Я командовал СКР «Неустрашимый. «Бдительный»: история службы Сторожевой корабль проекта 1135 свирепый внутри

СКР "Свирепый" отличался своенравным норовом и очень дружным экипажем. Тем что и позволяло ему своевременно решать поставленные перед ним и экипажем всякого рода военные задачи, правда, с учётом своего норовистого характера не всегда так как хотелось бы командованию, но всегда с высшими оценками.

Шла осень 1985 года, отряд боевых кораблей под командованием командира дивизии вышел в дальний поход для решения задач защиты Отечества на дальних морских рубежах. Позади остались три месяца нервотрёпки и бесконечных инструктажей, проверок всех уровней, устранение выявленных замечаний и получение новых За всей этой суматохой экипаж под руководством офицеров еле успевал подготовится к дальнему рассчитанному на многие месяцы одиночного плавания походу. И вот всё тише и тише слышны звуки традиционного марша «Прощание славянки», слышны только чёткие команды штурмана на руль и спокойно-утвердительное «Добро» командира. И вот счастливый миг, остались за кормой входные молы Балтийска, «Свирепый» увернулся от встречной волны, которая попробовала его на крепость, и уверенно пошёл давить встречные волны всей мощью своих главных двигателей. Море нехотя расступалось перед острым форштевнем и быстренько смыкалось за кормой, пытаясь скрыть следы своего поражения перед этим совершенным творением военно-морской мысли.

Шёл обед второго дня плавания, когда в кают-компанию влетел главный минёр флота капитан 1 ранга Ж.. Над его головой непокорённым стягом развевалась последняя прядь когда-то пышной шевелюры, и сам он весь дышал праведным возмущением и гневом. Отдать должное ему главный минёр не был злым человеком, но был беспощаден к врагам минно-торпедного дела и всем тем, кто только замысливал прикоснуться немытыми руками к святому минному образу. Но всегда карал сам и грудью стоял на защите своих «румын», как называют на флоте моряков – минёров после Потёмкинских событий.

Вот и сейчас, подлетая к командиру минно-торпедной боевой части капитан-лейтенанту Тютькину, он хищно и плотоядно улыбался, и разговор начал издалека.

А скажите мне, товарищ капитан-лейтенант, как вы относитесь к приметам?

Уважительно отношусь, - ответил Миша Тютькин и радостно улыбнулся, внутренне сжимаясь от предчувствия какого-то подвоха.

А вот третий день над кораблём чёрный ворон летает, к чему бы это?

Да какой там ворон, товарищ капитан 1 ранга! Уже и берега как второй день не видно! Откуда ему взяться? - защищался командир БЧ-3, судорожно ища ответ на этот, ох какой непростой, вопрос!

Вот и я подумал - откуда!, - вскричал капитан 1 ранга, вскочил в порыве из-за стола и заметался как тот ворон вокруг сжавшегося в комок Тютькина. Пока главный минёр исполнял танец коршуна из «Лебединого озера», снаружи действительно раздалось разгневанное карканье. И все обернулись в сторону иллюминатора. Вдоль борта пронеслась чёрная тень ворона и исчезла взмыв вверх.

Я давно за ней слежу, потом смотрю она шмыг и под мамеринец «Муссона», я за ней. Смотрю, а она там гнездо свила! Я её палкой, а она в ответ мне – Кар-р-р!

Тютькин, вы когда последний раз туда заглядывали?

Перед выходом в море, не моргнув глазом, чётко доложил корабельный минёр, не заглядывавший туда ни разу с момента назначения его командиром БЧ-3. «Не иначе как в последний день, ветер был сильный, и дождь шёл, вот бедная птица там и спряталась, вылезти боялась, а там ведь сухо, тепло и чисто».

Насчёт чисто - это сильно сказано, вы теперь это воронье гуано будете до района боевой службы выгребать, а я лично всё буду контролировать, - плотоядно улыбаясь, сказал главный минёр флота.

- «Есть, лично выгребать воронье гуано!», - под громкий смех офицеров корабля ответил корабельный балагур и любимец главного минёра флота капитан-лейтенант Тютькин, сурово посмотрев на командира группы управления, в заведовании которого находилась злополучная антенна.

1 - Мамеринец - приспособление в виде резиновой юбки вокруг антенных устройств и вращающихся механизмов предохраняющее от попадания под них морской воды

2 - «Муссон» система управления противолодочных ракето-торпед.

Сторожевые корабли проекта 1135.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник», код NATO — Krivak I, II, III). Головной корабль — «Бдительный». До 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли.

Сторожевой корабль Бдительный.

Сторожевой корабль Бдительный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 марта 1970г. и вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 20 февраля 1971г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г. выполнял задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта и Сирии. В июне 1993г. участвовал в учениях НАТО «Балтопс-93». В 1992г. на корабле поднят Андреевский Военно-морской флаг. Бортовые номера: 500(1970), 509(1974), 502(1974), 520(1974), 205(1975), 512, 515, 250(1977), 700(1978), 719(1982), 744(1983), 713(1987), 744(1989), 707(1991). Списан: 1996г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Безукоризненный.




…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Беззаветный.

Сторожевой корабль Беззаветный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1977г. и вступил в строй 30 декабря 1977г. и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1988г. вытеснял, вместе с СКР-6, зашедший в территориальные воды СССР у берегов Крыма ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" ВМС США. Бортовые номера: 195, 192(1978), 805(1978), 878(1978), 811(1981), 817(1984), 807(1997). 01 августа 1997 г. передан ВМС Украины и переименован в “Днепропетровск” (U134).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Бодрый.

Сторожевой корабль Бодрый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 апреля 1971 г. и вступил в строй 31 декабря 1971г., и уже 14 февраля 1972 г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г., выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 31 октября 1974г. был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». 26 июля 199 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 220(1970), 503(1971), 222(1972), 517, 508(1974), 204(1975), 513(1975), 505(1977), 514(1978), 788(1978), 705(1979), 724(1981), 704(1984), 722(1988), 710(1990). Списан: 1997г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Деятельный.


Сторожевой корабль Деятельный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 5 апреля 1975г., и вступил в строй 25 декабря 1975г., и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). Бортовые номера: 193, 192(1976), 533(1976), 196(1976), 800(1979), 801(1980), 810, 814(1984), 813(1986), 811(1992). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Доблестный.



