Правила выхода маломерных судов в черном море. Эксплуатация маломерных судов в пограничной зоне

В Крыму ужесточают правила выхода в море для лодок и парусных судов, пишет севастопольское издание «Примечания». По данным журналистов, российские силовики проверяют документы у экипажа и пассажиров и на воде, и на пирсе сразу после прихода. При этом ссылаются на приказ Федеральной службы безопасности России №454, который регулирует пограничный режим.

Согласно документу, о выходе маломерного судна в море с целью отдыха или рыбалки нужно сообщить пограничникам не позже чем за 2 часа, указав предполагаемое время возвращения. Уведомить нужно и по возвращении в пункт базирования. Если судно не успевает вернуться вовремя, капитан должен отчитаться о причине задержки по телефону или радио. Ночью можно выходить в море только со специальным передатчиком, а нырять с аквалангом можно исключительно в светлое время суток.

Капитан из Севастополя Игорь Крымченко сетует, что маломерные суда, по сути, приравняли ко всем остальным.

– До 2014 года мы очень быстро все делали, оформляли, причем не важно, в какую сторону мы шли: за границу в Варну, в Стамбул или вдоль побережья. Тем более мы работали с агентами, которые знали наши лодки и капитанов. Занимало оформление буквально час. Сейчас ситуация намного усложнилась. Не важно, большое судно или яхта – на каждом идут проверки. Приходит комиссия с пограничниками, с таможенниками, вскрывает все помещения и рундуки. Это, естественно, занимает время, как и подготовка документов на выход, на экипаж, судовой роли – все идет нервно. Когда наши суда не приравнивались к большому флоту, был лояльный подход. В ночное время раньше можно было ходить, не имея идентификатора, а сейчас только с ним.

Игорь Крымченко отмечает, что при переходе из Крыма в Сочи или Анапу предупреждать пограничников необходимо и вовсе за сутки.

Обидно за наш яхтенный флот. Пристальные проверки документов – это утомляет и создает нервозность

Игорь Крымченко

– Надо обязательно приехать к ним, записаться в журнале, получить разрешительные документы, потом предупредить еще раз за 4 часа (после смягчения правил в 2017 году уже 2 часа – КР) и только после этого выходить. Если судно под иностранным флагом – обязательно наличие идентификатора. Обидно за наш яхтенный флот. Чрезмерно пристальные проверки документов – это утомляет, больше отнимает времени у капитана и создает нервозность. Когда мы приходим к берегам Греции или Турции, процедуры проходят все те же, но за считанные минуты. Там те же требования к качеству и к аварийно-спасательному оборудованию, но здесь это все дотошно, с проверками и перепроверками.

Председатель федерации морских профсоюзов Украины Максим Слюсаревский рассказывает, какие правила действуют на материке.

– Если маломерное судно выходит в прибрежной зоне, до 2 миль, то процедура достаточно простая. Суда у нас приписано к базе стоянки и должны выходить оттуда – администрация звонит пограничниками и уведомляет о выходе, а вечером – о возвращении. Если планируется переход из Одессы в Черноморск, в Херсон, тогда уже надо оформлять судовую роль, тогда идет осмотр пограничниками и так далее, но процедуры занимают немного времени. В Крыму такое ужесточение, наверное, связано с обстановкой. Возможно, хотят из полуострова сделать более милитаризованную зону. Это уже больше похоже на советское время с закрытыми городами и базами. Не исключено, что хотят сделать территорию Крыма закрытой.

Максим Слюсаревский уверен, что подобные подходы к безопасности сильно бьют по морскому туризму.

– Вот если взять Одессу – люди хотят летом развлекаться на воде, какие-то аттракционы. Кто-то хочет на своей яхте выйти. Если для того, чтобы выйти в море и половить бычка, тебе нужно пройти кучу формальностей, то уже отпадает все желание. Естественно, это будет иметь прямые негативные последствия.

Украинский военный эксперт Олег Жданов согласен с мнением об усиливающейся милитаризации Крыма.

