Что такое меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки

Льгота как определенная мера социальной поддержки в системе

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Льгота как определенная мера социальной поддержки в системе социального обеспечения 4

1.1. Правовое регулирование льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации 4

1.2. Понятие социальной льготы 6

1.3. Проблема монетизации льгот 11

Выводы к главе 1: 14

Глава 2. Виды льгот 16

2.1. Льготы многодетным семьям 16

2.2. Льготы инвалидам 16

2.3. Льготы и меры социальной поддержки жертвам политических репрессий 17

2.4. Льготы и меры социальной поддержки узникам концлагерей, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и ветеранам 18

Выводы к главе 2: 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Список использованной литературы 26

ВВЕДЕНИЕ

Устойчивое и успешное функционирование любого государства невозможно без создания прочной системы социального обеспечения. Базовым элементом данной системы являются льготы, в которых, прежде всего, содержится отношение, взаимодействие государства и населения. Именно через систему льгот проявляется связь государства с гражданами и роль первого в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема взаимодействия государства и населения сквозь призму проблемы социальных льгот является малоизученной. В юридической литературе данной проблематике не уделено должного внимания.

Поэтому мы постарались рассмотреть данную проблему на фоне процесса реформирования системы социального обеспечения, а именно - на фоне процесса монетизации льгот.

Процесс реформирования системы социального обеспечения внес существенные коррективы как в понятие социальных льгот, так и в их дифференциацию. Данная проблематика затрагивается в Главе I настоящей работы «Льгота как определенная мера социальной поддержки в системе социального обеспечения».

Социальные функции государства переживают в настоящее время тяжелую трансформацию, связанную как с длительностью и неочевидностью последствий процесса монетизации льгот, так и с ростом социальной напряженности по данному поводу. Тем не менее, реформирование социального обеспечения является необходимым и поступательным процессом в Российской Федерации.

Цель работы - рассмотреть понятие и виды льгот.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

Рассмотрение правового регулирования системы льготного обеспечения в Российской Федерации;

Анализ основных видов льгот;

Прослеживание основных закономерностей процесса реформирования системы социального обеспечения.

Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена вопросам правового регулирования льгот, вторая - непосредственно видам льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Заключении отражены выводы проведенного исследования.

В работе проанализирована современная периодика, посвященная вопросам льгот и действующее законодательство Российской Федерации в области социального обеспечения.

Глава 1. Льгота как определенная мера социальной поддержки в системе социального обеспечения

1.1. Правовое ре

гулирование льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации

Основная цель 122-ФЗ - защита прав и свобод граждан РФ: «Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения».

Исходя из Преамбулы и анализа содержания Федерального закона 122-ФЗ, можно выделить его четыре основные задачи:

«Обеспечение конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина»;

«Повышение материального благосостояния граждан»;

«Обеспечение экономической безопасности государства»;

«Приведение системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой».

Понятие социальной льготы

В современной юридической литературе большинство исследователей сходятся на следующем определении социальной льготы: Социальная льгота - способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей.

Чаще всего такие преимущества имеют форму дополнительных выплат (повышенные пенсии, стипендии, особые возможности получения и размер пособий) или полного или частичного освобождения от уплаты обязательных или необходимых платежей (налогов, бесплатный проезд).

Льготы устанавливаются для тех категорий граждан, интересы которых не могут получить должного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящих их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны).

Льготы также устанавливаются для групп населения, находящихся в особых условиях (работа во вредных условиях, работа и жизнь на Крайнем Севере и др.).

Отличительная особенность льгот состоит в том, что они носят социально-групповой (профессионально-статусный) характер.

То, что у нас принято называть «льгота», в действительности есть форма натурального распределения дополнительных доходов к действующим низким основным выплатам, не обеспечивающих нормальных стандартов жизни.

Если по международным нормам минимальная пенсия должна составлять 40% от заработка квалифицированного работника, то у нас она на уровне 10%. При таких пенсиях натуральное распределение есть форма выживания. Исторические подобная форма натурального распределения была названа «льготой».

Льготы есть самая высокая степень адресной социальной помощи, и именно на адресности помощи настаивает Правительство в своих Основных направлениях социального и экономического развития на долгосрочную перспективу. Адресность означает прямую связь между нуждаемостью в благе (услуге) и ее получением.

Льготы в социальном обеспечении регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов, поэтому объединение этих норм не является самостоятельным институтом.

Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. По нашему мнению, льготы являются подинститутом института социального обслуживания, ибо Институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множество подинститутов, в том числе пединститут льгот по системе социального обеспечения.

Закон «О социальной государственной помощи» делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание героя Советского Союза и Российской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Льготы можно разграничить по целевой направленности, условиям предоставления, субъективному составу.

Принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Мы бы сказали, что льготой можно назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.