Сторожевой корабль Доблестный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 22 февраля 1973г., и вступил в строй 28 декабря 1973г., и уже 17 февраля 1974г. вошел в состав 10 БрПЛК 2 ДПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). По итогам 1975г. кораблю было присвоено звание «отличный корабль», а корабельный противолодочный расчёт объявлен лучшим на КСФ. В 1982 году был переподчинён в состав 130 БрПЛК. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 167(1974), 544(1976), 257(1977), 944(1978), 912, 983(1985), 949(1989). Списан: 1992г. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Достойный.

Сторожевой корабль Достойный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 8 мая 1971г., и вступил в строй 31 декабря 1971г. и уже 28 апреля 1972г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1975г. принимал участие в учениях «Океан-75», а в 1977г. в учениях «Север-77». В 1982г. был переподчинён в состав 130 БрПЛК. Далее в 1983г. принял участие в учениях «Океан-83» и «Магистраль-83». С 19 по 24 мая 1984г. в составе КПУГ принял участие в учениях с кораблями объединённой эскадры стран участниц Варшавского Договора «Эскадра-84». 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 550(1973), 557(1975), 542(1976), 255(1976), 503(1979), 971(1983), 976, 944(1989), 978(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Задорный.


Сторожевой корабль Задорный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 25 марта 1979г., и вступил в строй 31 августа 1979г. и уже 13 сентября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981 г. принимает участие в учении «Авангард-81», а 5 июля 1981 г. - участвует в учении «Север-81» и 19 сентября 1983г. - принимает участие в учении «Океан-83» . 31 августа 1984г. корабль объявлен лучшим противолодочным кораблем КСФ. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. . В 1996г. участвует в параде Победы в городе Герое Мурманске и в этом же году участвует в параде в городе Архангельске в честь 300-летия ВМФ. В мае 1997г. участвовал в совместных учениях с фрегатом ВМС Великобритании в Баренцевом море. В Августе 2001 г. участие в учении «Дервиш-2001». Бортовые номера: 965, 909, 948(1983), 937(1985), 959(1988), 955(1998). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ладный.


Сторожевой корабль Ладный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1980г., вступил в строй 29 декабря 1980г. и уже 25 января 1981г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1994г. участвовал в совместных учениях стран НАТО, а 08 мая 1995г. - в международном морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В августе 2008г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала. В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ. Бортовые номера: 802, 815(1981), 824(1986), 801(05.1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Летучий.

Сторожевой корабль Летучий - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 19 марта 1978г., и вступил в строй 10 августа 1978г., и уже 20 сентября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 510(1978), 845, 713(1980), 646(1980), 699(1981), 686(1983), 645(1990), 661(1996). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Порывистый.


Сторожевой корабль Порывистый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 16 мая 1981г, и вступил в строй 29 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В период с 18.9.1983 по 27.2.1984 совершил межфлотский переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 859(1981), 806(1984), 628(1985), 641(1986), 626(1989), 670(1990), 618(1990). Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пылкий.

Сторожевой корабль Пылкий - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 20 августа 1978г. и вступил в строй 28 декабря 1978г. и уже 24 января 1979г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ) и вскоре в этом же году перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). После модернизации, по проекту 11352, в 1993г. был возвращён в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 518(1978), 806(1981), 810, 819, 813, 807(1982), 808(1984), 758(1985), 809(1987), 807(1988), 702(1993). В настоящее время находится в составе Балтийского флота РФ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Свирепый.



Сторожевой корабль Свирепый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 27 января 1971г., и вступил в строй 29 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1974), 502(1975), 504, 507(1977), 715(1978), 742(1980), 758(1984), 725(1987), 719(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

В 1975 году появился СКР нового проекта - 1135М. На нем была установлена 100-мм артиллерийская установка и два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата. Головной корабль - «Резвый».

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 30 мая 1975г. и вступил в строй 30 декабря 1975г. и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981г принял участие в учении «Запад-81» под руководством Министра Обороны СССР. В 1984г. участвовал в учении «Атлантика-84». В 1986г. охранял голландское судно «Дипватер-2» во время глубоководной операции по подъёму золотых слитков с погибшего во время Второй Мировой войны в Баренцевом море английского крейсера «Эдинбург». Доля золота СССР на корабле была доставлена в Мурманск. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 11 июля 1995г. корабль в составе ОБК участвовал в учении «Кумжа-2». Бортовые номера: 210(1976), 212(1977), 958(1980), 916(1981), 942(1983), 930(1985), 210(1986), 930(1985), 970(1987), 952(1991), 916(1996). Списан: 2001г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 11 апреля 1978г. и вступил в строй 30 сентября 1978г. и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). С 26 по 30 августа 1991г. участвовал в проводке конвоя «Дер-виш-91» из Кольского залива в Архангельск, посвященного 50-летию начала движения союзных конвоев. 26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 794(1977), 926(1979), 916(1979), 757(1980), 935(1985), 962(1986), 968(1990). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 3 мая 1979г., и вступил в строй 20 сентября 1979г. и уже 17 октября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 777(1979), 758(1980), 621(1985), 643(1987), 670(1987), 641(16.03.1993). Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 февраля 1977г. и вступил в строй 30 сентября 1977г., и уже 29 ноября 1977г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1978г. совершил межфлотский переход из Балтийска в Черное море, а в следующем 1979г. переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 758(1980), 695(1982), 648(1987), 678(1990), 620(1990), 643(1991), 621(1994). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 09 августа 1978г, и вступил в строй 26 декабря 1978г. и уже 09 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота(КСФ). 26 июля 1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 931(1981), 913(1983), 967(1989), 933(1990), 963(1995). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Разительный.

Сторожевой корабль Разительный - Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 1 июля 1976г., и вступил в строй 31 декабря 1976г., и уже 5 февраля 1977г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 августа 1997 передан ВМС Украины и переименован в «Севастополь». Бортовые номера: 235(1976), 232(1977), 249(1977), 165(1978), 808(1978), 812(1979), 806(1980), 804(1984), 821(1987), 807(1989), 819(1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Неукротимый.


Сторожевой корабль Неукротимый - Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 сентября 1977г.,и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 2 ноября 1987г. переименован в «Комсомолец Литвы» , и 27 марта 1990г. кораблю возвращено его первоначальное имя - «Неукротимый» 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1977), 720(1978), 700(1981), 317(1982), 701(1982), 733(1984), 755, 741(1988), 731(1990). Списан: 2009г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пытливый.

