Спортивный туризм программа внеурочной деятельности. Рабочая программа по внеурочной деятельности "спортивный туризм"

Краснодарский край Апшеронский район п. Ерик

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол № 1

Председатель педсовета

______________ Р.А. Триполец

(Ф.И.О. директора) (подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Спортивный туризм»

Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-6 классы

Количество часов: 102 часа.

Учитель: Писклов Андрей Васильевич

Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС примерной образовательной программы основного общего образования, авторской программы внеурочной деятельности «Спортивный туризм» Д.В. Смирнова, М: «Просвещение», 2013г.

    Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Спортивный туризм».

Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности.

5-6 класс.

1. История становления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме - (4ч).

Практическая работа:

2. Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма – (5ч).

Практическая работа : ознакомление с правилами соревнований по туристическому пногоборью; ознакомление с условиями проведения туристического слета учащихся.

3. Физико-технические основы топографии и ориентирования на местности. - (6ч).

Особенности изображения рельефа местности на географических картах. Условные обозначения различных географических объектов на спортивных картах. Особенности работы с компасом при ориентировании на местности. Определение расстояний и азимутов на местности. Особенности ориентирования и преодоления (пробегания) различных видов местности (горы, речные проймы, болота, лесные завалы и т.п.). Соревнования по туристическому ориентированию на местности.

Практическая работа:

4. Правила выполнения расчетов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанции на соревнованиях. -(6ч).

Практическая работа:

5. Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов-многоборцев. - (10ч).

Понятие о психологических тренингах, о диагностике и самоконтроле психического и физического состояния туриста спортсмена. Составление психолого-педагогического портрета (черты характера, способности, предрасположенность, таланты и психологическая совместимость). Принципы взаимопомощи в команде. Психологический настрой и физическая выносливость туриста-многоборца. Сущьность закаливания, его значение для повышения сопротивляемости организма к заболеваниям и повышения работоспособности. Спортивные травмы и их предупреждение. Лечебные и профилактические свойства витаминов, продуктов питания (ягод, фруктов, меда, чеснока, лука и пр.). Субъективные данные самоконтроля: самочуствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятия «спортивная форма», «утомление», «претренировка». Дневник самоконтроля туриста-спортсмена.

Практическая работа: тренинги и тренировки; диагностикаи самоконтроль психологического и физического состояния; выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики; ведение дневника наблюдений за выполнением режима дня туриста-спортсмена.

6. Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев - (9ч).

Практическая работа :

7. Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях- (11ч).

Законы РФ об охране окружающей среды. Понятия «эко­логическая обстановка», «экологическое загрязнение», «эко­логически чистый маршрут, источник, продукт». Туризм и ох­рана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака. Самообслуживание в спортивном туризме. Комфорт в туризме и его самостоятельное создание туристами-спортсме- нами на туристских слётах и соревнованиях при размещении в полевых условиях. Организация отдыха туристов-спортсме- нов, их культурных развлечений на туристских слётах. Обо­рудование и благоустройство туристского костра. Оборудова­ние места отдыха, приёма пищи.

Соблюдение правил охраны природы при организации и проведении соревнований. Обеспечение личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена. Система должно­стно-ролевого самоуправления в команде туристов-спортсме- нов на туристском слёте; командир, штурман, повар, санитар, завхоз, журналист и др.

Практическая работа:

8. Подготовка и проведение туристских слётов и со­ревнований- (10ч).

Виды спортивных соревнований по туристскому много­борью: преодоление полосы препятствий (личные, командные и лично-командные соревнования), прохождение контрольно­туристского маршрута (личный и командный), прохождение эстафетных дистанций. Подготовка компьютерной презента­ции результатов участия команды в туристских соревнованиях.

Практическая работа :

9. Техника безопасности в спортивном туризме - (4ч).

Основные правила безопасности при проведении сорев­нований по ориентированию на местности и туристскому

многоборью. Соблюдение требований безопасности при вы­полнении различных видов физических упражнений. Требо­вания безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения. Требования безопасности при тренировках и занятиях на местности.