– Если разрешение надо брать у военных, значит вся власть переходит именно к ним. Крым превращается в глобальную военную базу, которая, по моим наблюдениям, даже готовится стать ядерной. Я не знаю, хватит ли президенту России политической воли для завоза на полуостров ядерного оружия, но то, что мы наблюдаем, – это подготовка к его размещению. В связи с этим укрепляют береговую оборону – это видно по закрытию акваторий на побережье Крыма. Судя по этой ситуации, у крымского туризма нет будущего. Во-первых, непризнанная, незаконно аннексированная территория. Мне кажется, в Кремле понимают, что туда никто не поедет, кроме самих россиян. Это дотационный регион, и говорить о строительстве отелей, думаю, не приходится.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

10 818

Лодка на воде должна иметь на борту снабжение

Каждое маломерное судно при выходе на воду должно иметь на борту обязательное снабжение для обеспечения безопасности плавания, утвержденное ГИМС.

Должно быть в лодке и количество спасательных жилетов по кол-ву человек находящихся на борту.

Выписка из Временных Правил классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденных приказом Главного управления ГИМС России от 28 июня 2001 года № 42.

6.3.4.3. Комплектация предметами снабжения поднадзорных судов, в общем случае, должна соответствовать таблице. 6.3.4.4. Все суда, независимо от района плавания, кроме гребных лодок (лодочных) прокатных станций, должны иметь фальшфейеры красного огня, а на судах, эксплуатируемых в прибрежной части морей и на больших озерах следует иметь дополнительно ракеты бедствия парашютные.

6.3.4.5. Индивидуальные спасательные средства, находящиеся на борту судна, должны быть окрашены в оранжевый цвет с нанесенным на них бортовым номером (названием) судна и соответствовать требованиям стандартов.

6.3.4.6. На гребных лодках лодочных прокатных станций, расположенных на несудоходных водоемах, разрешается иметь один спасательный круг.

Что должно быть в лодке при нахождение на водоеме

Таблица Комплектации предметами снабжения поднадзорных судов

6.3.4.7. Все суда, независимо от класса, должны быть снабжены тросом соответствующих длины, калибра и материала, обеспечивающих безопасность швартовки и буксировки судов в районах плавания, а на судах 1-3 классов должен быть спасательный линь длиной не менее 16 метров

6.3.4.8. Суда с парусным вооружением должны быть снабжены страховочными поясами (приспособлениями их заменяющими) по числу членов экипажа, занятых обслуживанием парусов.

6.3.4.9. На каждом судне 1-4 классов должна быть укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой помощи.

6.3.4.10. Суда 1-3 классов должны снабжаться электрическим фонарем, пригодным для сигнализации, а суда 1 класса, кроме того, должны иметь прожектор (фару — искатель).

6.3.4.11. Все моторные и парусные суда должны иметь комплект инструментов для производства ремонта, включающий в обязательном порядке ножовку по металлу, а парусные суда, кроме того, средство для перерезания такелажа в экстремальных условиях.

6.3.4.12. Каждое судно, кроме гидроциклов, должно иметь ручное водоотливное средство (ведро, черпак и т.п.) и отпорный крюк (весло — на гребных лодках). Моторные суда и суда с парусным вооружением, где это предусмотрено ТУ, должны иметь не менее 2 весел для использования в качестве резервного движителя.

6.3.4.13. Суда 1-2 классов должны иметь курсоуказатель (компас), лот, анемометр, барометр, бинокль и карту района плавания, а суда 1 класса, кроме того, должны оборудоваться средствами радиотелефонной связи и радиолокационными отражателями.

6.3.4.14. Все суда, независимо от разряда плавания, кроме гребных лодок лодочных (прокатных) станций и гидроциклов, должны быть снабжены фальшфейерами красного огня в количестве не менее 3 штук, а суда 1-3 класса дополнительно — ракетами сигнала бедствия красного огня.

6.3.4.15. На судах должны быть предусмотрены условия хранения, обеспечивающие безопасность и готовность к действию имеемых пиротехнических средств.

6.3.4.16. Основанием для оценки техническою состояния как «годное» является наличие и исправность предметов снабжения, их соответствие вышеперечисленным требованиям.

6.3.4.17. Основанием для оценки технического состояния как «ограниченно годное» является несоответствие номенклатуры предметов снабжения разряду бассейна, определяющему класс судна, при этом, судну присваивается тот класс, которому соответствует имеющееся снабжение на судне.

6.3.4.18. Основанием для оценки технического состояния как «запрещенное к эксплуатации» является отсутствие на судне вышеперечисленных предметов снабжения или их неисправность.