Сторожевой корабль Пытливый - Построен по проекту 1135М. Cпущен на воду 16 апреля 1981г, и вступил в строй 30 октября 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 28 июля 1996г. участвовал в международном морском параде в С.-Петербурге, по священном 300-летию Российского флота. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 942(1981), 751(1981), 759, 888(1982), 826(1984), 889(1988), 808(1.05.1990). В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

На 18-м году службы корабль вывели из состава сил постоянной готовности, продали на слом, и во время перехода под буксиром в одну из европейских стран СКР затонул - к нескрываемому удовольствию членов экипажа ("Врагу не сдается наш гордый «Свирепый»!). Офицеры экипажа считают, что наши корабли должны "умирать" на Родине, и мы по-своему гордимся тем, как окончил свой жизненный путь наш корабль.

Путь на командирский мостик

"К моменту моего назначения БПК «Образцовый» находился в строю. Район наших плаваний опять был ограничен Балтийским морем, но так было не всегда. Года за два до моего назначения «Образцовый» ушел в юго-восточную Атлантику, где занимался обеспечением охраны рыболовного промысла. Эта БС продолжалась 8 месяцев, иногда корабль базировался на порт Луанда (Ангола). Потом - возращение в Балтику, небольшая передышка (4 месяца) - и снова БС, в тот же район, снова на 8 месяцев.
В 1986 г., когда А.А.Татаринов поступил в ВМА, на должность командира назначили старпома капитана 3 ранга Олега Дмитриевича Демьянченко (впоследствии он стал командиром дивизии). С ним я прослужил недолго, т.к. в 1986 г. был назначен на СКР «Сильный», на должность старшего помощника командира. Это не было понижением, поскольку «Сильный», как и «Образцовый», относились к кораблям 2-го ранга. На «Сильном» были проблемы с дисциплиной и прочие недостатки, которые надо было исправлять - требовалось укрепить командование. Посчитали, что я смогу справиться. Командовал СКР капитан 3 ранга Сергей Родионов.
На «Сильном» совершили два дальних похода. Первый раз почти на два месяца сходили на Фареро-Исландскпй рубеж, вели слежение за ходом учений ВМС стран НАТО. Ничего интересного не было, рутина. Спустя некоторое время - еще один дальний поход, практически такой же.
Служба на этом СКР продолжалась до 1987 г.. когда я стал слушателем ВСОК. В том же году получил назначение на должность командира СКР «Свирепый». Круг замкнулся, и я снова вернулся на корабль, где начиналась моя служба. Здесь опять встретился с О.Д.Демьянченко. Когда «Образцовый» поставили в ремонт, Олег Дмитриевич стал командиром «Свирепого», он и передавал мне дела.

Сбылась моя мечта - я стал командиром СКР пр. 1135. Эти корабли - моя любовь. Считаю их очень удачными для своего времени, хорошо спроектированными и достаточно проработанным в деталях (особенно в вопросах живучести, а также размещении команды). Кроме того, я бы назвал СКР пр. 1135 самым красивым в мире по архитектуре. Порой появляется крамольная мысль: а стоило ли "городить огород" с пр.11540? Может быть, можно было модернизировать базовый пр.1135. но не так, как это сделали с «Пылким», а более глубоко?
Конечно, были и проблемы. ПЛРК "Метель" стрелял гораздо дальше, чем мы могли своими средствами обеспечить целеуказание. Но поиск и преследование ПЛ в одиночку не ведется, а если рядом есть вертолет - все нормально, стреляй на предельную дальность. Поражение обеспечено - главное, чтобы ракета нормально долетела.
ЗРК "Оса-М" - весьма капризная "штучка"". Комплекс требовал постоянного технического обслуживания, перед каждой стрельбой надо было проводить регламентные работы, чтобы быть уверенным в нормальном результате. Только при таком подходе стоило ожидать положительного результата, и тогда мы нормально "Осой" стреляли, сбивая мишени, в т.ч. и низколетящие.
За время командования «Свирепым» запомнились две нестандартные ситуации: инспекторская проверка МО СССР и инцидент со шведскими рыбаками.

Достаточно редко (иногда раз в 10 лет) на флоте проходила инспекторская проверка МО СССР, и тогда флот со всех сторон изучала высокая комиссия из Москвы. Для меня эта проверка вылилась в постоянное нахождение на корабле представителя МО (капитана 1 ранга с СФ). День и ночь он наблюдал за действиями экипажа, командира, фиксировал все действия, принимая участие во всех корабельных мероприятиях. Проверялось все - от строевой (кстати, мы - единственные среди балтийцев - получили на строевом смотре оценку "хорошо", что по флотским меркам было очень высоким достижением) до боевой подготовки. Участвовали в ракетных стрельбах, весьма успешно сбили ракету-мишень на малой высоте. Решали задачу слежения за ПЛ с последующим ее "уничтожением" (стреляли торпедой). За торпедную стрельбу получили "неуд", т.к. база оружия зарядила в торпеду записывающую пленку в четыре раза короче, чем положено. Поэтому на начальном участке траектории наведение было зафиксировано, а дальше пленка кончилась, и все осталось "тайной, покрытой мраком". Общая оценка за инспекторскую проверку - "удовлетворительно".
Тот поиск лодки я запомнил на всю жизнь. «Свирепый» был достаточно старым кораблем, его корпус требовал докового ремонта, и за сутки до выхода на поиск у нас затопило отсек приборов ГАС "Титан-2". Происшествие произошло вечером, а утром надо было идти в полигон. За ночь осушили затопленные помещения, разобрали приборы, перетащили их в сауну, там просушили, вылили на них "бочку" спирта, затем все собрали и ввели ГАС в строй. А днем нормально обнаружили ПЛ "противника"".
Инцидент со шведскими рыбаками случился в 1989 г. Тогда КПУГ из трех кораблей, в т.ч. и «Свирепый», работала с ПЛ. Решали задачи противолодочной подготовки, действия происходили в специальном полигоне. ПЛ находилась там, где решит ее командир, а мы ходили специально рассчитанными курсами, чтобы обнаружить лодку. Рядом с полигоном шведы вели лов рыбы. Очень много судов (до 40) с поставленными тралами - у кого за кормой, у кого с бортов, слева или справа. Все в огнях, как новогодние елки. Видимо, постепенно косяк рыбы переместился в полигон, и рыбаки оказались в полигоне прямо на нашем курсе. Мы идем с опущенными БГАС, поэтому резко изменить направление движения не можем. Предварительно и в процессе подхода к опасной точке начали стрелять сигнальными ракетами и в соответствии с МПСС-72 по радио давать предупреждения: "Идут учения, отработка совместных действий с ПЛ. Просим покинуть район".
В общем, курс мой корабль не изменил. Успешно отработали с ПЛ. на следующий день вернулись на якорную стоянку, а из штаба флота запрос: "Что у вас за инцидент со шведскими рыбаками?". От того, что наш корабль (корпусом или кабель-тросом БГАС) обрубил шведскому рыбаку сеть, мы даже не отнекивались. Выбор был небольшой: либо менять курс и терять буксируемое тело ГАС, либо врубаться в борт соседнему рыбаку, либо идти прямо. Выяснилось, что шведы очень оперативно через МИД подали протест по поводу того, что мы лишили их орудия лова и выставили нам счет чуть ли не на полмиллиона долларов.
Ситуация весьма спорная. Из Москвы приехал офицер международного отдела ГШ ВМФ, проверил наш вахтенный журнал, провел разбор инцидента с командирами кораблей. В наших действиях ошибок не обнаружил, позднее собрали старших помощников и командиров кораблей и объяснили еще раз, как надо действовать в подобных ситуациях.
Во время этих событий случилось землетрясение в Спитаке (Армения). Шведы оказались людьми порядочными и отложили вопрос с выплатой компенсации до устранения последствий землетрясения. А далее все плавно сошло ""на нет" (спасибо дипломатам).
Противолодочной подготовке уделялось большое внимание. Мы постоянно, практически при любых переходах вели поиск ПЛ, обеспечивая поддержание оперативного режима. В качестве противника выступали шведские, датские и особенно часто немецкие ПЛ - дизельные, малошумные, с противогидролокационным покрытием корпуса. Непросто было обнаружить их в сложных гидрологических условиях Балтики.