Льготой считается также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.

Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

В виде правовых гарантий социальной защиты выступают льготы-привилегии. Например, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов ВОВ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот.

В соответствии с этим законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовке кадров и условиям труда и др.

По мнению законодателя льготной является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы пошлины для определенного круга лиц.

Например, такая льгота установлена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС"» для определенного круга лиц (ст. 1).

Законодательство предусматривает замену льгот компенсация, ми. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации.

Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

Основные права в социальном обслуживании выступают в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату.

О некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами.

Социологи считают, что льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги.

Мы согласны с мнением ученых, что «заработная плата не может и не должна нести не свойственную ей нагрузку». В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

Дифференциация льгот в законодательстве осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются.

Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

22 августа 2004 г. принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации ВД признании утратившими силу некоторых законодательных актов" Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты.

Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшиеся воздействию радиации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Закон указывает, что для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отмененных нормах, положения Закона не могут рассматриваться как не допускающие реализацию, возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, указанных в Законе.

Вновь установленные социальные выплаты, гарантии и компенсации в денежной форме, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не могут быть ниже уровня социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004г.

Кроме того, законодатель указывает, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Указанный Закон вступает в силу с 1 января 2005 г. С этой даты все указанные категории граждан в течение 2005 г. будут получать Установленный пакет мер по социальной поддержке в порядке, установленном в ФЗ от 22.08.2004 г.

Граждане, изъявившие свое желание заменить устанавливаемые меры по социальной поддерите старыми льготами, должны об этом письменно заявить не позднее 01.10.2005 г. В этом случае соответствующая замена будет произведена начиная с 01.01.2006 г.

Проблема монетизации льгот

Долгое время в отечественной системе социального обеспечения действовала система льготного обеспечения граждан. 22 августа 2004 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный Закон Российской Федерации № 122-ФЗ, который вызвал достаточно широкий общественный резонанс, прежде всего - негативный. Главная цель принятия и реализации 122-ФЗ - ликвидация всей системы государственных льгот и замена их денежными выплатами.

Основной мотив монетизации льгот - государственный и региональные бюджеты, а также отрасли (предприятия), предоставляющие льготные блага, несут большие потери; часть льгот не получают те, кому они предназначены (материальное содержание разворовывается); рыночная экономика должна строиться исключительно на отношениях купли-продажи - никаких натуральных предоставлений.

Как отмечает российский исследователь Н. Римашевская к основным предостережениям монетизации льгот можно отнести следующие:

При монетизации льгот соответствующие расходы бюджета придется увеличивать как минимум на 1/5 часть, так как численность их получателей возрастет за счет тех, кто до этого ими не пользовался.

Передача финансирования льгот ветеранам труда на региональный уровень повлечет за собой массовый переход их в категорию инвалидов 1 и 2 групп, остающихся за центральными властями, поскольку практически во всех субъектах федерации наблюдается дефицит ресурсов.

Денежные компенсации, в отличие от натуральных, как отмечают ряд исследователей, не носят прямого адресного характера. Деньги - всеобщий эквивалент, тратятся как угодно и на что угодно.

Если наш пенсионер нуждается буквально во всем, ибо 30-40% пенсионеров не имеют прожиточного минимума, да и он крайне высок, то он может деньги проесть, залатать дыру в крыше дома, помочь безработным детям (лучший вариант), а то и пропить (худший, но жизненный вариант).

В результате деньги ушли, а потребность остается, и человек оказывается без лекарства, без протеза (в том числе зубного), что угрожает здоровью; поедет бесплатно, и будет конфликт с властью (контролер на транспорте - представитель власти).

Как отмечает российский исследователь В.Б. Савостьянова, «при денежных выплатах предлагаемый порядок ежемесячных выплат неудачен - получается временной разрыв между потребностью и потреблением.

Деньги особенно не выгодны для одиноких граждан с пониженной жизнеспособностью: в селе, малом городе важно иметь дрова, стоимость которых довольно высокая, иначе придется приплатить за усилие тех, кто их купит и доставит на дом. С лекарством для больных диабетом, раком и др. - еще сложнее, они дороже предусмотренных выплат и т.д.».

Советская экономика, насквозь пронизанная дотациями и перекрестными субсидиями, в силу господствующей идеологии предоставляла населению огромные объемы «бесплатных товаров и услуг». Финансовое перераспределение, деление и частичное изъятие полученного дохода в денежной форме долгие годы подменялось ценовым перераспределением.

В СССР более 30 лет розничные цены на большинство товаров оставались стабильными, хотя закупочные цены на сельскохозяйственное сырье периодически повышались. Как великое завоевание развитого социализма рассматривались низкая квартплата, бесплатные квартиры, здравоохранение и образование.

