Что такое хрусталь и чем он отличается от стекла. Как делают цветной хрусталь ручной работы

Когда большинство людей думают о высококачественном хрустале, они думают о традиционном свинцовом хрустале – например, о бокале для вина с его изумительной слегка тяжелой ножкой, которая сверкает граненым блеском, и о легком звоне, если его коснуться. На протяжении долгого времени известен был только свинцовый хрусталь, который имеет выше названные характеристики. Однако в то время, когда классический свинцовый хрусталь по-прежнему популярен, есть еще один тип высококачественного стекла, которое обладает такими же характеристиками.

Обычное стекло

Обычное стекло, такое как в обычных стаканах для воды, пивных бокалах, стеклянных тарелках для выпечки и т.д. является тем, что известно как натриево-кальциево-силикатное стекло. Не очень блестящее и красивое, но функциональное и в большинстве случаев гораздо более долговечное, чем свинцовый хрусталь. Натриевое стекло состоит из нескольких основных компонентов – карбоната натрия, извести, доломита, диоксида кремния и оксида алюминия, вместе с другими веществами в меньших количествах, известных как «осветляющие вещества». Эти составляющие расплавляют вместе в печи при сверхвысоких температурах, где они превращаются в единую массу. Далее из нее удаляют все пузырьки газа, чтобы она стала однородной. Затем масса проходит еще несколько процедур, в зависимости от цели конечного продукта, произведенного из этого стекла, то есть – пищевое стекло, оконное, ветровое и так далее. В случае изготовления классического хрусталя, в стекло добавляют оксид свинца.

Свинцовый хрусталь

Традиционный свинцовый хрусталь производится с добавлением оксида свинца в обычную стеклянную массу. Добавление свинца приводит к появлению нескольких уникальных качеств, которые делают стекло «хрустальным». Обычное стекло содержит молекулы, которые не имеют четкой структуры, то есть оно аморфное – отсутствует определенный порядок, но связанные между собой молекулы в натриево-кальциевом стекле придают долговечность. Молекулы в свинцовом хрустале имеют ярко выраженный трехмерную структуру. И именно из-за этого, хрусталь имеет такой игристый блеск. Хрусталь имеет более высокий «показатель преломления», нежели обычное стекло, а чем выше этот показатель, тем ярче блеск. Добавление свинца в стеклянную массу также делает его более плавким, то есть поглощает меньше энергии, чем обычное стекло. Именно поэтому хрусталь звенит при прикосновении.

Бессвинцовый хрусталь

В то время, когда свинцовый хрусталь, скорее всего, будет использоваться всегда, теперь есть альтернатива ему, с такими же характеристиками. Это важно для тех, кто любит высококачественный хрусталь, но беспокоится из-за содержания свинца в нем. Это важно, если говорить о графинах, в которых часто хранят вино и другой алкоголь длительное время. И на протяжении всего времени напиток может вступать в реакцию со свинцом и становиться небезопасным для употребления. При изготовлении бессвинцового хрусталя, свинец заменяют оксидом бария. Добавление оксида бария дает стекло с высоким показателем преломления, даже несколько выше, чем у свинцового хрусталя, соответственно блеск бессвинцового хрусталя даже больше и ярче. Также оксид бария легче, чем оксид свинца, за счет чего при одинаковой прочности, изделия легче.


Свинцовый хрусталь или бессвинцовый?

На самом деле, по большей части это лишь вопрос личных предпочтений. Есть несколько производителей высококачественного хрусталя, которые делают изысканный свинцовый хрусталь. Различие между этими видами заключаются в основном в весе. И конечно же, в экологичности. Так как бессвинцовый хрусталь все же более безопасный в использовании, а его производство более экологичное. В любом случае, вкус вина в качественном хрустале будет намного лучше, чем в обычном стекле!
Мы предлагаем ознакомиться с нашей линейкой из бессвинцового хрусталя, которая сможет поразить воображение любого ценителя!

Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь - яркая звезда модного интерьера и сервировки. Ну а где мода, тренд и хайп, там и подделки, и имитация. Чтобы узнать, как делают правильный хрусталь, корреспонденты «ВВ» отправились на старейший отечественный хрустальный завод - в стекольную столицу России, в город Гусь-Хрустальный.

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова - наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога - училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

А сейчас?

Да и сейчас есть чем похвастаться, - патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас... в магазин.

Торговая точка при ГХЗ - небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах - изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

Эта работа не может стоить дешево, - уверяет Власова. - Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд - на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» - а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие - эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов - гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем - вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все - ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы...

