Функции социолога. Учебные курсы

Лекция 3. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И МЕТОДСОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Социология, изучая общественную жизнь,

во-первых : решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, т.е. описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?” — объект;

2) “как познается?” — метод;

Они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

Во-вторых: социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные теоретической социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути и средства решения конкретных проблем, тем самым способствует преобразованию данной социальной системы в положительном направлении. Ее задача - быстро изучить проблему и разработать рекомендации по реформированию сложившейся проблемной ситуации. Прикладное исследование, как правило, не требует тщательно разработанной программы, используя стандартные, хорошо проверенные методы изучения проблемы. При прикладном исследовании большую роль играет оперативность его проведения, т.к. в реальной жизни даже один день может привести к необратимым последствиям.

Теоретическая социология предполагает обширное, часто многоступенчатое исследование, тщательную проработку программы, огромное количество эмпирического материала, связанного не с одним регионом. Все это занимает много времени и требует большого штата работников. Теоретическое исследование невозможно провести в одиночку, хотя организует его один исследователь, который является научным руководителем.

Деление социологического знания на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям (теории среднего уровня - Р.Мертон): они очень часто бывают ориентированына решение практических задач.

Функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные:

— Познавательная:

1) дескриптивная (описательная);

2) диагностическая;

3) прогностическая (попытка предвидеть);

4) моделирования социальных объектов

Прикладные:

1) Прогнозная;

2) Социального проектирования и конструирования;

3) Организационно-технологическая;

4) Управленческая;

5) Инструментальная

Познавательная функция

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи

Понятие «социальное» для социологии является ключевым. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и выполняют различные социальные роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.С одной стороны, социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой, — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики.

Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, посредством анализа соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который надо осознать в интересах практики.

Социальный факт в современной социологии — это единичное общественно значимое событие, типическое для данной сферы общественной жизни.

Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии.

1). При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.

2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект, но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать и предвидеть этот процесс. Например, знать не только то, на сколько в данной группе, коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути. Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономические, демографические, психологические.

3). Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Прогностическая функция

Прогностическая функция свойственна науке в целом, потому что именно наука способна построить прогноз на основе:

— знания качества и сущности реальности;

— знания законов функционирования этой реальности;

— знания законов развития реальности

Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно важно, т.к. оно показывает:

— необходимость определенных изменений;

— возможность осуществления этих изменений.

Социология в данном случае опирается с одной стороны :

На знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его;

с другой :

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например: прогнозируя перспективы развития сегодня того или иного государственного предприятия, мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних преобразований государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т. п.) и на изучение потенциальных возможностей данного конкретного предприятия с учетом всех его особенностей (кто руководит, каков контингент работающих, какова сырьевая база, научная, материально-техническая, социально-бытовая и т. п.), т. е. всех положительных и отрицательных факторов данного субъекта. И на этой базе выстраиваются оценочные характеристики возможного будущего состояния субъекта в прогнозируемый период (как изменится социальная структура коллектива, удовлетворенность трудом, каков уровень развития будет достигнут и т. п.) и составляются эффективные рекомендации.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

Поисковый (призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий)

Нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения).

Классификация прогнозов по срокам прогнозов:

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Есть классификация по роли: например, прогнозы-предупреждения и т.д.

Средства и методы, используемые для прогнозирования:

Статистический анализ;

Построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;

Метод экспертных оценок основных тенденций;

Математическое моделирование;

И т. д.

Наилучший эффект - сочетание различных методов

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:

Развитие социальной структуры общества;

Социальные проблемы труда;

Социальные проблемы семьи;

Социальные проблемы образования;

Социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).

Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (лат. futurum будущее + ... логия), выполняющих соответствующие идеологические функции.

Функция социального проектирования и конструирования

Социальное проектирование (от лат. projectus - выступающий вперед) - научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, не смотря на то, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно:

Социально-экономической эффективности;

Экологической оптимальности;

Социальной интегрированности;

Социально-организационной управляемости;

Общественной активности.

Это I этап.

Затем II этап, когда выявляется круг актуальных социальных проблем, решение которых необходимо для достижения каждой подцели.

III этап : Определяются конкретные задачи разработки социального проекта.

1) как система социальных параметров проектируемого объекта и их количественных показателей;

2) как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.

При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.

Организационно-технологическая функция

Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем, например, повышения производительности труда, совершенствования организации управления, организация целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание социальных технологий.

