Составьте устный рассказ деревенская община на востоке. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская

Книги для тех, кто основывает экопоселение и/или живёт в общине, поселении.

Деревенские общины на Востоке и Западе

Village Communities in the East and the West

Переводчик Н. Кутейников

Языки: Русский

Издательство: Красанд

Серия: Из наследия мировой политологии

ISBN 978-5-396-00242-5; 2010 г.

В книге известного английского юриста и историка права Генри Мэна проводится сравнительное исследование исторического развития деревенской общины в странах Запада (в основном в Англии и Германии) и на Востоке (преимущественно в Индии). Автор подробно и всесторонне рассматривает западные и восточные представления о праве, законодательную систему и обычаи Индии, влияние на них британского государства, процесс феодализации и его причины, экономические основы существования общины и др. В книге также содержится статья выдающегося английского философа Джона Стюарта Милля, в которой рассматривается значение книги Г.Мэна для философии истории, в том числе истории общественных учреждений.

Книга рассчитана на историков, правоведов, политологов, экономистов, социологов, а также на широкий круг читателей, интересующихся историей и закономерностями общественного развития.

Город и деревня в русской истории. Краткий очерк экономической истории России

Языки: Русский

Издательство: Либроком

ISBN 978-5-397-01643-8; 2011 г.

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка Н.А.Рожкова, посвященная исследованию значения и взаимных отношений города и деревни в историческом прошлом русского народа. В своем изложении автор исходит из экономических явлений как основных, объясняя с помощью них явления социальной и политической жизни. Рассматривая пять периодов русской истории, он в пределах каждого из них касается следующих вопросов: об относительном значении в данное время главных отраслей народного производства - сельского хозяйства, торговли, добывающей и обрабатывающей промышленности; о совокупности приемов и средств хозяйства; о формах землевладения; об условиях труда, а также о социальном устройстве (делении на классы) и политическом строе общества.

Русская община в процессе ее зарождения и роста

Языки: Русский

Издательство: Либроком

ISBN 978-5-397-01707-7; 2011 г.

Книга известного русского экономиста А.А.Кауфмана посвящена изучению истории возникновения и развития крестьянской общины на Руси. Так как письменные источники по данному вопросу были весьма скудны, автор обратился к "живой истории" развития общин у современных ему крестьян северных районов и у народов России, живущих общинным строем. Этот метод, названный "методом переживаний", позволил воочию наблюдать процесс сложения общины у народов, живущих традиционным способом, и переносить модель процесса на далекое прошлое.

Автор изучал крестьянские общины Сибири, а также проанализировал данные статистических исследований землепользования и хозяйства кочевников-киргизов. Исследование было выполнено на основе богатого материала, собранного в течение многих лет систематических экспедиций в районах Сибири, в киргизских степях, Закавказье, на Севере и в других областях России.

Книга будет интересна этнографам, историкам, обществоведам, а также широкому кругу читателей, небезразличных к истории нашего Отечества.

Поземельная община в России

Языки: Русский

Издательство: Либроком

Серия: Академия фундаментальных исследований: история

ISBN 978-5-397-01661-2; 2011 г.

Предлагаемая читателю книга Н.Миславского посвящена исследованию русской поземельной общины. Основная цель работы - исторически проследить зарождение поземельной общины и выяснить природу и поступательное развитие различных форм общинного землепользования. Путем анализа историко-литературных взглядов на природу русской поземельной общины автор стремится выделить все то, что касается ее как института частно-правовых отношений. Он пытается ответить на вопрос: есть ли русская поземельная община институт, извне привнесенный в русскую крестьянскую среду, или же основа для нее жила и проявлялась в поземельных отношениях издавна? Н.Миславский также предпринимает попытку выяснить степень соответствия различных современных ему форм и типов общинного землепользования с теми проявлениями общинного начала, которые можно найти в историческом прошлом русских поземельных отношений.

Общинное землевладение: причины, ход и последствия его разложения

Общинное землевладение в колониях и влияние поземельной политики на его разложение

Языки: Русский

Издательство: Либроком

Серия: Академия фундаментальных исследований: этнология

ISBN 978-5-397-02241-5; 2012 г.

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского социолога и историка М.М.Ковалевского, представляющая собой первую часть его обширного труда, посвященного исследованию различных аспектов общинного землевладения. В книге рассматриваются формы общинного землевладения в странах и регионах, ставших испанскими, английскими и французскими колониями, - в Северной и Южной Америке и на островах Карибского моря, в Индии и Алжире. Исследуется поземельная политика колониальных властей и ее влияние на разложение и распад общинного землевладения.