Закладка - по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры... И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты - работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса - основа будущих шедевров.

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. - Прим. авт. ) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься - весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении - четкость.

На одном конце трубки - медовая капля, на другом - резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина - помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость - однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком - прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов - самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен - для красного, марганец - для фиолетового, медь - для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков - верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим - на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз - алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом... Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно - работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд - конвейер, на самом деле - индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд - любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок - подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные - с учетом новых тенденций и спроса.

С нашими художниками не заскучаешь, - смеется Михаил. - Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник - сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником - Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана - выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и... дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой - она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, - говорит Ирина Николаевна. - Все знают, что гусевской хрусталь - это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве... Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой - образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же - выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте - заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль - хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд - для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева - мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода - это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь - это наше национальное достояние.

Заголовок в газете: Плюмбум в стакане

Производство рукотворного хрусталя

Во времена Древнего Рима считалось что хрусталь - это изменившие свои свойства вода.

С егодня простое стекло заменило хрусталь. Крупные Российские предприятия, не выдержав наплыва дешевого товара, закрывают свои производства. Многие пытаются под видом хрусталя продавать стеклянные вещи, это такой маркетинговый ход, рассчитанный на не очень знающего потребителя.

Подарки как символ эпохи, огромные картины, скульптуры, ковры ручной работы и конечно изделия из хрусталя, такими подношениями баловали придворные чиновники своих кумиров, и все с царским размахом. Хрусталем одаривали "высокопоставленных" и в царское время, в советский период, дарят хрусталь и сейчас.

Варка хрусталя


Хрусталь тоже стекло, но в него обязательно добавляют окись свинца, который придает материалу совершенно новые свойства, это прозрачность и мелодичный звон. Помимо свинца в состав хрусталя входят и другие компоненты, например, сурьма, мышьяк. Все засыпается в огромную, с трех этажный дом, печь, в ней варится около ста тонн хрусталя.

Опасен или нет свинцовый компонент хрусталя?

Специалисты по поводу свинца поясняют так:

Когда производится варка хрустальной массы, свинец оказывается уже в химической связи с другими компонентами стекла и более выделиться уже никуда не может.

Поэтому хрустальная посуда совершенно не опасна.

Стеклодувы и конвейер


Далее за дело берутся стеклодувы. У мастеров стеклодувов все просто и слажено, мягкий стеклянный шар опускают в нужную форму из жаропрочной стали. Более сложные вещи выдувают, без каких либо заготовок. В соседнем цехе работает конвейер, ножницы автоматически отрезают кусочек расплава, который выплевывается на вращающуюся форму, порисуется, снимается и изделие готово. На конвейерах делаются чайные стаканы, стопки, небольшие рюмочки и т.д. Редкой вещью из хрусталя считается, конечно же, только изделие ручной работы.


Отжиг


Важным этапом производства хрусталя является, так называемый "отжиг" изделия - это процесс при котором температура разогретого хрусталя в течении четырех часов медленно опускается до комнатной. Если остудить стекло резко, то внешние слои отдадут тепло быстрее внутренних и фужер просто разорвет.

Гранение


Следующий этап - гранение. На этом этапе вазы, фужеры, подносы гранят - наносят клинообразные канавки. Чем глубже и острее края, тем больше преломляются и отражаются лучи света и хрусталь начинает сверкать всеми цветами радуги.

Химическая шлифовка


Дальше происходит химическая шлифовка хрусталя, в том числе и серная. Воздух в этом цехе пропитан едкими испарениями, через несколько минут начинает першить в горле. После нанесения огранки алмазная грань становится матовой, чтобы сделать ее прозрачной изделия укладываются в специальные кассеты, подвешиваются на специальной установке и поочередно окунаются, то в кислоту, то в воду. Постепенно верхний слой разъедается, и поверхность становится идеально гладкой, отполированной.

Конец 70-х в советской семье хрусталь считается признаком достатка. Предприятия наращивают темпы и объемы производства, посуда из этого материала становится массовой и как следствие качество хрусталя снижается. А сегодня в моде обычное стекло, а хрусталь если и останется эталоном изысканного вкуса, то только для любителей роскошной и дорогой посуды.

