Лекции по курсу «Ювенальное право. Что такое ювенальное право: суть понятия и структура

Государству, для осуществления защиты прав ребенка необходимо урегулировать общественные отношения в этой сфере общества, а именно четко закрепить права и обязанности, участвующих субъектов. В этом и заключается предназначение ювенального права. Посредством правовых норм приводится в действие и используется государством механизм правовой защиты прав ребенка, что, в настоящий момент, требует точной регламентации. Поэтому теоретическое обоснование ювенального права создает правовую базу для формирования ювенальной юстиции и института уполномоченного по правам ребенка в России, о чем еще говорилось в Письме уполномоченного по правам человека РФ от 7 июля 1999 года «О спасении беспризорных детей и защита их прав».

Термин «ювенальное право» может употребляться в четырех основных аспектах. Им может быть обозначена соответствующая отрасль права, отрасль российского законодательства, отрасль юридической науки и учебная дисциплина, изучаемая в юридических высших учебных заведениях.

Ювенальное право как отрасль права должна определяться, прежде всего, как система правовых норм, регламентирующих ювенально-правовые отношения. Термин «ювенальный» происходит от латинского juvenis (junior), что в переводе означает - молодой, юный 1 .

Отрасль законодательства – это система нормативных актов, в которых ювенально-правовые отношения урегулированы. Ювенальное право – это комплексная отрасль российского законодательства, в которой по предметному и целевому признакам соединяется разнородный правовой материал, объединенный при этом в той или иной степени либо с организацией деятельности государственных компетентных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, либо с установлением и реализацией правового статуса ребенка. Предметным признаком соединения служит характер регулируемых общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации деятельности государственных компетентных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, установления гарантий прав ребенка. Целевой признак соединения правового материала представляет собой необходимость обеспечения прав и законных интересов ребенка, создания оптимальных условий реализации ребенком своих прав в государстве и обществе.

Наука ювенального права изучает и исследует проблемы правового положения ребенка, вопросы реформирования. Как отрасль научного знания ювенальное право может способствовать не только решению конкретных государственно-ювенальных проблем, но и совершенствованию всего российского законодательства по вопросам обеспечения прав и свобод несовершеннолетних. Можно отметить и тот факт, что научные исследования в сфере ювенального права носят междисциплинарный комплексный характер. Следовательно, анализ проблем и поиск научных решений должны непосредственно осуществляться на стыке юридических наук, на границе политической науки, психологии, медицины, ювенологии и т.д.

Ювенальное право как научная и учебная дисциплина – это система подлежащих разработке и изучению знаний и категорий, характеризующих реализацию и защиту правового статуса ребенка.

Ювенальное право должно закреплять структуру государственных органов, осуществляющих правовую защиту ребенка, определять правовой статус должностных лиц в сфере охраны прав детей на основе авторитарного метода, суть которого – строгая регламентация поведения участников правоотношений, их «неравное» положение, поскольку инициатором защиты личности ребенка, его прав, выступает государственный орган 2 .

Нормы ювенального права призваны укреплять правовое положение ребенка в семье, обеспечивать защиту детей, лишенных возможности воспитываться в полной семье, детей-инвалидов, детей-беженцев. Ювенальное право затрагивает сферу трудового законодательства, где обеспечиваются трудовые права ребенка, а также области правового обеспечения образования и здравоохранения детей. Такие правоотношения и составляют предмет ювенального права.

Следовательно, в предмет ювенального права входят общественные отношения, возникающие в процессе регулирования в основном имущественных и личных неимущественных отношений, где одной из сторон непосредственно (чаще всего через представителей) выступает несовершеннолетний.

Определение предмета и само понятие «ювенальное право», может быть увязано не только с гражданскими и с семейными, и с трудовыми, административными, уголовными, наследственными, жилищными отношениями, а также и с отношениями социального обеспечения. Следовательно, ювенальные отношения носят комплексный правовой характер, и объединяет их в единую группу то, что, все они связаны с правовым регулированием субъективных прав и юридических обязанностей несовершеннолетних и других субъектов права в различных сферах законодательства.

