История персонажа. Трогательный рассказ о домовом по имени Мефодий Рассказ о домовёнке

Кто не знает домовенка Кузю и Нафаню?! Эти герои серии советских мульфильмов по мотивам сказок Татьяны Александровой прочно вошли не только в каждый дом бывшего СССР, но и прочно "угнездились" в фольклоре детей и взрослых.
В основу сценария для первой серии мультфильма «Дом для Кузьки» легла повесть-сказка Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенная издательством «Детская литература» в 1977 году. Отрывок из этой сказки под заголовком «Кузька в новом доме» был напечатан ещё в 1976 году в газете «Неделя», а саму повесть Татьяна Ивановна начала писать осенью 1972 года в усадьбе художника Василия Поленова, там, где когда-то Сергей Прокофьев сочинил музыку к балету «Ромео и Джульетта». Известна даже точная дата рождения персонажа - это 8 октября 1972 года. Именно в этот день в усадьбе Поленово принято отмечать День рождения домовёнка Кузи. Тогда же писательницей, которая по образованию была ещё и художником (отделение мультипликации ВГИК), были сделаны и первые рисунки к книге, определившие во многом конечный облик персонажей на экране. Но к иллюстрированию своей первой книги писательницу не допустили, сославшись на то, что она не является членом Союза художников. В итоге рисунки, вошедшие в книгу, оказались далеки от тех образов, которые задумывала сама писательница. Остальные две части трилогии так и не увидели свет до её смерти.
Татья́на Ива́новна Алекса́ндрова (10 января 1929, Казань - 22 декабря 1983, Москва) - русская советская детская писательница, художница, автор сказки о домовёнке Кузьке.

1977 году вышла первая книга о домовёнке Кузьке, который попадал в разные истории. Предисловие к этой книге написал муж Александровой - писатель Валентин Берестов. Потом вышли книги "Сундучок с игрушками","Игрушечная школа", и в соавторстве с Валентином Берестовым была написана сказка «Катя в игрушечном городе».

После смерти Александровой в 1983 году вышел первый мультфильм о домовёнке Дом для Кузьки.

Муж писательницы, поэт Валентин Берестов, тяжело переживал гибель своей супруги, и после её смерти поставил перед собой цель во что бы то ни стало добиться опубликования всех частей повести. В это же время ему поступил заказ от студии «Мульттелефильм» (подразделение т/о «ЭКРАН») на создание сценария по мотивам уже вышедшей книги «Кузька в новой квартире». Валентин Дмитриевич принялся за работу, и уже на следующий год мультфильм вышел на экраны, и сразу же приобрёл огромную популярность. Продолжение не заставило себя долго ждать, и в 1985 году вышла вторая серия «Приключения домовёнка», сценарий для которой был написан по мотивам ещё не опубликованных частей повести «Кузька в лесу» и «Кузька у Бабы-Яги», которые, стараниями Валентина Дмитриевича, всё-таки увидели свет в 1986 году. В этом же году вышла третья серия мультфильма, а через год и последняя.
Валенти́н Дми́триевич Бе́рестов (1 апреля 1928, Мещовск, Калужская губерния - 15 апреля 1998, Москва) - русский поэт, лирик, писавший для взрослых и детей, переводчик, мемуарист, пушкинист, исследователь.

В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля (издано в 2001 г.)

Валентину Берестову благодарны многие поэты и писатели поколения 1940-1960-х (детские и взрослые), с которыми он дружил и которых опекал.

Надо отметить, что сюжетная линия этих последних трёх серий с оригинальным текстом пересекалась слабо. Так как сама повесть, а особенно последние две её части являются довольно своеобразными, и напрямую отобразить их содержание на экране, не нарушая идеи первого мультфильма, было невозможно, Марине Вишневецкой, которая была автором сценария последних трёх серий, пришлось писать сценарий практически с нуля. Именно отсюда возникла эта хронологическая несостыковка, когда вторая серия мультфильма как бы предваряет первую. Всё дело в том, что первая часть книжной трилогии заканчивается тем, что Кузя, освоившись в новой квартире, решил рассказать Наташе о своём прошлом, и всё, что идёт далее в последующих частях повести,- это его воспоминания. «Тут Кузькин глаз, глядевший на девочку, вдруг подмигнул, а из игрушечницы послышалось: - Он лежит и еле дышит, ручкой-ножкой не колышет! И Наташа услышала про домовёнка вот такую историю.»
В мультфильме же этот момент опущен, поэтому зрители воспринимают данную непоследовательность, как ляп.