Массовая «бесплатность» льготных благ при социализме привела к растрате колоссальных средств, деградации стимула, к наращиванию эффективности производства и производительности труда, к ухудшению условий жизни большинства населения. Бесплатность жилья способствовала снижению объемов жилищного строительства и значительному отставанию россиян в обеспеченности жильем от граждан других стран. Полная бесплатность медицинских услуг сопровождалась резким снижением ее качества, с одной стороны, и недоступностью получения квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, с другой. Заниженные розничные цены стали причиной ускоренного развития теневой экономики и коррупции.

Следует четко осознавать, что неоплата населением денежными средствами льготных товаров и услуг отнюдь не означает, что они бесплатны. В конечном счете, в любой стране всегда и за все расплачиваются домашние хозяйства.

Именно домохозяйства являются первичным, коренным источником всех ресурсов экономики. Безусловно, и в советской экономической системе, само население оплачивало все социальные льготы, причем именно денежными средствами, только деньги эти не проходили финансового перераспределения.

Миф о «натуральности» и «бесплатности» социальных льгот, которые в 2004 году якобы решено монетизировать, нужно признать одним из уходящих выдающихся достижений советской пропагандистской машины.

Термин «монетизация», мгновенно получивший общественный резонанс из-за злободневности и остроты самого вопроса упорядочения льгот, нужно воспринимать лишь как акцент на их строго денежное содержание.

При этом главная часть проблемы - персонификация и целевой характер социальной поддержки. Также необходимо принять во внимание, что развитые западные страны, в том числе и благодаря длительному влиянию идеологии стран социалистического блока вполне активно проводят финансовое перераспределение денежных доходов и осуществляют масштабные целевые выплаты бедным слоям, но не вопроса, не самого понятия социальных льгот за рубежом нет.

Выводы к главе 1:

Основным нормативным актом, закрепляющем право отдельных категорий граждан на получение льгот и мер социальной поддержки является Федеральный Закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также нормативными актами, содержащими в себе виды льготного обеспечения граждан являются: Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (от 2 августа 1995 г.), Указ Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» (181 - ФЗ от 24 ноября 1995 г.).

Право на пенсию на льготных условиях закреплено в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотами наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Социальные льготы выполняют три основные функции: компенсаторную, стимулирующую и оценочную. Компенсаторная функция проявляется в возмещении с помощью льготы временного относительно большего снижения доходов, повышения расходов.

Стимулирующая функция социальных льгот способствует привлечению граждан к определенным видам общественно необходимой деятельности.

Оценочная функция состоит в оценке и признании уже совершенных особых заслуг той или иной группы населения.

Основными средствами предоставления населения социальных льгот могут выступать субсидия и компенсация. Субсидия представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ и услуг, имеющих целевое значение. Компенсация - это возмещение гражданам произведенных ими обязательных расходов.

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.).

Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами - льготами. Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Основанием для предоставления льгот в социальном обслуживании выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.).

Глава 2. Виды льгот

2.1. Льготы многодетным семьям

2.2. Льготы инвалидам

Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в году к месту лечения и обратно, в том числе и для лиц, сопровождающих инвалидов I группы или ребенка-инвалида;

в) по бесплатному либо на льготных основаниях обеспечению автотранспортными средствами и другими средствами реабилитации. Для лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение автотранспортными средствами, но не получивших их, предусматривается предоставление ежегодной денежной компенсации стоимости транспортных расходов.

социальный пакет (заменяющий денежные компенсации транспортных расходов, бесплатное лекарственное обеспечение, а также санаторно-курортное лечение) — в размере 450 руб. в месяц;

сохранены льготы по предоставлению технических средств по реабилитации, по бесплатной протезно-ортопедической помощи, а также 50% льготы по оплате коммунальных услуг.

Остальные виды льгот заменены денежными компенсациями в размере:

950 руб. в месяц — для инвалидов I группы; 550 руб. — для инвалидов II группы; 350 руб. — для инвалидов III группы. Детям-инвалидам — 550 руб.

2.3. Льготы и меры социальной поддержки жертвам политических репрессий

г) бесплатное протезирование;

3) жилищно-бытовые льготы:

4) другие льготы:

в) на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией.

В соответствии с ФЗ от 22 августа 2004 г. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ.

За ними сохраняются льготы, которые финансируются из бюджетов соответствующих субъектов РФ, по бесплатному проезду на городском и пригородном транспорте, 50%-ная скидка по оплате лекарств, по санаторно-курортному лечению, по предоставлению бесплатной протезно-ортопедической помощи, по бесплатной установке телефона, а также по 50% -ной оплате коммунальных услуг.

2.4. Льготы и меры социальной поддержки узникам концлагерей, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и ветеранам

1) по медицинской помощи:

2) по проезду на транспорте:

В соответствии с Законом от 22 августа 2004 г. для граждан, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма устанавливается:

сохранены льготы по бесплатной протезно-ортопедической помощи, по предоставлению технических средств реабилитации, а также льготы по 50%-ной оплате коммунальных услуг.

