Бальная система штрафов. Система баллов за штрафы и лишение прав в России – будет ли изменение ПДД? Когда вступит в силу в России

Как утверждают депутаты, их цель — остановить тех, кто систематически и регулярно серьезно нарушает правила. Например, некоторые водители имеют 20 и 30 , а по-прежнему ездят за рулем.

Бальная система призвана таких злостных нарушителей наказать и лишить прав.

Внимание! Речь идет лишь о серьезных преступлениях, как например, проезд на красный свет или езда в нетрезвом виде.

Также необходимо помнить, что принимать решение о при накоплении определенной суммы баллов будет суд на основании протоколов сотрудников ГИБДД.

Как это работает?

Согласно законопроекту один балл — это сто рублей штрафа. Т.е. нарушил правила, получил 500 рублей штрафных, заработал и 5 баллов. Они имеют накопительный эффект.

Например, за первичный проезд на красный свет — наказание 5000 рублей, а за вторичный — уже 10000 рублей. Естественно, что и баллов также будет больше.

Предполагается, что учитываться будут только те нарушения, которые замечены лично сотрудником ГИБДД. Те, что сняты на камеру не будут отмечаться. Подробнее про то, как и какие нарушения ПДД фиксируют камеры, можно узнать , а более детально о том, где и как можно посмотреть фото нарушения, можно прочитать в .

Кроме того, будет увеличена минимальная сумма штрафа — со 100 до 500 рублей. Планируется и существенная прибавка к штрафу за езду в пьяном виде — до 30000 рублей и автоматическим лишением прав на 1.5 года.

Когда будут «сгорать» накопленные баллы — пока неизвестно.

За что будут начислять?

Полный их перечень приведен в 12.38 КоАП РФ. Эта статья пока еще не введена в действие, и регулярно пополняется новыми данными. На текущий момент к правонарушениям, за которые будут начисляться баллы, относятся:

  1. Управление транспортом, не прошедшим техосмотр.
  2. Проезд на запрещающий жест регулировщика или сигнал светофора.
  3. Езда с неисправной сцепной, тормозной (за исключением стояночного тормоза) системой или рулевым управлением.
  4. Не использование мотошлемов и ремней безопасности.
  5. Отсутствие пропуска пешехода в положенных местах.
  6. Управление транспортным средством, не имея на прав на его вождение (исключая учебной поездки). Здесь штраф собираются увеличить до 30000 рублей.
  7. Пересечение ж/д путей в неположенном месте.
  8. Превышение скорости более чем на 40 км/ч.
  9. Разворот в неположенных местах.
  10. Езда по встречной полосе.
  11. Отсутствие пропуска транспорта, у которого есть преимущество.
  12. Управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Важно! Если из этого списка водитель что-либо совершил в течение года 3 раза, то на четвертый раз ему придет повестка в суд, где ему огласят приговор — лишение прав на 1.5 года.

Штрафовать не будут:

  • За остановку или стоянку в неположенных местах.
  • За движение по полосе, выделенной для специального транспорта.
  • За неиспользование сигнала поворотника.
  • Другие «мелкие» нарушения.

Преимущества и недостатки

Говоря о преимуществах стоит заметить, что бальная система может помочь в борьбе с систематическими нарушителями. Три штрафа — и прав нет.

Еще один плюс — наказание бьет одинаково и по богатым и по бедным , ведь баллы — универсальная «валюта».

Как уже говорилось выше — будут фиксироваться нарушения, замеченные только сотрудником ГИБДД. Неудивительно, что в свое время бальная система породила целую волну коррупционных преступлений.

Из-за чего, в принципе, и была отменена. Ведь что стоит дать взятку сотруднику, чтобы он «закрыл глаза» на ?

Сроки реализации

«Дырочную» систему наказания помнят многие, кто водил транспорт в Советском Союзе, когда в талоне прокалывали за нарушения дырочки. За три прокола лишали прав. Затем в 90-х годах появилась бальная система, но вскоре в 1997 году была отменена.

В 2012-2013 годах также говорили о повторном введении бальной системы. Но так ни к чему и не пришли.

И наконец 2016-2017 года. Законопроект уже разработан, тщательно обдуман и принят. Но когда вступит в действие неизвестно. Говорили о 1 январе 2017 года, но этот срок минул, а бальная система так и не появилась на свет. Остается только ждать.