Интересные факты

В первой серии мультфильма звучат песни на стихи Валентина Берестова.

Лешего из второй серии по книге зовут Диадох, а его внука - Лешик. Вместо Вороны там разносит сплетни Сорока. Домового Кики́ма из четвёртой серии в книге не было, зато было много кикимор. Нафаня был, но упоминается в тексте лишь вскользь, среди длинного списка прочих Кузиных знакомых. Кот, по книге, жил у Бабы Яги в конуре. Вот почему во второй серии она говорит ему: «Брысь! Надоел хуже собаки.»

Помимо упомянутой в статье трилогии Татьяны Александровой, существует ещё ряд произведений о домовёнке Кузе, написанных позднее её дочерью, Галиной Александровой.

Существует также два аудиоспектакля под названием «Домовёнок Кузька», записанные издательствами «Вимбо» и «Астрель» в 2008 и 2010 годах соответственно.

Фрагмент серии «Приключения домовёнка» показан в «Ночном Дозоре».

Гео́ргий Миха́йлович Ви́цин (5 апреля 1917, Териоки - 22 октября 2001, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990).

Нафаню, озвучивали 2 актера.

В 1-й серии озвучивал Александр Леньков
Алекса́ндр Серге́евич Ленько́в (17 мая 1943 - 21 апреля 2014) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1997)
Вторую и третью серии озвучивал, Андрей Крюков
Крюков Андрей Сергеевич
12 июня 1925, Москва - 31 августа 2005, Москва
Актёр, театральный режиссёр, педагог.
Закончил ГИТИС. Был арестован 20 февраля 1951 года по доносу, осуждён и отправлен в лагерь, откуда был освобождён после смерти Сталина.
Работал артистом и режиссёром в Московском Театре Сатиры. Преподавал в ГУЦЭИ.

Бабу Ягу озвучивала Татьяна Пельтцер

Татьяна Ивановна Пе́льтцер (24 мая (6 июня) 1904 - 16 июля 1992) - советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1972). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).


Цитатник Домовенка Кузьки

Домовенок Кузьма

Фу, какая гадость!
Блинов хочу! Со сметаной.
Счастье - это когда у тебя все дома!
Мусор вынесла? Умница, дочка!
Был последний домовой, а стал первый гнездовой!
Я это не ем, я не козёл!
Я не жадный, я домовитый.
Это что, сказка такая? Это жизня такая.
В дом надо тащить, а не из дома!
Да кому ты нужна…со своей оравой!
Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет
Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама!
«Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Недосыпал в общем!!!»
Нафаня, бяда, бяда, огорчение! Сундук отобрали, сундук со сказками!!!

Марина Царева
«День рождения Домового»

«День рождение Домового » .

Мастер – класс «Изготовление куклы – оберега» .

(Для детей старшего дошкольного возраста) .

Цель : изготовление куклы – оберега.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с историей народной культуры;

показать связь времен поколений и значение культурного наследия;

Рассказать о семье, как форме объединения людей родных по крови, показать функциональные обязанности каждого члена семьи;

Познакомить детей с верой наших предков в Домового , рассказать им о дне рождения Домового , как отмечали его раньше;

Повысить этнопедагогическую компетентность родителей на основе изучения традиций на основе изучения традиций духовно – нравственного воспитания детей посредством создания куклы – оберега;

Воспитывать нравственность на основах народных традиций;

Создать у детей радостное, доброе настроение.

Образовательные области : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Музыка» , «Художественное творчество» .

Предварительная работа : экскурсия в музей поселковой школы; беседы с детьми; чтение пословиц, поговорок, сказок; рассматривание картин о жизни и быте людей в старину, разучивание стихов; привлечение родителей в создании кукол – оберегов.

Оборудование : отрезки цветной ткани 20*20 см, кусочки тканей треугольной формы, кусочки тканей прямоугольной формы 5*10 см. (по количеству детей, нитки, вата, ножницы.

(Группа оформлена под русскую горницу, с русской печкой. Хозяюшка и дети в русских народных костюмах. Дети усаживаются на стульчики, расставленные полукругом).

