Выходные пособия будут выплачивать по-другому. Выходные пособия будут выплачивать по-другому Ст 178 тк рф сроки выплаты пособия

Выходные пособия

1. Выходное пособие - это денежная сумма, выплачиваемая работнику в день увольнения - последний день работы.

2. Части 1 и 2 ст. 178 устанавливают единый порядок выплаты компенсаций при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников организации.

Сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, с зачетом выходного пособия означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц нетрудоустройства работника.

Гражданин пользуется правом получить среднюю заработную плату за второй месяц после увольнения независимо от причин задержки в трудоустройстве. Он может отказаться от работы в той же организации, предложенной руководителем перед увольнением, или работы, предложенной органами занятости после увольнения.

3. Двухнедельный срок, установленный для обращения в орган занятости, продлевается, если гражданин по уважительным причинам, например в случае временной нетрудоспособности, выполнения государственных, общественных обязанностей, не смог своевременно туда обратиться. При отсутствии у органов занятости возможности предложить уволенному работнику (в т.ч. получающему пенсию по старости) подходящую работу ему выдается справка, на основании которой за ним сохраняется средний заработок за третий месяц после увольнения. Если гражданин дважды без уважительных причин отказался от предложений подходящей работы, то справка не выдается и средний заработок за третий месяц за ним не сохраняется.

Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в т.ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

Впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

Отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

Состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

Обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке (ст. 4 Закона о занятости).

Средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства, организация выплачивает по предъявлении паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки службы занятости. При трудоустройстве гражданина в течение второго, третьего месяцев со дня увольнения за ним сохраняется средний заработок за фактическое количество дней нетрудоустройства. Предоставляемая работодателем дополнительная материальная помощь увольняемому работнику не учитывается при выплате ему среднего заработка на период трудоустройства.

Выплату выходного пособия, а также сохраняемого на период трудоустройства среднего заработка органы занятости, присваивая гражданину статус безработного, не учитывают (ст. 3 Закона о занятости).

4. Законодатель снижает размер выходного пособия до величины двухнедельного среднего заработка при прекращении трудового договора по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 178. Причиной прекращения трудовых отношений являются также объективные факторы, например призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, восстановление работника, ранее выполнявшего эту работу.

В отличие от расторжения трудового договора в случае сокращения численности либо штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) прекращение трудового договора при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, отказе работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствии у работодателя соответствующей работы () возможно и в период временной нетрудоспособности работника, поэтому выплата выходного пособия может не совпадать с днем издания приказа об увольнении работника. На основании ч. 1 ст. 140 ТК РФ, если работник в день увольнения не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Вместе с тем в силу ч. 6 ст. 84.1 ТК по письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.

Помимо оснований прекращения трудового договора, указанных в ст. 178, выходное пособие согласно ч. 3 ст. 84 ТК выплачивается при прекращении трудового договора вследствие нарушения установленных ТК или иным федеральным законом обязательных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Выходное пособие выплачивается в размере среднего месячного заработка, если нарушение допущено по вине работодателя. Если нарушение имело место по вине работника, то выходное пособие ему не выплачивается.

Законодатель не во всех случаях использует термин "выходное пособие", определяя выплату работнику компенсации при увольнении. Так, согласно ст. 181 ТК в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества выплачивается компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков работника. На основании ст. 279 ТК в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

5. При увольнении в связи с неудовлетворительным результатом испытания при приеме на работу расторжение трудового договора производится без выплаты выходного пособия (см. коммент. к ст. 71).

Работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие не выплачивается. Право на получение выходного пособия этой категории работников может устанавливаться федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором (см. коммент. к ст. 292).

При увольнении работников, занятых на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (см. коммент. к ст. 296).

При прекращении трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, случаи и размер выплачиваемого выходного пособия определяются трудовым договором (см. коммент. к ст. 307).

О выплате выходного пособия, сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, см. коммент. к ст. 318.

Выплата работнику религиозной организации выходного пособия определяется заключенным с ним трудовым договором (см. коммент. к ст. 347).