Заключение

В странах Запада бальную систему применяют уже давно и очень успешно. Но как известно, что для Европы хорошо, то для России плохо. Приживется ли вновь старый порядок, покажет лишь время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В ближайшее время на рассмотрение в Госдуму поступит новый законопроект, который позволит лишать водителей прав за три правонарушения. Инициатива ГИБДД была разработана еще осенью, но после первого шквала критики подверглась «гуманизации».

ГИБДД идет на уступки

В частности, в два раза сократился список нарушений, которые учитывает новая система: если раньше в их число входили почти все типичные нарушения, включая, например, неиспользование сигнала поворотника, то в новой редакции «мелочевку» исключили, отдав приоритет нарушениям, непосредственно влияющим на безопасность. Это превышение скорости, выезд на встречную полосу, и проезд на красный.

Правда, авторы инициативы пока не представили общественности полный текст документа, поэтому точный список нарушений остается под вопросом, равно как и срок, в течение которого «сгорают» прошлые нарушения. Одно дело, например, когда учитываются лишь нарушения последнего полугодия, и другое, если проступки висят на водителе по несколько лет.

Как бы ни было, лишение прав за три нарушения — инициатива весьма жесткая, и в большинстве аналогичных схем лишение прав применяется за большее количество нарушений с более явной их градацией по степени опасности.

Опыт советский и западный

Собственно, за три «дырочки» в течение года лишали прав водителей в Советском союзе: в то время отверстия пробивали специальным дыроколом в талоне предупреждения. Причем получали их водители за самые разные нарушения, включая относительно мелкие. До 1970-х действовала система, при которой для возврата прав требовалось еще и сдать теоретический экзамен. Фактически, предлагаемая система напоминает советский вариант с той лишь разницей, что сегодня водители-частники эксплуатируют автомобиль гораздо интенсивней, и шансов получить три «дырки» у них больше.

После развала Союза накопительная система осталась, однако вместо дырок в талоне появились штрафные баллы. За отдельные нарушения предусматривалось разное количество баллов, и если суммарное число доходило до 15, водителя лишали прав. В 1997 году систему отменили, поэтому новое поколение водителей уже и не помнит чувства, когда очередная встреча с гаишником почти гарантированно лишает вас прав.

При этом многие апологеты системы отмечают, что водители, набравшие 13−14 баллов, проявляли изрядную педантичность в соблюдении ПДД. К плюсам системы относился и ее предупредительный характер: первые набранные баллы не лишали прав, а служили лишь поводом что-то поменять в своем стиле вождения.

Бальные системы активно используются на Западе. Например, во Франции критическим количеством является 12 баллов, набранных аж за три года — в случае превышения, водитель лишается прав на полгода, а для возврата прав потребуется пересдавать теоретический экзамен. За минимальное превышение скорости начисляется 2 балла, за превышение на 30−40 км/час — три балла, за совсем уж быструю езду — до 6 баллов. При этом в каждом отдельном случае водителя могут лишить прав сразу с учетом прочих обстоятельств, а при рецидивах «прописать» краткосрочное тюремное заключение.

Для водителей, которые приближаются к «красной зоне», предусмотрены альтернативы, например, можно пройти двухдневные курсы безопасного вождения, за что будет списано четырех штрафных балла.

Плюс на минус

Бальные системы имеют прогрессивных характер, то есть предполагают более серьезное наказание для систематических нарушителей. Кроме того, в отличие от денежного штрафа, баллы — универсальная валюта, которая одинаково бьет по богатым и бедным.

Однако последнее нарушение перед лишение прав автоматически повышается в цене, поэтому в России критики системы отмечают ее коррупционную составляющую, которая усугубляется малым количеством допустимых нарушений. Например, если в России предлагают лишать прав за три нарушения, во Франции и Британии в среднем лишение прав грозит за 4−6 умеренных нарушения (правда, и нарушения сгорают лишь через три года).

Львиная доля штрафов в крупных городах выписывается с помощью камер видеофиксации, тогда как предлагаемая система будет действовать только при личном общении инспектора и нарушителя. То есть, в случаях, когда можно точно идентифицировать, кто именно находился за рулем. Это, с одной стороны, уменьшает ее потенциал, потому что большая часть нарушения останется за кадром, с другой, создает условия для неформального решения вопросов.