Хозяюшка : здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Дай Бог тому, кто в нашем дому – гостям нашим! Будем с вами о семье говорить, петь да плясать, да кукол мастерить! Добро пожаловать! (Кланяется гостям в пояс) .

Ребятушки, а вы знаете, что такой поклон означает?

Ответы детей : поздоровались, рады всех видеть, пожелали всем здоровья и счастья!

Хозяюшка : сегодня я предлагаю совершить необычное путешествие в прошлое.

«Великий дар - единожды родиться,

Вздохнуть, раскрыть глаза и на века –

Увиденному миру удивиться,

Где дом и речка, роща и река».

Сегодня мы узнаем с вами, как люди жили в старину. Как вы думаете, жили они по одному или семьями?

Ответы детей : жили большими семьями.

Хозяюшка : а что такое семья? Перечислите, кто живет в семье?

Ответы детей : мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, прабабушки, прадеды.

Хозяюшка : всех, кого вы назвали, это родственники, которые живут все вместе одной большой семьей. Не зря в старину говорили «Домом жить - не –развеся уши ходить» , «Домом жить – обо всем тужить» . В те далекие времена семьи были большие : под одной крышей, в одной избе жили мама, отец, детки, прабабушки да прадеды. А чем же они занимались?

Ответы детей : работали в поле : пахали землю, сеяли пшеницу, рожь, ловили рыбу, ходили на охоту, вели хозяйство.

Хозяюшка : а какими ремеслами занимались в те далекие времена?

Ответы детей : гончары занимались гончарным делом - делали посуду из глины, бондари делали бочки, лудильщики ремонтировали медные самовары, кузнецы ковали железо, делали подковы для коней.

Хозяюшка : правильно, ребята! В семье все подчинялись старшему. Старшие учили молодых «уму-разуму» . Скажите, а какие обязанности были у каждого члена семьи?

Ответы детей : мать с отцом уходили в поле работать, старики оставались по дому хозяйничать, старшие дети нянчили младших.

Хозяюшка : все верно. Вот ушли родители в поле, в доме остались старые да малые. Бабушка по дому хлопочет, дед по двору за скотинкой «ходит» . А вы знаете, что самым главным предметом в избе была печь, в старину – русская печка. До нашего времени сохранилась поговорка «Плясать от печки» , то есть начинать с самого начала, с основы всего. Еще недавно входящие в дом гости отвешивали три поклона-хозяевам, образам и печи. За что же удостоилась печь такого внимания?

Ответы детей : в печи готовили еду, пекли, мылись, на печи грелись, выхаживали младенцев.

Хозяюшка : в печи всегда поддерживали огонь, ночью его сохраняли в виде угольков. Печь всегда держали в чистоте. А за печкой, по старому поверью, живет домовой или Дедушко-соседушко, как его еще называют. И чтобы он был добрым к хозяевам, они ставили ему за печь блюдце с молоком, чтобы он смог полакомиться. А вы знаете, ребята, что у Дедушки Домового . Как и у нас с вами, есть день рождения ? В те старые времена русский народ 10 февраля отмечал день рождения Домового . А кто же это такой и как праздновали его день рождения , нам расскажет (заранее одному из детей дают заданье приготовить небольшой рассказ о Домовом . Можно привлечь родителей.)

Хозяюшка : вот мы здесь говорим-говорим о Домовом , а где же он сам? Его праздник-а его нет.

(Вбегает Домовой ) .

Домовой : ой, я услышал, что вы обо мне говорите, и давай быстрей бежать сюда. Но, что же я забыл? Ах, беда-беда, огорчение! А-а-а, вначале надо поздороваться. Здравствуйте, детишки. Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуй, хозяюшка! А что это вы все нарядные да красивые? Почему здесь собрались?

Хозяюшка : праздник потому что!

Домовой : какой праздник? Чей праздник?

Хозяюшка и дети : да твой же!

Домовой : ой, опять забыл. Ах, беда-беда, огорчение! А если праздник, то давайте все танцевать!

(Домовой , дети и хозяюшка исполняют танец «Выйду на улицу.» , слова и музыка народные).

Хозяюшка : уважаемый наш Дедушка Домовой , в день рождения принято дарить подарки. Наши дети для тебя приготовили стихи.

(Дети читают заранее выученные стихи) .

В нашем стареньком домишке

Жили кошки, жили мышки;

И на пыльном чердаке,

В душной, мрачной полутьме,

За печною, за трубой

Жил веселый домовой .