Когда «Свирепым» командовал Демьяненко, был случаи длительного преследования немецкой лодки пр.206. Корабль возвращался из лиепайского полигона, где работал с ПЛ. На переходе был получен нормальный контакт. Из Балтийска вызвали дежурную КПУГ (тогда в ее состав входили МПК пр. 133.1М немецкой постройки), корабли которой "вцепились" в немецкую ПЛ и гнали ее до территориальных вод ФРГ. Недалеко от кромки тервод слежение было прекращено, а лодка всплыла для зарядки АБ.
Нельзя сказать, что в мою бытность командиром «Свирепого» контакты с иностранными ПЛ были достаточно частыми. Не потому, что у нас техника плохая или мы были плохо подготовлены - просто специально поиском ПЛ корабль занимался только в тех случаях, когда находился в составе КПУГ. Здесь мы проводили контрольное изучение района или поиск ПЛ по вызову (когда лодку "внепланово" обнаруживал какой-либо корабль на переходе или по данным нашей разведки). В составе таких КПУГ контактов хватало, и достаточно разных по продолжительности.
Вспоминая о преследовании иностранных ПЛ, не могу еще раз добрым словом не отметить СКР пр.1135, его РЭУ и ее возможности. Однажды мы стояли с выведенной из действия ГЭУ на одной из якорных стоянок. На корабле работал только дизель-генератор. Вахтенный по противодиверсионной обороне обнаружил перископ неизвестной ПЛ. Ровно через 12 минут корабль снялся с якоря и дал ход. Конечно, в определенной степени пришлось "изнасиловать" двигатель, потому что нормальный режим экстренного приготовления для данного проекта предусматривает минимум 15-20 мин. И пусть ПЛ успела погрузиться - мы уже взяли контакт и уверенно "держали" лодку.
Приятно вспомнить, что за три года моего командования корабль не раз становился лучшим в бригаде по ПВО, ПЛО и БЗЖ. Экипаж успешно выполнял все боевые упражнения, неоднократно мы участвовал в объединенных эскадрах Варшавского договора, совершали дальние походы, в 1989 г. сходили на БС в Северное море (слежение за иностранными кораблями). На корабле был прекрасный экипаж, очень хорошие подобрались офицеры. Все это позволяло кораблю, который был уже не молод (почти два десятка лет), оставаться в боеготовом состоянии, способным решать поставленные командованием задачи.
Видимо, такой настрой, такой подход "передался железу". На 18-м году службы корабль вывели из состава сил постоянной готовности, продали на слом, и во время перехода под буксиром в одну из европейских стран СКР затонул - к нескрываемому удовольствию членов экипажа ("Врагу не сдается наш гордый «Свирепый»!). Офицеры экипажа считают, что наши корабли должны "умирать" на Родине, и мы по-своему гордимся тем, как окончил свой жизненный путь наш корабль.
В разные годы балтийские корабли приходили в Ленинград на парад. Мне довелось участвовать в военно-морских парадах четыре раза, и все - на СКР «Свирепый». Дважды в город на Неве я приходил еще командиром группы БЧ-3, дважды - командиром корабля (в 1990 г., на День ВМФ и 7 ноября).

СКР «Свирепый» пр. 1135 в Ленинграде, май 1990 г. (фото И.В.Бородулина)