Организационно-технологическая функция является как бы продолжением функции социального проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого социального результата, невозможно создать и социальную технологию, выработать меры по ее осуществлению.

С созданием сети социальных служб в народном хозяйстве эта функция становится все более и более распространенной.

Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и теоретических закономерностях.

Управленческая функция

Научные результаты социологии:

— предложения;

— методики;

— оценки различных характеристик субъекта, его практики;

Все это является исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений.

Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение по тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу, необходимо ихсоциологическоеизучение.

Например,управленческое решение, связанное с изменением режима работы в трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и косвенных факторов, которые возникают:

— в сфере трудовой деятельности;

— в сфере быта, досуга и т.п.

Управленческая функция социологии проявляется:

— в социальном планировании;

— при разработке социальных показателей и нормативов.

Инструментальная функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии, которая направлена на разработку методов и инструментария по:

— поиску

— регистрации

— обработке

— анализу

— обобщению первичной социологической информации.

Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка исовершенствование которых продолжается постоянно. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

Структура социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Теоретико-методологические основы социологии

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

Методология - это философские принципы, на основе которых строится данное исследование. Методология исследования тесно связана с теорией данной науки, т.к. в качестве методологической основы мы принимаемпринципы, которыесформулированы в теориях крупнейших авторитетов в данной области знания. Так методология может быть построена на основе, например, идеалистический философии или метафизической, или материалистической и т.д.

Три уровня социологического знания

Поскольку социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

· знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального;

· знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

Многообразие и сложность изучаемых явлений и проблемприввелик тому, что социология включает в себядва основных уровня социологического знания: макроуровень - теоретическую социологию (исследования), микроуровень - прикладную социологию (исследования) и эмпирическую социологию (исследования).

Особенностьютеоретической социологии (исследования) является то, что она ставит перед собой глобальные исследовательские проблемы, которые требуют тщательно проработанной программы исследования, огромного количества эмпирической информации и, как правило, теоретические исследования занимают большой объем времени.

Прикладная социология (исследования) ставит перед собой частные задачи. Главной ее особенностью является то, что исследование должно быть проведено быстро, точно и выданы рекомендации по решению возникшей проблемы.

Ни одно социологическое исследование не обходится без эмпирической информации. Первый анализ полученной исследователем информации по изучаемой проблеме носит описательный характер. Так создаются описательные или эмпирические теории, которых в современной социологии огромное количество.

Американский социолог Р. Мертон проанализировал их и в 1947г предложил термин «теории среднего уровня» ("theories of the middle range"). Согласно Р.Мертону, Т.С.У. - это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений.

Методы социологического исследования, методы обработки,

анализа и обобщения социологической информации

Методы - это способы и приемы получения и анализа эмпирической информации по изучаемой проблеме.

В социологии, как и в любой другой науке — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что основным инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Оно включает в себя:

1) Теоретическую часть (разработка программы исследования,обоснование цели и задач,определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную или процедурную часть, включающую в себя набор инструментов сбора информации:выбор метода сбора информации,определение результативной выборки,возможность обработки информации,

получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Методы социологического исследования включают в себя методы сбора, обработки и анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

Социоинженерная деятельность, социальные технологии

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.

Социология реализует многообразные функции, в кᴏᴛᴏᴩых пробудут ее предназначение и роль. В наиболее общем виде данные функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение данных функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Отметим, что теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в ϶ᴛᴏм мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии пробудет в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация кᴏᴛᴏᴩых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, ɥᴛᴏбы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение кᴏᴛᴏᴩых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как ϶ᴛᴏ может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии состоит по сути в том, что на базе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго в организациях формируются специальные службы социального развития, работники кᴏᴛᴏᴩых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит по сути в том, что на базе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на базе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

Роль социологии в обществе

Функции социологии можно рассматривать по отношению как к обществу, в кᴏᴛᴏᴩом она существует, так и к студенту, кᴏᴛᴏᴩый ее изучает. В чем-то данные функции совпадают.

Не стоит забывать, что важнейшей функцией социологии, кᴏᴛᴏᴩую выполняют ученые социологи, будет познавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, содержит в себе вопросы, перечисленные в первом параграфе ϶ᴛᴏй главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на базе некᴏᴛᴏᴩых принципов строится теоретическая система.