О сохранении среднего заработка на период трудоустройства за освобожденным профсоюзным работником после окончания срока его полномочий см. коммент. к ст. 375.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также средний месячный заработок на период трудоустройства, выплачиваемые в соответствии со ст. ст. 178 и 375 ТК РФ, являясь компенсационными выплатами, связанными с увольнением работника, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

6. Командирам воинских частей предоставлено право при выводе этих частей с территории государств - бывших республик СССР и других государств на территорию РФ, а также при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность увольнять работников (в т.ч. беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации. Указанным работникам за второй и третий месяцы периода трудоустройства выплачивается средняя заработная плата, предусмотренная действующим законодательством при высвобождении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы (Указ Президента РФ от 07.09.1992 N 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций").

Женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории РФ, по месту военной службы их мужей выплачивается выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР (Приказ Минобороны России от 11.07.2002 N 265 "О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность").

Женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории РФ, по месту военной службы их мужей выплачивается выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено переводом мужей к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР. Выплата выходного пособия женам военнослужащих производится органами безопасности, в которых на день обращения за этим пособием проходят военную службу их мужья. Для назначения выходного пособия военнослужащий подает по команде рапорт, к которому прилагается справка о средней заработной плате жены, и представляет ее трудовую книжку с записью об увольнении с работы по собственному желанию в связи с его переводом к новому месту военной службы в другую местность или заверенную надлежащим образом выписку из трудовой книжки. При назначении выходного пособия по новому месту военной службы военнослужащего к рапорту дополнительно прилагается справка о необеспечении его жены выходным пособием по прежнему месту военной службы. Выплата выходного пособия женам военнослужащих органами безопасности, дислоцированными за пределами Российской Федерации, производится в установленном порядке в рублях (Приказ ФСБ России от 08.05.2008 N 229 "Об усилении социальной защиты военнослужащих органов федеральной службы безопасности").

Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки (ст. 15 Закона о статусе судей).

За работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж (ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании").

7. При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету (п. 62 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

8. В текст коллективных договоров, соглашений на практике включаются нормы, усиливающие социальную защищенность увольняемых работников. Например, предусматривается:

В случае увольнения по сокращению численности или штата работодатель производит компенсационные выплаты на основе компенсационных соглашений в порядке и на условиях, которые определяются непосредственно в организациях: а) увольняемым работникам - не менее трехкратного среднего месячного заработка; б) работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию, - выплата ежемесячного пособия в размере двухкратной минимальной тарифной ставки, но не ниже прожиточного минимума в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства; в) работникам пенсионного возраста - в размере не менее трехкратного среднего месячного заработка, а увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - не менее девятикратного среднего месячного заработка; г) увольняемым работникам, имеющим двух и более иждивенцев, - в размере не менее пятикратного среднего месячного заработка; д) увольняемым работникам, в семье которых нет других кормильцев, - в размере не менее пятикратного среднего месячного заработка; е) работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере не менее восьмикратного среднего месячного заработка. В случае возникновения у работника права на получение нескольких выплат производится только одна выплата по выбору работника. По желанию работника выплаты могут быть заменены на оплату его переобучения, если учебное учреждение находится на территории субъекта РФ, где проживает работник, но не свыше затрат, определенных указанными выплатами (Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы);

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации в коллективном договоре рекомендуется устанавливать выходные пособия на период трудоустройства в следующем размере: при увольнении работников предпенсионного возраста (мужчин в возрасте от 58 до 60 лет, женщин в возрасте от 53 до 55 лет) - в размере не менее 150% среднего заработка; при увольнении работников, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере не менее 200% среднего заработка (Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы);

Выплата компенсации при увольнении сверх выходного пособия; выплата единовременного пособия в случае высвобождения работника за два и более года до наступления пенсионного возраста (Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2013 - 2016 годы);

Выплата дополнительного выходного пособия проработавшим в организации не менее 10 лет, если это предусмотрено в коллективном договоре (Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2012 - 2014 годы).