Жил давно, уже лет двести

Днем – храпел в укромном месте.

Так храпел, что пауки

Зеленели от тоски.

А во сне, набравшись сил,

Ночью всячески шалил.

Чуть не лопнув от натуги,

Выл в трубе подобно вьюге.

Топал, хрюкал и чихал,

Всем покоя не давал.

Не со зла…- для развлеченья

И для общего веселья.

Я даю вам слово чести,

Провалиться мне на месте!

Что его два раза видел.

Правда, на картинке.

А вот так…не довелось.

Не случилось, не пришлось.

Но я знаю, что он есть.

Что он рядом где – то, здесь.

За спиной у нас сопит,

Половицами скрипит.

Старый, добрый, озорной,

Бородатый Домовой .

Домовой : спасибо, ребятушки, за подарок! Мне стихи очень понравились!

(Обращает внимание на куклы-обереги) . А что это за красота такая у вас!

Что за куколки?

Хозяюшка : а это, Дедушка Домовой , куклы-обереги. Издавна на Руси вечерами в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу. Тряпичная кукла игрушка не простая, это оберег.

Домовой : ах, беда-беда, огорчение! Триста лет живу, а про это и знать- не знаю.

Хозяюшка : не расстраивайся, Дедушка! Что это за куколки и для чего их делали, нам расскажет (попросить рассказать одного из детей с мамой, которая принимала участие в изготовлении кукол – оберегов. Все обговаривается заранее).

Домовой : (благодарит за рассказ) . Вот я что думаю : я-Домовой , оберегаю ваш дом. Так? А кто меня, старенького, оберегать будет? Хочу себе такую куколку! Где ж мне её взять-то? Ах, беда-беда, огорчение!

Хозяюшка : не огорчайся, Дедушка Домовой . Изготовление кукол всегда было делом семейным. Давайте и мы такой большой семьей научимся делать куклу – оберег. И ты, Дедушка, присаживайся к нашим деткам, и помогайте друг другу. (Звучат русские-народные мелодии) .

Итак, у вас на столах есть все необходимое для изготовления оберегов. Мы куколку будем делать без помощи иголки, то есть ничего шить не будем.

1. Берем ткань (квадратик, складываем пополам, приглаживаем, складываем еще раз пополам, опять приглаживаем. Когда мы раскроем наш лоскуток, получился крестик-это середина.

2. Из кусочка ваты делаем шарик и кладем его на середину, складываем ткань по диагонали, совмещая углы, туго перевязываем ниткой -это будет головка.

3. Отступив немного от головы, аккуратно собираем ниткой ткань, чтобы получилось тельце.

4. Сейчас нам понадобятся две нитки, чтобы сделать ручки. Левый и правый угол ткани поднимаем немного в стороны, и, отступив немного от краев, перевязываем. Получились ручки.

5. А теперь будем одевать нашу куклу. Давайте вначале сделаем ей фартучек : берем кусочек ткани прямоугольной формы, перегибаем через нитку и завязываем на талии. Дальше повяжем ей платочек. Берем ткань в виде треугольника и завязываем его на голове куколки.

Кукла-оберег готова! Посмотрите, как много получилось у нас красивых кукол. Они все разные, но каждый из нас вложил в нее частичку своей души. Теперь в ваших домах появится свой оберег, который будет оберегать ваш дом, защищать ваши семьи от трудностей и неприятностей. Дедушка Домовой , у тебя тоже появился свой оберег, пусть он тебя оберегает, а ты оберегай нашу группу.

Ребята, скажите, пожалуйста, куда мы с вами путешествовали? Что нового вы узнали? Чем мы занимались? Для чего нужны куклы - обереги? (Ответы детей) .

Сегодня мы все прекрасно потрудились, спасибо всем за внимание, за доброжелательное отношение, спасибо вам, ребята, спасибо нашим мамочкам, гостям!

Домовой : хозяюшка, дорогие ребята, я тоже хочу поблагодарить вас за праздник для меня, за подарки и угостить вас сладостями! (Домовой достает из-за печки угощение и раздает детям и гостям).