Для установления нормальных рабочих контактов, отработки совместных действий ежегодно проводились учения флотов стран Варшавского договора. Учения эти сокращенно назвали ОБЭСК. В них принимали участие боевые корабли и вспомогательные суда флотов СССР, ГДР и Польши. В должности командира «Свирепого» я принимал участие в одном из учений ОБЭСК. Советский Союз тогда представлял СКР «Свирепый» пр. 1135. Польшу - БПК «Warzawa» пр.61 МП (бывш. БПК «Смелый»), Восточную Германию - СКР «Berlin» и «Rostok» пр. 1159. В ходе учения мы заходили с деловым визитом в Варнемюнде. По результатам учения наш корабль был признан лучшим кораблем ОБЭСК (среди трех флотов), второе место занял СКР «Berlin».
ОБЭСК еще были интересными тем, что позволяли познакомится с моряками других стран, получить непосредственное представление о подготовке моряков тех или иных флотов. Сразу хочу сказать, что на Балтике среди военных моряков дилетантов не было. Все более-менее хорошо подготовлены, имели хорошие профессиональные навыки. Но у каждых ВМС были свои особенности, по разному строились и отношения между флотами. Например, восточные немцы очень не любили западных. Мне рассказывали, что бывали случаи, что когда их корабли встречались в море, вместо приспускания флага одна из сторон поднимала на рее веревочную петлю. Такие случаи бывали, о них я слышал не раз и по собственному опыту склонен в это верить. Иногда проскальзывала нотка напряженности при общении восточных немцев с поляками. Видимо, это сложилось исторически, но ведь у русских тоже не было особых причин любить Германию. Наверное, русский народ более отходчив, поэтому отношения и с немецкими, и с польскими моряками были у нас достаточно теплыми.
Немецкие моряки - очень дисциплинированные, они четко отрабатывали сигналы маневрирования, педантично действовали в вопросах связи, очень ответственно подходили к отработке экипажей по вводным. У нас командир дивизии (временно исполнял обязанности командира ОБЭСК) любил "резвиться" в этом смысле, неожиданно давая вводные. Например, когда корабль находился в дозоре по ПВО, следовала вводная: "Низколетящая цель, пеленг..." Требовалось перевести комплексы в боевой режим, произвести наведение АУ или ЗРК по указанному пеленгу. Немцы, как правило, в этих ситуациях оказывались первыми.
В Польше бросалось в глаза отношение к военным морякам. Чувствовалось, что люди этой профессии весьма уважаемы. Приходилось общаться с командиром БПК "Warzawa». который на командирском мостике провел около 15 лет, до этого командовал ЭМ «Warzawa». Опытный моряк, уважаемый офицер, друг президента Польши Л.Валенсы и достаточно состоятельный по тем временам в Польше человек. Про него рассказывали историю, что когда польский БПК пришел с визитом в Англию, при швартовке был поврежден причал. Признали вину польских моряков, и всю неустойку польский командир выплатил из своего кармана. Думаю, что это не сделало его менее состоятельным, но лично мне показало отношение и уважением в Польше к командирам кораблей.

СКР «Неустрашимый»

В 1991 г. я получил предложение стать командиром совершенно нового СКР «Неустрашимый» пр. 11540. «Свирепый» я передал капитану 3 ранга Юрию Александровичу Цветкову.
СКР пр. 11540, как известно, проектировался Зеленодольским ПКБ и строился на Прибалтийском ССЗ "Янтарь", причем по сравнению с другими проектами этого класса, строился достаточно долго. В первую очередь это было следствием того времени, когда велось строительство корабля: Союз еще не рухнул, но дело шло к этому - экономические связи нарушились, решение многих вопросов, связанных со строительством и испытаниям корабля, затянулось. В результате мы испытывали «Неустрашимый» почти два года, если считать с момента выхода приказа директора завода о начале испытании до подписания приемного акта.
Нетрадиционным, скажем так, был проектант корабля. Как известно, проектирование СКР 2-го ранга у нас - "вотчина" Северного ПКБ. Пр.11540 разработан Зеленодольским ПКБ. Объяснялось это тем, что при создании нового корабля были выдвинуты очень жесткие ограничения водоизмещения - оно не должно было превышать 2800 т. При заданных системах вооружения СПКБ посчитало невозможным спроектировать корабль, определив "нижнюю планку" примерно в 6000 т. В итоге к работе над проектом приступило Зеленодольское ПКБ, в результате чего и появился «Неустрашимый»...
За свою службу мне довелось командовать СКР двух проектов. Поэтому вольно или невольно я буду сравнивать пр.1135 и пр.11540. Ведь, несмотря на то, что эти корабли созданы в различные годы, СКР обоих проектов до сих пор в строю и будут оставаться в составе нашего ВМФ еще как минимум лет десять.
С 1991 г., т.е. с момента вступления «Неустрашимого» в строй, в составе нашего ВМФ находится корабль, вполне соответствующий достижениям мирового кораблестроения. Первое, что "бросается в глаза" при знакомстве с кораблем, это высокая насыщенность современным вооружением. Думаю, по этому показателю на тонну водоизмещения он превосходит все имеющиеся аналоги, в т.ч. и пр.1135, который в свое время тоже считался мощным. Корабль способен успешно решать задачи ПЛО. ПВО и ПКО. В нашем флоте «Неустрашимый» классифицируют как СКР, хотя, исходя из перечня решаемых задач, его смело можно называть многоцелевым кораблем.
Для поиска ПЛ на «Неустрашимом» установлен ГАК "Звезда-М1", о котором я отзовусь очень положительно: хороший комплекс, возложенные на него задачи решает успешно. Более того, считаю его даже слишком мощным для Балтики, т.к. использование "Звезды" здесь - в принципе, расточительство. Такой комплекс должен использоваться на океанских просторах или, во всяком случае, в зоне Северного, Норвежского или Баренцева морей, в Атлантике или на Тихом океане. Именно в этих районах он может раскрыть все свои способности и контролировать значительную акваторию.
Огромным "плюсом" для корабля я считаю постоянное размещение вертолета. Противолодочный корабль без базирующегося на борту вертолета - "полкорабля". Вертолет, используемый в поисковом или ударном варианте, расширяет возможности корабля. Для базирования вертолета имеется ангар, предусмотрен погреб для хранения авиационного боезапаса, для вертолетчиков оборудована специальная каюта, где они в течение долгого времени могут находиться в своих комбинезонах, что позволяет в случае необходимости практически немедленно поднять вертолет в воздух.

СКР пр.11540: проектный вариант с ПКРК "Уран" (проспект Зеленодольского ПКБ, 1994)

Для уничтожения ПЛ предназначен ракето-торпедный комплекс "Водопад-НК". Запуск ракето-торпед или торпед осуществляется из универсальных ракето-торпедных пусковых установок, которых на корабле имеется 6 штук. "Водопад-НК" - современный противолодочный комплекс и серьезный аргумент в споре с подводным противником.
СКР имеет БИУС "Трон-Дипломат", обладающую серьезными боевыми возможностями. Система автоматизирует решение многих боевых задач - порой даже излишне (вероятно, при ее создании не учли некоторых тонкостей построения боевого управления).