Остальные виды льгот заменены денежной выплатой в размере 1050 руб. в месяц.

Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 г. устанавливается система льгот для таких категорий граждан, как ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий на территориях других государств; лица, работавшие на предприятиях г. Ленинграда в период блокады, лица, работавшие в годы войны на объектах противоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов, на прифронтовых участках автомобильных и железных дорог, члены семей погибших инвалидов ВОВ, участников ВОВ и боевых действий на территории других государств, ветеранов труда.

Так, право на бесплатное получение лекарств имеют инвалиды ВОВ и боевых действий на территориях других государств: участников войны; награжденные медалью «За оборону Ленинграда» знаком «житель блокадного Ленинграда»; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых Действий на территориях других государств; ветераны труда (по решению органов власти субъектов Федерации). Остальные категории граждан, перечисленные в Законе, имеют право на 50%-ную скидку при обеспечении лекарственными препаратами.

Все категории ветеранов пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь и лечение, а также на пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены; правом на бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пользуются также все категории ветеранов, кроме ветеранов труда, которым установлена скидка в размере 50% стоимости проезда.

Правом бесплатного проезда один раз в году на железнодорожном, воздушном или международном автомобильном транспорте пользуются инвалиды войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств.

Остальные категории граждан, указанные в Законе (кроме ветеранов труда), пользуются правом на бесплатный проезд один раз в 2 года на железнодорожном, воздушном или международном автомобильном транспорте либо на проезд со скидкой 50% один раз в год.

Правом на бесплатное получение легкового автомобиля, а также на компенсацию расходов на бензин пользуются инвалиды ВОВ и ветераны боевых действий на территории других государств при наличии медицинских показаний.

Право на 50%-ную скидку в оплате занимаемой жилой площади и коммунальных услуг предоставляется всем категориям ветеранов.

Также практически всем категориям ветеранов (кроме ветеранов труда) предоставлены льготы по установке телефона и его оплате, по получению разовых льготных кредитов на приобретение (строительство квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных домов, дач, садово-огородного хозяйства, на льготное налогообложение.

Меры социальной поддержки ветеранам

а) Инвалиды — участники Великой Отечественной войны

В соответствии с Законом от 22 августа 2004 г. инвалиды и участники ВОВ, признанные инвалидами по общему заболеванию устанавливается:

Остальные виды льгот заменены денежными компенсациями в размере 1550 руб. в месяц

б) Участники ВОВ

социальный пакет — 450 руб. в месяц

сохранены льготы по предоставлению технических средств по реабилитации, по бесплатной протезно-ортопедической помощи, а также 50%-ные льготы по оплате коммунальных услуг.

Остальные виды льгот заменены денежными компенсациями в размере 1050 руб. в месяц

в) Ветераны боевых действий

социальный пакет — 450 руб. в месяц

сохранены льготы по предоставлению технических средств по реабилитации, по бесплатной протезно-ортопедической помощи, а также 50%-ные льготы по оплате коммунальных услуг.

Остальные виды льгот заменены денежными компенсациями в размере 650 руб. в месяц.

г) Ветераны труда — пенсионеры

В соответствии с ФЗ от 22 августа 2004 г. ветераны труда — пенсионеры обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ.

За ними сохраняются льготы, которые финансируются из бюджетов соответствующих субъектов РФ по бесплатному проезду на городском транспорте, по 50% -ному проезду на пригородном транспорте; по предоставлению протезно-ортопедической помощи, 50%-ная льгота по оплате за телефон телефона, а также по 50% -ной оплате коммунальных услуг. Установлена ежемесячная доплата на транспортные расходы в размере 100 руб.

Льготы и меры социальной поддержки лицам, пострадавшим от воздействия радиации.

Особое внимание законодатель уделяет социальной защите лиц, пострадавших от воздействия радиации.

Законами РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18 июня 1992 г., «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 19 августа 1995 г., «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 20 мая 1993 г. установлены существенные льготы для лиц, пострадавших вследствие Радиации.

В частности, за ними закреплено право на: бесплатную медицинскую помощь и получение лекарств по Рецептам врача (для ликвидаторов аварии — со скидкой 50%); пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены.

Выводы к главе 2:

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 431 установлен целый ряд льгот для многодетных семей: бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет, а для детей старше 6 лет — со скидкой 50% их стоимости; бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на всех видах городского транспорта; бесплатный проезд к месту временного размещения и постоянного жительства (семьи с тремя детьми и более до 18 лет); снижение не менее чем на 30% платы за пользование коммунальный услугами, топливом; получение беспроцентной ссуды на индивидуальное (кооперативное) жилищное строительство, приобретение садовых домиков; бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. закрепил следующие льготы:

а) по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (бесплатно или на льготных основаниях — в зависимости от категорий инвалидов);

б) по проезду на транспорте (бесплатный проезд на городском транспорте; 50%-ная скидка при проезде на междугородных линиях с 1 октября по 15 мая и один раз в другое время года).

Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., а также постановлением Правительства РФ «Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий» от 3 мая 1994 г. установлены следующие льготы:

1) по медицинскому обеспечению:

а) внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи;

б) бесплатное либо со скидкой 50% обеспечение лекарствами по рецептам врачей;

в) первоочередное получение путевок на санаторно-курортное лечение и отдых;

г) бесплатное протезирование;

2) по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда:

а) бесплатное получение автомобиля с ручным управлением на 7 лет;

б) бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси);

в) бесплатный проезд один раз в год железнодорожным транспортом и с 50%-ной скидкой — при пользовании воздушным, водным или международным автомобильным транспортом;

3) жилищно-бытовые льготы:

а) право на внеочередное получение жилья;

б) на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами при строительстве жилья;

в) на 50%-ную скидку при оплате жилья и коммунальных услуг;

г) на первоочередную бесплатную установку телефона;

д) на первоочередное вступление в садоводческие товариществаи ЖСК;

4) другие льготы:

а) на льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами;

б) на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых иинвалидов;

Указом Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» от 15 октября 1992 г. установлены следующие льготы:

1) по медицинской помощи:

а) бесплатная медицинская помощь (в стационаре и амбулаторно);

б) бесплатное получение лекарств по рецептам врачей;

в) пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены;

г) бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение;

д) бесплатное протезирование и изготовление зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов);

2) по проезду на транспорте:

а) бесплатный проезд на городском транспорте;

б) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

в) бесплатный проезд один раз в год по железной дороге и с 50%-ной скидкой стоимости проезда водным и воздушным или междугородным автомобильным транспортом;

г) 50%-ная скидка на железнодорожном, водном и междугород-я0м автомобильном транспорте в период с 1 октября по 15 мая;

3) по оплате жилья: 50%-ная скидка по оплате коммунальных услуг и топлива;

4) другие льготы (льготное налогообложение в соответствии с законодательством РФ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Льготы служат одним из основных вспомогательных механизмов перераспределения доходов и благ государством;

2. Их формирование носит скорее стихийный, а не целенаправленный характер, о чем свидетельствует процесс реформирования льгот в Российской Федерации;

3. Несмотря на целый ряд социальных проблем, процесс монетизации льгот выступает необходимым процессом реформирования системы социального обеспечения, реализующим устойчивые принципы и активную роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы.

В Конституции Российской Федерации специальная статья, посвященная льготам, отсутствует. Но в ст. 39 Конституции Российской Федерации отражен принцип гарантии государством социального обеспечения граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитании детей и в иных случаях, установленных законом.

Предполагается, что льгота является мерой социальной поддержки наряду с государственными пенсиями и социальными пособиями (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).

Социальные льготы выполняют три основные функции: компенсаторную, стимулирующую и оценочную. Компенсаторная функция проявляется в возмещении с помощью льготы временного относительно большего снижения доходов, повышения расходов.

Стимулирующая функция социальных льгот способствует привлечению граждан к определенным видам общественно необходимой деятельности.

Оценочная функция состоит в оценке и признании уже совершенных особых заслуг той или иной группы населения.

Основными средствами предоставления населения социальных льгот могут выступать субсидия и компенсация. Субсидия представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ и услуг, имеющих целевое значение. Компенсация - это возмещение гражданам произведенных ими обязательных расходов.

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.).

Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами - льготами. Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Основанием для предоставления льгот в социальном обслуживании выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.).

Список использованной литературы:

Нормативные акты:

2. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотами наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

3. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 1995 г.)

5.Федеральный Закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

6. Указ Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» (181 - ФЗ от 24 ноября 1995 г.).

7. Европейская Социальная Хартия ETS № 163 (Страсбург, 3.05.1996 г.)

Специальная литература:

1.Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. - М.: КНОРУС, 2006. - 528 с.

2.Гончарова М.В. Монетизация социальных льгот: актуальность проблемы // Финансы и кредит, 2005. № 2. С. 11-14.

3.Захаров М.Л., Тучкова Е.Г. Право социального обеспечения. - М.: Норма, 2001. - 532 с.

4.Зверева Н.В. Проблема реформирования системы льгот в России //Вестник Московского государственного университета. Серия 6. Экономика. - 2001 - № 2. С. 74-83.

5.Землянухина Н.С. Социальные функции государства и реформирование системы льгот // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5 Экономика, 2005. Вып. 3. С. 61-69.