В таких правоотношениях, являющихся предметом ювенального права, можно выделить следующие группы по субъектному составу:

    между несовершеннолетним с одной стороны и родителями, а также лицами, их замещающих с другой стороны, в связи с обязанностью последних по содержанию, воспитанию и защите прав и интересов детей;

    между несовершеннолетним с одной стороны, и образовательным учреждением с другой, в лице должностных лиц, педагогов, воспитателей и т.д. в связи с реализацией права несовершеннолетнего в области образования и воспитания;

    между несовершеннолетним и учреждением в сфере здравоохранения в связи с обеспечением прав детей на охрану здоровья, на отдых и оздоровление;

    между общественными объединениями (организациями) и иными некоммерческими организациями с одной стороны и несовершеннолетним с другой, в области подготовки ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей;

    между несовершеннолетним с одной стороны и органами социального обслуживания и социальной защиты семьи в связи с реализацией объема социальных услуг по государственному минимальному социальному стандарту;

    между несовершеннолетним с одной стороны и работодателем с другой стороны по поводу реализации права на труд;

    между несовершеннолетним и органами государственных, муниципальных фондов и иных жилищных фондов в связи с реализацией права ребенка на жилище;

    между несовершеннолетним и правоохранительными органами по поводу защиты его прав;

    между несовершеннолетним и федеральными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, органами исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов РФ, реализующими государственную политику в интересах детей;

    между несовершеннолетними по поводу реализации своих имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов, а также и другими физическими и юридическими лицами в гражданском обороте.

Разделение ювенальных отношений по группам и их последующее рассмотрение показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее содержание – направленность на регулирование основных прав ребенка, а также на обеспечение реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка со стороны уполномоченных и обязанных лиц в Российской Федерации. Очевидно, что эти отношения возникают при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства – органов местного самоуправления. При таком воздействии должны обеспечиваться основные права и законные интересы ребенка. Государство должно так организовать деятельность всех своих органов, чтобы соблюдались все правила и требования правовых норм по подготовке детей к полноценной жизни в обществе, воспитания их в духе патриотизма и гражданственности.

Регулируя эти отношения, нормы ювенального права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан, а также правовой статус самих несовершеннолетних.

Четкость и слаженность регулирования ювенальных отношений необходима для обеспечения должной организованности работы государственных органов, а также органов местного самоуправления в сфере реализации государственной политики по охране детства. Также важно и для соблюдения интересов ребенка государством в международном масштабе, и для граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в результате – для выполнения государством своих функций. В настоящее время в России отсутствует единый государственный орган, занимающийся вопросами детства. Функции защиты прав ребенка возложены на различные министерства (здравоохранения, образования, юстиции и др.).

Формирующееся ювенальное право РФ отражает новые экономические, политические, социальные условия страны, поэтому в его развитии можно выделить следующие наиболее существенные направления :

Во-первых, создание ювенально-правовых норм обусловлено признанием со стороны государства детства, как важного периода в жизни человека. Это влечет за собой установление принципов приоритетной подготовки детей к жизни в обществе в сложных рыночных отношениях.

Во-вторых, усиливается гражданская, административная, уголовная ответственность за правонарушения в области охраны прав ребенка. Это относится и к ответственности самих несовершеннолетних, осуществляющих свою деятельность в разных сферах действия законодательства.

В-третьих, наблюдается повышение роли субъектов РФ в сфере правового регулирования по защите прав ребенка 3 .

Вместе с тем, отмеченные направления в создании и развитии ювенального права и ювенальной юстиции РФ представляют наметившиеся тенденции, которые требуют более углубленного подхода для изучения и упрочения правового положения ребенка. И, важно здесь, чтобы развитие ювенального права происходило в тесной связи с нормами международного права. Утверждение прав и свобод ребенка наравне с правами человека, должно стать высшей ценностью в нашем обществе и в российском государстве, где основной ячейкой является семья.

Благодаря семье ребенок развивает свое сознание и жизненный опыт, и благодаря ей реализует принадлежащие ему субъективные права и свободы. От родителей ребенка (или лиц, их заменяющих) зависит его благополучие и формирование его личности. Таким образом, расширяя правовой статус несовершеннолетних в семье, возможно, ограничить правовые аспекты с участием ребенка и за пределами семейных отношений (например, гражданских, трудовых, жилищных, предпринимательских, административных, уголовных и др.).

Категория «семейный статус ребенка» позволит закрепить внешние границы дозволительных действий и бездействий, а также при возникновении нарушений внешних границ определить и запреты со стороны законодателя. Разрозненность норм, в которых определен «семейный статус ребенка», отсутствие единого законодательства, порождает в итоге и отсутствие специального координационного органа в этой области регулирования.

Наблюдаемая нами разобщенность правовых норм, в которых отражается «семейный статус ребенка», влечет за собой свободу выбора вариантов защиты несовершеннолетних, это вызывает неодинаковые способы их реализации, налицо – дублирование решений тех органов, которые так и или иначе могут решать проблемы детей. Более того, защита прав ребенка, входя в компетенцию многих органов, тем не менее, не является самостоятельным направлением в их деятельности.

