридорная система. Узкий коридор, занявший часть пространства бывшего центрального нефа, соединил парадную и «черную» лестничные клетки здания. Одна из продольных стен коридора примкнула к восточному ряду столбов базилики. По обе стороны коридора расположили комнаты различных габаритов.

Костел Святой Троицы находится в Брно в местечке Кралово поле и входит в комплекс зданий, где первоначально размещался картезианский монастырь, а теперь на территории бывшего монастыря находится факультет информационных технологий Технического университета Брно.

История

Костел Святой Троицы и монастырь были основаны в 1375 году моравским маркграфом Яном Индржихом за три месяца до его смерти. Строительство костела Святой Троицы и монастыря началось примерно в 1387 году. Первоначально готическая церковь во 2-й половине XVIII века, была перестроена в стиле барокко. Внутри костела в стиле барокко оформлена и часовня, стены которой были расписаны в 1766-1779 годах художником Францом Антоном Маульбертшем. Кроме того, в интерьер костела были добавлены богато украшенные резьбой хоры, ценный алтарь, амвон и серия картин со сценами из жизни двенадцати апостолов.

Как и другие церкви Брно, костел Святой Троицы был серьезно поврежден во времена многочисленных войн, проходивших через Брно в разное время. На протяжении более четырех веков своего существования монастырь горел два раза (в первый раз спустя пятнадцать лет после завершения строительства первого здания), три раза разграблен и подожжен гуситами, горел в огне после нашествия венгерской армии, когда-то был разграблен шведскими и прусскими войсками. В 1782 году монастырь при императоре Иосифе II был превращен в казарму.
Костел Святой Троицы служил приходской церковью для жителей окрестных деревень.

Интерьер и архитектура

На средневековое происхождение костела Святой Троицы указывают два готических свода в южной стене церкви ниже окна. Они были обнаружены во время ремонта штукатурки в 1966 году и были записаны летописцем. Старая часть нефа имеет крестовый свод. Главная башня костела, прежде стоявшая на правой стороне нефа, была разрушена, поскольку существовал риск ее падения. На северной стене видна каменная кладка, датируемая 1766 года. Это место, от которого церковь была расширенная на запад, включает в себя часовню, хоры, притвор и новую башню высотой в 32,70 метра.

Крест на куполе башни был установлен 6 сентября 1766 года. В костеле Святой Троицы хранятся документы 1696 года, которые повествуют о ремонте церкви. Стоит отметить, что изображения Святой Троицы Девы Марии с младенцем Иисусом, находящиеся по обеим сторонам алтаря размещались ранее на церковном кладбище, но потом были перенесены в костел.

Свой нынешний вид костел Святой Троицы приобрел в 1932 году. Часть костела была разрушена и расширена, реконструкция завершилась ремонтом башни в 1934 году. Внутри церкви можно увидеть алтарь конца XVIII века, который является работой резчика Андрея Швайгля. Боковой алтарь святого Вацлава и Яна Непомуцкого костелу пожертвовал картезианский монастырь после реконструкции в 1766 году. Часть картин висела в люнетах северной стены старого нефа и вместе с изображением Девы Марии с младенцем Иисусом была перемещена на алтарь вместе с деревянным крестом.

Вдоль южной стены размещается восьмиугольная купель из песчаника, святилище из мрамора в барочном стиле и кованые железные двери.

На северной стене костела Святой Троицы высечена Мадонна, созданная скульптором Григорием Кортбой 25 мая 1941 года и надгробия из песчаника. Интересны и витражи костела. Четыре витража размещаются в старой части церкви и рядом с главным алтарем. На витражах изображены военные события 40-х годов XX века, которые заменили утраченные витражи 1932 года.

Есть также витражи на южной стороне в галерее на первом этаже, а также на северной стороне в галерее на первом этаже. Другой достопримечательностью костела Святой Троицы является статуя Девы Марии. Сегодня костел имеет электрическое отопление и защищен от злоумышленников посредством электронной сигнализации.