Рассказ о домовом для младших школьников

Детям разного школьного возраста о домовом

Домовой - талисман и оберег дома

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: Данный рассказ написан для детей младшего школьного возраста 8 - 12 лет. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, среднего звена. Данный рассказ можно использовать на тематических классных часах для детей 2 - 5 классов, для прочтения в семейном кругу на досуге. В рассказе кратко изложена информация о домовом.
Цель: Формирование представления о полезных качествах домового через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать о полезных способностях домового;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, речь, словарный запас, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории домовых, к окружающему миру.
Содержание
Наверное, в каждом доме есть свой домовенок. И у меня тоже есть мои любимые хранители покоя и доброй атмосферы в доме.

Когда люди слышат про него, то в голове обязательно возникает образ маленького, лохматого и смешного существа. Кто же он на самом деле?
В современном мире считают, что домовой представляет собой особую энергию высотой примерно с метр. Со временем он становится похож на своих жильцов, которые длительное время живут вместе. Некоторые маги считают, что возраст домового может достигать 500-600 лет.
Это удивительно, но считается, что у домовых, как и у людей есть свой праздник. Для них Новый год в ночь с 10 на 11 февраля. В это время желательно поздравить своего домового и его семейство с праздником. Еще пишут, что все домовые зимой спят и только в новогоднюю ночь просыпаются погулять и повеселится.
Увидеть домового ни у кого не получится, да и желать этого не стоит. Говорят, что не к добру это.
А еще домовой может чувствовать приближение к дому порчи. Как только к вам в дом зашел человек с недобрыми намерениями, то домовой начинает беспокоиться и подсказывать вам о злых намерениях гостя. Если вы не чувствуете этих подсказок, то он другими способами привлекает ваше внимание: может тарелка разбиться, или разорваться одежда, или пролиться что-нибудь на стол. Так домовой призывает вашу бдительность - обратите внимание на этого человека!
Домовой может уничтожить плохую энергетику в доме. Но также может и пошалить. Наверное, каждый в своей жизни что – то клал на видное место, а потом не мог найти эту вещь. При этом особого вреда домовой не приносит. Нужно ласково и почтительно попросить его положить вещь на место. И он обязательно вернет!
Считается, что если у вас с вашим домовым хорошие отношения, то он будет беречь вас и ваш дом от злых духов, порчи и всякой напасти.
Домовой очень привыкает к своему жилищу и его очень трудно переселить на новое место. При переезде очень важно и нужно переманить домового в новое жилье. Иначе он останется на старом месте, будет грустить и тосковать. Да и сам хозяин не сможет быть счастливым в новом доме без своего домового.
Не забывайте этих забавных, но очень беззащитных сказочных друзей!