По нашему мнению, создание ювенального права, возможно, только благодаря расширению и закреплению «семейного статуса ребенка», когда будут подготовлены стартовые политические, экономические, социальные, и правовые площадки.

Можно сказать, что ювенальное право представляет собой систему юридических норм, которая объединяет нормы внутригосударственного законодательства и международных договоров, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, на основе принципа диспозитивности (равенства сторон, одной из которых обязательно выступает несовершеннолетний, принимая активное или пассивное участие), а также норм, обеспечивающих защиту и охрану личности ребенка, его законных интересов и прав с помощью императивно-диспозитивного метода.

Метод правового регулирования ювенальных правоотношений – это совокупность юридических средств, приемов и правил, осуществляющих воздействие ювенального права на поведение субъектов ювенальных правоотношений. Для регулирования ювенальных отношений используется диспозитивный и императивный методы. Диспозитивность характеризуется юридическим равенством, автономностью волевого аспекта сторон, имущественной самостоятельностью, юрисдикционным и неюрисдикционным порядком защиты нарушенных прав. Императивность проявляется во властных отношениях, отношениях подчинения.

Основными направлениями воздействия ювенального права на отношения с участием несовершеннолетних, являются функции ювенального права – регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция закрепляет в нормативных актах права и обязанности сторон, устанавливает правовой механизм для обеспечения эффективной реализации правовых предписаний в области защиты прав ребенка.

Охранительная функция проявляется в ведении запретов на совершение общественно-опасных деяний, а также применения юридических санкций к виновным в правонарушениях с участием несовершеннолетних.

Ювенальное право действует по принципам, заимствованным из конституционного, гражданского и семейного права, административного, уголовного права. Благодаря влиянию норм международного права на ювенальные правоотношения в России, становится возможным выделить и определенные принципы, присущие сфере регулирования в области защиты прав и интересов ребенка, напр., принцип не дискриминации детей, принцип участия ребенка в общественной жизни, принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.

Смешанный, частно-публичный характер ювенальных норм, который вытекает из метода правового регулирования ювенального права, позволяет обозначить ювенальные правоотношения в зависимости от определенного критерия.

В зависимости от структуры межсубъектной связи все ювенальные правоотношения можно разделить на относительные и абсолютные правоотношения, осложненные ювенальным элементом. В относительных ювенальных правоотношениях ребенку, как субъекту права противостоят строго обязанные определенные лица. Например, работодатель и несовершеннолетний работник; ребенок и его родители и т.д.. В абсолютных же ювенальных правоотношениях ребенку противостоит неопределенное число обязанных лиц. Например, в авторском правоотношении (автором является несовершеннолетний) в качестве обязанных лиц, выступают все окружающие автора лица.

Основанием классификации может выступать объект ювенального правоотношения. Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних (материальные и нематериальные блага). Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др. Следовательно, можно выделить имущественные и личные ювенальные правоотношения. Имущественные ювенальные правоотношения возникают по поводу товаро-денежных отношений, и не связанных с денежными, в которых участвует несовершеннолетний, принимая в них активную или пассивную роль. Личные ювенальные правоотношения связаны непосредственно с личностью ребенка, его именем, фамилией, отчеством, авторскими правами ребенка, правом на воспитание в семье и др.

В зависимости от способа удовлетворения потребностей несовершеннолетних можно различить вещные и обязательственные ювенальные правоотношения. Вещные правоотношения, осложненные «ювенальным элементом» возникают по поводу права наследования несовершеннолетних, права собственности ребенка и др. 4 В обязательственных же отношениях с участием несовершеннолетних, ребенком совершаются определенные действия в пользу других лиц, а также действия и со стороны заинтересованных лиц в пользу ребенка.

Защита прав ребенка со стороны компетентных органов, получает свое выражение в процедурных правоотношениях. Процедурные ювенальные правоотношения подразделяются на процессуальные и непроцессуальные. Процессуальные ювенальные правоотношения возникают по поводу защиты прав ребенка в суде, а также в сфере пресечения правонарушений со стороны несовершеннолетних. Непроцессуальные ювенальные правоотношения с участием несовершеннолетних возникают вне суда, но при наличии установленной законом процедуры. Например, регистрация матерью ребенка в органах ЗАГСа, оформление документов на получение пенсии по случаю потери кормильца и др.

Выделим из массива норм гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного права и других отраслей права группу норм ювенального права. В основе выделения ювенальных норм лежит российская политика в области охраны детства.