Значительно повысил возможности борьбы с воздушным противником ЗРК "Кинжал"". Комплекс намного превосходит ЗРК "Оса-М", с которой мне доводилось сталкиваться ранее. "Кинжал" - комплекс многоканальный, не требует специальных работ по подготовке к стрельбе и практически сразу после перехода в боевой режим готов уничтожить воздушного противника.
Проектом на «Неустрашимый» предусмотрен ПКРК "Уран", однако к моменту вступления корабля в строй комплекс еще не был доведен, поэтому СКР лишен противокорабельных ракет и до их появления будет бессилен противопоставить что-то серьезное надводному противнику. Так что "живьем"" комплекс я на корабле не видел, только изучал в теории. Для ПУ на верхней палубе были выварены специальные ложементы, а для соответствующей аппаратуры зарезервированы места. "Уран" часто называют российским "Гарпуном", но это не совсем верно, т.к. по своим ТТХ он превосходит американскую ПКР "Harpoon" (например, по мощности БЧ).
СКР пр.11540 обладает очень хорошей ГТУ 3-го поколения, где в качестве маршевых применены ГТД М70, а в качестве форсажных - М90. Насколько мне известно, М90 хоть и был новым по тем временам двигателем, но, тем не менее, оказался удачным, небольшим по габаритам и простым в эксплуатации.
Два пера руля намного уменьшали диаметр циркуляции, что очень важно для противолодочного корабля. СКР прост в управлении, четко слушается руля, что особенно важно в экстремальных ситуациях (швартовка - подход и отход от стенки, проход узкости).
На корабле отсутствует основной машинный телеграф. Управление осуществляется от кнопочного КПУ на ходовом мостике (с возможностью перевода этого управления в ПЭЖ) при проходах узкости, подходе и отходе, швартовке танкеров. По-своему это непривычно - обычно подобное применяется на катерах, а на корабле такого водоизмещения реализовано впервые. Да, это был первый опыт такого построения управлением ЭУ корабля, но он себя оправдал. Нам пришлось немного помучиться, привыкая к такой системе, но когда освоили, стали работать без замечаний.*
* - Во флотской газете "Страж Балтики" далее была заметка о повреждении кормовой части во время маневрирования «Неустрашимого» в акватории порта Балтийск. "История" напрямую связана с системой управления.
В тот выход командир БЧ-5 находился в отпуске. Другие специалисты, подготовленные для работы на КПУ, на борту отсутствовали. Поэтому за КПУ поставили представителя промышленности, контрагента, который осуществлял отладку системы. Он хорошо знал устройство КПУ, но опыта мореплавателя, офицера, у него, конечно, не было.
Ситуация была сложная: сильный ветер, рядом стоял килектор, который нам мешал. Я знал возможности своего корабля, приходилось по несколько раз повторять свои команды на КПУ, но представитель промышленности действовал исключительно в рамках инструкций использования средств движения: последовательно переключался со "среднего вперед" на "средний", "малый", "самый малый вперед", "стоп", "самый малый назад". Может быть, флотский офицер немножко "напряг" бы ГЭУ, и нам удалось избежать столкновения. А так произошел навал... Нам потом пришлось поменять крышку кормового ПОУ буксируемой антенны ГАК.

На ходовом мостике корабля имеется КПУ ГЭУ. По корабельному расписанию на нем должен находиться мичман БЧ-5, но у меня всегда стоял командир БЧ-5. Почему? Потому что только офицер (причем опытный) электромеханической БЧ взаимодействует с командиром при швартовках, проходах узкостей и т.п. Когда он стоит за КПУ на ходовом мостике, то сам оценивает ситуацию, видя, какие ориентиры проходят, где корабль, а где стенка, буй и т.п. Чтобы совершить переход с "полного переднего" на "малый задний", надо соблюсти определенную последовательность действий. Сначала двигатели останавливаются, затем начинают давать обороты заднего хода. Все это требует времени. Подготовленный офицер заранее предвидит подобный переход и выполняет маневр без резких переходов. Это бережет машину, т.к. в таких режимах обычно происходит активный износ двигателей, валолиний. Т.е. он предусматривал маневр и не то чтобы опережал мои команды - просто всегда был готов к их выполнению, держа РЭУ в готовности. Мало того, я знал: если я где-то что-то не учту, он меня поправит.
«Неустрашимый» имеет необычный для отечественного корабля внешний вид. Он архитектурно ближе к западным кораблям. Такой "экстерьер" -дань технологии Stealth. Насколько необходимо было ее внедрять и в каком объеме - мне оценить трудно. А вот такая ""прозападная" архитектура корабля стала поводом нескольких курьезных случаев.
Нас часто, пока еще не привыкли, запрашивали с поста СНиС Балтийска, что за корабль идет. Ошибались не раз и пограничники, интересуясь, что корабль непонятного силуэта делает в советских территориальных водах. "Усугублял" ситуацию наш бортовой номер. Когда «Неустрашимый» вышел с завода, его бортовой номер, нанесенный белой краской, имел "тень" черного цвета, как это было принято в некоторых иностранных флотах. Такой вариант начертания был предусмотрен технической документацией, да и действующие документы ВМФ этого не запрещали. Тем не менее, у меня несколько раз требовали привести бортовой номер к традиционному виду, по этому поводу даже произошел небольшой скандал с командиром бригады А.А.Татариновым. Я долго сопротивлялся, но, в конце концов, вынужден был закрасить черную тень. Но с тенью или без тени, бортовой номер у корабля был и остается постоянный - 712.

Мореходность «Неустрашимого» соизмерима с мореходностью СКР пр.1135, и можно сказать, что она хорошая. Для уменьшения бортовой качки установлены скуловые кили и предусмотрены выдвижные бортовые рули. Балтика специфический морской театр - море мелководное, своеобразная волна. Использование успокоителей качки при шторме 4-5 баллов позволяло нормально эксплуатировать технику и оружие, экипажу - выполнять служебные обязанности, нормально обедать. Единственное, что здесь можно отметить, так это то что, в отличие от корабля пр.1135, который своими скулами разбивает волну в стороны, скулы «Неустрашимого» имеют такую форму, что даже при небольшом волнении очень сильно заливается носовая часть.
Но как у всякой медали есть две стороны, так и СКР пр. 11540 имеются недостатки. Первый и, наверное, главный - отсутствие ПКРК "Уран", о котором я уже говорил (но здесь виноваты разработчики этой системы, которая опоздала по срокам).

СКР «Неустрашимый». Балтийск, 1998 г.