Обсуждение инициативы Госдумой состоится, видимо, осенью. Судя по тому, что законопроект попадает в поле зрения общественности не в первый раз, рано или поздно его доведут до реализации. Возможно, нынешние жесткие формулировки призваны подготовить общественное мнение к идее возвращения бальной системы, после чего условия несколько смягчат, например, увеличат допустимое количество нарушений.

К слову, в 2012—2013 годах активно обсуждалось возрождение бальной системы, причем схема была интересная: предлагалось лишать прав водителей, набравших за год штрафов на сумму более 20 тысяч рублей. Однако в том виде она не получила поддержки законотворцев, в том числе из-за высоких штрафов за нарушение правил остановки и стоянки в Москве.

В весеннюю сессию Госдума рассмотрит пять законопроектов, которые касаются ответственности за нарушения правил дорожного движения для водителей.

В январе во втором чтении планируется рассмотреть правительственный законопроект о наказании за опасное вождение. Поправки в правила дорожного движения, предусматривающие новый вид правонарушения - "опасное вождение", в России 8 июня 2016 года. К этому виду нарушений относится: несоблюдение безопасной дистанции или бокового интервала; отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом; резкое торможение перед другим транспортным средством (если оно не требуется для предотвращения ДТП); подрезание при перестроении и препятствование обгону.

Наказания за это нарушение до сих пор не предусмотрено. В ноябре 2016 года правительство возможный размер штрафа в 5 тысяч рублей. Соответствующий законопроект был в первом чтении в январе 2017 года.

Рассмотрение в первом чтении законопроекта о наказании водителей на основании фото и видео при помощи мобильного приложения "Народный инспектор" запланировано на март. В октябре 2017 года правительство изменения в Кодекс об административных правонарушениях, допускающие в качестве официального доказательства нарушения правил дорожного движения сделанные гражданами фото и видеозаписи.

Предполагается, что изменения позволят привлекать к административной ответственности за нарушение ПДД без составления административного протокола. Фиксировать таким способом можно будет несоблюдение правил парковки, проезд на красный свет, выезд на встречку, пересечение железнодорожных путей под закрытый шлагбаум, поворот налево в запрещенном месте и непропуск пешеходов на "зебре".

В апреле во втором чтении должен быть рассмотрен законопроект о передаче регионам по администрированию дел по ряду нарушений ПДД. На май запланировано второе чтение для злостных нарушителей правил. В первом чтении документ был принят в октябре 2016 года и предусматривает лишение водительских прав на 12-18 месяцев за три и более нарушений ПДД в год. Такое наказание полагается за превышение скорости более чем на 40 км/ч, въезд на железнодорожный переезд или его пересечение на запрещающий сигнал светофора, проезд на красный свет или вопреки запрету регулировщика, а также за ряд других нарушений правил - но только в том случае, если нарушение зафиксировал инспектор, а не автоматическая камера.

Напомним, первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков исключить непропуск пешеходов и превышение скорости на 40-60 км/ч из перечня нарушений, за которые можно лишать прав. По его мнению, закон о наказании в его нынешнем виде является избыточным, учитывая реалии крупных городов.

В июле во втором чтении планируется рассмотреть законопроект о залоге за автомобиль. Согласно документу, нетрезвые водители, которых остановил инспектор, а также отказавшиеся от медосвидетельствования, смогут забрать автомобиль со спецстоянки только после внесения залога в размере 30 тысяч рублей. Такой же штраф предусмотрен за управление автомобилем в пьяном виде.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о лишении водителей права управлять транспортным средством за систематические нарушения правил дорожного движения (ПДД). Решение было принято на пленарном заседании нижней палаты парламента.

«В 2015 г. на территории РФ было зарегистрировано более 180 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли более 23 тыс. человек, и 231 тыс. 200 получили ранения. За девять месяцев текущего года это уже свыше 125 тыс. ДТП, в которых погибли 14 тыс. 567 человек, ранено 159 тыс. человек. Порядка 40% всех ДТП стабильно совершается по вине водителей которые ранее неоднократно привлекались к административной ответственности. Представленный на ваше рассмотрение законопроект направлен на снижение смертности населения от ДТП и предусматривает введение ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения», - сказал заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков отметил, что ко второму чтению необходимо пересмотреть составов административных правонарушений, чтобы устранить замечания к законопроекту.