Значение физической и тактической подготовки для пре­дупреждения безопасности. Утомление, усталость, беспеч­ность, самоуверенность, пренебрежение и другие факторы, являющиеся причинами нарушения правил безопасности, травматизма. Понятия «аварийная ситуация», «радиофициро­ванный КП (этап)». Алгоритм действий спортсмена-туриста в аварийной ситуации. Определение направления выхода к бли­жайшему КП (техническому этапу), выход на финиш при травмировании участника.

Практическая работа : ознакомление с правилами со­блюдения безопасности при движении по дистанции во время соревнований, на технических этапах, на этапах ориентиро­вания, при работе на склонах, в опасных местах.

10. Подготовка и проведение соревнований, похода - (3ч).

    Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Спортивный туризм».

Раздел

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

класс

класс

История становлени, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме.

История становления и развития различных видов спортивного туризма (туристического многоборья) в России. Основные понятия и термины в спортивном туризме (туристическом многоборье). Становление и развитие государственно-общественной системы детского туризма. Опыт успешной деятельности туристических объединений (команд) обучающихся.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет с опытом развития детского туризма в России, с сайтами федераций спортивного туризма.

Раскрывать историю возникновения и формирования туризма. Кратко характеризовать путешествия как форму познания окружающего мира и самого себя, оздоровления своего организма.

Создать условия для развития интереса к спортивному туризму, регулярным спортивным занятиям, здоровому образу жизни.

Нормативно -правовое обеспечение различных видов спортивного туризма.

Федерация спортивного туризма и спортивного ориентирования и развития массового туристического движения молодежи. Правила соревнований по туристическому многоборью. Разрядные (спортивно-технические квалификационные) требования по спортивному туризму (туристическому многоборью). Права и обязанности судей туристических соревнований. Права и обязанности участников (спортсменов), капитанов команд. Система проведения соревнований школьников по спортивному туризму (туристическому многоборью). Положения о туристических соревнованиях, слетах. Условия проведения соревнований. Техническая информация о дистанциях.

Практическая работа: ознакомление с правилами соревнований по туристическому многоборью; ознакомление с условиями проведения туристического слета учащихся.

Познакомить с законодательными и нормативно-правовыми актами РФ в области спортивного туризма.

Правилами соревнований, Права и обязанности судей, участников (спортсменов), капитанов команд. Положения о туристических соревнованиях, слетах. Условиях проведения соревнований.

Физико-технические основы топографии и ориентирования на местности.

О собенности изображения рельефа местности на географических картах. Условные обозначения различных географических объектов на спортивных картах. Особенности работы с компасом при ориентировании на местности. Определение расстояний и азимутов на местности. Особенности ориентирования и преодоления (пробегания) различных видов местности (горы, речные проймы, болота, лесные завалы и т.п.). Соревнования по туристическому ориентированию на местности.

Практическая работа: освоение опыта движения по компасу на пересеченной местности; соревнования по туристическому ориентированию на местности (маркированная трасса).

Дать понятия об ориентирование на местности без карты. Научить способам определения сторон горизонта. Воспитывать инициативу и находчивость.

Совершенствование навыков ориентирования и скорости отметки на контрольном пункте.

Правила выполнения расчетов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанции на соревнованиях

Планирование работы команды на различных этапах туристических слетов. Взаимодействие членов туристической команды при преодолении естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований. Определение времени (оптимальное время, контрольное время, нормальное время), необходимого для преодоления различных технических этапов. Обязанности капитана, штурмана и хронометриста на дистанции во время соревнований при контроле за временем прохождения дистанции (преодоление технического этапа).

Практическая работа: выполнение расчетов преодоления естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований; определение времени, которое необходимо для преодоления различных технических этапов (при использовании различных тактико-технических приемов).

Развить и закрепить основные знания, касающиеся соответствующей области техники пешеходного туризма.

Способствовать сплочению группы, формирование потребностей в взаимовыручке, ответственности за принятые решения.

Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов многоборцев.

Понятие о психологических тренингах, о диагностике и самоконтроле психического и физического состояния туриста спортсмена. Составление психолого-педагогического портрета (черты характера, способности, предрасположенность, таланты и психологическая совместимость). Принципы взаимопомощи в команде. Психологический настрой и физическая выносливость туриста-многоборца. Сущность закаливания, его значение для повышения сопротивляемости организма к заболеваниям и повышения работоспособности. Спортивные травмы и их предупреждение. Лечебные и профилактические свойства витаминов, продуктов питания (ягод, фруктов, меда, чеснока, лука и пр.). Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятия «спортивная форма», «утомление», «перетренировка». Дневник самоконтроля туриста-спортсмена.