Таким образом, правоотношения, осложненные ювенальным элементом – это общественные отношения, которые возникают в процессе реализации и защиты прав, законных интересов и ответственности несовершеннолетних, регулируемые нормами национального и международного законодательства.

Выделим отличительные особенности ювенальных правоотношений:

Ювенальные правоотношения возникают в процессе реализации прав и интересов ребенка, а также их защиты;

Субъектом ювенальных правоотношений выступает несовершеннолетний;

Изучение ювенального права как комплексной отрасли предполагает рассмотрение следующих вопросов:

Порядок возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений и правовые последствия;

Права и обязанности участников ювенальных правоотношений;

Правовые последствия нарушения субъектом своих обязанностей, запретов и ограничений;

Особый статус ребенка и его правовая защита.

Таким образом, ювенальное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере правового статуса ребенка, защиты его прав и законных интересов.

Предмет науки ювенального права шире предмета ювенального права как отрасли права, ибо в содержание первой входит исследование не только действующего ювенального законодательства и практики его применения, но и история развития ювенально-правовой науки, изучение ювенального права зарубежных государств.
Науке ювенального права присущи известные и другим наукам методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-догматический, конкретно-социологический, диалектический, статистический.
Среди основных задач науки ювенального права необходимо обозначить следующие:
теоретическое комментирование отечественного законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка;
изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере деятельности органов ювенальной юстиции;
исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в российском обществе и государстве;
анализ деятельности органов ювенальной юстиции по обеспечению прав и законных интересов ребенка в РФ;
разработка рекомендаций по дальнейшему улучшению правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних;
формирование предложений, направленных на совершенствование ювенального законодательства и создание специализированных правовых актов, регулирующих права и законные интересы несовершеннолетних;
изучение законодательного опыта других государств, особенно тех, в которых приняты правовые акты, соответствующие международным стандартам.
Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном Собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.
Ювенальное право представляет собой также специальную учебную дисциплину. Основное содержание этой дисциплины – изучение действующего международного и отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Практика преподавания дисциплины «Ювенальное право» направлена на решение ряда задач. Среди них: обобщение и предложение в комплексе знаний о правовом статусе несовершеннолетних в РФ; оценка степени защищенности прав и законных интересов ребенка в РФ; выработка оптимальных путей совершенствования российского законодательства о правах и законных интересах детей; формирование целостного представления о современном состоянии государственной ювенальной политики в РФ.

§ 3. Ювенальная политика

Основные направления развития ювенальной отрасли российского права корреспондируются с основными положениями ювенальной политики государства. Сегодня российская правовая политика переживает один из наиболее ответственных этапов своего развития. После президентских выборов 2000 г. и особенно 2004 г. в стране сложилась новая политическая ситуация, возник иной расклад сил. Общество остро осознало необходимость перемен, потребность жить по законам, в условиях общепринятого порядка, стабильности и предсказуемости .
Поскольку родовое понимание термина «политика» (от греч. politike – искусство управления государством) подразумевает, прежде всего, управленческую деятельность государственных органов, то ювенальная политика сводится к государственному управлению в определенной сфере социальных отношений, связанных с несовершеннолетними. Ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид социальной деятельности, урегулированный нормами международного и национального права, направленный на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Данная политика должна отражать как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних.
Впервые на законодательном уровне государственная политика в интересах детей получила свое закрепление в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Указанный нормативный правовой акт определил цели, принципы и основные направления данной политики. Из содержания названного Закона следует, что ювенальная политика и политика государства в интересах детей – синонимы. Поэтому целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов России, достижениями национальной и мировой культуры.
В основу формирования ювенальной политики положен ряд принципов, основные из которых:
соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
демократический характер, гуманность, правовые начала, справедливость и гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;
законодательное обеспечение прав ребенка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Несомненно, что все эти принципы тесно взаимосвязаны. Таким образом, ювенальная политика представляет собой составную часть как социальной политики РФ, так и ее государственной молодежной и семейной политики. Существование отдельных направлений социальной политики, указанных ранее, не исключает их взаимосвязи, что, в свою очередь, вытекает из соотношения ее составных частей.
Так, молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека – лица в возрасте от 14 до 30 лет (см. постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»). В свою очередь, ювенальная политика направлена на защиту ребенка – лица в возрасте до 18 лет. Кроме того, основная цель молодежной политики – содействие более полному включению молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитию молодежных объединений, движений и инициатив, а ювенальной – содействие реализации и укреплению гарантий прав ребенка. Поэтому их основными отличиями являются возраст лиц, в отношении которых проводится политика, а также цели осуществления.
Что касается семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи (см. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики»). Таким образом, семейная политика направлена на защиту прав ребенка в семье и не охватывает важные интересы ребенка в других сферах жизнедеятельности (например, образовательной, трудовой).
Содержание ювенальной политики образует деятельность соответствующих субъектов, направленная на:
изучение положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений;
осуществление контроля за их благосостоянием; анализ на этой основе соответствующего законодательства, оценку его эффективности;
проведение коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости;
разработку и принятие нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.
Объектом ювенальной политики являются нуждающиеся в признании, правовом закреплении и социальной защите жизненно важные блага и интересы несовершеннолетнего, а также действующее законодательство, призванное официально отразить основные приемы и способы обеспечения благополучия несовершеннолетних.
Под субъектом ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ее состав вошли: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ к субъектам ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру.
В последнее время ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по работе с несовершеннолетними. Так, например, все чаще выдвигаются предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в РФ. В отдельных субъектах РФ такой институт уже введен.
Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, «…рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса…» . Однако вопрос о воссоздании в России специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних – ювенальной юстиции – по-прежнему остается открытым.
Представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур.
Одним из основных средств ювенальной политики является ювенальное право. Соотношение ювенального права и ювенальной политики представляется следующим: обеспечение государственной политики в области охраны прав несовершеннолетних немыслимо без создания надежной правовой базы, в то же время полноценное развитие законодательства в области защиты прав детей невозможно без комплексного социального подхода государства к проблемам несовершеннолетних.