Во-вторых, как мне кажется, несколько упрощенно проектанты подошли к решению вопросов живучести. Конечно, живучесть корабля обеспечена и соответствует требованиям ВМФ. Но по своему уровню в этом аспекте «Неустрашимый» во многом соответствует кораблю пр. 1135. хотя, как я считаю, более современный корабль должен обладать и более высокой живучестью (это показывает и опыт американского флота, где живучести придают все большее значение и работы по ее повышению ведутся постоянно). В системах пожаротушения по-прежнему используется фреон, как будто наука совершенно не двигается в этом направлении. При применении фреона необходимо выводить экипаж из отсека, и, соответственно, обслуживание механизмов прекращается. В бою это - непозволительная роскошь.
В-третьих, упрощенно решены вопросы размещения личного состава, обеспечения его жизнедеятельности. Личный состав размещен компактно, по сути, на весь экипаж - одно "бытовое устройство"". В центральной части корабля имеется общий блок, а вентиляция плохая, специфический запах распространяется и стоит в этом месте долго.
Первоначально на корабле не была предусмотрена флагманская каюта, а это означает, что присутствие на корабле командира дивизии или бригады уже порождает вопросы - где размещать? Мне потом пришлось оборудовать флагманскую каюту из двух кают, которые были предназначены якобы для флагманских специалистов. Простые каюты объединили в некий салон. Командир корабля и флагман - так получилось - имеют один гальюн на двоих. Вход с двух сторон, причем унитаз расположен у изголовья койки в спальне (за переборкой) командира корабля (унитаз с совершенно "дикой"" системой спуска воды - все время стучат клапаны и т.д.). Видимо, это привычные российские детали, от которых нам так просто не уйти.
Автономность корабля - 30 суток, помещений для размещения припасов достаточно, но они совершенно неприспособленны для этого. На камбузе и столовой нет ничего нового - та же бачковая система, как 20 и 30 лет назад. Складывается впечатление, что о питании личного состава у нас особо не задумываются. В свою бытность командиром я пытался систему питания изменить, отработать схему, принятую на Западе, простите, в исправительных учреждениях. Матрос получает пластмассовый поднос, где имеются места для 1-го и 2-го блюда, отверстие для стаканчика с компотом, место для ложечки и вилочки. С таким подносом матрос проходит мимо окошечка раздачи, где двое раздающих туда накладывают 1-е и 2-е, закуску, ставят стакан компота и выдают столовые приборы. И он ест с этого подноса. Никаких тарелок. Это удобно для матроса - ничего не расплескивается и не бьется. Удобно и для командиров и воспитателей, поскольку по своему искореняет годковщину (раздающий не видит, кому кладет кусок мяса - молодому матросу или старослужащему); удобно наряду по камбузу, т.к. ничего не бьется, все легко моется, и подносы практически не воруют. В итоге систему питания с подносами мы на корабле внедрили, для этого специально заказали на заводе подносы, и все у нас нормально функционировало. Как обстоит с этим дело теперь, я не знаю.
Подводя своеобразный итог, я бы назвал проект корабля удачным. Вызывает сожаление лишь уникальность нашего «Неустрашимого» -второй и третий корпуса так и не достроили. Если бы на Балтике имелось хотя бы два корабля пр. 11540. мы бы практически имели КПУГ, которая могла бы решать задачу перекрытия всех опасных направлений, которые там существуют - прежде всего, зоны Балтийских проливов, немецкие порты и др. Тогда эти вопросы можно было бы решить достаточно эффективно.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.

Для поиска однокашников попробуйте воспользоваться сервисами сайта

nvmu.ru.

Проект 1135 с кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. и предусматривал создание большого противолодочного корабля, основным вооружением которого должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4). Особенностью корабля являлось наличие, наряду с гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе, станции с буксируемой антенной «Вега». При этом из-за относительно небольшой дальности действия гидроакустических станций корабли этого проекта планировалось использовать парами: один поисковый, второй ударный.

Корабли проекта 1135 «Буревестник» - видео

Не исключалась также возможность взаимодействия кораблей с противолодочной авиацией, в частности, с вертолетами ПЛО берегового базирования (своего вертолета ПЛО корабли не имеют). С 1979 г. корабли проекта 1135 классифицируются как сторожевые. Всего с 1982 г. судостроительными заводами им. А. А. Жданова в г. Ленинград, «Янтарь» в г. Калининград и «Залив» в г. Керчь построен 21 сторожевой корабль проекта 1135.
Сторожевые корабли проекта 1135 имеют полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяет им хорошо держаться в море при сильном волнении. Благодаря наличию системы стабилизации с бортовыми килями и выдвижными управляемыми рулями успокоения качки, возможно использование оружия при волнении моря до 5 баллов, а буксируемой антенны гидроакустической станции - до 4 баллов.
Корпус корабля - с двойным дном, целиком выполнен из стали. Для обеспечения непотопляемости разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из легких магниево-алюминиевых сплавов и конструктивно разделены на три блока. Имеется оборудование для действий в условиях применения оружия массового поражения.
Главная энергетическая установка - газотурбинная двух-вальная. На каждый вал работают одна основная (форсажная) турбина М8К мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая М62 (для экономичных скоростей хода) мощностью 6000 л.с. Благодаря наличию специальной маршевой редукторной приставки, каждый из маршевых газотурбинных двигателей может работать на оба валопровода, что позволяет повысить экономичность энергетической установки на 25% и довести дальность плавания 14-узловым ходом до 3950 км. Наибольшая скорость хода составляет 30 узлов. Электроэнергетическая система состоит из пяти дизель-генераторов мощностью 500 кВт каждый. Напряжение в сети - 380 В.
При проектировании главной энергетической установки и корабля в целом особое внимание уделялось снижению акустического поля корабля и уровня помех при работе гидроакустической станции. Комплекс реализованных на корабле мероприятий, таких как размещение главных механизмов на подвесных платформах с применением двухкаскадной амортизации, вибродемпфирующего покрытия, малошумные гребные винты и т. п., создал условия для получения хороших акустических характеристик, по величине которых корабли проекта 1135 в свое время были лучшими надводными кораблями в советском флоте.

Основное вооружение корабля проекта 1135 состоит из ракетного противолодочного комплекса «Метель» (УРПК-4) с автономной радиокомандной системой управления «Муссон». Поворотная четырехконтейнерная пусковая установка комплекса «Метель» смонтирована на палубе полубака в носовой части корабля. Благодаря возможности наведения ее в горизонтальной плоскости, атака подводной лодки производится без дополнительного маневрирования кораблем. Стрельба из пусковой установки ведется одиночными ракетами или двухракетным залпом по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи). Дальность стрельбы ракеты 84-Р - около 50 км, ее боевая часть представляет собой самонаводящуюся торпеду АТ-2УМ, которая в расчетной точке отделяется от ракеты, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель системой самонаведения и поражает ее.


Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля. Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.
Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вай-гач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.