Повышение размеров выходных пособий, их выплата в случаях, не предусмотренных законодательством, а также материальная поддержка, предоставляемая работникам, производятся за счет прибыли, получаемой организацией, и не могут вести к увеличению себестоимости выпускаемой продукции.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 178 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ М.В. ТРОФИМОВОЙ

Конституционный Суд Российской Федерации

в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки М.В. Трофимовой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М. Казанцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Согласно части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 данного Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Оспаривающая конституционность приведенного законоположения гражданка М.В. Трофимова 12 октября 2016 года, находясь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, была уволена в связи с ликвидацией организации (ООО "ОСИЦ"). В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации ей было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В течение двух месяцев с момента увольнения М.В. Трофимова не трудоустроилась, однако не смогла предъявить к бывшему работодателю требование о предоставлении предусмотренной той же статьей гарантии в форме сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства, поскольку процедура ликвидации ООО "ОСИЦ" была завершена и в единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о его прекращении (решение о внесении соответствующей записи в реестр принято межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области 16 ноября 2016 года).

В удовлетворении административного искового заявления М.В. Трофимовой о признании записи о ликвидации ООО "ОСИЦ" незаконной ввиду наличия у него непогашенной задолженности перед кредиторами отказано решением Октябрьского районного суда города Саратова от 11 апреля 2017 года со ссылкой на то, что процедура ликвидации общества нарушена не была: на момент утверждения ликвидационного баланса (8 ноября 2016 года) кредиторской заложенности у него не имелось, право же истицы на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства возникло не ранее 13 ноября 2016 года. В передаче кассационной жалобы М.В. Трофимовой для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции было отказано (определение судьи Саратовского областного суда от 3 августа 2017 года).

Нарушение оспариваемым законоположением своих прав, гарантированных статьями 2, 7 и 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, гражданка М.В. Трофимова усматривает в том, что во взаимосвязи с определяющими порядок ликвидации юридического лица положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оно позволяет до истечения двух месяцев со дня увольнения работника в связи с ликвидацией организации-работодателя завершить ликвидацию этой организации внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи и тем самым лишает уволенных работников возможности получить гарантию в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Таким образом, принимая во внимание требования статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос о сохранении за уволенными в связи с ликвидацией организации работниками среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не более чем за два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении организации-работодателя право работника на реализацию указанной гарантии не возникло.

2. Социальный характер российского государства, призванного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как высшую ценность (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость установления гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации - в силу того, что стабильная занятость является непременным условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, - относит право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3).

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 15 марта 2005 года N 3-П и от 25 мая 2010 года N 11-П, формирование правового статуса лица, работающего по трудовому договору, основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, что возлагает на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач, согласующихся с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации, государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с сокращением численности или штата работников.

Предоставление таких гарантий, включая сохранение среднего заработка на период трудоустройства, направлено на минимизацию негативных последствий, которые могут наступить для гражданина в результате потери работы, и, несмотря на отсутствие в Конституции Российской Федерации положений, предусматривающих соответствующее право увольняемых работников, должно осуществляться с соблюдением носящих универсальный характер конституционных принципов равенства и справедливости, оказывающих регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 15 декабря 2011 года N 28-П и др.).

3. Расторжение трудового договора с работником в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) связано с реализацией работодателем гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) и производится в интересах работодателя, собственника имущества организации, ее учредителей (участников) или фактически контролирующих ее лиц.

Устанавливая для этих случаев специальную процедуру расторжения трудового договора, Трудовой кодекс Российской Федерации, в частности, обязывает работодателя персонально уведомить каждого работника под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца (часть вторая статьи 180), что позволяет работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно начать поиск подходящей работы. Кроме того, для лиц, увольняемых по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, - имея в виду объективные трудности последующего трудоустройства, которые могут отразиться на их материальном положении, - частью первой статьи 178 данного Кодекса предусмотрены выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, - сохранение среднего месячного заработка (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях, как предусмотрено частью второй той же статьи, средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно общему правилу, действующему в правовом механизме прекращения трудового договора, выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (часть первая статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации). Что касается среднего месячного заработка на период трудоустройства, то право на его сохранение возникает у работника лишь в том случае, если после увольнения он не смог в двухмесячный срок устроиться на другую работу. Следовательно, получить данную выплату и тем самым реализовать имеющееся у него право уволенный работник может либо после своего трудоустройства в рамках указанного срока, либо по истечении двух месяцев с момента увольнения.

