Техника безопасности и санитарно – гигиенические требования. Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, предъявляемые к эвм и периферийным устройствам Особенности электропитания системного блока

И гигиены при работе на ПК

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер - электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).

2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.

3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.

4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.

5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.


6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.

Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания . Блок питания ПК - это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера - источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.

Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

DIV_ADBLOCK38">

2. На рабочем месте монитор должен устанавливаться таким образом, чтобы исключить возможность отражения от его экрана в сторону пользователя источников общего освещения помещения.

3. Расстояние от экрана монитора до глаз пользователя должно составлять от 50 до 70 см. Не надо стремиться отодвинуть монитор как можно дальше от глаз, опасаясь вредных излучений (по бытовому опыту общения с телевизором), потому что для глаза важен также угол обзора наиболее характерных объектов. Оптимально, размещение монитора на расстоянии 1,5 D от глаз пользователя, где D - размер экрана монитора, измеренный по диагонали. Сравните эту рекомендацию с величиной 3...5 D, рекомендованной для бытовых телевизоров, и сопоставьте размеры символов на экране монитора (наиболее характерный объект, требующий концентрации внимания) с размерами объектов, характерных для телевидения (изображения людей, сооружений, объектов природы). Завыщенное расстояния от глаз до монитора приводит к дополнительному напряжению органов зрения, сказывается на затруднении перехода от работы с монитором к работе с книгой и проявляется в преждевременном развитии дальнозоркости..jpg" alt="Образец размещения монитора" width="400" height="156">

2. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника.

3. Если при правильной установке монитора относительно уровня глаз выясняется, что ноги пользователя не могут свободно покоиться на полу, следует установить подставку для ног, желательно наклонную. Если ноги не имеют надежной опоры, это непременно ведет к нарушению осанки и утомлению позвоночника. Удобно, когда компьютерная мебель (стол и рабочее кресло) имеют средства для регулировки по высоте. В этом случае проще добиться оптимального положения.

4. Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100° - 110°. При использовании обычных школьно-письменных столов добиться одновременно правильного " положения и монитора, и клавиатуры практически невозможно. Для работы рекомендуется использовать специальные компьютерные столы, имеющие выдвижные полочки для клавиатуры. Если такой полочки нет и клавиатура располагается на том же столе, что и монитор, использование подставки для ног становится практически неизбежным, особенно когда с компьютером работают дети.

5. При длительной работе с клавиатурой возможно утомление сухожилий кистевого сустава. Известно тяжелое профессиональное заболевание - кистевой туннельный синдром, связанное с неправильным положением рук на клавиатуре. Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть желательно предоставить рабочее кресло с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры.

6. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Если предусмотреть необходимое расположение рабочего стола и кресла затруднительно, рекомендуется применить коврик для мыши, имеющий специальный опорный валик. Нередки случаи, когда в поисках опоры для руки (обычно правой) располагают монитор сбоку от пользователя (соответственно, слева), чтобы он работал вполоборота, опирая локоть или запястье правой руки о стол. Этот прием недопустим. Монитор должен обязательно находиться прямо перед пользователем.

Требования к организации занятий.

Экран монитора - не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения.
Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.

Учебные пособия" href="/text/category/uchebnie_posobiya/" rel="bookmark">учебными пособиями .
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, во время которых двое-трое учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием недопустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается как на органах зрения, так и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс необходимо планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.

Требования техники безопасности при работе с компьютером:

1. Системный блок устанавливается в месте, где он не будет подвергаться толчкам и вибрациям, а также интенсивному запылению.

2. Монитор устанавливается на уровне глаз так, чтобы на экран не попадали прямые солнечные лучи и, если вы пользуетесь ЭЛТ-монитором, позади монитора не работали люди.

Уровень определяется так: сидя за компьютером и глядя горизонтально, вы должны видеть верхний край экрана. Расстояние от ваших глаз до экрана должно быть в пределах 50–70 см.

