Отношение людей к инвалидам. Отношение общества к инвалидам. Положение инвалидов в РФ

в Европе инвалиды - это "люди с повышенными потребностями",

а в России - это "люди с ограниченными возможностями".

Вот и весь менталитет...

Почему мы привыкли стыдливо отводить глаза?!!

Надия Алекперли


Вы видели на российских тротуарах и дорогах вот такой знак?

В последнее время стало моветоном заграницу хвалить. Вслед за известным сатириком многие грудью ложатся на амбразуру, чтобы защитить все наше, отечественное, вне зависимости от того, хорошее оно, это «наше», или нет.

Отсутствие доступности и разумного размещения в университетских городках создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями. Только если они смогут продемонстрировать свою способность адаптироваться к окружающей среде школы, а не «побеспокоить» других студентов, они будут включены в общеобразовательные школы.

Студенты с ограниченными возможностями, преодолевающие все препятствия и достигающие высшего образования, сталкиваются с дополнительными проблемами. Некоторые колледжи и университеты будут устанавливать более высокие стандарты приема для учащихся с ограниченными возможностями. Например, кандидаты с ограниченными возможностями должны иметь балльную оценку вступительных экзаменов в колледж, превышающую те, которые обычно требуются для регистрации. В Китае есть также специальные учебные заведения, но обычно они ограничены определенными категориями инвалидов, и число этих школ очень ограничено.

Недавно даже прочитала очередную статью о «плохой Америке», где автор пишет, насколько ему дорого наше хамство, т.к. оно искреннее, от души, не чета американской притворной улыбке.

Про улыбку, и как она влияет на здоровье, если видеть ее чаще, чем нам удается в повседневной жизни, можно будет поговорить в другой статье. А здесь речь пойдет о том, чего так недостает нашему неулыбчивому обществу - о правильном отношении к инвалидам.

Чтобы найти тот, который соответствует потребностям ребенка-инвалида, всегда является проблемой для родителей. Кроме того, после того, как выбрана специальная школа, многие студенты вынуждены покидать свои семьи; иногда это требование и другое время, потому что школа находится далеко от дома семьи. Из-за этого у этих детей есть «ненормальное» детство и изолированы от населения в целом, часто даже из их собственных семей.

Люди с ограниченными возможностями и занятость в Китае

Работа обеспечивает людей живым, но также дает людям ощущение полезности; это особенно верно для людей с ограниченными возможностями. После десятилетий пренебрежения право на труд для инвалидов является по-прежнему сложной идеей для большинства людей. Из-за их плохой образовательной базы, когда дело доходит до занятости, некоторые люди скажут: «Становится все труднее и труднее для выпускника колледжа найти работу; Почему должно быть предложено положение человеку с инвалидностью?».

Первое впечатление за рубежом: инвалидов там крайне много! Это бросается в глаза, мы не привыкли к такому количеству людей в колясках у себя на родине. Однако сразу понимаешь, что и у нас их не меньше, но мы почти не видим их по другой причине.
В Европе и Америке их не считают людьми второго сорта, ибо о них позаботилось их государство, предоставив все возможности жить если не полноценной, то максимально приближенной к таковой, жизнью.

В «Законе об охране прав инвалидов» говорится: Никакой дискриминации не должно применяться в отношении инвалидов в сфере занятости, участия, установления статуса, продвижения по службе, определения технических или профессиональных титулов, заработной платы для труда, социального обеспечения, страхования труда или любого другого аспекта Несмотря на то, что право людей с инвалидностью на работу гарантируется законом, к сожалению, закон плохо соблюдается.

Оценки процента занятости людей с ограниченными возможностями варьируются в широких пределах в зависимости от определений, используемых для занятости и инвалидности. Это сложное число, хотя в Китае насчитывается более трех тысяч центров трудоустройства, предоставляющих услуги, которые варьируются от профессиональной подготовки до согласования работы до консультаций для людей с инвалидностью, ищущих работу. Эти центры получают финансовую поддержку от правительства. Программы обучения навыкам, предлагаемые правительством, продолжают оставаться в таких областях, как массаж, спичечные коробки и т.д.


Для того, чтобы человек с ограниченными физическими возможностями не чувствовал себя ущемленным, мог самостоятельно выходить из дома, делать покупки, гулять и дышать свежим воздухом, даже заниматься спортом в меру доступного, все продумано до мелочей. Всюду пандусы, будь то жилой дом, супермаркет или любое другое учреждение. У тротуаров на перекрестке скошен бордюр, чтобы можно было съехать на коляске, не подпрыгнув до зеленого огня светофора. Вы не найдете многоквартирного дома без лифта, а также не найдете с таким лифтом, в который не поместится коляска. Если же лифта все же нет в силу малоэтажности, то помимо лестницы предусмотрен пандус для коляски.

Китайское правительство также способствует самозанятости людей с ограниченными возможностями, предоставляя техническую и финансовую помощь, а также налоговые вычеты или освобождение. Эта область приносит пользу хорошо образованным или «более способным» людям с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями и Церковь в Китае

Любовь должна быть замечена и продемонстрирована в действии. Традиционно христианство предоставляло социальные услуги в Китае. Христиане полностью вовлечены в социальные услуги. Правительство выразило религиозную жизнь. С тех пор церкви быстро росли. Тем не менее, они всегда «слишком заняты» и не имеют как ресурсов, так и способности даже рассматривать людей с ограниченными возможностями. Некоторые организации, такие как Джони и друзья, начали вступать и работать с церквями. Медленно церкви осознают необходимость и взаимную выгоду между людьми с ограниченными возможностями и ростом церкви.

В тех общественных местах, где двери открываются вручную, рядом непременно есть еще одна, с кнопкой как у дверного звонка на соседней стене, но на расстоянии вытянутой руки, доступном для сидящего человека. Подкатил инвалид на своем транспортном средстве, нажал, и именно эта дверь откроется автоматически.

Вы не поверите, но даже в примерочных магазинов одежды, где все кабинки стандартного размера, у самого входа (чтобы не искать в глубине) располагается более просторная, со знаком как на картинке, куда свободно может въехать инвалидная коляска. Инвалид, как и любой другой человек, имеет право примерить обнову перед покупкой, но кроме права, он еще имеет такую возможность.