Закрепление гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства на законодательном уровне обусловлено стремлением государства оказать материальную поддержку лицам, уволенным в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Соответственно, данная гарантия - поскольку ее предоставление связывается федеральным законодателем исключительно с основаниями увольнения по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности, - должна распространяться на всех лиц, увольняемых по таким основаниям, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости.

Между тем если к моменту возникновения права на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства у работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), его бывший работодатель продолжает свою экономическую деятельность, т.е. такому лицу данная выплата гарантирована, то к моменту возникновения этого права у работников, уволенных в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), в единый государственный реестр юридических лиц уже могут быть внесены сведения о ее прекращении.

4. Ликвидация организации, будучи завершающей стадией ее существования как юридического лица, прекращением ее хозяйственной деятельности, представляет собой сложный, многостадийный и продолжительный процесс, требующий заблаговременной подготовки, планирования порядка и сроков проведения ликвидационных процедур.

Момент начала ликвидации юридического лица определяется, как следует из пункта 2 статьи 61 и пункта 1 статьи 62 ГК Российской Федерации, решением о его ликвидации, принятым учредителями (участниками) или компетентным органом данного юридического лица, обязанными согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщить о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия такого решения путем направления соответствующего уведомления в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Назначенный в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 62 ГК Российской Федерации, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган, как того требует пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. В свою очередь, ликвидационная комиссия обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (пункт 1 статьи 63 ГК Российской Федерации). Соответственно, в силу пункта 2 статьи 22 названного Федерального закона не допускается уведомление ликвидационной комиссией (ликвидатором) регистрирующего органа о завершении процесса ликвидации юридического лица ранее чем через два месяца с момента публикации в органах печати сообщения о его ликвидации.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также сведения о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией; промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, а в случаях, установленных законом, - по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК Российской Федерации).

Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса представляется в регистрирующий орган руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не ранее истечения срока на предъявление требований кредиторов, завершения проводимых в отношении ликвидируемого юридического лица выездных налоговых и таможенных проверок, а также не ранее вступления в законную силу решений судов по результатам рассмотрения требований, предъявленных к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации (пункты 3 и 4 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации ликвидационной комиссией в порядке установленной его статьей 64 очередности (пункт 5 статьи 63); при этом, по общему правилу, запрещается удовлетворение требований последующей очереди кредиторов до полного удовлетворения предыдущей (пункт 2 статьи 64). Исполнение этих предписаний предполагает, что установленные в соответствии с пунктом 3 статьи 62 ГК Российской Федерации лицами, принявшими решение о ликвидации юридического лица, сроки ликвидации будут достаточными как для проведения расчетов со всеми кредиторами с учетом специфики ранее осуществлявшейся ликвидируемым юридическим лицом хозяйственной деятельности, так и для составления и утверждения ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.

Между тем в рамках стандартных ликвидационных процедур, притом что требуемые для осуществления ликвидации сроки являются разумными, реализация увольняемыми работниками права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, не всегда может быть гарантирована для всех без исключения работников. В зависимости от момента увольнения, определяемого работодателем с учетом как предназначения ликвидации в целом, так и текущих задач отдельных ее этапов, данное право при наличии к тому установленных законом оснований может возникнуть у работника и после ликвидации юридического лица, которая считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК Российской Федерации), т.е. когда субъект, к которому можно предъявить соответствующее требование, уже не существует, что лишает такого работника - в отличие от уволенных ранее истечения двух месяцев до прекращения организации-работодателя - возможности получить гарантированную законом выплату.

Таким образом, реализация гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, на равных условиях - независимо от времени, прошедшего со дня увольнения до прекращения организации-работодателя, - всеми ее работниками, уволенными на основании пункта 1 части первой его статьи 81, действующим правовым регулированием не обеспечивается.