Что касается запрета работать позади ЭЛТ-монитора, то следует обратить внимание на то, что ЭЛТ-монитор основан на электронно-лучевой трубке, которая при своей работе создает электромагнитное поле (к жидкокристаллическим мониторам это не относится). Со стороны экрана существует хорошая защита, а с обратной стороны такая защита слабее. Нахождение человека в электромагнитном поле монитора может вредить его здоровью.

3. Клавиатура устанавливается в месте, удобном для работы, так, чтобы она не загрязнялась. Мелкие частицы могут заклинивать клавиши, мешая им работать, жидкость, попав внутрь корпуса клавиатуры, вызывает выход из строя микросхем. Кстати, ремонт клавиатуры стоит дороже, чем приобретение новой. Существуют защищенные клавиатуры, но они довольно дорогие.

4. Принтер должен иметь устойчивое основание и достаточный простор для печати документов. Нельзя устанавливать принтер на горизонтальный системный блок.

5. Все работы, связанные с переключением кабелей, соединяющих устройства компьютера, следует выполнять при выключенном компьютере.

6. Перед включением компьютера необходимо убедиться, что все токоведущие части надежно изолированы, а розетки заземлены.

Общая продолжительность пребывания за монитором не должна превышать 6 часов.

Санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером:

1) Если в комнате несколько компьютеров, то расстояние от передней панели одного из них до задней стенки другого должно быть не менее 2 м.

2) Между боковыми стенками расстояние должно быть не менее 1 м 20 см.

3) На каждого пользователя должно приходиться не менее 6 квадратных метров, не менее 20 кубических.

4) Нельзя работать в подвалах и полуподвалах.

5) При работе за компьютером освещенность должна быть не менее 300 люкс.

6) Глаза работающего за компьютером должны находиться на уровне верхней границы экрана.

7) Взрослому положено каждые 1,5-2 часа работы за компьютером отдыхать по 15-20 минут (первоклашкам безопасно находиться за компьютером 10 минут 1 раз в неделю).

8) Шум от компьютера допускается не более 50 дБ.

Для сравнения:

10 дБ - шепот;

20-30 дБ - норма шума в жилых помещениях;

40 дБ - тихий разговор;

50 дБ - разговор средней громкости;

70 дБ - шум пишущей машинки;

80 дБ - шум работающего двигателя грузового автомобиля;

100 дБ - громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 м;

120 дБ - шум работающего трактора на расстоянии 1 м;

130 дБ - порог болевого ощущения,

Зона - 10 см от экрана монитора (14 в/м);

Зона - 30 см от экрана монитора (6 в/м);

Зона - 50 см от экрана монитора (1 в/м) - ПОДХОДИТ ДЛЯ РАБОТЫ;

Зона - 1 м 60 см - максимально безопасна.

Урок 1

Тема урока: Цели и задачи дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) в профессиональной деятельности.

Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютера в учебно-воспитательном процессе.

1. Цели и задачи дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) в профессиональной деятельности.

уметь :

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

Создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

Осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;

Использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

Возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

Аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности.

2. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютера в учебно-воспитательном процессе.

Общие правила безопасности при использовании компьютерной техники

Применяя технические средства в школе, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности. Современные технические устройства, как правило, сложная техника, требующая соблюдения определенных инструкций. Каждое покупаемое техническое устройство должно иметь инструкцию на русском языке.

Существует очень много схожих между собой технических устройств. Выбор устройства, оптимально подходящего для решения конкретной задачи, обычно очень сложное дело. Надо научиться правильно использовать консультации специалистов.

Вся компьютерная техника питается электротоком напряжением 220 В, которое опасно для жизни человека. Поэтому все лица, допущенные к работе с компьютерной техникой, должны пройти инструктаж по технике безопасности и соблюдать следующие правила:



1. Работать только на исправной компьютерной технике.

2. Знать блок-схему используемой компьютерной техники и правила её эксплуатации, порядок включения, выключения и заземления аппарата.

3. Перед включением общего электропитания проверить исходное положение всех выключателей, розеток и вилок и выключить их.