Мать: девушка. Мы живем в центральной квартире в Берлине без балкона, с детской площадкой за дверью, в доме с очень приятными людьми. Как прошла твоя жизнь перед твоим ребенком? Также много - с сегодняшней точки зрения - бессмысленная работа. Сегодня моя работа изменилась в другом направлении. И, возможно, не так организован, как сегодня. Человек учится как очень большая организация.

Однако было доступно гораздо больше свободного времени. Важная роль также сыграла рекреация: когда вы встречаете друзей и как делать выходные? Что нового в театре, концерте, кино, на каких выставках вы хотели бы посетить? За время, прошедшее до обучения нашего ребенка, в нашей повседневной жизни доминировала организация обучения инклюзивному правлению. Мы также можем просто просто расслабиться в семье - или вечером также раз с друзьями за пивом в угловом баре.

Поражают парковки.

В особо оживленные часы посещения супермаркетов с местами для машин туговато, особенно в непосредственной близости ко входу в магазин. Но именно там, у входа, целый ряд свободных машиномест, и ни одна душа, способная самостоятельно передвигаться на своих двоих, и не подумает ставить туда свое авто. Говоря об отношении к инвалидам, хочется отметить еще и эту характерную черту: не только государство обеспечивает инвалидов удобствами в местах общего пользования, но и люди, здоровые люди, соблюдают все те правила, которые предусмотрены для облегчения жизни людей не очень здоровых. Я еще не сказала, что у этих свободных машиномест стоит специальный знак, свидетельствующий о том, что места предназначены для инвалидов?

Однако в повседневной жизни по-прежнему много «обструктивной бюрократии», которой не должно быть! Пособие по инвалидности фонда медицинского страхования на помощь, которое ребенок в срочном порядке нуждается, останется дополнительным для родителей детей-инвалидов. Вероятно, это не изменится в обозримом будущем. И для инклюзивного обучения вы также платите своим родителям как цену, заботитесь о вещах, которые должны быть очевидны.

Когда вы узнали о гандикапе вашего ребенка? В течение первых нескольких недель было ясно, что с глазами нашего ребенка что-то не было «правильным». Это был скорее «ползучий» диагноз плохого видения, пока, наконец, не осталось слепоты на бумаге. Поначалу, возможно, был очень маленький. Как ваш ребенок отключен и что он означает для вас? Моя дочь - очень любопытная, юмористическая, иногда также известная всем слепая девушка.

«Инвалидные» знаки на стоянках присутствуют повсюду: во дворах и на улице, возле театра, кино, у садов и парков - везде человек, не имеющий возможности передвигаться самостоятельно, может рассчитывать на то, что о нем подумали и его ждут.

В аэропортах человеку с ограниченными возможностями служащие помогут доехать до регистрационной стойки, пройти процедуру оформления, сдать багаж, попасть в салон самолета и сесть на свое место. То же самое касается и железнодорожных вокзалов. Неудивительно, что эта категория граждан смело отправляется в турпоездку, или же навещает родных и знакомых, живущих не очень близко, не страшась сложностей перелета или переезда.

Быть слепым часто означает большой дискомфорт. Наш мир создан для зрячих. Это происходит только тогда, когда человек знает слепого или живет с кем-то. По-видимому, наименьшие мелочи становятся «инвалидностью»: если вместо кнопок на устройствах прикреплен плоский дисплей или клавиши не проколоты. Если линия входящего метро не упоминается, автобусные остановки или автобусные остановки не будут объявлены, если нет книг для детей, доступных для чтения или чтения слепых детей. Если на полках супермаркетов нет ни одного продукта для слепых людей.

В довершение хочу добавить, что все вышеперечисленное в равной степени относится и к людям с детьми — с детской коляской на Западе вы также сможете попасть куда угодно.

Мы можем бить себя в грудь, утверждая, что мы самые искренние, самые сердечные, самые гуманные, последней рубахой поделимся в случае чего, не то, что эти буржуи со своей голливудской улыбкой. Только отчего-то грустно становится, когда подумаешь, по какой причине не видно инвалидов на наших улицах…
Нет, все же патриотизм заключается не в слепой защите всего «своего», а в желании выявить в этом «своем» негативное, и постараться его изменить.

В большинстве случаев, однако, можно было преодолеть барьеры с небольшими, часто простыми изменениями, тем самым создавая нормальность. Он может вырастить в обществе осознание барьеров, если они будут названы. Как же тогда объяснить своему слепому ребенку мир, когда все визуально, но не понятно? Это также то, что мешает моему ребенку, а не иначе. Это всегда о том, как вы относитесь. Это должно коренным образом измениться в нашей стране. И еще многие родители детей-инвалидов должны также требовать для себя и своих детей того, что дети без особых потребностей.

Пресса О том, как заботятся об инвалидах за рубежом ,

рассказывают собственные корреспонденты «РГ»

Британия


Случись вам путешествовать по Британии, вы непременно обратите внимание, как мало на ее городских дорогах подземных переходов.

Проблем с тем, как перейти улицу, между тем нет — все они буквально исполосованы «зебрами». А для водителей и пассажиров наземного транспорта — это ночной кошмар. Движение практически стоит, терпеливо ожидая, пока пешеход неторопливо пересекает улицу.

Самая большая «инвалидность» для нас, которая абсолютно не нужна, - это барьеры, которые вы должны ежедневно преодолевать в повседневной бюрократии, офисах, школах и страховых компаниях. Это кружок дьявола: несчастные и разочарованные родители через барьеры бюрократии, которые ставят камни на пути и едва ли поддерживают нас. Наши дети заработали счастливых и счастливых родителей!

Каков ваш самый счастливый момент в день с вашими детьми? Это довольно утомительно часто утром, потому что вы почти всегда слишком поздно, и ребенок, конечно, намного дороже и все еще играет, чем привлекать. Есть, конечно, дни - и вы, вероятно, знаете всех родителей - если вы устали, вы хотите спать без власти. Но нельзя, потому что ребенок нуждается в заботе. Иногда мне трудно смотреть на незнакомцев. Люди не привыкли к ребенку с длинной палкой на дороге. Вероятно, также потому, что людям просто любопытно.