«Есть определенные замечания к этому законопроекту, нам надо будет внимательно при подготовке ко второму чтению посмотреть весь перечень составов административных правонарушений, меня смущает непропуск пешеходов, пешеход может стоять и, что называется, «чесать затылок» и в последний момент, когда автомобиль с ним поравнялся прыгнуть на пешеходный переход. Это как раз то нарушение, которое будет служить основанием для лишения водителя прав», - сказал В.Лысаков.

Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту, предлагается по опыту ряда зарубежных стран к водителям, систематически допускающим административные правонарушения и злоупотребляющим правом на управление транспортными средствами, применять повышенную административную ответственность.

Авторы документа считают, что установление повышенной ответственности за систематическое совершение лицом административных правонарушений в области дорожного движения будет способствовать повышению дисциплины водителей и снижению аварийности на дорогах Российской Федерации.

Законопроектом в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) РФ вносится статья 12.18, согласно которой лицо, нарушившее правила ПДД и подвергнутое административному наказанию более трех раз, (за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме спецсредствами фото- и видеофиксации) лишается права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

На лиц, не имеющих права управления транспортным средством, накладывается административный штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Соответствующий законопроект был внесен в парламент правительством РФ.

Возможность введения балльной системы штрафов за нарушение ПДД в Беларуси обсуждали всего десяток лет назад, в 2008 году. И вот вопрос снова . Аргументы все те же — ужесточить наказание за систематическое нарушение правил дорожного движения. Белорусская система предполагает дифференцированный подход, когда количество штрафных баллов зависит от тяжести содеянного на дороге.

Напомним, что 10 лет назад рассматривался вариант введения 27-балльной системы учета нарушений правил дорожного движения. При начислении штрафных очков ГАИ предлагала исходить из степени общественной опасности допущенных водителями нарушений. Так, превышение скорости или оставление места ДТП предлагалось оценивать в 9 баллов, нарушение правил обгона и маневрирования — в 7 баллов, проезд на красный свет — в 5 баллов, разговор по телефону во время управления автомобилем и управление автомобилем с непристегнутыми ремнями безопасности — 2 балла. Баллы планировалось обнулять по истечении года после совершения нарушения.

Что предлагают сейчас? Почти то же самое. Только лимит на год — 15 баллов. Дифференциация происходит с привязкой к величине штрафа в базовых величинах. Но по сути — количество штрафных баллов зависит от тяжести «преступления».

  • Так, за правонарушения, «тянущие» до трех базовых величин, будет начисляться один балл. Сюда входят «письма счастья» за превышение скорости, зафиксированные автоматическими камерами. Бесконечно «летать» под камерами и просто оплачивать штрафы уже не получится. Непройденный техосмотр и парковку в неположенном месте тоже оценили в 1 балл .
  • В 2 балла оценили нарушения со штрафом до 5 базовых величин. Сюда входят проезд на красный свет и несоблюдение требований дорожных знаков.
  • 3 балла дадут за превышение скорости на 30 и более км/ч.
  • 4 балла будут выдавать за нарушения, которые предусматривают штраф свыше 10 базовых величин или лишение прав. Сюда входят вождение в нетрезвом состоянии, выезд на встречную полосу и др.

Штрафные баллы не начисляются за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 6 и 8 статьи 18.12. Это управление транспортным средством с заведомо скрытым, подделанным (подложным) или иным образом измененным регистрационным (номерным) знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного (номерного) знака и управление транспортным средством с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком. Также штрафные баллы не будут начислять по части 5 статьи 18.22 КоАП РБ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения.

В принципе, система подсчета и начисления баллов вполне прозрачная и понятная. При наборе 15 баллов в течение года придется положить права на полку на полгода. По истечении года набранные штрафные баллы сгорают.

сайт посмотрел, как система баллов для водителей-нарушителей работает в других странах.

