Понятие и общая характеристика основных стадий законодательного процесса.

Законодательный процесс - это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов).

Конституцией РФ предусмотрено три вида законов Российской Федерации:

Федеральные законы. Они принимаются простым большинством голосов.

Федеральные конституционные законы. К ним относятся законы: об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории РФ или в ее отдельных местностях (ст. 56 и 88); о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменениях в составе РФ (ст. 65, 66, 137) и т.д. Для того чтобы принять ФКЗ требуется квалифицированное большинство голосов парламентариев -- не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и? от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ.

Законы РФ о поправках к Конституции РФ. Законы о поправках в Конституцию РФ имеют целевое значение по изменению Конституции РФ. Порядок их принятия аналогичен порядку принятия федеральных конституционных законов.

Общая характеристика стадий законодательного процесса

Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 114 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Конституция РФ.

Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта: предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона; финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат.

Вторая стадия - обсуждение законопроекта. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по предоставлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон.

Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актов федерального законодательства, подлежащих к отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта.

Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициатору законопроекта, как правило, не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

Совет Государственной Думы принимает решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Государственной Думой вопросов во втором чтении, о направлении депутатам Государственной Думы необходимых материалов и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.

Законопроект вместе с перечнем актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению, таблиц поправок к нему и заключением по законопроекту представляется депутатам, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.



В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы. В случае если законопроект за основу не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. Обсуждение и принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и по одобренным комитетом поправкам. После принятия решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает законопроект во втором чтении или отклоняет его.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов.

Третья стадия законодательного процесса - принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия – одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всем депутатам Совета Федерации.

После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение трех дней принимает по нему заключение.

Заключения комитетов рассматриваются Председателем Совета Федерации не позднее шести дней со дня регистрации поступившего из Государственной Думы закона.

Рассмотрение принятого Государственной Думой закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения соответствующего комитета Совета Федерации и проекта постановления Совета Федерации, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа депутатов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого Государственной Думой закона по результатам его рассмотрения в срок не более пяти дней направляется в Государственную Думу.

Шестая стадия – подписание и обнародование. В случае принятия Советом Федерации решения об одобрении принятого Государственной Думой закона его текст вместе с постановлением Совета Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

55. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, основные требования.

Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно-правового акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Эти органы пользуются правом законодательной инициативы в полном объеме, т. е. они могут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Таким образом, мы видим, что Конституция Российской Федерации различает две группы субъектов права законодательной инициативы. Первую группу составляют субъекты, которые имеют право законодательной инициативы в полном объеме, а вторую – субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Перед внесением законопроекта в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке. Принимается решение о подготовке законодательного акта и разрабатывается общая концепция будущего закона.

Необходимо четко определить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательного акта, и каков при этом должен быть объем правового регулирования. После этого осуществляется подготовка проекта нормативно-правового акта.

Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу:
а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам.

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению. После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

56. Подготовка к рассмотрению и рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

57. Порядок рассмотрения федеральных законов в Совете Федерации ФС РФ. Преодоление разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации.

58. Подписание и обнародование федеральных законов Президентом РФ. Порядок преодоления разногласий между Президентом РФ и палатами Федерального Собрания.

59. Особенности принятия федеральных конституционных законов.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Законодательный процесс [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Деятельность государства немыслима без адекватной и четко налаженной законодательной деятельности, которая требует специального механизма функционирования. Само по себе существование правового государства требует постоянного законотворчества. Обратиммся к понятию и механизмам законодательного процесса с целью выявления особенностей и проблем.

Очевидно, что целью законодательного процесса является обеспечение верховенства закона в правовом государстве. В этой связи крайне важно определиться с понятийным аппаратом термина "законодательный процесс". При этом следует обратиться к широкому спектру источников. Итак, законодательный процесс понимается по разному. Подробнее можно увидеть в таблице.