С развитием человечества и социологии некᴏᴛᴏᴩые прежние проблемы, казавшиеся решенными (например, проблема социального равенства в СССР), вновь становятся спорными. Важно заметить, что одновременно побудут новые исторические вызовы и проблемы, на кᴏᴛᴏᴩые современным социологам нужно давать теоретические ответы. К примеру, И. Не стоит забывать, что валлерстайн пишет о задачах нынешних социологов: «Обществоведение возникло как интеллектуальное дополнение либеральной идеологии и умрет вместе с либерализмом, если не изменит ϲʙᴏего статуса. <...> Я считаю, что нам, обществоведам, крайне важно полностью обновиться, ɥᴛᴏбы оказаться востребованными в обществе и не оказаться на задворках научного мира. <...> ...Наше выживание зависит от того, сможем ли мы вернуть понятие сущностной рациональности в центр наших научных дискуссий».

Диагностическая функция социологии заключается в анализе данного общества, лежащего в его основе типа людей и их социального действия и т. п. с позиции его нынешнего кризисного состояния, его положения сравнительно с прошлым, причин такого положения, оценки вариантов, способов и планов развития. Нынешний мир переживает трансформацию от индустриализма к постиндустриализму в условиях глобализации, экологического кризиса, антагонистического неравенства между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. В дополнение к ϶ᴛᴏму Россия переживает трансформацию от государственного социализма к государственному капитализму. В такие периоды велика роль социологов, разрабатывающих вместе с другими обществоведами стратегию развития человечества, разрешения социальных конфликтов. Подобные конфликты, с одной стороны, выступают источником развития, а с другой — сопровождаются материальными и человеческими жертвами, многих из кᴏᴛᴏᴩых можно избежать при умелом управлении их разрешением.

Прогностическая функция выражается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, типах обществ, социальных противоречий и конфликтов. Стоит заметить, что она предполагает анализ развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т. п. Такую возможность дает реализация познавательной и диагностической функций социологии. Результатом прогностической функции социологии будут прогнозирование возможного (реального и формального) развития обществ и человечества. Эти сценарии включают в себя (1) морально обоснованные цели общественного развития и (2) реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на базе имеющихся социологических принципов, образующих содержание теоретической социологии.

Проективная функция социологии (и гуманитарных наук) заключается в разработке проекта преобразования социальной действительности в интересах какой-то социальной общности. Проективная функция представляет собой развитие и конкретизацию прогностической функции социологии. Упомянутые преобразования могут касаться изменения социального института, государства, строя, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований. Примером может служить проект социалистического переустройства советской России, кᴏᴛᴏᴩый коммунисты предлагали как единственно возможный, истинный и справедливый для нашей страны. В ϶ᴛᴏм случае социология приобретает идеологический характер.

Общество в лице его правящей и интеллектуальной элиты обращается к социологии всегда, когда оно находится в кризисе, когда неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи. В таком положении сейчас оказался весь мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, а Россия — в условиях отказа от изжившего себя советского строя. Не стоит забывать, что валлерстайн цитирует И. Пригожина: «Возможное богаче реального», — и обращает внимание на развитие социальной утопистики, предоставляющей варианты прожектов будущей социальной реальности, кᴏᴛᴏᴩые могут быть реализованы. В данном случае мы исходим из того, что будущее не предопределено и во многом зависит от нашего сознательного выбора.

Образовательная функция социологии состоит в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание социологии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания тенденций развития ϲʙᴏего общества и человечества. Необразованность в сфере социологии будет одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов типа нацистского или коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих, в частности, нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедряли установку на линейное развитие человечества от первобытно-общинной формации к коммунистической. Ныне ϶ᴛᴏт оптимистический сценарий стал очевидно непригоден и для России, и как глобальный.

Выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

Роль социологии в обществе

Функции социологии можно рассматривать по отношению как к обществу, в котором она существует, так и к студенту, который ее изучает. В чем-то эти функции совпадают.

Важнейшей функцией социологии, которую выполняют ученые социологи, является познавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, включает в себя вопросы, перечисленные в первом параграфе этой главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на основе некоторых принципов строится теоретическая система.

С развитием человечества и социологии некоторые прежние проблемы, казавшиеся решенными (например, проблема социального равенства в СССР), вновь становятся спорными. Одновременно появляются новые исторические вызовы и проблемы, на которые современным социологам нужно давать теоретические ответы. Например, И. Валлерстайн пишет о задачах нынешних социологов: «Обществоведение возникло как интеллектуальное дополнение либеральной идеологии и умрет вместе с либерализмом, если не изменит своего статуса. <...> Я считаю, что нам, обществоведам, необходимо полностью обновиться, чтобы оказаться востребованными в обществе и не оказаться на задворках научного мира. <...> ...Наше выживание зависит от того, сможем ли мы вернуть понятие сущностной рациональности в центр наших научных дискуссий».