Этот храм столетиями являлся одним из самых крупных католических духовных центров всего клецкого и несвижского края. Начало его истории теряется в глубине веков, превращая повествование о нём в красивые средневековые легенды. Столь же легендарным выглядело ещё в 20 веке и само его здание с возносящимися в высоту сводами и мощными кирпичными стенами, внутри, и даже просто рядом с которыми человек ощущал дыхание древности и самой Божественной вечности!

Первое историческое упоминание о костёле Святой Троицы относится ещё к 1450 году! В тот год некий новогрудский местич Андрей Мостивилович подарил ему десятину своей деревни под Клецком. Эта деревня досталась пану Андрею от самого великого князя литовского Казимира Ягайловича за боевые заслуги, так как в 1445 году, как гласит летопись, «Ондрюшка Мостиловичъ» вместе с панами Судивоем, Радзивиллом и Николаем Немировичем и другими возглавлял семитысячное войско Великого княжества Литовского в победной битве с Московским княжеством на реке Суходров. Деревня и по сей день сохранила в своём названии имя своего давнишнего владельца и сегодня называется Мостиловичи!
Костёл находился не в замке на городище, а за пределами городских укреплений, что, скорее всего, свидетельствует о том, что в те времена католицизм не имел в пока ещё православном Клецке многочисленных последователей. Вероятнее всего, что и сам храм был тогда меньше воздвигнутого позднее. Как бы там ни было, но в середине 16 века в Клецке пришлось очень туго и католикам, и православным. В 1558 г. город переходит к кальвинисту Николаю Радзивиллу «Чёрному». В соответствии с политикой этого магната, все православные и католические храмы должны были быть обращены и переделаны в кальвинистские соборы. До клецкого костёла Св. Троицы очередь дошла в 1560 г. Причём ему выпала «честь» быть переделанным не от кого-нибудь, а от самого Симона Будного, которого Николай Радзивилл назначил министром («настоятелем») клецкого кальвинистского собора. В Клецке господин Будный жил не слишком, так сказать, по-протестански и с удовольствием пользовался всеми благами католического наследия. Так в Клецке у него был собственный дом с прислугой, двор с крепостными крестьянами, ежегодное немаленькое жалование от Радзивиллов. Хотя, конечно, нельзя сказать, что для Симона Будного было главным только материальное благополучие. Свои религиозно-филосовские изыскания имели для него куда большее значение. Именно в Клецке Будный в конце концов начал отрицать Божественность Иисуса Христа и, став арианином-антитринитарием, был в 1565 г. подвергнут своей же кальвинистской общиной остракизму. А до этого он всё же успел открыть для распространения кальвинистского учения первую в Клецке школу и издать первую на территории Беларуси книгу (кальвинистский «Катехизис»), написав в предисловии: «Писано в Клецке от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа лета 1562, месяца июня, десятого дня». Тогда он ещё считал Иисуса Христа Господом и Спасителем…
После изгнания Симона Будного (тот уехал в Лоск под Молодечно), начальником клецкого кальвинистского собора стал другой известный в истории человек с красивым именем Томаш Фалькониуш. На самом деле его звали Фома Кречетовский, но в книжной традиции он решил, несмотря на наше стереотипное представление о протестантах как об «абаронцах роднае мовы», перевести своё имя на более звучную и распространённую латынь.
Сын Николая Радзивилла «Чёрного», тоже Николай по прозвищу «Сиротка» стал, как известно, не в пример своему отцу, убеждённым католиком. В 1574 году он пишет виленскому бискупу, чтобы тот помог ему, прислав проповедников в борьбе с кальвинистскими еретиками, в т.ч. и в городе Клецке. Впоследствии владельцем Клецка стал другой сын Николая Радзивилла «Чёрного», также католик, Альбрехт. В 1586 году он совершенно изгоняет кальвинистов из города и передаёт храм Святой Троицы католикам. Именно к этому времени, скорее всего, и относится возведение нового каменного здания костёла, дошедшего до 20 столетия. Новый величественный храм был призван стать символом победы католического исповедания веры над кальвинистским и стать, таким образом, знамением окончания целого исторического периода. Есть сведения, что каменный костёл был построен к 1590 году. Первым его изображением является чертёж «Kosciolu miesta kleckiego pana marszalka», датируемый концом 16 в. («пан маршалок» - это Альбрехт Радзивилл, ставший в 1585 г. маршалком ВКЛ). А уже в начале 17 столетия храм можно было увидеть на гравюре Клецка, "созданной Томашем Маковским.”