Отсутствие в Трудовом кодексе Российской Федерации соответствующего правового механизма, согласованного с положениями гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц, свидетельствует о наличии в правовом регулировании трудовых отношений пробела, приводящего к нарушению права работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, на получение гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент приобретения такого права в единый государственный реестр юридических лиц уже были внесены сведения о прекращении организации, с которой они состояли в трудовых отношениях. Такое правовое регулирование не согласуется с конституционным принципом равенства, соблюдение которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 24 октября 2012 года N 23-П, от 16 марта 2018 года N 11-П и др.).

Таким образом, часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 37 (части 1 и 3), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), - лишает возможности воспользоваться данной гарантией тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения организации-работодателя.

В целях обеспечения прав работников ликвидируемых организаций Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает целесообразным установить следующий порядок исполнения настоящего Постановления:

федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя. При этом федеральный законодатель в силу имеющихся у него дискреционных полномочий вправе определить как виды гарантий, предоставляемых увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, так и порядок их предоставления;

впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо путем увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 данного Кодекса, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47.1, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Признать часть первую статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 37 (части 1 и 3), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), - лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица.

2. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя. При этом федеральный законодатель в силу имеющихся у него дискреционных полномочий вправе определить как виды гарантий, предоставляемых увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, так и порядок их предоставления.

3. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 данного Кодекса, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

4. Нарушенные права гражданки Трофимовой Марины Викторовны подлежат защите и восстановлению на основании принятого во исполнение настоящего Постановления правового регулирования.

5. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) . Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд

Российской Федерации


Журнал "КАДРОВИК-ПРАКТИК" + справочная база, книги, курс и другие ресурсы

  • Полезные, практичные, грамотные советы и подсказки
  • Анализ сложных вопросов - в доступной форме.
  • Изменения в законе - рассказываем как применять

Подписчикам ДОСТУПНЫ: новые и прошлые журналы, удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству (пошаговые инструкции, образцы и бланки документов, консультации, статьи и др.), "Книжная полка" (книги и методички по кадрам), курс основ кадрового делопроизводства, все тесты и др.

Подписка Подпишитесь Доступ - сразу после оплаты

Предусмотренные предоставляются гражданам при расторжении договора в случае уменьшения штата или ликвидации предприятия. Указанная норма определяет размер сумм и период, в который они начисляются. Рассмотрим далее ст. 178 ТК РФ с комментариями .

Общие правила

Части 1 и 2 ст. 178 ТК РФ устанавливают общие и специальные правила начисления сумм при расторжении договора. В случае ликвидации предприятия или сокращения штата работнику полагается вознаграждение, равное среднемесячному заработку. По ст. 178 ТК РФ выплаты осуществляются в течение периода трудоустройства, но не дольше 2 мес. В исключительных случаях закон допускает начисление среднемесячного заработка и в дополнительный, третий месяц. Для этого должно быть принято соответствующее решение центром занятости. Начисление среднемесячного заработка допускается, если в течение первых 14 дней после расторжения договора гражданин обратился в ЦЗ и не был трудоустроен. Данные условия устанавливает часть 2 ст. 178 ТК РФ.

Двухнедельный заработок

Вознаграждение, равное средней зарплате за 2 недели, согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ, предоставляется при расторжении контракта в связи:

  1. С отказом гражданина от перевода на иную работу по медицинским показаниям или при отсутствии у нанимателя соответствующей работы. В случае невозможности осуществлять другую деятельность на предприятии по состоянию здоровья сотрудник предоставляет заключение, выданное врачебной комиссией в порядке, установленном законодательством.
  2. Призывом лица на службу в ВС или направлением его на альтернативную службу.
  3. Восстановлением сотрудника, ранее осуществлявшего данную профессиональную деятельность.
  4. Отказом гражданина от перевода в иную местность вместе с нанимателем.
  5. Признанием сотрудника полностью утратившим способность к выполнению профессиональных задач, согласно заключению медкомиссии, выданному в установленном порядке.
  6. Отказом лица от продолжения деятельности вследствие изменения условий контракта, определенных ранее сторонами.

По ст. 178 ТК РФ выходные пособия могут назначаться и в иных случаях, установленных трудовым или коллективным соглашением.