Хрустальная посуда

Пример классической хрустальной люстры

Изготавливают сплавлением оксида свинца PbO с кремнезёмом , соединением натрия или калия (содой или поташем) и малыми добавками других оксидов . Свинцово-калиево-силикатные стекла дороже известковых стекол, однако они легче плавятся и проще в изготовлении. Это позволяет использовать высокие концентрации PbO и низкие - щелочного металла - без ущерба для легкоплавкости. Высокое содержание PbO дает высокие значения показателя преломления и дисперсии - двух параметров, весьма важных в некоторых оптических приложениях. Те же самые характеристики придают свинцовым стеклам сверкание и блеск, украшающие самые утонченные изделия столовой посуды и произведения искусства.

Хрустальное стекло

Хрустальное стекло - это свинцово-силикатное стекло, содержащее 13-23 % оксидов свинца и до 17 % оксидов калия. Из хрустального стекла производят высококачественную посуду и декоративные изделия. Оно обладает повышенными плотностью, прозрачностью, лучепреломляемостью и блеском, но меньшей термостойкостью по сравнению с другими видами стекол. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, изделия из хрусталя отличаются необыкновенно яркой, многоцветной игрой света. Обладают красивым звоном. Хрусталем называется также высококачественное венецианское и чешское стекло. Стиль художественного стекла (хрусталь) - торжественно-парадный, сувенирно-подарочный. Способы обработки изделий из хрусталя: гравировка , огранка , резьба , шлифовка .

Добавление оксида свинца к стеклянной массе практиковалось ещё на заре стеклоделия, в древнем Египте и Месопотамии . Тем не менее, хрусталь в более или менее современной форме был получен только в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом (George Ravenscroft).

Производители хрусталя

Действующие заводы в России

  • Дятьковский хрустальный завод , Дятьково
  • Гусевской хрустальный завод , Гусь-Хрустальный
  • Бахметьевский хрустальный завод, Никольск

Действующие заводы в Белоруссии

  • Стеклозавод «Неман» , Берёзовка

Закрытые заводы

  • Ленинградский завод художественного стекла ; производство закрыто 29 января 1997 года .
  • Завод «Красный Гигант» , Никольск ; производство закрыто с конца 2008 года .
  • Хрустальный участок Таганрогского металлургического завода , Таганрог ; производство закрыто в конце 2012 года .
  • Борисовский хрустальный завод им. Ф. Э. Дзержинского , Борисов закрыт

Хрусталь Хрусталь

(от греч. krystallos - кристалл, первоначально - лёд), особый вид стекла, в состав которого входит в значительном количестве окись свинца (или бария). Способы украшения изделий из хрусталя (посуда, осветительные приборы, фонтаны, архитектурные детали) - гравировка (неглубокий матовый рисунок), огранка (широкая полированная грань), резьба (глубокие борозды большей частью треугольного сечения; при частом пересечении борозд образуется сетка, носящая назв. "алмазная грань"), шлифовка. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, тщательной полировке хрусталь отражает и преломляет свет, придавая сверкание и многоцветную игру поверхности изделий (часто массивных толстостенных), обладает красивым звоном. Название "хрусталь" было дано по сходству с горным хрусталём. Наряду с преобладающим бесцветным хрусталём известен цветной хрусталь (синий, красный). Археологические находки свидетельствуют о том, что стекло, содержащее окись свинца, было известно уже в античном мире (Древний Рим), в Древней Руси XI-XII вв. и др. Изготовление посуды из собственно хрусталя (стекла с большим содержанием свинца, отделанного огранкой, резьбой - "алмазным гранением", шлифовкой) распространилось в Англии во второй половине XVII в. (Дж. Рейвенскрофт), получив мировую известность. Во Франции значительное производство хрусталя возникло в XVIII в. в г. Баккара на стекольной мануфактуре Сент-Анн (основана около 1766), где существует и поныне.

В России производство хрусталя достигло особого подъёма во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. на Петербургском стеклянном и зеркальном заводе, где стали изготовляться монументальные архитектурно- художественные изделия - большие вазы, осветительные приборы, фонтаны и архитектурные детали. К созданию их привлекались художники и архитекторы (В. В. Растрелли, Ч. Камерон, К. И. Росси, Ж. Тома де Томон, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов и др.). Хрустальная посуда выпускалась с XVIII в. также частными заводами (Мальцева в Гусь-Хрустальном, Бахметева в Николо-Пестровке). К конце XIX в. качество русской художественной стеклянной продукции, в том числе хрустальной, снижается. В советское время производство хрусталя стало вновь развиваться. Достижением восстановленного производства хрусталя в СССР было создание монументального фонтана для павильона СССР на Международной выставке 1939 в Нью-Йорке (1938, по проекту скульптора И. М. Майкова и инженера Ф. С. Энтелиса).