Практическая работа: тренинги и тренировки; диагностика и самоконтроль психологического и физического состояния; выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики; ведение дневника наблюдений за выполнением режима дня туриста-спортсмена.

Познакомить с влиянием спортивно-оздоровительного туризма на некоторые психофизиологические показатели организма, развитие силы, быстроты, ловкости.

Повышение мотивации занимающихся, к систематическим занятиям спортивным туризмом.

Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев.

Понятие о правильном и здоровом питании туриста- спортсмена, о калорийности различных продуктов питания, о режиме дня и о здоровом образе жизни. Утренняя физичес­кая зарядка. Разминка перед стартами во время туристских соревнований.

Практическая работа: решение задач по расчёту коли­чества различных продуктов питания исходя из их калорий­ности, веса и цены; составление меню на двух-трёхдневные полевые тренировочные сборы; приготовление пищи на кост­ре; чистка и мытьё котлов, личной посуды.

Сформировать представление о значении питания в жизни человека;

Дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;

Сформировать коммуникативные навыки; развивать любознательность, расширять кругозор.

Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

Организация технологии и экологии туристического быта в полевых условиях.

Законы РФ об охране окружающей среды. Понятия «эко­логическая обстановка», «экологическое загрязнение», «эко­логически чистый маршрут, источник, продукт». Туризм и ох­рана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака. Самообслуживание в спортивном туризме. Комфорт в туризме и его самостоятельное создание туристами-спортсменами на туристских слётах и соревнованиях при размещении в полевых условиях. Организация отдыха туристов-спортсменов, их культурных развлечений на туристских слётах. Обо­рудование и благоустройство туристского костра. Оборудова­ние места отдыха, приёма пищи.

Соблюдение правил охраны природы при организации и проведении соревнований. Обеспечение личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена. Система должно­стно-ролевого самоуправления в команде туристов-спортсменов на туристском слёте; командир, штурман, повар, санитар, завхоз, журналист и др.

Практическая работа: тренинги по освоению опыта спортивного мастерства различных видов туристско-бытовых навыков; соблюдение экологических норм и правил охраны природы при участии в туристских соревнованиях и на тре­нировках на местности.

Учить выполнять правила личной экологической безопасности

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Дать знания об особенностях организации экологической тропы.

Подготовка и проведение туристических слетов и соревнований.

Виды спортивных соревнований по туристскому много­борью: преодоление полосы препятствий (личные, командные и лично-командные соревнования), прохождение контрольно­ туристского маршрута (личный и командный), прохождение эстафетных дистанций. Подготовка компьютерной презента­ции результатов участия команды в туристских соревнованиях.

Практическая работа: выступление команды туристов- спортсменов на школьном туристском слёте.

Создать условия для развития интереса к спортивному туризму, регулярным спортивным занятиям, здоровому образу Сформировать навыки к самостоятельным занятиям и выполнении физических упражнений;. Привлечение большего числа детей к занятиям туризмом.

Техника безопасности в соревновательном туризме.

Практическая работа: Совместное, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

Познакомить с основными факторами, оказывающими влияние на безопасность в соревновательном туризме.

Сформировать необходимости соблюдение неукоснительной дисциплины, как залога успеха и безопасности.

Подготовка и проведение соревнований, похода.

Подготовка и проведение квалификационных соревнова­ний по туристскому многоборью, подготовка и проведение спортивного похода в период каникул (зимних и летних).

Познакомить с правилами подготовки и проведения пеших походов, а также довести общие правила безопасного поведения при отдыхе на природе. Сформировать убеждение в необходимости тщательной подготовки к любому выходу на природу, а также в необходимости соблюдать дисциплину и установленный порядок похода.

Способствовать сплочению группы, формирование, дружбы, товарищества, взаимопонимание и выручки.