6.Климов И. Реформа льгот как социальная проблема // Право социального обеспечения, 2006. № 10. С. 26-31.

7.Ларченко Н. Вопросы без ответов: о проблеме монетизации льгот // Социальное законодательство, 2005. № 2. С. 3-7.

8.Малько А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. С. 41-52.

9.Мачулъская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 1998. - 321 с.

10.Римашевская Н. О социальном реформировании в России // Международный журнал Проблемы теории и практики управления, 2005. № 5. С. 20-26.

11.Социальное обеспечение Европы: Сборник актов. - М.: Норма, 2002. - 432 с.

12.Стяжкина Т.А. Льготы - 2005. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 544 с.


См., например: Зверева Н.В. Проблема реформирования системы льгот в России //Вестник Московского государственного университета. Серия 6. Экономика. - 2001 - № 2. С. 76.

См.: подробнее: Малько А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. С. 49.

Конвенция МОТ № 102 // СЗ РФ. - 2002.- № 14. - Ст. 2435.; Европейская Социальная Хартия ETS № 163 (Страсбург, 3.05.1996 г.) // Социальное обеспечение Европы: Сборник актов. - М.: Норма, 2002. - 432 с.

См., например: Захаров М.Л., Тучкова Е.Г. Право социального обеспечения. М.: Норма, 2001. - 532 с.; Мачулъская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 1998. - 321 с.

Федеральный закон «О социальной государственной помощи» от 25 июня 1999 г. // См.: Стяжкина Т.А. Льготы - 2005. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - С. 371 - 380.

Федеральный закон «О ветеранах» от 16 декабря 1994 г. // См.: Стяжкина Т.А. Льготы - 2005. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - С. 124-154.

О негативных сторонах данного закона свидетельствуют многочисленные статьи. См., например: Ларченко Н. Вопросы без ответов: о проблеме монетизации льгот // Социальное законодательство, 2005. № 2. С. 3-7; Землянухина Н.С. Социальные функции государства и реформирование системы льгот // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5 Экономика, 2005. Вып. 3. С. 61-69.; Климов И. реформа льгот как социальная проблема // Право социального обеспечения, 2006. № 10. С. 26-31.

См.: Римашевская Н. О социальном реформировании в России // Международный журнал Проблемы теории и практики управления, 2005. № 5. С. 23.

Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Государство и право, 2005. № 5. С. 84.

См., подробнее: Гончарова М.В. Монетизация социальных льгот: актуальность проблемы // Финансы и кредит, 2005. № 2. С. 13.

См., подробнее: Федеральный Закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в кн.: Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. - М.: КНОРУС, 2006. - С. 408-434.

Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (от 2 августа 1995 г.) //См.: Стяжкина Т.А. Льготы - 2005. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - С. 199-216.

Указ Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» (181 - ФЗ от 24 ноября 1995 г.) //См.: Стяжкина Т.А. Льготы - 2005. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - С. 171-172.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотами наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // См.: Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. - М.: КНОРУС, 2006. - С. 407-434.

1. Понятие льгот и мер социальной поддержки.

Льгот – особая форма распределения, которая заключается в предоставлении материальных благ/услуг с частичной уплатой стоимости или бесплатно.

Основания предоставления льгот:

1) специфические потребности отдельных граждан;

2) наличие у гражданина особых заслуг (герой СССР, участники ВОВ и т.д.);

3) претерпевание гражданами лишений (узники фашизма, репрессированные).

Классификация льгот:

A. право на первоочередное удовлетворение потребностей отдельных граждан;

B. повышение размеров обеспечения;

C. продление срока обеспечения;

D. снижение требований для предоставления обеспечения;

E. освобождение отдельных граждан от полной/частичной оплаты услкуг (например, за ЖКХ);

F. в форме натурального получения (путевки в санатории и т.д.)

2) По субъекту:

A. герои СССР, РФ, социалистического труда;

B. полные кавалеры ордена славы/трудовой славы;

C. участники ВОВ;

D. инвалиды;

E. пострадавшие от репрессий;

F. пострадавшие от радиационных/техногенных катастроф;

G. ветераны труда;

Недостатки системы льгот:

ü большинство льгот не было обеспечено финансово;

ü отсутствовало четкое разграничение в полномочиях РФ, субъектов РФ и МО в части предоставления льгот;

ü большинство льгот носило натуральный характер – злоупотребления со стороны органов власти и фактическому непредоставлению льгот.

В связи с этим законодатель заменил слово «льготы» на слово «меры социальной поддержки», что оформлено ФЗ от 22.08.2004г.

Меры соц. поддержки – это вид социального обеспечения, состоящий в предоставлении гражданам определенных услуг, денежных выплат, а также материальных благ и услуг с частичной оплатой их стоимости или бесплатно.

Закон разграничил полномочия РФ и субъектов в части предоставления мер соц. поддержки.