К противолодочному вооружению относятся также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две двенадцатиствольные 213-мм бомбометные установки РБУ-6000. Поиск подводных лодок осуществляется с помощью гидроакустической станции с подкильной антенной «Титан» или «Титан-2» и станции с буксируемой антенной «Вега».
Зенитное вооружение включает два зенитных ракетных комплекса «Оса-МА» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726.
Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля.
Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.

Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вайгач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.
Совершенствование вооружения некоторых кораблей проекта 1135 было осуществлено в конце 80-х годов в ходе их модернизации. Так, корабли «Легкий», «Пылкий» и «Летучий» были модернизированы по проекту 11352. При этом на них демонтировали РБУ-6000, установили две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» и внесли соответствующие изменения в состав радиоэлектронного вооружения. Сторожевик «Жаркий» модернизирован по проекту 11353 с установкой нового гидроакустического комплекса с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-М1».

Тактико-технические характеристики корабля проекта 1135 «Буревестник»

Водоизмещение, т:
стандартное 2810
полное 3200

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 4,57

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М8К - 36 000
маршевых ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М62 - 12 000

Скорость хода наибольшая, узлов 30

Дальность плавания, мили:
ходом 14 узлов 3950
ходом 30 узлов 630

Вооружение:
Противолодочные ракетные комплексы:
тип комплекса «Метель» или «Раструб-Б»
количество ПУ х направляющих 1 х 4 (КТ-106У)
боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Зенитные ракетные комплексы:
количество х тип комплекса 2 х «Оса-МА»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)
боекомплект 40 ЗУР 9МЗЗ

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-726
количество АУ х стволов 2x2
калибр, мм/длина ствола, калибров 76/60
боекомплект, выстрелов 1600

Противолодочное:
тип ТА палубные поворотные
количество ТА х труб - калибр 2x4 - 533-мм
боекомплект 8 торпед 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 2 х 12 - 213-мм
боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Минное:
количество мин заграждения до 20

Экипаж (в том числе офицеров), человек 194 (22)

Фото корабля проекта 1135 «Буревестник»

Данным материалом я открою давно запланированную серию отчетов и заметок, посвященных кораблям проекта 1135 (шифр "Буревестник"). До недавнего времени в металле их оставалось четверо плюс один(разных модификаций), но 1 (2 корпуса) корпус летом-осенью ушли, как говорится, на небо... Запись задумывалась как рассказ об СКР "Ладный", но походу поисков переформатировалась в более обширный обзор
Автор не ставит целью энциклопедическую точность повествования .


2. Согласно данным свободной энциклопедии, кораблей проекта 1135 заводы ССЗ «Янтарь» (Калининград) и ССЗ "Залив" (Керчь) построили в количестве 17 шт, (а со всеми модификациями - 40 корпусов, 1 корпус разобрали в 1995 году)Вот только представители проекта 1135: СКР "Бдительный", СКР "Бодрый", СКР "Свирепый", СКР "Сильный" (без фото), СКР "Достойный"(без фото)

2.2 СКР "Деятельный", СКР "Ретивый", СКР "Беззаветный"(навал в Черном море, об этом отдельно),

2.3 СКР "Задорный", СКР "Безукоризненный", СКР "Ладный"

2.4 СКР "Порывистый"

На основе кораблей проекта 1135 (шифр "Буревестник") были выпущены различные модификации.
- 1135М (Krivak-II class) - модернизация проекта 1135 с водоизмещением 3 000 тонн. Вместо АК-726 установлены 100мм АК-100 с РЛС управления «Лев», заменена ГАС на «Титан-2Т»
- 11351 (Krivak-III class) - пограничный сторожевой корабль, шифр - «Нерей». Вместо комплекса ПЛУР размещена одна 100мм АУ АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза».
- 11352 (Modified Krivak-I class) - модернизация проекта 1135. Заменены - РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т».
- 11353 (Modified Krivak-I class) - модернизация проекта 11352 с водоизмещением 3150 т. Заменены ГАК на «Звезда-МГ».
- 11356 - экспортный проект на базе 11351.
- 11356 - проект на базе 11356 для ВМФ ВС России

3. Как я писал выше, до наших дней дожили 4 (5) корпуса корабля в разных модификациях. Ну почти дожили. В этом году от нас на небеса ушел СКР "Дружный". В начале 2000-х г.г. его купили и переоборудовали в торгово-развлекательный комплекс, но по своему новому назначению он так и не работал, встав с 2003 года у берегов Химкинского водохранилища

3 марта 2016 года, Химкинское водохранилище. Автор: Pantikapey

3.1 Не найдя покупателя, готового выложить за корабль 120 млн. рублей, хозяин решил сдать его на слом... Видимо у страны есть деньги на войны, но нет денег на историю, что печально. Как корабль выглядел до распила, можно посмотреть в этой записи у alexdoomer2009 . Исходя из фотографий alexdoomer2009, состояние корабля было близким для создания музея на его базе.

Видео как его пилили. Я смотреть не могу...

4. СКР "Пылкий" обрел не надолго новую жизнь путем модернизации корабля по проекту 11352: ему заменили РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т». В 2012 году он был конвертован.

3 октября 2012 г.

5. В ходе моих поисков по сети.. нашелся еще один корабль из "Буревестников", который ушел на небо в 2016 году. Это СКР "Неукротимый". На корабле в 2008 году случился пожар, а в 2012 году он затонул прямо у причала в Балтийске.

5.2 В октябре 2016 года корабль "укротили" до состояния иголок.

8 октября 2016 г.

6. Из всех 17 кораблей "чистого" проекта 1135 в боевом состоянии дожил до настоящего времени СКР "Ладный" (Черноморский флот).

23 февраля 2016 года.

6.1 Сейчас ему устанавливают турбины, снятые с конвертованного БПК "Керчь".

7. Еще один корабль из стаи "Буревестников" служит так же на Черноморском флоте. Это сторожевой корабль модернизированного проекта 1135М - СКР "Пытливый". Отличается от СКР "Ладный" установленными артустановками 100мм АК-100 с РЛС управления «Лев» взамен 76мм АК-726, так же заменена ГАС на «Титан-2Т».

9 мая 2015 г.

8. Так же согласно данным свободной энциклопедии пограничных вариантов "Буревестников" проекта 11351 (шифр "Нерей) осталось на ходу или на воде - 4 корпуса. Это ПСКР "Дзержинский":


2015 года (?) Фото