Пояснения

В рассматриваемой норме предусматриваются гарантии, которые сопровождают увольнение. Ст. 178 ТК РФ направлена на поддержание материального положения лица, потерявшего работу. В норме устанавливается обязанность нанимателя начислить гражданину определенную сумму при расторжении с ним договора. Выходным пособием традиционно признаются денежные средства, предоставляемые работнику единовременно в установленных законом случаях при прекращении трудовых отношений.

Специфика правил

В части 1 ст. 178 ТК РФ устанавливается обязанность начислить суммы при ликвидации или сокращении штата. В первом случае речь о прекращении работы организации - юрлица. Между тем в качестве нанимателя может выступать и гражданин, имеющий статус ИП, осуществляющие деятельность как предприниматели без образования юрлица, частнопрактикующие адвокаты и нотариусы, иные субъекты, работа которых осуществляется по лицензии или требует госрегистраци. Если толковать ст. 178 ТК РФ (в новой редакции ) буквально, то можно заключить, что ее правила на случаи трудовых отношений между гражданами не распространяются. Между тем по 307-й статье Кодекса при оформлении договора с нанимателем физлицом в его условиях определяются сроки уведомления о расторжении контракта, порядок и условия начисления положенных компенсаций и прочих сумм. Таким образом, порядок, установленный ч. 1 ст. 178 ТК РФ , применяется и в этих случаях. Пункты об условиях, порядке, размерах отчислений при расторжении контракта с нанимателем-гражданином обязательно должны включаться в соглашение. В этой связи рекомендуется согласовывать условие по предоставлению выходного пособия со ссылкой на ст. 178 ТК.

Размер отчислений

Величина суммы, выплачиваемой гражданину, равна его среднемесячному заработку. По 139-й статье Кодекса расчет осуществляется в соответствии с фактически начисленными сотруднику вознаграждениями и отработанным периодом за год (календарный). Учитываются месяцы, предшествовавшие времени, в которое за гражданином сохраняется з/п. Особенности расчета определяются 922-м правительственным Постановлением от 24 декабря 2007 г.

Специфика определения сумм

Частью второй ст. 178 ТК РФ зафиксировано, что в некоторых случаях сотруднику начисляется не среднемесячный заработок, а двухнедельный. Такая ситуация имеет место при расторжении контракта с сотрудниками, привлекаемыми к сезонной деятельности. Если был заключен договор менее чем на 2 мес, то выходное пособие вообще не начисляется. Такое правило предусматривает 292-я статья Кодекса.

Налогообложение

Наниматель обязан выполнять требования 140-й статьи Кодекса и в день расторжения контракта предоставить гражданину все суммы, которые ему причитаются. К ним, в частности, относят и выходное пособие, и заработок, и компенсацию за дни отдыха, не использованные лицом. Стоит сказать, что указанные суммы обложению не подлежат. Соответствующее указание присутствует в 217-й статье НК (п. 3). Кроме этого, согласно разъяснениям ФСС, приведенным в Письме от 14 апреля 2015 г., все компенсации, связанные с расторжением договоров, вне зависимости от основания, начисленные после 1 января 2015 г., освобождаются от обложения взносами в страховой фонд в сумме не более трехкратного размера среднемесячной з/п или шестикратной величины заработка лиц, уволенных с предприятий, находящихся на Крайнем Севере и в регионах, приравненных к нему.

Период трудоустройства

По ст. 178 ТК РФ в случаях когда субъект после окончания трудовых отношений не устроился на новую работу, ему продолжает начисляться среднемесячный заработок 2 мес. Если же он будет принят на другое предприятие, то о компенсациях и прочих гарантиях речи не идет. Это положение относится и к совместителям, которые остаются трудоустроенными на основном месте осуществления профессиональной деятельности.