Понятие законодательного процесса

Трактовка

Законодательный процесс

Деятельность участников (субъектов) по внесению проекта ФКЗ, ФЗ, его рассмотрение, принятие (одобрение), подписание и обнародование, вступление в силу.

Упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона .

Процесс принятия парламентом к рассмотрению законопроектов, их обсуждения, принятия и обнародования законов. Импульсом для начала З.п. является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение им в парламент законопроекта .

Как видно из трактовок понятия законодательного процесса, его понимание не однородно. Это требует обращения к узкому и широкому пониманию термина. Прежде всего, законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается порой даже в учебной литературе.

Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

  • порядок деятельности (в данном случае по созданию закона);
  • сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством рассмотренной нами выше процедуры референдума.

Законодательный процесс как международно-правовая категория обладает определенными особенностями в разных странах. Однако, несмотря на существующие отличия можно выделить общие черты:

  1. Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или другими словами, стадий, последовательность и обязательность которых установлены законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами;
  2. Законодательный процесс осуществляется специальными субъектами;
  3. Законодательный процесс направлен на создание акта высшей юридической силы – закона.

Законодательный процесс тесно связан с законотворчеством. Само по себе законотворчество являет собой сложный неоднородный процесс, включающий в себя несколько стадий, которые отражены на рисунке 1.

Законотворчество в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Региональное законотворчество также обладает рядом особенностей, которые отражены в действующих нормативно-правовых актах. Само по себе понятие регионального законотворчества очень актуально раскрыто в определении предложенном Т.А. Золотухиной:

Региональное законотворчество – это деятельность компетентных органов, охватывающая процедуры по разработке и рассмотрению законопроектов и принятию и обнародованию законов, а также процесс принятия закона непосредственно народом .

Рисунок 1. Стадии законотворчества

Отдельно необходимо обратиться к пониманию субъекта законотворчества в сравнении в субъектом законодательного процесса . К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить:

Необходимо различать понятия "субъект законотворчества" и "субъект законодательного процесса". Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона, не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Стадии законодательного процесса в РФ

Важным элементом законодательного процесса правового государства являются его стадии. Каждая стадия законодательного процесса имеет законодательную базу, что в свою очередь актуализирует процесс законотворчества.

Рисунок 2. Стадии законодательного процесса

Каждая отраженная на рисунке 2 стадия законодательного процесса обладает системой характерных черт и является сложным правовым явлением, требующим отдельного и пристального внимания. В этой связи ниже каждая стадия законодательного процесса в РФ будет рассмотрена индивидуально.

Законодательная инициатива

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Процесс законотворчества начинается и инициативы, которая далеко не всегда преодолеет все стадии законодательного процесса. Причиной этого является либо нелепость инициативы, либо недостаток поддерживающих. В качестве нелепых законодательных инициатив можно смело назвать законопроект Елены Яровой "Законопроект о пенсиях для "стукачей". Депутат Госдумы Ирина Яровая предложила выплачивать государственные пенсии за сотрудничество с российскими правоохранительными органами и спецслужбами. Депутатская инициатива предлагает отнести период работы гражданина осведомителем к числу периодов, засчитываемых в страховой стаж . Не менее спорной является законодательная инициатива депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова в которой он предлагает гражданам появление на территориях общего пользования в обнаженном виде, либо в одежде, не соответствующей принятым этическим нормам. При этом обнаженный вид определяется законопроектом как полное отсутствие одежды на теле человека, так и не покрытая одеждой нижняя часть туловища. За невыполнение данного ограничения предусматривается штраф от 1 до 3 тысяч рублей .

Важно отметить, что ряд инициатив все же являются весьма полезными и после определенных доработок становятся не просто жизнеспособными, но и полезными. Так особый интерес представляет законодательная инициатива депутата Милонова, которая вносит изменения в систему правового регулировании работы социальных сетей. В частности, данная инициатива предусматривает, что пользователь при регистрации должен будет сообщить свои паспортные данные. Регистрация детей до 14 лет становится невозможной. Это поможет улучшить качество контента в социальных сетях и снизить их негативное влияние на подрастающее поколение.