«Вы что, не в состоянии понастроить подземных переходов?» — не без упрека в голосе спросила я работника местного муниципалитета, пожаловавшего в мой дом с анкетой «Как жители района Вестминстер оценивают транспортные удобства Лондона». — «Мы очень даже в состоянии, — ответил чиновник. — Но зачем же осложнять и без того нелегкую жизнь инвалидам?»
Мне стало неловко. Об инвалидах, для которых наземный переход, очевидно, удобнее, я и в самом деле как-то не подумала. Между тем именно с думы о них и начинается на Альбионе практически любой проект, связанный с транспортом и градостроительством, сферой обслуживания и социальной помощью. В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов — это шестая часть населения страны. И именно им уделяется в этой стране первоочередное внимание и забота.

Дети часто спрашивают, взрослые редки. Как семья со слепым ребенком, вам также нужно быть просто «нормальной» семьей. Как организовано ваше воспитание? Мой муж приводит нашу дочь в школу. Это стало настолько обоснованным и доказанным. Это совместная работа и помощь для обеих матерей.

Обычно для одного из нас более длительный рабочий день. Какой у вас рабочий день? Мой рабочий день начинается в восемь часов и заканчивается в основном около 3 часов вечера, когда никаких назначений не ожидается. Работа и семья теперь так или иначе переплетаются, и когда мы снова работаем над книгой для слепых детей, наша дочь является специалистом, и ей также разрешено работать. Сколько времени у вас есть для вас - помимо ваших профессиональных и семейных обязанностей? Мне трудно определить, сколько времени для меня есть.

Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками.

Отец подруги недавно перенес инсульт и теперь прикован к инвалидному креслу. Живут они в старинном двухэтажном доме с узкими крутыми лестницами. Спальня мистера Питера Фаррелла — на втором этаже. Стало быть, вниз он уже не спускается? Как бы не так. На моих глазах мистер Фаррелл лихо съезжает вниз на своем кресле с помощью специального подъемника.

С большим ребенком можно было бы, вероятно, снова получить еще немного «времени для себя», которое затем «снова» для семьи или ребенка или клуба «использует». Но чтобы вернуть себе время - от работы и клуба - нужно терпение и желание сделать это. Мы живем в одной из самых богатых стран на Земле, но сколько Германия дает образованию в целом и равноправной жизни людей с ограниченными возможностями?

Думать меньше на примере Берлина: берлинский сенат обещает включить, но в то же время зачищает фонды и много школьных часов. И что конкретно происходит в отношении Федерального закона об инвалидности и инвалидности? Поддержка справедливой жизни становится все меньше и меньше. Участие может иметь место только тогда, когда мы создаем более нормальную жизнь для людей с ограниченными возможностями, чтобы обеспечить равную жизнь вообще.

Надо заметить, что инвалидные кресла модернизируются в Британии с невиданной скоростью. Так, два года назад инженер Майк Спиндл придумал уникальный «внедорожник» для инвалидов, который преодолевает самые сложные поверхности, да к тому же оборудован зонтиком. Запросы на это кресло приходят со всего мира.

Туалеты для инвалидов в Британии оборудованы массой новейших специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Эти специальные туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. Еще 13 лет назад дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.

Общество еще не научилось бороться с инвалидностью. Она все еще должна понимать, что инвалидность является частью всех нас. Но что, если мы создали параллельный мир для людей с ограниченными возможностями до сих пор и не привлекали их? И почему мы оцениваем и оцениваем человека? Должно быть изменение отношения общества к людям с инвалидностью, сдвиг парадигмы. Есть еще много социально-политических препятствий для демонтажа!

Он исходит от Ганди. Эта цитата мне очень нравится. Потому что, если вы ждете, ничего не изменится. Фактически, мы работаем над изменением отношения. Нашу связь с другими. Идея происхождения была платформой для обмена нашими знаниями и предоставления ее другим родителям, потому что мы чувствовали, что чего-то не хватает на пути, и мы чувствовали себя очень одинокими. Приятно видеть, что вы можете добиться с помощью значимой работы! Включение - что означает слово для вас? В обществе существует много разнообразия, не имеющих инвалидности и происхождения.

Ежегодно в Британии выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно 19 миллиардов фунтов стерлингов (34 миллиарда долларов). Инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, приобретение кресел-колясок, слуховых аппаратов. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается казенных домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид. Оплачивает своей пенсией, которая вносится в счет его содержания. Из пенсии на личные нужды инвалиду оставляют при этом довольно скромную сумму — 19,6 фунта в неделю.

Однако если о щедрости материальной поддержки британского инвалида еще можно поспорить, то щедрость поддержки моральной — выше всяких похвал. Инвалид не рассматривается обществом как «сирый и убогий». Его активно принимают в игру на равных, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставили перед ним природа, болезнь или несчастный случай. Неудивительно поэтому, что именно Британия заложила основы паралимпийского движения: к лондонской Олимпиаде-1948 были приурочены так называемые Stoke Mandeville Games (по названию известной клиники). В этих Играх впервые приняли участие спортсмены на инвалидных колясках. Вдохновителем таких соревнований стал врач сэр Людвиг Гутманн.

На Паралимпийских играх в Пекине команда Британии заняла второе место, выиграв 102 медали, из них 42 золотые. В 2005 году впервые в истории парусного спорта полностью парализованная женщина британка Хилари Листер пересекла Ла-Манш. Парусным шлюпом 33-летняя Хилари управляла с помощью электронной системы, которая реагирует на дыхание.

А два с половиной года назад британские инвалиды в очередной раз удивили мир. Прославленный своими исследованиями происхождения Вселенной физик-инвалид Стивен Хокинг совершил полет на специально сконструированном самолете, чтобы испытать состояние невесомости. С юности страдающий рассеянным склерозом и прикованный к инвалидному креслу, Стивен Хокинг намерен в самое ближайшее время сделать еще один беспримерный шаг — отправиться в космос. Дерзновенному ученому обещано место на туристическом корабле, который готовит в полет британский миллиардер Ричард Брэнсона.