Глава 2
Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних

§ 1. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации

Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность» . Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка – это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.
В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый» .
Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.
Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является Закон Республики Саха от 1 июля 1994 г. № 23-I «О правах ребенка», где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.
Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина . В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.
В понятие конституционно-правового статуса включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве).
В соответствии со ст. 12 указанного Закона ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, – по заявлению родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ (п. 6 ст. 14).
Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя (п. 3 ст. 19).
Закон о гражданстве регламентирует также вопросы изменения гражданства ребенка при прекращении или приобретении гражданства родителями, при усыновлении (удочерении), при установлении опеки или попечительства.
Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ.
Гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 24).
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, приобретающих гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 25).
Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой – лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о гражданстве при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ (п. 4 ст. 26).
Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.
Ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
Ребенок или недееспособное лицо, которое является гражданином РФ и над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ (ст. 27).

§ 2. Личные права и свободы ребенка

Права и свободы традиционно делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные .
В первую очередь следует рассмотреть личные права и свободы ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.

Право ребенка на жизнь
Данное право закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т. д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией . Гарантии реализации права на жизнь закреплены также и в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, в частности уголовного.
В специальных законах субъектов РФ, устанавливающих правовой статус ребенка, также закрепляется право на жизнь, в том числе и право на обеспечение нормального внутриутробного развития , под которым понимается установление правовых и социальных гарантий беременным женщинам, проведение межведомственных программ по снижению уровня абортов, материнской и детской смертности, распространения среди молодежи заболеваний, передаваемых половым путем.
Право ребенка на охрану чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение чести и достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях.

Рассредоточены в большом количестве нормативных правых актов. Они содержатся в Гражданском, Трудовом, Семейном, Уголовном, Уголовно-исполнительном кодексах и др., причем законодатель выделяет некоторые нормы, специально посвященные правовому положению несовершеннолетних и отношениям с их участием. Однако несомненное большинство норм касается всех граждан независимо от их возраста. В качестве примера можно привести Гражданский кодекс РФ, который включает в себя правила о дееспособности лиц, не достигших возраста 18 лет, в то время, как большинство других норм ГК РФ регулирует отношения с участием всех граждан, в том числе малолетних.

В связи с этим современная законодательная техника не позволяет объединить нормы о правовом положении несовершеннолетних в едином акте. В настоящее время нет оснований говорить об отрасли ювенального права.

Ювенальное право в современных условиях - это отрасль науки, которая изучает множество норм, определяющих статус несовершеннолетних граждан и регулирующих отношения с их участием, принадлежащих к разным отраслям права . При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права , которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу отраслей законодательства.

Предметом ювенального права являются правовые нормы, которые регулируют отношения с участием несовершеннолетних. В первую очередь здесь следует назвать правила, которые непосредственно относятся к лицам, не достигшим возраста 18 лет. В качестве примера можно назвать ст. 38 и 60 Конституции РФ , нормы гл. 11 СК РФ и др. Ювенальное право обязано исследовать также нормы, которые регулируют отношения с участием всех граждан, в том числе несовершеннолетних, в той мере, конечно, в какой они их касаются.