Правом на подачу законодательной инициативы обладают:

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд РФ
  • Высший Арбитражный Суд РФ
  • органы, которые наделены правом представлять эти субъекты

В Российской Федерации существует четкая процедура ввода в действие новых законов, Она представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Путь законодательной инициативы

Для законодательной инициативы, процессуально значимо нормативно закрепленные сроки начала и окончания ее реализации. Именно на это представляется целесообразным обратить внимание в первую очередь. Как начало осуществления законодательной инициативы, как представляется, юридически следует оценить факт внесения законопроекта в законодательный орган, поскольку непосредственно с данного момента ставится вопрос о необходимости принятия конкретного законодательного акта, приводится в действие механизм законотворческой деятельности законодательного органа.

Обязательными компонентами официального внесения законопроекта в законодательный орган, вытекающими из права законодательной инициативы, являются: получение законопроекта от субъекта законодательной инициативы, обеспечение его дальнейшего прохождения в законодательном органе.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе

Конституция Российской Федерации предусматривает законотворческую деятельность Государственной Думы. Регламент Думы регулирует процедуру рассмотрения законопроектов в рамках законодательного процесса. Рассмотрение законопроектов осуществляется, в трех чтениях.

Любое обсуждение законопроекта начинается с его представления автором. Инициатор объясняет роль и целесообразность своей законодательной инициативы.

Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом, Правительством, субъектом Федерации, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта, в конце обсуждения им предоставляется заключительное слово для анализа высказанных в ходе обсуждения предложений и замечаний.

Затем необходимо выдержать прения по законопроекту. По итогам обсуждения того или иного законопроекта в первом чтении Государственная Дума Российской Федерации наделена правом принятия следующих решений:

  1. принять законопроект в первом чтении и поручить ответственному комитету продолжить работу над ним с учетом поправок;
  2. отклонить законопроект;
  3. принять закон в целом .

В случае полного отклонения законодательной инициативы законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. Он возвращается субъекту законодательной инициативы.

Если законопроект принят, то он поступает в специальное подразделении Государственной Думы, где проходит процедуру разработки и внесения поправок. Поправки вносятся в конкретные статьи документа. Доработанный законопроект представляется в Совет Думы для включения в календарь рассмотрения Думой вопросов во втором чтении.

Здание Государственной Думы РФ. Фото: Андрей Нестеров

Не принятый во втором чтении законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение поправок, а также возвращение к его обсуждению.

Принятый Государственной Думой законодательный проект отправляется в Совет Федерации для дальнейшего обсуждения. Законопроект оформляется на специальном бланке и проходит лингвистическую экспертизу.

Каждый закон, одобренный Государственной Думой Российской Федерации, в кратчайшие сроки регистрируется в Совете Федерации. Срок регистрации не превышает 48 часов. Согласно Конституции Российской Федерации на рассмотрение закона выделено 14 дней, по истечении которых должно быть вынесено определенное решение: либо принять либо вынести на обсуждение. В первом случае комитет в Совете Федерации считает возможным принять закон, без внесения в изменений и дополнений. В случае если рекомендуется Совету Федерации обсудить федеральный закон на своем заседании -тогда очевидно что ответственный комитет неудовлетворен федеральным законом, принятым Думой.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Дума может предложить комиссии продолжить работу для представления новых предложений. В Совете Федерации федеральный закон, принятый в порядке реализации согласительной процедуры, рассматривается в упрощенном порядке. Если при повторном рассмотрении федерального закона Государственная Дума приняла его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет (комиссия) Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Думой федерального закона без обсуждения. Если же при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума приняла его в измененной редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый. Возможен и такой вариант, когда при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона. В этом случае закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Подпись закона Президентом РФ

Важнейшим этапом законодательного процесса в Российской Федерации является подписание закона Президентом РФ. В правовой литературе данная стадия законодательного процесса получила название санкционирование. Однако, следует отметить что как правило в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация". Промульгация – это официальное провозглашение закона, принятого парламентом.