Испания: Азбука Брайля на кнопках лифта

На вопрос, сколько в Испании инвалидов, здесь ответят, что их нет вообще. Нет не потому, что люди в этой стране не болеют или не попадают в аварии, а потому, что к согражданам, оказавшимся в беспомощном положении по состоянию здоровья, здесь считают недопустимым применять это слово.

Здесь есть «граждане с ограниченными возможностями», «лица, нуждающиеся в постороннем уходе», то есть люди, которых у нас называют инвалидами. К ним здесь относятся особенно внимательно. Причем внимание проявляют и государство, и общество, и обычные граждане.

На поддержку инвалидов нацелена, кажется, вся социальная система Испании, независимо от того, правые или левые партии приходят к власти.

В прошлом году, например, в стране вступил в действие закон о государственной поддержке нуждающихся в постороннем уходе. Согласно этому документу государство и местные органы власти берут на себя обязательства по уходу за такими своими гражданами поименно. Если они живут в семье, то ей, семье, выплачивается зарплата сиделки, чтобы человек не остался без ухода. Если человек живет один, к нему непременно прикрепляют специального социального работника. Все, что требуется для преодоления физических недостатков (инвалидные кресла, костыли, индивидуальные средства связи и так далее), приобретается за счет государственной медицинской страховки. Государство оплачивает все необходимые лекарства.

Но особенно заметно внимательное отношение к инвалидам вне дома, на улице. В Мадриде вы почти не найдете подземных переходов. Их не роют в городе, чтобы не затруднять передвижение тем, кому трудно ходить в силу физического недостатка или преклонного возраста.

Транспорт в Испании — еще один показатель уважительного отношения общества к инвалидам. Все автобусы оснащены специальными дверями и подъемными приспособлениями для пассажиров в колясках. В метро помимо эскалаторов действуют лифты, предназначенные для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить.

К концу нынешнего года согласно недавнему распоряжению правительства все государственные и общественные учреждения и места массового обслуживания граждан должны быть оборудованы таким образом, чтобы ими без затруднений могли пользоваться люди с ограниченными физическими возможностями.

Практически все правительственные и общественные здания в стране уже оборудованы лифтами, приспособленными для инвалидов. Кнопки этажей — крупные, цифры на них не только хорошо видны, но и продублированы специальными выпуклостями азбуки Брайля для слабовидящих. В Испании уважительно относятся не только к инвалидам с физическими, но также и с умственными недостатками. Нередко, например, детей, страдающих синдромом Дауна, стараются включать в состав обычных школьных классов, чтобы интегрировать в общество и приучить других детей к внимательному и терпимому отношению.

Франция: Cтанут доступны и замки Луары

Павел Голуб

К справедливой фразе о том, что уровень цивилизованности того или иного общества прямо пропорционален тому, как в нем относятся к старикам, стоит добавить — и к инвалидам.

Всего во Франции, по статистическим данным, насчитывается около пяти миллионов людей с тем или иным отклонением от нормы. Из них около двух миллионов, как здесь говорят, с ограниченной подвижностью.

Во Франции в этом отношении за последние 10-20 лет было сделано очень много. Достаточно прогуляться по парижским улицам и повнимательнее приглядеться к тому, как они оборудованы. Нет ни одного перехода, который не был бы устроен таким образом, чтобы инвалиды, передвигающиеся на колясках, не могли беспрепятственно перебраться на другую сторону. Люди с дефектами опорно-двигательного аппарата, которые получили в свое распоряжение от социальных служб автомобили, имеют право на бесплатную стоянку. Более того, повсюду для них созданы специальные парковочные места: они соответствующим образом обозначены на асфальте. Бывает, они пустуют, но не было случая, чтобы кто-то из парижан, несмотря на жуткую нехватку стоянок, отважился бы поставить машину на место, предназначенное для инвалида. Кстати, нарушителя, если такой найдется, ждут огромный штраф и всеобщее порицание.

Городские автобусы, а они наряду с метро являются основным видом общественного транспорта в Париже, на все сто процентов оборудованы широкими дверями с низким порогом, что позволяет колясочникам ими свободно пользоваться. Некоторые станции метро уже оборудованы лифтами, но таких пока десяток-другой.

С тем чтобы облегчить жизнь инвалидам, во Франции были приняты многочисленные законы, которые, признав за ними право на равные с остальными гражданами страны шансы, создали систему помощи. Каждый из них имеет право на государственную компенсацию, учитывающую их физический недостаток. Это и технические (к примеру, те же коляски), и денежные средства. Размер пенсии по инвалидности колеблется в пределах 630-700 евро в месяц. К этому следует добавить налоговые льготы, всяческие скидки, в том числе на телефон (минус 50 процентов). По всей стране в каждом департаменте созданы социальные структуры, которые занимаются исключительно делами инвалидов.

Более того, в законодательном порядке в 2005 году было закреплено право инвалидов на труд. По существующему сейчас положению все предприятия, на которых трудятся свыше 20 служащих, должны принимать на работу не менее шести процентов людей с ограниченными физическими возможностями. Таких предприя тий во Франции насчитывается 100 тысяч, и многие их них уже включились в эту программу.

Тот же закон трехлетней давности обязывает все строительные компании возводить сооружения как жилые, так и общественные таким образом, чтобы инвалиды имели к ним свободный доступ. Но что делать со строениями, воздвигнутыми 100 и более лет назад, когда на проблемы инвалидов закрывали глаза? К примеру, как дать инвалидам возможность посмотреть средневековые замки Луары, которые посещают ежегодно миллионы туристов? Их владельцам придется раскошелиться, ибо, если к 2015 году «инвалидные нормы» не будут соблюдены, их ждут немалые штрафы.

Израиль: Поможет «внешний скелет»

Вячеслав Прокофьев

В Израиле около 12 процентов населения в той или иной степени относятся к категории инвалидов.