К ведению РФ относятся:

Ø герои СССР, РФ, кавалеры полной и трудовой славы;

Ø инвалиды войны;

Ø бывшие узники фашизма;

Ø участники ВОВ;

Ø военнослужащие, проходившие военную службы не в действующей армии в период ВОВ;

Ø жители блокадного Ленинграда;

Ø члены семей погибших, инвалидов, участников войны и боевых действий;

Ø инвалиды;

Ø лица, пострадавшие от радиации;

Ø доноры.

В ведении субъектов РФ:

Ø ветераны труда;

Ø труженики тыла;

Ø реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий.

Меры социальной поддержки, предоставляемые федеральными органами гос. власти.


Правовое регулирования: ФЗ от 17.07.1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи»

Ø набор социальных услуг;

Ø ежемесячные денежные выплаты.

Набор соц. услуг включает:

§ обеспечение по рецептам врача лекарственными средствами, изделиями мед. назначения, а также спец. продуктами питания для детей – инвалидов;

§ предоставление при наличии мед. показаний путевки на санаторно – курортное лечение;

§ бесплатные проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.

Человек может отказаться от предоставления услуги и услуга будет заменена денежными выплатами (543, 84, 78)

Ежемесячные денежные выплаты:

1) Герои РФ, СССР, Кавалеры Ордена славы – 36тысяч 410 руб.;

2) инвалиды первой группы – 2162 руб./месяц;

3) инвалиды второй группы –

4) 3-й группы 1236 руб;

5) в следствии чернобыльской катастрофы – 1453

6) инвалиды войны 3088 руб.

7) участники ВОВ 2316 руб

8) награжденные знаком «жителю блокадного Ленинграда» - 1699 руб.

Все размеры в ФЗ № 72 – ФЗ от 2009 года.

Меры, предоставляемые органами власти субъектов РФ:

1) инвалидам и участникам ВОВ (дополнительно к мерам соц. поддержки от ФО гос. власти):

ü ежемесячное пособие на проезд на территории СО во всех видах пассажирского транспорта и на транспорте общего пользования. В случае отказа – 275 руб/месяц;

ü бесплатный проезд на территории СО на автотранспорте общего пользования междугородних маршрутов;

ü ежемесячное пособие на оплату жилья и коммунальных услуг;

2) женщинам, участницам ВОВ, не имеющим группы инвалидности:

ü предоставление раз в 2 года путевки в санаторно – курортное лечение, либо 1 тыс. руб.;

ü компенсация 100% расходов на оплату услуг по установке телефона;

3) для инвалидов с детства - компенсация 100% расходов на оплату услуг по установке телефона;

4) ветераны труда:

ü 50% на оплату жилого помещения и 50 % на оплату коммунальных услуг;

ü ежемесячное пособие за пользование услугами местной телефонной связи -152 руб. 75 коп.;

ü ежемесячное пособие на пользование услугами радио 16 руб. 28 коп.;

ü ежемесячное пособие на пользование услугами тел. вещания 54 руб;

ü обслуживание в Областных организациях здравоохранения, к которым лица прикреплены до выхода на пенсию;

ü бесплатное изготовление/ремонт зубных протезов в гос/мун. лечебных учреждениях;

ü внеочередное оказание мед. помощи в Областных организациях здравоостранения;

ü ежемесячное пособие на проезд внутри города 275 руб.;

ü бесплатный проезд по территории СО на авто транспорте общего пользования;

ü оплата 50% стоимости проезда по территории СО на ж/д, водном транспорте пригородного сообщения.

5) труженики тыла: то же, что ветеранам труда +

ü 50% оплаты за лекарство;

ü бесплатное предоставление 1 раз в 2 года путевки в санаторное учреждение;

ü первоочередной прием в дома для престарелых и инвалидов;

ü бесплатное обеспечение протезно – ортопедическими изделиями по мед. показателям;

ü бесплатный проезд стоимости проезда по территории СО на ж/д, водном транспорте пригородного сообщения.

Элементом политики социального правового государства являются предоставляемые населению виды социальной защиты, которые можно назвать также мерами, или средствами, социальной защиты. Адресованные человеку и гражданину, они носят персонифицированный характер, а в своём действии по кругу лиц образуют три группы.

В первую группу включают те виды социальной защиты, которые предоставляются всем и каждому. К ним относятся социально-экономические права человека и гражданина и гарантии их реализации , установленные международным и национальным законодательством. В число социальных прав включают : право на охрану и помощь семье, матерям и детям; право на жилище; право на образование; право на достаточный уровень жизни; право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Экономическими правами признают : право на труд, право на защиту от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки. Если субъективное право – это установленные законодательством пределы возможного поведения индивида, то гарантия – это средство, способ обеспечения такой возможности. Необходимо различать материальные, организационные, социальные и правовые гарантии соблюдения и защиты социально-экономических прав граждан.