Диагностическая функция социологии заключается в анализе данного общества, лежащего в его основе типа людей и их социального действия и т. п. с точки зрения его нынешнего кризисного состояния, его положения сравнительно с прошлым, причин такого положения, оценки вариантов, способов и планов развития. Нынешний мир переживает трансформацию от индустриализма к постиндустриализму в условиях глобализации, экологического кризиса, антагонистического неравенства между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. В дополнение к этому Россия переживает трансформацию от государственного социализма к государственному капитализму. В такие периоды велика роль социологов, разрабатывающих вместе с другими обществоведами стратегию развития человечества, разрешения социальных конфликтов. Подобные конфликты, с одной стороны, выступают источником развития, а с другой — сопровождаются материальными и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении их разрешением.

Прогностическая функция выражается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, типах обществ, социальных противоречий и конфликтов. Она предполагает анализ развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т. п. Такую возможность дает реализация познавательной и диагностической функций социологии. Результатом прогностической функции социологии являются прогнозирование возможного (реального и формального) развития обществ и человечества. Эти сценарии включают в себя (1) морально обоснованные цели общественного развития и (2) реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социологических принципов, образующих содержание теоретической социологии.

Проективная функция социологии (и гуманитарных наук) заключается в разработке проекта преобразования социальной действительности в интересах какой-то социальной общности. Проективная функция представляет собой развитие и конкретизацию прогностической функции социологии. Упомянутые преобразования могут касаться изменения социального института, государства, строя, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований. Примером может служить проект социалистического переустройства советской России, который коммунисты предлагали как единственно возможный, истинный и справедливый для нашей страны. В этом случае социология приобретает идеологический характер.

Общество в лице его правящей и интеллектуальной элиты обращается к социологии всегда, когда оно находится в кризисе, когда неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи. В таком положении сейчас оказался весь мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, а Россия — в условиях отказа от изжившего себя советского строя. Валлерстайн цитирует И. Пригожина: «Возможное богаче реального», — и обращает внимание на развитие социальной утопистики, предоставляющей варианты прожектов будущей социальной реальности, которые могут быть реализованы. В данном случае мы исходим из того, что будущее не предопределено и во многом зависит от нашего сознательного выбора.

Образовательная функция социологии состоит в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание социологии позволяет использовать ее для предупреждения и , понимания тенденций развития своего общества и человечества. Необразованность в сфере социологии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов типа нацистского или коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих, в частности, нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедряли установку на линейное развитие человечества от первобытно-общинной формации к коммунистической. Ныне этот оптимистический сценарий стал очевидно непригоден и для России, и как глобальный.

    Социология в целом – это наука ожизнедеятельности общества как совокупностивзаимодействий (социальные связи и отношения)между субъектами (соц. институтами, соц. общности, личности). Жизнедеятельность – законы становления, функционирования, развития общества.

Объект – любоеявление общественной жизни . Объектом может быть общество.Предмет исследования –субъекты общества - соц. институты, соц. общности, личности.

Связь социологии с общественными и гуманитарными науками

Социология и философии - с оциология вышла из философии. И та и другая наука изучает личность и соц. общности

Социология и история – общий объект исследования – общество. История – описывает постфактум, социология – инфактум. История описывает, но не прогнозирует. Социология анализирует и прогнозирует

Социология и политология – прогноз реакции на политич. деятельность. Очень взаимосвязаны

Социология и педагогика – изучение личности. Связь процесса социализации – воспитания личности – педагогика.

Экономика и социология – влияние экономических процессов на общество. Экономические аспекты влияют на соц. положение человека в обществе

Социология и психология – псих. – индивид. «Я», соц. - изучение «мы». Применяются психологические методики, теории

Социология и математика – социология использует для исследования свои систематические методы

Социология и правоведение – юр. нормы регулируют социальное поведение людей. Закрепляют определенные отношения внутри общества

2.Функции социологии:

    Теоретико – познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, а также связи с другими явлениями и о характере и закономерностях развития этих явлений

    Прикладная функция – конкретная социологическая информацию для решенияпрактических научных и социальных задач.