В абсолютных цифрах речь идет о 800 тысячах человек. Причем у 600 тысяч зарегистрированы тяжелые формы инвалидности. Такой значительный процент людей с физическими недостатками объясняется непрекращающимся десятки лет военным противостоянием с соседними государствами и терактами.

Кроме того, в Израиле высок процент травмирования населения в дорожно-транспортных происшествиях. Нельзя не заметить, что среди взрослых инвалидов почти треть страдает душевными заболеваниями. Как и во всех цивилизованных странах, начиная с 40-летнего возраста, число женщин среди инвалидов превышает число мужчин. С возрастом эта тенденция усиливается и достигает пика к 75 годам.

В Израиле нет «групп инвалидностей». Но специальная комиссия устанавливает так называемый процент инвалидности, в зависимости от которого назначается сумма пособия. Такое пособие всегда выше минимальной пенсии (1920 шекелей, около 600 долларов), но по достижении инвалидами соответствующих возрастов они, как правило, уравниваются с пенсионерами и получают пенсии, которые нередко превышают размер различных видов пособий.

Исключение составляют военные инвалиды, статус которых не меняется. Кроме выделения значительных ежемесячных денежных средств министерство обороны для осуществления реабилитационных программ в большинстве городов страны открыло специальные медико-спортивные центры. Об успешной работе этих центров говорит то, что на Паралимпийских играх израильские спортсмены-инвалиды традиционно завоевывают немалое количество медалей.

Все военные инвалиды обеспечиваются бесплатными автомобилями со специальным управлением и при необходимости инвалидными колясками. Им ежегодно бесплатно предоставляются путевки в санатории как в израильские, так и зарубежные.

Инвалиды с тяжелыми нарушениями находятся на полном государственном обеспечении. К ним относятся лица с нарушениями двигательной, зрительной функции и хронические больные в тяжелой форме. Тяжелые инвалиды любого профиля могут обратиться в Институт национального страхования (ИНС) для получения специального пособия, состоящего не только из пособия по инвалидности, пакета скидок, но и денежных средств, выделяемых ИНС сиделкам.

Как и в любой другой стране, израильские инвалиды стремятся к социальной реабилитации. Практически все автобусы и вагоны поездов оборудованы средствами для подъема и спуска инвалидных колясок. Три года назад кнессет принял закон, по которому в стране переоборудуются все учебные заведения таким образом, чтобы в них могли учиться дети-инвалиды. На эти цели выделено 2,5 миллиарда шекелей. По мере выполнения этого плана дети с физическими ограничениями, которые сегодня вынуждены учиться в специальных учебных заведениях, будут переводиться в обычные школы.

Израильское законодательство стимулирует инвалидов к трудовой деятельности. Например, приобрести личное транспортное средство работающему инвалиду даже выгодно, ибо дотация на покупку в два раза выше, чем неработающему. Здесь понимают, что для инвалида устройство на работу — это выход в мир, социальная адаптация.

Но в любом случае жизнь в инвалидном кресле — тяжелый стресс для психики человека. На помощь пришла одна израильская компания, создавшая альтернативу инвалидной коляске — так называемый внешний скелет. Он представляет собой прибор для парализованных ног с электронным контролем. Надевая такое приспособление, инвалид может самостоятельно вставать, садиться, ходить и даже подниматься и спускаться по ступеням.

США: Мини-автобус по срочному вызову

Захар Гельман

18 лет назад в далеком 1990 году в США был принят поистине революционный закон об инвалидах, закрепивший, с одной стороны, их право быть полноценными членами гражданского общества, а с другой — обязанность государства активно содействовать реализации этого права.

В американском обществе использовать термин «инвалид» на сегодняшний день стало некорректно, и его заменили словосочетанием «человек с ограниченными возможностями». Кто-то может возразить: а какая собственно разница? А разница огромная: она заключается в самом подходе здоровых в физическом и умственном смысле других членов общества к своим ближним. Лица с ограниченными возможностями — это полноценные члены американского общества, нуждающиеся в большей поддержке. Невозможно даже представить ситуацию, чтобы на человека в инвалидном кресле кто-то показал пальцем или того хуже — стал подсмеиваться. Отношение к инвалидам нельзя охарактеризовать просто как сочувствие, оно гораздо глубже.

Государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. Практически в каждом доме есть как минимум два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. Если нет лифта — тоже не проблема. Везде есть ступенчатый спуск, однако всегда есть возможность выехать из здания на улицу по гладкому съезду. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Абсолютно все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов.

Часть станций нью-йоркского метрополитена оснащена лифтами, позволяющими добраться с улицы до платформы за несколько секунд. Во-первых, это правило распространяется на людей с ограниченными возможностями, а во-вторых — на всех остальных, включая пассажиров с детскими колясками. В вагоне метро для инвалидов также предусмотрены 12 специальных мест. Аналогичное обслуживание — и на железной дороге.

Мэрия Нью-Йорка для различного рода форс-мажорных поездок, например в клинику, готова предоставить специальные мини-автобусы, разработанные для людей с ограниченными возможностями. Для заказа специального такси достаточно обратиться в департамент транспорта по определенному и всем известному телефонному номеру. В случае невозможности предоставить собственный автомобиль обратившемуся закажут такси.

У инвалидов в США есть возможность ежедневно получать питание с доставкой на дом. Кроме того, им выдают так называемые продуктовые карточки на покупку части продуктов по сниженным ценам.

социальная правовая защита инвалид

В самом начале мы дадим определение, что же такое инвалидность и инвалид.

Инвалидность - ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.(44 с.117)

Говоря об “инвалидности” важно различать состояние и ограничения, возникающие в результате того или иного состояния, что часто обозначают как дефект. Состояние обычно является стойкой принадлежностью личности, например, органическое поражение головного мозга, отсутствие конечностей, слепота, глухота. Разумеется, существует временная инвалидность, например, при переломе ноги, но термин “инвалид” обычно относят к стойкой инвалидности. (7 с.11)

Поэтому, термин “инвалид” в словаре определяется как - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его в социальной защиты. (44 с.116)

Раскроем понятия состояние и ограничения.