/ Элективные курсы/ Внеурочная деятельность

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Туризм»

Заведующий редакцией английского языка Центра лингвистического образования ОАО «Издательство «Просвещение», автор учебно-методических пособий по английскому языку для школьников и студентов. В 2006 г. с отличием окончил факультет английской филологии МГПУ по специальности учитель английского языка. Вторая специальность – деловой английский. Стаж работы в области образования – более 7 лет, есть педагогический опыт работы за рубежом.

Общаясь с учителями и методистами из разных регионов нашей страны, постоянно сталкиваюсь с вопросом о недостатке качественных учебно-методических пособий и учебников для проведения дополнительных занятий по английскому языку, особенно факультативов и элективных курсов. Учитывая то, что с каждым годом интерес к английскому языку у школьников растет и многие из учащихся хотели бы связать свою карьеру с английским, необходимость в расширении их знаний (в том числе, специальных) очевидна. Предлагаю Вашему вниманию авторскую дополнительную образовательную программу для использования во внеурочной деятельности в старшей школе на основе учебника «Туризм» серии издательства “Express Publishing”.


1. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивный туризм» разработана на основе программы внеурочной деятельности. «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. - М.: Просвещение, 2011г. (Работаем по новым стандартам)» для учащихся 1-4 классов
Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья. При этом предполагается решение следующих задач:
освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;
изучение основ туристско-краеведческого мастерства;
развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;
мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников - туристской походной группы;
развитие рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.
Кружок «Спортивный туризм» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 135ч для детей 7-11 лет.
Ценностные ориентиры содержания программы
Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Самодеятельный пешеходный туризм - трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Сроки реализации программы.
1 класс 1 час в неделю - 33 часа, 2 класс 1 час в неделю - 34 часа, 3 класс 1 час в неделю - 34 часа, 4 класс 1 час в неделю - 34 часа. Всего135 часов.
Формы организации внеурочной деятельности.
наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближнем окружении обучающегося (родной край: школа, микрорайон, город). В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека;
двигательная деятельность общеразвивающей направленности в процессе занятий туризмом. В процессе этой деятельности укрепляется здоровье, совершенствуются физические и морально-волевые качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
-способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представленные в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмоциональное здоровье младшего школьника, а также сохранение окружающего мира;
-изучение природного и культурно-исторического наследия России. Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие
обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Методологической основой содержания должны являться единство образовательного пространства и времени последовательной смены состояний развития личности обучающегося, а также его самовыражение, самоопределение и самореализация в активных формах деятельности. Важным при этом является относительно свободный выбор содержания, форм и методов деятельности (самодеятельности) на основе личностно ориентированного, развивающего образования и принципов деятельностного развития.
При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса формального (начального) образования, следует чётко определять её отличительную психолого-педагогическую позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. Ведь игра - интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику, младшему школьнику, приходится реагировать на то, как складываются игровые ситуации. В процессе игры во внеурочной деятельности (на туристской прогулке, в походе или на экскурсии) выявляются индивидуальные особенности поведения ребёнка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.
При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности младших школьников одновременно по нескольким направлениям:
организация социального действия через изменение структуры самодеятельности обучающихся;
включение новых видов деятельности (например, оформление результатов игры в специальные созданные обучающимися продукты собственной деятельности: поделки, презентации, фотографии, стенгазеты, видеоролики, коллекции, инсценировки и т. п.);порождение новых очагов культуры в виде сообществ единомышленников, увлечённых одной идеей (целью): юных путешественников, исследователей, краеведов; создание клуба туристов и т. п.;
приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления.
Реализация содержания предлагаемой программы рассчитана на год занятий. Содержание программы предполагает проведение занятий как на базе стационарной классной комнаты, так и на базе спортивного зала, школьного двора, парка или лесного массива.
Проектирование факультатива необходимо основывать на следующих принципах: природосообразности, культуросообразности, учёта возрастных особенностей детей, коллективности, патриотической направленности, диалогичности, саморазвития и самоопределения личности.
Программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности учащихся (общий объём - 408 ч) ориентирована на детей двух возрастных категорий: младших школьников и подростков. В соответствии с этим в программе выделены два модуля.
1-й модуль - «Начала туризма и краеведения» (объём - 204 ч). Рассчитан на 2 года, исходя из 3 ч в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 1-4 классов и нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие младших школьников и воспитание у них самостоятельности.
2. Тематический план программы:
№ Наименование разделов, тем Всего часов Количество часов Хар-ка деят. учащихся
1кл 2кл 3кл 4кл Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные 1 Модуль «Начала туризма и краеведения» (для учащихся 1-4 классов) приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в общественормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
1.1 Вводное занятие 2 2 - - - - - - - 1.2 Поход-знакомство 4 1 - 1 2 - - - - 1.3 Безопасность юного туриста 2 1 - 1 - - - - - 1.4 Быт юного туриста 4 - - - - 1 - 1 2 1.5 Кухня юного туриста 6 1 - 1 - 1 1 - 2 1.6 Песни юного туриста 4 1 - 1 - 1 - 1 - 1.7 Легенды и были родного края 9 1 2 - 2 1 1 1 1 1.8 Ориентирование на местности 15 1 3 1 3 1 3 1 2 1.9 Топография 5 - - - 2 1 1 1 - 1.10 Туристские узлы и их назначение 6 1 - - 1 1 1 1 1 1.11 Преодоление препятствий 20 1 2 1 4 1 5 1 5 1.12 Туристские игры 8 1 3 1 3 - - - - 1.13 Туристская стенгазета 2 - - - - 1 - 1 - 1.14 Природоохранные акции 9 1 2 - 2 - 2 - 2 1.15 Походы выходного дня 19 1 5 - 4 1 3 1 4 1.16 Многодневные походы 20 1 3 1 3 1 5 1 5 Итого 135 13 20 8 26 11 23 10 24 Содержание деятельности
Модуль 1. Начала туризма и краеведения (204 ч)
1.1. Вводное занятие (2 ч). Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ученика. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т. п. Туристские песни под гитару.Поход-знакомство (8 ч) Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности, правила гигиены, групповое и личное снаряжение, цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояние рюкзаков, разбивку бивака, разведение костра и заготовку дров, приготовление обеда, соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчёт о походе ит. п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересечённой местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т. п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных ими впечатлений, проведённой ими работы и т. п. Фотоотчёт о состоявшемся походе «Наше первое приключение».
Безопасность юного туриста (2 ч). Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.
Быт юного туриста (2 ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
Кухня юного туриста (6 ч). Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами и канами. Приготовление пиши на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пиши.
Песни юного туриста (20 ч). Бардовская песня, туристская песня. Песни Ю. Визбора, В. Высоцкого, В. Ланцберга, О. Митяева, В. Егорова о человеке, судьбе, профессии. Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилось, о чём песня и т. п. Разучивание и исполнение полюбившейся песни.
Легенды и были родного края (14 ч). Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т. п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.
Ориентирование на местности (20 ч). Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.
Топография (6 ч). Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.
Туристские узлы и их назначение (6 ч). Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется - узелок развяжется».
Преодоление препятствий (20 ч). Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
Туристские игры (8ч). Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.
Туристская стенгазета (10 ч). Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершённым туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т. п.).
Природоохранные акции (12 ч). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т. п.
/. 75. Походы выходного дня (32 ч). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес с целью изучения следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навыков преодоления препятствий.
1.16. Многодневные походы (36 ч). Предварительный сбор школьников, собирающихся в многодневное путешествие, и их родителей: информирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Определение состава группы, отправляющейся в поход. Разработка маршрута. Оформление документации, необходимой для совершения многодневного похода. Подготовка к многодневному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. Определение системы сменных должностей на период совершения похода. Сборы и проверка готовности участников к первому походу. Совершение пешего многодневного похода группы по заранее намеченному маршруту. Итоговый групповой анализ состоявшегося похода. Фотоотчёт о состоявшемся походе.
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о тендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
5.Формы контроля.
- викторины;
-праздники;
-соревнования;
-конкурсы;
-выставки;
-проект;
-практические работы;
-игры;
-походы;
-экскурсии;
6.Описание материально-технического обеспечения программы:
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. Количество.
1.Библиотечный фонд. 1. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2011. 2. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1-2 и 3-4 классов общеобразовательных учреждений / В.Я. Барышников и А.И. Белоусов под ред. М.Я. Виленского. - М. : Русское слово, 2010. 3 Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М. : РМАТ, 4 Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. - М. :ФЦДЮТиК, 5 Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: }