    Функция социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества. Прогнозирует тенденции общественного развития

    Гуманистическая функция – разрабатываются социальныеидеалы , программы научно-технического, соц.-экономического, соц.-культурного развития общества

    Управленческая функция – социолог разрабатывает рекомендации, которые могут быть исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений

Структура социологии

Дифференциация социологии по 3м уровням:

    Уровень фундаментальных исследований . Обществокак целостный организм , раскрытие места и роли социальных связей в нём. Формулировка основныхпринципов социологического познания, а так же основныхметодологических подходов к анализу социальных явлений

    Уровень прикладных исследований . Задача изучения актуальных, имеющихпрактическую значимость проблем.Базируется на основе существующих фундаментальных знаний

    Социальная инженерия – уровеньпрактического внедрения полученных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий

Макро-, мезо- и микросоциология:

    Макросоциология – изучается общество как целостная система, какие элементы составляют структуру общества.. блабла.Ставится акцент на характер изменений в обществе

    Мезосоциология – исследуются группы людей (классы, нации, поколения), а так же созданные людьми стабильные формы стабилизации жизни (институты)

    Микросоциология – изучается деятельность отдельного человека, его мотивы и характер действий

Теоретический и эмпирический, средний уровни познания

Связь между эмп. и теор. – средний уровень познания (Мертон ввел это понятия 1947г)

Обобщает эмпирические факты в пределах отдельных областей социологического знания (экономическая социология, социология права, семьи и др.)

Теории среднего уровня:

1. теории соц. институтов (семья, наука, образование, политика и т.д.)

2. Соц. отношений (социология малых групп, страт, слоев, классов и т.д.)

3. Специализированных соц. процессов (социология процессов дезорганизации общ-ва, конфликтов, дезорганизации общ-ва и др.)

3. Методы социологии

    Специальные социологические методы– наблюдения, анализ документов, опросы, эксперименты

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических, прямая регистрация событий очевидцем. Есть прямая цель наблюдения.

Классификации наблюдений – стандартизированное и нестандантизированное, (так же и с опросом)

    стандартизированные - события регистрируются подетально разработанной процедуре . Детально определены объект и предмет исследования, состав элементов изучаемого процесса

    не стандартизированное наблюдение. Исследователь пользуется лишьобщим планом исследования . Определен лишь объект наблюдения. Не определяются детали процесса

в зависимости от положения наблюдателя различают включенное ине включенное наблюдение

    не включенное наблюдение – исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. изучает его со стороны

    включенное наблюдение – наблюдатель в той или иной степени включен в социальный процесс и находится в прямом контакте и с изучаемыми индивидами. В зависимости от того, какое место и какую роль занимает наблюдатель в процессе, различают:

А) полное включение – когда наблюдение проводится скрытно, изнутри исследуемой группы, общности, а истинное лицо и цели наблюдателя известны только наблюдателю

Б) ситуация «участник-наблюдатель» - наблюдатель не скрывает своей роли, адаптируется к коллективу и коллектив к нему, и собирается эмпирический материал

В) «Наблюдатель – участник» - взаимодействие наблюдателя с наблюдаемыми минимально. Исследователь не скрывает своих целей, но сам процесс наблюдения носит более формальный характер

Г) Ситуация полного наблюдателя – исследователь выполняет функцию наблюдателя не взаимодействуя с участниками – схож с не включенным наблюдением. Специфика – цели и задачи исследования . Главное достоинство – метод позволяет уловить многочисленные детали исследования. Показывает ситуацию многогранной, многомерной. Метод гибок – это важно при изучении многих социальных явлений. Недостатки – субъективное влияние на результаты процесса наблюдения. Наблюдатель – человек, его личные установки могут влиять на результат

Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросом, содержание которого представляет собой проблему исследования

    Проводится по определенному плану беседа, которая предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом (запись осуществляется диктофоном либо другим записывающим средством)

    ДА ЧТО ЖЕ ЭТО По технике проведения:

    1. Не стандартизированное (свободное интервью) – длительная беседа без строгой детализации вопроса

      Стандартизированное интервью – детальная разработка всей процедуры

Анкетный опрос – получение от респондентов сведения о событиях в жизни, мнениях и оценках. Респондент сам фиксирует свои ответы

Анкетные вопросы делятся на:

    Открытые анкеты, когда респонденты высказываются в свободной форме

    Закрытые опросные листы, где заранее предусмотрены варианты всех ответов

    Полузакрытые анкеты – комбинация открытых и закрытых

    Опросы по почте

    Групповое анкетирование (30-40 человек), индивидуализированное анкетирование

ЭКСПЕРИМЕНТ – вмешательство социолога в естественный ход событий. Бывают мысленные и натурные эксперименты (лабораторные и полевые). Проводятся для подтверждения научной гипотезы.