Если это множество норм объединено тем, что они являются предметом анализа одной научной дисциплины, то по данному критерию они тоже могут рассматриваться как система, несмотря на то, что она, конечно, не представляет собой отрасль в современном понимании этого термина.

Анализ системы норм - это выявление их собственного содержания, а также сравнительное рассмотрение норм, принадлежащих к разным отраслям. Цель такого анализа состоит, в частности, в том, чтобы оценить соответствие содержания норм из разных отраслей, в том числе согласование их с нормами, которые имеют большую юридическую силу. Например, соответствие постановлений Правительства РФ федеральному законодательству, федерального законодательства - Конституции РФ.

Целью ювенального права является также изучение опыта применения нормативных правовых актов самими участниками отношений, а также практики работы с несовершеннолетними учреждений муниципального управления , административных органов и суда .

Задачей такого анализа является определение направления совершенствования законодательства, регулирующего отношения с участием несовершеннолетних, а также отношений несовершеннолетних с муниципальными и государственными органами .

Общая цель анализа законодательства средствами ювенального права - в том, чтобы определить направления его совершенствования.

Основные задачи науки ювенального права можно определить следующим образом.

1. Системный анализ норм, которые определяют права и обязанности детей в разных сферах общественных отношений.

В настоящее время в решении этой задачи имеются проблемы, что отражается на содержании действующего законодательства. Например, ст. 43 Конституции РФ предусматривает право на обучение. Она также устанавливает, что образование обязательно. Вместе с тем в нормативных правовых актах не предусмотрена обязанность детей учиться. Они, соответственно, знают о наличии своего права на обучение, которым, по их мнению, можно пользоваться или которое можно игнорировать.

При этом у самих активных сторонников ювенального права есть проблемы с системным анализом законодательства. В качестве примера можно привести следующий пассаж: «Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин “несовершеннолетний” (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном). Общим ориентиром для понимания несовершеннолетия в отечественном праве могли бы стать соответствующие положения Конституции, однако в главном законе страны они отсутствуют». В связи с этим можно напомнить ст. 61 Конституции РФ, которая устанавливает, что граждане могут осуществлять свои права и обязанности по достижении ими возраста 18 лет. Да и упрек в адрес гражданского законодательства лишен оснований. Как известно, ст. 21 ГК РФ предусматривает, что дееспособность граждан в полном объеме возникает по достижении ими возраста 18 лет - с этого времени гражданин признается совершеннолетним.

2. Разработка предложений не только о признании и защите нрав несовершеннолетних, но и об установлении их обязанностей.

В настоящее время в этом отношении наблюдается явная диспропорция. В качестве примера можно привести семейное законодательство: гл. 11 СК РФ устанавливает только права детей в семье . Таким образом, получается, что у них нет обязанности обслуживать себя, уважать интересы других членов семьи, беречь семейное имущество, участвовать в ведении совместного хозяйства, прилежно учиться, соблюдать правила поведения в общественных местах и т. д. Если дети не знают об этих своих обязанностях, не обучены навыкам их исполнения, можно констатировать печальную истину, что они не готовы к взрослой жизни.

3. Разработка мер ответственности несовершеннолетних за неисполнение ими своих обязанностей в семье и учебном заведении.

В настоящее время в основном дебатируются вопросы ответственности несовершеннолетних при выявлении участия их в состоявшихся преступлениях . Однако главное место занимают проблемы защиты прав детей. Уже сейчас активно формируется сеть уполномоченных по правам ребенка. В последние годы все чаще поднимается тема насилия над детьми в семье. Тем не менее всякое общество для укрепления правопорядка , повышения эффективности производственной деятельности, развития производительных сил, охраны среды обитания должно совершенствовать систему обязанностей. Причем начинать эту работу надо с воспитания детей.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что у родителей и лиц, их заменяющих, нет возможности воздействовать на ребенка. Такие возможности появляются у органов, которые занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений . Однако у этих государственных органов такие возможности появляются в отношении детей: уже употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; уже совершивших правонарушение, влекущее применение мер административного взыскания; уже совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Согласно УК РФ в отношении детей, достигших возраста 14 лет, правоохранительные органы могут начать уголовное преследование, если они совершили: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162) и другие тяжкие преступления (ст. 19). Однако меры воздействия (порой достаточно жесткие) в отношении детей родители должны иметь право применять еще до совершения перечисленных правонарушений.