После возвращения храма католикам, его первым настоятелем стал ксёндз Мартин, который подписывался просто: «Мартин из Клецка». Он, как когда-то Франциск Скорина, был выпускником Падуанского университета по кафедре медицины, которая была ему хорошим дополнением и в его пастырском служении. В 1605 г. кс. Мартин издал в Познани книжку «Испытанное средство против морового поветрия». Возможно, были и другие его книги, просто не дошедшие до нашего времени.
2 февраля 1652 г. внук Альбрехта Радзивилла Михаил Кароль издал привелей, в котором определил положение клецкой святыни в своих владениях. За костёлом были закреплены определённые деревни и фольварки, а также их жители, определён денежный сбор с горожан и натуральный (зерном) сбор со шляхты в пользу костёла. Кроме этого Радзивиллы обещали за свой счёт покрывать черепицей половину большущей костёльной крыши. Был определён и костёльный квартал (юридика) в Клецке, жители которого несли в пользу костёла повинности. В 1652 г. это было десять, а в 1714 г. – уже 27 семей.
Привелей 1652 г. требовал от настоятеля костёла следующее: «А ксёндз плебан нынешний и последователи должен будет и должны держать викария, алтарника, органиста, кантора, бакалавра, который бы деток читать, писать и петь учил». В костёльном инвентаре 1796 г., между прочим, было отмечено, что в костёльной приходской школе «зимой удерживаются из прихода дети убогих родителей рода шляхетского, мещанского и крестьянского. В рабочее время летом они бывают забраны родителями для неизбежных нужд по хозяйству… Дети учатся катехизису, чтению, письму и началам арифметики». Уже в начале 19 века, правда, на приходе был только «директор», который учил мещанских детей началам чтения и письма за условную плату.

При костёле существовал и госпиталь, созданный на средства сына Альбрехта Радзивилла Яна Альбрехта в 1609 г. Согласно его указу, ежегодно госпиталю должно было выдаваться 30 злотых, несколько бочек ржаного зерна, ячменя, гречки, а также мяса и дрова. «Старших госпитальных» назначал непосредственно князь.
В начале 18 века через радзивилловские владения огнём и мечём прошлись шведы. В костёле Св. Троицы они ограбили захоронение маршалка ВКЛ Станислава Казимира Радзивилла и утащили много золота из интерьера. Несмотря на это, инвентарь 1712 г. отмечает в убранстве костёла множество позолоченных вещей, в т.ч. и главный алтарь Св. Троицы. От духовных потомков Будного и Фалькониуша была вывезена в город Белую и одна из главных костёльных святынь – икона Благовещения Девы Марии, почитавшийся чудотворным. Его чудеса были записаны ещё в 1677 году специальной комиссией по указу виленского бискупа Стефана Паца. Кстати, «на память» о шведском нашествии в костёльной башне остались два каменных ядра, застрявших там после выстрелов.
В 1810 г. в костёле произошёл пожар и вскоре состоялся ремонт на средства Николая Йозефа Радзивилла.После этого ремонта у костёла появилась новая крыша, а над входом в нише была установлена скульптура Иисуса Христа (её видно на фото).
Интерьер храма тех лет украшал резной лакированный скульптурный алтарь, центральное место в котором занимала икона Святой Троицы. В боковых алтарях (всего их было семь) были иконы Св. Николая, св. Анны, Девы Марии (той самой, что спасали в Белой от шведов), Распятого Христа и св. Тадеуша Апостола. Костёл имел украшенный скульптурой орган на одиннадцать голосов.