В 1950-70-х гг. производство хрусталя интенсивно развивается в Великобритании, Бельгии, ГДР, Польше, Чехословакии, ФРГ, Франции и др. Всемирную известность приобрели изделия так называемого скандинавского дизайна, основную роль в создании которого принадлежит финским дизайнерам Т. Вирккала и Т. Сарпанева. Лаконично чёткие по формам, эти изделия отличаются прозрачно-чистыми, лишёнными декора плоскостями. Наряду с такого рода хрусталём производится традиционный хрусталь с "алмазным гранением".

В СССР специализированное производство хрусталя организовано на Ленинградском заводе художественного стекла, цветной хрусталь выпускается на Гусевском хрустальном заводе; другие заводы (Киевский завод художественного стекла, белорусский стеклозавод "Неман", Дятьковский хрустальный завод и др.) производят изделия из хрусталя наряду с простым посудным стеклом. В Ленинграде, основном центре производства хрусталя, сложилась так называемая ленинградская школа советского художественного стекла (так называемый невский хрусталь), для которой характерен стиль торжественно-парадной, строгой, тактично украшенной посуды и сувенирно-подарочных изделий. Ряд уникальных образцов, определивших общее направление "ленинградской школы", выполнили в 40-70-х гг. В. И. Мухина, А. А. Успенский, Э. М. Кример, Б. А. Смирнов. Среди известных художников, работающих исключительно в хрустале, - А. А. Аствацатурьян, А. С. Курилов, В. С. Муратов. А. М. Остроумов, В. А. Филатов, Б. Фёдоров, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская.

Название "хрусталь" применяется не только к свинцовому стеклу. Во второй половине XV в. в Венеции хрусталём ("кристалле") называлось высококачественное бесцветное стекло (без огранки), не содержащее свинца. С XVII в. в Чехии выпускаются толстостенные, украшенные глубокой гранью изделия из кальциево- известкового стекла, называющиеся хрустальными (так называемый богемский, или чешский, хрусталь; см. Чешское стекло).


Литература: Н. В. Воронов, Дубова М М., Невский хрусталь Очерки основных этапов развития, Л., 1984; Kдmpler F., Viertausend Jahre Glas, Dresden, 1966, Savage G., L"art du verre, P., 1968. Glassproblemer og problemglass, Oslo, 1971.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Хрусталь" в других словарях:

    Кристалл, хрусталь. Созвучие слов и морфологических элементов определяет пути «народной этимологии». Звуковое подобие часто является опорой переосмысления и морфологического переоформления чужого, этимологически неясного слова. Например, греческ … История слов

    - (от греч. krystallos). Обыкновенное стекло, в котором, вместо извести, употреблена окись свинца, гораздо плотнее и прозрачнее обыкновенного свинца. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРУСТАЛЬ… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХРУСТАЛЬ, хрусталя, мн. нет, муж. (от греч. krystalios прозрачный камень, кристалл). 1. Стекло высокого сорта, обладающее особым блеском и способностью сильно преломлять свет. 2. Посуда из такого стекла. «Духи в граненом хрустале.» Пушкин. || То… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., нем. чистое белое стекло, особ. граненое. Горный, самородный хрусталь, чистый, сквозистый кварц. льный, из хрусталя или к нему относящийся. Народ производит хрусталь от хрусткий, твердый и хрупкий. Хрусталик, внутренняя часть глаза, как бы… … Толковый словарь Даля

    Кристалл, пьезокварц Словарь русских синонимов. хрусталь кристалл (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    хрусталь - ХРУСТАЛЬ, я, м. 1. Пустые бутылки, стеклотара. 2. Любая емкость, сосуд для распития спиртного. Один хрусталь на всех. Операция « хрусталь» сдача пустой посуды, обычно после попойки … Словарь русского арго

    ХРУСТАЛЬ, я, муж. 1. Стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Ваза из хрусталя. 2. собир. Посуда и другие изделия из такого стекла. Коллекция хрусталя. Стол сервирован хрусталём. Горный хрусталь бесцветный прозрачный минерал,… … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. krystallos кристалл) особый вид стекла, в состав которого входит в значительных количествах оксид свинца (или бария). Название по аналогии с горным хрусталем. Изделия из хрусталя, украшенные гравировкой, огранкой, резьбой, отличаются… … Большой Энциклопедический словарь