В России с этого года также идет жаркое обсуждение идеи введения балльной системы. Пока предлагается лишать прав на год-полтора за три и более нарушения ПДД в год. Такая мера наказания предусмотрена только за грубые нарушения: систематическое превышение скорости более чем на 40 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу — но лишь в случаях, когда их зафиксировал инспектор. Такая система получается более жесткой, чем у нас, и не привязана к «стоимости» штрафов.

В Украине еще в 2015 году была утверждена система штрафных баллов. Она предусматривала лимит в 150 баллов на год. Нарушения ПДД оценивались в 50 баллов, причем список этих нарушений был фиксированным, туда входили далеко не все «проступки». Но списывались баллы только в случае, если правонарушение было зафиксировано средствами фото- видеофиксации. После того как баллы закончились, водитель должен был оплачивать штраф «живыми» деньгами. Ни о каком лишении после «сгорания» баллов речи не шло. Правда, система так и не заработала в силу множества причин. Это и несовершенство законодательства, и неготовность инфраструктуры. Сейчас в Украине вновь вернулись к обсуждению этой темы.

В Грузии в результате реформы системы МВД в полицию (в том числе дорожную) пришли совершенно новые кадры. Поменялась и система наказания за нарушения. С 2017 года введены баллы. Лимит на год — 100 баллов. По достижении нулевого баланса следует лишение на год и пересдача экзамена. Так, за превышение скорости от 15 до 40 км/ч списывается 10 баллов, более 40 км/ч — 20 баллов, за непристегнутые ремни безопасности — 5 баллов, за передачу управления лицу в нетрезвом состоянии — 40 баллов. Вместе с баллами водитель также платит денежный штраф. Количество нарушений, за которые начисляются штрафные баллы, совсем небольшое. Можно сказать, что в Грузии точечно решили бороться с конкретными распространенными правонарушениями.

В Чехии штрафные баллы начисляются только за серьезные нарушения и оцениваются по градации от 2 до 7 баллов. «Насобирал» 12 баллов — лишаешься прав на один год. Например, проезд на красный свет или превышение скорости на 50 км/ч — 5 штрафных баллов. Всего список «балльных» нарушений состоит из 27 пунктов. К 2019 году наказания планируется ужесточить. За то же превышение будет начисляться уже не пять, а шесть баллов. Система работает безотказно. Как только лимит баллов исчерпан, водителю приходит письмо-уведомление с просьбой сдать права. Если наказание предусматривает лишение, то баллы не начисляются.

В Латвии одна из самых строгих систем штрафных пунктов, и действует она с 2003 года. Градация идет по шкале от 0 до 8 баллов. При наборе 16 штрафных баллов ваши права «сгорают». Казалось бы, ничего оригинального. Но есть и особенности. Так, начисленные штрафные пункты действуют в течение двух лет и потом автоматически удаляются из базы данных. Но не все! Например, нарушения, оцениваемые в 8 пунктов, остаются в силе в течение 5 лет. Если в течение 10 лет водитель дважды зарабатывал 16 баллов, то лишится права управления на 5 лет, и для возврата водительского удостоверения ему придется заново пройти обучение, получить медицинскую справку и сдать экзамен.


Система штрафных баллов также применяется в Австралии, Англии, Германии, Израиле, Италии, Корее, США, Франции и многих других государствах. И в этих странах уже доказала свою эффективность. Сможет ли Беларусь со второй попытки внедрить штрафные баллы?

Ныне существующие наказания за нарушения ПДД во многих ситуациях позволяют отделываться лишь денежным штрафом без боязни лишиться водительского удостоверения. Система баллов как раз призвана «притормозить» тех, кто нарушает регулярно и так же регулярно оплачивает штрафы. В то же время в большинстве стран штрафные баллы начисляются далеко не за все нарушения, а только самые грубые или распространенные. То есть ведется более точечная борьба с определенными правонарушениями.

Белорусская система в том виде, в каком предлагается сейчас, будет бороться практически со всеми видами правонарушений, даже самыми мелкими. Но при этом позволяет в течение года 15 раз незначительно отступить от ПДД, для дисциплинированного водителя этого лимита достаточно. Кроме того, срок лишения полгода при наборе 15 баллов — один из самых небольших. В большинстве стран права забирают минимум на год.