Выделяют два основных типа состояний.

1. Физическая инвалидность связана с двигательными нарушениями или поражениями органов чувств (слуха, зрения). Причинами обычно являются наследственные заболевания, другие болезни (например, детский церебральный паралич, эпилепсия, полиомиелит) либо несчастные случаи. Физиологическое старение также может привести к физической инвалидности.

2. Психическая инвалидность обусловлена поражением головного мозга. Эти состояния обозначают по-разному. Умственная отсталость, психическая неполноценность были наиболее употребительными терминами, но сейчас ими предпочитают не пользоваться. В настоящее время все шире употребляются понятия “трудности обучения”, “неспособность к обучению”. Эти термины характеризуют состояния, при которых развитие и функции мозга отстают от нормативных. Причины также могут быть связаны с наследственностью, болезнью или с травмой.

Важно также помнить, что физическая и психическая инвалидности далеко не обязательно сочетаются. Кроме того, если некоторые состояния и их последствия сразу видны (например, человек в инвалидной коляске), то многие другие скрыты для глаз (например, эпилепсия, глухота). Поэтому, если вы в данный момент не видите людей в инвалидных колясках, не спешите с выводом, что среди окружающих нет инвалидов.

Ограничения и “дефекты” являются следствием инвалидности. Человек без ног - в любом случае инвалид, но степень его ограничений зависит от конкретной ситуации, от объема помощи, которую он получает. Пока он смотрит телевизор, общается с окружающими, его инвалидность никак не проявляется, ограничения возникают только при необходимости передвижения, но при наличии инвалидного кресла с электронным управлением, при широких дверях в доме, передвижение в пределах одноэтажного дома тоже не вызовет ограничений. Здоровые люди могут мысленно поставить себя в ситуацию инвалидности, представив, например, что поздним вечером неожиданно отключили освещение - тут все в какой-то мере станут “инвалидами”, кроме слепых, которые, напротив, приобретут преимущества. А как почувствует себя здоровый человек среди глухих, пользующихся языком жестов? Кого, в данном случае считать “дефектным”? (7 с.11-12)

Ученые и специалисты многих стран работают над решением благородной задачи - развить какие-то новые, эффективные программы в целях повышения “ценности жизни” инвалидов, их социальной реабилитации, более широкого и полного участия во всех сферах жизни, обеспечения равенства с не инвалидами.

Во всем мире сейчас исповедуется идея социальной интеграции, равных прав и возможностей людей с инвалидностью. К сожалению, в нашей стране инвалиды дискриминируемая группа. Наши исследования показали, что у них ниже зарплата и вообще доход, уровень потребления товаров, уровень образования. Многие остаются невостребованными обществом: около 20% людей с инвалидностью, желающих работать, не могут найти работу. Заметны отличия между людьми с инвалидностью и здоровыми в такой важной сфере, как семейная. Среди инвалидов женатых и замужних значительно меньше. Кроме того, инвалидность приводит к трудностям сохранения семьи, особенно среди инвалидов 1 группы. Общественная активность людей с инвалидностью в целом невысока, они меньше интересуются общественными проблемами - и это естественно, поскольку они оторваны от жизни общества.

Одна из главных причин такого положения - отсутствие гармоничных отношений между инвалидами и обществом. Отношение здоровых к инвалидам - один из важнейших социально-психологических факторов их интеграции в обществе. Ведь даже имея профессию, имея желание и потенциальные возможности участвовать в жизни общества, инвалид не всегда может реализовать их потому, что здоровые не хотят вступить с ним в контакт, администрация предприятия опасается принять его на работу. В сущности, какие бы хорошие и правильные законы ни применялись в отношении инвалидов, они не будут выполняться, если общество не готово к этому психологически. (7 с.58)

Теперь мы посмотрим, какого же отношение здоровых людей к людям с инвалидностью, к идее их социальной интеграции. Как сами инвалиды видят эти отношения? Более трети опрошенных - 37%, очень часто ощущают пренебрежительное, как к человеку второго сорта отношение. Более остро переживают это отношение женщины и инвалиды с более выраженным дефектом. И все же, не смотря на это, подавляющее большинство высказалось за интеграцию. Они считают, что инвалиды должны жить среди здоровых (65%), хотя, конечно, инвалиды, особенно остро переживающие пренебрежительное отношение окружающих, чаще считают, что инвалиды должны жить своей жизнью отдельно от здоровых. Одно обстоятельство настораживает - среди молодых людей с инвалидностью, сторонников интеграции лишь треть, и среди них же - больше всего тех, кто часто ощущает пренебрежительное отношение окружающих. Таким образом, ощущение пренебрежительного отношения - огромный тормоз на пути принятия идеи социальной интеграции, и в первую очередь испытывает это на себе молодежь. Для инвалидов очень важно отношение к ним здоровых людей, и даже жизнь свою они оценивают, во многом исходя из того, как сложились эти отношения.

А что же здоровые? Саму идею социальной интеграции на словах поддерживает подавляющее большинство, лишь 6% считают, что инвалиды должны жить своей жизнью. Это значительно меньше, чем среди самих инвалидов. Вместе с тем углубленное исследование показало, что здоровые все же стремятся избегать близкого общения с инвалидами и, что особенно настораживает, многие негативно относятся к тому, что человек с инвалидностью окажется выше них по своему социальному положению - будет их начальником, займет должность в руководящих органах. Очень печально, что чаще всего высказывает, отрицательное отношение к возможности общаться с инвалидами, молодежь - то есть те, кто будет строить жизнь нашего общества в недалеком будущем. Так что в целом можно сказать, что общество не готово к такому контакту с инвалидами, а многие негативно относятся к их возможностям реализовать свои конституционные права быть избранными в руководящие органы. Мы обнаружили также, что здоровые оценивают людей с инвалидностью по многим параметрам не так, как они сами. Так, здоровые считают их более замкнутыми, злыми, подозрительными, несчастными, грустными, менее дружелюбными. Такая оценка, конечно, не может благоприятствовать, хорошим, гармоничным взаимоотношениям. Люди с инвалидностью и здоровые плохо знают друг друга. (7 с.59 - 60)

Причины такого положения различны.