Отсутствующие в Табеле предметы снабжения, предусмотренные Временными Правилами шрифтом синего цвета.

Что должно быть в лодке?

Табель обязательного оснащения маломерных судов


Пояснения к табелю обязательного оснащения маломерных судов

1. Однотипные предметы снабжения, указанные в скобках в зависимости от конструкции и оборудования судна, выбираются судовладельцем. Например, весла и весло-гребок. Если у судна есть подуключины – должны быть весла с уключинами. Если подуключин нет – должно быть весло-гребок.

2. Весло-гребок может быть совмещено с отпорным крюком.

3. Брезент должен быть пропитан огнезащитным составом.

4. Емкость черпака должна быть не менее 1 литра.

5. Линь спасательного конца должен быть плавающий.

6. На судне на воздушной подушке ремонтная аптечка необходима для ремонта гибкого ограждения.

7. Индивидуальные спасательные средства (жилеты или нагрудники) должны быть окрашены в оранжевый цвет их количество должно соответствовать установленной норме по пассажировместимости. Эти средства должны соответствовать требованиям стандартов и на них должен быть нанесен бортовой номер (название) судна. Бортовой номер (название) судна наносится на тканевый прямоугольник размером 30мм*90мм путем вышивки и размещается в области груди на передней левой части индивидуального спасательного средства.

8. Суда с парусным вооружением должны быть снабжены страховочными поясами (приспособлениями их заменяющими) по числу членов экипажа, занятых обслуживанием парусов.

– Бинт стерильный – 1 шт.

– Жгут для остановки кровотечения – 1 шт.

– Лейкопластырь бактерицидный 2 х 5см – 3 шт.

– Салфетки стерильные 6 х 10см – 3шт.

– Раствор йода 5% или бриллиантовой зелени 1% — 1 шт.

– Валидол таблетки или капсулы – 1 уп.

– Нашатырный спирт – 1 фл.

– Инструкция

– Герметичный бокс (футляр) – 1 шт.

Должно быть в лодке при проверке ГИМС и медицинское оснащение. При длительности плавания более 3-х суток аптечка доукомплектовывается в зависимости от состава людей и длительности плавания по рекомендации врача.

18 февраля состоялось рабочая встреча руководства Западного филиала ГОСАКВАСПАС, инспекторских подразделений ГИМС Балтийска и Янтарного с руководящим составом береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области. Встреча была посвящена обсуждению вопросов о проведении совместных мероприятий по реализации требований Приказа ФСБ России от 15.10.2012 года №515 "Об утверждении Правил пограничного режима ".
В результате полуторачасового обсуждения, были найдены ответы на все возникшие, в ходе изучения приказа № 515, вопросы.
Для судовладельцев и судоводителей, использующих свои суда в пределах участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации приводим ниже самые необходимые выдержки из вышеназванного приказа и комментарии к ним.
3.1. Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду кроме пассажирских, рыбопромысловых, наливных, нефтеналивных, буксирных, военных, судов и средств правоохранительных и контролирующих органов , используемые в пределах участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского Морей, подлежат обязательному учету в ближайших подразделениях пограничных органов и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования.
3.2. Постановке на учет в подразделениях пограничных органов подлежат используемые в пределах участков (районов) российской части вод:
а) маломерные суда, в том числе амфибийные транспортные средства и суда на воздушной подушке ;
б) подводные средства движения, подводные обитаемые и необитаемые аппараты;
в) средства (аэросани, буера, мотосани, мотонарты и другие подобные средства, в том числе индивидуальной постройки).
Постановка гражданами и организациями на учет судов и средств осуществляется до начала их эксплуатации .
3.4. Использование в пределах участков (районов) российской части вод судов осуществляется в соответствии с Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми субъектами Российской Федерации. Утверждены приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N 502 (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2005 года, регистрационный N 6940) (с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 21 июля 2009 года N 425 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2009 года, регистрационный N 14733)). Статья 25 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2011, N 30 (ч.I), ст.4590; N 30 (ч.I), ст.4605).
3.5. Выход судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод и их возвращение в пункты базирования осуществляются с уведомлением пограничного органа или ближайшего подразделения пограничного органа.
По возвращении судов и средств в пункты базирования, их владельцы обязаны уведомить пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа о фактическом времени возвращения.
3.6. Пребывание судов и средств разрешается в светлое время суток :
а) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим,- в пределах места (района, указанного в разрешении на осуществление деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим;
б) во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей - до границ районов, указанных в судовом билете , по согласованию с пограничным органом , на участке которого планируется деятельность. Судам и средствам, не имеющим судового билета,- на удалении до 2 миль от берега».
Принятый в 2012 году Федеральный закон №36-ФЗ о маломерных судах, отменил требования по регистрации в ГИМС для огромного числа маломерных судов, находящихся в пользовании наших граждан. Если судно не подлежит регистрации, то подразумевается, что судовладелец не имеет судового билета и не проходит ежегодного технического освидетельствования.
Однако судоводителям таких судов необходимо иметь в виду, что прибрежные морские воды относятся к бассейнам 1 разряда и в них допускается эксплуатация судов не ниже 1 класса . А по сему, чтобы не иметь неприятностей при встрече с госинспекторами ГИМС, каждый выходящий в море судоводитель должен удостовериться в том, что его судно удовлетворяет, кроме всего прочего, и особым техническим требования предъявляемым к маломерным судам 1 класса .
Вот эти требования:

Конструкция корпуса, изготовленного из металла, дерева, стеклопластика и армоцемента для судов 1-3 классов обязательно должна предусматривать наличие набора.
-конструкция корпуса, изготовленного из водонепроницаемых тканей, для надувных судов 1 класса должна предусматривать наличие жесткого днища.
-на судах 1-3 классов должна быть предусмотрена возможность крепления страховочных поясов.

У беспалубных судов 1 класса минимальная высота надводного борта должна быть не менее 0,6 расчетной высоты волны. Минимальная высота надводного борта определяется от уровня действующей ватерлинии до первого открытого отверстия в корпусе судна или до комингса люка (кокпита). Минимальный надводный борт при полном водоизмещении должен быть не менее 6 % наибольшей длины судна.

Моторные, парусно-моторные, парусные суда независимо от класса и гребные суда 3 и выше классов должны оборудоваться якорным устройством .
-на судах 1-3 классов должен быть спасательный линь длиной не менее16 м.
-на каждом судне 1-4 классов должна быть укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой помощи.
-суда 1-3 классов должны снабжаться электрическим фонарем, пригодным для сигнализации, а суда 1 класса, кроме того, должно иметь прожектор (фару-искатель).
-cуда 1-2 классов должны иметь курсоуказатель (компас), лот, анемометр, барометр, бинокль и карту района плавания, а суда 1 класса, кроме того, должны оборудоваться средствами радиотелефонной связи и радиолокационными отражателями.
-на палубных судах 1 класса осушительная система должна включать в себя не менее одного насоса с механическим приводом и одного насоса с ручным приводом.
Если ваше судно не удовлетворяет перечисленным требованиям, то Вам в море выход запрещен в соответствии с требованиями безопасности плавания. Нарушив этот запрет вы можете быть привлечены к

«4.2. Об осуществлении деятельности ( промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности , в соответствии с пунктом 4.1 данного приказа) во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации граждане или организации письменно уведомляют пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа не позднее, чем за 4 часа до выхода судов и средств по рекомендуемой форме.
В случаях отказа от выхода во внутренние морские воды Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальное море Российской Федерации для осуществления деятельности граждане и организации обязаны об этом уведомить пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа ».
Необходимо отметить, что требования пункта 4.2 не касается граждан выходящих в территориальное море для отдыха или любительского лова рыбы.
«4.4. Владельцам судов и средств, указанных в пункте 3.2 Правил, запрещается:
а) использовать не поставленные на учет суда и средства;
б) хранить суда и средства вне установленных пунктов базирования;
в) переводить суда и средства из одного пункта базирования в другой без уведомления подразделения пограничного органа, в котором суда и средства состоят на учете, передавать их для использования в российской части вод без перерегистрации другим гражданам ».
Судоводителям, использующим для выхода в прибрежные морские воды судно по доверенности от судовладельца, необходимо обратить особое внимание именно на пункт 4.4в). Вы, не нарушая требований ГИМС, становитесь нарушителями пограничного режима, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Старший государственный инспектор по маломерным судам Ю.А. Лойко