5. При работе с компьютерной техникой пользоваться только внешними элементами управления.

6. В случае замыкания (появления искр, запаха гари) - отключить электропитание.

7. Замену деталей электроаппаратуры и ее ремонт проводить при выключенных источниках питания.

8. Запрещается определять наличие напряжения путем прикосновения руками к токоведущим деталям аппаратуры.

9. Нельзя менять и ставить предохранители на электроаппаратуру, находящуюся под напряжением.

10. Соединительные провода автотрансформатора с сетью и усилителя с громкоговорителем не должны находиться па пути выхода зрителей.

11. Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся электроаппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока и, следовательно, могут привести к короткому замыканию и поражению током человека, производящего тушение.

12. Во избежание ожогов нельзя прикасаться к проекционным и радиолампам в течение 10 мин после их выключения.

13. Не разрешается касаться деталей аппаратуры во время её работы.

14. Нельзя включать в сеть аппараты со снятыми фальшпанелями, задними крышками. Это открывает доступ к деталям, находящимся под высоким напряжением, достигающим в телевизорах и дисплеях ЭВМ величины до 12000-25000В. Снятие надолго крышек с аппаратов приводит их к загрязнению, вызывающему нарушение нормальной работы электрических частей устройств.



15. Нельзя пользоваться аппаратами, у которых не работает вентилятор, ибо это может привести к перегоранию или более серьезным неисправностям.

16. При замене проекционной лампы аппарат следует отключить от сети и подождать, пока лампа остынет.

17. Устанавливать новую лампу можно только специальным пинцетом, чтобы не оставлять отпечатков пальцев на колбе, что может вызвать разрушение колбы и преждевременный выход ее из строя.

18. В диапроекторах, снабженных пультами дистанционного управления, используют диапозитивы только в пластмассовых рамках.

19. В разных странах приняты разные стандарты на напряжение в сети и форму розетки. В нашей стране в качестве стандарта принято напряжение 220 В частотой 50 Гц. Перед подключением к розетке нового электрического прибора необходимо проверить, на какое напряжение он рассчитан.

Информация об этом должна содержаться на корпусе прибора и в инструкции к нему.

Для того, чтобы уменьшить влияние кратковременных нарушений, используют специальные устройства - сетевые фильтры, недорогие, но позволяющие спасти от выхода из строя дорогостоящую аппаратуру. Сетевые фильтры спасают только от кратковременных нарушений питания. При отключении электричества на несколько секунд или минут они не помогут. В этом случае надо применять устройства бесперебойного питания -сетевые адаптеры. Они позволяют работать несколько минут после отключения электричества, что очень важно при работе с компьютерами. Часто сетевой адаптер не входит в комплект устройства, а продается отдельно. Для работы с устройствами лучше всего использовать адаптеры либо прилагаемые к ним, либо рекомендуемые фирмами-производителями. О таких рекомендациях можно прочитать в инструкциях к прибору или узнать у продавца-консультанта.

| Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, 2017 г.) | Техника безопасности и эргономика рабочего места

Урок 1
§1.1. Техника безопасности и эргономика рабочего места

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики

1.1.2. Санитарно-гигиенические нормы и эргономические требования

1.1.2. Санитарно-гигиенические нормы и эргономические требования

При работе с компьютером на пользователя воздействует целый ряд вредных факторов . Если не учитывать эти факторы и не соблюдать мер предосторожности и профилактики, то работа за компьютером может нанести ущерб здоровью пользователя. В числе таких факторов:

Повышенный уровень электромагнитных излучений и статического электричества, пониженная ионизация воздуха;
перегрев портативного компьютера;
специфические физические нагрузки на отдельные мышцы рук, спины и шеи при общей гиподинамии (недостатке движения);
перенапряжение глаз.