Во-первых, до недавнего времени большинство людей вообще не знали о существовании такой группы, как инвалиды, их проблемы замалчивались.

Во-вторых, наше законодательство в отношении инвалидов, строящееся не на идее интеграции и реабилитации, а на системе различных льгот, материальных выплат и привилегий, во многом способствует противопоставлению здоровых и людей с инвалидностью, нередко порождает зависть, недоверие.

В-третьих, поскольку проблема взаимоотношений не осознана, почти ничего и не делается для того, чтобы сблизить инвалидов и здоровых. (7 с.60)

Медицинская модель инвалидности, господствующая в нашем обществе и обусловившая создание дискриминационного законодательства, недоступной архитектурной среды, стереотипного отношения к людям с ограниченными возможностями, была причиной того, что в течение многих десятилетий наше государство ориентировалось на социальную защиту инвалидов в рамках специальных закрытых учреждений интернатного типа. Что в свою очередь привело к тому, что на современном этапе развития, наше общество не совсем готово принять такую социально незащищенную группу, как инвалиды. Чрезмерное техническое обеспечение инвалидов может вызвать в обществе негативное отношение, в то же время в некоторых случаях для решения проблемы достаточно, социальной коррекции, чтобы на недостатки инвалида не обращали бы внимание.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок - инвалид». В Российской Федерации число детей-инвалидов по приблизительным подсчетам составляет более 220 тыс. (7 с.16)

Для определения способов восстановления инвалидом нарушенных связей с социальной средой необходима служба, которая даст оценку основных ограничений жизнедеятельности, выявит связанные с этим потребности инвалида и определит ему адекватные меры социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Не стоит забывать, что под категорию «инвалид» желают попасть люди, таковыми совсем не являющиеся.

На территории субъектов Российской Федерации создаются учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы первичного уровня - бюро медико-социальной экспертизы, а также учреждения высшего уровня - главные бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации. Бюро медико-социальной экспертизы создаются, как правило, из расчета одно бюро на 70-90 тысяч населения при условии освидетельствования в год 1800-2000 человек. (36 с.6)

Изменение социального статуса инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; образа жизни и общения; испытанием затруднений социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи инвалидам. Имея дело с инвалидами нельзя ограничиваться помощью, направленной на их приспособление к обществу. Предполагается, что социальная работа должна включать в свои функции проведение реабилитации, отдыха, культурных мероприятий, оказания психологической помощи и интеграции всех социальных услуг на которые инвалиды имеют право. А это значит, что в процессе обучения социальным работникам необходимо прививать навыки общения с инвалидами и воспитывать правильное отношение к этим людям. Между инвалидами и социальными работниками должны утвердится отношения взаимного доверия и сочувствия взамен отчужденности и непонимания.

Многочисленными исследованиями и практикой доказано, что наиболее эффективным направлением социальной защиты инвалидов является реабилитация. (36 с.4)

В современном понимании реабилитация инвалидов - это система социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, устранение или максимально возможную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, восстановление здоровья и социальных связей. (36 с.22)

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество.

Реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением и адаптацией. При этом в процессе лечения устраняются болезненные патологические проявления, а в процессе реабилитации идет воздействие на остаточные, способные к восстановлению функции.

Адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация - как восстановление, активизация. (36 с.20)

В методологическом плане необходимо выделение принципов реабилитации.

Дифференцированность:

с точки зрения подбора мер воздействия с учетом формы заболевания, глубины поражения органов и систем;

с точки зрения конечных результатов (социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, социальная интеграция).

Последовательность:

в видах реабилитации (медицинская, психолого-педагогическая, трудовая, социальная);

в методах (восстановительная терапия, трудовая терапия, бытовая адаптация);

в организации (формирование медицинских показаний, выбор видов труда, досуговых мероприятий).

Комплексность - единовременный “охват” инвалида всеми специалистами, взаимодействие их в ходе реабилитационного воздействия. (36 с.22)

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Все инвалиды по разным основаниям делятся несколько групп:

по возрасту:

дети инвалиды; инвалиды - взрослые.

по происхождению инвалидности:

инвалиды с детства;

инвалиды войны;

инвалиды труда;

инвалиды общего заболевания.

по степени трудоспособности:

инвалиды I группы (нетрудоспособные);

инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах);

инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

по характеру заболевания:

мобильные;

маломобильные;

неподвижные группы. (23 с.188)

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обуславливает много дополнительных проблем:

оборудование рабочего места на дому или на предприятии;

доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю; материально-сырьевое и техническое снабжение;

ремонт и профилактика оборудования на дому;

выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы;

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т.д.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату.

С принятием федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в 1995 году, в нашей стране была заложена основа современной правовой базы социальной защиты инвалидов.

Основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалидов в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правого государства.

Хотя система социальной защиты инвалидов существовала до принятия этих законов, но нормативно система была закреплена только в 1995 году.

Необходимо выделить наиболее приоритетные факторы, оказывающие влияние на реабилитацию:

Возраст, в соответствии с которым определяются цели и задачи реабилитации:

Характер патологии, который диктует формы и методы реабилитации:

обучение санитарно-гигиеническим навыкам;

обучение профессии;

рациональное трудоустройство;

Госпитализм - общий фактор для больных (инвалидов), находящихся в стационарных учреждениях (больницах, домах-интернатах) независимо от возраста и характера патологии. (36 с.21)

У подавляющего большинства инвалидов наблюдаются проявления социально-психологической дезадаптации различной степени выраженности. В ее основе лежат два основных фактора: социальный и психологический. Под социальным фактором мы понимаем то положение, которое занимает инвалид в нашем обществе. Первое затруднение с которым сталкивается взрослый инвалид - невозможность найти работу по силам. Обычно ему могут предоставить лишь неквалифицированную, низкооплачиваемую работу. Следствие этого - низкий уровень материального благосостояния большинства инвалидов. (36 с.64)

Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление социального статуса инвалидов, жилищно-бытовое устройство, предоставление работы, обучение, адаптацию, выплату пособий и компенсаций. Реабилитационное направление способствует повышению дееспособности инвалида и ориентировано на общепринятые международные стандарты.