Антошка стоял на коленках на стуле, облокотившись о подоконник и, подперев
ладошками полные розовые щёки, с грустью смотрел в окно. За окном плавно кружились крупные хлопья снега, очень похожие на пух. Казалось, что кто-то на небе выбивает огромную пуховую перину.
Снежинки, лениво кружась, падали на подоконник, образуя на нём толстый слой снежной ваты.
С высоты пятого этажа, двор казался маленьким и напоминал Антошке муравейник.
Во дворе весело играла детвора. Кто-то носился взад и вперёд с клюшкой, гоняя шайбу;
кто-то катался на санках с ледяной горки; кто-то лепил снеговика...
« Им-то весело, » - думал Антошка и у него в глазах, от обиды, появились слёзы.
Дело в том, что Антон простудил горло и мама, на несколько дней посадила его под «домашний арест», до полного выздоровления.
Антону было скучно. Рядом, около батареи, развалившись, спал кот Тишка.
« Везёт же некоторым, - думал Антошка, глядя на кота,- спи себе и ни каких забот. А мне, вот, нужно лекарства всякие принимать. И на улицу нельзя…» Антошка окончательно раскис. В глазах снова заблестели слёзы. Он сидел у окна и тихонько всхлипывал, горюя о том, сколько интересного в жизни он пропустил за дни болезни.
Вдруг, у него за спиной, раздался какой-то странный звук, похожий на шуршание газеты. Кот Тишка открыл глаза, повернул голову на звук и замер, словно охотник, готовый вот - вот броситься на добычу. Мгновение спустя, кот вскочил, выгнул дугой спину и угрожающе зашипел. Антон оглянулся и чуть не свалился со стула, от удивления и неожиданности: в комнате, на книжном шкафу, свесив вниз ноги, сидел маленький человечек. Точнее – мальчик, и с улыбкой смотрел на Антона, большими голубыми глазами. Лицо его было усыпано конопушками. Рыжие волосы торчали во все стороны и напоминали маленькую копну сена. На ногах у мальчика были самые настоящие лапти, которые Антошка видел только по телевизору, в мультиках да кино. Одет был мальчик в красную, в белый горошек, рубаху с косым воротом, и в серые холщовые штаны.
- Привет! – тихим приятным голосом произнёс он. – Меня зовут Проша.
Антон с изумлением смотрел на мальчика. Глаза его округлились от неожиданности и испуга. Он не мог вымолвить ни слова.
- Не бойся меня, - сказал мальчик. – А я знаю, как тебя зовут. Ты – Антон. Не так ли? – улыбаясь продолжал он.
- А-А-Антон я…- заикаясь и не узнавая своего голоса, пролепетал Антошка. – А ты кто?
- Я – Проша. Домовёнок. Живу здесь. В смысле – с вами вместе, в одной квартире. – Давай дружить! - предложил он.
-Давай… – хриплым, от волнения голосом, пробормотал ошарашенный Антошка.
- Вот, только, кота запри, пожалуйста, в другой комнате, а то он мне прохода не даёт, - попросил домовенок.
- А он, что и раньше тебя здесь видел? Он знал, что ты у нас живёшь?- потихоньку приходя в себя, поинтересовался Антошка.
- Конечно знал! Коты домовых, даже если и не видят, то всё равно чувствуют.
Домовёнок был маленьким и очень обаятельным, поэтому Антошка очень скоро перестал его бояться. А ещё, спустя несколько минут, они уже весело болтали, словно были давно закадычными друзьями.
- Полезай ко мне на шкаф, - предложил домовёнок, - здесь хорошо! И кот не достанет.
- Ах, да! – спохватился Антон, - Я его сейчас выпровожу!
Он взял Тишку на руки и отнёс в другую комнату. Тишка особо не сопротивлялся. Он, так же преспокойно, улёгся у тёплой батареи и мгновенно задремал, чутко шевеля ушами.
- Лентяй! – выходя из комнаты, вслед Тишке, обронил Антошка и плотно закрыл дверь.
Домовёнок лихо спрыгнул со шкафа, с опаской поглядывая на дверь, подошёл к Антону и протянул ему свою маленькую ладошку.
- А почему ты раньше не приходил? – пожимая Проше руку, спросил Антошка.
- Я стеснялся. Да и боялся тебя напугать,- пояснил домовёнок.
- А хочешь, во что-нибудь поиграем,- предложил Антошка,- у меня игрушек вон сколько! – и он стал показывать домовёнку свои «богатства».
- А я, иногда, играю твоими игрушками, - виноватым голосом признался Проша.
- А я-то и думаю: чего это мои вещи, иной раз, не на том месте, где надо, лежат, - с улыбкой произнёс Антон. – Да ты бери всё, что захочешь, играй,- великодушно разрешил он, - мне ни капельки не жалко!
Мальчики увлечённо играли весь день. Время пролетело весело и незаметно. От стука входной двери домовёнок вздрогнул и испуганно посмотрел на Антошку.
- Это, наверное, мама с работы пришла, - догадался Антон. – Давай я тебя с ней познакомлю!
Домовёнок резко вскочил на ноги, бросился к шкафу и бесследно исчез, словно растворился в воздухе.
-Антон! Антошка! – позвала мама. – как ты себя чувствуешь, малыш? – спросила она.
- Хорошо, мам,- растерянно отозвался Антон. Он стоял посреди своей комнаты, удивлённо озираясь по сторонам, и никак не мог поверить в то, что произошло.
Он сильно зажмурил глаза. С минуту так постоял. Открыл глаза, но домовёнок не появлялся…
Антошка рассказал маме удивительную историю про мальчика - домовёнка Прошу.
- Фантазёр! – улыбаясь сказала мама, нежно гладя малыша по голове.
И Антон решил, что ему это всё лишь причудилось…

На историях о приключениях симпатичного домовенка Кузи выросло не одно поколение детей. Кто создал этот персонаж и как снимался первый мультфильм о «потомственном» домовом Кузьме?