Компьютер и его периферийные устройства представляют собой электрические приборы, при работе которых создаются хотя и достаточно слабые, но существенные при длительном пребывании вблизи них пользователя электромагнитные поля и излучения. Основными их источниками являются :

Блоки питания компьютера и периферийных устройств;
блоки беспроводной связи (создание радиоизлучения);
электрическая схема мониторов на базе ЭЛТ (электронно-лучевой трубки) и сама ЭЛТ;
ЖК-экраны мониторов.

Основной вред от электромагнитных полей и излучений приносили мониторы на базе ЭЛТ, в составе которых имелись узлы высокого напряжения. В настоящее время вредное воздействие на пользователей компьютера существенно снижено за счёт почти повсеместной замены мониторов на базе ЭЛТ жидкокристаллическими.

Конструкторы компьютеров и периферийных устройств предпринимают специальные меры защиты пользователей от вредных излучений, а также стараются так размещать опасные узлы устройств, чтобы направлять вредные излучения не в сторону пользователя. Так, наибольшая мощность излучений обычно направлена от задней поверхности системного блока и монитора в сторону, противоположную месторасположению пользователя. Поэтому в компьютерном классе необходимо так размещать компьютеры, чтобы пользователи не оказывались в области воздействия вредных электромагнитных полей и излучений от другого компьютера (рис. 1.1).

У ноутбуков создаваемое ими электромагнитное излучение в основном направлено вниз, к поверхности стола. Поэтому крайне не рекомендуется при работе с ноутбуком размещать его на коленях, на бёдрах или на животе. В этом случае кроме электромагнитных излучений вредное воздействие на организм пользователя оказывает также нагрев нижней части корпуса ноутбука, где размещены вентиляционные щели для охлаждения видеокарты и процессора.

Из источников радиоизлучения вредное воздействие могут оказывать передатчики беспроводной связи Wi-Fi (в смартфонах, планшетах, ноутбуках, а также в беспроводных роутерах и точках доступа Wi-Fi) и Bluetooth, а также радиоизлучение при пользовании сотовой телефонной связью. В большинстве случаев это воздействие малоощутимо, но всё же следует ограничивать время разговоров по сотовому телефону (когда источник радиоизлучения располагается рядом с головой пользователя), а в некоторых случаях (при повышенной чувствительности к радиоизлучениям), возможно, придётся отказаться от использования беспроводной сети Wi-Fi в пользу обычной локальной сети Ethernet.

Отдельные требования предъявляются к помещению, в котором установлена компьютерная техника. В их числе требования к освещённости рабочих мест пользователей, к объёму помещения, приходящемуся на одного работающего в нём пользователя, к вентиляции и т. д. Например, особые требования к вентиляции могут быть предъявлены при работе с копировальным оборудованием.

Кроме общей освещённости рабочего места важно учитывать также расположение источников света, чтобы исключить блики от экрана монитора. В подобных случаях также может помочь специальное антибликовое покрытие монитора (чаще всего используется для мониторов на базе ЭЛТ). Другой же опасный фактор - мерцание изображения на экране, которое могло приводить не только к перенапряжению глаз, но и к эпилепсии, - в современных средствах отображения информации уже практически не проявляется и потому утратил свою остроту.

Эргономические требования определяют правила организации рабочего места (в частности, конструкцию и размещение устройств компьютера), обеспечивающие удобную и комфортную работу пользователя и исключение вредных физических нагрузок на его организм.

Основная часть эргономических требований касается правильной посадки за компьютером (рис. 1.2).

При работе с компьютером нужно, чтобы спина и шея были ровными, спина опиралась на спинку стула, причём спинка стула должна иметь выступ в области поясничного изгиба. Локти, колени и ступни должны быть согнуты под прямым углом, руки - свободно лежать на столе, на клавиатуре и мыши. Монитор нужно расположить так, чтобы линия взгляда была перпендикулярна поверхности экрана и направлена под углом примерно в 30 градусов вниз от горизонтали, а расстояние от глаз до экрана составляло не менее 50 см.

Для обеспечения правильной посадки за компьютером необходимо использовать специальную мебель - столы (парты) с регулировкой по высоте (по росту учащихся), а также специальные стулья с регулируемой высотой сиденья и наклоном спинки.