Метод анализа документов (контент-анализ). Сам контент анализ может быть двух видов:

    Качественный – интересует не то, что говорится, а как это говорится (а так же сколько эфирного времени или печатного пространства уделено кому-либо) . Например, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

    Количественный контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой информации и обработка. Здесь выявляются смысловые единицы:

    Понятия

    Тема

    Имена

    событие

Общенаучные методы социологии

    Системный принцип, - как единое целое, которое обладает определенной внутренней структурой.

    Принцип объективности – изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление должно рассматриваться как многогранное и противоречивое.

    Принцип историзма –тенденции развития, взаимосвязи, предугадывать

Всеобщие методы социологии

  1. Синтез –

    Индукция –

    Дедукция –

    Аналогия –

    Абстрагирование –

    Обобщение –

    Классификация –

    Статистические методы –

4. Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью измерения, обобщения и анализа социологической информации.

Цель социологического исследования – поиск фактов о социальной действительности. Дюркгейм под социальными факторами понимал политические, религиозные, моральные устои. Блаблабла в семинаре есть

В целом социологические исследования делятся на две большие группы

      Теоретико-прикладные исследования – ориентированы содействию решения социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению. Как правило исследования выполняются в рамках перспективной программы (например, наркомания и молодёжь)

      Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем – социально-техноголоческие разработки. Выполняются по прямому заказу какого-либо лица, либо организации. Результаты – разработки, в разработке которых могут принимать участие сами социологи

В зависимости о состояния имеющихся знаний о проблеме:

      Разведывательное – об изучаемой проблеме имеется очень смутное представление

      Описательное исследование – описание качественно-количественных значений изучаемой проблемы

      Аналитико-экспериментальное исследование. Наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей,

По степени годности инструментального аппарата, социологические исследования делятся на пилотажные и основные

    Пилотажные – пробно-поисковый тип исследования, который, как правило, проводится до основного. Для определения качественных характеристик, зондирование. Проводится на небольшой выборке. В выборку включаются все исследуемые категории

    Основное исследование – описательное и аналитико-эксперементальное

    1. Описательное занимается измерением какого-либо аспекта действительности, не используется для исследования какой-либо теории. Применяется когда объектом служит относительно большая общность людей

      Аналитико-экспериментальное исследование – ориентирован на выявление причин, обуславливающих сущность, структуру и особенности изучаемого процесса. Носит комплексный характер, могут применятся различные методы наблюдения

4.В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению, различают сплошное и выборочное социологическое исследование

    Сплошное - все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых

    Выборочное исследование – способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов

5. Общество. Подходы к определению понятия «общества». Признаки и структура общества. Типология обществ.

Общество (по Ожегову)– совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития какими-либо производственными отношениями;

добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели

В социологической энциклопедии общество – исторически развивающаяся совокупность отношений м/у людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Подходы к определению общества:

    Атомистическая теория общество – совокупность действующих личностей или отношений м/у ними. Девиз – «всё общество можно представить как паутину чувств и установок блабла»

    Философский подход – в нём общество предстает как обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество – вне временное и внепространственное явления. Общество – особый вид бытия в мире

    Сетевая теория – общество представлено действующими индивидами, принимающими социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Для достижения целей нужно прибегать к помощи или использовать других людей

    Системный подход – общество – это система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (социальный, духовный, экономический элемент)

ИТАК, на основе обобщения этих подходов,

общество – это установившееся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами и определяемая особенностями производства материальных и духовных благ.

Признаки общества:

Социальность – выражает общественную сущность жизни людей.

Территория, на которой разворачиваются разнообразные социальные взаимодействия.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия м/у людьми

Существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени

Высокий уровень самоутверждения и само регуляции – общество обладает высокой самодостаточностью, что помогает самостоятельно развиваться

Наличие в обществе специальных органов для осуществления само регуляции, т.е. наличие социальных институтов

Наличие в нём социальной структуры – различные слои, общности, социальная стратификация

Наличие качества системности, благодаря чему элементы общества тесно взаимосвязаны и образуют социальную систему

Принцип целостности – одно из важнейших условий жизнеспособности системы как целого

Структура общества:

    Социальная подсистема, которая представлена различного рода социального взаимодействия, различные трудовые взаимодействия в обществе, которые реализуются в различных соц. институтах, организациях, общностях, группах, отдельных индивидах. В состав этой системы входят социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики

    Экономическая подсистема – производство, обмен товаров, услуг, взаимодействие людей на рынке труда (предприниматели, фермеры, безработные, о), экономическое стимулирование различных видов деятельности (зарплата, пенсии, пособия, премии), а так же финансовые, кредитные, банковские организации и учреждения

    Политическая – совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций, структурная организация власти (законодательная, исполнительная, судебная власть), наличие политических прав и свобод граждан, а так же различных норм, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп

    Социо-культурная подсистема – искусство, религия, образование, мораль, организации и учреждения культуры, СМИ

Типология обществ:

    По способу получения средств к существованию человека, Морган выделил три эпохи:

    1. Дикости – время присваивающего собирательства и охотниче-рыболовеческого хозяйства

      Варварства – время производящего земледельческо – скотоводческого хозяйства

      Цивилизации – изобретение буквенного алфавита, появление классового деления, собственности на средства производства, появление государства и права

    По числу уровней управления и степени социальной дифференциации, общества делятся на простые и сложные

    1. Простое – составные части однородны, нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы, поэтому могут легко взаимно заменяться – первобытные племена

      Сложное общество – сильно дифференцированы структура и функции, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга

    Основываясь на первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, Маркс выделяет следующие типы обществ:

    1. Первобытно-общинное общество

      Рабовладельческое

      Феодальное

      Капиталистическое

      Всё это предыстория – к коммунистическому

    Карл Поппер различает два типа общества – закрытый и открытый, в основе различия между ними лежат отношения социального контроля и свободы индивида

    1. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматично-авторитарная идеология, коллективизм

      Открытое общество – динамичная социальная структура, высокая мобильность, способность к инновациям, критицизм, индивидуализм, демократическая плюралистическая идеология

    Леннский – по способу производства средств к жизни, социальной структуре и образу жизни, предложили следующие типы общества:

    1. Общества, живущие собирательством и охотой – аборигены, например

      Садоводческие общества

      Аграрные общества

      Промышленные общества, которые, по мнению автора возникают в 18в под влиянием индустриализации Англии

    Теннис – «гемаиншафт» и «гезельшафт» - общинность и общество – различие между традиционным и современными обществами

    1. Гемаиншафт – сельская община

      Гезельшафт – городское промышленное общество

Критерий

Гемаиншафт

Гезельшафт

Индивидуальная мотивация

Стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами (селяне помогают друг другу просто так)

Основано на рациональном осуществлении личных интересов. Здесь индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за товары и услуги

Социальный контроль

Придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам

Общество основано на формальном праве

Разделение труда

Отличается ограниченной специализацией, которая складывается на основе родственных связей – мужья, жёны, дети

Специализация профессиональных ролей и их отделение от семейных ролей

Культура

Формируется на основе религиозных ценностей

Светские ценности

Социальные институты

Семья, соседи и община

Крупные объединения и ассоциации. Формируются деловые круги, политические партии, различные ассоциации и т.д.

ПОДВЕРГАЛОСЬ КРИТИКЕ, т.к. до ужаса упрощается

    Неоконтианская школа (Хвостов, Кистяковский, Новгородцев)

    Теория общественного развития Плеханова

    Учение о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории в концепции Ленина

    Структурный функционализм – Парсонс и Мертон

ДОПИСАТЬ НАЧАЛО ЛЕКЦИИ

Постиндустриальное общество, информационный взрыв (резкое возрастание роли знаний и информации в обществе), возникновение «глобальной деревни» («сближение» стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям)

Типология общества по Тоффлеру

Тоффлер, основываясь на теории трёх волн (радикальные преобразования общества), выделяет:

    Аграрную революцию, в соответствии с которой кочевники превратились в крестьян

    Индустриальная революция, которая превратила аграрное общество в индустриальное

    Технологическая революция, которая связана началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу

В соответсвии с этой теории трёх волн, Тоффлер выделяет три типа общества:

    Традиционное или аграрное

    Капиталистическое или индустриальное

    Современное или информационное – характеризуется готовностью и стремлением к развитию и изменению, высоким уровнем социальной мобильности, рыночным механизмом регулирования поведением индивида в обществе, рациональным развитием, которое основано на знаниях и информации, доминированием критицизма, рационализма и индивидуализма, отсутствием конкретных предписаний и запретов

1. Познавательная функцня. Эта функция социологии заключается в иследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значе­ние социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объ­ективных и субъективных сторон их деятельности, а также ана­лизу функционирования социальных институтов.

Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания (см. гл. 1). На каждом из них данные процессы отражаются с разной сте­пенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сбо­ре первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.

Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать науч­ные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предви­дении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.

2. Практическая функция . Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, на­пример, по усилению стимулирования и повышению эффек­тивности деятельности людей в сфере материального производ­ства, совершенствованию экономических и политических от­ношений и деятельности соответствующих социальных инсти­тутов.

В конечном счете эти рекомендации направлены на улуч­шение механизма социального управления, повышение его эф­фективности на всех уровнях - от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее ци­вилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Услож­нение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) усили­вает потребность целенаправленного воздействия на социаль­ные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функ­ционирования различных сторон общества и получения пер­вичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.


Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социаль­ной, политической и духовной сфер общества.

3. Идеологическая функция. Одна из важных функций социологии идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических пар­тий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поста- вить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулирова­нии положений специальных социологических и общесоцио­логических теорий. Ведь социолог занимает определенное со­циально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им соци­альные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающие­ся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадле­жит, но и интересы других социальных групп, в том числе клас­сов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идео­логическое содержание, некий идеологический оттенок.

Разумеется, неправильно, когда научный подход подменяет­ся идеологическим, что нередко наблюдалось в недавнем про­шлом советской социологии. Для ученого-социолога всегда ва­жен объективный анализ общественных явлений. Однако его социальный статус есть момент самого этого анализа, что неизбежно отразится на его выводах и обобщениях относитель­но исследуемых общественных явлений и процессов. В этом смысле социология всегда идеологически ориентирована. А чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегагь чрезмерных идеологизации и политизации как в ходе социо­логических исследований, так и при формулировании выводов и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соот­носить их с общечеловеческими ценностями.

Социология Функции социологии, как и структура со­циологического знания, указывают на ее ме­сто в системе общественных и гуманитарных наук.

Так, общесоциологические теории, рас­крывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов исторического процесса, играют немаловажную ми­ровоззренческую и методологическую роль в объяснении про­блем истории, политологии, правоведения, социальной психо­логии, этики и других наук. Общетеоретическая социология способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте, выяв­лению места и роли изучаемых ими явлений в обществе и в ис­торическом процессе. Тем самым она вырабатывает общетеоре­тические подходы и методологию научного анализа и истолко­вания данных явлений.

Определенное значение для целого ряда наук имеют поло­жения и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий. Они могут касаться проблем труда, быта, различных видов деятельности людей. Эти вопросы рас­сматриваются и другими науками, в том числе экономически­ми, экологическими, педагогическими и т.д. Однако специаль­ные социологические теории имеют свой ракурс рассмотрения данных проблем. В этом смысле они дополняют данные других наук, вооружают их своими выводами и способствуют всесто­роннему исследованию соответствующих явлений.

Специальные социологические теории раскрывают соци­альные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей, условия их социального (например, городского или сельского), семейного и личного быта. Они отражают возмож­ности социального самоутверждения личности и различных со­циальных групп в системе экономических, политических, пра­вовых и других общественных отношений. Речь идет о специ­фических свойствах этих отношений, прежде всего о заключен­ных в них возможностях жизнедеятельности людей, удовлетво­рения их насущных потребностей и интересов. Обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, могут иметь то или иное значение для различных об­щественных и гуманитарных наук.

Конкретные социологические исследования проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или иных процессах обще­ственной жизни или же выявить отношения людей к этим про­цессам. Социология разрабатывает технику и методику подоб­ных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой бы области научного знания они ни проводились, по­зволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах. Это дает возможность не только всесторонне рассматривать отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или иной социальной систе­ме и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества.

Вопросы для повторения

1. Каковы основные функции социологии? Раскройте их со­держание.

2. Как сочетаются в социологии проблемы теории и практики общественного развития?

3. Покажите место и роль социологии в системе современных общественных наук.

2. Общесоциологические теории.

3глава.Классическая западная социология XIX - начала XX вв.

В данной главе характеризуются наиболее значительные запад­ные общесоциологические теории, сыгравшие или играющие в на­стоящее время важную роль в развитии социологии. Содержание со­временных направлений социологии во многом определено социоло­гическими взглядами выдающихся мыслителей XIX - начала XX вв. О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркзейма, М. Вебера, Л.Ф. Уорда, а так­же современных ученых Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Лазарсфельда и др.