Правописание не. не с числительными
(Русский язык)
Имя числительное
Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с их склонением. Для того чтобы выбрать правильную форму косвенного падежа, надо прежде всего определить разряд и тип склонения имени существительного. При выделении разрядов необходимо учитывать своеобразие семантики...ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
Отрицательные местоимения 1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения - ни, например: некого спросить - никого не спрашивать, нечему удивляться - ничему не удивлялся. 2. В отрицательных местоимениях частицы не и ни, превращаясь...(Русский язык)
Местоимения как языковые средства реализации КО «свой - чужой»
Местоимения играют ключевую роль в организации семиотического пространства ПД, так как именно они позволяют отнести тот или иной объект к «своим» или «чужим». Как уже было сказано выше (см. главу 2), местоимения we и they являются ключевыми словами- репрезентантами КО «свой - чужой». Рассмотрим...(Концептуальная оппозиция «свой-чужой» в британском политическом дискурсе)
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
Личные окончания глаголов Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке имеется два спряжения - первое и второе. Они различаются по окончаниям. Если окончания глагола стоят под ударением, разграничение первого и второго спряжения не представляет сложности: спряжение...(Русский язык)
Ударение в глаголах
В «Большом орфоэпическом словаре русского языка» (М.Л. Ка- ленчук, Л.Л. Касаткина, Р.Ф. Касаткиной) у глаголов выделяются три типа ударения: неподвижное на основе, неподвижное на окончании и подвижное. Из этого, однако, не следует, что и количество разных акцентных типов глаголов тоже равно трем. Сложность...(Культура речи. Деловое общение. Риторика)
"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно: – с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет); – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); – с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); – в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). |
Не пишется слитно: – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый); – в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен); – в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый); – в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который); – в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать). |
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть – зависимое слово: не погашенные никем огни; – противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни. Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы. |
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане. С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены. |
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи |
||
Часть речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без не-: неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: не скромно (хвастливо) не глупый(умный) 3. В отрицательных наречиях: не куда, не где |
1. Есть противопоставление: не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда: далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет предлога: ни кого, не кого |
После не и ни есть предлог: не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие |
не домогать (не употр. без -не ) не домогая (не употр. без -не ) |
не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова или противопоставления: не законченная работа |
1. Есть зависимое слово: не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая работа 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неустойка нехватка нечистоты неясыть (трава) |
неистовый неказистый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) |
негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
8) необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва
Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.
Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.
В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.
Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.
Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).
Правописание НЕ с деепричастиями
Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.
Например: негодуя, не смотря.
Правописание НЕ с местоимениями
В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.
НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.
Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.
Правописание НЕ с числительными
НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.
Правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -о, -е
Слитно | Раздельно |
|
|
Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.
Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.
На вопрос Как пишется "не" с числительными? заданный автором Екатерина Кириченко
лучший ответ это Не с числительными пишется только раздельно: не два, не пятнадцать, не триста двадцать семь, не сотый, не пятьдесят первый, не пять восьмых.
А для остальных случаев существуют следующие правила:
Не пишется слитно:
1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать;
2. С существительными, если отрицание придаёт слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придаёт слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский.
3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный) , невозможный характер (т. е. тяжелый) , море неспокойно (т. е. волнуется) , дело нечисто (т. е. подозрительно) .
4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд) , нераспустившийся (цветок) , нержавеющая (сталь) , нелюбимый (ребёнок) , нескрываемая (злоба) , несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному) ; но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребёнок.
5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что) .
В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.
6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно» , например: незачем туда идти) , нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.
7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы) , недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь) , недосыпать (спать меньше нормального) .
Не пишется раздельно:
1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьёт, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.
2. В причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшитое б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова, а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принёс не законченную работу, а только отдельные наброски.
3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин) ; утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью») ; не завтра (здесь не может не быть противопоставления) .
4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.
Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.
5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из..., не под..., не то... не то.
6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.
7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
Источник:
Ответ от Антошка Матеркин
[новичек]
Раздельно
Ответ от Осокорь
[новичек]
Всегда РЗДЕЛЬНО!! !
Ответ от Невропатолог
[гуру]
С именами числительными "не" пишется всегда раздельно: не один, не два, не трое, не восьмой класс, не полтора года и т. д.
Ответ от росянка
[гуру]
всегда раздельно
не один, не два, не трое, не восьмой класс, не полтора дня
Ответ от саша гулина
[гуру]
Раздельно, не тридцатый и тд.. удачи
Ответ от Marina Nikolaeva
[гуру]
Пиши всегда раздельно. Пример не третий, не пятый, а десятый. С именами прилагательными в таких случаях, например, он был неплохой муж. Тут не слитно, так как слово неплохой играет как слово ХОРОШИЙ. Ясно? Но если есть сравнение с чем -то или с кемто, тогда раздельно. Пример, он был не плохой муж, а хороший. То есть где ВЫ утверждаете, что он на самом деле был ХОРОШИЙ и не плохой муж. Где есть утверждение и сравнение всегда пишите раздельно, а слитно, когда Вы на 100% знаете, что неплохой, негодный, немалый, ненормальный и так далее. Но к числительным это правило НЕ ОТНОСИТЬСЯ! ЗАПОМНИТЕ!
Правописание не с именами числительными
Частица не с именами числительными всегда пишется раздельно , например:У моего классного руководителя было не два сына, а один сын и две дочери.
Подъехав ближе, оказалось, что на поле паслось не шесть овец, а целая отара.
Когда Михаил Петрович вышел из дому, на дворе стояло вовсе не четверо лошадей.
Учитель подошел к нам вплотную и произнес то, что заставило нас замолчать сразу: «Настоящая команда это не восьмеро визжащих подростков. Вас должно быть одиннадцать воспитанных и благородных юношей.»
Далеко не полтора года прошло с тех пор, как она исчезла из города Н, а целых десять лет.
Для полного погружения в иностранный язык необходимо не десять месяцев, а, как минимум, два года.
К моему великому удивлению на улице стояли не одиннадцатые классы, а только с первого по третий класс.
Последние десять лет для меня точкой отсчета дорожных расстояний стал вовсе не нулевой километр, а ее дом.
Правописание не с местоимениями
Частица не с местоимениями пишется раздельно , за исключением отрицательных, которые употребляются без предлога. Например:В комнату вошел не он, а мистер Пауэрс.
¬- Я оставила этот кусочек торта не себе, а ты все съел.
Это письмо было красиво оформлено, но адресовано не нам.
Не каждый может решиться на такой важный поступок.
- Это не наш отец отказался помогать вашей семье, это Вы не захотели принимать его презенты.
Не всякий может сказать правду в лицо.
- Мама, к сожалению, он не тот мужчина, который может сделать меня счастливой.
- Не то, чтобы я обиделась на тебя, просто перестала доверять.
Около пятнадцати лет он жил в не нашем доме.
Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.