Важным является и учёт эргономических требований к конструкции основных устройств ввода, используемых при работе с компьютером, - клавиатуры и мыши. Так, при работе с обычной клавиатурой пользователь вынужден постоянно изгибать кисти рук, что приводит к перенапряжению мышц и может при длительной работе с клавиатурой приводить к воспалению каналов сухожилий (так называемый «туннельный синдром»). Чтобы избежать этого, для пользователей, которые в процессе работы активно занимаются вводом и редактированием текстов, разработаны специальные эргономичные клавиатуры (рис. 1.3).

При работе с мышью важно правильно располагать руку на её корпусе (рис. 1.4), чтобы рука в запястье была прямой.

Следует учитывать, что длительная работа за компьютером приводит к усталости глаз. Особенно это касается компьютерных игр, в процессе которых играющий практически неотрывно следит за изображением на экране монитора. Перенапряжение глаз приводит к сухости поверхности роговицы (из-за более редких морганий), а также может приводить к близорукости.

Не менее важной с точки зрения эргономических требований является и организация рабочего распорядка. Время непрерывной работы за компьютером должно быть ограничено. Так, учащиеся начальных классов могут работать за компьютером не более 10 минут непрерывно. Ученики с 5 по 7 классы должны проводить за компьютером не дольше 15 минут, а с 7 по 9 класс - не дольше 20 минут. В 10-11 классах время работы за компьютером не должно превышать 30 минут на первом уроке и 20 минут - на втором.

Несоблюдение этих ограничений и длительное непрерывное сидение за компьютером может приводить к гиподинамии.

Для избежания вредного влияния на пользователя длительной работы за компьютером необходимо в паузах проводить разминки, выполняя простые физические упражнения, а также периодически (каждые 5-10 минут) выполнять простейшую зарядку для глаз :

Переводить несколько раз взгляд с ближних предметов вдаль и обратно;
несколько раз перемещать направление взгляда влево-вправо, вверх-вниз и по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки;
закрыть глаза и несколько минут посидеть зажмурившись. Все указанные выше санитарно-гигиенические и эргономические требования к рабочему помещению, к организации рабочего места, к компьютерной технике и к регламентированию работы с ней оговорены в специальном документе - Санитарных правилах и нормах (СанПиН) 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» .

Следующая страница

Конспект урока

Тема: Т ребования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером

Тип урока: изучение нового материала

Отводимое время: 1 час

Цели урока:

Обучающие :

    формирование знаний о технике безопасности и правилах поведения в кабинете информатики,

    познакомить с санитарно- гигиеническими нормами при работе на компьютере,

    научить оказывать первую медицинскую помощь,

    научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке,

    познакомить с комплексом упражнений для глаз ;

Развивающие :

    развитие у учащихся памяти, мышления, речи, познавательного интереса, формирование умения выделять главное, любознательности;

Воспитывающие :

    воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование: интерактивная доска, проектор , презентация

Ход урока

    Организационный момент

    Объяснение нового материала

Техника безопасности в кабинете информатики

Работая с техническими средствами, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами, правилами безопасности и поведения в кабинете информатики. Современные технические устройства - сложная и дорогостоящая техника, требующая соблюдения определенных инструкций. Все компьютерные устройства питаются электротоком напряжением 220 вольт, которое является опасным для жизни человека. Кроме того, работа с данными техническими устройствами вредна для организма человека. Поэтому все лица, допущенные к работе в кабинете информатики, где находятся такие устройства, должны пройти полный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения и санитарно-гигиенических нормам при работе с компьютерами и соблюдать их в своей дальнейшей деятельности.