Представляется противоречивой ситуация, предусмотренная ст. 20.22 КоАП РФ: появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортном средстве общего пользования и других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 300 до 500 руб. Получается такая ситуация, что у самих несовершеннолетних нет обязанности вести себя достойно в общественных местах и не совершать действия, перечисленные в ст. 20.22 названного Кодекса. Родителям не дано права наказывать свое чадо за недостойное поведение, однако самих родителей наказывать в случае недостойного поведения их детей можно.

Таковы общие положения и особенности ювенального права в современных условиях.

Ювенальное право как наука и учебная дисциплина

Ко второй части относится правовое положение несовершеннолетних, система их прав и обязанностей на базе совместного рассмотрения норм отраслей материального права - конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного. Также здесь характеризуются условия ответственности несовершеннолетних за нарушение обязанностей согласно нормам соответствующих отраслей права.

И наконец, третья часть - ювенальная юстиция - регламентирует порядок применения норм об ответственности несовершеннолетних на основе правил административного, гражданского и уголовного процесса .

Ювенальное право представляет собой также специальную учебную дисциплину. Основное содержание этой дисциплины - изучение действующего международного и отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.

При рассматриваемом нами подходе учебный курс ювенального права также должен включать в себя три раздела:

  1. основы правового статуса несовершеннолетнего;
  2. правовое положение несовершеннолетних по нормам отдельных отраслей материального права России;
  3. ювенальная юстиция.

Комплексный характер ювенального права не дает возможности указать лишь на один доминирующий метод правового регулирования. Ювенальному праву присуще сочетание действия различных методов, относящихся как к числу императивных, так и диспозитивных. Специфика ювенально-правовых отношений заключается в том, что анализируемая отрасль права наделяет ребенка правовыми средствами удовлетворения его потребностей и интересов в различных общественных отношениях, обязывая другую сторону правоотношений исходить, прежде всего, из интересов несовершеннолетнего.

Говоря о предмете ювенального права, нельзя, не упомянуть о понятии ювенального правоотношения. Такое правоотношение можно определить как систему общественных отношений, в рамках которых несовершеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несет особые юридические обязанности, посредством которых он связан с другими субъектами этих отношений.

Система ювенального права нашла свое закрепление в многочисленных нормативных правовых актах иных отраслей права. В некоторых из них ювенальные нормы рассредоточены по различным отраслевым документам, и правоприменителю потребуется немало времени на их отыскание. В других они представлены в кодификационных документах и объединены в основном в их специальных разделах или главах.

б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении основных направлений государственной

Методы ювенального права

Парадоксальность ситуации состоит в том, что у родителей и лиц, их заменяющих, нет возможности воздействовать на ребенка. Такие возможности появляются у органов, которые занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений. Однако у этих государственных органов такие возможности появляются в отношении детей: уже употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; уже совершивших правонарушение, влекущее применение мер административного взыскания; уже совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Согласно УК РФ в отношении детей, достигших возраста 14 лет, правоохранительные органы могут начать уголовное преследование, если они совершили: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162) и другие тяжкие преступления (ст. 19). Однако меры воздействия (порой достаточно жесткие) в отношении детей родители должны иметь право применять еще до совершения перечисленных правонарушений.

Анализ системы норм – это выявление их собственного содержания, а также сравнительное рассмотрение норм, принадлежащих к разным отраслям. Цель такого анализа состоит, в частности, в том, чтобы оценить соответствие содержания норм из разных отраслей, в том числе согласование их с нормами, которые имеют большую юридическую силу. Например, соответствие постановлений Правительства РФ федеральному законодательству, федерального законодательства – Конституции РФ.

Понятие ювенального права, его предмет, метод и система

метод ювенального права должен, с одной стороны, предоставлять детям широкие возможности для реализации их прав, свобод и интересов, а с другой — уменьшать ответственность по сравнению со взрослыми, устанавливать высокую степень защиты ребенка государством, необходимую для его благополучия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что по содержанию воздействия на общественные отношения метод ювенального права является преимущественно дозволительным , а по форме предписания — преимущественно императивным

Содержание конституционно-правового положения несовершеннолетнего составляют конституционные права, свободы и обязанности ребенка. л. 2 Конституции РФ, посвященной анализу прав и свобод человека и гражданина, понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин» и «каждый». Более того, ст. 1 и 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» прямо указывают, что ребенок (т. е. физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет) рассматривается в качестве человека и гражданина. Таким образом, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Предмет и метод ювенального права

В зависимости от структуры межсубъектной связи все ювенальные правоотношения можно разделить на относительные и абсолютные правоотношения, осложненные ювенальным элементом. В относительных ювенальных правоотношениях ребенку, как субъекту права противостоят строго обязанные определенные лица. Например, работодатель и несовершеннолетний работник; ребенок и его родители и т.д.. В абсолютных же ювенальных правоотношениях ребенку противостоит неопределенное число обязанных лиц. Например, в авторском правоотношении (автором является несовершеннолетний) в качестве обязанных лиц, выступают все окружающие автора лица.