На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы.

В случае, когда Президент РФ не подписывает законопроект, его отправляют на повторное рассмотрение. В этом случае, необходимо принятие закона большей частью голосующих – не менее 2/3 голосов должно быть в пользу одобрения законопроекта. После чего законопроект подписывается Президентом РФ и обнародуется.

Рисунок 4.Статистика законодательного процесса за 2017 год

Что касается принятие Федеральных Конституционных Законов – процесс регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" .

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Литература

  1. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Законодательный процесс // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. – М.: Юридическая литература, 2002.
  2. Электронный словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://political_science.academic.ru/741/ПРОЦЕСС_ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
  3. Золотухина Татьяна Александровна Особенности законотворчества в субъектах РФ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47): в 2-х ч. Ч. I. C. 77-80
  4. ТОП-15 самых дурацких законопроектов 2015 года по версии Клерк.Ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.klerk.ru/law/articles/431964/
  5. Работа над законопроектом в Государственной Думе - три стадии процесс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl%3Fid%3D474
  6. Статистика законодательного процесса за 2017 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gosduma.net/legislative/statistics/
  7. ФЗ от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;

обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;

регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

органические (кодифицированные) законы и обыкновенные

Виды законов по сроку действия:

постоянные;

чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;

специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования - административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом

В законотворческом процессе можно выделить следующие основные стадии издания законов:

1) законодательная инициатива,

2) обсуждение законопроекта,



Законодательная инициатива - это предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов.

К числу субъектов, которые обладают правом законодательной инициативы, относятся следующие должностные лица (государственные органы):

Президент Российской Федерации,

Члены Совета Федерации,

Государственная Дума, депутаты Государственной Думы Российской Федерации,

Правительство Российской Федерации,

Члены (депутаты) законодательных органов субъектов Российской Федерации,

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации.

После регистрации законодательные проекты направляются в рабочие органы для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними. Данные законодательные проекты направляются в Государственную Думу, которая является законодательным органом.

Обсуждение законодательного проекта происходит на заседании Государственной Думы, оно начинается с доклада инициатора законопроекта. Некоторые особо важные законопроекты могут обсуждаться всенародно, т. е. путем проведения референдума.

Непосредственное рассмотрение текста законодательного проекта может производиться либо постатейно, либо по разделам, либо в целом. На стадии обсуждения законодательного проекта допускается внесение в него поправок, изменений и дополнений. Кроме того, изменения, вносимые в законодательный проект, могут выражаться в исключении ненужных положений. В зависимости от степени подготовленности представленного на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации законодательного проекта возможны три варианта дальнейших действий:

Принятие законопроекта,

Отклонение законопроекта,

Отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие законодательного проекта - это отдельная самостоятельная стадия законотворческого процесса, и она может быть различной в зависимости от степени важности принимаемого нормативного акта. Так, например, принятие федерального либо федерального конституционного закона осуществляется на заседании Государственной Думы Российской Федерации. Для этого необходимо, чтобы за законодательный проект положительно проголосовало соответственно более 1/2 либо не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Некоторые федеральные и федеральные конституционные законы после утверждения их Государственной Думой направляются на дальнейшее рассмотрение в Совет Федерации Российской Федерации, где соответственно для их принятия требуется, чтобы положительно проголосовало более 1/2 либо не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Текст принятого законодательного проекта подписывается и обнародуется Президентом Российской Федерации. В случае же несогласия Президента с представленным законопроектом он может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, а далее - в Совет Федерации.

После того как законодательный проект окончательно прошел стадию обсуждения и принятия, он подлежит официальному опубликованию. Опубликование - это основной из имеющихся вид оглашения, обнародования закона. Вообще, опубликование - это самостоятельная стадия законотворческого процесса, которая имеет очень важное юридическое и социальное значение. Все федеральные (в том числе конституционные) законы подлежат опубликованию в течение 7 дней со дня подписания их Президентом Российской Федерации, а акты палат Федерального Собрания Российской Федерации - в течение 10 дней.

Федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации и иные нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации после их официального опубликования в государственных средствах массовой информации - «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства» и др. В необходимых случаях законы и иные нормативные акты могут быть дополнительно опубликованы и в иных органах печати. Кроме того, нормативные акты могут быть дополнительно обнародованы по телевидению, радио либо переданы по каналам связи, а также разосланы государственным органам.

Законы, как и другие нормативные правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества – важнейшей составной части нормотворческой деятельности.

Законодательный процесс - это вся совокупность общественных отношений, возникающих в процессе инициирования, подготовки, обсуждения и принятия закона. С формальной точки зрения законодательный процесс есть сложная система организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. Конституционный Суд РФ определяет законодательный процесс как «конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, и характер возникающих, развивающихся и прекращающихся правоотношений его участников, их взаимных прав и обязанностей».

Принципы, на которых базируется законодательный процесс:

1.Принцип верховенства прав человека . Нормативные акты должны воплощать приоритет основных прав и свобод человек. Этот принцип закреплен в статье второй Конституции России: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

2.Принцип иерархии актов (законности). Соответствие актов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридической силой. Lex superior derogat legi interior (перев. с лат.) – акт большей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.

3.Принцип компетентности. Законы должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего государственного органа или должностного лица.

4.Принцип формализации. Обязательным условием законности является строгое соблюдение правотворческих процедур при принятии закона и введении в действие.

5.Принцип публичности (общедоступности). Законы должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальное получение информации о содержании закона всеми лицами, права и интересы которых ими затрагиваются. Неопубликованный закон не применяется и не порождает правовых последствий.

6.Приоритет международно-правовых источников . Если надлежаще ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем законом, то применяются нормы международного договора.

7.Принцип перспективного действия . Законы обратной силы не имеют, если только самим актом не установлено иное.

Законодательный процесс в РФ имеет особенности.

(1) он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации,

(2) установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы,

(3) в законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.

Выделяют 4 основные стадии законодательного процесса: 1) внесение законопроекта (законодательная инициатива); 2) рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта); 3) принятие закона; 4) опубликование закона.

Законодательная инициатива – это право уполномоченных субъектов официально поставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. Выступление с законодательной инициативой влечёт обязательное обсуждение её в парламенте. Согласно Конституции правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, по вопросам их ведения.

Вносимые в Государственную Думу законопроекты о налогообложении, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, вносятся только при наличии заключения Правительства России, отвечающего за финансово-кредитную политику государства.

Законопроект обсуждается на заседаниях Государственной Думы поэтапно в трех чтениях. На этой стадии в текст законопроектов вносятся поправки, изменения, дополнения. Государственная Дума принимает закон большинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передаёт его на рассмотрение в Совет Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законопроекты по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного права, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира. Совет Федерации одобряет закон большинством голосов от общего числа членов палаты. Если в течение четырнадцати дней Совет Федерации не рассмотрел закон, он считается одобренным.

Совет Федерации вправе отклонить закон – наложить вето. В этом случае создаётся согласительная комиссия для преодоления разногласий. После работы комиссии закон повторно рассматривается в ГосДуме. Если при повторном голосовании за закон проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, он считается принятым даже без одобрения Советом Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации законопроект в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. На эту процедуру отводится 14 дней. В течение этого срока Президент может отклонить закон, наложив на него вето, и вернуть обратно в ГосДуму. ГосДума и Совет Федерации вновь рассматривают возвращенный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы – вето считается преодоленным. В этом случае Президент обязан в течение семи дней подписать и обнародовать закон.

Действует Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". В течение 7 дней после подписания Президентом РФ закон должен быть опубликован в “Российской газете”, «Парламентской газете» и “Собрании законодательства Российской Федерации”.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.


Похожая информация.