Помните основные положения

К работе в кабинете информатики допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и полный инструктаж.
Работать можно только на исправных компьютерах.
Знать правила эксплуатации используемого оборудования.
Необходимо знать порядок правильного включения и выключения оборудования.
Перед включением общего электропитания нужно проверить исходное положение всех выключателей и выключить их, если они включены.
Не допускать разборку аппаратуры, как во время работы, так и после нее.
Не включать компьютеры без разрешения учителя.
После включения компьютера проверить стабильность и четкость изображения на экране монитора.
Длительность работы с компьютерами не должна превышать:

для учащихся 1-х классов 10 минут;
для учащихся 2-5-х классов 15 минут;
для учащихся 6-7-х классов 20 минут;
для учащихся 8-9-х классов 25 минут;

для учащихся 10-11-х классов - при двух уроках информатики подряд, на первом - 30 мин., на втором - 20 мин., после чего на перемене выполнять специальные упражнения, снимающих зрительное утомление.

В случае замыкания: появления искр, запаха гари, отключить электропитание и сообщить об этом учителю.
При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и др. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
Запрещается трогать разъемы и соединительные кабели аппаратуры.
Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся аппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока и, следовательно, могут привести к короткому замыканию и к поражению током человека, производящего тушение.
При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся: песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.

Кабинет информатики

Помещение кабинета информатики должно удовлетворять следующим требованиям: на каждый компьютер - 6 кв. м. и 6 куб. м. общей площади кабинета. Размещение компьютеров задними стенками к глухим стенкам кабинета, по его периметру (во избежании чрезмерного электромагнитного излучения, находящихся за задней стенкой компьютера). Кабинет должен иметь окна на север или северо-запад (для того, что бы помещение не было на солнечной стороне, что приводит к повышению температуры в помещении), а также систему кондиционирования или возможность проветривания для обмена свежего воздуха. Температура воздуха в кабинете должна находиться в пределах 19...21°С. В кабинете каждый день необходимо проводить влажную уборку.

Компьютерная техника должна размещаться на специальных столах, обеспечивающих:

    угол наклона и подставку для монитора;

    подставку для клавиатуры на уровне, комфортном для рук работающих учеников;

    ширину, достаточную для размещения всех устройств компьютера;

    достаточное расстояние (не менее 60 см.) от глаз учащихся до поверхности монитора.

Стулья, на которых должны работать учащиеся должны быть следующими:

    регулируемые по высоте сидения (учитывать рост учащихся),

    поворачиваться (регуляция положения),

    регулирующими по высоте спинки (регулируемая по роста опора для снятия нагрузки с поясничного отдела работающего).

Инструкция

по технике безопасности и правилам поведения

В компьютерном классе для учащихся

Общее положения:

    К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.

    Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).

    Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.

    Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.

    Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Перед началом работы необходимо:

    Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;

    Разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере;

    Принять правильною рабочую позу.

    Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.

При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

    Находиться в классе в верхней одежде;

    Класть одежду и сумки на столы;

    Находиться в классе с напитками и едой;

    Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;

    Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

    Передвигать компьютеры и мониторы;

    Открывать системный блок;

    Включать и выключать компьютеры самостоятельно.

    Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

    Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

    Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

    Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;

    Удалять и перемещать чужие файлы;

    Приносить и запускать компьютерные игры.

Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:

    Соблюдать тишину и порядок;

    Выполнять требования преподавателя и лаборанта;

    Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;

    Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм);

    При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;

    После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;

    Оставить рабочее место чистым.

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

    Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);

    Вертикально прямая спина;

    Плечи опущены и расслаблены;

    Ноги на полу и не скрещены;

    Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;

    Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

    При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).

    При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).

    Закрепление изученного материала:

    Перечислите основные требования техники безопасности при работе в кабинете информатики.
    2. Чем обусловлено каждое правило техники безопасности, дайте комментарии.
    3. Какие санитарно-гигиенические нормы предъявляются к работе с компьютером?
    4. Какие требования предъявляются к помещению кабинета информатики?
    5. Какие требования предъявляются к мебели кабинета информатики?
    6. Какие правила поведения должны выполнять учащиеся, работающие в кабинете информатики?
    7. Вкаком нормативном документе можно посмотреть подробно требования к работе и оборудованию кабинета информатики?

    Подведение итогов урока

    Домашнее задание

Знать техн ику безопасности в компьютерном классе.