Основанием классификации может выступать объект ювенального правоотношения. Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних (материальные и нематериальные блага). Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др. Следовательно, можно выделить имущественные и личные ювенальные правоотношения. Имущественные ювенальные правоотношения возникают по поводу товаро-денежных отношений, и не связанных с денежными, в которых участвует несовершеннолетний, принимая в них активную или пассивную роль. Личные ювенальные правоотношения связаны непосредственно с личностью ребенка, его именем, фамилией, отчеством, авторскими правами ребенка, правом на воспитание в семье и др.

Лекции по курсу «Ювенальное право» (стр

Анализируя основные отрасли отечественного права, мы приходим к выводу, что верхнюю возрастную границу несовершеннолетия следует установить на уровне 18 лет поскольку начиная именно с этого возраста физическое лицо практически становится полноправным членом общества. Это вовсе не означает отсутствия исключений из этого правила. Так, например, зачастую для занятия определенной должности, а также для привлечения к уголовной ответственности за некоторые категории преступлений физическим лицам необходимо обладать иными, более высокими, возрастными характеристиками.
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Первичной составляющей любой отрасли права является правовая норма. Норма ювенального права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властных предписаний, которое призвано самостоятельно осуществлять охрану прав несовершеннолетнего (или усиливать действие иных правовых норм) и регулировать специфические по своему содержанию общественные отношения.

Глава 1

Категория «семейный статус ребенка» позволит закрепить внешние границы дозволительных действий и бездействий, а также при возникновении нарушений внешних границ определить и запреты со стороны законодателя. Разрозненность норм, в которых определен «семейный статус ребенка», отсутствие единого законодательства, порождает в итоге и отсутствие специального координационного органа в этой области регулирования.

Ювенальное право действует по принципам, заимствованным из конституционного, гражданского и семейного права, административного, уголовного права. Благодаря влиянию норм международного права на ювенальные правоотношения в России, становится возможным выделить и определенные принципы, присущие сфере регулирования в области защиты прав и интересов ребенка, напр., принцип не дискриминации детей, принцип участия ребенка в общественной жизни, принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.

Методы ювенального права

К органам, составляющим систему ювенальной юстиции, относят непосредственно суды по делам несовершеннолетних, т. е. ювенальные суды, институт уполномоченного по правам ребёнка, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующихся на работе с детьми, специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодёжную политику, муниципальные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные и реабилитационные центры, службы и учреждения, а также общественные объединения и иные некоммерческие организации, действующие в интересах детей и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных интересов, негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные, реабилитационные центры, службы и учреждения, в том числе и учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей, коллегии адвокатов.

2. Принцип гласности при осуществлении ювенальной правоохранительной и иной ювенальной деятельности (в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) проявляется в процессе доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных ювенальных юридических актов, отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности по выполнению программ, направленных на улучшение и развитие ювенальной политики, защите прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Что такое ювенальное право: суть понятия и структура

Ювенальное право – это отрасль российского права, включающая в себя ряд правовых норм, которые обеспечивают контроль общественных отношений в юридической сфере, касающихся установления, реализации и регулирования имущественных интересов детей, являющихся гражданами РФ. Иными словами, ювенальное право считается способом защиты свобод и интересов несовершеннолетних граждан.

В состав ювенальной системы вошли многочисленные органы, занимающиеся вопросами защиты интересов ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста. В частности, можно выделить такие, как различные органы опеки, телефоны доверия, комиссия по делам несовершеннолетних и другие учреждения.

Общие положения ювенального права

В настоящее время в решении этой задачи имеются проблемы, что отражается на содержании действующего законодательства. Например, ст. 43 Конституции РФ предусматривает право на обучение. Она также устанавливает, что образование обязательно. Вместе с тем в нормативных правовых актах не предусмотрена обязанность детей учиться. Они, соответственно, знают о наличии своего права на обучение, которым, по их мнению, можно пользоваться или которое можно игнорировать.

Ювенальное право в современных условиях – это отрасль науки, которая изучает множество норм, определяющих статус несовершеннолетних граждан и регулирующих отношения с их участием, принадлежащих к разным отраслям права. При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права, которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу отраслей законодательства.