Нюансы

Следует учесть, что при выдаче при расторжении контракта среднемесячного заработка вместе с другими причитающимися суммами обязанность, установленная ст. 178 ТК РФ за первый месяц из 2 предусмотренных, будет выполнена. Только на 2-й мес, в который лицо остается нетрудоустроенным, наниматель должен начислить дополнительную компенсацию. Если гражданин устраивается на другое предприятие до окончания установленного периода, к примеру, через 1,5 мес, то выплата осуществляется только за период до заключения контракта. Для лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на Крайнем Севере и территориях, приравненных к нему, период начисления среднемесячного заработка нетрудоустроенным гражданам удлинен. Согласно 318-й статье Кодекса, за гражданами сохраняется з/п в течение 3 мес.

Аванс

Если первая выплата осуществляется безотносительно к последующему трудоустройству, дальнейшее начисление производится при подтверждении незанятости лица. Для этого бывший сотрудник представляет соответствующие документы. В качестве доказательства, в частности, выступает трудовая книжка, где отсутствует запись о приеме на работу.

Исключительные ситуации

Ст. 178 ТК РФ не запрещает удлинение периода, в который за субъектом сохраняется его среднемесячная з/п. Гражданин может рассчитывать на получение сумм в течение дополнительного третьего месяца, если:

  1. В двухнедельный срок с даты прекращения отношений с нанимателем он обратился в центр занятости.
  2. В течение 3 мес ЦЗ не смог трудоустроить лицо.
  3. Служба занятости приняла решение, по которому за гражданином должен сохраняться заработок на дополнительный третий месяц. Оно оформляется письменно в установленной форме.

Наниматель, в свою очередь, обязан осуществить в пользу субъекта третью выплату, составляющую среднемесячную з/п. Для работников, которые трудились на Крайнем Севере и территориях, к нему приравненных, за ними заработок сохраняется в четвертый месяц, если в течение 4 недель они обратились в ЦЗ и не были трудоустроены.

Отчисления по безработице

При рассмотрении этого вопроса следует обратиться к 31-й статье ФЗ "О занятости". Согласно положениям нормы, пособия начисляются с даты признания лица безработным. Однако на субъектов, уволенных вследствие ликвидации, прекращения деятельности ИП, сокращения штата, за которыми остается среднемесячный заработок, данное правило распространяется с оговорками. Оно начинает действовать с момента окончания периода, в который производятся отчисления выходного пособия. Это означает, что, пока обязанность по материальному обеспечению гражданина выполняет его бывший наниматель, компенсации по безработице не предоставляется.

Гарантии пенсионерам

На практике достаточно часто возникают вопросы, касающиеся начисления сумм лицам, получающим выплаты по старости. Эти граждане также могут рассчитывать на сохранение за ними среднемесячной з/п с даты прекращения контракта при наличии исключительных обстоятельств. При разрешении этого вопроса нужно учесть, что лицо получает пенсию, соответственно, у него есть средства к существованию. Из этого следует, что сам по себе факт незанятости лица с даты расторжения контракта не говорит о наличии у него исключительных обстоятельств. Ими являются, в частности, отсутствие средств на жизнь, тяжелое заболевание, требующее дорогостоящего лечения, и пр. При этом для лица, не являющегося пенсионером, само по себе безработное состояние выступает как исключительное обстоятельство.

Дополнительно

Законодатель выделяет несколько случаев расторжения контракта по обстоятельствам, которые не зависят от сторон. Предусматривается, что в гарантии получения среднемесячной зарплаты нуждаются лица, которые отказались от продолжения профессиональной деятельности в условиях, не определенных договором ранее. По 84-й статье, если было допущено нарушение порядка оформления контракта не по вине сотрудника, ему начисляется выходное пособие.

Важный момент

Выплата пособия и среднего заработка, сохраняемого за сотрудником, осуществляется на средства нанимателя по прежнему месту профессиональной деятельности. Законодательство, устанавливая, что деньги выдаются в день расторжения контракта, не определяет срок для начисления сумм, необходимость в которых выявится впоследствии. Предполагается, что они должны предоставляться не позже ближайшей даты выплаты з/п на предприятии.