Стадии законодательного процесса

Правотворческий процесс - более широкое понятие, нежели законодательный процесс. Последний направлен на создание за­конов и более детально регламентирован.

Законодательный процесс включает в себя следующие стадии.

1. Законодательная инициатива - право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа.

В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Феде рации, депутатам Государственной думы, Правительству Россий­ской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной ини­циативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховно­му Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок пред­ложение об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроект.

Стадия законодательной инициативы предполагает подготовку определенного пакета документов и совершение ряда процедур (например, согласование финансовых и налоговых документов с Правительством Российской Федерации, с субъектами Федерации). Так, законопроекты о введении или отмене налогов, осво­бождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие зако­нопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

В литературе выработалось два подхода к вопросу о том, что считать фактическим началом за­конодательной инициативы, Большинство юристов ограничива­ют законодательную инициативу действиями, осуществляемыми исключительно в рамках официального прохождения законопро­екта в законодательном органе, считая началом законодательной инициативы внесение законопроекта на рассмотрение законода­тельного органа. Наряду с этим существует точка зрения, авто­ры которой расширительно трактуют содержание законодатель­ной инициативы, включая в него в качестве начального этапа всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона. В обоснование данной точки зрения делается ссылка на то, что воз­буждение вопроса об издании закона, выявление потребности в его принятии, его научная, экспертная, организационная подготовка, равно как и внесение законопроекта на рассмотрение за­конодательного органа, есть деятельность, связанная с проявле­нием законодательной инициативы.

2. Обсуждение законопроекта. Обсуждение законопроекта про­исходит в несколько этапов:

Обсуждение в комитетах законодательного органа, которое может сопровождаться внесением поправок в текст законопроекта;

Вынесение на обсуждение на заседание законодательного органа.

Всенародное обсуждение является стадией правообразования, но не стадией законодательною процесса. Обсуждение может пред­шествовать законодательному процессу или сопровождать его.

Известный русский правовед И.А.Ильин в своей работе «Те­ория права и государства» отмечал: «Под обсуждением законо­проекта не следует понимать те рассуждения о нем, которые ве­дутся устно - на собраниях и письменно - в газетах, журналах и книгах. По общему правилу, в обсуждении законопроекта могут участвовать только члены законодательных палат. Это обсуждение ведется в строго установленном порядке, сначала в особых ко­миссиях, в которых нередко выслушиваются посторонние палате, но сведущие люди, а потом в общем собрании законодательной палаты, под руководством председателя и нередко в присутствии министров, делающих свои сообщения. Обсуждение делится на две основные стадии: сначала следует обмен мнений, в котором выясняется потребность в новом законе, его целесообразность и его словесная формулировка; потом происходит голосование законопроекта, в результате которого выясняется, сколько чле­нов палаты стоит за превращение этого законопроекта в закон и сколько высказывается против».

3. Принятие закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Происходит путем открытого голосо­вания депутатов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании – по палатам) за него проголосовали более половины членов палаты. Законопроект проходит три чтения. Законы о бюджете, в отличие от иных законов, - четыре чтения. Для принятия Федерального конституционного закона установлена более сложная процеду­ра. Для законов субъектов Российской Федерации предусмотрено, как правило, прохождение двух чтений, а для региональных законов о бюджете - трех.

4. Одобрение законопроекта Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Сове­том Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государствен­ной Думой.

Согласно статье 106 Конституции России обязательному рас­смотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государ­ственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регули­рования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Рос­сийской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Фе­дерации;

е) войны и мира.

5. Подписание законопроекта Президентом Российской Федера­ции. Глава государства подписывает законопроект в течение че­тырнадцати дней и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнад­цати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассмат­ривают данный закон. Если при повторном рассмотрении феде­ральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции боль­шинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подле­жит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.



6. Опубликование (обнародование) закона. Официальная публи­кация - необходимое условие вступления в силу всякого закона. На территории Российской Федерации применяются только офи­циально опубликованные законодательные акты (статья 15 Конституции Российской Федерации).