Адаптационная подготовка помогает инвалиду приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. К адаптационной подготовке привлекаются члены семьи и близкие инвалидов. Ее цель - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность инвалида, а также она призвана облегчить трудоустройство инвалида, укрепить его стремления приспособиться к работе и добиться в ней успеха. (42 с.135)

Вместе с тем положение инвалидов на рынке труда остается весьма сложным. Проблема профессиональной реабилитации и социально-трудовой адаптации инвалидов особенно обострилась в условиях переживаемого страной финансового кризиса.

Инвалиды в физическом отношении отличаются от здоровых людей, таким образом, они изначально рассматриваются как менее производительные и экономически ущербные. Если инвалид беден, то причина его бедности не столько в нем самом, сколько в обществе, которое подвергает его дискриминации, ставит на него постыдное клеймо. Новый подход к определению инвалидности переводит проблему в плоскость взаимодействия между личностью и разными элементами общественной системы. Обязанность адаптироваться к ситуации относится не только к конкретному индивиду. Наоборот, адаптация инвалидов чаще является долгом общества. Социальная сторона инвалидности является источником озлобления, беспомощности, несправедливости. Так, инвалидам во многих случаях дают худшую работу - если они вообще ее получают - не потому, что они не хотят или не могут работать так, как другие, а потому, что их дискриминирует сама общественная структура - своим отношением к ним, положением, в которое их ставит.

Крайне остро стоит проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности, производства трудно решают вопрос о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне матери ребенка-инвалида. Установлено, что доля неработающих матерей в таких семьях составляет 21%, работающих неполный рабочий день - 11,7%. Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида. (7 с.17)

Развитие трудовых навыков считается приоритетным направлением реабилитации инвалидов. Для различных категорий инвалидов труд может выполнять различные функции, основными из которых являются следующие:

корригирующая, т.е. воздействующая на интенсивность болезненных симптомов, на эмоциональную сферу, на поведение, на личность инвалида;

развивающая, т.е. воздействующая на познавательные функции, память, внимание, мотивы, способствующая овладению навыками труда;

социализирующая, способствующая развитию коммуникативных функций, формированию и расширению социального опыта;

адаптирующая, способствующая установлению контактов с окружающими, в процессе трудовой деятельности, бытовой ориентации, комфортности. (36 с.22)

Формирование нормативной базы, обеспечивающей проведение всего комплекса мероприятий по реабилитации инвалидов, нельзя считать завершенным. Не полностью определена ответственность органов государственной власти различного уровня за финансирование программ реабилитации инвалидов.

Крайне недостаточное финансирование из федерального бюджета расходов по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями во многих регионах привело к практическому прекращению протезно-ортопедической помощи инвалидам. В сложную проблему превратилась обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, специальным автотранспортом.

В нарушение статьи 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» до настоящего времени Правительством Российской Федерации не определен порядок финансирования предоставляемой инвалидам квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение.

Инвалиды практически лишены возможности получения бесплатной специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских центрах, повсеместно нарушаются их права на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение.

Медленно реформируется система профессионального образования инвалидов, не обеспечивается необходимый уровень финансирования входящих в нее учреждений, не сформирована система трудоустройства и социально-бытовой адаптации инвалидов с детства по окончании ими коррекционных образовательных учреждений.

Давно назрела необходимость разработки федерального закона «Об общественных объединениях инвалидов», регулирующего особенности создания и деятельности (в том числе хозяйственной) различных организационно-правовых форм общественных объединений инвалидов, модели их взаимодействия с государством.

Очень важно преодолеть негативные или просто неадекватные стереотипы в отношении инвалидов как на уровне массового сознания, так и на микроуровнях - в органах социальной защиты, рабочем или учебном коллективе инвалида, его семьи. Как это сделать? Средства массовой информации с участием социальных работников могут развернуть просветительскую работу. В микроколлективах эту работу могут взять на себя специалисты по социальной работе, подготовка которых началась в нашей стране в 1991 году. Хотелось бы, чтобы в программах обучения должное внимание было уделено социально-психологическим аспектам. Нужно использовать и зарубежный опыт, где есть очень интересные программы, в ходе которых здоровые люди учатся узнавать проблемы инвалидов и понимать их как личность.

Социальная реабилитация - это подлинное сострадание к убогому человеку. Готово ли к этому наше общество? Из нас же десятилетиями выбивали это сострадание! Власть имущие делали все возможное и невозможное, чтобы исчез из общества объект его нравственности и милосердия. Пресловутый советский образ жизни уничтожил то, что испокон веков именовалось на Руси Презрением: забота, присмотр, воспитание убогого. Так было нужно нашему тоталитарному строю, нашей идеологии, ибо из милосердного человека - фанатика сделать намного труднее, а безнравственным обществом управлять гораздо проще. Мы не готовы спасать убогих людей. Нам нужно самим избавиться от своей духовной отсталости. Нужно себя сначала социально реабилитировать, прежде чем трезвонить о мерах по социальной реабилитации своих сограждан с инвалидностью.

Реабилитация - это восстановление. Непрерывный и сложнейший процесс, в котором инвалид участвует с момента приобретения инвалидности до смерти. Адаптация это всего лишь приспособление. А способно ли государство и общество восстановить инвалида? Того, кто был способен учиться, но остался безграмотным, кто был способен трудиться, но так и не может вбить гвоздя в стенку, кто был способен жить со здоровыми людьми, но был отброшен в бездну физической и духовной деградации?

Смысл реабилитации не в определении ущербности, а в выявлении потенциальной способности инвалида вернуться, насколько это возможно, в общество и максимально реализовать свои ограниченные способности, чтобы не стать вечной обузой общества и его изгоем.

Девиз продуманной государственной политики по отношению к своим гражданам, имеющим инвалидность предельно прост: не можем дать другого полноценного здоровья, дадим другую полноценную жизнь!