Расчеты с кредиторами

При сокращении штата предприятие продолжает функционировать, а при ликвидации - прекращает. При расчете с кредиторами нанимателю следует руководствоваться порядком, определенным 64-й статьей ГК. В ней устанавливается Расчеты по выходным пособиям и выдаче з/п лицам, работавшим или продолжающим деятельность по контракту, осуществляются во вторую очередь. Согласно закрепленному порядку, удовлетворение требований следующего кредитора производится после исполнения обязательств в отношении предыдущего в полном объеме. В случае недостаточности имущества оно распределяется между лицами одной очереди пропорционально предъявленным к погашению сумм, если другое не закрепляется нормами. В таких случаях не исключено, что средств не хватит для расчета со всеми кредиторами, в том числе с работниками.

Возможности сторон

В части 4 комментируемой статьи содержится указание на право участников правоотношения устанавливать иные случаи предоставления выходного пособия, повышенные размеры положенных сумм. Как поясняет ВС, при закреплении таких условий в контракте дополнительно фиксировать их в коллективном соглашении нет необходимости. Следует учитывать, что установление дополнительных гарантий для персонала накладывает на нанимателя обязанность их реализовать даже тогда, когда его финансовое положение претерпело существенные изменения. По 13-й статье ФЗ "О занятости" за лицами, с которыми расторгнут контракт вследствие сокращения штата, сохраняется очередь на получение жилья или улучшение условий проживания по прежнему месту трудовой деятельности. Им также гарантируется возможность посещать лечебные учреждения на таких же условиях, что предусмотрены для работающих граждан. Безусловно, это должно изначально закрепляться в коллективном соглашении.

Отдельные категории сотрудников

Законодательство устанавливает предельные размеры выходного пособия для некоторых работников. К ним, в частности, относят руководителей, заместителей главных бухгалтеров, членов исполнительных (коллегиальных) структур госкорпораций, госкомпаний, хозяйственных обществ, более половины акций которых является муниципальной или госсобственностью, а также внебюджетных фондов, территориальных или госучреждений, унитарных предприятий. Соответствующие правила закреплены ст. 349.3.

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 178 ТК РФ

Статья 178 ТК РФ. Выходные пособия (действующая редакция)

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:

отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);

призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);

признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 178 ТК РФ

1. Выходное пособие - это денежная сумма, выплачиваемая работнику в день увольнения - последний день работы.

2. Части 1 и 2 ст. 178 устанавливают единый порядок выплаты компенсаций при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников организации.

Сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, с зачетом выходного пособия означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц нетрудоустройства работника.

Гражданин пользуется правом получить среднюю заработную плату за второй месяц после увольнения независимо от причин задержки в трудоустройстве. Он может отказаться от работы в той же организации, предложенной руководителем перед увольнением, или работы, предложенной органами занятости после увольнения.

3. Двухнедельный срок, установленный для обращения в орган занятости, продлевается, если гражданин по уважительным причинам, например в случае временной нетрудоспособности, выполнения государственных, общественных обязанностей, не смог своевременно туда обратиться. При отсутствии у органов занятости возможности предложить уволенному работнику (в т.ч. получающему пенсию по старости) подходящую работу ему выдается справка, на основании которой за ним сохраняется средний заработок за третий месяц после увольнения. Если гражданин дважды без уважительных причин отказался от предложений подходящей работы, то справка не выдается и средний заработок за третий месяц за ним не сохраняется.

Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в т.ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

Впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

Отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

Состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

Обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке (ст. 4 Закона о занятости).

Средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства, организация выплачивает по предъявлении паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки службы занятости. При трудоустройстве гражданина в течение второго, третьего месяцев со дня увольнения за ним сохраняется средний заработок за фактическое количество дней нетрудоустройства. Предоставляемая работодателем дополнительная материальная помощь увольняемому работнику не учитывается при выплате ему среднего заработка на период трудоустройства.

Выплату выходного пособия, а также сохраняемого на период трудоустройства среднего заработка органы занятости, присваивая гражданину статус безработного, не учитывают (ст. 3 Закона о занятости).

4. Законодатель снижает размер выходного пособия до величины двухнедельного среднего заработка при прекращении трудового договора по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 178. Причиной прекращения трудовых отношений являются также объективные факторы, например призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, восстановление работника, ранее выполнявшего эту работу.

Судебная практика по статье 178 ТК РФ:

+Еще...