Материальными гарантиями являются достаточное финансирование социальной политики, успешное экономическое развитие государства. Организационные гарантии выражаются в предпринимаемых государством мерах по реализации социальных программ, осуществлению контроля за состоянием социальной сферы (создание новых рабочих мест, сбор налогов, развитие системы социального партнерства). Социальными гарантиями являются демократический государственный режим, социальная ориентация экономики, стабильность в государстве, отсутствие в обществе серьезных социальных противоречий. Правовые гарантии обеспечивают реализацию социально-экономических прав средствами и способами юридического характера. К ним относятся: установление приемлемых условий социальной защиты граждан; равноправие, запрет дискриминации граждан в социальной сфере; установление системы органов и порядка защиты социально-экономических прав. Юридические гарантии подразделяются на общие и дополнительные. Общие гарантии предоставляются всем гражданам, а дополнительные – слабозащищенным категориям населения.

Меры социальной защиты второй группы можно условно назвать социальной помощью. Она предоставляется гражданам персонифицировано, на определённых законодательством условиях. Действует заявительный порядок оказания социальной помощи (предоставление пособий, субсидий, компенсаций).

Меры социальной защиты третьей группы заслуживают наименования социальной поддержки. Она предоставляется индивидуально, но, как правило, не только с учетом нуждаемости объекта – получателя, но также и финансовых возможностей соответствующего бюджета, на основе сравнительной оценки материального положения граждан. Условия социальной поддержки менее регламентированы.

Меры социальной защиты могут выражаться в виде денежных выплат или социальных услуг. Денежными выплатами являются пенсии, пособия, стипендии, субсидии, компенсации, дотации. К услугам следует относить как натуральные виды содержания (лекарства), так и полезный эффект, возникший в результате труда как целенаправленной деятельности человека (доставка лекарств).

В числе средств социальной защиты находятся также преимущества и льготы. Преимущества выражаются в предоставлении гражданам первоочередного или внеочередного права на получение социального блага, а льготы облегчают условия удовлетворения социальных потребностей и делают его бесплатным или со снижением стоимости, освобождают субъекта-получателя от выполнения каких-либо обязанностей. Преимущества и льготы могут распространяться и на трудоспособных граждан в качестве поощрения.

Исключительным правом индивиды на получение социального блага являются привилегии – как специфические льготы, которые необходимы в целях обеспечения иммунитета должностных лиц, создания необходимых условий для осуществления ими должностных функций.

Для понимания единства государственных подходов в той или иной области социального обеспечения принципиальное значение сохраняет классификация форма социальной защиты с учетом способов образования и расходования соответствующих социальных источников. В настоящее время для финансирования социальной защиты используются страховые и нестраховые методы. Страховые методы реализуются в области социального страхования, которое по характеру может быть обязательным и добровольным (ФСС, ПФР, ФМС). Все остальные методы являются нестраховыми и связаны преимущественно с использованием бюджетных средств на всех уровнях управления, а также средств профсоюзов, трудовых коллективов, общественных объединений, коммерческих организаций, выделяемых на социальные цели (Фонд помощи беженцам, Детский фонд).

В соответствии с ФЗ от 2004г. № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 01.01.2005г. предоставление социальных льгот реформировано. В результате реформы разграничены полномочия между РФ и её субъектами по социальной поддержке граждан, а льготники подразделены на федеральных и региональных. Меры социальной поддержки таких категорий льготников, как ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, устанавливаются законами и иными нормативными актами субъектов РФ, являются расходными обязательствами регионов. В установленном порядке государство предоставляет субъектам РФ субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ, связанных с осуществлением мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, обеспечением мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Реформа законодательства о льготах нацелена на переход от превалировавшего в советское время предоставления льгот по профессионально-статусному признаку к предоставлению льгот с учетом уровня жизни или дохода гражданина. Социальные льготы выполняют, во-первых, компенсаторную, или гарантирующую, функцию, обеспечивая охрану уровня жизни граждан в трудных жизненных ситуациях, во-вторых, стимулирующую функцию, обеспечивая привлечение кадров на рынок труда, в-третьих, оценочную функцию, обеспечивая признание особых заслуг той или иной группы населения. Ныне усиливается компенсаторная функция при предоставлении социальных льгот.

Основной идеей реформы является «монетизация» льгот, перевод части льгот в денежную форму. Определены категории льготников, имеющие право на меры социальной поддержки в виде ЕДВ и набор социальных услуг (НСУ). НСУ включает обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Размер ЕДВ дифференцирован в зависимости от категории льготников, законодательно определена стоимость НСУ. Льготникам предоставлено право в установленном порядке полностью или частично отказаться от получения НСУ с предоставлением им соответствующей денежной компенсации.