В храме бережно хранили память о своих жертвователях и основателях, молясь перед Богом об их душах. Дважды в неделю после службы священники поминали всех Радзивиллов клецкой линии и семью Юрия и Екатерины Булгаков (пожертвовавших костёлу при строительстве крупную сумму). Отдельно молились по понедельникам за Михаила Кароля Радзивилла, о заслугах коего перед Клецким костёлом мы уже говорили.
Костёл Святой Троицы имел свой филиал под Клецком в деревне Соловьи. Филиальный костёл построенный из дерева, был покрыт гонтом, а внутри помещал один алтарь с картиной Пресвятой Троицы и ризницу.
В 20 веке костёл пережил и первую мировую, и советско-польскую, и вторую мировую войны. Во время второй из них досталось костёльному колоколу, который был повреждён артиллеристским снарядом. В 1937 г. Колокол был переплавлен на литейной фабрике братьев Фельчинских.

С разрушением храма, католическая община Клецка была вынуждена переместиться в обычный городской домик, где ещё до недавнего времени проходили богослужения. А не так давно в городе началось возведение нового костёла, который, несмотря на современные элементы архитектуры и материалы, в чём-то неуловимо напоминает тот самый древний храм! И носить он будет то же самое имя – Святой Троицы.


Новый костёл Святой Троицы в Клецке

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Костел Святого Роха в Минске расположен немного в стороне от проспекта Независимости, и со всех сторон окружен жилыми домами, поэтому не виден издалека, как большинство культовых сооружений.

Костел Святого Роха (фото: Сергей Сандаков, 2006)

Костёл Пресвятой Троицы был построен в середине 19 в. по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Сооружение является памятником архитектуры неоготического стиля.

Костел Пресвятой Троицы (фото: Сергей Сандаков, 2006)

До наших дней сохранилась легенда, о том, как возник этот костел… Во время эпидемии холеры 1631 г. одному из жителей Минска во сне пришло послание свыше о том, что город может спасти от холеры только статуя святого Роха, которая погребена под обломками костела бонифраторов. После продолжительных поисков в указанном во сне месте действительно была найдена деревянная статуя святого Роха, которую с большими извлекли из завалов, пронесли по всему городу и установили в деревянной каплице на Золотой Горке. После этого эпидемия холеры в Минске действительно пошла на убыль, а святого Роха стали почитать, как небесного покровителя города. Позже на месте деревянной каплицы и было построено здание костела.

В здании Костела Святого Роха находился зал камерной и органной музыки Белгосфилармонии, который был создан в 80-х гг. XX в. в ходе реставрации.

Во дворе костела можно увидеть немногочисленные старые надгробные памятники — это всё, что осталось от некогда большого Золотогорского кладбища. Также здесь находится несколько красивых скульптур.

Скульптуры во дворе костела (фото: Сергей Сандаков, 2006)

  1. Храм имеет несколько названий, которые употребляются жителями города Минска: Костел Святого Роха, Троицкий (Пресвятой Троицы) Костел, Златогорский Костел.
  2. В 1998 в правом алтаре костела была установлена выполненная из металла статуя св. Роха, где некогда стояла исчезнувшая историческая.

Время работы и расписание служб

Будни: 08.00, 19.00
Воскресенье: 09.00, 11.00, 12.30, 19.00
Дополнительные богослужения (для парафий св. Петра и Павла и св. Андрея): будни в 12.00, воскресенье в 07.30 (на польск. языке) и 16.00 (на бел. языке)

Как добраться

Костел Святого Роха (Троицкий костел) находится по адресу: пр. Независимости, 44А
Доехать можно на метро, выход на станции «Площадь Победы» (в сторону ЦУМа)