Книга рассчитана на этнологов, историков, правоведов, политологов, социологов, экономистов, а также на широкий круг читателей, интересующихся историей и закономерностями общественного развития.

Переселение и колонизация

Государственная политика и крестьянское землевладение в пореформенной России

Языки: Старорусский

Издательство: Либроком

Серия: Академия фундаментальных исследований: этнология

ISBN 978-5-397-02254-5; 2011 г.

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного экономиста и статистика А.А.Кауфмана, посвященная проблеме переселений в России, связанной с колонизацией новых земель. Книга включает две части. В первой части дается обзор истории русской переселенческой политики во второй половине XIX века. Описываются особенности переселений, существовавшие до и после крестьянской реформы 1861 г., отменившей крепостное право. Анализируется закон 1904 г., установивший новые правила добровольного переселения "сельских обывателей и мещан-землевладельцев". Во второй части книги подробно рассматриваются причины переселений и их значение для народного хозяйства, описано влияние переселений на крестьянское землевладение. Характеризуются условия жизни переселенцев на новых местах и их взаимоотношения с местным населением; указывается на существование таких явлений, как бродяжничество и обратное переселение. На основе проведенного исследования автор делает вывод о культурной слабости русской колонизации. В приложении рассмотрено освещение переселенческого вопроса в литературе и общественном мнении.

Очерки из истории сельского населения в Московском государстве. XVI-XVII вв.

Языки: Русский

Издательство: Либроком

Серия: Академия фундаментальных исследований: история

ISBN 978-5-397-01669-8; 2011 г.

Вниманию читателей предлагается книга известного русского историка и юриста М.А.Дьяконова, посвященная истории сельского зависимого населения в Московском государстве. Автор ставит перед собой цель изучить отдельные разряды сельского населения и отношения каждого из них к государственному тяглу в период XVI-XVII веков.

Книга содержит шесть очерков, в которых описываются следующие категории тяглого населения: крестьяне-старожильцы, или старинные; крестьяне-новопорядчики; половники поморских уездов; бобыли; задворные и деловые люди; монастырские детеныши. В работе рассматривается процесс закрепощении тяглых людей, рассказывается о причинах, степени и свойствах этого прикрепления; выясняется состав каждой категории тяглого населения.

Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

Ответы:

Деревенская община на Востоке Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?

В странах Востока преимущественно была деспотическая форма власти.

Хозяйственная жизнь характеризовалась прежде всего тем, что это были аграрные общества, в которых основным собственником земли являлось государство. Крестьяне испытывали очень сильный налоговый гнет.

Ценности буддизма: прекращение страдания и достижение пробуждения, духовного освобождения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», уход от мирской жизни

Вопросы в параграфе

Вопрос. Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайская архитектура отличается от европейской прежде всего устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. А в европейской архитектуре всегда был поиск новых форм, материалов, строительных технологий. Планировка китайских зданий и городов связна с принципом "фэн шуй", древнего учения о гармоничной организации пространства. Главным строительным материалом в Китае было дерево, а в Европе всё большее распространение получают каменные здания, прежде всего в городах. Главный отличительный элемент китайской архитектуры – изогнутые крыши. Это связано с технологией строительства - для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

формы собственности на землю: Государственная, общинная и частная. В Китае и Индии абсолютно преобладала государственная собственность на землю. Государство отдавало земли в пользование знатным людям за военную службу и крестьянам, за что они должны были платить налоги.

В Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений.

Вопрос 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI–XVIII вв.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В отличие от Европы, горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

На Востоке XVI-XVII вв. – время быстрого развития городов. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля.

Вопрос 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?

Государства регламентировали жизнь подданных через жёсткую сословную систему. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Государство регулировало хозяйственную жизнь. Власть устанавливала цены на важнейшие товары, на некоторые отрасли ремесла и торговли установлена государственная монополия. Так как государство являлось основным собственником земли, то, раздавая землю в пользование, оно устанавливало условия этого пользования, регулируя тем самым жизнь живущих на государственных землях людей.

Вопрос 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Буддизм - религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Согласно его учению, вся жизнь человека - непрерывный путь страданий, причина которых неудовлетворённые земные желания. После смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека - стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал - стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

Деревенская община на Востоке

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Вопрос 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.

Буддизм превратился в мировую религию, потому что основная его идея о страдании и избавления от страданий находила отклик в угнетаемых слоях населения, которых было абсолютное большинство. Если стать просветлённым, получить духовное освобождение может любой человек, значит, все люди равны.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Вопрос 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.?

Общие черты, характерные для традиционных обществ стран Востока:

Верховным собственником земель являлось государство;

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство;

Крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство;

Жесткий сословный строй;

Веротерпимость.