Кто придумал Домовенка Кузю

День рождения сказочного домового Кузьмы - 8.10.1972 г. Кто придумал Домовенка Кузю? «Мамой» любимого детского персонажа является советская писательница Татьяна Александрова, а поскольку Александрова была еще и мультипликатором, то она не просто создала литературного героя, но еще и сразу же нарисовала его.

К идее создания такого необычного детского маленькую Таню подтолкнула ее няня. Дело в том, что родилась в московской семье инженера и врача. У неё была сестра-двойняшка - Наташа. У родителей, ввиду занятости, не было возможности нянчиться со своими девочками, поэтому у Тани и Наташи была личная няня - Матрена. Матрена была женщиной простой, из волжских крестьян, она постоянно рассказывала девочкам истории из русского фольклора: о ведьмах, леших, домовых, бабках-ежках. Эти народные мотивы впоследствии легли не только в цикл рассказов о домовенке Кузеньке, но и в сборник Татьяны Александровой «Сказки старой тряпичной куклы».

Впервые рассказ «Кузька в новом доме» был опубликован в 1975 г. Татьяна нарисовала несколько иллюстраций к книге, но их не допустили к печати, поскольку она не состояла в Союзе художников. Именно в 75-м Советский Союз впервые узнал, кто придумал Домовенка Кузю. Но изданием последующих двух книг о волшебном домовом пришлось заниматься мужу писательницы - Валентину Берестову, - поскольку Александрова скончалась в 1983 г.

Кто такой Домовенок Кузя

По сюжету книги и мультфильма Кузя (или Кузьма) - это потомственный домовой, возраст которого всего-навсего семь веков. Такой персонаж, как «домовой», свойственен русской фольклорной мифологии испокон веков. Домовым славяне называли дух, который следил за порядком, оберегал их жилище от всех бед и невзгод. Домовенок Кузя - добрый и хозяйственный - сказочный персонаж, который создан в лучших традициях народного фольклора.

История создания первого мультфильма

Первое приключение домовенка Кузьки в виде мультипликационного кукольного фильма вышло на экраны в 1984 г. и называлось «Дом для Кузьки». 17 минут длилась эта забавная история, которая покорила сердца не только детишек, но и взрослых.

Т/о «Экран» после смерти Татьяны Александровой обратился к её мужу - поэту и писателю Валентину Берестову - с предложением поучаствовать в написании сценария к мультипликационному фильму по мотивам повести «Кузька в новой квартире». Берестов, конечно же, согласился - так началась история создания мультфильма. Домовенок Кузя стал мелькать на телеэкранах уже на следующий год, а т/о «Экран» приняло решение выпустить еще три фильма по мотивам книг Александровой.

В 1985 г. был создан мультфильм «Приключения домовёнка», сценарий к которому также разрабатывал Берестов, а в 1986 г. - «Сказка для Наташи». Последним фильмом из цикла стал мультик 1987 года - «Возвращение домовёнка». Два последних фильма о Кузеньке длились всего 10 минут. Также стоит отметить, что последние три фильма слабо перекликаются с оригинальными текстами повестей Александровой - съемочная группа посчитала отображение на экране первозданного сюжета слишком замысловатым для детей, поэтому сценарная группа, к которой добавилась Марина Вишневецкая, практически написала историю заново. Возможно, это стало причиной того, что первый фильм о домовом Кузьме пользуется большей популярностью, чем три последних. Все-таки слово автора должно оставаться первичным.

Съемочная группа мультфильма

Обаятельный потомственный домовой Кузьма стал популярнее своих создателей: не каждый телезритель знает, кто написал детскую книгу «Домовенок Кузя», а уж тем более фамилии людей, трудившихся над мультфильмом.

Режиссером проекта выступила Аида Зябликова, которая славилась своей страстью к многосерийным фильмам: подавляющее большинство ее мультфильмов выходили в двух и более частях («Следствие ведут колобки», «Жил-был Саушкин» и т. д.)

Художником-постановщиком цикла выступил Геннадий Смолянов, в арсенале которого числилась работа над мультфильмами «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей».

Домового Кузю озвучивал знаменитый советский актер Георгий Вицин, а колоритную Бабу Ягу - Татьяна Пельтцер.

Домовой Кузьма, благодаря книгам Александровой и талантливым мультипликационным фильмам, стал настоящим народным героем. Поэтому зрителям уже все равно, кто придумал Домовенка Кузю - они продолжают с умилением смотреть старые добрые мультфильмы и цитировать любимых героев.